рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Монополизации как фактор максимизации прибыли рефераты

Реферат: Монополизации как фактор максимизации прибыли

Введение

В данной работе анализируется явление монополизации как фактор максимизации прибыли. Возникающая наряду с этим проблема чистых потерь имеет ряд особенностей в попытках их преодоления и разрешения. Общий подход к теме работы формулируется в следующих положениях.

Cмысл организации крупного производства был бы минимален, если бы пришлось в небольшом числе изготовлять продукты с сильно отличающимися свойствами, поскольку для каждого их сорта понадобились бы новые технологии, новое оборудование, заново обученный персонал. Даже если крупная фирма была бы создана, в технологическом отношении она в таких условиях представляла бы плохо связанный конгломерат мелких производств.

Поскольку рынок по большей части требует примерно одинаковых товаров, их выпуск большими сериями может быть налажен исключительно рационально. При этом наблюдается следующая закономерность: появление в отрасли крупных фирм и ее переход в олигополистическое состояние обычно сопровождается резким увеличением производительности (олигополией, собственно, и называется такое состояние рынка, когда на нем действуют лишь несколько крупнейших фирм). Наиболее известные примеры способны прояснить результат исследуемого процесса.

Создание Дж.Д.Рокфеллером гигантского нефтяного треста "Стандарт ойл" привело к 6-кратному снижению (а не к росту) цены !) 1 галлона керосина (с 2,5 до 0,4 ц.) всего за 6 лет. Будучи монополистом, фирма Рокфеллера была гигантом, каких в истории мало, тем не менее снижала цены, вместо того, чтобы их взвинчивать. Точно так же и монополизация (олигополизация) черной металлургии вызвала стремительное сокращение издержек и цен. Основанный Э. Карнеги гигант продавал в 1889 г. 1 т рельсов за 29 $, тогда как еще в 1880 г. она стоила 68 $. Формирование до ныне остающегося лидером германской химической промышленности концерна "Байер" вызвало падение цены 1 кг анилиновых красителей с 200 до 9 марок. А век спустя столь же драматическим ростом производительности труда (и падением цен) сопровождалось вторжение крупнейших электронных фирм на рынок персональных компьютеров и вытеснение с него мелких фирм-изобретателей этой популярной разновидности вычислительных машин.

В основе столь впечатляющего прогресса лежит несколько факторов, исследуемых в настоящей работе.

1. Механизм образования монопольной прибыли

В условиях свободной конкуренции происходит образование средней нормы прибыли. Однако в эпоху монополистического капитализма свободной конкуренции не существует, господствующее положение в экономике и бизнесе принадлежит монополиям. Монополии сосредотачивают в своих руках огромную экономическую мощь. Это позволяет получать им такие прибыли, уровень которых значительно превышает среднюю норму прибыли. Высокие прибыли монополий включают в себя следующие элементы:

1)среднюю прибыль. Ее участники монополий присваивают не потому, что они монополисты, а просто потому, что они предприниматели;

2)сверхприбыль как разницу между общественной и индивидуальной стоимостью товаров. Положительной эта разность складывается на лучших предприятиях. Монополии, обладая значительными капиталами, имеют более широкие возможности использовать лучшую технику, технологию и менеджмент;

3)монополистическую сверхприбыль, связанную с установлением монопольных цен выше стоимости товаров. Монополистическая сверхприбыль есть специфическая экономическая форма, в которой реализуется господство монополий[1].

Под монопольной прибылью понимается вся прибыль, присваиваемая монополиями и входящая в цены продаваемых ими товаров. Монопольная прибыль отличается от средней прибыли по следующим направлениям:

1)по получателям. Среднюю прибыль получает любой предприниматель, который осуществляет производство и сбыт продукции в общественно нормальных условиях производства. Монопольную прибыль присваивают только участники монополистических союзов;

2)по величине. Монопольная прибыль превышает среднюю прибыль. Она намного больше прибыли немонополизированных предприятий. Монополии присваивают все возрастающие прибыли;

3)по источникам. Единственным источником средней прибыли служит прибавочная стоимость. Монопольная прибыль также имеет своим источником прежде всего прибавочную стоимость. Однако монопольная прибыль черпается не только из прибавочной стоимости, но и из стоимости, создаваемой трудом других социальных групп населения.[2]

Монопольно высокие прибыли имеют следующие главные источники:

1) прибавочная стоимость, создаваемая наемными рабочими, а также частично и стоимость рабочей силы. На монополизированных предприятиях является очень высокой интенсивность труда, применяются различные потогонные системы труда. Монополии эксплуатируют не только собственных рабочих, но и рабочих немонополизированных предприятий через механизм продажи им товаров выше стоимости. Подъем монополиями цен на предметы потребления ведет к падению реальной заработной платы ниже стоимости рабочей силы. В итоге монополии эксплуатируют наемных рабочих как путем присвоения их прибавочного труда, так и путем присвоения части их необходимого труда;

2) стоимость, созданная трудом мелких товаропроизводителей в развитых странах. Монополии эксплуатируют не только наемных рабочих, но и мелких производителей деревни (крестьян) и города (ремесленников). Эта эксплуатация осуществляется через механизм установления монополиями высоких цен на товары монополизированных предприятий и низких цен на товары, которые они покупают у мелких производителей;

3) стоимость, созданная трудящимися в экономически слаборазвитых странах. Монополии получают свои прибыли не только внутри страны, но и извне за счет эксплуатации народов экономически слаборазвитых стран. Достаточно указать на неэквивалентный обмен, заключающийся в том, что монополии продают свои товары на рынках развивающихся стран по ценам выше стоимости, а покупают товары этих стран по ценам ниже стоимости;

4) перераспределенная прибавочная стоимость между предпринимателями в пользу монополистов. Когда монополисты продают свои товары выше их стоимости немонополизированным предпринимателям, а последние не могут ответить тем же, то происходит перераспределение части прибавочной стоимости от немонополистической к монополистической буржуазии. Здесь источником монопольной прибыли служит тоже прибавочная стоимость, но прибавочная стоимость, созданная рабочими на немонополизированных предприятиях.

Средняя прибыль выражает прежде всего отношения между наемными рабочими и предпринимателями, а также отношения между предпринимателями. Монопольная прибыль выражает более сложный комплекс производственных отношений, а именно:

1) между монополистами и рабочим классом;

2) между монополистами и мелкими производителями в развитых странах;

3) между монополистами и трудящимися массами экономически слаборазвитых стран;

4)между монополистами и немонополистами, а также между самими монополиями, каждая из которых конкурирует с другими монополиями, стремясь получить в свою пользу максимальную прибыль.[3]

Естественная монопольная прибыль — это форма реализации естественной промышленной монополии, возникшей в результате присвоения и хозяйственного использования капиталом редких и свободно невоспроизводимых элементов производительных сил. Сюда относится, например, монопольная рента.

Искусственная монопольная прибыль возникает в результате монополизации рынка или производства и рынка сбыта какого-то продукта. Ее возникновение связано с появлением монополий. По мере развития капитализма искусственная монопольная прибыль принимает следующие все более развитые формы:

1) случайная форма монопольной прибыли. Она образуется для покупателя или продавца благодаря случайному соотношению спроса и предложения, а также благодаря случайно возникшей монополии на определенный вид продукции, на лучшую в данной отрасли технику, технологию или рабочую силу. У других капиталов данной отрасли или других отраслей возникают такие же по величине потери, вычеты из средней прибыли. Случайные монопольно высокая прибыль одних капиталов и монопольно низкая прибыль других капиталов выступают как два полюса выражения средней нормы прибыли;

2) устойчивая (развернутая) форма монопольной прибыли. Она получает массовое развитие в конце XIX — начале XX в. в результате возникновения устойчивой монополии на некоторые виды товаров, на лучшую в отдельных отраслях технику, технологию и рабочую силу. Монополии затруднили перелив капитала и обеспечили себе за счет немонополизированного сектора большие сверхприбыли. На них не распространяется процесс выравнивания прибылей.

Обычная средняя прибыль монополий закрепляется и принимает характер постоянной ренты. А над нею образуется устойчивое приращение — добавочная прибыль, реализуемая в монопольной цене. Она и становится сверхприбылью. Отрасли — покупатели товара, произведенного монополией, вначале несут потери, равные монопольной прибыли. Они включают эти потери в издержки производства и цены своих товаров. Тем самым перекладывают свои убытки на остальные отрасли. В итоге масса и норма средней прибыли совокупного капитала снижаются на величину монопольной прибыли. А сумма цен повышается в результате роста издержек производства многих товаров. Чем выше монопольная прибыль, тем ниже масса и норма средней прибыли. Таким образом, устойчивая монопольная прибыль не выступает формой проявления средней прибыли. Наоборот, она отрицает последнюю, искажает и затрудняет действие механизма цен производства в немонополистическом секторе производства. Развитие устойчивой монопольной прибыли происходило путем распространения акционерных компаний;

3) всеобщая форма монопольной прибыли. Она возникает в условиях, когда монополии всесторонне подчинили себе экономику и в результате этого оказались на большинстве рынков и основными продавцами, и основными покупателями. Б монополистическом секторе конкуренция эффективно устраняет обогащение одних отраслей за счет других. Норма прибыли различных по уровню доходов отраслей отличается не более чем на 1—2%.

Эффективное выравнивание прибыли в монополистическом секторе не означает восстановления действия в нем закона средней прибыли в его прежней форме. Усредненная прибыль монополизированных отраслей — это и есть не что иное как средняя монопольная прибыль. Чем больше масса монопольной прибыли поступает в распределение между монополизированными отраслями за счет сокращения прибылей немонополизированных отраслей, тем выше масса и норма средней монопольной прибыли.[4]

Формой реализации монопольной прибыли выступает монопольная цена. Это связано с тем, что прибыль монополий равняется разности между суммой цен проданных ими товаров и суммой их издержек производства.

Монопольные цены — это цены, устанавливаемые монополиями. Монопольные цены отклоняются от стоимости (цены производства) товаров и обеспечивают получение монопольной прибыли. Различают два вида монопольных цен:

1) монопольно высокие цены, т. е. цены, устанавливаемые монополиями на продаваемые ими товары;

2) монопольно низкие цены, т. е. цены, устанавливаемые монополиями на покупаемые ими товары. К последним относятся: а) товары, производимые крестьянами и ремесленниками в развитых странах, б) товары, производимые в экономически слаборазвитых странах.

Два вида монопольных цен представляют собой экономическую реализацию двоякого господства монополий. Во-первых, господство монополий в производстве и сбыте своих товаров реализуется путем установления ими монопольно высоких цен на эти товары. Во-вторых, господство монополий на рынке при покупке товаров у крестьян и ремесленников в своей стране, а также при покупке товаров экономически слаборазвитых стран реализуется путем установления монопольно низких цен на эти товары.

В результате установления монопольно высоких и монопольно низких цен возникают так называемые ножницы цен. Это прежде всего ножницы цен на промышленные и сельскохозяйственные товары. Как правило, цены на продукцию промышленности растут быстрее, чем на сельскохозяйственное сырье.

Ножницы цен имеются также между ценами экспортируемых из развитых стран товаров и ценами товаров, импортируемых ими из слаборазвитых стран. С течением времени предприниматели развитых стран за свои товары приобретают все больше продукции, закупаемой за рубежом.

Как известно, цена производства представляет собой издержки производства плюс средняя прибыль.

Монопольно высокая цена равняется издержкам производства плюс средняя прибыль и плюс монополистическая сверхприбыль. Поэтому монопольно высокая цена всегда превышает цену производства и обычно превышает также стоимость монополизированных товаров,

В погоне за сверхприбылью монополии систематически повышают цены на товары. А возникновение новых крупных монополий в той или иной отрасли промышленности приводит к повышению цен. Это важнейший путь увеличения прибыли монополий.[5]

Монопольно высокие цены представляют собой особую разновидность рыночных цен. Цены на продукцию монополизированной промышленности длительно отклоняются вверх от цены производства и стоимости. И конечно, здесь дело не только в желании монополистов вздувать цены. К объективным условиям, дающим монополиям возможность удерживать цены на повышенном уровне, необходимо отнести:

1) искусственное ограничение предложения товаров, производимых самими монополистами;

2) доведение до разорения немонополизированных предприятий, что также ограничивает предложение товаров;

3) ограничение ввоза товаров из-за границы с помощью протекционистской политики государства.

Хотя монопольная цена, как правило, превышает их стоимость, это не означает, что закон стоимости в эпоху монополистического капитализма перестает действовать. Действительно:

1) и в эпоху монополистического капитализма закон стоимости определяет общую сумму товарных цен. Правда, общая сумма монопольно высоких цен превышает общую сумму стоимости монополизированных товаров. Но продаже этих товаров выше их стоимости противостоит продажа ниже стоимости товаров немонополизированных предприятий. Монопольно высокие цены не увеличивают общую сумму товарных стоимостей, но ведут к перераспределению этой суммы в пользу монополистов;

2) закон стоимости через механизм конкуренции ставит границы повышению цен монополиями. Обострение конкуренции нередко ведет к срыву монопольных цен. Например, в конце 20-х годов XX в. цены на медь, которые вначале были сильно подняты международным медным синдикатом, упали под давлением конкуренции со стороны алюминия и других заменителей;

3) монополии не в состоянии постоянно удерживать цены на высоком уровне вследствие циклических колебаний производства. Факт падения цен во время кризисов свидетельствует о том, что монополии не могут по своему произволу регулировать цены на товары. Закон стоимости продолжает действовать и в. эпоху монополистического капитализма.

2. Монополизация как фактор максимизации прибыли

Аксиома производства состоит в том, что с ростом размеров предприятия издержки производства единицы продукции падают, соответственно, любая монополия как крупное объединение или производитель есть фактор снижения издержек, и соответственно, возможного понижения цены.

Сокращение средних издержек и потерь с возникновением монополии обусловлено рядом причин:

1. Технологические причины. Как показывает опыт, толчок к прогрессивному преобразованию отрасли и возникновению в ней крупных монополий обычно дает изобретение некой новой технологии или продукта, допускающих дешевое и массовое изготовление конкурентоспособной продукции. В дальнейшем самое производительное оборудование, как правило, используется на крупных предприятиях. Часто это связано с законами природы. Так, экономичность тепловых электростанций, домен, химических реакторов и ряда других видов оборудования по самой физике процессов пропорциональна размерам установок. Важны и стоимостные факторы. Более производительное оборудование обычно и стоит дороже. Поэтому купить его под силу только крупной фирме. Да и использовать дорогое оборудование рационально только при выпуске значительного объема товаров или услуг.

2. Выгоды от специализации. Большой объем производимых товаров или услуг позволяет увеличить степень специализации. В частности, повышается: а) специализация оборудования; б) специализация персонала.

Если объем производства невелик, то многие операции совершаются либо вручную, либо на универсальном оборудовании. Так, на небольшой фирме при рассылке корреспонденции конверты заклеиваются вручную. Покупать специальный агрегат для заклейки двух десятков конвертов в день - просто нерентабельно. Но объем корреспонденции, рассылаемой большим торговым домом, уже достаточно велик, следовательно, можно механизировать операцию и значит снизить затраты в расчете на одно почтовое отправление. Аналогично обстоит дело со специализацией персонала. На маленькой фирме внешний вид товара попутно с решением своих основных задач определяет конструктор. На крупной — есть возможность содержать специалиста-дизайнера, который, разумеется, справляется с этой задачей более профессионально.

3. Выгоды от совместного производства нескольких товаров. Часто побочные продукты, отходы или временно свободное оборудование крупного монополизированного производства столь велики, что позволяют на их базе почти без дополнительных расходов выпускать новые продукты. Так, наличие в Дании крупных скотобоен вызвало к жизни мощное производство инсулина. Дело в том, что этот жизненно важный медикамент экстрагируют из поджелудочной железы домашних животных. Высокая концентрация отходов мясопереработки обеспечила дешевым сырьем фармацевтическую промышленность, более того, стала важнейшей предпосылкой ее возникновения (понятно, что если бы фармацевтам пришлось поштучно собирать в разных местах, транспортировать и сохранять поджелудочную железу, то произвести из нее инсулин с разумной ценой они бы не смогли).

Существование экономии на масштабах производства не означает, что монопольные предприятия могут увеличиваться до бесконечности. Так, на слишком больших заводах и объединениях технологические преимущества перерождаются в недостатки. В производственных процессах возникают узкие места: высокоэффективные основные операции тормозятся вспомогательными, контрольными, погрузо-разгрузочными и тому подобными работами, которые не поспевают за ростом производительности главных технологических линий. Излишняя специализация и выгоды от совместного производства нескольких товаров показывают свою оборотную сторону. А именно, производство становится неповоротливым, неспособным быстро реагировать на изменение ситуации на рынке. Например, узкоспециализированные машины обычно производительней универсальных, но их трудно перестраивать на выпуск новых продуктов. Не увеличивает гибкости и связка основного производства с выпуском массы сопутствующих продуктов. Ведь любые перестройки работы главных технологических линий в этих условиях надо вести так, чтобы не повредить и побочному производству. А это далеко не всегда возможно.

Страницы: 1, 2, 3