рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Нефтяная промышленность Украины рефераты

Это объяснялось тем, что во время строительства украинских нефтеперерабатывающих заводов нефть была значительно дешевле в мировом масштабе. В связи с этим мазут был самым дешевым топливом, а стоительство дорогих установок для его переработки на бензин и дизильное топливо (углубляющих процессов) было экономически нецелесообразным.

 

 

Рисунок №3 Мощность атмосферной перегонки (млн. т) в мире и отдельных странах. [6,19]

 

Рисунок №4 Мощность углублубляющих процессов (% от атмосферной перегонки) в мире и отдельных странах. [6,19]

 

Рисунок №5 Использование мощностей украинских нефтеперерабатывающих заводов (млн. т/год).[6, с. 22]

Таблица №5 Загрузка мощностей и производство нефтепродуктов за 9 месяцев 1999 г. [8, с.6]

НПЗ Мощность Использование мощностей за полугодие Отбор бензина к объему переработки Отбор дизельного топлива к объему переработки Отбор мазута к объему переработки
Кременчуг 13,818.7 32.2% 23.3% 28.6% 28.9%
Лисичанск 12,000.0 3.7% 26.7% 32.2% 43.6%
Херсон 6,469.5 9.5% 18.5% 36.9% 40.9%
Одесса 2,937.7 49.9% 16.6% 27.9% 48.6%
Дрогобыч 2,925.0 23.8% 18.7% 25.5% 34.4%
Надворная 1,875.0 49.0% 17.2% 32.9% 41.8%
Всего/Среднее 39,567.7 21.7% 20.9% 29.5% 35.7%

Сейчас самой глубокой переработке нефть подвергается на Кременчугском НПЗ.  Как известно, глубина переработки и процент выхода светлых нефтепродуктов, показатели сопредельные, а от выхода светлых нефтепродуктов напрямую зависит рентабельность переработки.  Кроме высокой рентабельности, переработка нефти на «Укртатанафте» отличается оперативной отгрузкой нефтепродуктов.

Кременчугский НПЗ «Укртатнафта» в 1998 году совершил настоящий прорыв, став не только крупнейшим переработчиком нефти, но и мощнейшим оператором топливного рынка.  Начиная с мая, ценовая политика «Укртатнафты» стала оказывать существенное (а в последствии и решающее) влияние на ситуацию на рынке.  Украинский производитель наконец начал теснить доминирующих на протяжении нескольких лет импортеров.

 «Укртатнафта» произвела не более 29% мазута, при высоком выходе бензина и дизтоплива (23% и 28% соответственно).  При этом бензин А-95 составил около 7% суммарного производства бензинов, а доля А-92 в реальности превысила 10%. В то же время, объем производства дизельного топлива на Херсонском НПК составляет 35%.

Надворнянский «Нефтехимик Прикарпатья» по итогам 9 месяцев 1999 года вошел в число лидеров по загрузке производственных мощностей. На протяжении 9 месяцев предприятие демонстрировало стабильность и улучшение производственных показателей в таких сферах как оптимизация номенклатуры продукции, снижение потерь, активное выполнение работ по модернизации и техническому перевооружению завода.

Пути уменьшения зависимости от российского экспорта

Наличие монопольного поставщика сырой нефти России позволяет ему завышать цены на 7-12 долларов за тонну, или на 14-24% по сравнению с мировыми.  Эти деньги украинские НПЗ могли бы потратить на модернизацию, или создание альтернативных источников поставок.

В последние годы Украина предпринимала активные шаги, направленные на уменьшение ее зависимости от российского экспорта нефти. В январе 1997 г. открылась паромная линия между Грузией и Украиной, ставшая первым шагом в направлении создания транспортного коридора для нефти  Каспия в Украину. Кроме того, Украина имеет долгосрочные планы строительства нетфепровода, который бы связал трубопровод «Дружба» с нефтеналивным терминалом в Одессе. Эта система позволила бы Украине обеспечавать местные нефтеперабатывающие заводы нефтью, поступающей из Азербайджана через грузинские порты. Также существует проект, предусматривающий поставку сырой нефти из Ирака, Ирана и Саудовской Аравии на новый наливной нефтетерминал в Самсуне. После этого нефть будет доставлятся танкерами в Одесский терминал для дальнейшей поставки на украинские нефтеперерабатывающие заводы.

Нефтепродукты и нефтерынок

Нефтяная промышленность сегодня - это крупный  народнохозяйс­твенный  комплекс,  который живет и развивается по своим законо­мерностям.

Что значит нефть сегодня для народного хозяйства страны? Это:

·     сырье для  нефтехимии  в производстве синтетического каучука, спиртов,  полиэтилена,  полипропилена,  широкой гаммы  различных пластмасс и готовых изделий из них, искусственных тканей;

·     источник для выработки моторных  топлив  (бензина,  керосина), дизельного и реактивных топлив, масел и смазок, а также котель­но - печного топлива (мазут),  строительных материалов  (битумы, гудрон, асфальт);

·     сырье для получения ряда белковых препаратов,  используемых в качестве добавок в корм скоту для стимуляции его роста.

В течение октября украинский топливный рынок демонстрирует завидную устойчивость. Похоже, что в зимний период в общем объеме поставляемых нефтепродуктов возрастет удельный вес продукции украинских нефтеперерабатывающих заводов.

В начале октября одним из важнейших факторов в работе рынка стала активизация отгрузок нефтепродуктов кредиторам заводом АО «Укртатнафта». Именно кременчугский ресурс стал причиной еле заметного падения цен и ощутимого увеличения количества предложений в середине октября. Вспомним, что нефть в период апреля-мая поставлялась по цене в районе $65 за тонну, что при нынешних ценовых показателях стоимости нефти и нефтепродуктов, даже с учетом неминуемых потерь при вынужденном «простое», позволяет компаниям снижать цены на полученный ресурс. Предложение бензина А-76 от компаний «Ява» и «Аль-Ями Интернешнл» заняли минимальную отметку – 1325 и 1335 гривень за тонну. Подобная ситуация наблюдается и при торговле дизельным топливом, минимальную планку стоимости которого в Кременчуге являет из себя «Укр-Петролеум» – 1030 гривень за тонну.

Наиболее сложная ситуация наблюдается на западе Украины. Изначально повышенная, как минимум, за счет транспортировки нефти себестоимость продукции западно-украинских заводов на сегодняшний день уже не в силах сравниться с поступаемым импортным объемом. Развеять миф о «непроходимости» западно-украинских нефтепродуктов в крупном опте взялась киевская компания «Нафком» (ранее «Сахара»), которая, будучи в обозримом прошлом партнером АО «Укртатнафта», с недавнего времени пробует свои силы в Дрогобыче. Судя по ценам, пока получается.

Несмотря на возобновление работы Херсонского НПЗ и продолжение деятельности Одесским заводом, рассредоточение их продукции, занимает пока очень узкий ареал.

Описанный ряд событий и факторов неоднозначно указывает на то, что вскоре следует ожидать определенной переориентации рынка. Основным вопросом на сегодняшний день остается возможное изменение цен на нефтепродукты. При существующих сегодня предпосылках, заключающихся в продолжении работы предприятий с иностранными инвестициями и увеличении поставок нефти на отечественные заводы, очень призрачными видятся перспективы значительного увеличения цен на продукты переработки нефти. Сейчас все указывает на то, что немаловажным (если не определяющим) фактором очевидно станет дальнейшая стратегия возросшего числа давальцев нефти. И если на данный момент главным итогом может стать очевидность эффективности передачи НПЗ владельцам сырья, то в будущем нам предстоит увидеть их способность работать на таком непростом рынке, каким по праву может считаться отечественный.

Таблица №6 [8, с.25]

Цены на нефтепродукты украинских НПЗ на октябрь 1999 г.

(гривень за тонну, с учетом НДС и акцизного сбора)

Продукт Кременчуг Лисичанск

Херсон

Одесса Дрогобыч Надвирна Шебелинка
Бензин прямогонный -- -- 852.62 -- 1,138.85 -- --
А-72 -- -- 1,012.33 -- -- -- --
А-76 этил. -- -- -- -- 1,510.96 -- --
А-76 неэтил. 1,556.00 -- 1,012.33 -- 1,510.96 980.00 1,500.00
А-80 неэтил. -- 1,170.00 1,012.33 1,600.00 -- 980.00 --
А-92 этил. -- -- -- -- -- -- --
А-92 неэтил. 1,660.00 1,350.00 -- 1,650.00 1,675.36 1,300.02 --
АИ-93 этил. -- -- -- -- -- -- --
АИ-93 неэтил. -- -- -- -- 1,793.03 -- 1,650.00
АИ-95 неэтил. 1,700.00 1,500.00 -- 1,700.00 1,935.78 1,600.02 1,680.00
Бензин В/О карбюраторный 1,676.00 -- -- -- -- -- --
Дизельное топливо 1,150.00 980.00 908.08 1,120.00 1,110.64 990.00 1,290.00
Печное топливо 950.00 -- 510.29 -- 780.00 -- --
Мазут М-40 645.00 -- 303.64 670.00 612.00 220.02 --
Мазут М-100 635.00 450.00 303.64 -- 600.00 200.04 --
Топливо Е-4 -- -- 413.11 -- -- -- --
Авиационный керосин -- -- -- 1,170.00 -- -- --
Сжиженный газ 635.00 350.00 600.00 390.00 660.00 330.00 --

Биохимическая переработка нефти для получения белка

Одно из перспективных направлений в нефтехимии - биохимичес­кая переработка нефтяных УВ для получения белковых веществ. Работы были начаты во Франции еще в 1957г. Предлагают различные способы изготовления белка. Один из них - его производство из нефти. Разработка этой идеи принадлежит немецкому ученому Феликсу Юсту (1952 г.). Технология получения синтетического белка из нефти проста. Углеводороды используют для получения парафина. В него добавляют соли азота, фосфора, калия и других элементов. Из этой массы и воды приготовляется питательная среда. В нее при определенной кислотности и температуре 32-34 °С „за­севают" бактерии Candida quillirmondi, которые образуют так называе­мую чистую культуру - закваску для выращивания в промышленных условиях белковой массы. За несколько часов микроорганизмы „съедают" парафин и образуют белок. За сутки 1 т культуры дает до 400 т белка. По сравнению с другими питательными   средами для бактерий парафин очень экономичен. В этом случае 1 кг нефти дает 1 кг белка, а, например, 1 кг сахара - всего 0,5 кг белка.[13, с. 13]

Глава IV. Экологические проблемы отрасли

В погоне за нефтью человек безжалостно теснит природу: вырубает леса, захватывает пастбища и пашни, загрязняет окружающую среду. „Прежде природа угрожала человеку, - пишет Ж.-И.Кусто, - а сейчас человек угрожает природе". Эти слова известного французского ученого-естествоиспытателя определяют нынешнее соотношение сил в органическом мире. Своей неразумной деятельностью человек может поставить природу на грань биологической катастрофы, которая отзовется прежде всего на нем самом.

Основные экологические проблемы нефтяной промышленности:

·     Большой вред природе наносится от потери нефтепродуктов при их транспорти­ровке. До последнего времени считалось допустимым, что до 5 % от добытой нефти естественным путем теряется при ее хранении и пере­возке. Это означает, что в среднем в год попадает в окружающую среду до 150 млн. т нефти, не считая различных катастроф с танкерами или нефтепроводами

·     Значительным загрязняющим фактором являются отбросы нефтехимических заводов, которые природа не в состоянии переработать

·     При сгорании нефти и газа в атмосферу выде­ляются в больших количествах углекислый газ, различные сернистые соединения, оксид азота и т.д.

·     Средней мощности электростанция, рабо­тающая на мазуте, выбрасывает ежесуточно в окружающую среду 500 т серы в виде сернистого ангидрита, который, соединяясь с водой, тотчас же дает сернистую кислоту.

·     Ежегодно в Мировой океан по тем или иным причинам сбрасывается от 2 до 10 млн. т нефти. Аэрофотосъемкой со спутников зафиксировано, что уже почти 30% поверхности океана покрыто нефтяной пленкой. Источников поступления нефти в моря и океаны довольно много. Это аварии танкеров и буровых платформ, сброс балластных и очист­ных вод, принос загрязняющих компонентов реками. [13, с. 147-150]

Одним из наиболее перспективных путей ограждения среды от загрязнения является создание комплексной автоматизации процессов добычи, транспорта и хранения нефти.

Проблема охраны окру­жающей среды должна стать государственной проблемой в каждой стране. Рациональное использование ресурсов биосферы, минеральных ресурсов Земли, бережное отношение к природе - единственно воз­можный путь спасения живой среды и самого человечества.

Глава V. Проблемы и перспективы развития нефтяной промышленности Украины.

Главной проблемой нефтяной промышленности Украины является недостаток финансирования. Дефицит финансовых и материальных еще больше усиливается в результате кризиса неплатежей, когда нефтедобывающие предприятия долгое время не могут получить причитающиеся средства за поставленную продукцию. Для развития и реформирования нефтяной промышленности Украины требуется:

1.    Пересмотреть систему налогооблажения, существенно снизив налоги на нефтепроизводителей, однако установить высокие штрафы за нерациональное использование природных богатств и нарушение экологии.

2.    Сохранение единого экономического пространства - условия выживания топливно-энергетического комплекса.

3.    Найти четкую и продуманную программу инвестиций в нефтяную промышленность.

4.    Создать необходимую систему нормативных актов, обеспечивающую твердую законодательную базу для работы с иностранными компаниями по совместной разработке наиболее сложных месторождений.

5.    Стабилизировать объемы геологоразведочных работ с целью восполнения запасов нефти.

6.    Уменьшить зависимость Украины от российского экспорта, что угрожает экономической и политической независимости страны. Для этого необходимо увеличение собственной добычи нефти, широкое внедрение энергосберегающих технологий на производстве.

7.    Отнесение на валовые затраты затрат на разведочное и эксплуатационное бурение.

В перспективе развития нефтяной промышленности Украины разработка нефтяных месторождений в шельфе Азовского и Черного морей, повышение выхода светлых нефтепродуктов на нефтепрерабатывающих заводах страны, усовершенствование оборудования во всех отраслях этой промышленности. При осуществлении всех вышеперечисленных действий Украине удастся вывести отрасль из кризиса.

Заключение.

В настоящее время человечество переживает углеводородную эру. Нефтяная отрасль является главной для мировой экономики.

Достижение Украиной независимости и распад бывшего единого союзного топливно-энергетического комплекса требует скорейшего решения двух взаимосвязанных проблем: формирование рациональной структуры нефтегазовой промышленности и поиск путей максимального обеспечения нашей страны собственными ресурсами энергоносителей в специфических условиях перехода к рыночной экономике.

Необходимо увеличение объемов поисково-разведочного и эксплуатационного бурения, технического переоснащения геофизических, буровых и нефтегазодобывающих предприятий, создание собственного нефтегазового машиностроения, научного обеспечения всего цикла работ. Одной из первоочередных задач является реконструкция нефтеперерабатывающих заводов, введение в эксплуатацию новейших технологий.

Следует решить проблемные вопросы энергосбережения, охраны окружающей среды и продолжения научных исследований в этой отрасли.

Использованная литература:

1.    Н. Евдощук. “О возрождении геологоразведочных работ на нефть и газ” //Экономика Украины.-1998.-№5 с.10-13

2.    Блинкова О. “Нефть и газ Украины: Возможность уменьшения зависимости от российского экспорта” //Бизнес-Информ.-1998.-№15 с.29-31

3.    Маскалевич. “Укрнефть: запрограммированное распутье” //Зеркало недели.-1999.-17-23апр. (№15) –с.9

4.    В.К.Симоненко “Регионы Украины, проблемы развития”. - Киев: Наукова думка, 1997.-262 с.

5.    Козлов И.В. Хрестоматия по экономической географии СССР: Пособие для учителя / cост. И. В. Козлов. – М.: Просвещение, 1979. – 208 с., ил c 33

6.    О.Главаги, Г.Бурлака. “Состояние и перспективы нефтеперерабатывающей промышленности Украины” //Экономика Украины.-1997.-№5 с.18-27

7.    Гаврилов В.П. Чёрное золото планеты. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Недра, 1990. – 160 с.

8.     Нефтерынок № 42 (110), 1 ноября 1999

9.     Нефтерынок № 49-50 (67-68), 21 декабря 1998

10.   Нефтерынок № 41 (109), 25 октября 1999

11.   Дмитро Єгер “Податковий прес на галузь сьогодні – це її втрата завтра” //Закон і бізнес.-1999.-20 лютого (№8) – с.3

12.   Яловега С. “Нафтопродукти в Україні: потреби та можливості забеспечення”//Урядовий кур’єр.-1994.-26 травня (№80-81) – с.3

13.   Діяк І. “Нафтовидобуток: маємо можливості, але не маємо грошей”//Голос України. - 1999. –13 травня (№85) – с.5


Страницы: 1, 2, 3