рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Питание с учетом различных вероисповеданий рефераты

Пасха посвящена освобождению евреев из египетского плена и у древних евреев отмечалась ужином из мяса ягненка с  вином. После Пасхи в течение 7 дней употребляется пресный хлеб, называемый мацой. Дело в том, что, уходя из Египта, беглецы не успели заквасить хлеб в дорогу.

В праздник Шавуот Моисей получил на горе Синай учение о законах, т. е. Тору. В этот день евреи едят молочную и мучную пищу: сыр, творог, сметану, блинчики с творогом, торты, коврижки с медом, потому что «Тора сладка и приятна, как молоко и мед».

Православие.

Пост является наиболее древним церковным установлением; согласно

Ветхому Завету, первой заповедью, данной людям, была заповедь о посте. Посты существуют во всех религиях и в первую очередь как средство очищения и обновления человеческой души. Иисус Христос постился 40 дней перед Нагорной проповедью. В русской православной церкви пост имеет особое значение и является центральным элементом учения об аскезе. В православном церковном календаре около 200 дней занято постами. К постам готовились заранее, запасались квашеной капустой, солеными огурцами, солеными и сушеными грибами, заготавливали ягоды, яблоки, орехи, гречиху, пшено, горох, ячмень, нежирную сельдь.

В России различают четыре степени строгого поста:

«сухоедение» — это хлеб, сырые и квашеные овощи, свежие и сушеные фрукты;

• «варение без елея» — вареные овощи без растительного масла;

• «разрешение на вино и елей»;

 •«разрешение на рыбу».

Общие правила постов заключаются в том, что верующим предписывалось обязательно воздерживаться от мясной и молочной пищи.

 Посты не ограничиваются лишь пищевыми запретами и предписаниями. Их основная цель — духовное совершенствование, посты прививают навыки воздержания и самоконтроля. Это время усиления борьбы со страстями, эмоционального оздоровления и выработки душевного равновесия. Во время постов стремятся заниматься благотворительностью, проявлять милосердие.

В то же время пост рассматривался и как оружие в борьбе с дьяволом, ибо бесы изгоняются только молитвой и постом  (Марк 9:29; Матфей 17:21).

С этой точки зрения, применение лечебного голодания в психиатрии имеет теологическую основу. По продолжительности посты делятся на однодневные и многодневные. К однодневным постам относятся среды и пятницы (кроме шести так называемых  сплошных недель в году).

Пост установлен в среду, потому что, согласно евангельскому рассказу,  Иуда в этот день согласился предать Иисуса Христа, а в пятницу — в память о крестных муках и смерти сына Божия. Церковь разрешает не поститься по средам и пятницам в пасхальную неделю, в неделю Троицы, на святках, в неделю мытаря и фарисея, в Сырную неделю (масленица). Из однодневных постов отметим  три: в день воздвижения честного и животворящего Креста Господня, в день усекновения главы Иоанна Крестителя (Иоанну отрубили голову по приказу Ирода Великого, царя Иудеи) и накануне праздника Крещения Господня. Кроме перечисленных однодневных постов, практикуется также соблюдать их в трагические дни смерти родных и близких, в дни общих несчастий и бед.

 Среди однодневных постов, установленных православной церковью, своей необычностью выделяется День святой Анны — 22 декабря (9 декабря). По преданию, Анна — мать Девы Марии, которую она родила после 20 лет бесплодия. В этот день пост установлен для беременных женщин. Существует народное выражение— на зачатие святой Анны беременным бабам пост. Выполнять какую-либо значительную работу беременным запрещалось. Польза однодневных постов у специалистов-диетологов не вызывает сомнений, но в отношении беременных женщин это не доказано, и в настоящее время этот пост значения не имеет.

Интересен следующий запрет: до Преображения Господня 19 августа (6 августа) строго запрещалось есть яблоки и вообще старались не есть никаких плодов, кроме огурцов. И с этого дня на всей Руси начинали есть плоды и фрукты. Трудно, с физиологической точки зрения, объяснить этот обычай. Многодневных постов четыре: Великий, Петров (Апостольский), Успенский и Рождественский (Филиппов). Общее число постных дней в году колеблется, т. к. Петров пост бывает разной продолжительности. Всего постных дней — около 200, точнее — от 178 до 199. В этом отношении Русская православная церковь значительно превзошла католицизм.

Рождественский пост всегда проходит в одно и то же время, с 15 ноября (по старому стилю) до 25 декабря — Рождества Христова, и продолжается 40 дней. По строгости он уступает Великому и Успенскому постам. По понедельникам, средам и пятницам предписывалось сухоедение — не разрешалась вареная пища, и есть можно было только 1 раз в день. Вино и растительное масло можно было употреблять по вторникам и четвергам. И самая легкая степень поста приходилась на субботу и воскресенье, когда разрешалось есть рыбу.

Строгость поста усиливалась с 20 декабря, когда запрещалась всякая рыба, даже по субботам и воскресеньям, и в последний день Рождественского поста, 24 декабря, в сочельник, достигала максимума. Нельзя было в сочельник принимать пищу ранее появления на небе первой звезды (знак рождения Иисуса Xриста). Слово «сочельник» происходит от старинного слова «сочиво» и означает кашу с медом (кутья), которую положено по уставу есть в этот день. Рождественский (или Филиппов) пост имеет двойное название, т. к. начинается на другой день после дня святого апостола Филиппа, распятого на кресте за проповедническую деятельность.

Великий пост является самым главным и строгим, поскольку он предваряет центральный праздник верующих — Пасxу. Великий пост состоит из собственно 40 дневного поста и поста Страстной недели, отмечаемой православными перед Пасхой.

Временные рамки поста всегда постоянны — начинается он в понедельник после масленицы (Прощеного воскресенья).

К Великому посту принято было готовиться заранее, вскоре после праздника Богоявления. Период подготовки к посту включал особые 4 недели, во время которых верующим напоминали о духовных христианских ценностях.

Во время первой недели ограничивать себя в питании не требовалось (как и во вторую и третью); верующих призывали к покаянию и смирению, избавлению от гордыни, являющейся главным источником греха. Во вторую неделю рекомендовалось перечитать притчу о блудном сыне, в которой звучит мотив покаяния; третья неделя называется «мясопустная», или неделя «Страшного Суда», и должна напоминать верующим о грядущем суде. Во время четвертой, последней перед постом недели, называемой масленичной, еще разрешалось употреблять молоко, сыр, масло, яйца, но мясо было уже под запретом. Заканчивается масленица Прощеным воскресеньем. В Великий пост, согласно уставу церкви, растительное масло разрешается употреблять по субботам и воскресеньям.

В эти же дни верующим разрешается принимать вино (освященное в церкви) в умеренных количествах, в том числе и для укрепления сил постящихся.

Есть рыбу разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и в Вербное Воскресение. В первую и последнюю недели поста от понедельника до пятницы полагается сухоедение, в другое время поста— вареные овощи без растительного масла («варение без елея»). В то же время первая неделя Великого поста — дни особой строгости, первые 2 дня церковный устав рекомендует обходиться без пищи вовсе, на третий день разрешаются хлеб, овощи и мед. Так же строго предписывалось проводить и последнюю неделю поста, особенно Страстную пятницу (день распятия Иисуса Христа на кресте). Если раньше только больным, старикам и малым детям, а также находящимся в пути (особенно морякам) разрешалось ослаб-ление режима поста (можно было есть молочную пищу), то современная православная церковь разрешает не соблюдать посты и пациентам, находящимся в больницах, военным на службе в армии и людям, выполняющим тяжелые работы.

Через неделю после Троицы начинается Петров (Апостольский) пост. Он установлен перед праздником святых апостолов Петра и Павла, казненных в Риме за проповедь христианства. Продолжительность апостольского поста непостоянна и колеблется от 8 до 42 дней в зависимости от даты Пасхи. По понедельникам, средам и пятницам по время Петрова поста предписывалось воздерживаться от рыбы, вина и растительного масла.

 Успенский пост установлен в честь Девы Марии, матери Иисуса Xриста. Он продолжается две недели—с 1 по 14 августа — и строгостью превосходит Апостольский (Петров) и Рождественский посты, приравниваясь к Великому. По церковному уставу в понедельник, среду и пятницу предписывалось сухоедение, по вторникам и четвергам — вареная пища, но без масла, в субботу и воскресенье можно было употреблять масло и вино.

Наряду с постами и другими ограничивающими предписаниями христиане отмечали церковные праздники, во время которых столы накрывались обильно и разнообразно.

Сочельник Рождественский приходится на 6 января (24 декабря по старому стилю). В этот день общеизвестно правило не употреблять никакой пищи до самого вечера, «до первой звезды». Народный завет звучит так: «В свят вечер не едят до звезды».  По церковному уставу в сочельник предписывалось есть «сочиво» — а за праздничный рождественский стол принято было садиться после окончания службы. Праздничные блюда должны символизировать рождение Иисуса Xриста. Важнейшее символическое значение имели два блюда — кутья и взвар. Кутью принято есть на поминках, а взвар — при рождении детей. Сочельницкая кутья готовилась обычно из вареных зерен пшеницы и ячменя, позднее их вытеснил рис. Для приготовления взвара использовали яблоки, груши, сливы, вишни, изюм и другие плоды и ягоды, отваривая их в воде. Сочетание кутьи и взвара, таким образом, символизировало рождение и смерть Иисуса Христа.

 В целом праздничный стол в сочельник принято готовить обильным, щедрым и разнообразным. Традиционным блюдом является рождественский гусь.

На 14 января (1 января) приходятся праздники: Обрезание Господне, память святого Василия Великого и Новый год.

Архиепископ Василий Великий основал несколько монастырей, занимался благотворительностью, строил убежища для бедных. В народе Василий Великий считался покровителем свиней, поэтому непременным атрибутом праздничного стола была свиная голова. У более состоятельных верующих основным угощением вечера святого Василия был «царский» поросенок, а свиная голова стояла на столе в течение недели; поэтому 1 января в народе называли «свиным праздником».

Новый год (1 января). Философия праздничного новогоднего стола незамысловата. Если еда обильна, то и благополучие предстоящего года обеспечено. Кроме того, старались как можно разнообразнее украшать стол, используя все, что было в доме. Готовили множество мучных, мясных, крупяных блюд, обязательными считались пироги с разнообразной начинкой. Большое количество блюд старались готовить из свинины (свинья считалась символом плодовитости). Также разнообразно и в больших количествах варились напитки — компоты, кисели, пиво. Ритуальным новогодним блюдом у некоторых славянских народов (русских, белорусов, украинцев, молдаван) служили сладкая каша (кутья) и блины. Непременно на праздничном столе должны были быть сладости, орехи. Ими, а также выпеченными из теста фигурками животных (коней, коров, быков, угощали гостей.

Пирожки с луком христиане Руси пекли 20 февраля (7 февраля) в День преподобных Парфения и Луки.

 Масленица широко отмечалась на Руси и в дохристианский период как «проводы зимы»; позднее она была принята церковью как религиозный праздник. Продолжается масленица одну неделю, непосредственно перед Великим постом, ее начало колеблется от 3 февраля (21 января) до 14 марта (1 марта). Отмечается масленица широко, в кулинарном отношении отличалась разнообразной выпечкой, прежде всего блинами. Кроме блинов, пекли много калачей, оладий, пирожков, готовили сладкие блюда. Готовили и употребляли также пиво и вино.

А.И. Куприн следующим образом описывает кулинарию масленицы: «А сегодня настоящий царь, витязь и богатырь Москвы — тысячелетний блин, внук Дажбога. Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее всесогревающее солнце, блин полит растопленным маслом — это воспоминание о  жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин —  символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и  здоровых детей. Удельное княжество Москва! Она ест блины горячими, как огонь, ест с маслом, со сметаной, с икрой зернистой,  с паюсной, с салфеточной, с ачуевской, с кетовой, с сомовой, с селедками всех сортов, с кильками, шпротами, сардинами, с семужкой и с сижком, с балычком осетровым и с белорыбьим, с тешечкой, и с осетровыми молоками, и с копченой стерлядкою, и со знаменитым снетком из Бела-озера. Едят и с простой закладкой, и с затейливо комбинированной. А для легкости прохода в нутро каждый блин поливается разнообразными водками сорока сортов и сорока настоев. Тут и классическая, на смородинных почках, благоухающая садом, и тминная, и полынная, и анисовая, и немецкий  доппель-кюммель, и всеисцеляющий зверобой, и зубровка, настойка на березовых почках, и на тополевых, и лимонная, и перцовка, и всех не перечислишь». Описать кулинарию масленицы лучше не возможно. Нас же должен интересовать прежде всего медицинский аспект проблемы. Масса людей во всем мире прилагают титанические усилия для снижения массы

тела, тратят уйму денег, глотают тонны медикаментов,  врачи пропагандируют, убеждают, патентуют все новые методы, внедряют технологии.

Призовем на помощь одного из лучших врачей всех времен и народов — А.П. Чехова. В рассказе «Глупый француз» клоун гастролирующего в Москве французского цирка Пуркуа решил позавтракать в трактире Тестова.

Заказал консоме с 2—3 гренками и осмотрелся. Внимание артиста привлек «полный, благообразный господин, сидевший за соседним столиком». «Как, однако, много подают в русских ресторанах? — подумал француз, глядя, как сосед поливает свои блины горячим маслом. — Пять блинов! Разве один человек может съесть так много теста?» А сосед уже «помазал блины икрой и проглотил скорее, чем в пять минут» и подозвал полового: «Да что у вас за порции такие? Подай сразу штук десять или пятнадцать! Дай балыка... семги, что ли». «Странно, — подумал Пуркуа, рассматривая соседа. Съел пять кусков теста и еще просит! Впрочем, такие феномены не составляют редкости. У меня самого в Бретани был дядя Франсуа, который на пари съедал две тарелки супу и пять бараньих котлет. Говорят, что есть также болезни, когда много едят». Соседу принесли гору блинов и две тарелки с балыком и семгой; выпитую рюмку водки он «закусил семгой и принялся за блины». «Очевидно, болен... — подумал француз. — И неужели он, чудак, воображает, что съест всю эту гору? Не съест и трех кусков, как желудок его будет уже полон». Сосед продолжал есть и заказывать. «Но, однако, уже половины горы нет! — ужаснулся клоун. — Боже мой, он и всю семгу съел? Будь этот господин у нас во Франции, его показывали бы за деньги. Боже, уже нет горы!» В это время сосед, принимая икру и лук, заказывает бутылку вина, еще порцию блинов и просит принести быстрее, а «на после блинов порцию селянки». «Может быть, это мне снится? — изумился клоун. — Нельзя безнаказанно съесть такую массу. Да, да, он хочет умереть! Это видно по его грустному лицу». Француз пытается (безуспешно) обратиться к половому. Тут сосед произносит, обращаясь к французу: «Порядки, нечего сказать! Меня ужасно раздражают эти длинные антракты! От порции до порции изволь ждать полчаса! Эдак и аппетит пропадет. Сейчас три часа, а мне к пяти надо быть на юбилейном обеде». «Извините, сударь», — произносит француз, — «ведь вы уже обедаете», — «Не-ет. Какой же это обед? Это завтрак, блины». Словом, сосед продолжал есть, француз «с сожалением стал рассматривать лицо соседа, каждую минуту ожидая, что вот-вот начнутся с ним судороги, какие всегда бывали у дяди Франсуа после опасного пари». Наконец клоун не выдержал и обратился к соседу: «Я не имею чести быть знаком с вами, но тем не менее, верьте, я ваш друг. Не могу ли я вам помочь чем-нибудь? Вспомните, вы еще молоды, у вас жена, дети». «Я вас не понимаю!» — замотал головой сосед, тараща на француза глаза. «Ах, зачем скрытничать, сударь. Вы так много едите, что трудно не подозревать». Сосед удивляется: «Я много ем! Я!? Полноте. Как же мне не есть, если я с самого утра ничего не ел?»

Это стоит тысячи лекций. Можно отнестись к прочитанному с юмором, но стоит и задуматься. И чтобы не ограничиться юмором, обратимся вновь к А.П. Чехову: «О бренности» (масленичная тема для проповеди). «Надворный советник Семен Петрович Подтыкин сел за стол и, сгорая от нетерпения, стал ожидать момента, когда начнут подавать блины. Перед ним расстилалась целая картина. Посреди стола стояли бутылки. Тут были три сорта водок, киевская наливка, шатолароз, рейнвейн. Вокруг напитков в художественном беспорядке теснились сельди в горчичном соусе, кильки, сметана, зернистая икра, свежая семга и проч. Подтыкин глядел на все это и жадно глотал слюнки: « Ну, можно ли так долго? — поморщился он, обращаясь к жене. — Скорее, Катя!» Но вот наконец показалась кухарка с блинами. Семен Петрович, рискуя сжечь пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлепнул их на свою тарелку. Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их горячим маслом. Засим, как бы разжигая свой аппетит и наслаждаясь предвкушением, он медленно, с расстановкой обмазал их икрой. Места, на которые не попала икра, он облил сметаной. Подтыкин взглянул на дела рук своих и не удовлетворился. Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот. Но тут его хватил апоплексический удар».

 Апоплексическим ударом называли тогда инсульт (кровоизлияние в мозг). Описан типичный геморрагический инсульт на почве артериальной гипертонии, связанной, в свою очередь, с ожирением. Комментарии, как принято в таких случаях говорить, излишни.

Пасха—главный праздник всех христиан. Пасхе предшествуют  7 недель Великого поста, последняя неделя которого называется Страстной.

В Чистый четверг этой недели готовились к Пасхе—варили,  красили яйца, пекли куличи, делали «пасху», варили пиво, брагу, мед. Яйцо является символом Пасхи—в нем зарождается жизнь.

Праздник Вознесения Господня отмечается на сороковой день после Пасхи специальными кулинарными изделиями. В этот день православные пекли большие продолговатые пироги, верхняя корка которых выкладывалась поперек перекладинами. Перекладины символизируют лестницу, ведущую на небо.

Страницы: 1, 2, 3, 4