Реферат: Правоохранительные органы
Реферат: Правоохранительные органы
61. Частная детективная служба. Задачи, статус частного
детектива, его полномочия.
37. Задачи и полномочия прокуратуры по надзору за
исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание,
и мер принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и
заключенных под стражу.
10. Начертите схему – таблицу органов налоговой полиции.
Литература
61. Частная детективная служба.
Задачи, статус частного детектива, его полномочия.
Закон
РФ от 11.03.1992г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской
Федерации» предусмотрел новый вид деятельности в сфере правоохраны, получившей
название «частная детективная и охранная деятельность, которые являются
негосударственными организациями обеспечения правоохраны. Ее сущность согласно
Закону заключается в оказании на возмездной договорной основе услуг физическим
и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение ОВД, в
целях защиты законных прав и интересов своих клиентов (ст.1)
Содержанием
этой деятельности являются услуги ЧД и ОД.
ЧД и
ОД проникают в такие сферы отношений, которых государственные ПО до сих пор не
касались.
ЧД
и ОД характеризуется отличительными признаками от ПО деятельности,
осуществляемой госорганами.
Во-первых,
является предпринимательской в сфере правоохраны, коммерческой, рассчитана на
получение прибыли предприятиями которые ее осуществляют.
Во-вторых,
рассчитана на оказание охранно-сыскных услуг физическим и юридическим лицам.
В-третьих,
осуществлять подобную деятельность могут только предприятия получившие лицензию
ОВД и прошедших госрегистрацию.
В-четвертых,
на лиц осуществляющих ЧД и ОД правовой статус работников государственных ПО не
распространяется.
ЧД
и ОД создаются и функционируют не в противовес деятельности государственным ПО,
а в их дополнение для решения общих задач по обеспечению правопорядка.
В
ст. 1.Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской
Федерации», ЧД и ОД определяется как оказание на возмездной договорной основе
услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими лицензию ОВД, в
целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. На граждан,
осуществляющих ЧД и ОД, действие законов, закрепляющих правовой статус
работников ПО не распространяется. Граждане, занимающиеся ЧД деятельностью, не
вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные
законом к исключительной компетенции органов дознания.
Ст.
2. Правовую основу ЧД и ОД составляют:
Конституция
РФ, настоящий Закон, др. законы и иные правовые акты Р.Ф.
В
общее положение входит ст. 3 .-Виды ЧД. и ОД.
В
целях сыска существуют 7 видов услуг:
1) сбор
сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
2) изучение
рынка - сбор информации, выявление некредитоспособных, ненадежных деловых
партнеров;
3) установление
неправомерного использования фирменных знаков, наименований, недобросовестной
конкуренции, а так же разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
4) выяснение
биографических и др. данных о гражданах (с их письменного согласия) при
заключении ими контрактов;
5) поиск
без вести пропавших граждан;
6) поиск
утраченного клиентами имущества;
7) сбор
сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В
течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений
ЧД обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, в чьем
производстве находится уголовное дело.
В
разделе 2 Ст.4 настоящего Закона указано, что ЧД признается гражданин РФ,
получивший в установленном порядке лицензию на ЧСД и выполняющий услуги
перечисленные в ч2 Ст.3 настоящего Закона. Частные детективы работающие в
составе предприятий, объединений, ассоциаций могут осуществлять сыскную
деятельность индивидуально. Для этого они должны зарегистрировать
индивидуальное ЧДП.(ч.5.Ст.6 Закона от11.03. 1992г.) Индивидуальная
деятельность ДП. Образуется в порядке, предусмотренном Ст.8. Закона РСФСР «О
предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90г. частным лицом.
ВВС. РФ 1991.№30.Ст.418.
Сыскная
деятельность должна быть основным видом занятости ЧД, совмещение ее с
государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных
объединениях не разрешается.
В
Ст.5. настоящего Закона допускаются средства и методы
работы ЧД как:
Устный
допрос граждан, наведение справок, изучение документов, внешний осмотр
строений, объектов, наблюдение для получения информации в целях оказания услуг,
перечисленных в ч.1.Ст.3. настоящего Закона.
При
осуществлении ЧСД допускается использование: видео- и
аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, а также средств
оперативной радио- и телефонной связи.
В случаи необходимости оказания ЧД услуг сопряженных с опасностью для жизни и
здоровья, им разрешается использование специальных средств,
виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливаются
Правительством РФ. От 14.08.1992г.№587(см.: САПП
РФ.1992г.№8.Ст.506;1993.№39.Ст.3690).
Выдача
лицензий на ЧСД на определенной территории РФ. Производится
соответствующим ОВД в пределах его компетенции о чем гласит Ст.6 ч.2.
настоящего Закона.
Гражданин,
претендующий на получение лицензии на работу в соответствующий ОВД:
анкету;
фотографии;
медицинскую
справку о состоянии здоровья;
документы,
подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования, стаж работы в
ПО не менее трех лет.
ОВД
вправе устанавливать достоверность сведений в представленных документах, для
принятия решения о выдаче лицензии.
Лицензия
не выдается:
1) гражданам
не достигшим 21г;
2) гражданам
состоящим на учете по поводу психического заболевания алкоголизма или
наркомании;
3) гражданам
имеющим судимость за совершение умышленного преступления;
4) гражданам,
которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса
об их виновности в установленном законом порядке);
5) гражданам
уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных ПО. По
компрометирующим их основаниям;
6) бывшим
работникам ПО осуществлявшим контроль за частной детективной и охранной
деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;
7) гражданам,
не предоставившим документы, перечисленные в ч.2. настоящей статьи;
Лицензия
на работу в качестве ЧД выдается ОВД в течение месяца со дня подачи заявления
гражданином, претендующим на ее получение сроком на 3 года. И является
основанием для государственной регистрации индивидуального частного
детективного предприятия в Совет народных депутатов по месту учреждения
данного предприятия или для заключения трудового договора (контракта) с
объединением ЧД. Порядок и размеры платежей при выдачи лицензии определяются
Министерством финансов РФ.
В
случае отказа в выдаче лицензии ОВД обязан письменно информировать об этом
гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение или
нарушение срока рассмотрения могут быть обжалованы в вышестоящий ОВД или суд.
Гражданину,
получившему лицензию на работу в качестве ЧД соответствующим ОВД одновременно
выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность.
Статья
7 определяет ограничения в сфере деятельности ЧД.
Частным
детективам запрещается:
1)
скрывать от ПО известные факты готовящихся или совершенных преступлений;
2) выдавать
себя за сотрудников ПО;
3) собирать
сведения связанные с личной жизнью, политическими и религиозными убеждениями.
Настоящий запрет вытекает из гарантий, установленных Конституцией РФ свободы
вероисповеданий, политических убеждений и личной жизни граждан. Нарушение
естественных, конституционных прав и свобод граждан, невыполнение принятых на
себя обязательств влечет гражданско-правовую, административно-правовую, и уголовно-правовую
ответственность;
4) пользоваться
техническими средствами без согласия соответствующих должностных или частных
лиц;
5) прибегать
к действиям посягающим на права и свободы граждан;
6) совершать
действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество
граждан;
7) фальсифицировать
материалы или вводить в заблуждение клиента;
8) разглашать
собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам
своего клиента или в интересах третьих лиц;
9) передавать
свою лицензию для использования ее другими лицами
Проведение сыскных действий, нарушающих тайну
переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с
нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой
установленную законом ответственность.
Ст.16.
определяет условия применения специальных средств и огнестрельного оружия в
случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом, и в пределах
предоставленных лицензией прав. Охранник или ЧД. при применении спецсредств или
огнестрельного оружия обязан: предупредить о намерении их использовать;
стремиться ,чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был
минимальным; обеспечить лицам получившим телесные повреждения, доврачебную
помощь и уведомить органы здравоохранения и внутренних дел; немедленно
уведомить прокурора о всех случаях смерти.
ЧД
и охранники обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую проверку на
пригодность к действиям в условиях связанных с применением специальных средств
и огнестрельного оружия. Такая проверка осуществляется в порядке определяемом
МВД РФ.
Применение
частным детективом или охранником специальных средств или огнестрельного оружия
с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны
влечет за собой лишение лицензии, а также иную ответственность, установленную
законом.
Ст.21
настоящего Закона гласит об ответственности за создание незаконных детективных
и охранных предприятий.
Создание или деятельность частных детективных
и охранных предприятий (объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и
СБ непредусмотренных настоящим Законом, влекут за собой ответственность в
соответствии с законодательством РФ.
37. Задачи и полномочия прокуратуры по
надзору за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих
наказание, и мер принудительного характера, администрацией мест содержания
задержанных и заключенных под стражу.
Предметом надзора данного направления прокурорской деятельности
являются: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных,
предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и
учреждениях, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера,
назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской
Федерации прав и обязанностей задержанных, арестованных, и осужденных лиц,
подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания,
законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.
Таким образом, надзор осуществляется как за законностью
содержания в заключении лиц, в отношении которых приговор еще не вынесен, так и
осужденных к лишению свободы и другим мерам наказания. В отношении первых
проверяется в основном соблюдение уголовно-процессуальных норм,
регламентирующих порядок и условия заключения под стражу в качестве меры
пресечения, продление сроков содержания под стражей, освобождение незаконно
содержащихся под стражей лиц. В отношении же осужденных – исполнение требований
Исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) кодекса РФ.
Осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор
вправе посещать в любое время органы и учреждения, в которых содержаться под
стражей и отбывают наказание осужденные (исправительно-трудовые,
воспитательно-трудовые колонии, тюрьмы), а также лица, находящиеся под
следствием и подсудимые (изоляторы временного содержания, следственные изоляторы);
опрашивать задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам
принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти
лица задержаны, арестованы, осуждены либо подвергнуты другим мерам
принудительного характера, с оперативными материалами; требовать от
администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, арестованных,
осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять
соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений,
постановлений администрации мест лишения свободы и других учреждений,
обеспечивающих исполнение мер принудительного характера; требовать объяснений
от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела
или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста
действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается.
Прокурор полномочен также отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в
нарушение закона на лиц, содержащихся под стражей, а также отбывающих наказание
в местах лишения свободы, немедленно освобождать их своим постановлением из
штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного
изолятора.
Закон “О прокуратуре РФ” (ст. 34) гласит, что постановления
и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и
условий содержания задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы и
иным мерам наказания, а равно лиц, подвергнутых мерам принудительного характера
либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному
исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в
отношении лиц, осужденных к мерам наказания, не связанных с лишением свободы.
Учитывая особую важность и актуальность этой отрасли
прокурорского надзора, – ведь речь идет об ограничении конституционного права
человека и гражданина на свободу и личную неприкосновенность, Генеральный
прокурор РФ приказом №67 от 12 декабря 1994 г. “О совершенствовании прокурорского
надзора за соблюдением законов в местах предварительного заключения, при
исполнении уголовных наказаний” обязал прокуроров “при проверке состояния
законности в исправительно-трудовых учреждениях и воспитательно-трудовых
учреждениях режима и условий содержания осужденных, реализации правовых норм,
регулирующих их трудовое использование, проведение воспитательной работы,
особое внимание обращать на причины вскрытых нарушений, реальность принятых мер
по результатам предыдущих прокурорских проверок”.
“... В целях обеспечения законности и обоснованности, а
также сроков содержания граждан в местах предварительного заключения не реже
одного раза в месяц проверять следственные изоляторы.
Принимать безотлагательные меры к
восстановлению нарушенных прав граждан, немедленному освобождению незаконно
содержащихся под стражей и наказанию виноватых в нарушении закона”.
10. Начертите схему – таблицу органов
налоговой полиции.
ПРАВИТЕЛЬСТВО
¯
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ (ФСНП)
на правах Госкомитета РФ
¯
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ НАЛОГОВОЙ
ПОЛИЦИИ
По
республикам, краям,
областям,
городам федерального значения,
автономной области и округам
|
® |
УПРАВЛЕНИЯ, ОТДЕЛЫ
|
¯
МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ
Окружные службы УФСНП по Москве,
районные отделы по Санкт-Петербургу,
межрайонные и городские отделы управлении ФСНП
Литература
1. Правоохранительные
органы Российской Федерации. - Учебник для высших юридических учебных заведений
под редакцией В.П. Божьева, издательство «Спарк» 1996 г.
2. Закон
РФ №2487-1 от 11.03.92 «О частной детективной и охранной деятельности В
Российской Федерации».
3. Конституция
РФ (1993 г.), М., 1996 г.
4. Федеральный
закон о прокуратуре РФ от 17.01.1992 г. (в редакции Федерального от 17.11.1995
г.).
5. Приказ
Генерального прокурора РФ “Об организации надзора и управления в органах
прокуратуры РФ” от 28.05.1992 г. №20.
6. Басков
В.И. Прокурорский надзор, М., 1996 г.
7. Гуценко
К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы, М., 1996г.
8. Лончаков
А.П. “Теория юриспруденции” (учебное пособие).
9. Лончаков
А.П. “Концептуальный аспект: Понятие и содержание правоохранительной
деятельности” (учебное пособие).
|