рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Международно-правовое регулирование гражданских и политических прав человека рефераты

Пытки запрещаются принципиально, даже в самых исключительных обстоятельствах, включая войну (ст. 2 Конвенции). Запрещается даже выдача лиц другому государству, если есть серьезные основания полагать, что этому лицу может угрожать там применение пыток (ст. 3 Конвенции).

Пакт о гражданских и политических правах запрещает также рабство и работорговлю, принудительный или обязательный труд (ст. 8). Принудительным или обязательным трудом согласно Пакту не являются:

— каторжная или иная работа, назначаемая по приговору суда;

— работа, выполняемая в порядке альтернативной службы, или служба военного характера;

— любая служба, обязательная в случае чрезвычайного положения;

— служба, входящая в обыкновенные гражданские обязанности.

Понятие рабства определено в Конвенции относительно рабства от 25 сентября 1926 года (ст. 1): “Рабство есть состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них”.

Определение работорговли содержится в Дополнительной конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством от 7 сентября 1956 года (ст. 7): “Под работорговлей понимаются и в нее включаются все действия, связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; все действия, связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; все действия по продаже или обмену лица, приобретенного с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов какими бы то ни было транспортными средствами”.

В дополнение к данному в Конвенции относительно рабства определению рабства Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством к указанным признакам запрещает следующее:

долговая кабала, т.е. положение или состояние, возникающее вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если надлежаще определяемая ценность выполняемой работы не засчитывается в погашение долга, если продолжительность этой работы не ограничена и характер ее не определен;

крепостное состояние, т.е. такое пользование землей, при котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для такого или другого лица, за вознаграждение или без него, и это свое состояние не может изменить;

— права семьи женщины выдать женщину замуж без ее согласия, передать ее другому лицу или по наследству после смерти мужа;

— право семьи ребенка или подростка моложе 18 лет передавать его третьим лицам с целью эксплуатации его самого или его труда.

Большое значение имеет стандарт, гарантирующий каждому право на свободу и личную неприкосновенность. В него входит сразу несколько нормативов, касающихся не только собственно права на свободное передвижение, но и условия для ареста и осуждения. Поэтому представляется целесообразным рассматривать эти нормативы отдельными пунктами.

1. Задержание лица производится только по основаниям, указанным в законе. Задержанному при аресте сообщаются причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявленное обвинение (п. 2 ст. 9 Пакта о гражданских и политических правах). Продолжительность “срочности порядка” в разных странах определяется по-разному. Например, ст. 90 УПК РСФСР разрешает задерживать лицо, подозреваемое в совершении преступления, на срок до десяти суток без предъявления обвинения.

В Пакте содержится положение о том, что задержанное или арестованное лицо должно немедленно доставляться к судье (в отечественном законодательстве подобная норма отсутствует).  Составной частью стандарта является требование о согласии суда на законность ареста или задержания. У нас в настоящее время санкции может давать еще и прокурор, хотя Конституция требует исключительно санкции судьи (правда, до внесения изменений в УПК продолжает действовать старый порядок).

Обвиняемые по возможности помещаются отдельно от осужденных, а обвиняемые несовершеннолетние — отдельно от совершеннолетних.

Каждый задержанный и арестованный имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение. При незаконности ареста или задержания пострадавший имеет право на компенсацию. Запрещается лишать свободы за неисполнение гражданско-правовых обязательств (ст. 11 Пакта).

2. Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности (п. 1 ст. 10 Пакта). Существуют Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955 года, которые подробно регулируют этот вопрос. В них устанавливаются стандарты относительно ведения учета заключенных, содержания помещений, личной гигиены и питания, одежды и т.п. При этом ограничивается чрезмерная строгость в отношении заключенных: например, запрещается пользоваться в качестве средства наказания смирительными рубашками, кандалами и т.п.

Существенной целью режима пенитенциарных заведений является исправление и социальное перевоспитание заключенных (п. 3 ст. 10 Пакта).

Минимальные правила реализуются через национальное законодательство. Они носят не обязательный, а лишь рекомендательный характер (п. 1 Правил).

3. Декларируется право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах государства, в котором лицо законно находится. Каждый может свободно покидать любую страну, включая свою собственную. Никто не может быть произвольно лишен права на въезд в собственную страну. Ограничиваться эти права могут только на основании закона в целях охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, прав и свобод других (ст. 12 Пакта).

Высылка иностранцев разрешена, но им предоставляются некоторые гарантии против произвола в форме требования пересмотра решения о высылке судом (ст. 13 Пакта). Выше говорилось, что запрещается экстрадиция в государства, где высылаемому лицу могут угрожать пытки. Однако на практике эта норма толкуется по-разному.

В деле Vilvarajah v. United Kingdom, касавшемся пяти тамилов, незаконно въехавших в Великобританию и высланных обратно в Шри-Ланку, где они подвергались пыткам и избиениям, европейский Суд по правам человека не нашел нарушения нормы ст. 3 европейской Конвенции, запрещающей пытки. Хотя тамилы предупреждали, что они подвергнутся пыткам на родине, и действительно подверглись им, хотя английский суд признал свою неправоту, Суд указал:

“Поскольку ответственность договаривающихся государств по своему характеру связана с действием, подвергающим лицо риску ненадлежащего обращения, наличие такого риска должно оцениваться прежде всего с учетом фактов, которые были или должны были быть известны договаривающемуся государству на момент высылки”.

Поэтому Суд сосредоточил свое внимание на “предсказуемых последствиях отправки заявителя в Шри-Ланку в свете общего положения в этой стране в феврале 1988 г.” Суд постановил, что с учетом улучшения политической и военной ситуации в период, когда Соединенное Королевство приняло свое решение, проходившей в то время добровольной репатриации тамильских беженцев и особых обстоятельств, в которых находились заявители, нарушения Конвенции не было[4].

Еще в ст. 9 – 11 Декларации были включены стандарты, гарантирующие уголовно-процессуальные права личности, в первую очередь подозреваемого (обвиняемого, подсудимого), которые получили свое развитие в Пакте о гражданских и политических правах (ст. 15, 16 Пакта), где отчасти регламентируются и гражданско-процессуальные права. Закреплены принципы:

1)  равенство всех перед судом и законом;

2)  право на справедливое рассмотрение дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона;

3)  гласность и публичность процесса. Однако закреплены исключения из принципа гласности. Закрытое заседание назначается:

— по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности;

— при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия, но только в той мере, в какой, по решению суда, это строго необходимо. Как уже было сказано раньше, к таким особым обстоятельствам может быть отнесено стремление обеспечить безопасность участников процесса.

Существуют исключения и из принципа публичности. Они относятся к семейно-правовым отношениям (“матримониальные споры” и опека над детьми), а также при защите интересов несовершеннолетних.

4)  право на услуги переводчика в случае необходимости;

5)  закрепляется принцип презумпции невиновности;

6)  срочность и своевременность судебного разбирательства;

7)  уведомление обвиняемого о характере и основании предъявленного обвинения;

8)  право на защиту, а при необходимости — право на безвозмездное пользование услугами защитника;

9)  право на допрос и вызов свидетелей, запрещение принуждать обвиняемого к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным;

10) учет особенностей возраста несовершеннолетних и содействие процесса их перевоспитанию;

11) право осужденного на пересмотр дела вышестоящей инстанцией;

12) право на компенсацию для ошибочно или незаконно осужденных, если это не произошло по вине осужденного;

13) запрет дважды наказывать за одно преступление;

14) принцип обратной силы уголовного закона, смягчающего наказание, и прямого действия закона, отягчающего наказание;

15) право каждого на признание его правосубъектности (ст. 16 Пакта о гражданских и политических правах).

Перечисленные принципы являются лишь базовыми и развиваются государствами в национальном законодательстве самостоятельно. В данном случае особенно остро стоит вопрос о соблюдении стандартов. Например, в России, помимо прочих проблем судопроизводства, имеются серьезные сложности со своевременностью рассмотрения дел и особенно с беспристрастностью суда.

Рекомендательное значение имеют Основные принципы независимости судебных органов, принятые VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 6 сентября 1985 года. В них рассматриваются вопросы профессиональной деятельности и гражданских прав судей. Так, говорится о свободе судей создавать ассоциации и вступать в них для защиты своих интересов, совершенствования своей профессиональной подготовки и сохранения своей судебной независимости. Указывается, что судьи должны иметь гарантированный срок полномочий до выхода на пенсию или до истечения этого срока, если он установлен.

Закреплена система стандартов в семейно-правовых отношениях. Пакт о гражданских и политических правах ограничивает произвольное вмешательство в личную и семейную жизнь личности, гарантирует право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, защищает от посягательств на честь и деловую репутацию (ст. 17). Кроме того, декларируется право на защиту семьи со стороны общества и государства.

Применительно к данной группе отношений повторяется принцип равенства людей (в данном случае говорится о мужчине и женщине и о супругах). Провозглашается обязанность государства защищать детей.

Однако это лишь наиболее общие нормы. Они развиты в специальных документах, в частности в Конвенции о политических правах женщин от 31 марта 1953 года, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года, Конвенции о правах ребенка, принятой в 1989 году, и в других актах.

Так, Конвенция о политических правах женщины защищает активное и пассивное избирательное право женщин, Конвенция о правах ребенка устанавливает исключительно гуманные правила обращения с детьми. Это право на получение бесплатного начального образования, право на имя и гражданство, специальный режим для физически или умственно неполноценных детей и т.д.

Вместе с тем, иногда стремление к совершенству оказывается ошибочным. Так, Конвенция МОТ от 9 июля 1948 года о ночном труде женщин в промышленности запретила такой труд. Однако ряд государств, первоначально ратифицировавших эту конвенцию, позднее по требованию своих граждан были вынуждены денонсировать ее, т.к. она, по мнению самих женщин, ущемляла их равноправие с мужчинами и была, таким образом, источником дискриминации.

Целый комплекс стандартов относится к регулированию политических прав:

1)  право на мирные собрания, которое может ограничиваться только в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав других лиц (ст. 21 Пакта).

2)  свобода мысли, совести и религии (ст. 18 Пакта). Это индивидуальные и коллективные права на отправление религиозных обрядов, исповедание своей религии в частном или публичном порядке. Конечно, в отдельных случаях могут устанавливаться ограничения этих свобод — при охране общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, а также прав и свобод других лиц (п. 3 ст. 18 Пакта о гражданских и политических правах). Кроме того, родители и иные законные представители обладают правом осуществлять религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями.

3)  свобода слова. Ограничения свободы слова устанавливаются в интересах других лиц, общества и государства.

Свобода слова представляет собой право на беспрепятственное выражение своего мнения по конкретным вопросам. Сюда включается свобода искать, получать и распространять разного рода информацию и идеи, вне зависимости от территориальных границ и формы выражения соответствующей информации.

Пакт запрещает пропаганду войны, а также любое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти (ст. 20 Пакта). Это послужило для ряда западных государств причиной для демагогических утверждений о том, что это положение противоречит свободе слова и не должно было включаться в Пакт. Очевидно, у их лидеров короткая историческая память: вряд ли это требование было бы выставлено, если бы Пакт принимался сразу после Второй мировой войны.

Пропаганда войны была осуждена еще в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 110 (II) от 3 ноября 1947 г. Тем не менее, эта статья стала одним из оснований для полного отказа отдельных государств ратифицировать весь документ или по меньшей мере для затяжки ратификации[5].

3) к политическим правам Пакт относит также право на создание ассоциаций, в том числе ассоциаций для защиты своих профессиональных интересов — профсоюзов (ст. 22). Несомненно, что это очень важное право, однако право на создание и участие в профсоюзах по своей природе скорее экономическое, а не политическое право. Включение его в Пакт о гражданских и политических правах объясняется не предметом регулирования Пакта, а сходством регулируемых отношений, т.к. профсоюзы — один из видов ассоциаций.

Ограничения на пользование этим правом — такие же, как и в других подобных случаях: необходимые в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Кроме того, разрешается ограничивать деятельность ассоциаций и профсоюзов в полиции и вооруженных силах (п. 2 ст. 22 Пакта).

4) права на участие в управлении. Это участие в деятельности институтов непосредственной демократии, а опосредованно управление осуществляется путем использования институтов представительной демократии. Гарантируется всеобщее равное избирательное право при тайном голосовании, обеспечивающее свободное волеизъявление избирателей. Дополнительно к указанным правам устанавливается критерий допуска к государственной службе — равенство претендентов.

Наконец, Пакт о гражданских и политических правах декларирует равенство всех людей и запрещает дискриминацию, а для представителей различных меньшинств (этнических, религиозных и языковых) повторяется положение о свободе вероисповедания, свободе пользоваться своей культурой и родным языком. Данные стандарты являются общепринятыми и не нуждаются в особых комментариях.

В целом следует сказать, что приведенный перечень гражданских и политических прав человека, не являясь исчерпывающим, достаточно полно отражает основные направления международного регулирования соответствующих прав. Приведение полного перечня, учитывая ограниченный объем настоящей работы, представляется нецелесообразным.

Стоит отметить следующий факт. Не умаляя значения соответствующих стандартов, заметим, что не они сегодня в центре научных споров, а практика их применения. Для полного уяснения сущности и значения стандартов необходимо уяснить формы и способы деятельности международных судебных и иных гарантирующих и консультативных органов.


Глава 2

Механизм международного контроля (имплементация) гражданских и политических прав человека

2.1. Общие положения.

В

 данной главе речь пойдет о формах и способах обеспечения соблюдения гражданских и политических прав человека на международном уровне.

Надо сказать, что данная проблема приобрела особое значение в последнее время. Если раньше основное внимание при разработке международных актов обращалось на содержание материальных норм и формирование новых стандартов, то с восьмидесятых годов упор делается на повышение эффективности существующих и вновь создаваемых стандартов.

Создаются новые органы контроля, изменяются функции действующих. Один из последних примеров такого рода, о котором еще будет говориться подробнее,— это Европейский суд по правам человека.

Характеризуя систему имплементации в целом, отметим, что можно выделить две группы соответствующих органов:

1) под эгидой ООН (Международный суд ООН, МОТ, ВОЗ, ЭКОСОС, ЮНЕСКО, Верховный комиссар ООН по правам человека, Комитет по правам человека и т. д.)

2) иные имплементационные органы (например, Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека).

Соответствующие органы обладают различной компетенцией, хотя иногда она пересекается. Нередко для начала их деятельности требуется соблюдение заинтересованными лицами определенных условий (такие условия есть у Европейского суда). В других случаях никаких условий не требуется, работа по выявлению и предупреждению нарушений осуществляется автоматически (так действует Комитет по правам ребенка).

Страницы: 1, 2, 3