рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Проблема истины рефераты

- 20 -

достоверности безусловной, или абсолютной." (см. [14],т.1,
стр. 762-764)
Философию В.С.Соловьева нельзя рассматривать в отрыве
от философского наследия. В его произведениях сливаются
воедино специфические черты и древнегреческой, и класси-
ческой немецкой школ, и русского богословия. Но развиваясь
на новом основании, эти идеи зачастую получают и новое
звучание: "Истинному бытию, или всеединой идее, противопо-
лагается в нашем мире вещественное бытие - то самое, что
подавляет своим бессмысленным упорсвом и нашу любовь и не
дает осуществиться ее смыслу. Главное свойсво этого ве-
щественного бытия есть двойная непроницаемость: 1) непро-
ницаемость во времени, в силу которой всякий последующий
момент бытия не сохраняет в себе предыдущий, а исключает
или вытесняет его собою из существования, так что все но-
вое в среде вещества происходит за счет прежнего или в
ущерб ему; и 2) нерпоницаемость в пространстве, в силу ко-
торой две части вещества (два тела) не могут занимать за
раз одного и того же места, то есть одной и той же части
пространсва, а необходимо вытесняют друг друга. Таким об-
разом, то, что лежит в основе нашего мира, есть бытие в
состоянии распадения, раздробленное на исключающие друг
друга части и компоненты. Победить эту двойную непроницае-
мость тел и явлений, сделать внешнюю реальную среду сооб-
разную внутреннему всеединству идеи - вот задача мирового
процесса столь же простая в ощем понятии, сколько сложная
и трудная в конкретном осуществлении." (см. [16] стр. 137)
Мир "идей" Платона органически вписывается в логику всее-
динства у Вл.Соловьева :"...Уже и в природном мире идее
принадлежит все, но истинная ее сущность требует, чтобы не
только ей принадлежало все, все в нее включалось или ей
обнималось, но чтобы и она сама принадлежала всему, чтобы
все, то есть все частные и индивидуальные существа, а сле-
довательно, и каждое из них, действительно обладали иде-
альным всеединством, включали его в себя.(см. [16] стр.
141) Совершенное всеединство по самому своему понятию,
требует "полного равновесия, равноценности и равноправнос-
ти между единым и всем, между целым и частями, между общим
и единичным. Полнота идеи требует, чтобы наибольшее единс-

- 21 -

тво целого осуществлялось в наибольшей самостоятельности и
свободе частных и единичных элементов - в них самих, через
них и для них."
Во многих работах, посвященных творчеству Вл.Соловьева,
встречается имя другого известного философа, богослова,
глубокого исследователя произведений Солвьева, А.Ф.Лосева.
Наверное, можно согласиться с ним в сравнительном анализе
философских основ Вл.Соловьева и Иммануила Канта: "...Ко-
нечно, по Вл. Соловьеву, наука и вообще знание возможно
лишь только потому, что слепая текучая чувственность
оформляется априорными формами рассудка. Но все дело в
том, что априорные формы рассудка трактуются у Канта как
исключительное достояние человеческого субьекта, а у Вл.
Соловьева они являются обьективно существующими идеями.
Конечно, вещи в себе существуют и у Канта и у Соловьева.
Но у Канта они остаются навеки непознаваемыми, у Вл.Со-
ловьева изливаются в конкретный чувственный опыт человека
и его оформляют. Поэтому Кант - метафизический дуалист,
Вл.Соловьев же - строжайший диалектический монист. Также и
сфера разума привлекается и у Канта и у Вл.Соловьева ради
учения о полноте человеческого знания. Но опять-таки у
Канта идея разума не имеет для себя никакой обьективной
интуитивной предметности; и поэтому разум, по Канту, рас-
падается на противоречие и имеется целая наука, которая
разоблачает эти противоречия разума, которую Кант называет
диалектикой и ее основную функцию видит в том, что она яв-
ляется "разоблачительницей иллюзий". У Вл.Соловьева здесь
все наоборот. Разум у него действительно требуется для за-
вершения и полноты знания, но идеи этого разума даются че-
ловеку интуитивно, так что возможная здесь диалектика
только открывает человеку сферу высшего познания."
(см. [17] стр. 53-54)
Для пониманния того, как решается проблема истины у Вл.
Соловьева, необходимо понять, какими философскими катего-
риями он оперирует, на какие предпосылки опирается. Для
этого опять обратимся к работе А.Ф.Лосева. "...с устано-
вившейся точки зрения совершенно нет никакой разницы между
сущим и бытием. То, что понимает сам Вл.Соловьев под этиим
терминами, совершенно ясно и едва ли заслуживает какой-ли-

- 22 -

бо существенной критики. ...Сущее, по мысли Вл.Соловьева,
выше всяких признаков и свойств, выше всяких предикатов и
вообще выше всякой множественности. ...Классический образ
мышления требовал равноправного существования также и для
множественности, раздельной, понятной и далекой от превра-
щения в абсолютно непознаваемый нуль, в абсолютное ничто.
Вот это раздельное, доступное пониманию, структурное, от-
носительное, обьединяемое в отдельные относительные единс-
тва, Вл.Соловьев называет бытием в отличие от сущего. Все
дело заключается здесь в том, что должна же существовать
какая-нибудь вещь, если мы ей приписываем какие-нибудь
признаки. Но если она действительно существует, то она вы-
ше своих признаков. По терминологии Вл.Соловьева,эту вещь
и надо называть не просто суммой признаков, или бытием, но
тем, что является носителем зтих признаков, а именно су-
щим, которое в сравнении со всеми своими признаками есть
уже сверхсущее. Отрицать такое "сверхсущее" - значит, по
Вл.Соловьеву, просто отрицать существование вещей, а зна-
чит, и всего мира."(см. [17] стр. 60-61) Таблица катего-
рий, при помощи которой философ хочет резюмировать свою
теорию цельного знания, является большим достижением в
творческой эволюции Соловьева. Философ избегает здесь про-
тиворечивости благодаря тому, что из всех своих триад ос-
танавливается только на одной - сущее, бытие, сущность.
Это же самое тройное деление он представляет еще и в таком
виде: абсолютное, логос, идея. Поскольку, однако, цель-
ность предполагает существование всего во всем, то в каж-
дой из этих трех категорий снова повторяются те же самые
три категории

!-------------!---------------!---------------!----------!

! ! сущее ! бытие ! сущность !
! ! (абсолютное) ! (логос) ! (идея) !

!-------------!---------------!---------------!----------!

! абсолютное ! дух ! воля ! благо !
! логос ! ум ! представление ! истина !
! идея ! душа ! чувство ! красота !

!-------------!---------------!---------------!----------!
"...Сущее как таковое, или как абсолютное, есть дух,

- 23 -

как логос оно есть ум и как идея оно есть душа. Вторая ос-
новная категория, а именно бытие, взятое как абсолютное,
есть воля, как логос оно есть представление и как идея оно
есть чувство. Такое же тройное деление находим мы и в сфе-
ре сущности. А именно сущность как абсолютное есть благо,
как логос она есть истина и как идея она - красота."
(см. [17] стр. 117-119). Истина (и не только с точки зре-
ния Вл.Соловьева) есть стнтез ума и представления.Истина,
по Вл.Соловьеву, для нас возможна " только в том случае,
если мы будем признавать всю действительность, беря ее в
целом, то есть максимально обобщенно и максимально конк-
ретно. Это значит, что истина есть сущее, взятое и в своем
абсолютном единстве и в своей абсолютной множественности.
Другими словами, истина есть сущее всеединое" (см. [14]
стр. 295). "...истина заключается прежде всего в том, что
она есть, то есть что она не может быть сведена ни к факту
нашего ощущения, ни к акту нашего мышления, что она есть
независимо от того, ощущаем ли мы ее или нет. Познание во-
обще есть относительное бытие субьекта и предмета или вза-
имоотношения обоих, смотря по тому, какой из двух терминов
преобладает, это отношение (познание) является в форме
ощущения или же в форме понятия. Но отношение предполагает
относящихся, и безусловная истина определяется прежде все-
го не как отношение или бытия, а как то, что есть в отно-
шении, или как сущее."(см. [14],т.1, стр. 691)
По Вл.Соловьеву, если существует формальная логичность
непосредственного факта, то это значит, что есть нечто уже
не только формальное, но и содержательное. И если есть
субьективная логичность, то, следовательно, есть и обьек-
тивная разумность. Нельзя мыслить субьекта без обьекта, и
нельзя мыслить субьективной логики, по мнению Вл.Соловь-
ева, без обьективно и творчески действующего разума. Кроме
того, поскольку действительность бесконечна, то бесконечен
и творческий разум, ее отражающий, а поскольку наше мышле-
ние не сразу достигает истины, то оно всегда есть творчес-
кое движение.
На вопрос, что есть истина, Вл.Соловьев дает следующий
ответ: 1) истина есть сущее, или то, что "есть"; но мы
часто говорим "есть" обо многих вещах, но многие вещи сами

- 24 -

по себе не могут быть истиной, потому что если они разли-
чаются друг от друга, так что одна вещь не есть другая, то
каждая в своем различии от другой не может быть исти-
ной,...- они могут быть только истинны, то есть поскольку
все они причастны одному и тому же, которое и есть истина.
Итак, сущее 1) как истина не есть многое, а есть единое.
...Единое, как истина, не может иметь многого вне себя, то
есть оно не может быть чисто отрицательным единством, а
должно быть единством положительным, то есть оно должно
иметь многое не вне себе, а в себе, или быть единством
многого; а так как многое, содержимое единством, или мно-
гоев одном, есть все, то, следовательно, положительное,
или истинное, единое есть сущее, содержащее в себе все,
или существующее как единство всего. Итак, 3) истинно су-
щее, будучи единым, вместе с тем и тем самым есть и все,
точнее, содержит в себе все, или истинно-сущее есть всее-
диное." Таким образом, полное определение истины выражает-
ся в трех предикатах: сущее, единое, все.(см. [14],т.1,
стр. 698-702)
Позиция Вл.Соловьева существенным образом отличается от
позиции Иммануила Канта по проблеме истины (в силу природы
человеческого разума), то по Вл.Соловьеву, разум не распа-
дается на противоречия. Он служит для завершения и полноты
знания, и идеи этого разума даются человеку интуитивно.
Идеей всеединства человек проиобретает связь со всей все-
ленной, становясь ее частью, и в то же время имея ее и в
себе.












- 25 -




 _ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..

Подводя итог данного реферата, можно сказать, что проб-
лемы, касающиеся определения критериев истины, законов и
формы мышления интересовали людей с глубокой древности. И
первым из известных нам философов, у кого эта проблематика
приобретает особое философское звучание, является Аристо-
тель. Классифицировав и обобщив методы познания в науке,
Аристотель создает учение о формах постигающего истину
мышления, то есть логику. Разум человека рассматривается
как особый механизм. Лишь применение законов логики позво-
ляет ему приблизиться к истине. По Аристотелю, для приме-
нение науки логики необходимо опираться на непреходящее
бытие. У Аристотеля истина рассматривается как высшая фор-
ма бытия. Человек, постигая истину, приближается к совер-
шенному бытию.
В дальнейшем историческом развитии учение Аристотеля
стало источником многочисленных школ и направлений. После
опубликования трудов Иммануила Канта, достаточно ясно вы-
рисовывается следующее направление философской мысли: ис-
тина носит "субьективный" характер, основное внимание при
исследовании проблемы истины следует уделять познанию са-
мого человека, законов его разума. Как достаточно убеди-
тельно показано Кантом, не может существовать всеобщего
критерия истины. Все, чем располагает человек (и в этом
Кант соглашается с Аристотелем) - это формальные законы
логики. Но Кант утверждает, что эти законы строятся на ос-
новании априорных форм рассудка. Им впервые было устранено
противоречие, заведшее в тупик философию того времени. Яв-
ляются ли человеческие знания продуктом чувственного восп-
риятия, или же это - плоды умственной деятельности? Пред-
ложенная Кантом концепция постижения человеком окружающего
мира на основе априорных форм рассудка позволила выйти из
этого тупика. В дальнейшем практически любое исследование
в данной области так или иначе опиралось на разработанную
Кантом теорию. Например, Вл.Соловьев принимает как дости-

- 26 -

жение разработку эстетики у Иммануила Канта. Но нравствен-
но-религиозная направленность творчества Вл.Соловьева зас-
тавляет рассматривать те же проблемы с несколько иной
точки зрения. По Вл.Соловьеву, знание возможно лишь пото-
му, что чувственность оформляется априорными формами рас-
судка. Но априорные формы рассудка трактуются у Канта как
исключительное достояноие человеческого субьекта, а у
Вл.Соловьева они являются обьективно существующими идеями.
Конечно, вещи в себе существуют и у Канта и у Вл.Соловь-
ева. Но у Канта они остаются навеки непзнанными, у Вл.Со-
ловьева они изливаются в конкретный чувственный опыт чело-
века и его оформляют. По Вл.Соловьеву, разум требуется для
завершения и полноты знания, но идеи этого разума даются
человеку интуитивно, так, что возможная здесь диалектика
только открывает человеку сферу высшего познания.
Истина, по Вл.Соловьеву, возможна только в том случае,
если признавать всю действительность, беря ее в целом, то
есть максимально обобщенно и максимально конкретно. Это
значит, что истина есть сущее, взятое и в своем абсолютном
единстве и в своей абсолютной множественности. Другими
словами, истина есть сущее всеединое.
Таким образом, в историческом и философском плане у
данных авторов наблюдается преемственность, углубление и
расширение взгляда на проблему истины. Как мне кажется,
Аристотель, И.Кант и Вл.Соловьев занимали ключевые позиции
в развитии философского знания по проблеме истины. Им при-
надлежит заслуга в определении и условиях применения кри-
териев истины, носящих всеобщий и частичный характер. Исс-
ледование Аристотелем формальных, "обьективных" законов
мышления привело к созданию науки логики, неизменной и по
сей день. Обращение И.Кантом внимания иа законы и формы
постигающего истину мышления, привело к идее непознавае-
мости "вещей в себе", о невозможности дать всеобщий крите-
рий истины. Наконец, последним из рассматриваемых нами фи-
лософов - Вл.Соловьевым, была сделана попытка взглянуть на
проблему истины с нравственных позиций. Его принцип всее-
динства устраняет кантовскую непознаваемость "вещей в се-
бе" и, связывая человека со всей Вселенной, открывает ему
безграничные просторы познания.

- 27 -
ЛИТЕРАТУРА.


К главе 1.
[1]. Аристотель. Сочинения. М., "Мысль", 1975 г.
[2]. З.Г.Антипенко. "Диалектика истины и красоты в фи-
     лософском наследии Платона и Аристотеля".
     М., АН СССР, 1983 г.
[3]. К.А.Сергеев, Я.А.Слинин. "Диалектика категориаль-
     ных форм мышления". ЛГУ, 1987 г.
[4]. В.А.Бочаров. "Аристотель и традиционная логика.
     Анализ силлогистических теорий." М., МГУ, 1984 г.
[5]. Р.А.Луканин. ""Органон" Аристотеля".
     М., "Наука",1984 г.
К главе 2.
[6]. Кант И. Сочинения, М., "Мысль", 1964 г.
[7]. И.П.Фарман. "Теория познания и философия культуры".
     М., "Наука", 1986 г.
[8]. Н.К.Вахтомин. "Теория научного знания Иммануила
     Канта." М., "Наука", 1986 г.
[9]. С.И.Попов. "Кант и кантианство." МГУ,1961 г.
[10]. Шашкевич П.Д. "Эмпиризм и рационализм в философии
     Нового времени" М., "Мысль", 1976 г.
[11]. Нарский И.С. "Кант". М., "Мысль", 1976 г.
[12]. Асмус В.Ф. "Иммануил Кант ".
     М., "Наука", 1973 г.
К главе 3.
[13]. В.С.Соловьев. "Философия искусства и литературная
     критика." Москва, "Искусство", 1991 г.
[14]. В.С.Соловьев. Сочинения в 2-х т.
     М., "Мысль", 1988 г.
[15]. В.С.Соловьев. Статьи из энциклопедического слова-
     ря Ф.А.Брокгауза - И.А.Евфрона.
[16]. Вл.Соловьев. "Русский космизм".
     Москва, "Педагогика-пресс", 1993 г.
[17]. Владимир Соловьев. "Смысл любви".
     Москва, "Современник", 1991 г.
[18]. А.Ф.Лосев. "Вл.Соловьев". М., "Мысль", 1983 г.
[19]. "Вопросы философии". 1989 г., 6.


Страницы: 1, 2, 3