рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Органы государственного управления юстиции: система, правовое положение, функции, пути реформирования рефераты

Реферат: Органы государственного управления юстиции: система, правовое положение, функции, пути реформирования

Органы государственного управления юстиции: система, правовое положение, функции, пути реформирования

Александр Перетягин

Краснодарский юридический институт МВД РФ

Введение

Государственное управление в области юстиции – это исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами государственного управления, состоящая в организационном обеспечении функционирования судов, государственного нотариата, органов записи актов гражданского состояния, судебно-экспертных учреждений, правовом регулировании деятельности юридической службы и сотрудничества с организациями адвокатов.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет

Президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации координирует деятельность Минюста России.

В систему Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, ообеспечивающие их деятельность.

Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Минюст России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки, счета, в том числе валютные, в банках Российской Федерации и органах федерального казначейства.

Основные задачи Минюста России

Основными задачами Минюста России являются:

1) реализация государственной политики в сфере юстиции;

2) обеспечение прав и законных интересов личности и

государства;

3) обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;

4) обеспечение установленного порядка деятельности судов;

5) обеспечение исполнения актов судебных и других органов;

6) обеспечение исполнения уголовных наказаний.

7) участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности.

В целях дальнейшего развития и совершенствовании российского законодательства Министерство юстиции Российской Федерации:

по поручениям Президента Российской Федерации участвует в проведении экспертизы законов Российской Федерации, направленных ему для подписания;

по поручениям Правительства Российской Федерации рассматривает и обобщает предложения федеральных органов исполнительной власти по вопросам законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, дает правовое заключение о необходимости разработки законопроектов;

координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке законопроектов;

разрабатывает законопроекты, вносимые Правительством Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, или участвует в их подготовке;

осуществляет юридическую экспертизу проектов конституционных федеральных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации;

проводит юридическую экспертизу правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и в случае несоответствия их Конституции Российской Федерации или федеральному закону представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего правовой акт, и в соответствующие федеральные органы государственной власти;

осуществляет работу по систематизации законодательства, ведет банк нормативных актов Российской Федерации, участвует в составлении и издании Свода законов Российской Федерации;

разрабатывает предложения о приведении законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации и вновь принимаемыми конституционными федеральными законами и федеральными законами, анализирует и обобщает предложения по совершенствованию российского законодательства и вносит их на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

8) государственная регистрация ведомственных нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти. В соответствии с действующим законодательством Министерство юстиции Российской Федерации в настоящее время осуществляет:

контроль за соответствием ведомственных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, конституционным федеральным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации;

государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер.

9) государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с ней.

В настоящее время не существует единого порядка регистрации юридических лиц. Регистрирующие органы не имеют единых правил и требований, предъявляемых к оформлению соответствующей юридической документации. Такая практика регистрации юридических лиц противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, в соответствии с которым юридические лица подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом.

На Министерство юстиции предполагается возложить функции федерального органа исполнительной власти, координирующего деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния, предусмотренного проектом федерального закона "Об актах гражданского состояния".

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации в рамках Министерства юстиции Российской Федерации предусматривается создать и систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

10) Контроль за исполнением законодательства.

Согласно Федеральному закону "Об общественных объединениях" Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям.

Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 г. N 642 "О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации" установлено, что Министерство юстиции Российской Федерации при осуществлении такого контроля имеет право:

запрашивать у федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения, связанные с уставной деятельностью общественных объединений;

привлекать в необходимых случаях к осуществлению контроля сотрудников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с этим Указом Министр юстиции имеет право вносить Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации представления о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

Указом предусмотрена возможность в законодательном порядке решить вопрос о наделении органов юстиции правом дознания по делам о вмешательстве в разрешение судебных дел, об угрозах по отношению к судье, народному или присяжному заседателю, оскорблении судьи, народного или присяжного заседателя, о неисполнении судебного решения.

11) правовая информатизация.

В соответствии с Концепцией правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 966 "О Концепции правовой информатизации России", Министерство юстиции Российской Федерации участвует в разработке и осуществлении программ правовой информатизации органов государственной власти.

Министерство юстиции Российской Федерации организует внедрение программно - аппаратных средств и технологий сбора, обработки и анализа правовой информации для судов, центрального аппарата Министерства и органов юстиции, научно - исследовательских лабораторий судебной экспертизы и других учреждений юстиции.

Министерство юстиции Российской Федерации выполняет функции генерального заказчика межгосударственной системы правовой информатизации в Российской Федерации, а также функции полномочного органа, осуществляющего координацию работ по созданию национальных банков данных, используемых для межгосударственного обмена правовой информацией.

Министерство юстиции Российской Федерации в установленном порядке заключает соглашения с государствами - участниками СНГ о реализации договоренностей по вопросам правовой информации и подписывает соглашения об обмене правовой информацией.

12) участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан.

Полномочия Минюста России

Минюст России в пределах своей компетенции:

1) создает свои территориальные органы, утверждает положения, утверждает штатную численность и фонд оплаты труда работников в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников;

2) создает учреждения юстиции и иные организации, реорганизует и ликвидирует их, а также утверждает их уставы;

3) заключает международные договоры Российской Федерации межведомственного характера;

4) запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

5) привлекает для разработки проектов нормативных правовых актов и осуществления их экспертизы научные и другие организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

6) привлекает в необходимых случаях в установленном порядке для осуществления своих задач и функций работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

7) направляет в орган, издавший нормативный правовой акт,

обязательный для исполнения запрос о представлении данного акта на государственную регистрацию;

8) представляет в случае несоответствия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации Конституции Российской Федерации или федеральному закону мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший данный акт, а также в соответствующие федеральные органы государственной власти;

9) направляет в руководящие органы общественных объединений и религиозныхорганизацийзапросыопредоставленииих распорядительных документов;

10) направляетсвоихпредставителейдля участия в

мероприятиях,проводимыхобщественнымиобъединениями и религиозными организациями;

11) вносит в президиумы коллегий адвокатов представления о возбуждении дел о дисциплинарной ответственности адвокатов;

12) направляет в коллегии адвокатов предупреждения об

устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации;

13) запрашивает у федеральных органов исполнительной власти, предприятий - разработчиков и изготовителей вооружения и военной техникиигосударственныхпосредников-федеральных государственных унитарныхпредприятий,осуществляющихв установленном порядке экспорт (импорт) вооружения, военной техники, работ и услуг военного назначения, информации и результатов интеллектуальной деятельности в военно - технической области, лицензии на производство вооружения и военной техники и использование соответствующих технологий, а также сведения, необходимыедля осуществления правовой защиты интересов

государства в процессе экономического и гражданско - правового оборота результатов научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения;

14) вносит предложения об улучшенииусловийтруда,

материального обеспечения и социально - бытового обслуживания работников органов и учреждений юстиции.

Минюст России, самостоятельно принимая решения в сфере юстиции, в необходимых случаях в установленном порядке согласовывает свои решения с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.Минюст России вправе издавать постановления, приказы,

распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан.

Основные функции Минюста России

Минюст России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

1) координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти;

2) проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

3) проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

4) обеспечиваетдеятельность полномочных представителей Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Конституционном Суде Российской Федерации;

5) осуществляетгосударственную регистрацию нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, и при необходимости запрашивает нормативные правовые акты в целях их государственной регистрации;

7) осуществляет контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

8) обобщает практику государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций илиимеющих межведомственный характер, представляет Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации соответствующую информацию, в том числе о нормативных правовых актах, в государственной регистрации которых отказано;

9) представляет в Правительство Российской Федерации предложения об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации;

10) изучает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере юстиции, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по его совершенствованию;

11) осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

12) ведет государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

13) ведет контрольные экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, организует деятельность своих территориальных органов по ведению контрольных экземпляров нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

14) участвует в работе по ведению общеправового классификатора отраслей законодательства Российской Федерации;

15) участвует в подготовке Свода законов Российской Федерации;

16) участвует в разработке и реализации программ правовой

информатизации;

17) осуществляетв установленном порядке функции государственного заказчика;

18) организует работу по созданию и ведению баз данных правовой информации в сфере юстиции;

19) представляет правовую информацию Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, иным федеральным органам государственной власти;

20) осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами, координирует деятельность по созданию национальных банков данных законодательства государств - участников Содружества Независимых Государств;

21) организует разработку и обеспечение органов и учреждений юстиции программно - техническими средствами и технологиями сбора, обработки и анализа правовой информации;

22) обеспечивает сбор и обработку статистических данных, разработку форм статистической отчетности и документов первичного учета в сфере юстиции;

23) осуществляет государственную регистрацию общероссийских и международных общественных объединений, отделений иностранных некоммерческихнеправительственныхобъединений,а также юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

24) осуществляет государственную регистрацию централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованнымирелигиознымиорганизациями,а также представительств иностранных религиозных организаций;

25) осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям, а также за соблюдением религиозными организациями положений уставов, касающихся целей и порядка их деятельности;

26) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов;

27) организует оперативно-розыскную деятельность в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и следственных изоляторах;

Страницы: 1, 2