рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Основы экономической теории рефераты

Теория 3-х факторов производства лежит в основе курса экономикс.  Все экономисты не марксисты, вплоть до Кейнса, разделяли эту теорию Сея.

Сей разработал теорию компенсации: машины вытесняют рабочих на первых порах, потом растет спрос на новые машины и занятость в новых отраслях, растет производительность труда. Рабочий класс со временем станет жить лучше и больше других заинтересованы в техническом прогрессе. Сей воспевал предпринимателей и доказывал не только естественность, но гармоничность и справедливость капитализма свободной конкуренции.

                                                Социалисты-утописты.

Наиболее известные: Сен-Симон, Фурье, Оуен. Социалисты-утописты критически относились к формирующемуся индустриальному обществу. В отличии от классиков они считали его противоестественным, неразумным, несправедливым, подчеркивали что во время кризисов люди сидят без работы, а товары уничтожают, чтобы поддержать цены. Заводы простаивают без заказов; одни чрезмерно трудятся, другие не могут найти работу. Безработица среди мужчин, а женщины и дети трудятся. Небольшая часть общества живет в роскоши и безделье, а основная масса в нищете. Капитализм свободной конкуренции не вечен. Человечество в своем развитии проходит этапы, золотой век впереди. В будущем обществе все будут трудиться по единому плану, научно разработанном в интересах государства. Труд станет жизненной необходимостью, средством самовыражения, труд в городе и деревне, умственный и физический, участвовать в управление, общее воспитание детей. Наиболее крайний из них Роберт Оуэн считал, что в будущем собственность будет общественной, потому что частная собственность зло. Сен-Симон считал, что частная собственность будет усовершенствованна, так что станет служить общественным интересам, а руководить будут банкиры, предприниматели, купцы. Они считали что основная пружина развития человеческого общество- это духовное совершенствование людей, улучшение законов. Чтобы перейти к совершенному обществу они рассылали проекты банкирам, государям и устраивали коммуны.


Германская историческая школа.

Основатель Фридрих Лист 1789-1846

последователи:

В. Рошер                18171894

Б. Гильдебранд      1812-1878

К. Книс                   1821-1899

В то время Германия была раздробленна на княжества, ремесленников было больше чем рабочих, господствовало цеховое право, почти не было паровых машин. Германская промышленность не могла конкурировать  с английской. Главной задачей, которую ставили перед собой представители исторической школы было превратить Германию в передовую и мощную промышленную державу и избежать революций, поскольку они считали, что любая революция несчастье для страны. Преследуя эти цели, они подвергали критики методологию классиков, их идеи и выдвинули свои:

1)    на основе политике свободной торговли Германия никогда не сможет развить свою промышленность, которая будут разоряться английскими товарами, необходим воспитательный протекционизм. Государство должно быть не ночным сторожем, как у классиков, а играть активную роль. Надо объединить германские княжества (+Австрия), чтобы создать достаточно емкий внутренний рынок и защитить его высокими таможенными пошлинами (автаркия (отгораживание) больших пространств). Государство должно стимулировать развитие тяжелой промышленности своими заказами на строительство ж/д и вооружения.

2)    Свободная торговля ведет к доступу к более качественным товарам, но богатство страны заключается не в количестве потребительских стоимостей, а в современных заводах и квалифицированном населении (теория производительных сил)

3)    Они выступали против учения Смита о производительном труде, т.к. считали необходимыми и важными для страны учителей и священников, которые воспитывают молодое население, судей, поддерживающих порядок в стране. Кроме того они критиковали Смита за то, что его теория может создать теоретическую базу для революции (эксплуатация). Между тем политэкономия перестала быть привилегией ученых, вышла на улицу и движет народными массами. Следует признать правильной теорию Сея о 3-х факторах производства и Сениора о воздержании. Без частной собственности общество было бы аморфным, а неравенство и наемный труд всегда было и будет, т.к. отражает неравенство людей и их соц уровень.

4)    Теория классиков не исторична. Человечество в своем развитии проходит стадии: пастушество, земледелие, фабрично-заводское и кредитное. Остальные нации не могут перейти на высшую ступень без воспитательного протекционизма, т.к. иначе передовые нации помешают ей сделать это.

5)    Они критиковали нации за космополитизм: нельзя искать одинаковых законов развития для разных народов, у всех свои традиции.

6)    Они критиковали концепцию экономического человека, считая что она не абстракция, а тот тип людей, который характерен для протестантской буржуазной культуры. Кроме того политэкономия не должна быть наукой нравственной.

7)    Они отрицали метод абстракции, считая, что объективные законы, существующие только в природе, поэтому они широко использовали эмпирический, т.е. описательный метод исследования. Писали работы о развитии отдельных отраслей, регионов. Фактически под политэкономией они понимали историю народного хозяйства и выработку экономической политики. Идея воспитательного протекционизма и исторической школы были использованы правительствами США, Германии и в последствии и России при графе Витте при переходе к промышленному государству, т.е. первой промышленной революции.

Марксизм.

Глобальной проблемой, интересовавшей Маркса, было доказательство внутренней противоречивости капитализма, неизбежность революции и переход к коммунизму. «Капитал»- главный труд, другое название «Теория прибавочной стоимости».

Доработав учение Смита «О трудовой стоимости» Карл Маркс создал свой вариант этой теории, не противоречивый(см 1 курс). Доказал неизбежность кризисов перепроизводства и, закономерность и их роль и описал фаза цикла. На основе теории прибавочной стоимости создал схему простого и расширенного производства. Разработал материалистическое понимание истории и понятие непосредственно общественного производства.

Материалистическое понимание истории. История человечества это история последовательного возникновения развития и гибели общественно экономических формаций: рабовладельчество® феодализм®капитализм®коммунизм. Общественно экономическая формация- это система, в которую входят производственные силы: техника, люди, производственные отношения, классовая структура и надстройка: политические институты, власть, партии, идеи. Определяющими являются производственные силы, т.е. в обществе где ремесло и ветряная мельница будет абсолютная монархия, феодалы и мечта крестьян о добром царе, а фабрично заводской промышленности соответствует пролетариат, буржуазия и пролетарская республика. По мере развития цивилизации технический прогресс ведет к развитию производственных сил. Но этот процесс тормозят отжившие производственные отношения. Но между тем в общественно общественной формации нельзя поменять один элемент не меняя другой, необходимо изменение всей структуры, включая отношение к собственности, политическую структуру, что , как правило не устраивает правящий эксплуататорский класс. Силой, которая подтачивает отжившую свое формацию, является борьба. Недовольство эксплуатируемого класса рано или поздно приводит к революции, а она к смене формации. Но не одна формация не погибнет, пока она не исчерпала все возможности производственных сил, и какие бы цели ни ставили перед собой революционеры, их борьба может привести только к смене формации для которой созрели предпосылки

С точки зрения Карла Маркса производственные силы середины 19 века переросли узкие рамки частной собственности. Экономика созрела для управления ею как одной большой фабрикой по единому плану в интересах общества.

Но этому мешало господство частной собственности, кризис перепроизводства, нищета большинства населения. Разорение мелких и средних предпринимателей, ремесленников и крестьян вело к концентрации богатства и собственности в руках немногочисленной буржуазии, большинство населения становится пролетариатом, гнет буржуазии усиливается, классовая борьба нарастает. Пролетариат- единственный до конца революционный класс, лишенный собственности- должен осознать свою историческую миссию; под руководством своего авангарда, революционной партии он должен совершить пролетарскую революцию и впервые в истории создать общество свободное от эксплуатации. Фактически речь идет о том, чтоб вернуть людям то, что было отнято во время первоначального накопления капитала, но т.к. фабрично заводскую промышленность нельзя раздать по кускам, то вся собственность будет общественной, все будут участвовать в труде и управлении.

                                                Вторая промышленная революция.

Началась в последней трети 18 века. Резко усилился поток изобретений: их было в сотни раз больше чем в 1ПР(бензиновый  двигатель, дизель, самолет, автомобиль…). Новые отрасли: сталелитейная, нефтехимическая,… Началось промышленное использование электричества, которое сняло ограничение на размер фабрик и заводов, т.к. паровых энергия передавалась с помощью шатуна, а теперь с помощью провода.

Новые технологии в старых отраслях были рентабельны только при огромных размерах предприятия. Началась концентрация производства, которая усиливалась с каждым кризисом, что привело к распространению акционерных обществ и монополизации экономики. Вершиной ее стало формирование трестов, которые фактически планировали производство во всей отрасли. Выросла роль банков, началось взаимное переплетение верхушек банковских и промышленных капиталов. Левые восприняли формирование трестов как подтверждение Марксистской теории, как материальную подготовку социализма.

Изобретение конвейера и системы Тейлора( хронометрирование операций, производимых умелыми работниками, позволило нормировать труд на научной основе). Создалась иллюзия возможности центрального планирования затрат живого и общественного труда. Социальные проблемы решены не были, партии II интернационала пользовались большой популярностью. Когда началась I мировая война государства воюющих стран ввели принудительную трудовую повинность, централизованное распределение многих ресурсов. Левые решили, что к 19 веку капитализм перешел к своей последней стадии- монополии(империализм), а во время войны- к государственно капиталистическому монополизму, когда государство управляет экономикой, но  в интересах класса капиталистов. Пролетарская революция позволит использовать этот механизм улучшив его в интересах всего народа. Не решенность внутренних противоречий привело к революции в России, Баварии, Венгрии, к созданию коммунистического (3) интернационала и расколу ИРС на 2 лагеря: социализма и империализма.

Несмотря на принятие в конце 19 века антимонопольных законов, продолжали формироваться тресты. Перед ВОВ возникли тресты-комбинаты, которые объединяли производство вертикально( уголь- руда-сталь).

                                                Экономика советского типа.

Экономика советского типа- это модель, впервые возникшая в СССР и затем скопированная другими странами. В основе экономики советского типа лежала идея Маркса о непосредственно общественном производстве, о замене рыночного механизма системой централизованного директивного планирования, об управлении экономикой страны, как единой фабрикой. Теоретически такая система более чем рыночная приспособлена к концентрации ресурсов на решающих направлениях. Это обусловило в дальнейшем формирование современной фундаментальной науки, высший уровень развития ВКП, достижения в космосе и т.п. Созданная в СССР система здравоохранения и образования считались образцовыми еще в начале 60-х. В экономике советского типа ответственность фактически лежала на центре, от его способности собрать информацию, дать задание и проконтролировать выполнение- полностью зависела эфек4тивность системы. Предприятия сами по себе не были заинтересованы не в экономии ресурсов, ни во внедрении новых технологий, ни в повышении качества.

Система на была приспособлена для решения задач требующих гибкости и инициативы снизу. С другой стороны экономика советского типа стала результатом внедрения описываемой модели в стране с преимущественно аграрным населением и с преобладанием пережитков традиционного общества, что приводило к насильственному изменению социальной стороны® генетическая чистка населения по отрицательному признаку и уничтожения целых социальных групп. Раскулачивание фактически прервало через 10 лет процесс первоначального накопления капитала в деревне и привело к уничтожению наиболее активной части крестьянства Þ с/х никогда не было эффективным. С самого начала потребовался репрессивный аппарат и ограничение свободы. В начале 60-х начался ввоз в страну хлеба. За счет вывоза хлеба, предметов искусства (30-е) репрессий и энтузиазма части населения была проведена индустриализация, в ходе которой созданы на современном для того времени уровне отрасли эпохи II промышленной революции: цветная металлургия, сталь, машиностроение.

                                                Великая депрессия и новый курс Рузвельта.

В конце 20-х очередной циклический кризис в США принял огромные масштабы и перекинулся на другие ИРС. В США было 25% безработных и 3 млн заявлений об эмиграции в СССР. По всему миру действовали агенты коментерна, влияние левых росло. В США к власти пришел Рузвельт, он выступил за сильное гос-во, гос расходов на общественные работы дал работу безработным и начал выводить экономику из депрессии. Проводил принудительное картелирование: гос комиссии управляли целыми отраслями, делили рынок между корпорациями, назначали цены. Он начал формирование системы национальных пособий( в окончательном виде она была сформирована в США в 60-х годах), начал распределение налогов через налоговую систему, считая, что "богатые коты должны поделиться с народом. Перешел от фазы подавления рабочего движения к фазе сотрудничества, запретил черные списки и преследование за профсоюзную деятельность.

Фактически Рузвельт начал трансформацию капитализма. Постепенно другие ИРС стали проводить подобную политику. В 1936 году возникло кейнсианство. Кейнс на основе опыта "великой депрессии" обосновал необходимость сильного гос-ва, проводящего активную антициклическую политику. С тех пор кризисов перепроизводства фактически не было. Цикличность научились смягчать.

Еще долго была популярна идея планируемого капитализма. Во Фр после второй мировой войны был принят пятилетний план по образцу советского. В Европе были нацинализированны ряд отраслей: угольная и металлургия в Англиии, заводы Рено во Фр. Еще в 60-х во многих ИРС было директивное( не обязательное) планирование и была модной идея конвергенции( 2 системы сливаются в нечто среднее).

                                                НТР.

Считается что она началась в 45 г. с изобретением первого компьютера и овладением энергией атома. НТР привела к усилению потока изобретений, росту производительности труда, доходов. Люди стали переходить из материальной сферы производства в не материальную. Появилось много новых отраслей, росла сфера услуг, роль науки, расширялся ассортимент товара. На смену трестов пришли конгломераты, которые не планировали производство по отраслям, а давали лишь план по прибыли. Хотя в ряде отраслей в начале их формирования ( атомная, ракетная и т.п.) потребовалась помощь гос-ва в целом НТР стимулировала мелкий и средний бизнес( сфера услуг, венчурное производство). В начале 50-х  ИРС перешли к обществу массового потребления. Это и считается вторым этапом НТР. Изменение соц структуры, рост доли работников умственного труда, предпринимателей, рост доходов, привели к смягчению соц противоречий в ИРС. Рост роли работника и творческий характер труда привели к развитию системы человеческих отношений на работе, участие в прибыли. Мао Цзэдун пришел к выводу что рабочий класс в развитых странах обуржуазился и куплен, а мировая революция теперь заключается в том, что мировая деревня окружает мировой город.

В конце 70-х начался 3 этап НТР( чипы биотехнологии). Были изобретены гибкие производственные системы, которые позволили мелкому и среднему бизнесу на равных конкурировать с крупным. Начался бум мелкого и среднего предпринимательства, но к тому времени в ИРС начался застой. Сильное гос-во созданное Рузвельтом означало бюрократию, ограничение для бизнеса, большие налоги. Чрезмерные пособия и высокие з/п выбитые профсоюзами сковывали бизнес, сковывали бизнес, мешали его стремления инвестировать, ослабляли стимулирования работников. Рецепты Кейнса стимулировали кривую совокупного спроса, но не стимулировали экономический рост и тех прогресс. В ИРС началась неоконсервативная волна. К власти пришли правые политики. Они выступили за сокращение гос вмешательства в экономику, уменьшение налогов, стимулирование предпринимательства, уменьшения пособий. В теории началось неокласическое возрождение, стал популярным монетаризм, но в реальности правительства ИРС опирались на рекомендации новой школы- экономики предложения.

В результате НТР в управлении произошел переход от иерархических структур управления к матричным, на второе место в мире вышла Яп, резко возросла роль маркетинга, возникли интеграционные группировки. Во 2 половине 20 века стала развиваться нац система органов регулирования ( ГАТТ, МВФ).

                                                Монетаризм.

М. возник в начале 60-х в рамках чикагской школы. Основатель Милтон Фридман. М считают главным фактором влияющим на экономику колебание денежной массы. Выступают за частную инициативу, рынок, против гос вмешательства. Критиковали кейнсианство: когда правительство пытается влиять на экономику косвенными методами, напр стимулировать во время депрессии совокупный спрос, т.к. между принятием решения и результатом существует временной лаг и может получиться, что экономика уже перешла к подъему и гос-во вызовет только инфляцию, кроме того скорость обращения денег постоянна MV=PQ.

M- денежная масса

V- скорость обращения

P- цена

Q- кол-во продукции

Кроме того рынок сомонастраивается и автоматически экономика переходит к точке полной загрузки Qf. Как все неокласики они считали наиболее характерной рыночной экономики классический отрезок, поэтому увеличение денежной массы может вести к инфляции. М советуют снижать налоги и не мешать бизнесу, тогда частные инвесторы автоматически обеспечат сдвиг вправо кривой совокупного предложения, а правительство должно каждый год увеличивать денежную массу на определенный %чтобы обеспечить экономику деньгами и не допустить инфляцию и % должен быть равен среднегодовому росту реального пр-ва. Это денежное правило Милтона Фридмана.

                                                Экономика предложения.

ЭП возникла как реакция на замедление экономического роста в 70-х. Авторы начали анализировать факторы способные сдвинуть кривую совокупного спроса. Они советуют:

-как все правые снижать налоги, бюрократию, не допускать раздувание системы пособий.

-выступают за изменение вмешательства гос-ва которое должно стимулировать НТП и инвестировать передовые отрасли обеспечивая стране технологическое превосходство. Советуют обеспечить льготные налоги для передовых отраслей. Государство должно финансировать науку, образование, переквалификацию, инфраструктуру, чтобы создать условие для бизнеса. Кроме того гос-ва ИРС как правило стремятся продвигаться к свободной торговли, но защищает передовые отрасли и стремится создать для них внешние рынки сбыта.

                                                Институциональное направление.

Возникло в 20-х в США. Основатели- Митчел, Веблен и Коммонс. Использовали описательный метод. Считали что для изучения общ-ва надо изучить институты( собственность, гос структуры...). исповедовали социальный дарвинизм: по мере развития одни институты выживают, другие выживают видоизменяясь, 3 отмирают. Критиковали капитализм, но как правило считали что изменив законы его можно улучшить. Веблен считал, что есть противоречие между индустрией и бизнесом и надеялся на то, что забастовка инженеров и техников заставит передать им власть. Митчел разработал экономический барометр, который на основе анализа динамических рядов показывал конъюнктуру, но кануне великой депрессии он показал "ясно".

                                                Неолиберальное направление.

Возникло в Гр после 2мв в рамках Фрайбургской школы. Основатель Ойкен. Он считал что все экономические системы можно разделить на тоталитарные и рыночные. Считали что государство должно поддерживать конкуренцию и сохранить классовый мир, чему мешает монопольное поведение корпораций и профсоюзов. Государство должно выступать как судья на поле, который не играет, а улаживает конфликты. Конфликты между трудом и капиталом должны улаживаться в рамках производственных советов, состоящих из представителей предпринимателей, профсоюзов и государства. Государство должно поддерживать конкуренцию, а для этого стимулировать мелкий и средний бизнес. Надо чтобы рабочие получали часть акций и часть прибыли. Результатом будет стабильное общество и классовый мир.

Социально-институциональное направление.

Социально-институциональное направление возникло в 50-х как реакция на НТР. Основные представители Арон, Белл, Гелбрейт. В целом, придерживаются технологического детерминизма, т.е. изменение общественных отношений напрямую связано с изменением в технике. Делят история человечества на периоды, считают что наиболее передовые страны стремятся к постиндустриальному обществу. Теперь главные проблемы не те которые описывал Карл Маркс, а приспособление к новому образу жизни, увеличившемуся потоку информации, автоматизацию. Белл предложил новый теоретический подход: общество можно анализировать по разным осевым признакам( ось культуры, техники и т.п.) и любой подход не хуже других.

                                                Кризис экономики советского типа.

В эпоху НТР ЭСТ могла успешно развивать те отрасли, которые требовали большой концентрации ресурсов и находились под жестким гос контролем: фундаментальная наука, атомная промышленность, ВПК; но многие проблемы поставленные НТР: разнообразие товаров, внедрение новых технологий в повседневную жизнь, сфера услуг, все, что требовало инициативы снизу, а также ориентации на потребительский спрос система решать не могла. С усложнением экономики планирование от достигнутого стало превращаться в бюрократическую процедуру. Экономика все больше приобретала затратный характер, снижалось качество. Хронически убыточное с/х и непомерные военные расходы усугубляли ситуацию. Кризис распространялся на все новые сектора. В конце 70-х началось снижение уровня жизни. Отставание от запада, очевидность смягчения классовых противоречий в ИРС лишала систему идеологического обоснования. Кризис перекинулся на сферу морали.

В 80-х, когда США начали программу "звездных войн" отставание стало проявляться и в военной области. Необходимость реформ стала очевидна.

                                                Советская политэкономия.(п/э)

Теоретической базой советской экономической науки была п/э. Макет первого учебника п/э создававшийся в конце 40-х под руководством Сталина. Она состояла из 2 частей: п/э капитализма и п/э социализма. В 1: конспекты работ Маркса и Энгельса, на основе которых объяснялся домонополистический капитализм + описание империализма( на основе работ Ленина) + описание современности. Главная задача, которая ставилась авторами учебника- доказать, что тенденции и закономерности, открытые в свое время Карлом Марксом, Лениным и т.п. продолжают существовать, а все новые явления 20 века объявлялись либо проявлениями старых тенденций, либо не имеющими значения. Доказывалось, что сущность капитализма не изменилась, его внутренние противоречия обостряются, продолжается относительное и абсолютное обнищание рабочего класса, кризисы перепроизводства; новый курс Рузвельта трактовался так: капитализм пытается приспособиться к новым условиям, сдержать анархию капиталистического производства, вынужден применять не свойственные ему меры- это с одной стороны доказательство правоты марксизма, выступающего за плановую экономику, а с другой не может дать результатов при частной собственности. То что цикличность была смягчена замалчивалось. Как и реальные масштабы созданной в ИРС системы пособий, доступного уровня жизни. НТР трактовалась тенденциозно, доказывалось, что она стремится к усложнению экономики, а следовательно требует общественной собственности и планирования, а при капитализме ею нельзя овладеть в полной мере и ее плодами пользуются корпорации в развертывании гонки вооружений. Доказывалось, что трактовка Ленина монополистического капитализма, как загнивающего и умирающего продолжает оставаться верной, также как и мысль о неизбежности пролетарской революции, НТР обычно давалась в конце учебника без должного анализа.

                                                Характеристика учебника "Экономикс"(э).

Э с самого начала создавался как эклектичный: из всех теорий брались наиболее удачные куски так что все вопросы объяснялись с наиболее удобной точки зрения. В современных учебниках представлены также взгляды монетаристов, экономики предложения, теории рационального ожидания. Эклектичность придает учебнику гибкость, но ему присуща и ограниченность: во всем курсе прослеживается неокласический подход. Учебник написан с точки зрения потребителя, преимуществ свободной торговли и рынка. В нем однозначно критикуется протекционизм. Там представлены взгляды исторической школы и марксизма. Замалчивается тот факт, что индустриальное общество долго было в кризисе, что породило эпоху революций и раскол мира на 2 системы. И только новый курс Рузвельта положил начало трансформации капитализма. А НТР за счет соц изменений и роста доходов окончательно избавила структуру западного мира от противостояния буржуазии и пролетариата. Замалчивалось и то, что в реальности политика ИРС всегда исходила из реальной ситуации с учетом национальных интересов, что только воспитательный протекционизм дал возможность США, России и Германии провести индустриализацию.

                                                Политэкономия социализма.

ИРС стремятся обеспечить себе технологическое превосходство активно продвигая продукцию передовых отраслей в том числе вооружение на внешних рынках и т.п.

Исходным пунктом этого курса было утверждение о существовании в соц странах общественной собственности на средства производства, которая не доказывалась, а просто принималась как аксиома. Из этого свойства выводили все свойства системы, в результате в учебнике анализировалось не реальное общество, а абстрактная схема. Тенденции которые были открыты на основе опыта I и II промышленной революции Марксом Энгельсом и Лениным принимались как догма на все времена и стали основой экономической политики:

-      преимущество крупного производства перед мелким средним,

-      определяющий рост производства средств производства и т.п.

Реальные возможности планирования на разных этапах экономики вообще не обсуждалась, планирование объявлялась, планирование объявлялось неотъемлимым свойством и преимуществом социализма. По поводу НТР утверждалось, что только социализм позволяет полностью использовать ее преимущества в интересах народа за счет концентрации ресурсов на решающих направлениях и планомерного внедрения ее достижений.

Еще в 80-х достижения СССР в соревновании с США показывались, как первенство в производстве стали, цемента, комбаинов и т.п.

                                                Реформирование экономики советского типа.

В середине 80-х кризис перекинулся на военные отрасли, новое руководство решило предпринять реформы. В начале попытались улучшить функционирование старой системы. Был объявлен курс на модернизацию и ускорение. Главная идея была повторить в новых условиях индустриализацию 30-х, аккумулировать средства, направить их в передовые отрасли, определяющие НТП и в которых срок ликвидировать технологического отставания от развитых стран. Необходимыми условиями этого были: подтягивание порядка, дисциплины, восстановление управляемости партийного аппарата, очистить его от коррупции, антиалкогольное законодательство, улучшить качество продукции, модернизировать структуру управления. Для этого была введены госприемка, созданы новые суперминистерства, началась борьба с нетрудовыми доходами, несунами. Через 2 года стало ясно, что эти действия безрезультатны. Для реализации этого курса уже не было не ресурсов, ни готовности на жесткие меры. В январе1987 на пленуме УК впервые было сказано, что экономика СССР отстала, что бюджет внутри страны держится на водке. А платежный баланс на торговле нефтью и газом. Необходимы глубокие реформы. В июне 1987 на пленуме был принят проект реформы ядром которой стал закон о гос предприятии объединения. Фактически это была попытка построить рыночный социализм, а применяемая схема уже использовалась в Венгрии, Китае и т.д. Главные меры реформы: переход к рыночным ценам, самостоятельность предприятий в выработке планов, централизация управления при сохранении единой партийной системы и господства гос собственности. Предполагалось что рыночные цены покажут что нужно потребителям, предприятия будут производить, а децентрализация предаст системе гибкость. На самом же деле получилось- с одной стороны, предприятия не могут разориться, т.к. рассчитывают на поддержку государства, чиновники сохранили за собой возможности вмешиваться в дела экономических агентов с помощью неформального влияния и телефонного права, т.к. номенклатура сохранилась.

Кроме тго сохранение гос собственности и номенклатуры фактически накладывало на государство ответственность за благополучие предприятия,  занятость, уровень з/п. Предприятия и население восприняли меры реформы как изменение правил игры.

Предприятия Органы управления население
1) Свободные цены 1) повышают цены производителиÞ инфляция 3)фикс цены на тов первой необходимости и оставляют цены на предметы роскоши. 2)требует повышения доходовÞ образуется спираль з/п-цены
2) Самостоятельность предприятий 4) прекращают производить товары первой необходимости, нач дефицит 6) вмешиваются в деят предприятий в неформальном порядкеÞ неразбериха т.к. мешает развит рыноч отнош 5) потеря доверя к деньгамÞ бегство от денегÞ крах денежной системы.
3) Децентрализованное управление 7) из-зи вмешательство в деят предпр на разных уровняхÞ хаос, членение рынка по регионал и отраслевому принцитпу.

Развал продолжался вплоть до августа 91 и первым решением руководства были: приостановка деятельности КПСС и легализация частной собственности. После этого ЭСТ фактически потерпела крах и начался новый этап реформ.

                                                Россия в 90-х.

В 1992 либерализация цен и ваучерная приватизация Þ толчок развитию рыночных отношений


Страницы: 1, 2