рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Принципы организации и деятельности суда рефераты

Реферат: Принципы организации и деятельности суда

Волжский университет им. В.Н. Татищева

Юридический факультет

Контрольная работа

по «Правоохранительным органам»

студента 1-го курса группы ЮЗС-101

Короткова Станислава Юрьевича

Тема: «Принципы организации и деятельности суда»

Научный руководитель: Рогова Нина Геннадьевна

Тольятти 2003

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…………………3

1.ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ. ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ……………........…4

2.СОСТАВ СУДА………………………………………………………….…………………..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..………………………………………………………………………12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………. ……..14


ВВЕДЕНИЕ

Термин “судебная власть” употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть – это суд, систем соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. В ряде случаев можно встретить рекомендации “обратиться к судебной власти” для защиты тех или иных интересов, разрешения спора и т. д. Глава 7 Конституции Российской Федерации, носящая название “Судебная власть”, содержит статьи, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности.

Судебная власть – вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть – это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова “власть” истолковывается в основном значении как “право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования”, “право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо”, “могущество, господство, сила”.

Анализируя понятие “судебная власть” К.Ф. Гуценко пишет: “Будет ошибкой сведение судебной власти к суду, как государственному органу… властью является то, что данный орган может и в состоянии сделать. По существу, это полномочия, функция, но не исполнитель”. В.И. Швецов считает, что, “исходя из семантики слова, “власть” следует понимать не как орган или систему органов, ее осуществляющих, а как право, основанную на законе возможность этих органов выполнять определенные действия и само выполнение этих действий”

Основными источниками сведений, необходимых для выполнения данной работы, являются законодательные акты Российской Федерации - Конституция России 1993 г., Федеральный закон о Конституционном суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г., некоторые постановления Конституционного суда РФ, а также статьи и работы известных ученых – юристов.

Судебная власть в России принадлежит только судебным органам. Ее осуществляет только суд. Понятие « суд » применяется в различных значениях: и как здание, в котором размещается соответствующее учреждение и как состав суда, принявший решение по конкретному делу, и т.д.

Суд, реализующий судебную власть, - только государственный орган. Иные организации, в названии которых содержится слово  « суд » (например, суды чести в Вооруженных Силах), судебной властью в том смысле, который заложен  в Конституции России  и в соответствующих законах, не обладают и судами не являются.

Существует три вида Федеральных судов:

1.  Конституционный Суд РФ.

2.  Федеральные суды общей юрисдикции.

3.  Арбитражные суды.

Конституционный   Суд  РФ  в  Российской  Федерации  единственный судебный орган конституционного контроля.

В систему федеральных судов общей юрисдикции входят Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и об­ластные суды, суды городов федерального значения, суды ав­тономной области и автономных округов, районные (городские) суды, военные и специализированные суды.

Система арбитражных судов состоит из Высшего Арбит­ражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

Суды субъектов Российской Федерации, их соот­ношение с федеральными судами

К судам субъектов Российской Федерации относятся: кон­ституционные (уставные) суды субъектов Российской Федера­ции и мировые судьи.

Конституционный (уставный) суд создается субъектом Рос­сийской Федерации. Это аналог Конституционного Суда РФ, но на другом уровне.

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции. В отличие от конституционного (уставного) суда субъекта Рос­сийской Федерации порядок судопроизводства, осуществляе­мого мировыми судьями по уголовным и гражданским делам, устанавливается УПК и ГПК, а в части, касающейся осущест­вления правосудия по делам об административных правонару­шениях, — и законами субъектов Российской Федерации.

1.ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ. ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.

Правосудие – это форма, составляющая деятельность, которая заключается в рассмотрении и разрешении судебного заседания отнесённого к компетенции суда гражданского, уголовного и иных дел. Правосудие осуществляется специальным на то органом – судом.

Отправлением правосудия занимается только суды, которые перечислены в законе “О судебной системе”.

Правосудие осуществляется в определённой законом процессуальной форме или в особом процессуальном порядке. Порядок рассмотрения и разрешения дел судебными органами, определяется процессуальным законодательством. Правосудие осуществляется путём рассмотрения судебных заседаний в гражданском, уголовном и иных делах.

Гражданские дела – это дела по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых, административных и иных правоотношений, а также дела особого производства.

Уголовные дела – это дела о преступлениях, предусмотренных уголовным кодексом РФ.

Иные дела – об административных правонарушениях.

Принцип – основное, исходное положение в науке. Принцип правосудия – это закреплённые в Конституции РФ и иных нормативных актов, основных руководящих положений общего характера, которые выражают сущность правосудия и служат выполнению задач, стоящих перед судом.

В совокупности принципы образуют тот каркас, который слу­жит опорой для всех конкретных законодательных предписа­ний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не  могут противоречить принципам, поскольку последние в боль­шинстве своем закреплены в законах, имеющих высшую юри­дическую силу — Конституции РФ и федеральных законах. Они также берут свои истоки и в других высокоавторитетных актах — Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. Декларации прав и свобод человека и граж­данина от 22 ноября 1991 г.

В отличие от конкретных законодательных предписаний спе­цифика положений, именуемых принципами (основами), состо­ит также в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов, которые, создавая новые законы или корректируя их, должны считаться с существующими демо­кратическими требованиями или традициями в той или иной сфере, в частности в сфере организации и деятельности право­судия.

Принципы правосудия имеют ряд признаков:

-     все принципы закреплены в законах (Конституция РФ 30 ст.; федеральный конституционный закон “О судебной системе”; федеральный закон “О статусе судей”);

-     принципы правосудия представляют собой наиболее общие правила, закрепляющие организацию судебных органов и основу их деятельности;

-     принципы правосудия носят руководящий характер;

-     принципы правосудия образуют единую систему, в которой они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

Рассмотрим наиболее важные принципы более подробно.

1.Законность.  (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ : «Органы государственной власти, органы мест­ного самоуправления, должностные лица, граждане и их объ­единения обязаны соблюдать Конституцию Российской Феде­рации и законы».)

В наши дни законностью принято считать неуклонное со­блюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных нормативных актов всеми госу­дарственными и негосударственными учреждениями и органи­зациями, должностными лицами, гражданами. К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах Федерации конституции и уставы, другие законо­дательные акты. Все они должны соответствовать предписани­ям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конститу­ции РФ или закону, применяться не могут. Федеральные зако­ны обязательны исполнению на всей территории Российской Федерации. Соответственно акты, издаваемые органами субъ­екта Федерации, действуют на территории данного субъекта. Если суд при разбирательстве конкретного дела установит, что какой-то акт государственного или иного органа противоречит закону, то он вправе принять решение, руководствуясь не этим актом, а законом.

Таковы конституционные положения, лежащие в основе прин­ципа законности, который по праву считают универсальным, поскольку он должен реализовываться во всех сферах госу­дарственной жизни и деятельности. При характеристике этого принципа важно знать, что он конкретизирован и развит во многих законодательных актах и ряде международных согла­шений, обязательных исполнению на территории Российской Федерации.

Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности тесно связан с не­уклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства гражданских и уголовных дел. Там, где нет такого соблюдения закона, нельзя говорить о правосу­дии.

2.Осуществление правосудия только судом.  (Ст. 49 , ст. 118 Конституции РФ, ст. 13 УПК: «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом»).

Таким образом,  только суд, дей­ствующий на основании предписаний закона, может признать человека виновным и назначить ему уголовное наказание. При­менительно к отправлению правосудия по гражданским делам, осуществляемому общими, арбитражными и военными судами, положение, содержащееся в ст. 118 Конституции РФ, тоже кон­кретизируется в ряде других законов, в первую очередь в ГПК и АПК.

Круг органов, уполномоченных вершить правосудие, четко ограничен названными выше законами. К ним отнесены Вер­ховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные суды и высшие арбитражные суды республик, краевые, област­ные, городские суды и арбитражные суды, суды и арбитраж­ные суды автономной области и автономных округов, районные (городские) народные суды, военные суды. Этот перечень явля­ется исчерпывающим. 

Требование, чтобы данный вид государственной деятельнос­ти выполнялся только судами, имеет в виду также то, что акты правосудия (приговоры или иные судебные решения), которые после вступления в законную силу приобретают общеобяза­тельное значение, подлежат неуклонному проведению в жизнь. Отменять или изменять их вправе лишь вышестоящие судеб­ные органы с соблюдением строгих процессуальных правил и гарантий, ограждающих права и законные интересы граждан, а равно правомерные интересы общества и государства.

3.Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда (Ст. 18, 45, 47, 119, 121, 123 Конституции РФ).

Суть принципа: суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские и уголовные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен и беспри­страстен. Это положение вытекает из анали­за предписаний Конституции РФ и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных меж­дународных документов. К числу последних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах: «Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязан­ностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона» ( в ч. 1 ст. 14 ).

4.Независимость судей, присяжных и народных заседателей и подчинение их только закону (ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 Ф.К.З. “О судебной системе”, ст. 7  ГПК, ст. 16 УПК).

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам. Суть принципа состоит в стремлении обеспечить такие условия, в которых суд смог бы иметь реальную возможность принимать ответственные решения без постороннего вмешательства, без какого-то ни было давления, на прочной основе предписаний закона.  Реализацию принципа независимости определяют правовые, экономические и политические  гарантии судей, закреплённые законом:

-     Процессуальным законом предусматривается особая процедура рассмотрения и разрешения дел;

-     Запрещается вмешиваться в деятельность по осуществлению правосудия. Есть глава в Уголовном кодексе РФ по нарушениям в сфере осуществления правосудия;

-     Несменяемость судей (ст. 121 Конституции РФ) – после наделения полномочиями, деятельность судьи не ограниченна определённым сроком. Исключения: судьи Конституционного суда РФ на 12 лет, не переизбираются. Мировые судьи назначаются на 5 лет. Военные судьи гарнизонных судов и судьи районных судов избираются 1-ый раз с испытательным сроком на три года;

-     Судьи не подлежат переводу на другую должность или в другой суд без их согласия;

-     Предоставлен исчерпывающий перечень для прекращения и приостановления деятельности судей (ст.13,14 “Закон о статусе судей”);

-     Право судьи на отставку. Это почтительный уход или удаление судьи с должности, все льготы сохраняются;

-     Неприкосновенность судей (ст. 122 Конституции РФ). Уголовное дело может быть заведено только генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим обязанности при согласовании с коллегией;

-     Система органов судебного сообщества создана для выражения интересов судей (Всероссийский съезд судей, совет судей областного и равного ему судов).

Экономические гарантии судей:

-     Право на получение высокой зарплаты.

-     Достаточно продолжительный отпуск (30 дней).

-     Оплата стоимости проезда до места отдыха и обратно.

-     Нуждающийся в жилищной площади судья имеет право на предоставления жилья в течение 6 месяцев вне очереди. Право на жилую дополнительную площадь, 20 к.м., в виде отдельной комнаты.

-     Во внеочередном порядке телефон и место в детском саде.

-     На территории города всеми видами общественного транспорта имеет право пользоваться.

-     Судьи и члены их семей имеют право на бесплатное медицинское обслуживание (своя поликлиника), санаторно-курортное лечение.

Политические гарантии судей:

-     Запрет на политическую деятельность, вступление в политические партии, оказывать политическим движениям материальную или иную помощь.

5.Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ:

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод челове­ка и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного поло­жения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также дру­гих обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, националь­ной, языковой, или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные  права и свободы и равные возможности для их реализации».)

Равенство перед законом означает одинаковое применение поло­жений, закрепленных в законодательстве, ко всем гражданам. При этом имеется в виду не только предоставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, возможность при­менения и применение ответственности в соответствии с теми законодательными актами, которые регламентируют осущест­вление правосудия.

Закон вместе с тем предусматривает некоторые особенности судопроизводства, которые зависят от принадлежности граж­данина к Вооруженным Силам РФ, воинского звания или зани­маемой им должности. Но эти особенности проявляются лишь в том, что для лиц, состоящих на военной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правила определения под­судности их дел. Рассматриваются они не общими судами, а военными. При этом полностью соблюдаются одинаковые для всех общих и военных судов правила судопроизводства и ис­ключаются какие-то преимущества либо привилегии.

Установлены изъятия из общих правил производства по уго­ловным делам я для случаев, касающихся ответственности кан­дидатов в депутаты, депутатов, судей, прокурорских работни­ков, сотрудников Счетной палаты. В частности, в ст. 98 Конституции РФ по этому поводу сказано следующее:

«1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, под­вергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступ­ления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для  обеспечения безопасности других лиц.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой  Федерального Собрания».

Изъятия, касающиеся депутатов и других названных лиц, не означают установления привилегий, освобождающих от ответственности, а являются дополнительными гарантиями законности и обоснованности привлечения к ответственности с учетом общественной значимости положения, занимаемого таким лицами. После возбуждения в отношении их уголовного дела они начинают пользоваться процессуальными правами и исполнять обязанности наравне со всеми гражданами.

6.Обеспечение права граждан на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ:

«1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Страницы: 1, 2