рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Особенности формирования учебной деятельности младших школьников при обучении математике с применением персональных компьютеров рефераты

В исследовании основное внимание уделено функциональным компонентам ОМПК: целевому, стимулирующе-мотивационному, операционально-деятельностному, контрольно-регулировочному, оценочно-результативному. Обосновано, что целевой компонент ОМПК включает: формирование некоторых элементарных навыков "общения" с ЭВМ, владение соответствующей терминологией, индивидуализацию и дифференциацию за счет возможности поэтапного продвижения в решении учебной задачи; формирование поэтапного контроля (самоконтроля), рефлексии собственной деятельности, обогащение мотивации, эмоциональную регуляцию УД и др.

При отборе и структурировании предметного содержания, включенного в ОМПК (и реализованного в ППС) мы исходили из определенного действующей в РСФСР программой содержания обучения математике и возможностей более продуктивного его усвоения с применением компьютеров. Оно включает: арифметические действия над натуральными числами; нахождение значений числовых выражений, содержащих 2-5 арифметических действий, на основе знаний правил порядка выполнения действий и свойств арифметических действий; решение текстовых задач в 1 - 3 действия, с использованием зависимостей между величинами; числовые равенства и неравенства; уравнения - 10 -Для усвоения некоторых из них нами разработаны ППС,

Проведенный анализ методической системы обучения младших школьников математике, выделение и изучение ОМПК позволили сделать вывод о том, что включение принципиально нового мощного средство, обучения существенно изменит методическую систему. Это обусловлено прежде всего обогащением целей обучения, что с неизбежностью влечет изменение остальных компонентов системы. При этом обосновано" что основными приемами обучения в рамках ОМПК являются групповая и индивидуальная самостоятельная работа и игра.

На основе анализа методической системы, дидактической и методической литературы, проведенной опытной работы в диссертации выявлены методические условия продуктивного применения ПК для формирования УД школьников. К ним относятся: целенаправленная реализация преемственности ситуаций обучения с ЭВМ и без нее; организация осознания детьми целей применения компьютера как средства, позволяющего усилить собственные познавательные возможности, использование автоматически собираемой ЭВМ информации о процессе и результатах деятельности каждого школьника для организации рефлексии, осуществления дифференцированного подхода в обучении с ПК и без нее, применение ЭВМ только в тех ситуациях и при наличии таких ППС, которые обеспечивают явное преимущество компьютерного обучения перед безкомпьютерным; подготовленность самого учителя как к целенаправленному формированию на математическом содержании полноценной УД школьников, так и к использованию в этих целях ЭВМ и др. Используемые при этом ППС должны удовлетворять выявленным в диссертации методическим требованиям:

в ППС объективное математическое содержание должно структурироваться таким образом, чтобы школьник осваивал УД и включение в нее знания, проходя последовательно этапы, составляйте процесс усвоения нового (на уровне и в объеме, определённом программой);

система заданий в ППС должна быть полной, т.е. охватывающей варианты усваиваемого действия, позволяющие обобщить способ его выполнения;

задания в ППС должна быть по возможности разнообразными, но образующими структуру, соответствующую алгоритму, понятию, задаче;

ППС должны обеспечат" пооперационный контроль прежде всего в отношении ориентировочной основы действий (с обратной связью на начальном этапе формирования умения):

ППС должны быть скоординированы с системой средств обучения математике и др.

В диссертации приведена совокупность заданий, разработанных автором с учетом этих требований. Оли составляют содержание созданных диссертантом и под его руководством ППС.

Типы заданий для ППС нами представлены с точки зрения структуры УД и места заданий в учебном процессе таким образом: задания на распознавание и актуализацию знаний, учебных действий, на отделение ребенком собственного знания от незнания, на формулирование учебной задачи; на осознание практической значимости решения новой учебной задачи; на ликвидацию пробелов в изученном, необходимом для усвоения нового способа действия; задания направленные на формирование умения планировать свои действия, задания на пост роение способа нового учебного действия, на самостоятельное выделение в структуре действия операций, требующих контроля; задания, обеспечивающие усвоение контрольно-оценочные действий,

В диссертации обосновано, что применение ПК в обучении младших школьников математике, ориентированном на формирование полноценной УД, требует не только разработки соответствующих ППС, не и конструирования приемов обучения, их сочетания. Описаны используемые в экспериментальном обучении, подтвердившем их продуктивность, совместная деятельность пар школьников на этапах принятия, конструирования учебной задачи, поиске способа ее решения, внешнеречевом этапе формирования сложных учебных действий, оценке процесса и результатов решения учебной задачи на рефлексивной основе; индивидуальная самостоятельная работа на этапе отработки действия, самоконтроля.

Определяя показатели для оценки эффективности разработанных ОМПК, ее влияния на развитие личности школьника, мы исходили из системной природы учения. Это позволило выделить в качестве критериев оценки достижения целей следующие: мотивация учения; сформированность умения принять (сконструировать) учебную задачу, определить цель действия, деятельности; сформированность умения планировать процесс решения учебной задачи; контрольно-оценочных действий математических умений и навыков.

Обучающий эксперимент проводился в двух классах школ города Барнаула в течение трех лет. В одном (Э1) использовали КУВТ "Ямаха". В этом классе организовали самостоятельную работу школьников с ПК в индивидуальной и групповой форме, игровую деятельности. Во втором из экспериментальных классов (Э2) обучение велось на базе КУВТ "Ямаха" с использованием индивидуальной самостоятельной работ школьников. Групповые формы учитель практически не использовал и при обучении без ЭВМ.

В качестве контрольных были выбраны два класса: в одном из них (KI) учитель вел целенаправленную работу по формированию основных компонентов УД при обучении математике, используя обычное методическое обеспечение, в другом (К2) велась обычная учебная работа опытным педагогом (стаж 17 лет), имеющим, по мнения администрации школы, достаточно высокие результаты.

В экспериментальных классах зафиксировано обогащение мотивации учения за счет нового средства. Причем, этот интерес к концу третьего года обучения с применением ПК (Э1, Э2) не снизился. Школьники обосновывали свой интерес суждениями типа: "Спокойно работаешь, машина не торопит и в то же время стараешься время не терять машина его считает. Стал быстрее работать", "Не страшно ошибиться, можно самому исправить, если по невнимательности не то ввел, машина поможет разобраться в своей ошибке, а не просто исправит".

Контроль за динамикой становления УД вели регулярно. Сравнивали каждый класс с самим собой на разных этапах обучения. В таблицах 1-3 представлены результаты констатирующего и итогового срезов. Изучение мотивации (табл.1) позволяет зафиксировать тенденцию роста в экспериментальных классах мотивов, наиболее адекватных УД (содержательная, процессуальная и мотивация самосовершенствования) .

Таблица I. Понимаемые мотивы учения. 

Мотивы Классы
1 срез 2 срез
Э1 Э2 К! К2 Э1 Э2 К1 К2
1. Долга и ответственности 48% 52% 50% 52% 64% 69% 52% 55%
2. Избегания неприятностей 33% 28% 36% 35% 21% 15% 28% 30%
3. Благополучия 7,4% 20% 25% 28% 7% 12% 21% 22%
4. Престижности 15% 8% 11% 21% 21% 27% 17% 26%
5. Самоопределения и самосовершенствования 22% 20% 21% 21% 75% 58% 38% 30%
6. Содержательная 41% 35% 36% 24% 68% 46% 38% 30%
7. Процессуальные 15% 20% 21% 14% 64% 39% 24% 19%

 

В классе К2 значимых изменений в понимаемых детьми мотивах учения не произошло.

Для определения уровня сформированности у детей целеполагания мы разработали протокол интервьюирования и уровни, основные показатели сформированности действия. Наблюдения за формированием этого умения были заложены в протоколе наблюдения и в схеме анализа уроков.

Анализ динамики формирования целеполагания (табл.2) показывает, что тенденция перехода школьников на более высокий уровень ярче всего выражена в классе Э1. В классе Э2 продвижение в развитии у детей целеполагания оказалось ниже, чем в 31 за один и тот асе период, ото, на наш взгляд, объясняется регулярной организацией содержательной рефлексии процесса учения на основе предоставляемой ПК информации и, кроме того, и это существенно, рефлексивной атмосферой групповой самостоятельной работы школьников.

Таблица 2, Уровни сформированности целеобразования у младших школьников.

Уровни Классы
1 срез 2 срез
Э1 Э2 К1 К2 Э1 Э2 К1 К2
1 уровень (низкий) 43% 35% 40% 70% 14% 22% 29% 66%
2 уровень (средний) 46% 58% 57% 30% 54% 59% 57% 30%
3 уровень (высокий) 10% 7% 3% - 32% 19% 14% 4%

ППС обеспечивает не только продуктивную организаций рефлексии, но и на ее основе постановку новых учебных задач и планирование ее решения. Этот вывод подтверждает и полученные данные об уровне сформированности умения планировать свою деятельность, который определялся на текстовых задачах и при планировании решения новой учебной задачи.

Таблица 3. Уровни сформированности умения планировать свои деятельность.

Уровни Классы
2 класс 3 класс
Э1 Э2 К1 К2 Э1 Э2 К1 К2
1 уровень (низкий) 37% 46% 54% 67% 10% 33% 43% 58%
2 уровень (средний) 57% 50% 43% 33% 54% 59% 46% 42%
3 уровень (высокий) 6% 4% 3% - 36% 8% 10% -

Обращает на себя внимание (см табл. 3) отсутствие продвижения ребят во втором контрольном классе (К2). Причем анализ ответов школьников говорит о смутном представлении об учении в целом, ориентации на получение знания от учителя. При планировании речения текстовой задачи выделяют основные этапы работы (кроме работы над решенной задачей), но последовательность операций устанавливалась большинством в процессе практического 'выполнения' задания, при затруднении дети редко возвращались к тексту задачи и не стремились "развернуть" поиск плана решения задачи.

В экспериментальных классах продвижение школьников в умении планировать довольно существенно, особенно в классе Э1. Это объясняется как наличием специальных заданий на целенаправленнее формирование умения планировать в ППС, самой организацией учения с ЭВМ, требующей четких и последовательных действий, использованием групповых форм самостоятельной работы, ставящих детей перед необходимостью распределять функции, планировать и согласовывать свои действия и т.д.

Сформированность контрольно-оценочных действий мы определяли с помощью "методики поправок" (А.К.Маркова, Т.А.Матис), самооценки самостоятельных работ,

В экспериментальном классе Э1 результаты всех проводимых срезов (в том числе и по планированию, целеполаганию и т.д.) обсуждались со школьниками, выяснялось продвижение каждого в овладении действием, ставились дальнейшие задачи. В остальных классах, как показывает анализ протоколов уроков, учителя недооцени-вели значимость этой работы.

Анализ результатов показывает существенное продвижение детей в классе Э1. Заметное развитие контрольно-оценочных действий (хотя темп ниже, чем в Э1) произошло в классе KI, незначительные изменения в ЭЕ и К2. Думаем, что эти результаты подтверждают тезис психологов о том, что контрольно-оценочные действия продуктивнее формируются в условиях сотрудничества с равноправными партнерами.

Уровень усвоения математических знаний, умений и навыков определялся регулярно в конце изучения темы и фиксировался в специально разработанных листах, что позволяло следить за динамикой становления учебного действия в каждом из классов.

Анализ показывает, что в экспериментальных классах уровень сформированности математических действий существенно выше, чем в контрольных. Например, навык выполнения табличных случаев сложения и соответствующих случаев вычитания 100%, 94% соответственно в классах Э1, Э2 и 86,7% в К1, 75,9% в К2.

Данные эксперимента позволят сделать следующие выводе: Применение микро-ЭВМ в обучении младших школьников математике, ориентированном на формирование основных компонентов УД, позволяет:

Развивать и обогащать мотивацию учения школьников. При этом зафиксировано значимое развитие содержательной и процессуальной мотивации, мотбоб самосовершенствования, то есть наиболее адекватных УД. Ярко выражена в экспериментальных классах тенденция перехода школьников на более высокий уровень сформированности действия целеполагания. Существенное влияние оказывает не только используемое уникальное средство, ПЛС, удовлетворяющие выделенным требованиям, но и, как показывает эксперимент, используемые приемы организации УД школьников с ПК;

Формировать у детей достаточно четкое представление об общей структуре УД, умение планировать решение учебной задачи,

Сформировать у школьников достаточно высокий уровень конрольнооценочных действий, причем динамика становления этого компонента УД в экспериментальных классах существенно выше за счет использования возможностей ПК в систематической организации рефлексии, являющейся, как подтверждение и получение нами результаты, основой развернутого выполнения контроля и оценки.

Обеспечить высокий уровень сформированности вычислительных навыков, умения работать над текстовой задачей (в формировании вычислительных навыков важное значение, как выявлено в ходе эксперимента, имеет тот факт, что ПШ обеспечивает своевременность появления установки на запоминание и предупреждает возможность непроизвольного запоминания неверного ответа).

В заключении изложены результаты и выводы проведенного исследования.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

Формирование учебной деятельности младших школьников с применением электронно-вычислительной техники // Совершенствование методов обучения предметам естественно-математического цикла / Материалы Ш конференции молодых ученых, - КИИ СиМО АПН СССР.- М. I986.

Преемственность в формировании и развитии учебной деятельности школьников при обучении математике // Совершенствование методов обучения предметам естественно-математических цикла / Материалы конференции молодых ученых. - НИИ СиМО СССР. - М. 1987.

Об использовании ЭВМ для формирования самоконтроля у шестилетних детей в процессе обучения математике (в том же сборнике, что и 2 ).

Формирование учебной деятельности младших школьников при обучении математике с применением ЭВМ // Совершенствование методов обучения предметам естественно-математического цикла) / Материалы XV конференции молодых ученых. - НИИ СиМО АПН СССР.- М. 1988.

Самостоятельная учебная деятельность студентов и некоторые проблемы ее развития //Организация самостоятельной работай и непрерывный контроль знаний студентов /тезисы докладов.- БГПИ.- Барнаул. - 1989.

Подготовка будущего учителя к применению ЭВМ как средства обучения математике // Интенсификация учебного процесса как средство повышения профессиональной подготовки будущего учителя/ тезисы докладов. - Ярославль. - 1990.

Формирование учебной деятельности младших школьников при обучении с применением ЭВМ //Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции "Психология - перестройке народного образования", Москва, 9 - 11 ноября, Секция "Моделирование педагогической деятельности", "Профессиональная культуре, педагога", - М" 1989.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.akipkro.ru/


Страницы: 1, 2