Реферат: ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Всё же возникают новые вопросы:
Все ли люди, непохожие на нас, могут быть признаны как отдельные личности,
представительствующие в тех или иных социальных и этнических группах? Не
свидетельствует ли уважение (снисходительность) к другим об отсутствии личных ценностных
ориентаций? Попытку ответить находим в отечественной «Политической
энциклопедии»: «Толерантность политическая — непременное требование в
отношениях всех активных участников общественной жизни, осознающих
необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как внутри государства,
так и между государствами». Таким образом мы пришли к выводу, что толерантность
распространяется на лиц (группу лиц), стремящихся к позитивному
взаимодействию,упорядоченным отношениям, не нарушающих общечеловеческие законы
бытия, не причиняющих вред другим лицам при реализации собственных свобод.
Подобная логика рассуждения может встретить массу нареканий, ибо она где-то
перекликается со старозаветным принципом «око за око, зуб за зуб». Вряд ли
такой подход может дать положительные — в долгосрочной перспективе -
результаты. Ученый-политолог из Оксфорда Джонатан Ролз полагает, что «общество
имеет право на подавление и притеснение неадекватного субъекта только в целях
самозащиты, когда этот неадекватный субъект демонстрирует
нетерпимость,угрожающую общественному порядку». Сложно не согласиться с данным
высказыванием, но дополнить его всё же можно. Прежде чем применять какие-либо
меры по самозащите, следует проанализировать сложившуюся критическую ситуацию,
постараться выявить причины ее возникновения (мотивы неадекватного поведения).
И если хотя бы на мгновение возникает мысль о том, что неадекватность действия
вызвана нашим поведением, нашей идеологией, то ни о какой тактике самозащиты
речи быть не может. Причина негативных проявлений других — в нас самих, в нашей
нетерпимости, когда-либо продемонстрированной. Всё тот же автор (Д. Ролз)
утверждает, что «людям, проявляющим нетерпимость, не следует жаловаться, если
по отношению к ним продемонстрирована нетерпимость».В «Политической
энциклопедии» мы находим следующее определение «толерантности» - это «вовсе не
слабость, а сильное, объективно положительное и выгодное для проявляющей ее
стороны качество».[21,222]. Для многих из наших политиков это ответ на второй
из сформулированных выше вопросов: толерантность — категория далеко не
пассивная, это не только уважение чужих — при отсутствии собственных личных —
ценностей, но позиция, предполагающая расширение круга личных ценностных
ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими культурами. Так в
понятие «толерантности» закладывается подтекст обогащения новым и иным
культурным достояниям, социальным опытом. Своеобразие данного определения
отнюдь не сводится к откровенному прагматизму, ибо толерантные отношения
возможны только на основе бескорыстного принятия другого человека, независимо
от его культурного и социального уровня. О некоем коэффициенте полезного
действия толерантности речи, разумеется, не идет: тогда это уже
«псевдотолерантность». В «Философском энциклопедическом словаре»[34,87] оно
определяется как «терпимость к иного рода взглядам». Таковая является
«признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций,
признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с
другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции». Мы предполагаем, что
это пояснение свидетельствует об активной позиции личности в таких процессах,
как:
— познание и признание своего «Я» (позиций, взглядов, мировоззрения) и позиции
другого (гностический уровень);
— определение тактики поведения и диалога с другими (конструктивный уровень);
— взаимодействие с другими при абсолютной автоматизации (быть с другими и
сохранять свое «Я») (деятельностный уровень);
— анализ результатов взаимодействия (аналитико-результативный уровень).
Таким образом, понятие толерантности хотя и отождествляется большинством
источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность.
Толерантность — не пассивная, а активная нравственная позиция и психологическая
готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными
группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной,
национальной, религиозной или социальной среды.
<SPAN
style="LINE-HEIGHT: normal; LETTER-SPACING: normal">Национализм
– идеология, ставящая в центр внимания свою нацию и её проблемы, отдающая
национальному приоритет перед социальным.[5,113]
Национальный эгоизм это уверенность в правоте собственной культуры, склонность
либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие,
неэстетичные. Национальный эгоизм выступает зачастую причиной крупномасштабных
конфликтов и войн. На индивидуальном уровне он создает затруднения при общении
представителей разных культур и народов.
Групповая враждебность есть не что иное, как тонус общества или отдельных
социальных групп. Групповая враждебность – это состояние напряженности,
конфликта значительных социальных групп. Враждебность может быть вызвана
классовой или этнической напряженностью.
Любое употребление символа нации в политических целях и есть национализм.
Однако, чтобы не углубляться в дебри политической семантики, в данной курсовой
работе мы будем использовать более ограниченное определение национализма,
данное Эрнестом Геллнером. Он утверждает, что национализм – это «политический
принцип, суть которого состоит в том, что политические и национальные единицы
должны совпадать»[28,78]: каждая нация должна иметь свое собственное
государство или хотя бы автономию в рамках другого государства, в одном
государстве должны обитать преимущественно люди, принадлежащие к одной нации.
Эта формулировка оставляет вне сферы нашего внимания лишь очень немногие и
весьма специфические разновидности национализма, к большинству которых этот термин
можно применять только с оговорками. Национализм – это продукт современного
западного общества, формирование которого началось примерно в XV–XVI веках
и которое сейчас, возможно, находится в стадии радикальной трансформации.
Понятие нации в его современной форме выдвигается на первый план Великой
французской революцией. В 1789 году Декларация прав человека и гражданина
провозгласила национальный суверенитет в противовес суверенитету монарха. Таким
образом, в современном языке понятие нации неразрывно связано с понятием
государства.</SPAN><SPAN
style="LINE-HEIGHT: normal; LETTER-SPACING:
normal"></SPAN><SPAN style="LINE-HEIGHT: normal;
LETTER-SPACING: normal"></SPAN> <SPAN style="LINE-HEIGHT: normal; LETTER-SPACING:
normal">Термин «национализм», даже в пределах уже данного
нами определения, может иметь различную эмоциональную окраску. Националистами
часто называют не просто сторонников национально-государственного
самоопределения, но тех из них, кто при этом выступает за насильственные
методы, проповедуя идеи национального превосходства, нетерпимости к людям
других национальностей. Иногда считают также, что национализму в таком значении
этого слова противостоит патриотизм как «мирная» любовь к своей стране и
преданность своему государству.</SPAN>
<SPAN style="LINE-HEIGHT:
normal; LETTER-SPACING: normal">Возможно также
расширенное, нейтральное толкование термина: в такой трактовке он применим как
к борцам за освобождение от национального гнета, так и к их противникам, цель
которых – интеграция, ассимиляция или даже уничтожение «инородцев». Мы в рамках
данной курсовой работы употребляем термин во втором – нейтральном – значении.
Границу между агрессивным национализмом и его более демократичными вариантами
провести достаточно сложно, тем более что представители
национально-освободительных движений очень часто сами называют себя
националистами. Разница между «национализмом угнетенных» и «национализмом
угнетателей» состоит в том, что первые стараются утвердить за своим локальным
сообществом право называться нацией, а вторые это право отрицают или по крайней
мере отказывают «угнетенной» нации в праве на политическую автономию. Однако
при этом и те и другие придерживаются одного образа мысли, остаются в рамках
националистического дискурса. Национально-освободительные движения, стремящиеся
к созданию собственного государства, слишком часто злоупотребляют национальной
риторикой, пропагандируя ненависть к своим угнетателям как к нации. Если они
добиваются успеха, то на подконтрольной им территории начинают подвергаться
притеснениям представители бывшей господствующей национальности. </SPAN><SPAN
style="LINE-HEIGHT: normal; LETTER-SPACING: normal">Однако
нельзя и отказывать национально-освободительным движениям в поддержке, и
разражаясь сентенциями вроде «чума на оба ваши дома». Решение, на наш взгляд,
состоит в том, что рассуждения о межнациональных отношениях необходимо вести в
более широком контексте, не замыкаясь в рамках дискуссий о национализме. Вопрос
о самоопределении наций – это фактически вопрос о демократии, причем демократия
здесь понимается в самом широком смысле: как идеал общественного устройства,
разделяемый всеми симпатичными нам политическими идеологиями – от классических
либералов до анархистов.</SPAN>
<SPAN style="LINE-HEIGHT:
normal; LETTER-SPACING: normal">Можно сказать, что
демократия – это самоуправление сообществ при условии защиты прав и свобод
меньшинств. Важнейший момент состоит в том, что сообщество в данном случае
нельзя определять априори, вне исторического контекста. Единственный возможный
критерий здесь – это самоидентификация членов предполагаемого сообщества.</SPAN><SPAN
style="LINE-HEIGHT: normal; LETTER-SPACING: normal"></SPAN>
<SPAN style="LINE-HEIGHT:
normal; LETTER-SPACING: normal"></SPAN></SPAN><SPAN
style="LINE-HEIGHT: normal; LETTER-SPACING: normal">Эти
тенденции не следует абсолютизировать: слухи о смерти нации и национального
государства уже не раз оказывались сильно преувеличенными. Национальное
самосознание остается одним из фундаментальных фактов жизни человека в
обществе. Но если наша цель – свобода и самоопределение личности, то вопрос об
отношении к национализму для нас – это вопрос политической тактики, а не
стратегии. Вместе с тем в идеологическом отношении нужно соблюдать дистанцию от
националистов, даже если это наши политические союзники. Многообразие мира не
сводится к многообразию наций и этносов, и защита прав народов – это лишь
небольшая часть битвы за права человека.
I.2.Сущность
принципа толерантности и его значение при формировании личности.
Выводы, к которым мы пришли в предыдущем параграфе, позволяют обратиться к
проблеме толерантности при формировании личности. Активная нравственная позиция
и психологическая готовность к терпимости — основные компоненты понятия
«толерантности», которое мы попытались дать на основе анализа различных
подходов к трактовке данного термина.
Естественно, что эти компоненты не возникают на пустом месте, ниоткуда, и не
являются — как и любое социальное качество — врожденными. Следовательно, и
активная нравственная позиция вместе с психологической готовностью формируются,
стимулируются (прежде всего — «изнутри») и корректируются. Целью формирования
данных социально-психологических качеств является позитивное взаимодействие с
людьми иных культур,взглядов, позиций, ориентаций.
В педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как
универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты,
явления и приводящая каждое из них в новое состояние. В настоящее время
существует множество типологий взаимодействия. Остановимся на типологии,
которая позволяет отразить взаимосвязь понятий «взаимодействие» и
«толерантность».
Данная типология (автор Л.В.Байбородова) представляет следующие типы
взаимодействия, позитивной толерантности:
диалог, сотрудничество, опека.
В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого, т.к.
именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении. В
структуре диалогового взаимодействия преобладают эмоциональный и когнитивный
компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии,
чувство партнера, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие
стереотипности в восприятии других, гибкость мышления; а также через умение
«видеть» свою индивидуальность, умение адекватно «принимать» (оценивать) свою
личность. Подобная характеристика диалогового взаимодействия является
фундаментом толерантности и уровнем толерантных убеждений. Своеобразие
диалогового взаимодействия выявлено еще древним философом Платоном. Всем
известно его высказывание «Познай себя!», которое может трактоваться как «узри
себя в других» (понимая других, пойми себя). Такому диалоговому взаимодействию
следует учить с раннего детства, ибо оно является первоосновой позитивного
социального опыта.
Второй тип взаимодействия — сотрудничество — подразумевает совместное
определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение сил и
средств на основе возможностей каждого.
Опека является видом взаимодействия соотносимым с понятием толерантности.
(подразумевает заботу не унижающую достоинства опекаемого, являясь естественной
нормой субъекта и объекта).
Диалог и сотрудничество связаны с пониманием такой категории, как «свобода»
(такую связь можно проследить в работах многих ученых, в частности
С.Соловейчика, В.Матвеева, О.Газмана, И.Иванова).
Характеризуя эту связь, необходимо уделить внимание ведущей мысли теоретиков и
практиков педагогики сотрудничества:
«Если предоставить детям полную свободу, но не создать при этом отношения
сотрудничества, то выпадает главное в воспитании внутренне свободного человека
— обострение совести. Именно в сотрудничестве, в желании работать вместе, в
тонкой игре усилий каждого, во взаимном побуждении, которое делает ненужной
требовательность, и рождается совестливое отношение к людям, работе,
обязанностям».
В межнациональном сотрудничестве «тонкая игра усилий» — необходимое, базовое
понятие, определяющее толерантное отношение взаимодействующих сторон, т.к.
«совестливое отношение к людям», которое формируется благодаря этим усилиям,
является основой демократического полинационального государства.
В курсовой работе мы намеренно не останавливаемся подробно на таких типах
взаимодействия, как подавление, индифферентность, конфронтация и конфликт. Эти
типы, конечно, совместимы с понятием толерантности, но — скорее — с негативными
его проявлениями.
Мы предприняли попытку определить основные критерии, идеи и принципы
формирования толерантности у адыгских детей и обосновать роль толерантности в
адыгской народной педагогике.
Критерии толерантности можно развить, уточнив, что:
устойчивость личности — сформированность социально-нравственных мотивов
поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных
этнических(социальных) общностей;
эмпатия — адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире
другого человека;
дивергентность поведения — способность необычно решать обычные проблемы, задачи
(ориентация на поиск нескольких вариантов решения);
мобильность поведения — способность к быстрой смене стратегии или тактики с
учетом складывающихся обстоятельств;
социальная активность — готовность к взаимодействию в различных социальных
межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания
конструктивных отношений в обществе.
Основные идеи и принципы толерантности при формировании личности.
Древние философы предостерегали: «Трех вещей нужно избегать (в жизни):
ненависти, зависти и презрения». Опираясь на это высказывание, определим
основные идеи формирования толерантности:
— согласно общим положениям о правах человека, изложенным в Декларации ООН по
правам человека и общим положениям о правах ребенка, изложенным в Конвенции
прав ребенка, считаем необходимым создание системы социальных и педагогических
условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков
толерантного поведения в микросреде — в семье, в учебном заведении, на рабочем
месте, при участии всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, работников
социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом);
— образовательная стратегия должна распространять позитивный подход к
этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма,
ксенофобии, дихотомии (видение мира в бело-черных цветах), национальных
стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах,
акцентируя внимание на том, что объединяет детей, представителей разных этносов
(культурное наследие; вклад в развитие науки, искусства, государства;
позитивные черты характера);
— образовательная стратегия должна реализовывать идею привития детям и юным
гражданам полинационального государства открытых и уважительных отношений к
другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в
разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных
сферах;
— образовательная стратегия должна способствовать созданию благоприятного
микрокосмоса культурного, межэтнического взаимопонимания, в котором каждый
ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно,
защищенно и способен к открытому взаимодействию с миром.
Реализовать вышеперечисленные идеи образовательной стратегии позволяет выполнение
педагогами следующих принципов:
— в течение жизни личность должна развивать в себе социальные качества, поэтому
ребенка нужно учить общечеловеческим законам бытия, опираясь на естественную
природу ребенка, дабы не нарушить хрупкий мир детства;
— ребенок рождается и воспитывается в определенной культурной, национальной
среде, которая имеет множество позитивных черт; опора на позитивный
социально-культурный опыт этноса — важнейший принцип образовательной стратегии;
— принцип межнационального общения предполагает создание условий для
позитивного взаимодействия и взаимообогащения детей разных культурных,
национальных, религиозных и социальных групп;
— принцип самоценности ребенка предполагает принятие ребенка таким, какой он
есть;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|