Реферат: Паулс Ояр-Раймонд Волдемарович
Реферат: Паулс Ояр-Раймонд Волдемарович
Народный артист СССР, лауреат Государственных
премий, почетный доктор Латвийской академии наук, кавалер королевского ордена
Полярной Звезды I степени (награда Датского королевства)
Раймонда
Паулса можно по праву назвать родоначальником эстрадной музыки Латвии. Именно
благодаря ему изначально легкий жанр превратился в серьезное искусство.
"Редкий из латышей, чья фамилия не требует комментариев", - написал в
книге о Паулсе его друг и соавтор поэт Янис Петерс. Так получилось, что на
теppитоpии экс-Союза выдающийся пианист, джазист и композитор стал символом
своей, тепеpь уже независимой, pеспублики. А его шлягеpы "Миллион алых
pоз", "Маэстpо", "Веpнисаж", "Стаpинные
часы", "Зеленый свет" и т.д. в исполнении А. Пугачевой, В.
Леонтьева, Л. Вайкуле успешно пpошли испытание вpеменем и до сих поp
исполняются на бис.
Ояр-Раймонд
Паулс родился 12 января 1936 года в Риге в семье рабочих Волдемара и
Алмы-Матильды Паулсов - слесаря-ремонтника и вышивальщицы жемчугом. Его отец
был музыкантом-любителем: в самодеятельном оркестре "Михаво" играл на
ударных инструментах.
Волдемар
Паулс мечтал, чтобы сын стал профессиональным скрипачом - "как
Паганини": Волдемару казалось, что музыкантский хлеб - более легкий и
приятный, нежели труд на заводе. Он повел сына к профессору и попросил оценить
его музыкальные способности, но "профессионал" был категоричен: у
ребенка нет ничего общего с музыкой. Впрочем, кpитика и тогда, и впоследствии лишь
усиливала упорство Паулса и желание доказать обратное. В 1939 году отец привел
Раймонда в детский сад при Рижском музыкальном институте. Учительница
предложила: "Начнем лучше не со скрипки, а с рояля". Так была решена
его судьба.
Позже
сам Раймонд Волдемарович не советовал своей дочке Анете идти по его стопам:
"Быть выдающимся музыкантом - тут нужен не только талант... Сегодня
удержаться в обществе музыкальных звезд - означает каторгу. Ежесуточная работа
по 12-14 часов... Не готов к этому, не занимайся музыкой. Средние и всего лишь
хорошие музыканты сегодня никому не нужны. Занимайся каким-нибудь другим
достойным трудом". Сам Паулс всегда отличался невероятным трудолюбием: был
способен во имя работы напрочь забыть про еду и сон...
В
1939 году родилась сестра Паулса Эдите, впоследствии ставшая известным
художником по гобеленам. Ее работы выставлены во многих странах мира, а одна
постоянно находится в ООН. В 1946 году Паулс поступил в музыкальную школу имени
Э. Дарзиня. Уже в 14 лет увлекся джазом. А поскольку доступ к современной
мировой музыке в то время был крайне ограничен (не было ни магнитофонов, ни
нотных записей), Паулс черпал информацию с радио "Голос Америки":
прослушивал все передачи Music USA и по памяти писал ноты.
В
1953 году Паулс поступил, а в 1958 году - окончил Государственную консерваторию
Латвийской ССР по классу фортепиано под руководством профессора Германа Брауна,
а с 1962 по 1965 год обучался композиции у композитора Яниса Иванова.
Параллельно работал пианистом в эстрадных оркестрах Клуба автодорожников,
медработников и концертмейстером в филармонии, особенно интересовался
"легким" жанром, в котором он наметил свой серьезный путь. В
1963-1971 годах - руководитель РЭО (Рижского эстрадного оркестра). Уже тогда
Раймонд Волдемарович написал свои первые песни на слова Альфреда Круклиса -
"Зимний вечер", "Мы встретились в марте", "Старая
береза", - мелодичные, душевные, легкие и лиричные.
Уже
в 1960-х вышла первая песенная пластинка Паулса с участием латвийских
исполнителей, которая была распродана тиражом полмиллиона экземпляров и потом
еще пять раз тиражировалась. В конце 1960-х и начале 1970-х годов Паулс дает 90
аншлаговых авторских концертов. Ему первому удалось обратить внимание публики
на местных исполнителей, до этого в Латвии слушали преимущественно немецкую
эстраду.
31
августа 1961 года Паулс женился на Светлане Епифановой (специальность -
лингвист). Их дочь Анета (1962) окончила ЛГИТМИК по специальности
"режиссер телевидения" и вышла замуж за менеджера авиакомпании SAS
Марека Петерсена. У Анеты родились две дочери - Анна-Мария (1989) и Моник-Ивонн
(1994).
В
начале 1970-х Паулс создал ВИА "Модо", который с невероятным успехом
гастролировал по всему Союзу. Одна из композиций этого коллектива просочилась
сквозь "железный занавес" и занимала верхние строчки в западных
хит-парадах. В 1976 году Паулс написал свой первый мюзикл "Сестра
Керри" по Теодору Драйзеру.
По
мюзиклу был создан музыкальный видеоклип, который получил премию "Золотой
янтарь" на международном конкурсе в Польше. Впоследствии "Сестру
Керри" ставили во многих театрах Союза. В 2000 году русскую версию мюзикла
поставил рижский театр "Русская драма". С 1978 года Паулс работал
главным музыкальным редактором в Государственном комитете Латвийской ССР по
телевидению и радиовещанию, руководил и дирижировал оркестром и хором радио.
В
России слава Маэстро началась с песен "Синий лен" (в исп. Л. Мондрус)
и "Листья желтые" (в исп. Н. Бумбиеры, В. Лапченока, О.Гринберга,
М.Вилцане). В середине 1970-х Паулс начал сотрудничать с Робертом Рождественским
и Андреем Вознесенским, который впервые согласился писал стихи на готовую
музыку. Композициии Паулса и Вознесенского "Подберу музыку" (в исп.
Я. Йолы) и "Танец на барабане" (в исп. Н. Гнатюка) получили призы
музыкальных фестивалей в Сопоте.
В
середине 1970-х Паулсу предложил сотрудничество поэт-песенник Илья Резник: он
написал русские тексты на несколько песен композитора, ранее исполнявшихся на
латышском языке. Их первым совместным хитом стал "Маэстро" в
исполнении Аллы Пугачевой - песня звучала по всем радиостанциям Союза по
нескольку раз в день. Постоянными исполнителями песен Паулса и Резника стали
Алла Пугачева ("Старинные часы", "Эй вы там, наверху",
"Без меня", "Делу время", "Возвращение", "Я
ждала вас так долго" и др.), Лайма Вайкуле ("Еще не вечер",
"Вернисаж", "Чарли" и др.), Валерий Леонтьев
("Верооко", "Я с тобой не прощаюсь", "Годы
странствий", "Поющий мим", "После праздника",
"Гиподинамия" и др.).
В
то же время Паулс сотрудничает с Зиновьевым ("Зеленый свет",
"Диалог", "Комета Галлея" и др.), М. Таничем
("Протяжение любви", "Три минуты", "Карусель",
"Бархатный сезон", "Маяк"), продолжает сотрудничество с А.
Вознесенским ("Полюбите пианиста", "Муза", "Затменье
сердца", "Человек-магнитофон" и др.). Их песня "Миллион
алых роз" (в исп. А. Пугачевой) имела такой успех, что вскоре ее перевели
на многие языки мира. К примеру, в Японии этот хит до сих пор считают символом
песни о любви, она включена в репертуар всех караоке.
Широкую
известность по Союзу получил и детский ансамбль "Кукушечка", который
композитор в свое время создал при Латвийском радио. Паулс впервые коренным
образом изменил ритм детских песен, а юные исполнители из "Кукушечки"
исполняли джазовые синкопы лучше многих профессиональных певцов. Особой любовью
на территории экс-СССР до сих пор пользуется композиция этого коллектива
"Золотая свадьба" (слова И. Резника).
Композитор
успешно сотрудничает с латвийскими певцами и джазовыми исполнителями, пишет
музыку ко многим театральным постановкам по Блауманису, Шеридану, Ибсену
(спектакль "Бранд" получил первый приз за музыку на театральном
фестивале в Югославии) и др. и кинофильмам - "Долгая дорога в дюнах",
"Театр" и др.
В
1985 году Раймонду Паулсу присвоили звание Народного артиста СССР. В 1986 году
состоялся первый эстрадный конкурс молодых исполнителей, за создание которого
Паулс боролся во всех инстанциях в течение 15 лет. Композитор возглавил жюри
этого ежегодного мероприятия (оно проходило шесть раз), которое дало старт
многим ныне известным певцам: Валерии, Азизе, Павлиашвили, Малинину и др. В
1986 году директор фирмы "Мелодия" вручил композитору в подарок к
50-летию два "золотых диска" - за фортепианный альбом "Мой
путь" и песенный сборник "У нас в гостях Маэстро".
В
1985 году Паулс был избран депутатом Верховного Совета Латвии, а 26 марта 1989
года - народным депутатом СССР. 25 мая 1989 года депутаты от прибалтийских
республик впервые осуществили "голосование ногами": демонстративно
покинули зал заседаний, когда в повестку дня не хотели включать вопрос о
признании пакта Молотова - Риббентропа. 6 сентября 1991 года Михаил Горбачев
официально подписал приказ о сложении полномочий народных депутатов от Латвии в
связи с признанием независимости прибалтийских республик.
В
ноябре 1989 года Паулс возглавил министеpство культуpы Латвии. Впервые за всю
историю СССР был утвержден беспартийный (Паулс никогда не состоял в партии)
министр. Сообщение об этом историческом событии пошло на 62 страны мира. В 1991
году Паулса снова избрали министром культуры в первом правительстве независимой
Латвии. А в 1993 году - и во втором правительстве. Но уже в начале срока Паулс
покинул пост по принципиальным соображениям, когда в парламенте был поставлен
вопрос об упразднении министерства культуры и совмещении его с другими
правительственными организациями. (Позже это предложение так и не было
утверждено.)
Будучи
министром культуры, Паулс и его команда занимались разработкой контрактной
системы в театрах и реорганизацией театральной системы. Были определены
основные театры, которые должны дотироваться государством, остальным надлежало
бороться за жизнь самостоятельно. Закрыли на ремонт здание Национальной оперы -
на пять лет. Построили Кукольный театр, Валмиерский драмтеатр и др. Столь
решительные действия министра культуры вызвали массу споров среди интеллегенции,
но, как впоследствии оказалось, в большинстве случаев он был прав.
С
1993 по 1998 год Паулс состоял советником по вопросам культуры при президенте
Латвийской Республики Гунтисе Улманисе. Во время визита латвийской делегации в
Данию в 1997 году Маэстро удостаивают награды королевства - ордена Полярной
Звезды I степени.
В
те же годы Паулс работал концертмейстером хора на Латвийском радио, с детским
ансамблем "Кукушечка", писал песенные циклы и концертные программы.
Создал музыку к спектаклям "Дикие лебеди", "Граф
Монте-Кpисто", "Зеленая дева" и др., несколько программ для Л.
Вайкуле ("Я вышла на Пикадилли", "Лайма в стиле танго" и
др.). Особым успехом пользовался его концерт памяти Гершвина на сцене Национальной
оперы: "Рапсодия в стиле блюз" (Паулс исполнил свою фортепианную
версию), одноактная опера "Порги и Бесс" с участием профессиональных
джазовых исполнителей...
14
марта 1998 года Паулс возобновил политическую деятельность - стал председателем
созданной им и его соратниками Hовой паpтии, объяснив свой шаг желанием
"продвинуть в pуководство стpаны молодых пpогpессивно-мыслящих
людей". 3 октября 1998 года Паулса избирают депутатом 7-го Сейма ЛР - он
работает в комиссиях "по образованию, культуре и науке",
"ревизионной", "защиты прав детей" и в Латвийской
национальной группе межпарламентского союза... В 1999 году Новая паpтия
выдвигает кандидатуpу Паулса на пост пpезидента стpаны. Успешно пpойдя все
предварительные туры и выйдя в финал, Раймонд Волдемаpович неожиданно для
многих сошел с дистанции, выступив со своей самой короткой официальной речью:
"Взвесив все "за" и "против", я решил снять свою
кандидатуру. Спасибо всем тем, кто меня поддержал".
К
своему 65-летнему юбилею, совпавшему с 50-летием творческой деятельности,
Раймонд Паулс, в числе множества других поздравлений, получил телеграмму от
Президента России Владимира Путина: "...на протяжении многих лет каждая из
ваших песен становилась заметным событием, они украшали репертуар самых
известных исполнителей, многие из которых именно вам обязаны своей
популярностью. И сегодня, несмотря на время, годы и расстояние, вас помнят и
любят в России".
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/
|