Реферат: НАФТА, как проявление интеграционных процессов в североамериканском регионе, во внешней политике Канады
Реферат: НАФТА, как проявление интеграционных процессов в североамериканском регионе, во внешней политике Канады
Дипломная работа студента 5 курса
белорусскоязычного отделения исторического факультета Коренковича Вадима
Министерство образования Республики
Беларусь
Белорусский Государственный Университет
Факультет международных отношений
Минск 1998 г.
НАФТА
в действии. НАФТА и Канада : результаты деятельности.
Введение
В
последнее десятилетие уходящего двадцатого века развитие экономических и
политических процессов в различных регионах современного мира происходило под
влиянием многочисленных факторов и событий, и все же анализ изменений в
экономической и политической картинах мира к настоящему времени , позволяет
выделить две превалирующие тенденции: сепаратизм и к интернационализация.
Примерами могут служить, в первом случае, сепаратистские движения в Квебеке,
Шотландии, Уэльсе и Испании , а во втором тенденции к интернационализации и
транснационализации экономических процессов, объединительный процесс в Европе.
Эти две на первый взгляд противоречивые тенденции значительным образом влияют
на формирование внешней и внутренней политики стран мира, высвечивают новые
аспекты исторически сложившихся конфликтов, но одновременно с этим во многом
помогают найти новые решения и новый взгляд на существующие проблемы, как это
происходит в Шотландии или в Канаде, где во время обострения квебекского
сепаратизма наряду с рассматрением варианта как выделения провинции в
суверенное государственное образование как националисты, так и сторонники
федерального правительства не могли сбросить со счетов роль, играемую
объединенной Канадой в интграционных процессах на континенте и проблемы, такие
как усложнение и ослабление экономических связей с другими провинциями, с
которыми Квебеку неминуемо пришлось бы столкнуться при выделении его в
самостоятельное государственное образование.
В
связи с вышеизложенным представляется важным рассмотрение проявления тенденции
к интернационализации на региональном уровне для получения более четкого
представления о ее движущих силах, побудительных мотивах стран, втянутых в эти
процессы, и выявления возможных перспектив развития данных процессов.
Данная
работа ставит перед собой целью рассмотрение тенденций к глобализации и
интернационализации в Североамериканском регионе на примере Североамериканского
соглашения о свободной торговле (НАФТА), анализ механизма его действия и
рассмотрение результатов, достигнутых экономиками стран участниц в результате
действия данного соглашения в период с 1994 года по сегодняшний день.
Значительное место в работе уделяется изменениям в экономиках стран- участниц
НАФТА, так как это является неотъемлимой частью анализа результатов НАФТА, как соглашения
имеющего в первую очередь экономический характер.
Несмотря
на то что процесс развития Соглашения сложно рассматривать разрезе лишь одной
из стран-участниц, акцент в данной работе сделан на анализ процессов
происходивших в Канаде, так как эта страна, уступая в экономическом потенциале
Соединенным Штатам, значительно опрежает в этом отношении Мексику. Это дает
возможность оценить результаты, которые принесла деятельность НАФТА в данном
регионе, не делая значительных скидок на показатели экономического развития
страны и являясь, в следствие этого, своего рода стандартом.
Работа
в основном основана на материалах, предоставляемые глобальной сетью Интернет в
сайтах “НАФТА”, “Оранизации американских государств”, “Канада”, среди которых
можно выделить “Сборник отчетов изданных офисом Торгового представительства
Соединенных Штатов Америки и связанных с ним организаций” за 1997 год [1], обзор Североамериканского соглашения о
свободной торговле, изданный Организацией Американских Государств и содержащий
детальное и постатейное изложение Соглашения,[2] обзор деятельности НАФТА, изданный канадским Департаментом
Иностранных дел и международной торговли[3], а также ряд публикаций в таких американских
и канадских периодических изданиях, как “Washington Times”, “Washington Post” и “Montreal Gazette”
Глава 1. НАФТА в действии
Североамериканскиое
соглашение о свободной торговле (НАФТА) между Канадой, Соединенными Штатами
Америки и Мексикой вступило в силу 1 января 1994 года. Созданное для поощрения
увеличения торговли и инвестиций между партнерами по НАФТА, Соглашение содержит
грандиозный план уничтожения тарифов и сокращения нетарифных барьеров наряду с
обстоятельными положениями по ведению бизнеса в зоне свбодной торговли. Это
включает в себя правила, касающиеся инвестиций, услуг, интеллектуальной
собственности, конкуeренции и передвижения деловых людей через
границы.[4]
НАФТА
увеличила доступ Канады на американский и мексиканский рынки, а также повысила
привлекательность канадской экономики для иностранных инвесторов. С момента
вступления НАФТА в силу, канадский экспорт на эти рынки впечатляюще вырос, а
прямые заграничные инвестиции в Канаду изо всех источников устойчиво росли.
Однако
что более важно, НАФТА и его предшественник, Канадско-американское Соглашение о
свободной торговле (FTA) стимулировали значительный прогресс в
производительности и специализации в канадской экономике и способствовали
повышению масштаба экономики, качества продуктов, конкурентноспособности цены.
Результатом стало повышение общей конурентноспособности канадского экспорта как
товаров, так и услуг.
Широкая
сфера торговли является основной движущей силой экономического роста и создания
новых рабочих мест в окрытой экономике, примером которой является Канада.
Отношение экспорта товаров и услуг к валовому национальному продуту (ВНП) в
1996 составило 38.4 процента[5] и сделало Канаду самой глобально
интегрированой изо всех стран большой семерки.
В
результате четырех лет претворения в жизнь, НАФТА развило существующие
тенденции к конвергенции рынков в Северной Америке. Это демонстрируют
показатели 1997 года, которые отражают 388.3 миллиарда долларов США в общей
двусторонней торговле Канады с партнерами по НАФТА, более 200 миллиардов
долларов США исходящих и входящих иностранных прямых инвестиций и более 50
милиардов долларов США в торговле и услугах между Канадой и США.[6] Эти цифры показывают, что важные рынки
для широкого спктра товаров, услуг, финансовых ресурсов и технологий уже
существуют и процветают во в значительной мере интегрированой коммерческой
среде.
НАФТА
обладает четкой организационной структурой. Центральным институтом НАФТА
является Комиссия по свободной торговле, в которую входят представители на уровне
министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением
и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при
интерпретации Соглашения. Она также наблюдает за работой более чем 30 комитетов
и рабочих груп НАФТА. Последние собрания Комиссии проходили в Вашингтоне, США в
1997 году и в Мексико в начале 1998 года.
Министры
согласились о том, что Комиссия в ее работе будет оказывать содействие
Координирующий секретариат НАФТА (NCS),
создание которого планировалось на конец 1997 года в Мексико Сити. Секретариат
призван служить официальным архивом работы НАФТА и выполнять роль рабочего
секретариата при Комиссии.
НАФТА
предусматривает дальнейшую работу по оказанию помощи в достижении создания зоны
свободной торговли. В соответствии с Соглашением, с целью способствования
торговле и инвестициям. обеспечения эффективного претворения в жизнь норм НАФТА
и их администрирования были созданы более 30 рабочих групп и комитетов.
Основные области, в которых ведется работа по созданию норм, включают в себя
происхождение товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными товарами и
субсидии в эту область экономики, стандартизацию товаров, госпоставки и
передвижение деволых людей через границы. Эти рабочие группы и комитеты ежегодно
предоставляют отчет Комиссии НАФТА.
Рабочие
группы и комитеты НАФТА также помогают сделать процесс претворения НАФТА в
жизнь более гладким, обеспечить создание форума для изучения способов дальнешей
либерализации торговли между странами-участницами. Примером может служить
последовательная политика Канады, направленная на ускоренное снижение тарифов
на некоторые виды товаров. Кроме того, рабочие группы и комитеты НАФТА создают
арену для обсуждения спорных вопросов, свободную от политики, и, используя обсуждение
проблем на ранней стадии их развития, помогают избежать процедур разрешения
споров.
В
настоящее время большая часть торговли, осуществляемой в Северной Америке,
происходит в соответствии с ясными, четкими и прочно установившимися нормами
НАФТА и Всемирной организации торговли (ВТО). Однако, несмотря на это, в сфере
торговли подобного масштаба неизменно возникают спорные вопросы. При
возникновении подобных ситуаций НАФТА выступает за дружеское разрешение спора
государствами, чьи интересы затронуты, с помощью комитетов и рабочих групп
НАФТА или других консультативных органов. В случае если взаимоприемлимое
решение не будет найдено, НАФТА предусматривает скорое и эффекттивное
рассмотрение проблемы группой экспертов.
Администрирование
положений НАФТА, связанных с разрешением споров, возложено на канадскую,
американскую и мексиканскую национальные секции Секритариата НАФТА. В первые
девять месяцев 1996 - 97 финансового года Секретариат назначил 14 рассмотрений
группами экспертов в соответствии с Главой 19 Соглашения и одно арбитражное
рассмотрение согласно Главе 20. В 1996 были приняты восемь решений группой
экспертов согласно Главе 19 и один отчет группы экспертов согласно Главе 20.
Двадцатая
глава Североамериканского солашения о свободной торговле установливает
институциональный механизм и процедуру разрешения споров. На конец 1996 года в
соответствии с этой главой были затребованы 11 консультаций по 10 случаям, один
из которых был передан для арбитражного рассмотрения. В четырнадцатой главе
дополнительно оговариваются специальные процедуры для разрешения любых споров,
касающихся финансовых услуг.[7]
Основываясь
на Канадско- американском соглашении о свободной торговле (FTA), НАФТА включает в себя (в Главе 19)
уникальную систему рассмотрения экспертами, представляющими две страны,
национальных решений по вопросам антидемпинга и компенсационной пошлины,
замещая тем самым юридическое рассмотрение и каждой из трех стран.[8] Со времени принятия НАФТА поступило уже
73 запроса на расмотрение вопроса группой экспертов, в соответствии с Главой 19
Соглашения.
Что
же касается разрешения вопросов, связанных с инвестициями, НАФТА использует
процедуры “смешанного “ арбитража между инвестором, чьим интересам наносится
ущерб, и заинтересованным правительством, основываясь на общих процедурах
установленных канадскими соглашениями о защите иностранных инвестиций и Мировым
банковским центром урегулирования споров, связанных с инвестициями. НАФТА также
требует от национальных агенств уважения к принципам справедливости и
прозрачности.
На
национальные секции НАФТА возложена ответственноть и за разрешение споров по
другим соглашениям о свободной торговле, заключенными этими странами не в
рамках НАФТА. Так, еще в 1997 году на канадскую секция Секретариата НАФТА была
возложена ответственность за администрирование процесса разрешения споров
согласно Главе 8 канадско-израильского соглашение о свободной торговле, и такая
же ответственность по канадско -чилийскому соглашению о свободной торговле.
НАФТА
создавалось как соглашение, направленное вовне, потенциально рассчитанное на
расширение за счет присоединения к нему новых участников.[9] Страны, уже состоящие в НАФТА, в общем, придерживаются той
позиции, что членство в НАФТА должно быть открытым для всех стран, изъявляющих
желание присоединится к Соглашению и способных принять на себя обязательства,
налагаемые им, включая параллельные соглашения по вопросам труда и окружающей
среды.
Уже
начиная с 1994 года начались разговоры о присоединении Чили к НАФТА, хотя
официальные переговоры по этому вопросу начались только в июне 1995 года, и эти
реальные шаги к расширению состава участников Соглашения сразу же получили как
сторонников, так и противников. Представители первых, как в Канаде так и в США
аппелировали к тому, что более прочные экономические связи с Чили создадут
больше возможностей для торговли и инвестиций на этом рынке, характеризующемся
высокими темпами роста. Любимым высказыванием партии сторонников присоединения
Чили стали слова, произнесенные Фрэнком Хэрдом еще в 1884 году: “Каждый доллар,
на который растет цена вследствие покровительственных тарифов, означает день
рабского труда, а часы ненужной работы, которая требуется для этого, крадутся
из бесценного времени, предназначенного на выполнение личных обязанностей
каждого.”[10] И на самом деле, правительство,
ограничивающее мировую конкуренцию среди производителей с помощью тарифов или
других торговых барьеров, увеличивает налоговое бремя всех потребителей, в том
числе и в своей стране.
Сами
Чили неоднократно доказывали свою готовность присоединитьсяк НАФТА. Еще за
несколько лет до заключения Соглашения они пошли на существенное снижение
тарифов, но к 1997 темпы этого снижения пошли на убыль, так как в Чили возникли
опасения, что дольнейшее снижение тарифов ухудшат позицию Чили при обсуждении
возможностей их присоединения к НАФТА. С связи с этим чилийские тарифы на
некоторое время зависли на уровне 15 процентов, в ожидании того дня, когда они
смогут быть снижены еще больше, в обмен на снижение торговых сборов и больший
доступ на рынки будущих торговых партнеров.[11]
Казалось
бы, учитывая положительные результаты начальной деятельности НАФТА, его влияния
на развитие экономик стран-участниц, идея расширения не должна была встретить
препятствий на пути к претворению в жизнь, но в США у нее все же появился ряд
оппонентов. Часть консерваторов высказывалась за сохранение торговых барьеров
для защиты некоторых блаприятствуемых отраслей и занятых в них сотрудников, а
часть либералов стояли за сохранение барьеров с целью защиты окружающей среды и
своих сторонников, состоящих в профсоюзах.
Столкнувшись
в 1997 году с подобным противодействием со сотороны США, Канада и Чили удачно
завершили переговоры о временном двустороннем соглашении о свободной торговле и
параллельных соглашениях о сотрудничестве в области охраны труда и окружающей
среды, что было призвано служить мостом на пути к присоединению Чили к НАФТА.
Мексико также вела переговоры с Чили о пересмотре соглашения между ними о
свободной торговле с целью ее усиления.
Следует,
однако отметить, что сотрудничество стрfн членов НАФТА не ограничено лишь сугубо экономическими вопросами
снижения тарфов и либерализации рынков. Значительные успехи были достигнуты в
сотрудничестве в таких областях как охрана окружающей среды и труда.
Североамериканские соглашения по сотрудничеству в этих областях, переговоры о
заключении которых и осуществление проходили параллельно с НАФТА, были созданы
для содействия большему сотрудничеству между странами-партнерами в этих
областях и способствования эффективному исполнению законов и предписаний каждой
из стран.
В
1994 году в рамках Североамериканского соглашения по сотрудничеству в сфере
труда была создана Комиссия по сотрудничесву в сфере труда для содействия
сотрудничеству по трудовым вопросам между членами НАФТА и способствования
эффективному исполнению национального трудового законодательства. Комиссия
состоит из Совета Министров, в состав которого входят министры труда от каждой
из стран-участниц, и Секретариата, располагающегося в Далласе, штат Техас.
Секретариат
обеспечивает административную, техническую и производственную помощь Совету,
несет ответственность за осуществление ежегодной рабочей программы.
Национальные административные офисы, располагающиеся в департаментах труда в
каждой из трех стран, служат местными рабочими станциями по претворению
Соглашения в жизнь.
В
отношении Североамериканского соглашения по сотрудничеству в сфере труда,
канадское межправительственное соглашение устанавливает механизм участия
провинций и оно уже подписано Альбертой, Квебеком и Манитобой. Данное
соглашение обеспечивает провинциям важную роль в развитии и управлении
действиями Канады в рамках Североамериканского соглашения по сотрудничеству в
сфере труда, под которое в настоящее время, при совместном участии
вышеуказанных провинций и федерального правительства, подпадает более 40
процентов рабочей силы Канады.
К
июню 1997 года в рамках Североамериканского соглашения по сотрудничеству в
сфере труда было принято семь совместных коммюнике, связанных со свободой
ассоциаций, шесть из которых имели отношение к Месике (одно было поздне
отозвано), одно к Соединенным Штатам и ни одно к Канаде.
В
1996 году Комиссия издала прдеварительный отчет, описывающий североамериканские
рынки труда. Она также издала первичный отчет по трудовому законодательству в
Канаде, Мексике и США в области производственных отношений ( свобода асоциаций
и право на участие в организациях, право на коллективное отстаивание своих
интересов и право на забастовки). В ответ на запрос Совета, Секретариат
закончил изучение эффектов произведенным внезапным закрытием предприятий на
свободу ассоциаций и право на участие в организациях. В феврале 1997 года
Секретариат организовал Первый Североамериканский семинар по доходам и
продуктивности с участием представителей деловых, трудовых и академических
кругов.
Комиссия
по сотрудничеству в сфере охраны окружающей среды была создана в 1994 году в
соответствии с Североамериканским соглашением о сотрудничестве области охраны
окружающей среды для усиления регионального сотрудничества, снижения возможных
конфликтов и способствования эффективному исполнению законодательства в этой
сфере. Она также содействует сотрудничеству и участию общественности в
ускорении процессов консервации, защиты и улучшения окружающей среды в Северной
Америке. Соглашение, подписанное Канадой, Мексикой и США дополняет положения
НАФТА затрагивающие вопросы связаные с окружающей средой.
Комиссия
по сотрудничеству в сфере охраны окружающей среды включает в себя три основных
элемента: Совет, Совместный общественный консультативный комитет и Секретариат.
Совет является руководящим органом Комиссии и состоит из представителей на
уровне министров от каждой из трех стран. Совместный общественный
консультативный комитет насчитывает пятнадцать членов, по пять представителей
от каждой страны. Он консультирует совет по любым вопросам в рамках Соглашения.
Секретариат обеспечивает административную, техническую и оперативную помощь
Совету и несет ответственность за осуществление ежегодной рабочей программы.
Страницы: 1, 2
|
|