Реферат: Предприятие как основное звено экономики
В условиях рынка предприятие
решает две задачи - произвести продукцию и реализовать ее. В зависимости от
решения этих задач предприятие будет процветать или станет несостоятельным. Для
того чтобы знать, что необходимо производить - какой ассортимент, в каком
количестве - предприятие предприятиу должно изучить рынок, т. е. заняться
маркетингом. Причем маркетингом необходимо заниматься постоянно - как до
запуска продукции в производство, так и после, в процессе реализации продукции.
Для принятия решений необходимо
собрать и проанализировать достоверную информацию, которая включает:
- характеристику товаров: являются
они товарами конечного потребления или промежуточными, готовыми изделиями или
полуфабрикатами, необходима служба сервиса или нет, приемлема ли цена
потребителю, каковы цены у конкурентов;
- общую характеристику рынка:
большое или малое число потребителей, способы покупки товаров, оношение
покупателей к товарам, к условиям и срокам поставки, условия продажи у
конкурентов;
- каналы распространения товаров:
наличие посредников между производителями и потребителями, их количество;
- конкретное состояние рынка:
сущность и степень конкуренции, существует ли конкеренция между производителями
товаров и каков ее уровень;
- законодательные ограничения:
существуют ли законодательные ограничения, которые могут препятствовать
маркетинговой деятельности;
- уровни управленческой
деятельности в области маркетинга: долговременные цели фирмы, учитывающие
ситуацию на внутренем и внешних рынках и тенденции ее развития; финансовые,
материальные и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей.
В производстве продукта и
осуществлении маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл
продукта на рынке, который включает ряд стадий:
- внедрение, требующее больших
затрат, поэтому торговля товаром на этой стадии, как правило убыточна;
- рост как результат признания
покупателем товара и быстрого увеличения спроса на него. При росте объема
продаж и соответственно прибыли стабилизируются расходы на рекламу;
- зрелость, характерна тем, что
большинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпы роста продаж,
достигнув максимума, начинают падать, прибыль также начинае снижаться в связи с
увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия;
- насыщение, в этом периоде,
несмотря на принятые меры, рост продаж больше не наблюдается. Прибыль от
торговли продолжает увеличиваться из-за снижения расходов на производство;
- спад, представляет собой период
резкого снижения продаж, а затем и прибыли;
Предприятие на входе потребляет
ресурсы определенного вида, чтобы потом в результате производственного процесса
на выходе получить трансформированные ресурсы, ресурсы иной потребительской
стоимости. Соотношение ресурсов на выходе составляет содержание такого
предмета, как экономика предприятия. Ее интерисует соотношение в
использовании ресурсов, которое предполагает превышение доходной части над
расходной.
Под экономическими ресурсами
понимают все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые
используются для производства товаров и услуг. Все разнообразие ресурсов можно
классифицировать в соответствии с различными подходами: материальные ресурсы -
земля, или сырьевые материалы, и капитал; людские ресурсы - труд и предпринимательская
деятельность.
Получение прибыли - это
непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может только
в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются,
т.е. удовлетворяют общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей -
удовлетворение потребности и получение прибыли - следующая. Нельзя получить
прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который
удовлетворяет потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворит
потребности и притом по такой цене, которая удовлетворила бы платежеспособные
потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предпритяие
выдерживает определенный уровень издержек, когда потребляемые ресурсы, затраты
их меньше, чем полученная выручка, т.е. когда оно работает с прибылью. В этом
случае и говорится, что прибыль - непосредственная цель функционирования
предприятия и одновременно это результат его деятельности. Если предприятияе
не укладывается в рамки такого поведения и не получает прибыли от своей
производственной деятельности, оно вынуждено уйти с экономической сферы,
признать себя банкротом.
В соответствии с законом РФ “ О
несостоятельности (банкростве) предприятий “ под несостоятельностью
предприятия понимается неспосоность удовлетворить требования кредиторв по
оплате товаров, работ или услуг, включая неспособность обеспечить обязательные
платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств
должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой
баланса должника.
Внешним признаком
несостоятельности предприятия является приостановление его текущих платежей,
если предприятие не способно обеспечить ваполнение требований кредиторов в
течение трех месяцев со дня наступления сроков их выполнения. Это внешний
признак несостоятелности. Формально же предприятие считается несостоятельным по
решению арбитражного суда или при добровольной ликвидации со дня официального
уведомления.
§ 2. Экономические показатели
результатов деятельности предприятия
Финансы предприятий - это
экономические, денежные отношения, возникающие в результате движения денег: на
их основе на предприятиях функционируют различные денежные фонды. Финансовые
отношения предприятий состоят из четырех групп: - с другими предприятиями и
организациями; - внутри предприятия; - внутри объединений, предприятий, которые
включают отношения с вышестоящей организацией; внутри финансово-промышленных
групп, а также холдинга; - с финансово-кредитной системой - бюджетами и
внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами.
Важнейшей стороной финансовой
деятельности предприятий является формирование и использование различных
денежных фондов. Через них осуществляется обеспечение хозяйственной
деятельности необходимыми денежными средствами, а также расширенного
воспроизводства; финансирование научно-технического прогресса; освоение и
внедрение новой техники; экономическое стимулирование; расчеты с бюджетом,
банками. К таким фондам относятся следующие. При организации предприятие должно
иметь уставной фонд, или уставной капитал, за счет которого формируются
основные фонды и оборотные средства. Уставной капитал - основной источник
собственных средств предприятия. Сумма уставного капитала акционерного общества
отражает сумму выпущенных им кций, а государственного и муниципального
предприятия - величину уставного фонда.
Резервный капитал - это денежный
фонд предприятия, образуемый за счет отчислений от прибыли. Предназначен для
покрытия убытков, а в акционерных обществах также для погашения облигаций
общества и выкупа его акций.
Фонд накопления - это средства,
отчисляемые из чистой прибыли предприятия и направляемые на развитие
производства. Естественно, одной чистой прибыли не всегда хватает для
финансирования программы развития производства. В этом случае предприятие
образует инвестиционный фонд, концентрирующий все средства, направляемые на
развитие производства, в том числе чистую прибыль, и амортизационный фонд,
предназначенный для простого воспроизводства основных фондов, а также
привлеченные и заемные источники.
Фонд потребления создается за счет
отчислений от чистой прибыли и напрвляется на выплату дивидентов,
единовременных поощрений, материальной помощи, на оплату дополнительных
отпусков, питания, проезда на транспорте и другие цели.
Валютный фонд формируется на
предприятиях, получающих валютную выручку от экспортных операций или покупающих
валюту для импортных операций. В этих целях предприятиям в коммерческом банке,
имеющем лицензию Центрального банка РФ, для проведения валютных операций
открывается валютный счет.
Кроме рассмотренных выше
постоянных денежных фондов, предприятие периодически создают оперативные
денежные фонды. Дважды или один раз в месяц на предприятии формируется фонд для
выплаты заработной платы. Периодически предприятие организует фонд для
платежей в бюджет различных налогов.
В целях управления финансами
предприятий применяется финансовый механизм. Финансовый механизм предприятий -
это система управления финансами предприятия, предназначенная для организации
взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью
эффективного их взаимодействия на конечные результаты производства. Финансовый
механизм предприятий является центральным во всем финансовом механизме, что
объясняется ведущей ролью финансовой сферы материального производства. Отсюда и
высокие требования, которые к нему предъявляются. Финансовый механизм
предприятий связан с управлением финансовыми отношениями, возникающими на
предприятиии, и их денежными фондами.
В условиях рыночной экономики
значение цены огромно. Цена определяет структуру и объем производства, движение
материальных потоков, распределение товарной массы и, наконец, уровень жизни
общества. Цена и ценовая политика для предприятия - второй после товара
существенный элемент маркетиногой деятельности. Именно поэтому разработке
ценовой стратегии и цен должно уделяться пристальное внимание. Принятие решения
в области цен сопряжено с необходимостью учитывать многочисленные факторы: -
себестоимость товара; - цена конкурентов и возможность ее изменения; -
ожидаемая реакция покупателей на возможные изменения цены; - воздействие
государства на политику цен предприятия.
Характеристика основных
ценообразующих факторов:
- Спрос - это желание и возможность
потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном
месте.
- Предложение - это то количество
товаров, которое продавцы готовы предложить покупателю в определенное время и в
определенном месте. При росте цен кривая спроса падает, а кривая предложения
возрастает. На величину предложения товаров влияет ряд факторов, главные из
которых издержки производства. Снижение затрат при производстве продукта
позволяет выпустить больше товаров. Рост себестоимости приводит к противоположному
результату - предложение снижается. Особенностью свободного рынка - в том, что
при определенном количестве предложенной продукции он как бы сам по себе
стремится к равновесию. Таким образом, при соответствии спроса и предложения
устанавливается равновесная, или рыночная цена.
- Эластичность показывает, как
изменяется спрос на товар при изменении его цены, какую ценовую политику должно
избрать предприятие при той или иной ставке налогообложения на прибыль.
Сглаживает и временно устраняет
противоречия между спросом и предложением - конкуренция - ценовая и неценовая.
Влияние на уровень и динамику цен оказывает состояние финансово-кредитной
сферы, при этом непосредственное влияние на цены оказывают изменения
покупательской способности денежной единицы. В нормально функционирующей
экономике, соотншение между суммой цен товаров и количеством денег в обращении
относительно стабильно. При отсутствии такого условия в системе “ количество
денег - сумма цен “ начинает изменяться сумма цен.
Важным факторм, является
государственное регулирование. Существуют прямые и косвенные меры воздействия
государства на цены.
ГлаваII. Кадры предприятия
§1. Подбор, структура кадров
Трудовые ресурсы на предприятии -
это объект постоянной заботы со стороны руководства предприятием. Роль трудовых
ресурсов значительно возрастает в период рыночных отношений. Хорошо подобранный
трудовой коллектив - одна из основных задач предпринимателя. Это должна быть
команда единомышленников и партнеров, способных осознавать, понимать и реализовывать
замыслы руководства предприятия.
Трудовые отношения - едва ли не
самый сложный аспект работы предприятия. Гораздо легче справиться с
техническими и технологическими неполадками, чем разрешить конфликтные
ситуации, возникающие в коллективе, где нужно учитывать индивидуальные
склонности, личностные установки, психологические предпочтения. Человеческий
капитал является краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического
роста и эффективности. Основные аспекты влияния человеского фактора на повышение
эффективности работы предприятия: отбор и продвижение кадров, подготовка кадров
и их непрерывное обучение, стабильность и гибкость состава работников,
совершенствование материальной и моральной оценки труда работников.
Существует два главных критерия
отбора и продвижения работников: высокая профессиональная квалификация и
способность к обучению; опыт общения и готовность к сотрудничеству.
Система оплаты труда должна быть
гибкой, стимулировать повышение производительности труда, обладать достаточным
мотивационным эффектом. Гибкость системы оплаты труда - в том, что определенная
часть заработка ставиться в зависимость от общей эффективности работы
предприятия.
Организация труда и управление
коллективом предприятия включает: наем сотрудников в условиях неполной
занятости; расстановку работников в соответствии со сложившейся системой
производства; распределение среди них обязанностей; подготовку и переподготовку
кадров; стимулирование труда; совершенствование организации труда.
Наем сотрудников в условиях
рыночной экономики предполагает поддержание постоянных связей с учебными
заведениями, использование при пиеме на работу системы заявок и рекомендаций,
проведение экзаменов и собеседований, оценку рекомендаций и отзывов и
установление испытательного срока. Расстановка рабочих и распределение среди
них обязанностей основаны на сложившейся системе разделения труда. Формы
разделения труда: технологическая - по видам работ, профессиям и
специальностям; пооперационная - по отдельным видам операций технологического
процесса; по функциям выполняемых работ - основных, вспомогательных, подсобны;
по квалификации.
При подборе кадров важное
значение имеет трудовой договор или контракт. Это непосредственное соглашение
между предпринимателем и человеком, поступающим на рабоу, конкретная система
найма, которая широко распространена за рубежом и находит все большее
применение в отечественной практике. В трудовом договоре оговариваются:
трудовая функция, место работы, должностные обязанности, квалификация, специальность,
размер заработной платы и время начала работы. По срокам трудовые договоры
различаются - не более трех лет, на время выполнения определенной работы или на
неопределенный срок.
В отличие от трудового договора
договор подряда предполагает выполнение работы по заданию предприятия за
обусловленную в договоре цену. Оплата производится по конечному результату
независимо от количества и качества затраченного труда.
Все работающие на предприятии
делятся на две категории: промышленно-производственный персонал, занятый
производством и его обслуживанием; персонал непромышленных организаций - в
основном работники жилищно-коммунального хозяйства, детских и
врачебно-санитарных учреждений, принадлежащих предприятияю.
К рабочим относят работников
предприятия, непосредственно занятых созданием материальных ценностей или
оказанием производственных и транспортных услуг. Рабочие подразделяются на
основных и вспомогательных.
Специалисты и руководители
осуществляют организацию производственного процесса и руководство им.
К служащим относятся работники,
осуществляющие финансово-расчетные, снабженческо-сбытовые и другие функции.
Квалификация работ определяется
уровнем специальных знаний и практических навыков и характеризует степень
сложности выполняемого им конкретного вида работы. Соответствие его
способностей, физических и психических качеств той или иной профессии означает
профессиональную пригодность работника.
§ 2. Управление кадрами предприятия
Продолжительное время в вопросах
управления кадрами существовало много споров, разночтений. Все они были
сопряжены с централизацией кадровой политики в едином народно-хозяйственном
комплексе. Изменение экономического курса в сторону развития рынкка вызвало
необходимость по-новому определиться в понимании кадрового состава предприятий
и методов управления им.
В настоящее время рабочая сила
превращается в товар и ее движение подчиняется законам рынка. В этой связи
важно различать рынок рабочих мест, рынок рабочй силы и рынок труда.
Первичным является рынок рабочих
мест, выражающий собой спрос на рабочую силу. Здесь в качестве характеристики
рабочего места выступают требования к человеку как исполнителю работ. Рынок
рабочей силы - это выражение ее предложения. На основе сочетания рынка рабочих
мест и рынка рабочей силы формируется рынок труда как базис всей системы
товарно-рыночных отношений.
Управление кадрами на предприятиях
призвано решать три основные задачи: формировать состав и кадровую структуру
предприятий; поддерживать стабильность кадров в сочетании с конъюнктурой рынка;
максимально возможно использовать в процессе производства функционирующую
рабочую силу.
Российские предприятия по старой
традиции ориентированы на личность директора. Решения в большенстве случаев
принимаются только им и доводятся до работников в виде указаний и распоряжений.
К сожалению, у нас не
осуществляется участие трудового коллектива в управлнеии в той форме, которая
распространена в западных странах в виде советов представителей рабочих и
служащих, которые наделены правами в решениях всех жизненно важных вопросов
предприятия. Нынешний процесс реформ ведет к постепенному упразднению иерархии
и развитию демократизации трудовых коллективов. Образование акционерных обществ
и передача акций коллективам превращает безвластных исполнителей в
совладельцев. Известны многие случаи, когда не способные к руководству
директора на собраниях акционеров отстранялись от должности и замещались
новыми. На основе коллективной собственности развивается механизм, побуждающий
изжить иерархическую структуру управления.
Важнейшим условием эффективного
управления кадрами является нормирование труда. С точки зрения управления
кадрами нормирование труда - это научный инструмент для объективного
определения численности и состава кадров. Процесс нормирования труда
слагается из двух последовательных этапов. Первый этап. Комплексный анализ
производственных условий выполнения данной работы. На этой основе с учетом
научных достижений и обобщения передового опыта проектируется регламент
наиболее производительного выполнения работы, состоящий из нововведений. Второй
этап. Практическое внедрение нововведений, сочетающихся с обучением работников
и расчетом нормативной продолжительности выполнения работы.
Кадровая политика за последние
годы претерпела серьезные изменения. Кадровой политикой начинают заниматься все
уровни управления предприятия: высшее руководство, начальники подразделений,
кадровая служба.
Большое значение в реализации
кадровой политики имеют рыночные условия, общее положения трудового законодательства.
Они включают конституционные положения о свободе развития личности, гарантии
собственности, свободе коалиций. Запрещены произвольные действия
предпринимателя по отношению к рабочему, в том числе и в части увольнения.
Прием на работу сотрудников является компетенцией фирм и предприятий.
Анализируя тенденции работы с
персоналом в ближайшем будущем, можно увидеть, что в выполнении функций
руководства кадрами все большее значение приобретают стратегические аспекты,
однако сохраняются и классические традиционные инструменты работы с кадрами,
такие, как планирование в области кадров, привлечение рабочей силы, повышение
квалификации кадров.
Заключение
Усилия органов государственной
власти в ходе экономической реформы были напрвлены на проведение рыночной
макроэкономической политики. Создание макроэкономических условий для
экономического роста не сформировало реальные предпосылки для преодоления
промышленного кризиса.
К числу наиболее характерных для
современных предприятий проблем, препятствующих их эффективному
функционированию в условиях рынка, следует отнести: неэффективность системы
управления; низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед
учредителями за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное
использование имущества предприятия; небольшие размеры уставного капитала
акционерных обществ; отсутствие эффективного механизма исполнния судебных
решений; необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса,
что снижает его инвестиционную привлекательность; высокие расходы на содержание
объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства;
отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом положении
предприятия для собственников, акционеров, руководителей предприятия и др.
Для устранения негативных
тенденций необходимо сконцентрировать внимание на обеспечении эффективного
развития предприятия как основного элемента экономической системы России.
Переход предприятия на
общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования составляет
содержание реформы предприятий. Целью реформы предприятий является содействие
их реструктуризации, способствующей улучшению управления на предприятиях,
симулированию их деятельности по повышению эффективности производства и
конкурентоспособности выпускаемой продукции, а также производительности труда,
снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических рзультатов.
Приоритетные задачи реформы
предприятий:
- обеспечение инвестиционной
привлекательности предприятий
- защита прав акционеров (для
акционерных обществ)
- разгранчение ответственности
участников и упрвляющих, развитие механизмов корпоративного управления,
обеспечения свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного
общества
- совершенствование механизмов
исполнения судебных решений
- обеспечение учредителей,
акционеров, участников, инвесторов и кредиторов достоверной информацией о
финансово-экономическом положении предприятий
- создание эффективного механизма
управления предприятием.
Список использованной литературы
Грузинов В.П., Грибов В.Д.
Экономика предприятия. - М.,1996
Зайцев Н.Л. Экономика
промышленного предприятия. - М.,1996
Клейнер Г. Механизмы принятия
стратегических решений и стратегическое планирование на предприятиях // Вопросы
экономики. - 1998. - N 9. - С. 46-65
Коноков Д., Рожков К. Как выйти из
кризиса крупным предприятиям // Проблемы теории и практики управления. - 1998.
- N 4. - С. 88-93
Курс предпринимателства / Под ред.
В.Я.Горфинкеля, В.А.Швандара. - М.,1997
Малов А., Майн Е. Экономическое
положение предприятия // Экономист. - 1997. - N 8. -С. 30-41
Министерство экономики РФ.
Концепция реформирования предприятий // Вопросы экономики. - 1997. - N 9. - С.
4-12
Половцева Ф., Власова А. Кадровая
политика - основа маркетинга предприятия // Маркетинг. - 1996. - N 2. - С.
50-52
Ремизов К.С. Управление кадрами
предприятий в условиях рынка // Вестник МГУ. - 1995. - N 4. - С. 74-79
Самыгин С.И., Столяренко Л.Д.
Менеджмент персонала. - Ростов- на-Дону, 1997
Травин В.В., Дятлов В.А. Основы
кадрового менеджмента. - М.,1995
Финансы / Под ред. А.М.Ковалевой.
- М.,1997
Экономика / Под ред. А.С.Булатова.
- М.,1997
Экономика предприятия / Под ред.
В.Я.Горфинкеля, Е.М.Купрякова. -М.,1996
|