рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Проблема человека в творчестве В.С. Соловьева рефераты

23

человека, т.е. человечества в целом, то человек-бог есть Вселенская Церковь.

Проблема любви во все времена и у всех народов была в центре философской мысли. В России глубокое теоретическое осмысление «любви» было сделано именно В.С.Соловьевым. Он возвел Любовь в ранг универсального вселенского Начала. «Без любви нет ни жизни, ни смысла существования, ни Бога, ни Человека».

Арсений Гулыга в предисловии к первому переизданию трудов В.Соловьева назвал «миросозерцание Соловьева философией Любви». Стихи Соловьева подтверждают это:

Смерть и Время царят на земле, -

Ты владыками их не зови;

Все, кружась, исчезает во мгле,

               Не подвижно лишь солнце любви.

В.Соловьев решил грандиозную философскую задачу – всестороннее обоснование космической сущности любви. Труд его «Смысл любви» - изложение сути учения философа: в предписанных высшими космическими законами требуется такое сочетание двух данных органических существ, которое создало бы одну абсолютно идеальную личность, способную в своей абсолютной целостности преодолевать эгоизм, от природы присущий всему живому, особенно человеку. Это «пафос любви». Он ничего не имеет общего с продолжением рода, особенно когда удовлетворяется эгоистичная потребность личного чувственного наслаждения. И не имеющие никакого отношения к продолжению рода Любовь Данте к Беатриче и Петрарки к Лауре ( эпоха возрождения) являющимися образцами «пафоса любви». Примеры породившие в жизни человечества подвиги возвышенного, интеллектуального, личностного. Отталкиваясь от «пафоса любви» Соловьев дает всестороннее обоснование космической сущности любви. Человеку только кажется, что он источник «Эроса», на самом деле он имеет вселенско космическое происхождение. «Эрос» (сексуальная энергия) рассеяна в «…звездно-вакуумном и информационно-энергетическом мире, взаимодействуя в прямом смысле со вселенной . Конкретные индивиды – мужчины и женщины – лишь временно аккумулируют и ретранслируют то, что в природе существует извечно».

Космизированный  образ любви получает у Соловьева образ «вечной женственности», символе Софии – Премудрости Божьей, которая лучезарным светом разливается по всей вселенной. В отличие от философского «всеединства» София-Премудрость доступна только исключительным в чувственном восприятии людям и только в момент экстаза. Соловьев трижды  за свою жизнь соприкоснулся с ней: в юности 9-ти летним отроком, в Британском музее, откуда по ее зову сорвался в Египет, и в пустыне, чуть не погибнув от бедуинов. Он увидел яркий свет, сливавшийся с зарей, неподвижные, полные огня очи и их сияние, как

24

первые лучи зари идущего дня.

Софийность как символ любви к Богу, Миру, Человеку всегда была знаменем русского народа. Слиться с образом Богородицы – Пречистой Девы Марии, избравшей Россию своим домом, она и сейчас обогревает сердца русских, вселяет надежду на защиту. Софийские соборы – главные храмы в главных городах древней Руси – Киеве и Новгороде – навечно закрепили своей и рукотворной и «…нерукотворной красотой покровительство и сбережение со стороны высших космических начал, воплощенных в Софии-Премудрости».

3.  Заключение. Значение наследия В.С.Соловьева.

С эпохи М.С.Горбачева заговорили о «плюрализме» и сейчас это понятие необходимо, но только не в смысле «лебедь, рак и щука». Нужны множественность усилий, знаний, мнений устремленных к одной цели. «Такой разумный плюрализм с оглядкой на других и на «общее дело» испокон веку назывался в России соборностью». Без этого исконно русского понятия философия В.С.Соловьева не сложилась бы в систему, не была бы «самородком» в развитии отечественной философской мысли. В идеи соборности выразилось органическое единство общего и индивидуального. Значение трудов Соловьева прежде всего в этом упорном напоминании нам, живущим во время угрозы распада России, о значении «соборности» в становлении России как самобытного государства. Через «соборность» он пришел к идее всеединства и затем к теме «Богочеловечества». Эта тема в христианстве неисчерпаема – тема человека как Абсолюта. В идеале человек – это прообраз совершенства, совершенство Абсолюта. В.С.Соловьев, следуя древней русской традиции, перевел разговор в область этики. Для нас это теперь звучит, как призыв верить в идеал, т.е. в полную возможность и необходимость построения достойного человека общества. Нравственное усовершенствование должно стать жизненной программой  каждого человека во имя общего дела – возрождения нашей отчизны.

Им была разработана основа философского принципа всеединства, оригинального и глубокого, как отечественная, обогатившая мировую философскую мысль. Он развил тенденцию к синтезу философии и богословия, рационального и иррационального типов философствования, единение западной и восточной культурных традиций.

В обществе идея всеединства раскрывается как божественный союз, как Вселенская Церковь, объединяющая людей вне зависимости от национальности, снимающая противоречия, устройства на земле «Царства Божьего» представляющего собой нравственный порядок. В вопросе

25

становления национализма в России он занимал крайне негативную позицию. Резко осуждал еврейские погромы, оставил нам пример межнациональной терпимости. В наше время это достойный уважения пример, значение которого трудно переоценить. Залогом всеединства служит союз католической и православной церквей, к которому он так доказательно призывал. Это не только пример взаимной веротерпимости, но и результативности такого единения.

В.С.Соловьев был человеком со странностями, «не от мира сего», мог отпугивать, даже внушать неприязнь. «Он носил порой несвойственные ему личины…, кликушествовал по поводу грядущего. Но сквозь личины проглядывал лик – ищущего моралиста, сквозь личины пробивался свет – вечного не уходящего за человеческий горизонт солнца любви, который освещает путь не только от человека к человеку, но и к всему человечеству – к добру, красоте, истине». По его пониманию Христос это и есть истина в ее предельно человеческом понимании. В Христе «обитает вся полнота Божества телесно» и понимание истины – это его присутствие ( «вообразился во всех и во всем») «…Христа в нашей личной и общественной деятельности». Перед каждым поступком необходимо вызвать в душе своей нравственный образ Христа, сосредоточиться в нем и спросить себя: мог ли Он совершить этот поступок, одобрил ли Он его, благословит меня или нет на это свершение. Предлагая эту проверку всем, Он примет ваше бремя сомнений и тревоги «…не для того чтобы развязать вам руки для всякой мерзости, а для того, чтобы вы оперевшись на него, могли удержаться от зла и стать проводником его несомненной правды». Вот связь человечества через «телесность Божества» с абсолютом. Ходить по всюду, делать все имея в себе Христа – путь совершенствования человечества, решение проблемы человека в философии Соловьева. Так он видит путь к богочеловечеству.

Такая жизнь в вечном стремлении к Божеству требует постоянной работы души и мысли, что составляет истинную духовность человека, основу его нравственности, его достоинства. «Если вернуться к высоким материям, то философия всеединства представляется той темой, которой предстает большое будущее, может быть уже в 21 веке.

Сейчас повсеместно наблюдается возрождение религиозных настроений. Не в последнюю очередь как реакция на насильственное внушение антирелигиозного сознания. Нравственные ценности существуют в большей степени не в рамках религии, а в исторических процессах развития религиозных систем, откристаллизовывая в себе события, явления, жизнь времени. Поэтому обращение к религии – это канал для возрождения нравственных ценностей. Здесь больше всего совершается некая мифологизация массового сознания, что имеет глубокие психологические и культурные корни. Советская антирелигиозная пропаганда вела агрессивную, «ударную» политику и достигла того уровня, когда возникший обратный процесс выразился в бурном росте религиозности, к выросшему интересу

26

к русской религиозной философии. Здесь наблюдаются перекосы, но,  главное, возрождение религии как нравственности, должно повлечь за собой и возрождение общекультурных ценностей, и основное – возрождение традиций воспитания человека. В России они всегда были определенны: это прежде всего дисциплина, которая сейчас повсеместно погибла. Надежда что не навсегда. Здесь философия Соловьева на переднем крае, а его последователи, блестящие умы, сгустки морали, гордость нации – Н.А.Бердяев,  Е.Н.Трубецкой,  В.В.Розанов,  С.Л.Франк,  Л.П.Карсавин,  Н.О.Лосский, русский «Леонардо да Винчи» - П.Флоренский,  А.Ф.Лосев и др. последователи  его идей и деяний.

Сам образ ученого притягателен. Кроме могучего ума, блестящей эрудиции он обладал удивительной цельностью. Он шел упорно и уверено по пути мыслителя и просветителя. Он «…жил в чужом  монастыре, не расставаясь со своим уставом». Это видно и в больших основных его трудах, где выразилась философская суть, и в статьях на событие времени, некрологах, стихах, энциклопедических статьях, письмах. Знакомство с его творчеством  обогащает если не через религию (мы все-таки атеисты), то через возрожденный им интерес религиозной морали, нравственным основам наших предков. Обеспечить человеческое отношение к прошлому, это сохранить в человеке человеческое, это значит бороться за человека. Спасал Россию всегда человек знающий, думающий, тонко чувствующий. Человек философ и великий созидатель. Такие, как Андрей Рублев, Сергей Радонежский. Создатели духа. Почему же не быть им и В.Соловьеву, с его философией всеединства и стремлением к богочеловечеству.

Направленность его философской деятельности была в меньшей степени теоретической. Он не занимался только решением определенных задач в антологии и гносеологии, а стремился создать систему органически пропитанную «нравственным элементом», обосновать единство мира и человека, чувствительности и разума, этики и эстетики. Он видел свое назначение в проповеднически-реформаторской миссии обновителя религии, а через нее всей общественной жизни и духовного совершенствования человека. Этот идеализм Соловьева основан не только на возвышенном вероучении, но и на простых разумных доказательствах, взывающих к научной совести людей, их добросовестности, стремлении перестроить жизнь для торжества истины, добра, красоты воплощающихся в любовь. Этим нравственным понятием жив русский человек и «…научный атеизм не вытравил духовную силу нации, идейно-творческий потенциал» развивать его сейчас это значит изучать,  сохранять, осознавать и прочувствовать все духовное завоевание прошлых столетий.

Как в свое время брат философа, наша современница, философ Рената Гальцева говорит: «У истоков «Золотого века» русской философии стоял В.Соловьев, также как у истоков русской литературы Пушкин. …и тот и другой оказались не только истоком, но и вершиной порожденного ими движения. Им обоим был присущ тот универсализм духа, которому доступен

27

прекрасный прообраз мира как всеединства: отдельные начала – разум и воля, личное и всечеловеческое, истина и свобода – находят тут свое место, гармонически восполняя друг друга; эту же панораму открывала их собственная душа».

Сейчас мы слышим соловьевское слово во всем его размахе, бесстрашном и страстном от любви к России, его надежду, что Отечество со временем все поймет и все оценит.

 

 

                                    

                                                                

                              


СХЕМА      СВЯЗИ      ИСТИННО      СУЩЕГО

Подпись: Мир божественный:
Сфера чистых духов
Сфера умов
Сфера души

 


                                                                                                

                                                                                                                                                           В полной

Творец                  Абсолют                       Идеальный космос               Космический разум

(сущее с

безусловным

содержанием)                                                    БОГ                            Сущность

                                                                                                         (сверхбытийное положи-

     Импульсы                          «Другое бога» (слово)                    тельное всеединство)

(энергийно-волевой               Целостность божественного

принцип)                                 существа в двух единствах  

Идея всеединства                              Первое единство                                Второе единство

Особая организующая

сила всеединства

 
                                                                                                                                                       солидарности 

Овал: Потустороннее
Царство разум
ных идей.

 


                                                        Производящее (вечно действую-        Произведенное единство.

Живая и деятельная душа и ее

производное – единичное, ор-

ганизация тела. Идеальный че

ловек вечно заключенный в

ХРИСТЕ.(ВТОРОЙ АДАМ)

СОФИЯ – начало человечест

ва и идеальный человек.

 

Единство божественного твор-

ческого слова  ЛОГОС.

Собственно Божественное действующая сила. ХРИСТОС- собственно божест

венное существо.

 
                                                        щее) Единство как начало.                  Единство явлений.

 


                                                         ПОЛНЫЙ   БОГ                                                    ПОЛНЫЙ   ЧЕЛОВЕК

 


Состоит из Монад –

- Эманации идеи

 
ХРИСТОС  - И ЛОГОС  И СОФИЯ.

                                                                                                                    Его образ не только идеал, к которому должен стремиться

                                                                                            каждый человек, но и высшая цель всего исторического

                                                        процесса.

 


                                                                                          Энергия на мир

 


Субстационная  премудрость Бога.  Материя  божества.

Тело божье.   Творение  или видимая действительность. Реальный мир.

Теур природы – ЧЕЛОВЕК – центр всеобщего сознания природы. Сочетание всех

противоположностей, сходящихся к безусловному и условному: божественное

ничтожество. Посредник между Богом и природой.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4