рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Особенности работы практического психолога с одаренными детьми в условиях инновационного образовательного учреждения рефераты

-                    был на заключительном концерте коллективов из музыкальных школ и на концерте музыкантов-профессионалов, посвященном 200-летию А.С. Пушкина. 

-                    готовился к конкурсу «Ученик года» в музыкальной школе;

-                    стал победителем конкурса «Ученик года»;

-                    ездил на дачу, работал в саду;

-                    делал уборку квартиры;

-                    немного гулял;

-                    решал и составлял кроссворды по географии, истории и т.д.;

-                    изучал немецкий язык.

        Количество познавательных интересов составило 11, индекс познавательных интересов – 68, индекс творческих интересов – 54.

        Эти результаты являются типичными для одаренного ребенка в том случае, когда прогноз развития достаточно благоприятен.

Глава 3. Разработка программы работы практического психолога с одаренными детьми и учителями в условиях иннавационного образовательного учреждения.

1.            Программа работы практического психолога с одаренными детьми (по Матюшкину А.М.).

Программа позволяет практическому психологу вести работу с одаренными детьми на всех этапах развития: в дошкольном возрасте, школьном, юношеском.

1.1. Развитие одаренных детей в семье.

Цель: Обеспечить психологическую подготовку родителей и воспитателей, необходимую для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка.

Реализация: подготовить консультативные материалы для родителей об одаренных детях и их воспитании; регулярно представлять психологические материалы в печати, в TV и радиопрограммах.

1.2. Развитие одаренных детей в дошкольных учреждениях.

Цель: Обеспечить психологическую подготовку дошкольных учреждений к выявлению и психологической помощи одаренным детям и их родителям.

Реализация: обеспечить дошкольные учреждения творческими играми, а также специальными учебными материалами, предназначенными для развития любознательности и исследовательской активности дошкольников.

Разработать методики для выявления творческого потенциала детей всех групп детского сада.

Способствовать выявлению и развитию специальной одаренности (музыкальной, художественной, математической и т.д.).

Разработать программу для педагогических училищ по работе с одаренными и талантливыми детьми.

1.3. Развитие одаренного ребенка в начальной школе.

Цель: Обеспечить психологическую подготовку учителей начальных классов к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми.

Реализация: на этапе поступления в школу выявить не только готовность ребенка к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, специальные интересы и способности.

Разработать специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей.

Определить методы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей.

Способствовать проявлению и самореализации широкого спектра его увлечений.

Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и в семье.

Проводить уроки творчества для одаренных детей.

1.4. Развитие одаренных подростков.

Цель: обеспечение возможностей самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества.

Реализация: выявление и развитие творческих возможностей и профессиональных интересов учащихся в области естественнонаучных, гуманитарных, художественных, социальных, технических сфер деятельности с целью разработки индивидуальных программ развития таланта и помощи в профессиональной ориентации.

Проведение для подростков факультативов «Психология творчества» и «Психология творческой личности».

Организация творческого обучения и воспитания по индивидуальным учебным программам в кружках по интересам при школе, клубах, библиотеках, музеях и др.

Психологическое консультирование учащихся.

1.5. Развитие и обучение одаренных юношей и девушек на этапе профессионального самоопределения.

Цель: развитие творческих способностей одаренных учащихся старших классов в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения.

Реализация: выявление одаренных и талантливых школьников по итогам конкурсов в основных областях науки, техники, литературы, искусства при университетах, ВУЗах, научно-исследовательских и других учебных заведениях.

Развитие и воспитание талантливых учащихся в работе школьных факультативов и классов с углубленным изучением отдельных предметов.

Разработка и проведение факультативов «Творческая личность», «Научное творчество», «Техническое творчество», «Художественное творчество», «Лидерство» и др.

1.6. Развитие одаренных в среднем специальном образовании.

Цель: развитие профессиональных видов творчества на основе специальных способностей учащихся, профессиональных интересов, преобладающих стилей мышления, особенностей личности.

Реализация: выявление талантливых учащихся, их индивидуальных способностей, склонностей и профессиональных интересов на основе творческих работ и участия в конкурсах, выставках и др.

Реализация специальных учебных курсов «Творчество в моей профессии».

1.7. Высшее образование.

Цель: развитие и реализация способностей одаренных студентов на основе творческого профиля специальности.

Реализация: развитие исследовательских навыков на основе участия в исследовательских проектах и конкурсах.

Проведение творческой работы в научных спецсеминарах.

Осуществление индивидуальной работы с научными руководителями при кафедрах и лабораториях.

Включение в работу научных школ.   

                                                                      

2. Система семинаров для учителей «Педагогика для одаренных детей».

Цель семинаров: Обеспечить психологическую подготовку учителей к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми.

2.1. Семинар №1 «Особенности работы с одаренными детьми»

Сохранение и развитие одаренности – это проблема и прогресса общества, реализации его творческого потенциала, и индивидуальных судеб.

В чем смысл работы с одаренными детьми?

При изучении особо одаренных детей стоят следующие задачи: 1.способствовать развитию каждой личности; 2.довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня; 3.способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования.(Ж.Брюно)

Основным  подходом  в  поиске  юных  дарований следует признать комплекс   мероприятий  (медико-психологических,  педагогических),  направленных  не  только на  детей, но и на родителей, и  педагогов. Важно   использовать  разнообразные  методики  отбора  детей  и  в  дальнейшем  непрерывно наблюдать за их  успехами. На  первом этапе  выявления  одаренных  детей учитываются  сведения о  высоких успехах  в какой-либо  деятельности ребенка  от родителей  и педагогов.  Могут  быть использованы  также результаты  групповых  тестирований,  социологических  опросных  листов. Это  позволит очертить  круг детей  для более  углубленных индивидуальных исследований.                           

   Второй  этап  можно  обозначить  как диагностический.  На  этом этапе  проводится индивидуальная  оценка  творческих  возможностей и особенностей  нервно-психического статуса ребенка психологом и психотерапевтом. В зависимости от результатов первого этапа ребенок  обследуется  набором  психологических  тестов  в  зависимости  от  предпочтительности того  или  иного варианта  потенциальных возможностей.  При  предпочтительности развития интеллектуальной  сферы  ребенок  отличается остротой     мышления, любознательностью и  легко учится,  обнаруживает практическую смекалку. В этих  случаях используются  методики, направленные прежде  всего на определение  базовых  когнитивных  и речевых параметров у  одаренных детей  (например, методика  Векслера,  шкала  интеллекта Стайфорине и т.д.)

   У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут  быть отдельные склонности -  к языку  и литературе, математике  или естествознанию.  Поэтому задача психолога не только  олределить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить   предпочтительную    сторону   мышления (Стенфордский тест достижений).                

   Дети  с  творческим и  продуктивным мышлением  отличаются   независимостью,  неконформностью  поведения,  способностью  продуцировать  оригинальные  идеи,  находить  нестандартное решение,  изобретательностью. Их выявление   предусматривает   оценку  прежде всего их творческих наклонностей (тесты Торренса)  и личностных  характеристик (опросники Аизенка, Личко, тест Люшера и т.п.).     

    Дети   с   преимущественным  преобладанием контактности,  потребности  в  общении  и лидерстве  отличаются инициативностью,  высокими   организаторскими   способностями,   их обычно  легко  выбирают  на  главные  роли  в играх  и  занятиях,  они  уверенно  чувствуют себя  среди  сверстников  и взрослых. В этом случае  вам  помогут личностные методики и социометрия.                                

   Если  же  у ребенка  преобладают художественные способности, он с ранних  лет проявляет  склонность к  рисованию или  музыке, психологическое  тестирование здесь  должно быть направлено на  оценку степени эмоциональной устойчивости  и  уровня нейротизма,  так как эти  дети  обычно отличаются  высокой  ранимостью  и  требуют  индивидуального  психологического подхода со стороны педагогов  и нередко  психотерапевтической  коррекции врача-специалиста.                                

    Одаренность  в  двигательной  сфере проявляется  высокой  степенью  психомоторных  реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков  (бег,  лазание,   прыжки),  физической силы.  Диагностика  одаренности в  этой сфере проводится  методиками  определения  зрительно-моторной координации, тахикоскопией.     

    Многие  дети  проявляют   высокую  степень одаренности не в одной какой-либо сфере,  а в нескольких. Задача педагогов и  психологов не только  выявить  это, но  и совершенствовать, развивать их.                               

    На  третьем  этапе  работы   с  одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача  которых  -  сформировать и  углубить их способности.  Реализуются  эти  требования  с помощью широкого   спектра   педагогических приемов и  методов (авторские  программы, индивидуальные занятия  - консультации  и т.п., а  также  разносторонние программы  в лицеях, гимназиях, колледжах).

Одаренные  дети  намного  быстрее  своих  сверстников  проходят  начальные  уровни  социальной  адаптации  (послушание  и  примерное  поведение,  ориентированное  на  получение  положительной  оценки  взрослых);  в  подростковом  возрасте  они  часто  как  бы  минуют  фазу  детского  конформизма  и  оказывают  сопротивление  стандартным  правилам,  групповым  нормам  и  внутригрупповым  ориентациям  на  авторитарных  лидеров.


Проблемы одаренных детей.

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детми.

8.                  Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

9.                  Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

10.                Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

11.                Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

12.                Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

13.                Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

14.                Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.  

Исследователи  показывают  более  высокую  чувствительность  одаренных  детей  к  новым  ситуациям,  что  приводит  к  особым  трудностям. Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми должен обладать следующими качествами.

Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми. 

(критерии американской программы «Astor»)

Учитель должен:

1.                  быть доброжелательным и чутким;

2.                  разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;

3.                  иметь высокий уровень интеллектуального развития;

4.                  иметь широкий круг интересов и умений;

5.                  иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;

6.                  быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;

7.                  иметь живой и активный характер;

8.                  обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);

9.                  проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

10.                иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;

11.                обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

12.                иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

2.2. Семинар №2 «Методики работы с одаренными детьми»

                 Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности.

                   Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста.

1.    Содержание учебной программы должно предусматривать длительное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления.

2.    Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.

3.    Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.

4.    Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.

5.    Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.

6.    Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5