Реферат: Основы экономической теории
Теория 3-х факторов
производства лежит в основе курса экономикс. Все экономисты не марксисты,
вплоть до Кейнса, разделяли эту теорию Сея.
Сей разработал теорию
компенсации: машины вытесняют рабочих на первых порах, потом растет спрос на
новые машины и занятость в новых отраслях, растет производительность труда.
Рабочий класс со временем станет жить лучше и больше других заинтересованы в
техническом прогрессе. Сей воспевал предпринимателей и доказывал не только
естественность, но гармоничность и справедливость капитализма свободной
конкуренции.
Социалисты-утописты.
Наиболее известные: Сен-Симон,
Фурье, Оуен. Социалисты-утописты критически относились к формирующемуся
индустриальному обществу. В отличии от классиков они считали его
противоестественным, неразумным, несправедливым, подчеркивали что во время
кризисов люди сидят без работы, а товары уничтожают, чтобы поддержать цены.
Заводы простаивают без заказов; одни чрезмерно трудятся, другие не могут найти
работу. Безработица среди мужчин, а женщины и дети трудятся. Небольшая часть
общества живет в роскоши и безделье, а основная масса в нищете. Капитализм
свободной конкуренции не вечен. Человечество в своем развитии проходит этапы,
золотой век впереди. В будущем обществе все будут трудиться по единому плану,
научно разработанном в интересах государства. Труд станет жизненной необходимостью,
средством самовыражения, труд в городе и деревне, умственный и физический,
участвовать в управление, общее воспитание детей. Наиболее крайний из них
Роберт Оуэн считал, что в будущем собственность будет общественной, потому что
частная собственность зло. Сен-Симон считал, что частная собственность будет
усовершенствованна, так что станет служить общественным интересам, а руководить
будут банкиры, предприниматели, купцы. Они считали что основная пружина
развития человеческого общество- это духовное совершенствование людей,
улучшение законов. Чтобы перейти к совершенному обществу они рассылали проекты
банкирам, государям и устраивали коммуны.
Германская историческая школа.
Основатель Фридрих Лист
1789-1846
последователи:
В. Рошер 18171894
Б. Гильдебранд 1812-1878
К. Книс 1821-1899
В то время Германия была
раздробленна на княжества, ремесленников было больше чем рабочих,
господствовало цеховое право, почти не было паровых машин. Германская
промышленность не могла конкурировать с английской. Главной задачей, которую
ставили перед собой представители исторической школы было превратить Германию в
передовую и мощную промышленную державу и избежать революций, поскольку они
считали, что любая революция несчастье для страны. Преследуя эти цели, они
подвергали критики методологию классиков, их идеи и выдвинули свои:
1)
на основе политике свободной
торговли Германия никогда не сможет развить свою промышленность, которая будут
разоряться английскими товарами, необходим воспитательный протекционизм. Государство
должно быть не ночным сторожем, как у классиков, а играть активную роль. Надо
объединить германские княжества (+Австрия), чтобы создать достаточно емкий
внутренний рынок и защитить его высокими таможенными пошлинами (автаркия
(отгораживание) больших пространств). Государство должно стимулировать развитие
тяжелой промышленности своими заказами на строительство ж/д и вооружения.
2)
Свободная торговля ведет к доступу
к более качественным товарам, но богатство страны заключается не в количестве
потребительских стоимостей, а в современных заводах и квалифицированном
населении (теория производительных сил)
3)
Они выступали против учения Смита о
производительном труде, т.к. считали необходимыми и важными для страны учителей
и священников, которые воспитывают молодое население, судей, поддерживающих
порядок в стране. Кроме того они критиковали Смита за то, что его теория может
создать теоретическую базу для революции (эксплуатация). Между тем
политэкономия перестала быть привилегией ученых, вышла на улицу и движет народными
массами. Следует признать правильной теорию Сея о 3-х факторах производства и
Сениора о воздержании. Без частной собственности общество было бы аморфным, а
неравенство и наемный труд всегда было и будет, т.к. отражает неравенство людей
и их соц уровень.
4)
Теория классиков не исторична.
Человечество в своем развитии проходит стадии: пастушество, земледелие,
фабрично-заводское и кредитное. Остальные нации не могут перейти на высшую
ступень без воспитательного протекционизма, т.к. иначе передовые нации помешают
ей сделать это.
5)
Они критиковали нации за
космополитизм: нельзя искать одинаковых законов развития для разных народов, у
всех свои традиции.
6)
Они критиковали концепцию
экономического человека, считая что она не абстракция, а тот тип людей, который
характерен для протестантской буржуазной культуры. Кроме того политэкономия не
должна быть наукой нравственной.
7)
Они отрицали метод абстракции,
считая, что объективные законы, существующие только в природе, поэтому они
широко использовали эмпирический, т.е. описательный метод исследования. Писали
работы о развитии отдельных отраслей, регионов. Фактически под политэкономией
они понимали историю народного хозяйства и выработку экономической политики.
Идея воспитательного протекционизма и исторической школы были использованы
правительствами США, Германии и в последствии и России при графе Витте при
переходе к промышленному государству, т.е. первой промышленной революции.
Марксизм.
Глобальной проблемой,
интересовавшей Маркса, было доказательство внутренней противоречивости
капитализма, неизбежность революции и переход к коммунизму. «Капитал»- главный
труд, другое название «Теория прибавочной стоимости».
Доработав учение
Смита «О трудовой стоимости» Карл Маркс создал свой вариант этой теории, не
противоречивый(см 1 курс). Доказал неизбежность кризисов перепроизводства и,
закономерность и их роль и описал фаза цикла. На основе теории прибавочной
стоимости создал схему простого и расширенного производства. Разработал
материалистическое понимание истории и понятие непосредственно общественного
производства.
Материалистическое
понимание истории. История человечества это история последовательного
возникновения развития и гибели общественно экономических формаций:
рабовладельчество® феодализм®капитализм®коммунизм.
Общественно экономическая формация- это система, в которую входят
производственные силы: техника, люди, производственные отношения, классовая
структура и надстройка: политические институты, власть, партии, идеи.
Определяющими являются производственные силы, т.е. в обществе где ремесло и
ветряная мельница будет абсолютная монархия, феодалы и мечта крестьян о добром
царе, а фабрично заводской промышленности соответствует пролетариат, буржуазия
и пролетарская республика. По мере развития цивилизации технический прогресс
ведет к развитию производственных сил. Но этот процесс тормозят отжившие
производственные отношения. Но между тем в общественно общественной формации
нельзя поменять один элемент не меняя другой, необходимо изменение всей
структуры, включая отношение к собственности, политическую структуру, что , как
правило не устраивает правящий эксплуататорский класс. Силой, которая
подтачивает отжившую свое формацию, является борьба. Недовольство
эксплуатируемого класса рано или поздно приводит к революции, а она к смене
формации. Но не одна формация не погибнет, пока она не исчерпала все
возможности производственных сил, и какие бы цели ни ставили перед собой
революционеры, их борьба может привести только к смене формации для которой
созрели предпосылки
С точки зрения Карла
Маркса производственные силы середины 19 века переросли узкие рамки частной
собственности. Экономика созрела для управления ею как одной большой фабрикой
по единому плану в интересах общества.
Но этому мешало
господство частной собственности, кризис перепроизводства, нищета большинства
населения. Разорение мелких и средних предпринимателей, ремесленников и
крестьян вело к концентрации богатства и собственности в руках немногочисленной
буржуазии, большинство населения становится пролетариатом, гнет буржуазии
усиливается, классовая борьба нарастает. Пролетариат- единственный до конца
революционный класс, лишенный собственности- должен осознать свою историческую
миссию; под руководством своего авангарда, революционной партии он должен
совершить пролетарскую революцию и впервые в истории создать общество свободное
от эксплуатации. Фактически речь идет о том, чтоб вернуть людям то, что было
отнято во время первоначального накопления капитала, но т.к. фабрично заводскую
промышленность нельзя раздать по кускам, то вся собственность будет
общественной, все будут участвовать в труде и управлении.
Вторая
промышленная революция.
Началась в последней
трети 18 века. Резко усилился поток изобретений: их было в сотни раз больше чем
в 1ПР(бензиновый двигатель, дизель, самолет, автомобиль…). Новые отрасли:
сталелитейная, нефтехимическая,… Началось промышленное использование
электричества, которое сняло ограничение на размер фабрик и заводов, т.к.
паровых энергия передавалась с помощью шатуна, а теперь с помощью провода.
Новые технологии в
старых отраслях были рентабельны только при огромных размерах предприятия.
Началась концентрация производства, которая усиливалась с каждым кризисом, что
привело к распространению акционерных обществ и монополизации экономики.
Вершиной ее стало формирование трестов, которые фактически планировали
производство во всей отрасли. Выросла роль банков, началось взаимное
переплетение верхушек банковских и промышленных капиталов. Левые восприняли
формирование трестов как подтверждение Марксистской теории, как материальную
подготовку социализма.
Изобретение конвейера
и системы Тейлора( хронометрирование операций, производимых умелыми
работниками, позволило нормировать труд на научной основе). Создалась иллюзия
возможности центрального планирования затрат живого и общественного труда.
Социальные проблемы решены не были, партии II
интернационала пользовались большой популярностью. Когда началась I мировая война государства воюющих стран ввели
принудительную трудовую повинность, централизованное распределение многих
ресурсов. Левые решили, что к 19 веку капитализм перешел к своей последней
стадии- монополии(империализм), а во время войны- к государственно
капиталистическому монополизму, когда государство управляет экономикой, но в
интересах класса капиталистов. Пролетарская революция позволит использовать
этот механизм улучшив его в интересах всего народа. Не решенность внутренних
противоречий привело к революции в России, Баварии, Венгрии, к созданию
коммунистического (3) интернационала и расколу ИРС на 2 лагеря: социализма и
империализма.
Несмотря на принятие
в конце 19 века антимонопольных законов, продолжали формироваться тресты. Перед
ВОВ возникли тресты-комбинаты, которые объединяли производство вертикально(
уголь- руда-сталь).
Экономика
советского типа.
Экономика советского
типа- это модель, впервые возникшая в СССР и затем скопированная другими
странами. В основе экономики советского типа лежала идея Маркса о
непосредственно общественном производстве, о замене рыночного механизма системой
централизованного директивного планирования, об управлении экономикой страны,
как единой фабрикой. Теоретически такая система более чем рыночная
приспособлена к концентрации ресурсов на решающих направлениях. Это обусловило
в дальнейшем формирование современной фундаментальной науки, высший уровень
развития ВКП, достижения в космосе и т.п. Созданная в СССР система
здравоохранения и образования считались образцовыми еще в начале 60-х. В
экономике советского типа ответственность фактически лежала на центре, от его
способности собрать информацию, дать задание и проконтролировать выполнение-
полностью зависела эфек4тивность системы. Предприятия сами по себе не были
заинтересованы не в экономии ресурсов, ни во внедрении новых технологий, ни в
повышении качества.
Система на была
приспособлена для решения задач требующих гибкости и инициативы снизу. С другой
стороны экономика советского типа стала результатом внедрения описываемой
модели в стране с преимущественно аграрным населением и с преобладанием пережитков
традиционного общества, что приводило к насильственному изменению социальной
стороны®
генетическая чистка населения по отрицательному признаку и уничтожения целых
социальных групп. Раскулачивание фактически прервало через 10 лет процесс
первоначального накопления капитала в деревне и привело к уничтожению наиболее
активной части крестьянства Þ с/х никогда не было
эффективным. С самого начала потребовался репрессивный аппарат и ограничение
свободы. В начале 60-х начался ввоз в страну хлеба. За счет вывоза хлеба,
предметов искусства (30-е) репрессий и энтузиазма части населения была
проведена индустриализация, в ходе которой созданы на современном для того
времени уровне отрасли эпохи II
промышленной революции: цветная металлургия, сталь, машиностроение.
Великая депрессия
и новый курс Рузвельта.
В конце 20-х
очередной циклический кризис в США принял огромные масштабы и перекинулся на
другие ИРС. В США было 25% безработных и 3 млн заявлений об эмиграции в СССР.
По всему миру действовали агенты коментерна, влияние левых росло. В США к
власти пришел Рузвельт, он выступил за сильное гос-во, гос расходов на
общественные работы дал работу безработным и начал выводить экономику из
депрессии. Проводил принудительное картелирование: гос комиссии управляли целыми
отраслями, делили рынок между корпорациями, назначали цены. Он начал
формирование системы национальных пособий( в окончательном виде она была
сформирована в США в 60-х годах), начал распределение налогов через налоговую
систему, считая, что "богатые коты должны поделиться с народом. Перешел от
фазы подавления рабочего движения к фазе сотрудничества, запретил черные списки
и преследование за профсоюзную деятельность.
Фактически Рузвельт
начал трансформацию капитализма. Постепенно другие ИРС стали проводить подобную
политику. В 1936 году возникло кейнсианство. Кейнс на основе опыта
"великой депрессии" обосновал необходимость сильного гос-ва,
проводящего активную антициклическую политику. С тех пор кризисов
перепроизводства фактически не было. Цикличность научились смягчать.
Еще долго была
популярна идея планируемого капитализма. Во Фр после второй мировой войны был
принят пятилетний план по образцу советского. В Европе были нацинализированны
ряд отраслей: угольная и металлургия в Англиии, заводы Рено во Фр. Еще в 60-х
во многих ИРС было директивное( не обязательное) планирование и была модной
идея конвергенции( 2 системы сливаются в нечто среднее).
НТР.
Считается что она
началась в 45 г. с изобретением первого компьютера и овладением энергией атома.
НТР привела к усилению потока изобретений, росту производительности труда,
доходов. Люди стали переходить из материальной сферы производства в не
материальную. Появилось много новых отраслей, росла сфера услуг, роль науки,
расширялся ассортимент товара. На смену трестов пришли конгломераты, которые не
планировали производство по отраслям, а давали лишь план по прибыли. Хотя в
ряде отраслей в начале их формирования ( атомная, ракетная и т.п.)
потребовалась помощь гос-ва в целом НТР стимулировала мелкий и средний бизнес(
сфера услуг, венчурное производство). В начале 50-х ИРС перешли к обществу
массового потребления. Это и считается вторым этапом НТР. Изменение соц
структуры, рост доли работников умственного труда, предпринимателей, рост
доходов, привели к смягчению соц противоречий в ИРС. Рост роли работника и
творческий характер труда привели к развитию системы человеческих отношений на
работе, участие в прибыли. Мао Цзэдун пришел к выводу что рабочий класс в
развитых странах обуржуазился и куплен, а мировая революция теперь заключается
в том, что мировая деревня окружает мировой город.
В конце 70-х начался
3 этап НТР( чипы биотехнологии). Были изобретены гибкие производственные
системы, которые позволили мелкому и среднему бизнесу на равных конкурировать с
крупным. Начался бум мелкого и среднего предпринимательства, но к тому времени
в ИРС начался застой. Сильное гос-во созданное Рузвельтом означало бюрократию,
ограничение для бизнеса, большие налоги. Чрезмерные пособия и высокие з/п
выбитые профсоюзами сковывали бизнес, сковывали бизнес, мешали его стремления
инвестировать, ослабляли стимулирования работников. Рецепты Кейнса
стимулировали кривую совокупного спроса, но не стимулировали экономический рост
и тех прогресс. В ИРС началась неоконсервативная волна. К власти пришли правые
политики. Они выступили за сокращение гос вмешательства в экономику, уменьшение
налогов, стимулирование предпринимательства, уменьшения пособий. В теории
началось неокласическое возрождение, стал популярным монетаризм, но в
реальности правительства ИРС опирались на рекомендации новой школы- экономики
предложения.
В результате НТР в
управлении произошел переход от иерархических структур управления к матричным,
на второе место в мире вышла Яп, резко возросла роль маркетинга, возникли интеграционные
группировки. Во 2 половине 20 века стала развиваться нац система органов
регулирования ( ГАТТ, МВФ).
Монетаризм.
М. возник в начале
60-х в рамках чикагской школы. Основатель Милтон Фридман. М считают главным
фактором влияющим на экономику колебание денежной массы. Выступают за частную
инициативу, рынок, против гос вмешательства. Критиковали кейнсианство: когда
правительство пытается влиять на экономику косвенными методами, напр
стимулировать во время депрессии совокупный спрос, т.к. между принятием решения
и результатом существует временной лаг и может получиться, что экономика уже
перешла к подъему и гос-во вызовет только инфляцию, кроме того скорость
обращения денег постоянна MV=PQ.
M-
денежная масса
V-
скорость обращения
P-
цена
Q-
кол-во продукции
Кроме того рынок
сомонастраивается и автоматически экономика переходит к точке полной загрузки Qf. Как все неокласики они считали наиболее характерной
рыночной экономики классический отрезок, поэтому увеличение денежной массы
может вести к инфляции. М советуют снижать налоги и не мешать бизнесу, тогда
частные инвесторы автоматически обеспечат сдвиг вправо кривой совокупного
предложения, а правительство должно каждый год увеличивать денежную массу на
определенный %чтобы обеспечить экономику деньгами и не допустить инфляцию и %
должен быть равен среднегодовому росту реального пр-ва. Это денежное правило
Милтона Фридмана.
Экономика
предложения.
ЭП возникла как
реакция на замедление экономического роста в 70-х. Авторы начали анализировать
факторы способные сдвинуть кривую совокупного спроса. Они советуют:
-как все правые
снижать налоги, бюрократию, не допускать раздувание системы пособий.
-выступают за
изменение вмешательства гос-ва которое должно стимулировать НТП и инвестировать
передовые отрасли обеспечивая стране технологическое превосходство. Советуют
обеспечить льготные налоги для передовых отраслей. Государство должно
финансировать науку, образование, переквалификацию, инфраструктуру, чтобы
создать условие для бизнеса. Кроме того гос-ва ИРС как правило стремятся
продвигаться к свободной торговли, но защищает передовые отрасли и стремится
создать для них внешние рынки сбыта.
Институциональное
направление.
Возникло в 20-х в
США. Основатели- Митчел, Веблен и Коммонс. Использовали описательный метод.
Считали что для изучения общ-ва надо изучить институты( собственность, гос
структуры...). исповедовали социальный дарвинизм: по мере развития одни
институты выживают, другие выживают видоизменяясь, 3 отмирают. Критиковали
капитализм, но как правило считали что изменив законы его можно улучшить.
Веблен считал, что есть противоречие между индустрией и бизнесом и надеялся на
то, что забастовка инженеров и техников заставит передать им власть. Митчел
разработал экономический барометр, который на основе анализа динамических рядов
показывал конъюнктуру, но кануне великой депрессии он показал "ясно".
Неолиберальное
направление.
Возникло в Гр после
2мв в рамках Фрайбургской школы. Основатель Ойкен. Он считал что все
экономические системы можно разделить на тоталитарные и рыночные. Считали что
государство должно поддерживать конкуренцию и сохранить классовый мир, чему
мешает монопольное поведение корпораций и профсоюзов. Государство должно
выступать как судья на поле, который не играет, а улаживает конфликты.
Конфликты между трудом и капиталом должны улаживаться в рамках производственных
советов, состоящих из представителей предпринимателей, профсоюзов и
государства. Государство должно поддерживать конкуренцию, а для этого
стимулировать мелкий и средний бизнес. Надо чтобы рабочие получали часть акций
и часть прибыли. Результатом будет стабильное общество и классовый мир.
Социально-институциональное
направление.
Социально-институциональное
направление возникло в 50-х как реакция на НТР. Основные представители Арон,
Белл, Гелбрейт. В целом, придерживаются технологического детерминизма, т.е.
изменение общественных отношений напрямую связано с изменением в технике. Делят
история человечества на периоды, считают что наиболее передовые страны
стремятся к постиндустриальному обществу. Теперь главные проблемы не те которые
описывал Карл Маркс, а приспособление к новому образу жизни, увеличившемуся
потоку информации, автоматизацию. Белл предложил новый теоретический подход:
общество можно анализировать по разным осевым признакам( ось культуры, техники
и т.п.) и любой подход не хуже других.
Кризис экономики
советского типа.
В эпоху НТР ЭСТ могла
успешно развивать те отрасли, которые требовали большой концентрации ресурсов и
находились под жестким гос контролем: фундаментальная наука, атомная
промышленность, ВПК; но многие проблемы поставленные НТР: разнообразие товаров,
внедрение новых технологий в повседневную жизнь, сфера услуг, все, что
требовало инициативы снизу, а также ориентации на потребительский спрос система
решать не могла. С усложнением экономики планирование от достигнутого стало
превращаться в бюрократическую процедуру. Экономика все больше приобретала
затратный характер, снижалось качество. Хронически убыточное с/х и непомерные
военные расходы усугубляли ситуацию. Кризис распространялся на все новые
сектора. В конце 70-х началось снижение уровня жизни. Отставание от запада,
очевидность смягчения классовых противоречий в ИРС лишала систему
идеологического обоснования. Кризис перекинулся на сферу морали.
В 80-х, когда США
начали программу "звездных войн" отставание стало проявляться и в
военной области. Необходимость реформ стала очевидна.
Советская
политэкономия.(п/э)
Теоретической базой
советской экономической науки была п/э. Макет первого учебника п/э
создававшийся в конце 40-х под руководством Сталина. Она состояла из 2 частей:
п/э капитализма и п/э социализма. В 1: конспекты работ Маркса и Энгельса, на
основе которых объяснялся домонополистический капитализм + описание
империализма( на основе работ Ленина) + описание современности. Главная задача,
которая ставилась авторами учебника- доказать, что тенденции и закономерности,
открытые в свое время Карлом Марксом, Лениным и т.п. продолжают существовать, а
все новые явления 20 века объявлялись либо проявлениями старых тенденций, либо
не имеющими значения. Доказывалось, что сущность капитализма не изменилась, его
внутренние противоречия обостряются, продолжается относительное и абсолютное
обнищание рабочего класса, кризисы перепроизводства; новый курс Рузвельта
трактовался так: капитализм пытается приспособиться к новым условиям, сдержать
анархию капиталистического производства, вынужден применять не свойственные ему
меры- это с одной стороны доказательство правоты марксизма, выступающего за
плановую экономику, а с другой не может дать результатов при частной
собственности. То что цикличность была смягчена замалчивалось. Как и реальные
масштабы созданной в ИРС системы пособий, доступного уровня жизни. НТР
трактовалась тенденциозно, доказывалось, что она стремится к усложнению
экономики, а следовательно требует общественной собственности и планирования, а
при капитализме ею нельзя овладеть в полной мере и ее плодами пользуются
корпорации в развертывании гонки вооружений. Доказывалось, что трактовка Ленина
монополистического капитализма, как загнивающего и умирающего продолжает
оставаться верной, также как и мысль о неизбежности пролетарской революции, НТР
обычно давалась в конце учебника без должного анализа.
Характеристика
учебника "Экономикс"(э).
Э с самого начала
создавался как эклектичный: из всех теорий брались наиболее удачные куски так
что все вопросы объяснялись с наиболее удобной точки зрения. В современных
учебниках представлены также взгляды монетаристов, экономики предложения,
теории рационального ожидания. Эклектичность придает учебнику гибкость, но ему
присуща и ограниченность: во всем курсе прослеживается неокласический подход.
Учебник написан с точки зрения потребителя, преимуществ свободной торговли и
рынка. В нем однозначно критикуется протекционизм. Там представлены взгляды
исторической школы и марксизма. Замалчивается тот факт, что индустриальное
общество долго было в кризисе, что породило эпоху революций и раскол мира на 2
системы. И только новый курс Рузвельта положил начало трансформации
капитализма. А НТР за счет соц изменений и роста доходов окончательно избавила
структуру западного мира от противостояния буржуазии и пролетариата.
Замалчивалось и то, что в реальности политика ИРС всегда исходила из реальной
ситуации с учетом национальных интересов, что только воспитательный
протекционизм дал возможность США, России и Германии провести индустриализацию.
Политэкономия
социализма.
ИРС стремятся
обеспечить себе технологическое превосходство активно продвигая продукцию
передовых отраслей в том числе вооружение на внешних рынках и т.п.
Исходным пунктом
этого курса было утверждение о существовании в соц странах общественной
собственности на средства производства, которая не доказывалась, а просто
принималась как аксиома. Из этого свойства выводили все свойства системы, в
результате в учебнике анализировалось не реальное общество, а абстрактная
схема. Тенденции которые были открыты на основе опыта I
и II промышленной революции Марксом Энгельсом и Лениным
принимались как догма на все времена и стали основой экономической политики:
-
преимущество крупного производства перед мелким средним,
-
определяющий рост производства средств производства и т.п.
Реальные возможности
планирования на разных этапах экономики вообще не обсуждалась, планирование
объявлялась, планирование объявлялось неотъемлимым свойством и преимуществом
социализма. По поводу НТР утверждалось, что только социализм позволяет
полностью использовать ее преимущества в интересах народа за счет концентрации
ресурсов на решающих направлениях и планомерного внедрения ее достижений.
Еще в 80-х достижения
СССР в соревновании с США показывались, как первенство в производстве стали,
цемента, комбаинов и т.п.
Реформирование
экономики советского типа.
В середине 80-х
кризис перекинулся на военные отрасли, новое руководство решило предпринять
реформы. В начале попытались улучшить функционирование старой системы. Был
объявлен курс на модернизацию и ускорение. Главная идея была повторить в новых
условиях индустриализацию 30-х, аккумулировать средства, направить их в
передовые отрасли, определяющие НТП и в которых срок ликвидировать
технологического отставания от развитых стран. Необходимыми условиями этого
были: подтягивание порядка, дисциплины, восстановление управляемости партийного
аппарата, очистить его от коррупции, антиалкогольное законодательство, улучшить
качество продукции, модернизировать структуру управления. Для этого была
введены госприемка, созданы новые суперминистерства, началась борьба с
нетрудовыми доходами, несунами. Через 2 года стало ясно, что эти действия
безрезультатны. Для реализации этого курса уже не было не ресурсов, ни
готовности на жесткие меры. В январе1987 на пленуме УК впервые было сказано,
что экономика СССР отстала, что бюджет внутри страны держится на водке. А
платежный баланс на торговле нефтью и газом. Необходимы глубокие реформы. В
июне 1987 на пленуме был принят проект реформы ядром которой стал закон о гос
предприятии объединения. Фактически это была попытка построить рыночный
социализм, а применяемая схема уже использовалась в Венгрии, Китае и т.д.
Главные меры реформы: переход к рыночным ценам, самостоятельность предприятий в
выработке планов, централизация управления при сохранении единой партийной
системы и господства гос собственности. Предполагалось что рыночные цены
покажут что нужно потребителям, предприятия будут производить, а
децентрализация предаст системе гибкость. На самом же деле получилось- с одной
стороны, предприятия не могут разориться, т.к. рассчитывают на поддержку
государства, чиновники сохранили за собой возможности вмешиваться в дела
экономических агентов с помощью неформального влияния и телефонного права, т.к.
номенклатура сохранилась.
Кроме тго сохранение
гос собственности и номенклатуры фактически накладывало на государство ответственность
за благополучие предприятия, занятость, уровень з/п. Предприятия и население
восприняли меры реформы как изменение правил игры.
|
Предприятия |
Органы управления |
население |
1) Свободные цены |
1) повышают цены
производителиÞ инфляция |
3)фикс цены на тов
первой необходимости и оставляют цены на предметы роскоши. |
2)требует повышения
доходовÞ образуется спираль з/п-цены |
2)
Самостоятельность предприятий |
4) прекращают
производить товары первой необходимости, нач дефицит |
6) вмешиваются в
деят предприятий в неформальном порядкеÞ неразбериха
т.к. мешает развит рыноч отнош |
5) потеря доверя к
деньгамÞ бегство от денегÞ крах
денежной системы. |
3)
Децентрализованное управление |
|
7) из-зи
вмешательство в деят предпр на разных уровняхÞ хаос, членение рынка по регионал и отраслевому принцитпу. |
|
Развал продолжался
вплоть до августа 91 и первым решением руководства были: приостановка
деятельности КПСС и легализация частной собственности. После этого ЭСТ
фактически потерпела крах и начался новый этап реформ.
Россия в 90-х.
В 1992 либерализация
цен и ваучерная приватизация Þ толчок развитию
рыночных отношений
|