Реферат: Подростки и агрессия
Реферат: Подростки и агрессия
Введение
Проблема
кризиса, конфликтов, трудностей - одна из самых сложных и острых в развитии и
воспитании подростков. С начала научного изучения под-росткового периода за
этим возрастом закрепилась название критического, что отразилось в его образной
характеристике как периоды "Sturm und Drang", "Storm and
Stress", т. е. "бури и натиска", "бушевания и
напряжения".
Многие
взрослые люди только с ужасом могут подумать о возможности вновь оказаться
подростками, снова взрослеть, снова открывать себя и свою судьбу в своих
собственных испытаниях. Однако выборы молодых в смысле "жизнь моя, а
вместе с ней и весь мир здесь решается" в стабильных общест-венных
системах делаются в лоне предшествующих поступков, с чувством ис-торической
традиции. Но вся сложность проблемы самоопределения совре-менной российской
молодежи в том, что она лишена этого чувства, оказавшись в ситуации отсутствия
образцов поступков, "когда никто вокруг тебя или до тебя никак не поступал",
ей страшно входить в мир взрослых. Вот голос со-временного растерянного
подростка:
Мой
мир другой, во всем.
Там
нету злых,
Там
нету крови.
И
я не знаю, что со мной.
Сейчас
не нравится мне всё.
Не
нравится любить,
Не
нравится мне жить.
Зачем
мне это всё?
Ведь
я еще ребенок.
И
как во всём мне разобраться,
Кому
сказать о том,
Что
я сама не знаю.
Напряженная,
неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая
обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем общест-ве, обуславливает рост
различных отклонений в личностном развитии и пове-дении растущих людей. Среди
них особую тревогу вызывают не только про-грессирующая отчужденность,
повышенная тревожность, духовная опусто-шенность детей, но и их цинизм,
жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже
перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте.
Причем проблема агрессивности подро-стков, которая затрагивает общество в
целом, вызывает как глубокое беспокой-ство педагогов, родителей, так и острый
научно-практический интерес иссле-дователей. Однако попытки объяснения
агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном
сознании, но в профессиональ-ных кругах и во многих теоретических концепциях
явление агрессии получает весьма противоречивые толкования.
Необходимость
определения реальных психологических причин агрес-сивности растущих детей,
раскрытия условий, механизмов, средств её предот-вращения и коррекции
обуславливает актуальность настоящей работы.
Взаимоотношения подростков
Особенно
интенсивное развитие общения детей со своими сверстниками получает в
подростковом возрасте. Вовлечение под-ростков орбиту уже не детских интересов
побуждает его к инициа-тивной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми.
Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым,
сопротивляется и протестует против обращения с ним как маленьким. Подросток
требует расширения своих прав соответ-ственно подчеркиваемым взрослыми людьми
его обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у
подростка нередко возникают разные виды протеста, неподчине-ния, непослушания,
которые в крайне выраженной форме проявля-ются в открытом неповиновении,
негативизме. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то
он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и это перестрой-ка
осуществляется без конфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний и
внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной
степени оказываются вовле-чены и подросток и взрослый. Конфликты между
подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их
мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и де-тей. Важное
условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник, - переход
взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к
неразумному дитя на отношение к подростку как ко взрослому. Это, в частности,
оз-начает максимально полную передачу подростку ответственности за свои
поступки и предоставление ему свободы для действий.
Однако
фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто
детских черт, в частности недостаточно серьезного отношения к своим
обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и
самостоятельно не редко препятствуют быстрому изменению отношения подростка к
взрослому. И тем не менее промедление со стороны взрослого в изменении
отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление
со стороны подростка. Это сопро-тивление при неблагоприятных условиях может
перерасти в стой-кий в межличностный конфликт, сопряжение которого нередко
приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия,
отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его
понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более
всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают
возможность оказывать на него влияние.
Снятию
межличностного конфликта подростка и взрослого обычно способствует установление
между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения.
Созданию та-ких отношений помогает обращение к подростку с какими-либо
серьезными просьбами в разных делах.
В
подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для
психического развития системы взаимоотно-шений: одна - со взрослыми, другая -
со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы.
Выполняя одну и туже общую социализирующую роль, эти две системы
взаи-моотношений нередко входят в противоречия друг с другом по содержанию и по
регулирующим нормам. Отношения со сверстни-ками обычно строятся как
равнопартнерские и управляются нома-ми равноправия, в то время как отношения с
родителями и учите-лями остаются неравноправными. Поскольку общение с
товарища-ми начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворе-нии его
актуальных интересов и потребностей, он отходит от шко-лы и от семьи, начинает
больше времени проводить со сверстника-ми.
Обособленные
группы сверстников в подростковом возрасте становится более устойчивыми,
отношения в них между детьми на-чинают подчинятся более строгим правилам.
Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто
их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных от-ношениях с
товарищами, - вот что делает атмосферу в таких груп-пах более привлекательной
для детей, чем сообщества взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом
друг к другу, кото-рый характерен для общения младших школьников, у подростков
появляются два других вида отношений, слабо или почти не пред-ставленные в
ранние периоды из развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и
дружеские (конец подросткового возрас-та). В старшем подростковом возрасте у
детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от
друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они вы-полняют в
жизни. Внешние, эпизодические "деловые" контакты служат
удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, глубоко не затрагивающих
личность; общение на уровне товарище-ских отношений способствует взаимообмену
знаниями, умениями и навыками; устанавливающиеся дружеские связи позволяют
решать некоторые вопросы эмоционально-личностного характера.
С
переходом во вторую половину подростничества (примерно с VI класса школы)
общение подростков превращается в самостоя-тельный вид деятельности, занимающий
достаточно много времени и выполняющий важную жизненную роль, причем знание
общения со сверстниками для подростка, как правили не меньше, чем все
ос-тальные его дела. Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам,
проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это - характерная черта детей
именно подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от
степени развитости специальной потребности в общении - аффилиативной
потребно-сти. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами
воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело, и в этом мы можем
убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам.
Многими детьми этого возраста раз-рыв личных отношений с товарищами
воспринимается как персо-нальная драма. Для того чтобы завоевать друзей,
привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное;
иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся со-циальных норм, на
открытый конфликт со взрослыми.
На
первом месте во взаимоотношениях подростков стоят това-рищеские отношения. Атмосфера
таких отношений базируется на "кодексе товарищества", который
включает в себя уважение лич-ного достоинства другого человека, равенство,
верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно в
подрост-ковых группах осуждаются эгоистичность, жадность, нарушение слова,
измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, не-желание считаться с
мнением товарищей. Такое поведение в груп-пах сверстников - подростков не
только отвергается, но нередко вызывает ответные реакции по отношению к
нарушителю кодекса товарищества. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в
ком-панию, в совместном участии в каких-либо интересных делах.
В
группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное влияние
со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре
внимания сверстников. Личной дружбой с лидерами он всегда особенно дорожит и во
что бы то ни стало стремиться стремится ее завоевать. Не менее инте-ресными для
подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в
качестве равноправных партнеров или лидеров.
Сходство
в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения
подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются
причинами возникновения инте-реса к делу, которым занимается товарищ. В
результате у подрост-ка могут появляться новые познавательные интересы. Товарищ
становится для подростка образцом для подражания, у него появля-ется желание
стать таким же , приобрести те же личностные каче-ства, знания, умения, навыки.
Дружба активизирует общение под-ростков, за разговорами на разные темы у них
проходит много вре-мени. Они обсуждают события в жизни их класса, личные
взаимо-отношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговоров
бывает немало разнообразных "тайн".
Позднее,
к концу подросткового возраста, появляется потреб-ность в близком друге,
возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная
откровенность, взаимо-понимание, отзывчивость, чуткость, умение хранить тайну.
"Родст-во душ" становится с возрастом все более значимым фактором,
оп-ределяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными номами
составляет важнейшие личностные приоб-ретения подросткового возраста.
К
концу этого возраста у подростков возникает интерес и к другу противоположного
тола, стремление нравиться и, как следст-вие этого, появляется повышенное
внимание к своей внешности, одежде, манере поведения. В начале интерес к
человеку другого пола нередко приобретает характерное для подростков
необыкно-венное внешнее выражение. Мальчишки начинают задирать девчо-нок, он в
свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности, однако
такое повышенное взаимное "внимание" со стороны сверстников тем и
другим доставляет, по видимому, яв-ное удовольствие. Позднее характер
межполовых отношений меня-ется, появляется застенчивость, скованность и
робость, иногда со-провождаемые сохранением "странной внешней атрибутики в
по-ведении: напускное равнодушие, презрительное отношение к свер-стнику
противоположного пола и т. п. Все эти симптомы характер-ны для детей
обучающихся уже в V-VI классах. В это время дево-чек, которые в подростковом
возрасте начинают ускоренно физиче-ски развиваться, уже волнует, кто и кому
нравится, кто на кого и как смотрит, кто с кем дружит и т. д.
В
VII-VIII классах между мальчиками и девочками появляют-ся более романтические
отношения, они начинают писать друг дру-гу записки, назначают свидания, вместе
гуляют по улицам, ходят в кино. НА основе таких взаимоотношений у подростков
возникает желание становиться лучше, появляется потребность к
самосовер-шенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают за-ниматься
самовоспитанием.
Понятие агрессии, агрессивности.Виды агрессии.
Понятие
"агрессия" и "агрессивность" несинонимичны. Под
аг-рессивностью в дальнейшем мы будем понимать свойство личности, выражающееся
в готовности к агрессии. Таким образом, агрессия есть совокупность определенных
действий, причиняющих ущерб другому объекту, тогда как агрессивность - это
личностная особенность, выра-жающаяся в готовности к агрессивным действиям в
отношении другого.
Шагом
вперед в решении проблемы, связанной с оценкой агрес-сии, можно считать
фроммовскую модель структуры агрессии. В ней предлагается различать два вида
агрессии: доброкачественную и злока-чественную (Э. Фромм, 1994 г.).
Доброкачественная агрессия является биологически адаптивной, способствует
поддержанию жизни и пред-ставляет собой реакцию угрозу витальным интересам.
Злокачественная агрессия не является биологически адаптивной, не связана с
сохранени-ем жизни, не сопряжена с защитой витальных интересов.
Типология агрессивного поведения подростков.
Агрессивные
подростки, при всем различии их личностных харак-теристик и особенностей
поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится
бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений,
духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и
познавательных. У этих детей, как правило, низкие уровень интеллектуального
развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных
представ-лений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность как против
сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается
крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально
отрицательная), повышенная тревожность, страх пе-ред широкими социальными
конфликтами, эгоцентризм, неумение на-ходить выход из трудных ситуаций,
преобладание защитных механиз-мов над другими механизмами, регулирующими
поведение.
Вместе
с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и
социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа,
демонстрация своей самостоятельности, взрослости.
Поэтому
раскрытие причин и характера агрессивности подростков требует проведения
определенной классификации, условий типологии.
Обширные
материалы, добытые, во-первых, на основе анализа до-кументации школ, во вторых,
в процессе проведения тестирования, по-зволили составить исходные
психологические характеристики, давшие возможность условно выделить четыре
группы подростков на основе определенного типа поведения, с учетом
направленности их личности.
Первую
группу подростков характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных,
примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению,
деформация ценностей и от-ношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других,
неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих
де-тей. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерз-ки,
драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
Вторую
группу составляют подростки с деформированными по-требностями, ценностями.
Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным
индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет
притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена
настрое-ния, лживость, раздражительность. У этих детей извращены представ-ления
о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к
применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто
слабее.
Третью
группу подростков характеризует конфликт между дефор-мированными и позитивными
потребностями, ценностями, отношения-ми, взглядами. Они отличаются
односторонностью интересов, приспо-собленчеством, притворством, лживостью. Эти
дети не стремятся к дос-тижениям, успеху, апатичны. В их поведении преобладают
косвенная и вербальная агрессивность.
В
четвертую группу входят подростки, которые отличаются слабо деформированными
потребностями, но в то же время, отсутствием оп-ределенных интересов и весьма
ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед
сильными товарищами. Для этих детей типична трусливость и мстительность. В их
поведении пре-обладают вербальная агрессивность и негативизм.
Рекомендации по снятию агрессивного состояния.
С
агрессивным ребенком нельзя разговаривать на повышенных то-нах- тем самым вы
"подключаетесь" к его возбуждению и провоцируете усиление агрессивных
импульсов. Последовательное использование спокойной, плавной речи позволяет
ребенку переключиться и начать слушать вас. Особенно важно при этом признать
право ребенка возму-щаться и выбрасывать свою энергию различными способами.
После та-кого признания ребенок начнет к вам прислушиваться, и тогда у вас
по-является шанс помочь ему освоить более приемлемые методы "выхода"
агрессивных импульсов.
Агрессивные
проявления можно снимать с помощью некоторых упражнений. Дети хорошо осваивают
их в том случае, если агрессив-ность на самом деле приносит таким детям
множество проблем и они осознают это. Например, можно научить ребенка
концентрировать вни-мание в момент импульса на своих руках и нарочно сжимать
кулаки с определенным усилием. Гипернапряжение неизбежно сменяется релак-сацией
мышц. И если агрессия не уходит вовсе, то теперь она становит-ся управляемой.
Хорошо
помогает агрессивным детям и психофизическая трени-ровка. Навык выполнения
упражнения "Левитация рук" помогает сни-зить общий уровень
агрессивности и научиться управлять собой в кри-тических ситуациях.
Однако
самое главное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему
демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения меж-ду людьми,
отсутствовали бы негативные примеры агрессивного пове-дении. Воспитание на
принципах сотрудничества - это главное условие предотвращения агрессивности.
Страницы: 1, 2
|
|