Реферат: Наиболее интересные аспекты международного частного права
При этом законодательство РФ
содержит генеральную норму об отказе, как самого государства — Российской
Федерации, так и субъектов РФ и
муниципальных образований, обладающих публичной властью, от иммунитета в сфере гражданских правоотношений.
Эта норма содержится в п.1 ст. 124 ГК РФ, включающем положение о том,
что указанные субъекты выступают в
отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах
с иными участниками гражданами и юридическими
лицами.
К таким
специфическим субъектам гражданского права, как Российская Федерация, субъекты
РФ и муниципальные образования, для которых занятие предпринимательской (или
хозяйственной без извлечения прибыли)
деятельностью является скорее исключением, чем осуществлением их функционального назначения, в гражданском
законодательстве (прежде всего в ГК)
установлены специальные нормы, посвященные регулированию отношений с их участием. Это нормы о праве государственной
и муниципальной собственности, о приватизации государственного и муниципального имущества и другие. Содержащиеся
в них правила регулируют все
гражданские правоотношения, в том числе и составляющие предмет МЧП.
Международная межправительственная организация
как субъект международного частного права
Международные
межправительственные организации (ММО), относясь к субъектам международного
публичного права, большей частью вступают в отношения не гражданско-правового
характера. Их участие в сделках, так же, как и участие государства в отношениях,
регулируемых МЧП, возможно
лишь при условии участия со стороны контрагента физического или юридического лица.
В
процессе своей деятельности ММО заключают различного рода договоры, о посредующие
их существование и исполнение уставных целей. Так, например, они могут заключать договоры об аренде
помещения, купли-продажи товаров и
оборудования, договоры подряда, маркетинга и другие.
Особенно
показательно участие в гражданско-правовых отношениях международных
межправительственных организаций системы ООН. Секретариатом ООН были разработаны
специальные правила по заключению контрактов и представлены типовые договоры, предусматривающие
определенную
процедуру заключения контрактов.
Помимо
участия в качестве субъекта МЧП, международные межправительственные организации
(специализированные учреждения) ООН оказывают активное содействие в развитии
МЧП. Так, в системе ООН функционирует
Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТ-РАЛ), в рамках которой
был разработан целый ряд проектов международных
конвенций (в том числе, о международных чеках, о международных простых и
переводных векселях).
Коллизионным вопросом,
возникающим в связи с деятельностью ММО,
является выбор применимого права при регулировании гражданско-правовой сделки.
Этот выбор может касаться как формы сделки, так и установления ее содержания. Как правило, эти вопросы решаются в договорах,
заключаемых ММО с юридическими и физическими лицами, участвующими в сделке.
Выбор
правового регулирования имеет место и при взаимоотношениях ММО с государствами,
на территории которых находятся соответствующие штаб-квартиры этих организаций. С одной стороны, налицо взаимодействие двух субъектов международного
публичного права, которое должно
регулироваться международным публичным правом — соответствующими международными договорами.
С другой стороны, многие
вопросы гражданско-правового характера не
регламентированы ни во внутренних нормах ММО, ни в международных договорах. Это обстоятельство делает
необходимым решать вопросы,
являющиеся специфическими и существующие в рамках МЧП: в частности, делать выбор компетентного правопорядка.
В договорах, заключаемых ММО
с государством, содержится отсылка к применимому праву. Очень часто таким
правом «объявляется» национальное право государства места нахождения
штаб-квартиры организации. Так, например, Международной Организацией Труда, Всемирной Организацией Здравоохранения в 1940-60-е
годы были заключены договоры на
аренду зданий в Женеве. В договорах содержалась, норма, указывающая, что
рассмотрение споров будет осуществляться по швейцарскому
праву. Аналогичные ссылки на национальное право имеются в договорах МВФ
и штата Нью-Йорк, ЮНЕСКО и французского правительства.
Однако это правило действует
не всегда, поскольку ММО, обладая международным
иммунитетом, часто не считают нужным зависеть от конкретной правовой
системы. При таком решении вопроса применимым
будет комплексное право: некоторые правоотношения будут регулироваться
по-прежнему национальным правом страны пребывания штаб-квартиры организации;
другие - внутренними правилами, выработанными
самой организацией.
Обратная отсылка и отсылка к закону третьей
страны
Обратная отсылка и отсылка к закону третьей страны – одно из наиболее
сложных явлений в международном частном праве. Впрочем, вопрос, который должен
быть предпослан изучению этого явления, звучит довольно просто и ясно: является
ли отсылка коллизионной нормы к иностранному праву отсылкой не только к его
материальным, но и к коллизионным правилам? В последнем случае поиск
применимого права должен быть продолжен, но уже в направлении, указываемом
иностранным коллизионным правилом, т.е. либо к материальному праву страны,
которой принадлежит это правило, либо обратно к закону страны суда (обратная
отсылка), либо, наконец, к закону третьей страны. Принадлежит ли обратная отсылка
(или отсылка к закону третьей страны) принятию? Результатом принятия отсылки
является применение материального права страны суда или третьей страны.
Доктрина обратной отсылки была неоднозначно воспринята
практикой, но в итоге многие страны склонились к ее поддержке, в частности
Греция, Италия и Дания; в США признание отсылки ограничилось случаями
рассмотрения вопросов о правовом титуле на землю и действительности решений о
разводе.
Разброс мнений в оценке отсылки соответствует
сложившимся в разных правовых системах различиям в подходах к пределам и
последствиям принятия обратной отсылки (отсылки к закону третьей страны).
Особенности правового регулирования проблемы выражаются в неоднозначном отношении
к признанию отсылок и к определению круга отношений, в сфере которых
допускается их принятие.
Один из старейших законов в области международного
частного права – закон о международном частном праве Польши (1964 г.), исходит
из принятия как обратной отсылки, так и отсылки к закону третьего государства.
Законы о международном частном праве Венгрии и о международном праве и
международном гражданском процессе Турции допускают принятие только обратной
отсылки.
Принятие обратной отсылки закреплено в австрийском
законе о международном частном праве. Необычно решается в австрийском законе
вопрос об отсылке к праву третьего государства: при наличии последующих отсылок
применяются материальные нормы того правопорядка, который, в конечном счете, не
отсылает к какому-либо другому, или (если ни один правопорядок не принимает
ссылку) материальные нормы правопорядка, к которому относилась первая ссылка.
Тенденция к ограничению объема отношений, в сфере
которых принимается обратная ссылка и отсылка к праву третьего государства,
выражена в законе о международном частном праве Швейцарии. Закон допускает
принятие отсылок лишь в случаях, им предусмотренных. К таким случаям отнесено
принятие обратной отсылки к швейцарскому закону, регулирующему вопросы
гражданского состояния.
Как видно, зарубежные правовые системы отличает
разнообразие подходов к проблеме принятия обратной отсылки и отсылки к праву
третьей страны.
Решение, ограничивающее принятие обратной ссылки и
отсылки к праву третьей страны, предлагается в модели Гражданского кодекса для
стран СНГ. Любая отсылка к иностранному праву рассматривается по общему правилу
как отсылка к материальному, а не коллизионному праву соответствующей страны;
принятие обратной отсылки и отсылки к праву третьей страны допускается при
определении личного закона физического лица, его правоспособности и
дееспособности, прав физического лица на имя, использование имени и его защиту,
а также в области опеки и попечительства. Правила о принятии обратной отсылки
содержатся в ряде международных договоров.
Коллизионные вопросы права собственности
В
законодательстве многих государств проводится различие между правом на недвижимое
имущество и правом на движимое имущество. В отношении недвижимости законодательство,
судебная практика и доктрина этих государств придерживаются принципа, согласно
которому право собственности на недвижимость регулируется законом места нахождения
недвижимости. Этот закон определяет и содержание права собственности на недвижимость,
и форму и условия перехода прав на недвижимость. Особенно жестко данный принцип
проводится в отношении такой основной категорий недвижимого имущества, как
земельные участки. В специальных реестрах и книгах ведется строгая регистрация
прав собственности на землю.
Российские
юридические лица и организации, точно так же как и граждане России, если им
принадлежит недвижимое имущество за рубежом, имеют право владеть, пользоваться
и распоряжаться таким имуществом в полном объеме в соответствии с правилами
местного законодательства.
Более
сложным является положение с движимым имуществом. Сюда относятся обычно права требования,
ценные бумаги, транспортные средства, личные вещи и т. д. В отношении этой
категории имущества в различных государствах по-разному решается вопрос о
значении принципа закона места нахождения вещи, хотя и в отношении режима
движимого имущества указанный принцип имеет решающее значение.
Во-первых,
считается общепризнанным, что если в каком-либо государстве вещь правомерно
перешла по законам этого государства в собственность определенного лица, то при
изменении места нахождения вещи право собственности на данную вещь сохраняется
за ее собственником. Таким образом, признается право собственности на вещь,
приобретенную за границей.
Во-вторых,
обычно признается, что объем прав собственника определяется законом места
нахождения вещи. Из этого следует, что при перемещении вещи из одного государства
в другое (как это происходит именно с движимым имуществом) соответственно изменяется
и содержание прав собственника. При этом не имеет значения, какие права принадлежали
собственнику вещи до ее перемещения в данное государство. Право собственности
на вещь, например приобретенную иностранцем на своей родине, признается, но
содержание этого права будет определяться не законом страны его гражданства, а
законом места нахождения вещи.
В
доктринах международного частного права существуют различные точки зрения на
то, какой закон регулирует переход права собственности, если вещь приобретается
не в том государстве, где она находится. В одних странах доктрина высказывается
в пользу применения закона места нахождения вещи, в других предпочтение
отдается личному закону собственника.
В
Великобритании и США в течение длительного времени исходным был принцип,
согласно которому права на движимость определяются личным законом собственника.
В праве Франции в ряде случаев переход права собственности на движимость определяется
законом места нахождения вещи; в то же время в наследственном праве переход
имущества в порядке наследования часто определяется личным законом
наследодателя. Однако принцип личного закона рассматривается в современной
доктрине больше как исключение из общего правила. Этот принцип продолжает
сохраняться в законодательстве лишь отдельных стран (Аргентины, Бразилии).
Коллизионные
вопросы отношений, вытекающих из права собственности, регулируются также в
отдельных международных соглашениях. Основным правилом, предусматриваемым
российским законодательством для решения коллизионных вопросов права собственности,
является закон местонахождения вещи (ст. 164 Основ гражданского законодательства).
Это правило распространяется как на недвижимое, так и на движимое имущество. Из
сферы его применения исключены транспортные средства, подлежащие внесению в
государственный реестр. Коллизионные вопросы права собственности на эти
транспортные средства решаются по праву страны, где транспортное средство
внесено в реестр.
В
российском законодательстве к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости)
отнесены (ст. 130 ГК РФ) земельные участки, участки недр, обособленные водные
объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых
без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса,
многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам отнесены также
подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда
внутреннего плавания, космические объекты. Недвижимостью может быть признано
законом и иное имущество. Не принадлежащие к недвижимости вещи, включая деньги
и ценные бумаги, являются движимым имуществом.
Что
касается вопросов возникновения, перехода и прекращения вещных прав, то
решаются они с помощью привязок, не совпадающих с привязкой к закону
местонахождения вещи, хотя и близких к ней по значению. Перемещение имущества
из одной страны в другую изменяет содержание права собственности, поскольку его
“наполнение”, объем зависит от закона страны, где в данный момент находится
имущество. Иначе строится режим возникновения и прекращения права
собственности. Право собственности возникает и прекращается по закону страны,
где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное
обстоятельство, послужившее основанием для возникновения или прекращения права.
Российский гражданин сохраняет за собой право собственности на имущество,
которое им было приобретено в России, но в последующем перемещено в
установленном порядке за границу. Равным образом за иностранцем признается
право на имущество, приобретенное у себя на родине и затем правомерно
перемещенное в Россию. В каждом из этих случаев признается право собственности,
возникшее под действием соответственно российского или иностранного закона, но
содержание права в результате перемещения имущества изменяется.
Изъятия
из правила lex rei sitae
устанавливаются федеральным законом или международным договором РФ. Назовем
лишь наиболее существенные:
Одно
из изъятий связано с отношениями по наследованию. Статья 169 Основ гражданского
законодательства подчиняет их праву страны, где наследователь имел последнее
постоянное место жительства. Что касается коллизионных вопросов наследования
строений и другого недвижимого имущества, находящегося в России, то они
решаются по российскому праву. Но в модели Гражданского кодекса для стран СНГ и
в разделе VII проекта третьей части ГК РФ эта последняя
коллизионная норма уступает место норме с двусторонней коллизионной привязкой.
Другое
изъятие относится к судьбе имущества ликвидируемого юридического лица. Вопросы
права собственности на такое имущество регулируются личным законом юридического
лица.
По
российскому гражданскому законодательству представительства и филиалы не
являются юридическими лицами (ст. 55 ГК РФ) и наделяются имуществом создавшими
их юридическими лицами. В случае ликвидации российского юридического лица
судьба имущества его филиала или представительства, находящегося за рубежом,
определяется не законом страны местонахождения имущества, а личным законом
юридического лица, т.е. российским законом.
Особые
сложности в международной практике вызывают случаи, когда предметом сделки
является товар в пути. Например, товар перевозится морем или по железной дороге,
а стороны во время его нахождения в пути совершают сделку по передаче на него
права собственности. Какое право тогда следует применять: страны отправления
товара, страны назначения или какого-либо промежуточного пункта нахождения
вещи? Закон предписывает в этих случаях применять закон места отправки вещи.
Согласно ч. 3 ст. 164 Основ, «право собственности на имущество, находящееся в
пути по внешнеэкономической сделке, определяется по праву страны» из которой
это имущество отправлено, если, иное не установлено соглашением сторон».
Предмет специального
регулирования – определение момента перехода права собственности при
осуществлении договора международной купли-продажи товаров. Конвенция ООН о
договорах международной купли-продажи товаров не содержит положения о моменте
перехода права собственности от продавца к покупателю (момент заключения
договора или момент передачи товара). По этому вопросу Конвенцией не были
преодолены различия в национальном законодательстве.
Момент возникновения
права собственности у приобретателя вещи по договору обозначен в ст.223 ГК РФ.
Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее
передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда
отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, то право
собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, поскольку
иное не установлено законом.
В Российской
Федерации юридическим актом признания и подтверждения государством
возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое
имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ является государственная регистрация
прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Зарегистрированное право на недвижимое
имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Участниками отношений,
возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним, выступают собственники недвижимого имущества и обладатели иных
подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе иностранные
граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные
организации, иностранные государства.
Правовое положение иностранных инвестиций
Правовое положение иностранных инвестиций в развивающихся странах
отличается большим разнообразием, что предопределяется существенными различиями
в политике этих стран по отношению к иностранному капиталу. В них иностранный
капитал ограничивался, подвергался государственному контролю, а в ряде случаев
национализировался. В странах в одних случаях иностранные капиталовложения
ограничивались, а в других — поощрялись путем предоставления определенных льгот
и гарантий. Для политики развивающихся государств по отношению к иностранному
капиталу часто характерны колебания и изменения. Это объясняется в значительной
степени тем, что указанные государства, испытывая острую нехватку ресурсов для
капиталовложений, вынуждены прибегать к привлечению средств извне. Однако
иностранные монополии предоставляют инвестиции на таких условиях, которые
зачастую идут вразрез с национальными интересами этих стран.
Правовой режим
иностранной собственности определяется прежде всего внутренним
законодательством развивающихся стран (горным законодательством, законами о
разработке природных богатств, специальными инвестиционными кодексами). В
данной области международного частного права нормы этого законодательства
непосредственно регулируют отношения между иностранными частными инвесторами и
государством, принимающим инвестиции, то есть, как правило, применяется не
коллизионный, а прямой метод регулирования.
К числу важнейших мероприятий по ограничению
иностранных капиталовложений относятся: а) установление особого
государственного контроля за допуском иностранного капитала к разработке недр и
естественных богатств; б) недопущение иностранного капитала в определенные,
наиболее важные для народного хозяйства отрасли; в) установление обязательной
доли участия национального государственного или частного капитала в предприятиях,
создаваемых иностранными фирмами (в смешанных обществах); г) мероприятие
направленные на использование какой-то части прибылей иностранных предприятий
для внутренних нужд развивающейся страны (налогообложение, ограничения при
переводе прибылей за границу и т. п.); д) определение, концессионной политики.
Инвестиционные кодексы
предусматривают обычно несколько режимов для иностранных инвестиций, причем
особо привилегированный режим устанавливается для предприятий, требующих
крупных капиталовложений и создаваемых в тех отраслях экономики, в которых
наиболее заинтересована развивающаяся страна. Основные льготы, предоставляемые
привилегированным режимом обычно следующие: освобождение от таможенных пошлин
при ввозе оборудования и сырья, необходимого для строительства и деятельности
предприятия; полное или частичное освобождение в течение определенного срока от
налога на прибыли; беспошлинный вывоз готовой продукции; право, полного или
частичного перевода прибылей за границу; предоставление гарантий на случай
национализации и т. п.
В государствах
Латинской Америки были приняты специальные законы об иностранных
капиталовложениях, устанавливающие порядок перевода прибылей за границу и
другие условия иностранных капиталовложений. Например, такой закон действует в
Мексике с 8 мая 1973г. Подробное регулирование правового режима иностранных
инвестиций имеется в тех государствах (КНР, Польша, Венгрия и др.), которые
проводят активную политику привлечения иностранного капитала и использования
его для решения задач экономического развития своих стран.
Оговорка о публичном порядке
Оговорка о публичном порядке известна
едва ли не любой правовой системе, располагающей своим коллизионным правом.
Назначение оговорки – ограничить действие собственной коллизионной нормы,
исключив применение иностранного закона, несовместимое с публичным порядком
страны суда. Страховочный характер оговорки связан с неопределенностью круга
законов, к которым отсылает коллизионная норма.
Формула оговорки о публичном порядке в
отечественном праве не была неизменной. Так, например, в Основах гражданского
строительства 1961 г. (ст. 128) правилу об ограничении иностранного закона была
придана следующая редакция: «Иностранный закон не применяется, если его применение
противоречило бы основам советского строя». В Основах гражданского
законодательства 1991 г. (ст. 158) определение оговорки было подвергнуто
серьезным изменениям. Во-первых, публичный порядок был обозначен юридическим
термином «основы правопорядка» (вместо термина «основы советского строя»).
Во-вторых, восполнен пробел, который может возникнуть в случае обращения к
оговорке – в этом случае подлежит применению отечественное право. В третьих,
законодатель внес в текст оговорки важное разъяснение: отказ в применении
иностранного права не может быть основан лишь на отличиях в политической или экономической
системах государств.
Модель Гражданского кодекса стран СНГ по
существу следует положениям ст. 158 Основ гражданского законодательства 1991 г.
Дополнена редакция «разъяснения»: отказ в применении иностранного права не
может быть основан лишь на отличии правовой, политической или экономической
системы соответствующего государства.
В Семейном кодексе РФ правило об ограничении применения норм
иностранного права (ст. 167) в общем опирается на те же начала, что и ст. 158 Основ:
«Нормы иностранного семейного права не применяются в случае, если такое
применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку Российской
Федерации). В этом случае применяется законодательство Российской Федерации».
Следует обратить внимание на
принципиальное значение указания о допустимости обращения к оговорке именно в
случае постановки вопроса о применении иностранного права. К примеру, семейному
праву России не известен институт полигамного брака. Взыскание же в российском
суде алиментов на содержание ребенка, родившегося в таком браке, заключенном в
государстве, допускающем полигамный брак, отнюдь не означает применение закона
этого государства о полигамном браке и, следовательно, не может рассматриваться
в качестве основания для обращения к оговорке о публичном порядке. Речь идет о
признании в российском суде не противоречащих российскому праву последствий уже
состоявшегося за рубежом применения упомянутого закона.
Рассматриваемая как правовой феномен,
несущий в себе заряд императивности, способный ограничить действие отечественной
коллизионной нормы, оговорка о публичном порядке не поддается сколько-нибудь
точному определению. В этой связи следует упомянуть также и о существовании
двух концепций публичного порядка: позитивной и негативной. Позитивная
концепция (именуемая по ее происхождению «франко-итальянской») строится на
понимании публичного порядка как совокупности материально-правовых норм и
принципов страны суда, исключающих применение нормы иностранного права независимо
от ее свойств. Негативная концепция (ее истоки следует искать в германской доктрине
и Вводном законе к Германскому гражданскому уложению) усматривает основания для
неприменения иностранной правовой нормы в свойствах самой нормы, делающих ее
неприменимой.
Почти повсеместно оговорка о публичном
порядке закрепляется в законодательстве в негативном варианте, что
предопределено самим механизмом обращения к иностранному праву на основе
коллизионных норм. Если исходить из логической посылки о том, что оговорка о
публичном порядке вступает в силу исключительно при наличии коллизионной отсылки
к иностранному праву, то следует прийти к заключению о том, что оговорка может
существовать и фиксироваться в законодательстве лишь в негативном варианте.
В судах западных стран оговорка о
публичном порядке многократно использовалась для ограничения действия советских
законов о национализации и непризнания права собственности советского
государства на национализированное имущество. Поначалу эта практика,
опиравшаяся не только на оговорку о публичном характере, но и на иные выводы (квалификация
актов о национализации как карательных, ссылки на непризнание советского государства
и др.), распространялась на любое национализированное имущество, независимо от
того, где оно находилось в момент национализации – на территории советского государства
или за его пределами. В последующем практика стала склоняться к признанию права
собственности советского государства на национализированное им имущество. В
отечественной доктрине обращение к оговорке о публичном порядке рассматривается
как экстраординарное, исключительное явление. Указывается на отсутствие
примеров ее применения на практике как государственных, так и третейских судов,
например в практике Внешнеторговой арбитражной комиссии при
Торгово-промышленной палате СССР и позднее – Международного коммерческого
арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. В
теоретической плане потребность в оговорке обсуждалась применительно к случаям,
когда коллизионная норма отсылает к иностранному закону, ограничивающему права
и свободы граждан (по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или
религиозной принадлежности).
Международное частное право, вопреки своему названию,
в целом носит национальный характер. В отличие от международного публичного
права, единого для всех государств, международное частное право существует в
рамках национального права каждого государства: “российское международное
частное право”, “японское международное частное право” и т.д.
Национальный характер не исключает наличия в
международном частном праве разных государств общих черт. В гражданском праве
разных государств встречаются одинаковые или близкие положения и правила. И это
понятно: хотя право и относится к области внутренней юрисдикции государств, в
процессе их сотрудничества происходит взаимовлияние в области права. Тем более
такое взаимовлияние ощутимо в сфере международного частного права. По своей
природе оно регулирует такие отношения, которые непосредственно лежат в сфере
международного общения, что неизбежно сказывается на содержании самого права.
Вместе с тем международное частное право не является частью гражданского
права, оно занимает самостоятельное место в системе внутригосударственного
права – является его самостоятельной отраслью со своим специфическим предметом
и методами регулирования. Международное частное право включает в себя два вида
норм – коллизионные (внутренние и договорные) и унифицированные материальные
гражданско-правовые. Только они отвечают как предмету, так и методу
международного частного права, что обуславливает их объединение в
самостоятельную отрасль права.
Коллизионные нормы отличаются системностью.
Системность коллизионных норм обусловлена: 1) однородным характером отношений,
на которые воздействуют эти нормы (отношения гражданско-правового характера в
широком смысле слова, осложненные иностранным элементом): 2) их общим
назначением (преодоление коллизионной проблемы); 3) общим способом воздействия
на отношения (метод регулирования); 4) единообразным строением коллизионных
норм, отличным от структуры иных правовых норм. Совокупность коллизионных норм
того или иного государства составляет “коллизионное право” этого государства:
оно носит национальный характер и является частью национального права соответствующего
государства. Коллизионное право - это основная часть системы международного
частного права, определяющая его основные черты и особенности.
Тем не менее, сложность проблем возникающих при
применении коллизионного способа регулирования даже с использованием правил, их
регламентирующих, порождает серьезные, подчас непреодолимые, трудности в
правовой регламентации гражданских правоотношений, осложненных иностранным
элементом. Интересы развития международного гражданского оборота требуют совершенствования
этого способа. С конца девятнадцатого века начался процесс унификации, т.е.
создания единообразных коллизионных норм. Унификация осуществляется в форме
международных договоров, заключаемых меду государствами. Последние берут на
себя международно-правовое обязательство применять сформулированные в договоре
единообразные коллизионные нормы по определенному кругу гражданских правоотношений. Использование унифицированных норм снимает
частично недостатки коллизионного способа: способствует ликвидации такого
негативного явления, как “коллизия коллизий”, уменьшает вероятность
возникновения “хромающих отношений”, восполняет пробелы в национальном
коллизионном праве.
Однако никакое фактическое совпадение, даже
значительное, в гражданском праве разных стран не исключает возможности
возникновения между ними коллизий и необходимости выбора права: формально
совпадающие нормы позитивного права получают разную интерпретацию в реальной
юридической практике. Материально-правовой способ регулирования может
осуществляться и в национально-правовой форме: государство в своем внутреннем
праве устанавливает материальные гражданско-правовые нормы, специально предназначенные
для регулирования гражданских правоотношений с иностранным элементом. Примером
могут послужить нормы, регулирующие правовое положение субъектов международного
гражданского оборота (иностранцев на территории России и российских граждан за
рубежом).
Возможна и другая правовая форма унификации: принятие рядом государств так называемых примерных законов
или иных рекомендаций, выработанных специально созданными для этого органами
или же в порядке, заключения международного договора. В дальнейшем рекомендации
воспринимаются актами внутреннего законодательства. Унификация норм
международного частного права может достигаться также посредством применения
международных торговых обычаев, которые в отдельных сферах международного
общения (торговое мореплавание, международные расчеты) получили широкое
признание и использование. Созданию единого правового режима способствуют также
рекомендуемые международными организациями, национальными торговыми палатами,
промышленными и торговыми ассоциациями примерные договоры и общие условия,
которые отражают внешнеторговую практику.
Список литературы:
1 Звеков В.П. Международное частное право. М.: Норма,
1999
2 Дмитриева Г.К., Довгерт А.С., Панов
В.П. и др. Международное частное право: Учеб. Пособие. М.: Юрист, 1993.
3 Богуславский М.М. Международное
частное право: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. М.: Международные отношения,
1994
4 Ермолаев В.Г., Сиваков О.В.
Международное частное право. Курс лекций. «Былина». М. 1998 г.
|