Реферат: Некоторые особенности агрессии НАТО в Югославии
Реферат: Некоторые особенности агрессии НАТО в Югославии
Руководство
НАТО с 24 марта по 10 июня с.г. осуществило вооруженную агрессию против Союзной
Республики Югославии (СРЮ) в рамках операции под условным названием
"Решительная сила".
Операция
имела следующие основные цели:
а)
продемонстрировать решимость НАТО любой ценой добиться урегулирования косовской
проблемы на своих условиях;
б)
вынудить С.Милошевича прекратить якобы имеющее место физическое уничтожение
албанского мирного населения в крае;
в)
существенно подорвать военно-экономический потенциал в СРЮ и лишить федеральную
власть страны возможности проводить в будущем силовые акции в Косово;
г)
установить контроль над таким стратегически важным районом как Балканы.
В
сложившейся ситуации НАТО, присвоив право принимать единоличное решение на
проведение военной акции против суверенного государства, фактически взяло на
себя функции Совета безопасности, игнорируя тем самым роль и место ООН в
системе международных отношений.
В
начале агрессии группировка военно-воздушных и военно-морских сил НАТО
насчитывала около 230 боевых самолетов ВВС и ВМС, 8 стратегических
бомбардировщиков (СБ) и свыше 30 боевых кораблей. В последующем она была увеличена
до 631 самолета, из них 25 СБ, 64 кораблей различных классов, в том числе 2
авианосца (схема 1).
Наиболее
значительный наряд сил выделили США. В частности, в составе авиационной
группировки американские самолеты стратегической, тактической авиации (ТА) ВВС
и авианосной авиации составляли 55%. Морская группировка НАТО на 26% состояла
из боевых кораблей ВМС США.
Общее
руководство натовской группировкой, задействованной в воздушной операции, было
возложено на ВГК ОВС НАТО в Европе, а ответственность за её организацию и
проведение - на командующего ОВВС НАТО на ЮЕ ТВД. К непосредственному
управлению авиацией в воздухе привлекались воздушный командный пункт ВГК ОВС
НАТО в Европе, центр управления воздушными операциями при штабе 5 ОТАК
(Виченца, Италия), центры управления и оповещения в Виченца и Маунт Джеконтене
(Италия), командно-диспетчерские пункты, расположенные на итальянских
авиабазах, а также самолеты ДРЛО Е-3А системы "Авакс-НАТО".
В
интересах операции задействовались 12 аэродромов на территории Италии, авиабазы
Шпангдалем, Брюгген (ФРГ), Фэрфорд (Великобритания), Соленцара (Франция), Тасар
(Венгрия), Балыкесир и Бандырма (Турция). Кроме того, с континентальной части
США осуществлялись беспосадочные боевые вылеты стратегических самолетов В-1В и
В-2А. С бортов авианесущих кораблей в зоне кризиса применялось около 90
самолетов.
В
первые 2 суток были нанесены 2 массированных авиационно-ракетных удара (МАРУ)
каждый продолжительностью более 3 часов. МАРУ проводились по принятой в НАТО
типовой схеме. Оперативно-тактическое построение сил включало 3 эшелона: эшелон
крылатых ракет (КР), прорыва ПВО и ударный. Всего в 2-х МАРУ было задействовано
308 самолетов боевой и вспомогательной авиации, в том числе 5 СБ В-52Н, 4 В-2А
и более 220 КР.
В
последующие дни НАТО перешло к тактике массированного применения сил и средств
и ведения систематических боевых действий с нанесением выборочных и групповых
ударов по вновь выявленным и ранее не пораженным объектам.
С
момента развязывания НАТО 24 марта агрессии против СРЮ по 10 июня было
совершено свыше 20000 самолето-вылетов боевой авиации и применено 870 крылатых
ракет морского (КРМБ) и воздушного базирования (КРВБ). При этом основу ударных
сил составляла авиация США, Великобритании, Франции, Италии и ФРГ (схемы 2,3).
В
течение всего периода удары были нанесены по 498 объектам, из них почти 50% -
объекты гражданского назначения. При этом поражались в первую очередь объекты
промышленности и инфраструктуры, непосредственно обеспечивающие боеспособность
и маневренность войск: склады ГСМ, ремонтные предприятия, нефтеперерабатывающие
заводы, мосты. Кроме того, в интересах дестабилизации внутриполитической
обстановки, создания хаоса и паники в стране были нанесены удары по гражданским
объектам: фармацевтическим и химическим предприятиям, электростанциям, теле- и
радиотрансляционным центрам, школам и больницам.
Эффективность вооружения и военной техники
противостоящих сторон
По
оценке военного командования НАТО в ходе операции были выявлены недостаточно
высокие показатели боевой эффективности действий сил, а также некоторых
вооружений блока.
Считается,
что в основе такого положения дел лежат 2 группы причин: - недостатки
планирования, подготовки и проведения операции, учета всех влияющих на нее
факторов; - контрмеры югославской стороны, направленные на снижение боевой
эффективности вооружений США и НАТО.
Применение высокоточного оружия.
В
ходе военной операции НАТО против Югославии странами альянса применялись
высокоточные средства поражения, к числу которых относятся КРМБ ВGМ-109
"Томахок" и КРВБ в обычном снаряжении AGM-86С САLCM, различные
управляемые ракеты (УР), бомбы (УАБ) и кассеты (УАК).
Носителями
данного оружия являются боевые корабли и самолеты ТА стран НАТО, а также СБ
США. КРМБ BGM-109 "Томахок" в период с 24 по 26 марта с.г.
применялись в 2-х МАРУ, в ходе которых было израсходовано 183 КРМБ (66 и 117
единиц соответственно), что составило 56% от их начального количества. При этом
около 80% ракет было применено для поражения стационарных объектов с высокой
степенью защищенности и сильной ПВО (важные государственные и военные объекты,
пункты управления и узлы связи, авиабазы, средства ПВО) - в интересах снижения
потерь в ходе последующих действий авиации, а оставшиеся 20% - по промышленным
объектам двойного назначения (предприятия химической промышленности,
нефтеперерабатывающие и машиностроительные предприятия).
Впоследствии
в ходе систематических боевых действий КРМБ применялись главным образом в
ночное время для поражения доразведанных целей - от 4 до 16 ракет ежесуточно.
Выявлена также закономерность преимущественного применения КРМБ в те дни, когда
отмечались неблагоприятные метеорологические условия, которые не позволяли
эффективно использовать для нанесения ударов ТА.
Тип
боевой части (БЧ) КРМБ "Томахок" - фугасная массой 320 кг. Среднее
количество ударов по различным объектам от 1 до 4-6 ракет (повторные удары) в
зависимости от размеров, защищенности, степени поражения и т.д.
Предпочтительное
время пуска - 12.00-14.00 (отдельные КРМБ), 22.00-24.00 (массированные удары) и
05.00-06.00 (отдельные КРМБ). Высоты полета КРМБ - малые (при подлете к цели) -
10-250м.
Анализ
эффективности применения КРМБ свидетельствует о том, что назначенные объекты
поразили около 60% из 870 выпущенных ракет (по расчетам американских разработчиков,
этот критерий должен составлять 80%). К основным причинам невысокой
результативности относятся: технические неисправности (стартовые ускорители,
маршевые двигатели, бортовые системы управления полетом), поражение зенитными
средствами ПВО при хорошей видимости с применением заградительного огня (более
40 ед.).
КРВБ
AGM-86C CALCM применялись с американских СБ В-52Н для нанесения ударов по
важным заранее разведанным стационарным объектам на территории Югославии. Типы
целей, по которым наносились удары с использованием КРВБ, практически те же,
что и для КРМБ.
Ракета
AGM-86С оснащена инерциальной навигационной системой (ИНС) с коррекцией по
данным космической радионавигационной системы (КРНС) "Навстар" и
имеет максимальную дальность стрельбы около 1500 км. Точность наведения КРВБ
(КВО) составляет 6-13 м. Тип боевой части КРВБ AGM-86С - осколочно-фугасная,
масса БЧ - 1360 или 680 кг.
Координаты
цели закладываются в электронную память КР заблаговременно, на земле. В полете
осуществляется контроль по электронной карте местности. Отклонения КР от цели
связаны, в основном, с техническими (инструментальными) ошибками, возникающими
в системе наведения. Если в системе наведения КР, и в частности, КРМБ,
возникает значительная ошибка, то ракета самостоятельно выбирает направление,
где отсутствуют объекты.
Среднесуточное
количество пусков КРВБ: в первом и втором ударе - 14 и 6 соответственно, далее
- 2-4 ракеты с сутки. Среднее количество ударов по различным объектам - от 1 до
4 в зависимости от размеров, защищенности, точности попадания и других
факторов. Предпочтительное время пуска - 23.00-01.00. Высоты полета КРВБ -
малые - 10-250м.
К
основным недостаткам боевого использования СБ В-52Н с КРВБ AGM-86С относятся:
-
низкая интенсивность их использования, обусловленная малым количественным
составом передовой группировки, а также ограниченными возможностями по
техническому обслуживанию самолетов и подготовке их к боевым вылетам в условиях
передового базирования. Среднее боевое напряжение (количество самолето-вылетов
на один самолет в сутки) для передовой группировки В-52Н за первые 3 недели
операции составило 0,17;
-
сравнительно низкая эффективность боевого применения В-52Н, связанная с
выявленной недостаточной технической надежностью крылатых ракет и универсальных
роторных пусковых установок, что не позволяло осуществлять максимально полное
использование имевшегося на борту боезапаса (нормальная боевая загрузка В-52Н -
8 КРВБ). По этой причине, а также из-за отмены ряда предварительно назначенных
целей во время полета бомбардировщиков в район оперативного предназначения до
40% имевшихся на борту самолетов ракет оказывались неиспользованными.
В
ходе операции НАТО против Югославии впервые было осуществлено применение СБ
В-2А из состава 509 тбакр БАК ВВС США в реальных боевых условиях. По имеющимся
сведениям, в ходе боевых действий самолетами В-2А осуществлялось бомбометание
УАБ GBU-31 JDAM калибра 2000 фун. и GBU-37 GAM калибра 5000 фун. с ИНС с
коррекцией по данным КРНС "Навстар". Точность наведения (КВО) данных
УАБ - 6-13м. Бомбы JDAM оснащаются осколочно-фугасной (Мк84) или бетонобойной
(BLU-109) боевой частью, УАБ GAM - проникающей бетонобойной боевой частью
BLU-113. При боевом применении одному самолету (максимальная боевая нагрузка -
16 управляемых авиабомб калибра 2000 фун.) назначалось для поражения от 1 до 4
целей. Бомбометание проводилось с больших высот до 12 000 м.
Недостатками
боевого применения бомбардировщиков В-2А за период ведения боевых действий
являлись:
-
вынужденное их применение с авиабаз постоянной дислокации на континентальной
части США в связи с неподготовленностью передовых авиабаз для размещения
самолетов данного типа, их технического обслуживания и подготовки к повторным
боевым вылетам;
-
малочисленность группировки В-2А, выделенной для участия в боевых действиях.
Так, ежесуточно для проведения полетов в район кризиса привлекалось от 2 до 6
самолетов из 10 боеготовых. При этом в случае задействования 6 самолетов на
следующие сутки полеты не проводились.
По
предварительным оценкам, в ходе воздушной наступательной операции ОВС НАТО
против СРЮ самолеты ТА альянса выполнили свыше 18 тыс. самолето-вылетов. Они
широко применяли высокоточные средства поражения, которые обеспечивали
возможность решать некоторые боевые задачи без входа в зону поражения ЗРК
противника, что вместе с активным задействованием средств РЭБ объясняет низкие
потери авиации НАТО. Только в ходе первого этапа операции применено по объектам
на югославской территории более 9 тыс. различного рода авиабомб и управляемых
ракет, 95% из которых являются высокоточными. Этот показатель значительно выше,
чем во время боевых действий в Персидском заливе в 1991 году, где он составил
лишь около 10%;
В
качестве высокоточных авиационных средств поражения (АСП) наземных объектов
самолеты ТА НАТО использовали управляемые ракеты (УР) класса
"воздух-земля" AGM-84Е "Слэм", AGM-88 "Харм",
AGM-65 "Мейверик" (США), AS-30L (Франция) и бомбы с лазерной и
телевизионной системой наведения GBU-10,-12,-15,-23,-24,-27,-28 и AGM-130. ВВС
НАТО в целях уточнения метеообстановки в районах планируемого применения
авиабомб с лазерным наведением использовали автоматические метеорологические
радиозонды финского производства RS-80 и RS-90, которые сбрасывались с
самолетов метеоразведки за 4-6 часов до начала нанесения авиаударов.
Одним
из выявленных недостатков перечисленных АСП явилась их слабая приспособленность
к применению в сложных метеоусловиях, а также при сильной задымленности
объектов удара. В частности, во время проведения первого авиаудара около 25% самолетов,
оснащенных этими АСП, не смогли их применить из-за сильной задымленности в
районе целей, вызванной пожарами от взрывов.
Недостатки
боевого применения ТА НАТО:
-
несовершенство бортового радиоэлектронного оборудования, низкая эффективность
оптико-электронных систем обнаружения и слежения за целью самолетов
"Харриер" GR.7 (Великобритания), А-10 (США), "Мираж-2000"
(Франция), а также слабая подготовленность ряда экипажей к действиям в сложных
метеоусловиях, сочетающихся с горным рельефом местности. Указанные факторы не
позволили в 30% боевых вылетов выполнить поставленные задачи, особенно по
поражению малоразмерных подвижных целей;
-
отказы авиационной техники, что приводило к вынужденным посадкам боевых
самолетов НАТО на запасные аэродромы Македонии и Боснии;
-
низкая эффективность некоторых видов боевой авиационной техники и вооружения
НАТО, в частности, самолетов "Торнадо" ECR (ФРГ), вооруженных
ракетами класса "воздух-РЛС" HARM, при решении задач уничтожения РЛС
мобильных ЗРК ПВО СРЮ, а также итальянских самолетов типа F-104 ASA и
"Торнадо" ADV - при выполнении перехвата воздушных целей типа МИГ-29
ВВС СРЮ;
-
повышенное психологическое напряжение летчиков в условиях затянувшегося
вооруженного конфликта и появления потерь союзной авиации от действия
югославских средств ПВО.
В
целом при назначении на день до 60, а со второй фазы операции - до 70 объектов
поражения, реально вся группировка ОВВС и ОВМС НАТО поражала в среднем около 40
объектов в сутки (Схема 4).
В
интересах обеспечения наиболее безопасного и эффективного поражения мобильных
целей в Косово командованием ОВВС НАТО на ЮЕ ТВД разработан новый тактический
прием боевого применения авиации. В соответствии с новой тактикой ежедневно на
территории Косово назначалась зона поиска и уничтожения мобильных целей,
представлявшая собой круг диаметром 37 км (20 морских миль). При обнаружении
целей в данную зону направлялась ударная группа истребителей-бомбардировщиков и
штурмовиков, прикрываемая с воздуха истребителями, находившимися на патрулировании
на границе указанной зоны. Подавление средств ПВО осуществлялось самолетами
ЕА-6В "Проулер".
Самолеты
F-117 участвовали в боевых действиях в основном в ночное время со средних высот
(4500-5000 м) в количестве 4-8 самолетов в составе групп из 20-30 тактических
истребителей различных типов.
Самолет
F-117, разработанный по технологии "Стелс", был сбит около 23.00
27.03 средствами ПВО СРЮ (ракетой комплекса "Куб"). Пилот
катапультировался. Операция по его спасению началась через 15-20 минут с
использованием самолета спецназначения АС-130 с аппаратурой определения
местоположения летчика, организации связи и управления.
Летчик
имел при себе устройство, позволяющее определять местоположение до 10 м с
использованием спутниковой системы GPS и передавать информацию
поисково-спасательной службе. Экипаж АС-130 через 4 часа получил сигнал о
местонахождении пилота и передал его координаты на базу нахождения спасательных
вертолетов.
В
4.00 взлетели вертолеты для выполнения спасательной операции. Около 6.00
вертолеты взяли на борт летчика и примерно в 7.00 доставили на базу. В ходе
операции сохранялся режим "радиомолчания".
Высоты
полетов стратегической бомбардировочной авиации в ходе операции были различны.
Так, В-52Н на маршруте полета в район оперативного предназначения (РОП) -
7200-7800 м при пуске КРВБ - около 200 м. Самолеты В-1В при полете в РОП -
6400-7000 м, в ходе бомбометания - более 10000 м, СБ В-2А - при полете и при
бомбометании - до 12000 м.
Высоты
полетов ТА по маршруту - 4000-5000 м. При нанесении авиаударов - кратковременно
до 3000 м.
В
настоящее время проводится оснащение самолетов (в основном США) космической
радионавигационной системой "Навстар". Боевая авиация обеспечивалась
разведкой, РЭБ, целеуказанием, ДРЛО и управлением, связью, дозаправкой топливом.
Основные типы применявшегося бортового вооружения: авиабомбы с лазерной и
телевизионной системами наведения, неуправляемые и управляемые ракеты класса
"воздух-РЛС", "воздух-земля", "воздух-воздух".
Отмечалось применение кассетных авиабомб по пунктам дислокации армейских
подразделений югославской армии. В ходе воздушных ударов для радиоэлектронного
подавления наземных средств ПВО СРЮ привлекались самолеты РЭБ ЕА-6В ВМС США и
ЕС-130Н ВВС США. Они создавали активные помехи радиолокационным станциям системы
ПВО и, в частности, ЗРК: "Куб" и "Стрела". Имеющиеся на
вооружении ВС СРЮ ЗРК С-75 и С-125 практически не задействовались.
2. Организация и ведение противовоздушной обороны СРЮ.
Созданная
система ПВО СРЮ базируется на силах и средствах, доставшихся ей после распада
СФРЮ на 5 самостоятельных государств и раздела между ними вооружения бывшей
Югославской Народной Армии.
Противовоздушная
оборона территории организована по зонально-объектовому принципу и включает
Северную и Южную зоны. Оперативное руководство и взаимодействие между силами и
средствами ПВО Югославии осуществляется с центрального командного пункта
(Батайница), а в зонах оперативными центрами зон, развернутыми в Земун и Ниш.
Общее
руководство ВВС и войсками ПВО осуществляет командующий ВВС и войск ПВО через
начальника штаба (штаб в Белграде).
Силы
и средства войск ПВО сведены в корпус ПВО, в состав которого входят зенитная
ракетная бригада, 2 истребительных авиационных и 6 зенитных ракетных полков, а
также радиотехническая бригада. На момент начала агрессии на вооружении войск
ПВО состояли 62 истребителя ПВО (14 МиГ-29 и 48 МиГ-21) и 132 пусковые
установки ЗУР средней дальности (12 ПУ ЗРК С-75 "Двина", 68 ПУ ЗРК
"Куб", 24 ПУ ЗРК С-125 "Нева М1А").
Кроме
того, на вооружении СВ имелись средства войсковой ПВО, в том числе ЗРК
"Стрела-1М" (145 ПУ), "Стрела-10" (27 ПУ), а также 671 ПЗРК
"Стрела-2М" и 949 зенитных артиллерийских орудий (ЗСУ-57-2, ЗСУ-30-2,
ЗСУ-20-3).
Страницы: 1, 2
|