Реферат: Отказ в пользу государства
Реферат: Отказ в пользу государства
– таможенный режим, при
котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты
таможенных пошлин, а так же без применения к товарам запретов и ограничений экономического
характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о
государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Применение режима отказа в пользу государства
регулируется параграфом 4 главы 20 Таможенного Кодекса РФ (далее ТК РФ), а так
же приказом Государственного Таможенного Комитета России (далее ГТК) от 27
ноября 2003 г. № 1342 «Об утверждении Инструкции о совершении отдельных
таможенных операций при использовании режима отказа в пользу государства».
Данный таможенный режим может заявить лицо перемещающее
товары или таможенный брокер.
Положения ТК РФ о данном режиме в целом соответствует
международно-правовым стандартам по данному вопросу. В главе З Протокола изменений
к Международной конвенции об упрощении гармонизаций таможенных процедур
(Брюссель, 26 июля 1999 года.) содержится правило 3.44, которое гласит: «В
случаях, когда товары не выпущены для свободного обращения или когда они не
помещены под другую таможенную процедуру и при условии, что не выявлено никаких
правонарушений, соответствующему лицу не предъявляется требование уплаты таможенных
пошлин и налогов или уплаченные им таможенные пошлины и налоги подлежат
возврату в следующих случаях:
- если по просьбе заинтересованного лица такие товары под
таможенным контролем и с разрешения таможенной службы передаются государству
или уничтожаются либо доводятся до состояния утраты коммерческой ценности,
причем все связанные с этим затраты относятся за счет заинтересованного лица...»
Использование режима отказа от товара в пользу
государства, напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации
иностранного товара на российском рынке. Внешнеторговая практика чаще всего
сталкивается со случаями отказа от товара в пользу государства в связи со
значительным повышением ставок таможенных платежей. Резкое увеличение размера
таможенных платежей может сделать иностранный товар неконкурентоспособным по
сравнению с аналогичной продукцией отечественного производства. К такому же
результату могут привести и непредвиденные длительные транспортные простои при
морских и железнодорожных перевозках. Штрафы, уплачиваемые железной дороге,
портовой администрации, ведут к значительному удорожанию товара. Определив
рентабельность внешнеторговой сделки в изменившихся условиях (с учетом новых
таможенных тарифов, штрафов транспортным организациям и т.д.), импортер может
посчитать нецелесообразной реализацию товара на российском рынке.
Если вывоз такого товара с таможенной территории РФ также
оказывается невыгодным, участник внешнеторговой деятельности, смирившись с
потерей товара, стремится свести материальные убытки к минимуму и освободиться
от таможенных платежей. Для этого он может выбрать таможенные режимы отказа от
товара в пользу государства.
Безвозмездная передача товара в собственность государства
может положительно сказаться на деловой репутации импортера.
Правительством РФ может устанавливаться перечень товаров,
помещение которых под режим отказа в пользу государства не допускается.
Условия и особенности помещения товаров под режим отказа
в пользу государства не допускается:
1.Отказ от товаров в пользу государства не должен повлечь
для государственных органов Российской Федерации какие-либо расходы, которые не
могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров.
2.Под таможенный режим отказа в пользу государства не
могут помещаться товары, оборот которых запрещен в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
3.Проведение таможенного досмотра товаров, помещаемых под
этот таможенный режим является необходимой формой таможенного контроля.
4.Решение о разрешении помещения товаров под режим отказа
в пользу государства принимает начальник таможни или лицо, его замещающее.
Разрешение оформляется путём наложения резолюции на заявлении «Отказ в пользу
государства разрешается» с указанием места определенного для размещения товаров,
от которых лицо отказывается в пользу государства. Резолюция заверяется
подписью начальника таможни или лица, его замещающего, и оттиском печати
таможни. Таможенное оформление товаров производится в таможенном органе, в
регионе деятельности которого они находятся. Таможенные органы представляют
разрешение при условии наличия сертификата или прохождения ветеринарного,
фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля в
отношении товаров подлежащих сертификации или контролю других государственных
органов.
Важнейшим условием помещения товаров под таможенный режим
отказа в пользу государства является соблюдение принципа материальной выгоды
для государства от использования режима отказа.
Принцип материальной выгоды означает, что таможенный
орган отказывает в предоставлении режима отказа в пользу государства, если:
1)выручка от продажи товаров не сможет покрыть расходов
таможенного органа, связанных с их реализацией;
2)возможность реализации товаров таможенными
органами невозможна либо ограничена (оборудование узкоспециализированного
назначения; товары, сроки реализации которых менее 6 месяцев, и т.п.).
Законодатель освобождает государство от возможных
расходов на этапе до обращения товаров в федеральную собственность. Так, таможенные
органы не возмещают перевозчику, владельцу склада временного хранения
(таможенного склада) или иным лицам каких-либо расходов, связанных с
транспортировкой, хранением товаров, проведением грузовых и иных операций с
ними в процессе таможенного оформления и таможенного контроля за этими
товарами в таможенном режиме отказа от товара в пользу государства. Декларант, избравший
таможенный режим отказа от товара в пользу государства, обеспечивает доставку
товаров в место, определенное таможенным органом, до начала таможенного
оформления товаров в соответствии с режимом отказа от товара в пользу
государства и оплачивает все расходы, связанные с транспортировкой, хранением,
проведением грузовых и иных операций с товарами, помещаемыми под таможенный
режим отказа от товара в пользу государства, до дня составления
инвентаризационной описи.
Иными словами, применение данного таможенного режима не
должно повлечь для государственных органов каких-либо расходов, которые не
смогут быть покрыты за счет средств, вырученных от реализации товаров.
Под таможенный режим отказа в пользу государства могут
быть помещены товары, оборот которых не запрещен в соответствии с
законодательством РФ. Соответственно не могут быть помещены под рассматриваемый
режим наркотические средства, оружие и некоторые другие товары.
Перечень конкретных товаров, которые не могут быть
помещены под таможенный режим отказа в пользу государства, устанавливается
Правительством РФ.
Товары, помещенные под таможенный режим отказа в пользу
государства, обращаются в федеральную собственность в соответствии с Таможенным
Кодексом.
С момента передачи товаров, от которых лицо отказалось в пользу
государства, таможенным органам указанные товары имеют для таможенных целей
статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской
Федерации.
При помещении товаров под таможенный режим отказа в
пользу государства товары подлежат декларированию путем представления в
таможенный орган грузовой таможенной декларации, заполненной в соответствии с
правилами ее заполнения при декларировании товаров, помещаемых под данный
режим. Порядок заполнения грузовой таможенной декларации определён приказом ГТК
РФ от 21 августа 2003 года № 915 «Об утверждении Инструкции о порядке
заполнения грузовой таможенной декларации». Одновременно с грузовой таможенной
декларацией представляются и другие документы, например:
- грузовые и
товаросопроводительные документы на товары (соглашения, в соответствии с
которыми товары перемещаются через таможенную границу РФ, накладные, коносаменты,
спецификации, счета-фактуры и т.д.);
- разрешения других
федеральных органов исполнительной власти, если товары, ввезенные на таможенную
территорию РФ, подлежат контролю со стороны этих органов;
- разрешение Минфина России,
если товары были ввезены на таможенную территорию РФ в счет иностранных кредитов,
привлеченных под гарантии Правительства РФ;
- другие документы,
необходимые для таможенного оформления и таможенного контроля, предусмотренные
актами законодательства РФ и нормативными актами ГТК России.
Товары при завершении таможенного оформления в
соответствии с таможенным режимом отказа в пользу государства при условии
выполнения всех требований, установленных в отношении таких товаров, обращаются
в федеральную собственность.
При таможенном оформлении товаров в соответствии с
таможенным режимом отказа в пользу государства проводится инвентаризация
товаров, заявленных под данный режим.
Товары, помещаемые под таможенный режим отказа в пользу
государства, передаются таможенному органу на основании акта приема-передачи
товаров, заявленных под таможенный режим отказа в пользу государства.
В соответствии со ст. 428 ТК РФ товары, от которых
отказываются в пользу государства, обращаются в федеральную собственность со
дня передачи таможенным органам товаров по акту приема-передачи.
С момента передачи таможенным органам товаров, от которых
лицо отказалось в пользу государства, такие товары приобретают статус товаров,
находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ. Иными словами, с
указанного момента товары, в отношении которых состоялся отказ в пользу
государства, считаются свободными от любых запретов и ограничений на
пользование и распоряжение товарами, установленных ТК РФ.
Ответственность за правомерность распоряжения товарами
путем их помещения под таможенный режим отказа в пользу государства несет
декларант. Таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий
лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант
отказался в пользу государства.
ТК РФ закрепляет, пожалуй, один из наиболее важных
принципов правового регулирования таможенного режима отказа в пользу
государства - принцип иммунитета нового собственника - государства от возможных
претензий к нему со стороны третьих лиц.
Этот
принцип означает, что:
во-первых, всю ответственность за правомерность
распоряжения товарами путем их помещения под таможенный режим отказа в пользу
государства несет только декларант;
во-вторых, таможенные органы не возмещают каких-либо
имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от
которых декларант отказался в пользу государства.
Так, любые претензии собственников товаров, перевозчиков,
владельцев складов, на которых товар хранился, и т.п. могут быть предъявлены
только декларанту.
В
соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 мая 2003 года №311 «Об
учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность
государства»
имущество,
обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке
передаче Российскому фонду федерального имущества (его отделениям) для учета,
оценки и реализации, за исключением:
а)
имущества, изъятого из оборота, которое передается уполномоченным федеральным
органам исполнительной власти или организациям в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
б)
движимого имущества, представляющего культурную ценность, включая движимое
имущество религиозного назначения, которое передается Министерству культуры
Российской Федерации (его территориальному органу по сохранению культурных ценностей);
в)
денежных средств в российских рублях и иностранной валюте, государственных
ценных бумаг, выпущенных от имени Российской Федерации, драгоценных металлов и
драгоценных камней, которые передаются Министерству финансов Российской
Федерации в установленном им порядке;
г)
недвижимого имущества, включая земельные участки, акций, долей в уставных
(складочных) капиталах коммерческих организаций, которые передаются в
установленном порядке Министерству имущественных отношений Российской Федерации
(его территориальному органу).
Для
передачи имущества, обращенного в собственность государства, таможенный орган
уведомляет Российский фонд федерального имущества (его отделение) либо
соответствующий федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган),
о наличии и месте нахождения этого имущества.
Передача
имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется по акту
приема-передачи, подписываемому уполномоченным лицом государственного органа,
владеющего таким имуществом, и уполномоченным лицом Российского фонда
федерального имущества (его отделения) либо соответствующего федерального
органа исполнительной власти.
В
случае передачи имущества, обращенного в собственность государства, без
установленной учетной стоимости Российский фонд федерального имущества (его
отделение) либо соответствующий федеральный орган исполнительной власти в срок
не позднее месяца со дня передачи имущества организует его оценку в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Российский
фонд федерального имущества (его отделение) либо соответствующий федеральный
орган исполнительной власти представляет в Министерство имущественных отношений
Российской Федерации полугодовые и годовые отчеты об обороте имущества, обращенного
в собственность государства. Отчеты представляются в течение месяца, следующего
за отчетным периодом.
Отчеты
должны содержать данные об общей стоимости принятого в соответствии с актом
приема-передачи (актом передачи) имущества, обращенного в собственность
государства, средствах, вырученных от реализации этого имущества, включая
средства, поступившие в федеральный бюджет, а также данные о стоимости
переработанного, утилизированного (уничтоженного) имущества и сведения об
использовании или распоряжении имуществом.
Российский
фонд федерального имущества (его отделение) либо соответствующий федеральный
орган исполнительной власти обеспечивает сохранность переданного ему имущества,
обращенного в собственность государства.
Министерство
имущественных отношений Российской Федерации на основании отчетов, ежегодно
составляет и не позднее 1 апреля представляет в Правительство Российской
Федерации отчет об обороте имущества, обращенного в собственность государства.
В
соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 мая 2003 года №311 «Об
учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность
государства»
имущество,
обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке
передаче Российскому фонду федерального имущества (его отделениям) для учета,
оценки и реализации, за исключением:
а)
имущества, изъятого из оборота, которое передается уполномоченным федеральным
органам исполнительной власти или организациям в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
б)
движимого имущества, представляющего культурную ценность, включая движимое
имущество религиозного назначения, которое передается Министерству культуры
Российской Федерации (его территориальному органу по сохранению культурных
ценностей);
в)
денежных средств в российских рублях и иностранной валюте, государственных
ценных бумаг, выпущенных от имени Российской Федерации, драгоценных металлов и
драгоценных камней, которые передаются Министерству финансов Российской
Федерации в установленном им порядке;
г)
недвижимого имущества, включая земельные участки, акций, долей в уставных
(складочных) капиталах коммерческих организаций, которые передаются в
установленном порядке Министерству имущественных отношений Российской Федерации
(его территориальному органу).
Для
передачи имущества, обращенного в собственность государства, таможенный орган
уведомляет Российский фонд федерального имущества (его отделение) либо
соответствующий федеральный орган исполнительной власти (его территориальный
орган), о наличии и месте нахождения этого имущества.
Передача
имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется по акту
приема-передачи, подписываемому уполномоченным лицом государственного органа,
владеющего таким имуществом, и уполномоченным лицом Российского фонда
федерального имущества (его отделения) либо соответствующего федерального
органа исполнительной власти.
В
случае передачи имущества, обращенного в собственность государства, без
установленной учетной стоимости Российский фонд федерального имущества (его
отделение) либо соответствующий федеральный орган исполнительной власти в срок
не позднее месяца со дня передачи имущества организует его оценку в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Российский
фонд федерального имущества (его отделение) либо соответствующий федеральный
орган исполнительной власти представляет в Министерство имущественных отношений
Российской Федерации полугодовые и годовые отчеты об обороте имущества,
обращенного в собственность государства. Отчеты представляются в течение
месяца, следующего за отчетным периодом.
Отчеты
должны содержать данные об общей стоимости принятого в соответствии с актом
приема-передачи (актом передачи) имущества, обращенного в собственность
государства, средствах, вырученных от реализации этого имущества, включая
средства, поступившие в федеральный бюджет, а также данные о стоимости
переработанного, утилизированного (уничтоженного) имущества и сведения об
использовании или распоряжении имуществом.
Российский
фонд федерального имущества (его отделение) либо соответствующий федеральный
орган исполнительной власти обеспечивает сохранность переданного ему имущества,
обращенного в собственность государства.
Министерство
имущественных отношений Российской Федерации на основании отчетов, ежегодно
составляет и не позднее 1 апреля представляет в Правительство Российской
Федерации отчет об обороте имущества, обращенного в собственность государства.
|