рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Особенности богородичного движения в России (Из опыта социально-философского анализа) рефераты

"Пожалей Сердце Пресвятой Матери, все в шипах, которыми неблагодарные люди уязвляют его каждое мгновение, и нет никого, кто освободил бы его от них жертвенным подвигом". Пресвятая Дева добавила:

"Смотри, дочь Моя, на Мое Сердце, коронованное шипами, которое люди каждое мгновение ранят своими кощунствами и неблагодарностью. Ты по крайней мере постарайся утешить Меня и скажи всем, кто по меньшей мере на протяжении пяти месяцев будет исповедоваться, принимая святое Причастие, молясь по четкам и посвящая Мне пятнадцать минут медитации о пятнадцати тайнах Розария, врачуя Мои раны, тем Я обещаю быть с ними в час их смерти со всеми благодатными дарами, необходимыми для спасения их душ" (Антонио А.Борелли. "Фатимская весть: Трагедия или Надежда?", 1991, "Свет Востоку", Paris, пер. В.Зелинского, с.62).

Все вышесказанное с позиции религиоведения можно охарактеризовать следующим образом. В нем обращается внимание на подходы св. Отцов к объяснению отношений Священного Писания и Священного Предания к процессам развития богословия и к откровениям, в том числе и Богородицы. Замечания о. Ильи  это и некоторая методология подхода представителей богородичного движения ко всем этим взглядам древних и современных богословов.

В качестве подведения итогов рассмотрения истоков богородичного движения и формирования его организации, можно привести слова из беседы духовного руководителя Российской ветви этого движения в постперестроечный период блаженного Иоанна (Береславского). Он выделяет несколько характеризующих черт, отмечая, вопервых, что созданная церковная организация  церковь в самом высокомистическом понимании как безущербное отражение Царства Небесного; посольство свыше; некая сияющая таинственная ветвь, чуждая греха и побеждающая в мире, обладающая качеством побеждать дьявола. Вовторых, понять  церковь очень непросто. Она церковь исхода. Среди небесных представителей церкви, как говорит о.Иоанн, "огненное облако"  Мария, Державная.

В 1985 году она является двенадцати молодым итальянским боговидцам (Оливетта Читра  место явления), и они просят знамение: красное облако. И вот эти двенадцать видят его. Над ними плывет днем красное облако. Пресвятая Дева есть огненное облако. По мнению о.Иоанна, Бог ведёт верных в землю третьего тысячелетия. Далее, он отмечает: " Особенно в последний год Божия Матерь дает мне откровения чисто пророческие, т.е. мы идем уже в грядущий век. Она говорит о плане Божием, о Богоцивилизации III. Она для нас Та, Кто исполняет лучшие чаяния русских святых, мыслителей и богословов.

Мы исповедуем, что Мария, родившая Богочеловека Христа и воплотившая Его на земле, становится уже Софией, Невестой Христа Святого Духа  Третьего Лица, и в Ее задачу входит провести через то же таинственное Лоно, породившее воплощенного Бога и давшее Ему совершенную человеческую Плоть, новое человечество Христа. Она  Мать Богочеловечества, которое, как мы понимаем, будет рождено таким же таинственным путем, каким было воплощение Бога, поскольку Богочеловечество должно содержать в себе этот элемент божественный. И как Она дала совершенный человеческий элемент Иисусу, так и рожденным от Нее даст божественный элемент. Это пророческие откровения уже третьего тысячелетия, на сотни лет вперед. Но одновременно наша церковь имеет такое архетипическое, думаю, происхождение, т.е. она находится в идеале, в архетипе извечной Святой Руси. Она несет идеал Богородицы, Премудрости Божией, Которая лепила церковь еще в дохристианские времена: идеал духовности, света, нестяжательства, водимости Богом, созерцания, высокомистических аскетических обителей, подвижников и т.п."

Втретьих, архиепископ Иоанн обращает внимание на то, что Церковь Божией Матери идёт от Соловков: "Мы ветвь нестяжателей, принципиально отличающаяся от иосифлянской. Мы насчитываем 8 очагов истинного православия, чтобы не было отождествления истинного православия с какимито группами ИПЦ или какимито современными небольшими группами. Мы говорим, что истинное православие для нас  Афон (престол Самой Богородицы); от Афона  КиевоПечерская лавра; после КиевоПечерской Лавры (закат, XIV век)  скиты нестяжателей Нила Сорского (тот же дух палестинскосирийскоалександрийских скитов и старцев, т.е. Афон); затем, по избиении заволжских скитов,  Запорожская Сечь; Паисий Величковский, монастырь XVIII века (нестяжателимонахи)  уникальный феномен; Оптинские старцы, их созвездие; наконец, Соловки, преображение всей церкви на Соловках, огненные престолы, проекты солнечной цивилизации третьего тысячелетия, сила, идущая от Соловков, и наша церковь, наследующая от Соловков прямое преемство".  (Беседа религиоведа М. С. Штерина с о.Иоанном.
сб. "МАРИЯ С НАМИ" N387, М., 2026.03.2003 г., с.8182).

Духовным  лидером созданной религиозной организации, получившей впоследствии название "Православная Церковь Божией Матери Державная", стал архиепископ Иоанн (Вениамин Яковлевич Береславский). Он родился в 1946 г. в Москве.

В 1980 г. был крещён в Русской православной церкви (РПЦ) (Московской патриархии) в Ильинской слободе подмосковного Можайска. Получил музыкальное образование, окончил Музыкальное училище имени ИпполитоваИванова по классу фортепиано у Марии Дышао, любимой ученицы Генриха Нейгауза. Изучал теорию музыки, фортепианное искусство и в дальнейшем прекрасно музицировал (сохранились записи на кассетах с исполнением Бетховена и Моцарта). Еще не закончив училище, на последнем курсе поступил на вечернее отделение Московского Государственного института иностранных языков имени Мориса Тореза. Затем перевелся на дневное отделение и в 1970 г. его закончил (время обучения в институте с 09.1965 по 07.1970 гг.).

После института недолгое время преподавал в Московском Государственном Университете им. М.И. Ломоносова английский язык (с 09.1970 г.), одновременно сотрудничал в институте социологии, преподавал в МГУ социологию (увлекался западной социологией и философией). Изучал Платона, Канта, Гегеля, из современных З. Фрейда,
Э. Фромма, экзистенциалистов. Позднее глубоко вдохновился русскими религиозными философами  Бердяевым, Ильиным, Мережковским, Лосским, Розановым. В своем творчестве развил некоторые идеи экзистенциалистов,
а также русских религиозных философов, писавших о Святой Руси, о судьбах христианства, об историческом пути российской и вселенской церкви.

В апреле 1973 г. был зарегистрирован брак. В 1974 г. родилась старшая дочь, а в 1980 г. родилась младшая. Супруга, Тамара Бодрова, работала в Госфильмофонде, давала уроки английского языка. Дочери получили высшее образование, в настоящее время живут и работают в Москве. Вениамин много работал  писал стихи, прозу "в стол", не надеясь когдалибо опубликовать. Зарабатывал на жизнь переводами и еженедельными уроками английского языка. Работал переводчиком на дому в Институте физкультуры, примерно до 1983 года, и давал уроки английского, вплоть до середины 80х.

Уже после окончания Института иностранных языков у Вениамина проявилось сильное стремление к познанию христианства, в частности православия. В своих беседах он вспоминает о начале становления его как христианина. Первые встречи с православием и посещения храмов вызывали у него чувство благоговения, православное искусство потрясало его своей духовностью. Сильное воздействие на него оказывали иконы, распятия, фресковая живопись, обрядовая практика. Он даже начал собирать иконы, составив небольшую коллекцию их. Однако некоторые стороны деятельности православных священнослужителей, ярко выраженный институционализм вызывали чувство негативного отношения. Ему было трудно принять то православие, с которым он близко стал знакомиться. Впоследствии он познакомился с тайной схимонахиней Марией (Орловской). О его встречах с этой подвижницей рассказывает христианский писатель и журналист З. Крахмальникова13. Мария попросила Вениамина обучать ее музыке и пению, хотя это ей не нужно было. Брала уроки бесплатно. Потом после окончания уроков с ним беседовала.

Мать Мария была строгой подвижницей, одно время вместе с м.Ефросиньей (Никифоровой) подвизалась в полукатакомбной обители знаменитого схиигумена Амфилохия под Почаевом, и, как отмечали, даже внешне была похожа на иконописный образ Божией Матери. С некоторых пор она начала вести страннический образ жизни. По отзывам знавших её людей, она "имела Духа Святого и была водима Им свыше". Можно предположить, что она подвигла молодого тогда ещё Вениамина к христианской вере.

Блаженный Иоанн в одном из своих выступлений вспоминал: "Моя первая наставница  Мария Орловская. Святая земли русской. Жива по сей день. Она в глубоком затворе. "Веденка". Были на Руси такие женщины, "веденки". Она была водима Богом. Это была как бы живая Богородица. Я не мог оторвать от нее глаз. Я слышал эту сладчайшую речь, источающуюся из ее уст, только на неописуемом восторге, пока не впитал из ее медовых уст и не стал ее учеником и подражателем.

Потом она исчезла на многие годы, и меня наставляла Евфросиния, почаевская юродивая старица со
Св. Духом, равная Серафиму Саровскому. Я от нее не отступал. Я ее любил второй после Божией Матери. Она мне говорила, что любит меня вторым после Божией Матери. Любила меня безумно. И сейчас мы с ней вместе. И в вечности будем вместе. И кто сейчас уходит из наших  на ее престоле.

В 1982 году написана моя первая книга "Огонь покаянный", под влиянием общения с Евфросинией и стяжания Святого Духа, т.е. истинного православия. Кратко я освещу этот период. Я уже от себя лично отхожу. Растворяюсь в лоне нашей церкви".

Но веру Вениамин обрёл не сразу. Всматриваясь в некоторых людей и наблюдая за их жизнью, он почувствовал в их сердце Христа. Одновременно он заметил проявление внешнего христианства и формальной веры, увидел в этом нечто ложное и склонился, по его определению,
к "вере живой и истинной".

С этого времени у него начинается период активного изучения всего того, что связано с Православием. Он не останавливается на изучении Православия по книгам, а начинает много путешествовать по святым местам. Встреча с праведницей Ефросинией14 произвела сильное впечатление на Вениамина. Эта встреча состоялась в Почаевской лавре, посвященной Успению Богоматери. Уже около  15 лет до этого она жила в небольшой келье (к настоящему времени разрушена), а то и просто в сарайчике или вовсе на улице у стен лавры. Молилась в лавре, но не стала принимать постриг от местных монахов. Она была на послушании у отца Амфилохия, одного из известных старцев. Как рассказывают, он при жизни творил многие чудеса, но был изгнан из монастыря, оклеветан. Далее жил со своими сподвижниками на небольшом хуторе в окрестностях Почаева, находясь, таким образом, в полукатакомбном существовании. Окончил свои дни схимником в катакомбной общине. Его последователи через него пришли к подвижническому внутреннему деланию: Иисусовой молитве, строгому  посту, покаянию. Что касается м. Ефросинии, то, по рассказам очевидцев, многие люди, общавшиеся с ней, получали от неё  благодать, уже не доходя до лавры, а её служителей волновало то, что изза этого они недополучали пожертвований. Св. Ефросиния потом вспоминала, как Вениамин не прошел мимо нее, когда она проповедовала на паперти храма после окончания службы. Вокруг нее стояло несколько десятков людей. Она плакала, проповедуя. Вениамин почувствовал сильное духовное влияние, оказываемое на него этой женщиной. Он подошел, и они познакомились. Молодой человек попросил наставить его в православной вере.
М. Ефросиния усомнилась в твёрдости намерения молодого паломника, к тому же приехавшего из Москвы, но всё же пригласила его пройти в свою келью. После этого в течение многих лет она была духовной наставницей Вениамина (впоследствии отца Иоанна). Стремясь встать на путь святости, она  постоянно совершала молитвы, часто читала Псалтырь, а людям советовала класть как можно больше земных поклонов (древне аскетическая практика, почти забытая официальным православием), окунаться в святые источники. Главное в ее подвижнической деятельности и в наставничестве  она учила о стяжании Св. Духа как способе подвижничества, унаследованного от святых.

Таким образом, Вениамин стал одним из страстных её почитателей. Он глубоко воспринял особое отношение Евфросинии к Богородице. Видимо, это оставило глубокий след в его душе, и он находился постоянно под влиянием рассказов о Деве Марии.

В конце 70х гг. вокруг Вениамина складывается небольшая группа преимущественно молодых людей, с которой он продолжает свои паломничества. При дальнейшем изучении Православия они много внимания уделяют святоотеческой литературе, особенно участники этого кружка интересовались стяжанием  Святого Духа подвижниками христианства, а также их отношением к церкви как к институту.  Искания Береславского дошли до его стремления к получению сана священника. Он начал принимать участие в церковных службах, помогал руководить хором в качестве регента, иногда читал Евангелие, но на этом его церковная карьера в Московской патриархии закончилась.

Рубеж 7080х гг. и время около середины 80х оказались, повидимому, судьбоносными в жизни Вениамина. Вопервых, это время, когда получило развитие диссидентство в СССР, затронувшее и область отношений отдельных представителей церкви и протестантских движений к проблеме жизнедеятельности религиозных объединений в Советском государстве. Вовторых, это время  предперестроечное, и социальнополитические, экономические и религиозноситуационные реалии не могли не оказать влияния на сознание Вениамина. Все эти предперестроечные реалии как социальные факторы, дают право утверждать, что возрождение богородичной ветви   (усиленное почитание Богоматери) можно характеризовать как социальный феномен.

Важной вехой Богородичного движения стал 1984 год. В один из дней Вениамин Береславский почувствовал пророческий дар. В этот день он вошёл в ряд известных мистиков, пророков и вероучителей нашей современности. Когда он был в одной из паломнических поездок, в Троицком соборе Смоленска перед чтимой иконой Божией Матери Одигитрии ему было откровение. Вениамин в духе услышал слова Божией Матери, обращённые к нему.
В отечественной религиоведческой литературе приводится лишь небольшой фрагмент из этого рассказа и опускаются очень важные моменты, которые раскрывают начало пророческих дарований вл. Иоанна и само содержание первого откровения.

По свидетельству Вениамина, это случилось в ноябре 1984 года в городе Смоленске у  древней чудотворной иконы Божией Матери Смоленская Одигитрия (Путеводительница). Икона находится на возвышении. Подойти к ней можно, поднявшись по невысокой лестнице. Перед ней небольшая площадка. После службы Вениамин направился к иконе, чтобы приложиться к ней. Но не сразу мог подойти к ней, так как очень глубоко переживал встречу с иконой. Это продолжалось долго. Вениамин  приложился к иконе и на долгое время припал к ней. И когда спустился вниз по ступенькам и весь народ стал выходить из Собора, он вдруг сказал своему спутнику: "Задавай вопросы. Сейчас Божия Матерь будет говорить. Она, Божия Матерь, открылась и готова отвечать на вопросы". Нашли бумагу и чем писать. Они шли медленно, а Божия Матерь отвечала на вопросы и в духе побуждала к задаванию новых вопросов, касающихся судеб человечества. Внешне голоса Её не было слышно. Было сильное переживание. Вениамин плакал и был потрясён. В этом первом откровении (однако, как в последствии отмечал Вениамин, еще до этого от некоторых икон Божией Матери в московских храмах он ощущал "особые действия благодати") речь шла о глобальных судьбах XX века, о будущем России и человечества вообще. О том, будет ли атомная война, погибнет ли в кратчайшие сроки мир, вернется ли коммунизм, каков путь церкви и священства. Она говорила также о фарисействе в православии.

То, что было услышано, было связано с духом святоотеческих текстов и записывалось в краткой афористической форме. Вопросы он произносил мысленно, а ответы диктовал.

После примерно полутора часов общения Божия Матерь отступила, и в течение месяца или двух подобных откровений не было. Эти откровения, а также и другие, полученные старцами и боговидцами в России и за рубежом (о них подробно узнали немного позже), были самим Вениамином и его сподвижниками искренне приняты и осмыслены, комментировались и распространялись. Впоследствии они воспринимались частью верующих катакомбного движения, которые самостоятельно распространяли эти тексты в самиздате. Из разных источников получив духовную литературу, много узнали о явлениях Божией Матери на Западе, в частности в Фатиме, Меджугорье, Лурде и многих других местах. Откровения Западной церкви сравнивались с произошедшим откровением в России. Все они были  охарактеризованы  как дар библейского пророчества, т.е. старческое дарование, когда Дух Святой сообщает откровения не извне, а внутри, в человеческом сердце. Первое откровение было как бы диалогом: ясно и ощутимо задавались вопросы и на них поступали ответы. Вениамин находился под воздействием Богоматери: если Она скорбела, то и он скорбел. Он не смотрел со стороны, он сострадал и говорил: "Вот Божия Матерь скорбит, вот Она сейчас проливает слезы". Он внутренне переживал подобные состояния. Всё это было осознано Вениамином как откровение Богоматери и появление у него дара пророчества в традиции старческой, подвижнической церкви. После этого дня с небольшим перерывом он стал часто получать такие откровения, они записывались, и в настоящее время на их основе  издано более 350 книг и брошюр.

Получив "озарение", Вениамин стал жить, более ревностно следуя мистической традиции православного монашества. Им было написано несколько духовных книг под общим названием "Огонь покаянный",  распространявшихся в рукописях и самиздате. Появившиеся  почитатели искали встречи с ним. Постепенно Вениамин пришёл к священническому призванию. Так как в то время он ещё не был знаком ни с кем из иерархов Катакомбной церкви, он думал о возможности рукоположения в РПЦ. Согласно рассказу о.Иоакима, представителя богородичного движения, когда Вениамин беседовал с одним из архиереев Русской православной церкви, тот сказал ему, что готов в скором времени рукоположить его, но в РПЦ существует правило  каждый священник, как "советский человек", обязан дать расписку в том, что будет отчитываться в государственных специальных органах о тех случаях, когда на исповеди он узнает то, что интересуют эти органы. После этого Вениамин понял, что не может оставаться в такой церкви и служить не Богу, а безбожному государству.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11