рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Проблемно-тематический курс по макроэкономике рефераты

Рисунок 9. Денежное предложение при различных целях денежно-кредитной политики: MS1  -  денежное предложение при монетарной политике, направленной на поддержание неизменной массы денег в обращении; MS2 – денежное предложении при гибкой денежно-кредитной политике; MS3 – денежное предложение при допущении изменения и массы денег в обращении, и ставки процента.

Таким образом, если Центральный банк в целях снижения уровня инфляции в стране одновременно стабилизирует процентные ставки и денежное предложение, тогда увеличится количество кредитных операции, и ускорятся темпы экономического развития. 

2. Необходимыми условиями реформирования денежно-кредитной политики являются:

1.   ужесточение контроля за темпами выпуска в обращение денег и ценных бумаг

2.   проведение политики контроля за колебаниями валютного курса и привлечение иностранных банков и инвестиции

3.   активное использование таких инструментов денежно-кредитной политики, как процентные ставки по операциям Банка России, в частности уменьшение процентных ставок по выдаваемым кредитам другим банкам

4.   проведение в жизнь мер со стороны Банка России, направленных на повышение надежности российской банковской системы

5.   проведение ряда мер для снижения уровня инфляции в экономике

6.   привлечение сбережении населения для инвестирования

7.   стимулирование работы и существования российской банковской системы

3. К общим методам денежно-кредитного регулирования, активно используемым в зарубежной банковской практике, относятся и операции Центрального банка на открытом рынке. Операции на открытом рынке являются одним из главных инструментов, используемых ФРС США в осуществлении национальной денежно-кредитной политики. В операциях на открытом рынке ФРС США широко используются перекупочные соглашения как метод гарантированного финансирования. Заключая с коммерческими банками перекупочные соглашения, ФРС обязуется купить у них ценные бумаги с условием, чтобы через определенное время они совершили обратную сделку, т.е. выкупили ценные бумаги с фиксированной или плавающей скидкой к цене. В России операции на открытом рынке еще не нашли широкого применения. Кроме того, в условиях, когда источником финансирования бюджетного дефицита являются кредиты Банка России и государственный долг не оформлен ценными бумагами, операции на открытом рынке неэффективны.

Несмотря на временный кризис рынка государственных ценных бумаг, Банк России не исключает из круга используемых инструментов денежно-кредитной политики такой инструмент регулирования ликвидности банковской системы, как операции на открытом рынке. В условиях сжатия финансовых рынков и обострения проблемы ликвидности банков Банк России в сентябре 1998 года разработал положение о введении в обращение облигаций Банка России (ОБР) и начал операции с ними, в том числе Банк России предоставил банкам возможность использования указанных ценных бумаг в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты  «overnight», а также возможность проведения с ними сделок РЕПО.

Тема 9. Рынок ценных бумаг и его регулирование

  1. Государственное участие в регулировании  фондового рынка необходимо, поскольку этот  рынок является очень масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны.  Особенно  активную роль  государство  должно выполнять на начальных этапах становления рынка ценных бумаг в стране, т.к. только оно может "запустить" это  рынок  в  его  цивилизованной безопасной форме.

     Основные функции государства в регулирование рынка ценных бумаг:

    а) идеологическая  и  законодательная  (концепция  рынка, программа ее реализации и т.п.;

     б) концентрация ресурсов на цели создания рынка и его инфраструктуры;

     в) установление "правил игры" (требований  к  участникам, операционных и учетных стандартов);

     г) контроль за финансовой устойчивостью  и  безопасностью рынка (надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению,  контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);

     д) создание системы информации о состоянии  рынка  ценных бумаг и  обеспечение ее открытости для инвесторов;

     е) формирование системы защиты инвесторов  от  потерь (в т.ч. государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

     ж) предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);

     з) предупреждение  чрезмерного  развития  рынка   государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на  покрытие непроизводительных расходов государства).

     Другим аспектом роли государства на  рынке  ценных  бумаг  является то,  что оно выступает крупнейшим эмитентом (финансирование государственного долга) и инвестором  (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков),  использует инструменты рынка ценных бумаг для проведения макроэкономической политики и, в лице центрального банка, является крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.

     Российский фондовый рынок имеет исключительно сложную и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих рынок. Эта сложность объясняется несколькими причинами:

     1) смешанная модель рынка ценных бумаг (центральный  банк и небанковские  государственные органы в качестве регулирующих инстанций;

     2) активное  вмешательство  в  регулирование рынка ценных бумаг приватизационного агенства (Госкомимущества);

    Наибольшее распространение среди государственных ценных бумаг получили государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).

 Общие принципы функционирования государственных краткосрочных бескупонных облигаций были разработаны в рамках Российско-американского банковского форума. Для их реализации в Центральном банке Российской Федерации создано управление ценных бумаг, которое занимается размещением гособлигаций, операциями на вторичном рынке и расчетами между участниками рынка ГКО. В июле 1992 г. Центральный банк Российской Федерации провел конкурс среди российских бирж, победителем которого была признана Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). Ей было поручено создание и поддержание технологической части рынка ГКО - торговой, расчетной и депозитарной системы.

Государственные ценные бумаги, выпускаемые в виде срочных долговых обязательств, являются одним из инструментов управления государственным долгом.

На сегодняшний день рынка ГКО фактически не существует. 14 августа правительство приостановило выплаты по ГКО и ОФЗ, что стало одной из причин кризиса в августе 1998г.

К государственным ценным бумагам также относятся облигации государственного российского республиканского внутреннего 5%-ного займа 1990г., облигации российского внутреннего выигрышного займа 1992г., облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (облигации ВЭБ), облигации сберегательного займа (ОСЗ), облигации золотого федерального займа, облигации государственного федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), муниципальные облигации, прочие ценные бумаги.           

2. При выпуске корпоративных акций  (например, в США) номинал стоимости акций может не объявляться. Такие акций заранее имеют определенный номинал, который все знают. Выплата дивидендов происходит по заранее известному проценту.

3. Движение курса ценных бумаг и ставок процента происходит в противоположных направлениях, т.к. при повышении ставки процента спрос на деньги уменьшается, что приводит к увеличению спроса на ценные бумаги. Ценные бумаги не приносят таких процентов, как деньги, то это приведет постепенно к увеличению спроса на деньги. Снижение же ставки процента приведет к увеличению спроса на деньги.

4. Привилегированные акции предусматривают наличие у их владельцев определенных преимуществ по сравнению с владельцами обычных акций. Одно из них состоит в том, что по привилегированным акциям выплачивается предварительно установленный дивиденд. Существует два вида привилегированных акций. Первый из них - акций с фиксированным дивидендом. Эта форма привилегированных акций по своей сути близка к облигациям. Второй вид - это привилегированные акции с фиксированным дивидендом, которые предусматривают дополнительное участие в распределяемой прибыли компании - так называемых сверхдивидендов. Другой вариант таких акций предусматривает определенную доплату к фиксированному дивиденду, зависящую от величины дивиденда по обычной акции. Владельцы   привилегированных акций приобретают право голоса на общих собраниях акционеров в следующих случаях:

- по вопросам реорганизации и ликвидации акционерного общества имеют

  право голоса все владельцы акций;

- по вопросам ограничения прав владельцев акций определенного типа;

 Кроме того, существуют привилегированные акции конвертируемые (обмениваемые на обыкновенные акции), с корректной ставкой (дивиденд зависит от комбинации процентных ставок по краткосрочным государственным облигациям и финансовым инструментам), отзывные (дают право отозвать акции, т.е. выкупить их по цене с надбавкой к номиналу). Заметим, что виды привилегированных акций могут комбинироваться. Если происходит ликвидация компании, то владельцы привилегированных акций имеют преимущественное право при разделе чистого имущества фирмы. До того как происходят погашение обычных акций, владельцам привилегированных акций выплачивается сумма, превышающая их номинальную стоимость, т. е. они покрываются по рыночному курсу. Однако для акционеров, владеющих привилегированными акциями, в данном случае есть и отрицательный момент. Если при ликвидации компании имеются значительные законодательно разрешенные или скрытые резервы, то они распределяются между владельцами обычных акций, в результате чего погашение обычных акций происходит по курсу, существенно превышающему их номинальную стоимость.

Тема 10. Финансы и финансовая политика государства

1. В соответствии с этой концепцией, целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым профицитом, так и устойчивым дефицитом бюджета. Следовательно, стабильность и устойчивое развитие экономики является первоочередной задачей, а сбалансированность бюджета второстепенной задачей. Это можно объяснить несколькими причинами:

Во-первых, налоговая система такова, что налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают по мере экономического роста и процветания экономики, макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост, следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться.

Во-вторых, при определенных правах правительства в установлении налогов и создании денег его возможности финансировать дефицит бюджета практически безграничны.

В-третьих, считается, что проблемы, порождаемые государственным долгом, не столь обременительны для нормально функционирующей экономики.

Такая политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий по финансовому оздоровлению экономики, контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

Эта политика предполагает управляемость экономики и предсказуемость последствия проводимых государством мероприятий в области финансов, денег и кредита.

Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупные дефициты все-таки приводят к значительным последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран.

2. Финансовая политика – это совокупность методологических принципов, форм организации методов использования финансов.

Задач у финансовой политики очень много, вот некоторые из них:

·     реформирование естественных монополий

·     создание условий для интеграции России в мировое сообщество

·     формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат

·     создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения финансовой стабильности

·     поддержание финансовой стабильности в стране

·     создание условий для социально-экономического развития

·     уменьшение долгового бремени

·     обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств на всех уровнях власти

·     обеспечение бездефицитности федерального бюджета

·     упрощение налоговой системы

·     сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для экономического роста, включая снижение ставок процента с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики

·     продолжение работы Центрального банка РФ по совершенствованию платежной системы, включая создание новых компонентов, основанных на системе расчетов в режиме реального времени, и развитие безналичных расчетов, в том числе за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет и расширения использования платежных карт

Вот перечень наиболее основных задач финансовой политики. Даже, если исходя из этих задач, можно сделать вывод о том, что утверждение П. Самуэльсона верно, что задача финансовой политики состоит в том, чтобы обеспечивать регулирующие меры для сферы предложения «общественного товара». Но задача эта не одна. Она лишь одна из нескольких.

Тема 11. Экономическая роль налогов

1. Добиться увеличение налоговых поступлений путем уменьшения налоговых ставок, возможно. Но для этого необходим ряд условий. Это, прежде всего совершенствование системы сбора налогов, основыванной на сокращении возможностей для произвольных действий налоговых органов при одновременном повышении ответственности «недобросовестных» налогоплательщиков, создании единой системы налогоплательщиков, развитии информационных технологий. Также необходимо решить основные задачи налоговой политики:

·     значительное снижение и выравнивание налогового бремени;

·     упрощение налоговой системы;

·     минимизация издержек исполнения и администратирования налогового законодательства;

·     ликвидация налогов с оборота;

·     снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда

Частично эти задачи решаются согласно принятой и введенной в действие с 1 января 2001 г. второй части Налогового кодекса РФ. Наиболее существенные меры приняты в направлении стимулирования предприятий к начислению реальной заработной платы, с помощью введения плоской (единой) ставки подоходного налога (13%), снижение социальных начислений на фонд оплаты труда (с 1 января 2001 г. введен единый социальный налог (взнос) – 35,6%) с применением регрессивной шкалы, коренных изменений в системе налогообложения прибыли с 1 января 2002 г. за счет расширения перечня налоговых вычетов (расходов), снижения ставки налога до 24% при одновременной ликвидации всех налоговых льгот, введением специального налогового режима для малых предприятий (с 1 января 2003 г.).   

2. Во время экономического кризиса наблюдается спад производства, отрицательная динамика в развитии экономической системы, ухудшается общее благосостояние населения, наблюдается кризис в финансовых и денежных отношениях. Если во время всего этого возрастут ставки налогов, тогда они в еще большем масштабе усугубят экономические отношения. Населению и юридическим лицам просто-напросто нечем будет платить налоги. Получит развитие теневая экономика, население и организации станут скрывать деньги и денежные отношения. Снизится ответственность налогоплательщиков. У налоговых и таможенных органов увеличится работа по поводу выявления нарушений налогового законодательства, что приведет к увеличению издержек, которые нежелательны и недопустимы в условиях экономического кризиса.

Следствием повышения ставки налогов будет уменьшение доходов населения, что неизбежно приведет к снижению совокупного спроса, а значит к снижению уровня производства и ВВП.  

3. При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку в цене и являются налогами на потребителей. Основные виды косвенного налогообложения - это акцизы, налог с продаж, налог  на добавленную стоимость, а также отдельные виды пошлин и сборов. К группе косвенных налогов, помимо акцизов,  налога на добавленную стоимость и налога с продаж, следует относить также налоги, взимаемые со стоимости товаров при пересечении границы  (таможенная пошлина). Из действующих российских налогов к косвенным налогам следует относить также налог на рекламу. По своей экономической природе данный налог представляет собой налог, взимаемый со стоимости рекламных услуг, т.е. это практически акциз, но не на товары, а на услуги.

Косвенные налоги применяют преимущественно к товарам неэластичного спроса. Это вызвано тем, что к таким товарам относятся предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество, телефон), товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаш, зубная щетка), труднозаменяемые товары (электрические лампочки, бензин, билет на интересный концерт). Население не сможет обойтись без таких товаров, поэтому будет их    покупать. Следовательно, будут идти отчисления в бюджет.

4. Вопрос о том, какая должна быть налоговая политика современной России – один из самых важных политических вопросов.

 Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе ог­ромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельно­сти, ди­на­мику и структуру общественного производства, его размещение. Нало­го­вые сборы и платежи являются основным источником формирования бюд­жета госу­дарства, т. к. любому государству для выполнения своих функций не­обхо­димы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих фи­нан­совых ресурсов могут быть только средства, которые правительство соби­рает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Из этих средств фи­нанси­руются государственные и социальные программы, содер­жатся струк­туры обеспечивающие существование и функционирование самого государства.  Так же, с помощью налогообложения государство может вести экономиче­скую политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, по отно­шению к отдельным отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные меры, противодействовать господству на рынке монополистов, изымать в бюд­жет сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста цен. Нало­говый механизм выполняет также функцию перераспределения доходов граж­дан, социальной защиты низших слоёв общества, выступает регулятором лич­ных доходов населения страны. Поэтому современной России нужно произвести некоторое реформирование налоговой политики:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5