Реферат: Обучение информатике
Например,
интегрированная система автоматизации математических, физических, химических,
электро- и радиохимических и прочих научно-технических расчетов «Eureka»
позволяет:
-
выполнить
типовые математические и экономические расчеты;
-
вычислять
производные и интегралы;
-
решать
системы уравнений;
-
искать
экстремумы;
-
выводить
данные в табличной форме;
-
строить
по выбору график одной из функций;
-
работать
с комплексными числами.
«Eureka»
также интегрирует в одной системе редактор для подготовки файлов, вычислитель,
верификатор, проверяющий правильность вычислений, генератор отчетов, простой
графопостроитель. Данный пакет работает в многооконной оболочке, позволяющей
одновременно наблюдать описание решаемой задачи, результаты вычислений и их
проверки, готовить отчет о работе и график выбранной функции.
Математический
пакет «Derive» является
системой символьной математики, т.е. позволяет производить символьные
вычисления. Пакет обладает богатыми графическими возможностями. Задания и
результаты вычислений представлены на экране в привычной математической записи.
Интерфейс системы прост, но исключительно удобен для пользователя. Пакет можно
эффективно использовать при решении широкого круга математических задач от
планиметрии до теории вероятностей и статистики, а также производить финансовые
расчеты.
«Derive»
имеет несколько десятков встроенных функций:
-
элементарные
и специальные функции;
-
действия
с комплексными числами;
-
решение
задач математического анализа: отыскание пределов функций, производных,
определенных и неопределенных интегралов, конечных сумм и сумм числовых рядов,
бесконечных произведений;
-
операции
векторной алгебры;
-
действия
с матрицами, вычисление обратной матрицы, собственных значений матрицы.
«Derive»
имеет библиотеку функций-утилит, предназначенных для решения специальных задач,
есть возможность пополнения библиотеки функциями пользователя.
«Matlab»
является одной из старейших и проработавших систем автоматизации автоматических
расчетов. Она была разработана С.В.Молером и с конца 70-х годов широко
использовалась на больших ЭВМ. Система Matlab
оказала большое внимание на разработку ряда пакетов для выполнения матричных
операций, расчета систем управления, в свою очередь, вобрав в себя лучшие из
средств, накопленных за более чем 30-летнюю историю развития матричных методов
вычислений на ЭВМ.
«Matlab»
- расширяемая система, и ее можно легко приспособить к решению нужных классов
задач. Возможности ее весьма обширны, по скорости выполнения задач система не
уступает многим другим подобным системам.
Своим
названием (MATrixLABoratory
– «матричная лаборатория») система «Matlab»
обязана ориентации на матричные и векторные вычисления. Она выполняет операции
над векторами и матрицами даже в режиме простых вычислений без какого-либо
программирования.
Система
содержит средства, особенно удобные для электро- и радиотехнических расчетов
(операции с комплексными числами, полиномами, обработка данных, анализ сигналов
и цифровая фильтрация). «Matlab»
содержит также операторы построения графиков в декартовой и полярной системах
координат, трехмерных поверхностей. На одном графике данная система может
представить множество кривых, различающихся цветом и отличительными символами.
Графики «Matlab» выводит в
одном или несколько окон.
Будучи
ориентированной, на работу с реальными данными, эта система выполняет все
вычисления в арифметике с плавающей точкой. Система также поддерживает
выполнение операций с массивами данных, регулирует сингулярное и спектральное
разложения, вычисление ранга и чисел обусловленности матриц, поддерживает
работу с алгебраическими полиномами, решение нелинейных уравнений и задач
оптимизации, интегрирование в квадратурах, решение дифференциальных и
разностных уравнений. В системе реализована удобная операционная среда, которая
позволяет формулировать проблемы и получать решения в привычной математической
форме, не прибегая к рутинному программированию.
Каждая
из вышеописанных систем имеет свои достоинства и недостатки. Одни из них
чрезвычайно сложны для освоения, требуют основательной математической
подготовки и предназначены в первую очередь для профессионалов, имеют
встроенные языки программирования математических действий и дополнительные
библиотеки электронных справочников, другие, простые в освоении, обладают
ограниченными возможностями и неудобным интерфейсом пользователя.
Особое
же место среди систем автоматизации математических расчетов занимает пакет «Mathcad»
.
Это наиболее мощная интегрированная система автоматизации математических
расчетов, широко распространенная в России. Отличительная черта этой системы –
входной язык, максимально приближенный к математическому языку или языку
научных статей и книг. Объединение в этой системе текстового редактора с
возможностью использования общепринятого языка позволяет пользователю получить
готовый итоговый документ.
«Mathcad»
столь же гибок, как самые мощные электронные таблицы и языки программирования,
но легок в освоении и приятен в использовании.
Система
«Mathcad» содержит текстовый
редактор, мощный графопостроитель и графический процессор.
Текстовый
редактор служит для ввода и редактирования текстов. Текст может состоять из
слов, математических выражений и формул, спецзнаков.
Вычислитель
обладает уникальными возможностями:
-
обеспечивает
вычисления по сложным математическим формулам;
-
имеет
большой набор встроенных математических функций;
-
позволяет
вычислять ряды, суммы и произведения, определенные интегралы и производные;
-
работать
с комплексными числами;
-
решать
линейные и нелинейные уравнения;
-
выполнять
векторные и матричные операции.
В
вычислитель входят и такие мощные средства как линейная и сплайн- интерполяция,
регрессия, прямое и обратное быстрое преобразование Фурье. Легко можно менять
разрядность чисел и погрешность итерационных методов.
«Mathcad»
позволяет записывать на экране компьютера формулы в их привычном виде. Но
формулы в «Mathcad» могут
значительно больше, чем просто хорошо выглядеть. С их помощью можно решить
почти любую мыслимую математическую задачу символьно либо численно. Можно
реализовать текст в любых местах вокруг уравнений, чтобы документировать
процесс решения.
Графический
процессор служит для создания графиков. Графический процессор сочетает
чрезвычайную простоту общения с пользователем с самыми изысканными
возможностями графических средств. Простые графики нескольких функций
пользователь может начать строить буквально в первые секунды знакомства с
системой. По мере приобретения навыков работы с графическим процессором легко
осваиваются и другие графические средства – графики в логарифмическом масштабе,
масштабные сетки с любым числом делений, линии, отмеченные точками,
прямоугольниками и ромбиками. Графика ориентирована на решение типичных
математических задач. Возможно быстрое изменение размеров графиков, наложение
их на текстовые надписи и перемещение в любое место документа. Можно создавать
двумерные и трехмерные графики. Можно пользоваться иллюстрациями из других
приложений Windows.
Для
изучения именно этой интегрированной системы программирования мы разработали
фрагмент содержания прикладного профильного курса для специализированных
классов (с углубленным изучением математики) – «Математический пакет для
научных расчетов Mathcad».
Исключительно
велика роль математических пакетов в образовании. Умение применять
математические пакеты является одним из важнейших компонентов содержания
компьютерной грамотности школьников. Облегчая решение сложных математических
задач, они снимают психологический барьер в изучении математики, и делают этот
процесс интересным и более простым. При грамотном применении их в учебном
процессе, пакеты обеспечивают повышение фундаментальности математического и
технического образования, содействуют интеграции нашей образовательной системы
с образовательной системой наиболее развитых западных стран, где подобные
методы обучения применяются уже давно.
Предлагаемый
профильный курс «Использование математических пакетов» предназначен для
специализированных классов (с углубленным изучением математики). Почему?
Во-первых,
учащиеся таких классов, как правило, уже профориентированы. Причем, круг
выбранных ими профессий предполагает использование компьютера при решении
конкретных профессиональных задач. Успех в будущей профессиональной
деятельности зависит от того, насколько владеют они новыми информационными технологиями
(НИТ). Систематическое использование инструментальных программных средств (ИПС)
уже в школе (в данном случае в процессе обучения профилирующему предмету –
математике) позволит учащемуся увидеть и сформировать отношение к компьютеру,
как средству решения профессиональных задач.
Во-вторых,
у учащихся отмечается повышенный интерес с ИПС. Такие ученики имеют более
глубокие знания не только по математике, но и по информатике. Как правило, у
них нет психологического барьера перед использованием сложных программных
средств. Наоборот, их привлекают созданные на высоком профессиональном уровне
программы, и они видят уникальные возможности ИПС.
Данный
курс, предназначенный для изучения математических пакетов, будет
способствовать:
- расширению и углублению знаний
учащихся, как по информатике, так и по
математике;
-
овладению
учащимися умениями решать задачи различного характера при помощи математических
пакетов;
-
экономии
учебного времени за счет исключения рутинных операций вычислительного характера
и числового анализа;
-
формированию
навыков применения современных математических пакетов в процессе обучения
математике и в будущей профессиональной деятельности.
Цель
курса – изучение технологии применения математических пакетов
для решения практических задач.
Задачи
курса:
1)
Знакомство
с наиболее известными математическими пакетами;
2)
Приобретение
навыков работы с математическими пакетами;
3)
Использование
математических пакетов для решения практических задач.
После изучения данного курса, учащиеся должны знать назначение и возможности
основных математических пакетов, должны уметь применять их для решения типовых
учебных задач.
§2.
Содержание фрагмента прикладного профильного курса –
«Математический пакет
для научных расчетов «Mathcad»
Как
уже отмечалось выше, Mathcad
является одной из самых мощных и эффективных математических систем, которая
занимает особое место среди множества таких систем и по праву может называться
самой современной, универсальной и массовой математической системой для всех
пользователей. Она позволяет выполнять как численные, так и аналитические
(символьные) вычисления, имеет чрезвычайно удобный математико-ориентированный
интерфейс и прекрасные средства графики.
Система
настолько гибка и универсальна, что может оказать неоценимую помощь в решении
математических задач как школьнику, постигающему азы математики, так и
умудренному в решении сложнейших научных проблем академику.
2.1.
Аппаратное и программное обеспечение
Для
правильного функционирования "Mathcad"
необходимо следующее аппаратное и программное обеспечение:
Минимальная
конфигурация ПК:
-
Персональный
компьютер (ПК) фирмы IBM
или совместимый на основе процессоров 80386, 80486 или Pentium.
Арифметический сопроцессор не обязателен, но его присутствие существенно
увеличивает производительность.
-
Не
менее 8 мегабайт оперативной памяти.
-
Жесткий
диск с не менее, чем 20 мегабайтами свободного пространства для файлов Mathcad.
-
Дополнительные
3 мегабайта свободного пространства на том диске, на котором установлена
операционная система Windows.
-
Не
менее 8 мегабайтов виртуальной памяти. Для Mathcad
PLUS необходимо 12 мегабайтов
виртуальной памяти.
-
Видеомонитор
и видеокарта, совместимые с Windows.
-
Мышь,
работающая под Windows.
-
Любой
принтер, поддерживаемый Windows.
Программное
обеспечение:
-
MS-DOS
или PC-DOS
версии 3.3 или более поздней.
-
Microsoft
Windows версии 3.1 или более
поздней, Windows
NT 3.5 или более поздняя или Windows
95.
2.2.
Тематическое планирование
I. Mathcad
– мощная и эффективная математическая система.
1.1.
Характерные
черты Mathcad.
1.2.
Основные
возможности пакета.
1.3.
Начало
работы с программой.
Учащиеся
должны знать:
-
назначение
пакета;
-
основные
возможности пакета;
Учащиеся
должны уметь:
-
производить
запуск пакета.
II. Язык математических вычислений
пакета Mathcad.
2.1. Простые вычисления.
2.2.
Вычисление
выражений.
2.3.
Решение
уравнений и их систем.
2.4.
Нахождение
производных в конкретной точке.
2.5.
Интегральное
исчисление.
Учащиеся должны знать:
-
вычислительные
возможности пакета;
-
простые
операторы вычислений.
Учащиеся
должны уметь:
-
выполнять
простые вычисления и вычисления выражений;
-
решать
уравнения и их системы;
-
находить
производные функций в конкретной точке;
-
находить
интегралы.
III. Графические возможности пакета.
3.1. Создание графика, вывод функции на график.
3.2.
Размещение
нескольких графиков на чертеже.
3.3.
Графики
поверхностей.
3.4.
Полярные
графики.
Учащиеся
должны знать:
-
графические
возможности пакета;
-
основные
действия для создания графика.
Учащиеся
должны уметь:
-
создавать
график;
-
выводить
функцию на график;
-
размещать
несколько графиков на чертеже;
-
строить
декартов график;
-
строить
графики поверхностей;
-
строить
полярные графики.
IV. Программирование в Mathcad.
4.1. Создание программ.
4.2. Условные операторы.
4.3. Циклы.
Учащиеся
должны знать:
-
возможности
программирования в Mathcad;
-
операторы
программирования: оператор присваивания, условные операторы, операторы циклов.
Учащиеся
должны уметь:
-
создавать
программы;
-
решать
задачи при помощи программ.
№
п/п |
Название
раздела |
Лекции |
Лаб.раб. |
Всего |
1. |
Mathcad
– мощная и эффективная математическая система. |
1 час |
|
1 час |
2. |
Язык математических
вычислений пакета Mathcad. |
3 часа |
6 часов |
9 часов |
3. |
Графические
возможности пакета Mathcad. |
2 часа |
2 часа |
4 часа |
4. |
Программирование в Mathcad. |
1
час |
2
часа |
3
часа |
|
|
|
Итого: |
17 часов |
2.3.
Лабораторно- практические занятия по курсу
Конспект
вводного урока.
Тема
урока. Первоначальное знакомство с Mathcad.
Цель
урока. Познакомить учащихся с
назначением, с основными возможностями и понятиями пакета.
Тип
урока. Изучение нового материала.
Ход
урока.
I.
Организационный момент. (5 минут)
II.Объяснение нового материала. (30
минут)
1)
Назначение
пакета и основные его возможности.
2)
Запуск
Mathcad.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|