рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: НАФТА, как проявление интеграционных процессов в североамериканском регионе, во внешней политике Канады рефераты

Реферат: НАФТА, как проявление интеграционных процессов в североамериканском регионе, во внешней политике Канады

Дипломная работа студента 5 курса белорусскоязычного отделения  исторического факультета  Коренковича Вадима

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Университет

Факультет международных отношений

Минск 1998 г.

НАФТА в действии. НАФТА и Канада : результаты деятельности.

Введение

В последнее десятилетие уходящего двадцатого века развитие экономических и политических процессов в различных регионах современного мира происходило под влиянием многочисленных факторов и событий, и все же анализ изменений в экономической и политической картинах мира к настоящему времени , позволяет выделить две превалирующие тенденции: сепаратизм и к интернационализация. Примерами могут служить, в первом случае, сепаратистские движения в Квебеке, Шотландии, Уэльсе и Испании , а во втором тенденции к интернационализации и транснационализации экономических процессов, объединительный процесс в Европе. Эти две на первый взгляд противоречивые тенденции значительным образом влияют на формирование внешней и внутренней политики стран мира, высвечивают новые аспекты исторически сложившихся конфликтов, но одновременно с этим во многом помогают найти новые решения и новый взгляд на существующие проблемы, как это происходит в Шотландии или в Канаде, где во время обострения квебекского сепаратизма наряду с рассматрением варианта как выделения провинции в суверенное государственное образование как националисты, так и сторонники федерального правительства не могли сбросить со счетов роль, играемую объединенной Канадой в интграционных процессах на континенте и проблемы, такие как усложнение и ослабление экономических связей с другими провинциями, с которыми Квебеку неминуемо пришлось бы столкнуться при выделении его в самостоятельное государственное образование.

В связи с вышеизложенным представляется важным рассмотрение проявления тенденции к интернационализации на региональном уровне для получения более четкого представления о ее движущих силах, побудительных мотивах стран, втянутых в эти процессы, и выявления возможных перспектив развития данных процессов.

Данная работа ставит перед собой целью рассмотрение тенденций к глобализации и интернационализации в Североамериканском регионе на примере Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), анализ механизма его действия и рассмотрение результатов, достигнутых экономиками стран участниц в результате действия данного соглашения в период с 1994 года по сегодняшний день. Значительное место в работе уделяется изменениям в экономиках стран- участниц НАФТА, так как это является неотъемлимой частью анализа результатов НАФТА, как соглашения имеющего в первую очередь экономический характер.

Несмотря на то что процесс развития Соглашения сложно рассматривать разрезе лишь одной из стран-участниц, акцент в данной работе сделан на анализ процессов происходивших в Канаде, так как эта страна, уступая в экономическом потенциале Соединенным Штатам, значительно опрежает в этом отношении Мексику. Это дает возможность оценить результаты, которые принесла деятельность НАФТА в данном регионе, не делая значительных скидок на показатели экономического развития страны и являясь, в следствие этого, своего рода стандартом.

Работа в основном основана на материалах, предоставляемые глобальной сетью Интернет в сайтах “НАФТА”, “Оранизации американских государств”, “Канада”, среди которых можно выделить “Сборник отчетов изданных офисом Торгового представительства Соединенных Штатов Америки и связанных с ним организаций” за 1997 год [1], обзор Североамериканского соглашения о свободной торговле, изданный Организацией Американских Государств и содержащий детальное и постатейное изложение Соглашения,[2] обзор деятельности НАФТА, изданный канадским Департаментом Иностранных дел и международной торговли[3], а также ряд публикаций в таких американских и канадских периодических изданиях, как “Washington Times”, “Washington Post” и “Montreal Gazette”

Глава 1. НАФТА в действии

Североамериканскиое соглашение о свободной торговле (НАФТА) между Канадой, Соединенными Штатами Америки и Мексикой вступило в силу 1 января 1994 года. Созданное для поощрения увеличения торговли и инвестиций между партнерами по НАФТА, Соглашение содержит грандиозный план уничтожения тарифов и сокращения нетарифных барьеров наряду с обстоятельными положениями по ведению бизнеса в зоне свбодной торговли. Это включает в себя правила, касающиеся инвестиций, услуг, интеллектуальной собственности, конкуeренции и передвижения деловых людей через границы.[4]

НАФТА увеличила доступ Канады на американский и мексиканский рынки, а также повысила привлекательность канадской экономики для иностранных инвесторов. С момента вступления НАФТА в силу, канадский экспорт на эти рынки впечатляюще вырос, а прямые заграничные инвестиции в Канаду изо всех источников устойчиво росли.

Однако что более важно, НАФТА и его предшественник, Канадско-американское Соглашение о свободной торговле (FTA) стимулировали значительный прогресс в производительности и специализации в канадской экономике и способствовали повышению масштаба экономики, качества продуктов, конкурентноспособности цены. Результатом стало повышение общей конурентноспособности канадского экспорта как товаров, так и услуг.

Широкая сфера торговли является основной движущей силой экономического роста и создания новых рабочих мест в окрытой экономике, примером которой является Канада. Отношение экспорта товаров и услуг к валовому национальному продуту (ВНП) в 1996 составило 38.4 процента[5] и сделало Канаду самой глобально интегрированой изо всех стран большой семерки.

В результате четырех лет претворения в жизнь, НАФТА развило существующие тенденции к конвергенции рынков в Северной Америке. Это демонстрируют показатели 1997 года, которые отражают 388.3 миллиарда долларов США в общей двусторонней торговле Канады с партнерами по НАФТА, более 200 миллиардов долларов США исходящих и входящих иностранных прямых инвестиций и более 50 милиардов долларов США в торговле и услугах между Канадой и США.[6] Эти цифры показывают, что важные рынки для широкого спктра товаров, услуг, финансовых ресурсов и технологий уже существуют и процветают во в значительной мере интегрированой коммерческой среде.

НАФТА обладает четкой организационной структурой. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле, в которую входят представители на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при интерпретации Соглашения. Она также наблюдает за работой более чем 30 комитетов и рабочих груп НАФТА. Последние собрания Комиссии проходили в Вашингтоне, США в 1997 году и в Мексико в начале 1998 года.

Министры согласились о том, что Комиссия в ее работе будет оказывать содействие Координирующий секретариат НАФТА (NCS), создание которого планировалось на конец 1997 года в Мексико Сити. Секретариат призван служить официальным архивом работы НАФТА и выполнять роль рабочего секретариата при Комиссии.

НАФТА предусматривает дальнейшую работу по оказанию помощи в достижении создания зоны свободной торговли. В соответствии с Соглашением, с целью способствования торговле и инвестициям. обеспечения эффективного претворения в жизнь норм НАФТА и их администрирования были созданы более 30 рабочих групп и комитетов. Основные области, в которых ведется работа по созданию норм, включают в себя происхождение товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными товарами и субсидии в эту область экономики, стандартизацию товаров, госпоставки и передвижение деволых людей через границы. Эти рабочие группы и комитеты ежегодно предоставляют отчет Комиссии НАФТА.

Рабочие группы и комитеты НАФТА также помогают сделать процесс претворения НАФТА в жизнь более гладким, обеспечить создание форума для изучения способов дальнешей либерализации торговли между странами-участницами. Примером может служить последовательная политика Канады, направленная на ускоренное снижение тарифов на некоторые виды товаров. Кроме того, рабочие группы и комитеты НАФТА создают арену для обсуждения спорных вопросов, свободную от политики, и, используя обсуждение проблем на ранней стадии их развития, помогают избежать процедур разрешения споров.

В настоящее время большая часть торговли, осуществляемой в Северной Америке, происходит в соответствии с ясными, четкими и прочно установившимися нормами НАФТА и Всемирной организации торговли (ВТО). Однако, несмотря на это, в сфере торговли подобного масштаба неизменно возникают спорные вопросы. При возникновении подобных ситуаций НАФТА выступает за дружеское разрешение спора государствами, чьи интересы затронуты, с помощью комитетов и рабочих групп НАФТА или других консультативных органов. В случае если взаимоприемлимое решение не будет найдено, НАФТА предусматривает скорое и эффекттивное рассмотрение проблемы группой экспертов.

Администрирование положений НАФТА, связанных с разрешением споров, возложено на канадскую, американскую и мексиканскую национальные секции Секритариата НАФТА. В первые девять месяцев 1996 - 97 финансового года Секретариат назначил 14 рассмотрений группами экспертов в соответствии с Главой 19 Соглашения и одно арбитражное рассмотрение согласно Главе 20. В 1996 были приняты восемь решений группой экспертов согласно Главе 19 и один отчет группы экспертов согласно Главе 20.

Двадцатая глава Североамериканского солашения о свободной торговле установливает институциональный механизм и процедуру разрешения споров. На конец 1996 года в соответствии с этой главой были затребованы 11 консультаций по 10 случаям, один из которых был передан для арбитражного рассмотрения. В четырнадцатой главе дополнительно оговариваются специальные процедуры для разрешения любых споров, касающихся финансовых услуг.[7]

Основываясь на Канадско- американском соглашении о свободной торговле (FTA), НАФТА включает в себя (в Главе 19) уникальную систему рассмотрения экспертами, представляющими две страны, национальных решений по вопросам антидемпинга и компенсационной пошлины, замещая тем самым юридическое рассмотрение и каждой из трех стран.[8] Со времени принятия НАФТА поступило уже 73 запроса на расмотрение вопроса группой экспертов, в соответствии с Главой 19 Соглашения.

Что же касается разрешения вопросов, связанных с инвестициями, НАФТА использует процедуры “смешанного “ арбитража между инвестором, чьим интересам наносится ущерб, и заинтересованным правительством, основываясь на общих процедурах установленных канадскими соглашениями о защите иностранных инвестиций и Мировым банковским центром урегулирования споров, связанных с инвестициями. НАФТА также требует от национальных агенств уважения к принципам справедливости и прозрачности.

На национальные секции НАФТА возложена ответственноть и за разрешение споров по другим соглашениям о свободной торговле, заключенными этими странами не в рамках НАФТА. Так, еще в 1997 году на канадскую секция Секретариата НАФТА была возложена ответственность за администрирование процесса разрешения споров согласно Главе 8 канадско-израильского соглашение о свободной торговле, и такая же ответственность по канадско -чилийскому соглашению о свободной торговле.

НАФТА создавалось как соглашение, направленное вовне, потенциально рассчитанное на расширение за счет присоединения к нему новых участников.[9] Страны, уже состоящие в НАФТА, в общем, придерживаются той позиции, что членство в НАФТА должно быть открытым для всех стран, изъявляющих желание присоединится к Соглашению и способных принять на себя обязательства, налагаемые им, включая параллельные соглашения по вопросам труда и окружающей среды.

Уже начиная с 1994 года начались разговоры о присоединении Чили к НАФТА, хотя официальные переговоры по этому вопросу начались только в июне 1995 года, и эти реальные шаги к расширению состава участников Соглашения сразу же получили как сторонников, так и противников. Представители первых, как в Канаде так и в США аппелировали к тому, что более прочные экономические связи с Чили создадут больше возможностей для торговли и инвестиций на этом рынке, характеризующемся высокими темпами роста. Любимым высказыванием партии сторонников присоединения Чили стали слова, произнесенные Фрэнком Хэрдом еще в 1884 году: “Каждый доллар, на который растет цена вследствие покровительственных тарифов, означает день рабского труда, а часы ненужной работы, которая требуется для этого, крадутся из бесценного времени, предназначенного на выполнение личных обязанностей каждого.”[10] И на самом деле, правительство, ограничивающее мировую конкуренцию среди производителей с помощью тарифов или других торговых барьеров, увеличивает налоговое бремя всех потребителей, в том числе и в своей стране.

Сами Чили неоднократно доказывали свою готовность присоединитьсяк НАФТА. Еще за несколько лет до заключения Соглашения они пошли на существенное снижение тарифов, но к 1997 темпы этого снижения пошли на убыль, так как в Чили возникли опасения, что дольнейшее снижение тарифов ухудшат позицию Чили при обсуждении возможностей их присоединения к НАФТА. С связи с этим чилийские тарифы на некоторое время зависли на уровне 15 процентов, в ожидании того дня, когда они смогут быть снижены еще больше, в обмен на снижение торговых сборов и больший доступ на рынки будущих торговых партнеров.[11]

Казалось бы, учитывая положительные результаты начальной деятельности НАФТА, его влияния на развитие экономик стран-участниц, идея расширения не должна была встретить препятствий на пути к претворению в жизнь, но в США у нее все же появился ряд оппонентов. Часть консерваторов высказывалась за сохранение торговых барьеров для защиты некоторых блаприятствуемых отраслей и занятых в них сотрудников, а часть либералов стояли за сохранение барьеров с целью защиты окружающей среды и своих сторонников, состоящих в профсоюзах.

Столкнувшись в 1997 году с подобным противодействием со сотороны США, Канада и Чили удачно завершили переговоры о временном двустороннем соглашении о свободной торговле и параллельных соглашениях о сотрудничестве в области охраны труда и окружающей среды, что было призвано служить мостом на пути к присоединению Чили к НАФТА. Мексико также вела переговоры с Чили о пересмотре соглашения между ними о свободной торговле с целью ее усиления.

Следует, однако отметить, что сотрудничество стрfн членов НАФТА не ограничено лишь сугубо экономическими вопросами снижения тарфов и либерализации рынков. Значительные успехи были достигнуты в сотрудничестве в таких областях как охрана окружающей среды и труда. Североамериканские соглашения по сотрудничеству в этих областях, переговоры о заключении которых и осуществление проходили параллельно с НАФТА, были созданы для содействия большему сотрудничеству между странами-партнерами в этих областях и способствования эффективному исполнению законов и предписаний каждой из стран.

В 1994 году в рамках Североамериканского соглашения по сотрудничеству в сфере труда была создана Комиссия по сотрудничесву в сфере труда для содействия сотрудничеству по трудовым вопросам между членами НАФТА и способствования эффективному исполнению национального трудового законодательства. Комиссия состоит из Совета Министров, в состав которого входят министры труда от каждой из стран-участниц, и Секретариата, располагающегося в Далласе, штат Техас.

Секретариат обеспечивает административную, техническую и производственную помощь Совету, несет ответственность за осуществление ежегодной рабочей программы. Национальные административные офисы, располагающиеся в департаментах труда в каждой из трех стран, служат местными рабочими станциями по претворению Соглашения в жизнь.

В отношении Североамериканского соглашения по сотрудничеству в сфере труда, канадское межправительственное соглашение устанавливает механизм участия провинций и оно уже подписано Альбертой, Квебеком и Манитобой. Данное соглашение обеспечивает провинциям важную роль в развитии и управлении действиями Канады в рамках Североамериканского соглашения по сотрудничеству в сфере труда, под которое в настоящее время, при совместном участии вышеуказанных провинций и федерального правительства, подпадает более 40 процентов рабочей силы Канады.

К июню 1997 года в рамках Североамериканского соглашения по сотрудничеству в сфере труда было принято семь совместных коммюнике, связанных со свободой ассоциаций, шесть из которых имели отношение к Месике (одно было поздне отозвано), одно к Соединенным Штатам и ни одно к Канаде.

В 1996 году Комиссия издала прдеварительный отчет, описывающий североамериканские рынки труда. Она также издала первичный отчет по трудовому законодательству в Канаде, Мексике и США в области производственных отношений ( свобода асоциаций и право на участие в организациях, право на коллективное отстаивание своих интересов и право на забастовки). В ответ на запрос Совета, Секретариат закончил изучение эффектов произведенным внезапным закрытием предприятий на свободу ассоциаций и право на участие в организациях. В феврале 1997 года Секретариат организовал Первый Североамериканский семинар по доходам и продуктивности с участием представителей деловых, трудовых и академических кругов.

Комиссия по сотрудничеству в сфере охраны окружающей среды была создана в 1994 году в соответствии с Североамериканским соглашением о сотрудничестве области охраны окружающей среды для усиления регионального сотрудничества, снижения возможных конфликтов и способствования эффективному исполнению законодательства в этой сфере. Она также содействует сотрудничеству и участию общественности в ускорении процессов консервации, защиты и улучшения окружающей среды в Северной Америке. Соглашение, подписанное Канадой, Мексикой и США дополняет положения НАФТА затрагивающие вопросы связаные с окружающей средой.

Комиссия по сотрудничеству в сфере охраны окружающей среды включает в себя три основных элемента: Совет, Совместный общественный консультативный комитет и Секретариат. Совет является руководящим органом Комиссии и состоит из представителей на уровне министров от каждой из трех стран. Совместный общественный консультативный комитет насчитывает пятнадцать членов, по пять представителей от каждой страны. Он консультирует совет по любым вопросам в рамках Соглашения. Секретариат обеспечивает административную, техническую и оперативную помощь Совету и несет ответственность за осуществление ежегодной рабочей программы.

Страницы: 1, 2