Реферат: Органы государственного управления юстиции: система, правовое положение, функции, пути реформирования
Реферат: Органы государственного управления юстиции: система, правовое положение, функции, пути реформирования
Органы государственного управления
юстиции: система, правовое положение, функции, пути реформирования
Александр Перетягин
Краснодарский юридический институт МВД РФ
Введение
Государственное управление в области
юстиции – это исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая
органами государственного управления, состоящая в организационном обеспечении
функционирования судов, государственного нотариата, органов записи актов
гражданского состояния, судебно-экспертных учреждений, правовом регулировании
деятельности юридической службы и сотрудничества с организациями адвокатов.
Министерство юстиции Российской Федерации
(Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим
государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также
координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов
исполнительной власти.
Руководство деятельностью Минюста России
осуществляет
Президент Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации координирует деятельность Минюста России.
В систему Минюста России входят его
территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации,
ообеспечивающие их деятельность.
Минюст России в своей деятельности
руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного
права, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим
Положением.
Минюст России является юридическим лицом, имеет
печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим
наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати,
штампы и бланки, счета, в том числе валютные, в банках Российской Федерации и
органах федерального казначейства.
Основные задачи Минюста России
Основными задачами Минюста России
являются:
1) реализация государственной политики в
сфере юстиции;
2) обеспечение прав и законных интересов
личности и
государства;
3) обеспечение правовой защиты интеллектуальной
собственности;
4) обеспечение установленного порядка
деятельности судов;
5) обеспечение исполнения актов судебных и
других органов;
6) обеспечение исполнения уголовных
наказаний.
7) участие в правовом обеспечении
нормотворческой деятельности.
В целях дальнейшего развития и
совершенствовании российского законодательства Министерство юстиции Российской
Федерации:
по поручениям Президента Российской
Федерации участвует в проведении экспертизы законов Российской Федерации,
направленных ему для подписания;
по поручениям Правительства Российской
Федерации рассматривает и обобщает предложения федеральных органов
исполнительной власти по вопросам законопроектной деятельности Правительства
Российской Федерации, дает правовое заключение о необходимости разработки
законопроектов;
координирует работу федеральных органов
исполнительной власти по подготовке законопроектов;
разрабатывает законопроекты, вносимые
Правительством Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, или
участвует в их подготовке;
осуществляет юридическую экспертизу
проектов конституционных федеральных законов, федеральных законов и иных
нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной
власти в Правительство Российской Федерации;
проводит юридическую экспертизу правовых
актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, и в случае несоответствия их Конституции Российской Федерации или
федеральному закону представляет мотивированное заключение в орган государственной
власти субъекта Российской Федерации, принявшего правовой акт, и в
соответствующие федеральные органы государственной власти;
осуществляет работу по систематизации
законодательства, ведет банк нормативных актов Российской Федерации, участвует
в составлении и издании Свода законов Российской Федерации;
разрабатывает предложения о приведении
законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации и вновь
принимаемыми конституционными федеральными законами и федеральными законами,
анализирует и обобщает предложения по совершенствованию российского
законодательства и вносит их на рассмотрение Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации.
8) государственная регистрация
ведомственных нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной
власти. В соответствии с действующим законодательством Министерство юстиции
Российской Федерации в настоящее время осуществляет:
контроль за соответствием ведомственных
нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, конституционным
федеральным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента
Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской
Федерации;
государственную регистрацию нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и
законные интересы граждан или носящих межведомственный характер.
9) государственная регистрация юридических
лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с ней.
В настоящее время не существует единого
порядка регистрации юридических лиц. Регистрирующие органы не имеют единых
правил и требований, предъявляемых к оформлению соответствующей юридической
документации. Такая практика регистрации юридических лиц противоречит
Гражданскому кодексу Российской Федерации, в соответствии с которым юридические
лица подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке,
определяемом законом.
На Министерство юстиции предполагается
возложить функции федерального органа исполнительной власти, координирующего
деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния,
предусмотренного проектом федерального закона "Об актах гражданского
состояния".
В соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации в рамках Министерства юстиции Российской Федерации
предусматривается создать и систему государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним.
10) Контроль за исполнением
законодательства.
Согласно Федеральному закону "Об
общественных объединениях" Министерство юстиции Российской Федерации
осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений
уставным целям.
Указом Президента Российской Федерации от
2 мая 1996 г. N 642 "О мерах по развитию органов юстиции Российской
Федерации" установлено, что Министерство юстиции Российской Федерации при
осуществлении такого контроля имеет право:
запрашивать у федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации сведения, связанные с уставной деятельностью общественных
объединений;
привлекать в необходимых случаях к
осуществлению контроля сотрудников федеральных органов исполнительной власти и
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с этим Указом Министр
юстиции имеет право вносить Президенту Российской Федерации и в Правительство
Российской Федерации представления о привлечении к ответственности должностных
лиц федеральных органов исполнительной власти по фактам неисполнения или
ненадлежащего исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов,
указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и
распоряжений Правительства Российской Федерации.
Указом предусмотрена возможность в
законодательном порядке решить вопрос о наделении органов юстиции правом
дознания по делам о вмешательстве в разрешение судебных дел, об угрозах по
отношению к судье, народному или присяжному заседателю, оскорблении судьи,
народного или присяжного заседателя, о неисполнении судебного решения.
11) правовая информатизация.
В соответствии с Концепцией правовой
информатизации России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от
28 июня 1993 г. N 966 "О Концепции правовой информатизации России",
Министерство юстиции Российской Федерации участвует в разработке и осуществлении
программ правовой информатизации органов государственной власти.
Министерство юстиции Российской Федерации
организует внедрение программно - аппаратных средств и технологий сбора,
обработки и анализа правовой информации для судов, центрального аппарата
Министерства и органов юстиции, научно - исследовательских лабораторий судебной
экспертизы и других учреждений юстиции.
Министерство юстиции Российской Федерации
выполняет функции генерального заказчика межгосударственной системы правовой
информатизации в Российской Федерации, а также функции полномочного органа,
осуществляющего координацию работ по созданию национальных банков данных,
используемых для межгосударственного обмена правовой информацией.
Министерство юстиции Российской Федерации
в установленном порядке заключает соглашения с государствами - участниками СНГ
о реализации договоренностей по вопросам правовой информации и подписывает
соглашения об обмене правовой информацией.
12) участие в международно-правовой охране
прав и законных интересов граждан.
Полномочия Минюста России
Минюст России в пределах своей
компетенции:
1) создает свои территориальные органы,
утверждает положения, утверждает штатную численность и фонд оплаты труда
работников в пределах установленных численности и фонда оплаты труда
работников;
2) создает учреждения юстиции и иные
организации, реорганизует и ликвидирует их, а также утверждает их уставы;
3) заключает международные договоры
Российской Федерации межведомственного характера;
4) запрашивает и получает в установленном
порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, организаций и должностных лиц;
5) привлекает для разработки проектов
нормативных правовых актов и осуществления их экспертизы научные и другие
организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
6) привлекает в необходимых случаях в
установленном порядке для осуществления своих задач и функций работников
федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации;
7) направляет в орган, издавший
нормативный правовой акт,
обязательный для исполнения запрос о
представлении данного акта на государственную регистрацию;
8) представляет в случае несоответствия
нормативного правового акта субъекта Российской Федерации Конституции
Российской Федерации или федеральному закону мотивированное заключение в орган
государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший данный акт, а
также в соответствующие федеральные органы государственной власти;
9) направляет в руководящие органы
общественных объединений и религиозныхорганизацийзапросыопредоставленииих
распорядительных документов;
10) направляетсвоихпредставителейдля
участия в
мероприятиях,проводимыхобщественнымиобъединениями
и религиозными организациями;
11) вносит в президиумы коллегий адвокатов
представления о возбуждении дел о дисциплинарной ответственности адвокатов;
12) направляет в коллегии адвокатов
предупреждения об
устранении выявленных нарушений
законодательства Российской Федерации;
13) запрашивает у федеральных органов
исполнительной власти, предприятий - разработчиков и изготовителей вооружения и
военной техникиигосударственныхпосредников-федеральных государственных
унитарныхпредприятий,осуществляющихв установленном порядке экспорт (импорт)
вооружения, военной техники, работ и услуг военного назначения, информации и
результатов интеллектуальной деятельности в военно - технической области, лицензии
на производство вооружения и военной техники и использование соответствующих
технологий, а также сведения, необходимыедля осуществления правовой защиты
интересов
государства в процессе экономического и
гражданско - правового оборота результатов научно - исследовательских, опытно -
конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного
назначения;
14) вносит предложения об
улучшенииусловийтруда,
материального обеспечения и социально -
бытового обслуживания работников органов и учреждений юстиции.
Минюст России, самостоятельно принимая
решения в сфере юстиции, в необходимых случаях в установленном порядке
согласовывает свои решения с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.Минюст России вправе издавать постановления, приказы,
распоряжения, правила, инструкции и
положения, являющиеся обязательными для государственных и муниципальных
органов, организаций, должностных лиц и граждан.
Основные функции Минюста России
Минюст России в соответствии с
возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
1) координирует нормотворческую
деятельность федеральных органов исполнительной власти;
2) проводит юридическую экспертизу
проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых
федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
3) проводит юридическую экспертизу
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их
соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
4) обеспечиваетдеятельность полномочных
представителей Правительства Российской Федерации в Государственной Думе
Федерального Собрания Российской Федерации и Конституционном Суде Российской
Федерации;
5) осуществляетгосударственную регистрацию
нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти,
затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина,
устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный
характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
6) осуществляет проверку деятельности
федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов,
подлежащих государственной регистрации, и при необходимости запрашивает
нормативные правовые акты в целях их государственной регистрации;
7) осуществляет контроль за правильностью
и своевременностью опубликования зарегистрированных им нормативных правовых
актов федеральных органов исполнительной власти;
8) обобщает практику государственной
регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина,
устанавливающих правовой статус организаций илиимеющих межведомственный
характер, представляет Президенту Российской Федерации и в Правительство
Российской Федерации соответствующую информацию, в том числе о нормативных
правовых актах, в государственной регистрации которых отказано;
9) представляет в Правительство Российской
Федерации предложения об отмене или приостановлении действия нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их
несоответствия Конституции Российской Федерации, международным договорам
Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента
Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской
Федерации;
10) изучает практику применения
законодательства Российской Федерации в сфере юстиции, разрабатывает и
представляет в установленном порядке предложения по его совершенствованию;
11) осуществляет государственный учет
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
12) ведет государственный реестр
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
13) ведет контрольные экземпляры
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти,
организует деятельность своих территориальных органов по ведению контрольных
экземпляров нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
14) участвует в работе по ведению
общеправового классификатора отраслей законодательства Российской Федерации;
15) участвует в подготовке Свода законов
Российской Федерации;
16) участвует в разработке и реализации
программ правовой
информатизации;
17) осуществляетв установленном порядке
функции государственного заказчика;
18) организует работу по созданию и
ведению баз данных правовой информации в сфере юстиции;
19) представляет правовую информацию Президенту
Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, иным федеральным
органам государственной власти;
20) осуществляет обмен правовой
информацией с иностранными государствами, координирует деятельность по созданию
национальных банков данных законодательства государств - участников Содружества
Независимых Государств;
21) организует разработку и обеспечение
органов и учреждений юстиции программно - техническими средствами и
технологиями сбора, обработки и анализа правовой информации;
22) обеспечивает сбор и обработку
статистических данных, разработку форм статистической отчетности и документов
первичного учета в сфере юстиции;
23) осуществляет государственную
регистрацию общероссийских и международных общественных объединений, отделений
иностранных некоммерческихнеправительственныхобъединений,а также юридических
лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
24) осуществляет государственную
регистрацию централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные
организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации,
религиозных учреждений и организаций, образованных указанными
централизованнымирелигиознымиорганизациями,а также представительств иностранных
религиозных организаций;
25) осуществляет контроль за соответствием
деятельности общественных объединений их уставным целям, а также за соблюдением
религиозными организациями положений уставов, касающихся целей и порядка их
деятельности;
26) осуществляет организационное и
методическое руководство деятельностью службы судебных приставов;
27) организует оперативно-розыскную
деятельность в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и следственных
изоляторах;
Страницы: 1, 2
|