рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Метод неоконченных предложений в изучении проблемы одиночества рефераты

В анкете данного исследования содержались два закрытых вопроса, касающихся личных переживаний каждого респондента. Вопросы были направлены на выяснение того, испытывают ли респонденты чувство одиночества сейчас, и знакомо ли оно им по прошлому опыту. Первый вопрос «Чувствуете ли Вы себя одиноким в данный период времени?» имеет варианты ответов: да, нет, затрудняюсь ответить. Второй вопрос - «Если Вы не испытываете одиночества сейчас, то знакомо ли Вам это чувство по прошлому опыту?» - имеет те же закрытия. Ответы респондентов на первый вопрос распределились следующим образом:

Подавляющее большинство респондентов – 71,86% от всех ответивших на вопросы анкеты – это люди, которые либо в прошлом испытывали чувство одиночества, либо переживают его сейчас. Среди всех респондентов, ответивших на оба вопроса, наибольший процент тех, кто в данное время не ощущает себя одиноким, но это чувство знакомо им по прошлому опыту. Таких респондентов 46,67%. 14,81% людей считают себя одинокими и в прошлом, и сейчас. Для 2,96% респондентов это чувство ново, они с ним не сталкивались раньше.

Среди тех, кто ощущает себя одиноким в настоящий момент, 80% респондентов знали, что это такое и раньше, 16% - не испытывали этого чувства в прошлом, и 4% респондентов затруднились ответить. Среди тех, кто не испытывает чувство одиночества сейчас, 63% респондентов ощущали его ранее, 32% неодиноких и в прошлом были такими же, затрудняются вспомнить свое прошлое 5% людей, которые сейчас не испытывают чувства одиночества.

Среди людей, испытавших одиночество в прошлом, 68,48% сейчас не испытывают этого чувства, 21,74% - чувствуют себя одинокими и в настоящее время и почти 10% затруднились ответить. Большинство не изведавших этого чувства остаются таковыми и сейчас (86,49%), но 10,81% из них - ощущают одиночество в данный период жизни и 2,70% неодиноких в прошлом людей не могут определить свое нынешнее состояние.

Для выделения эмоциональной стороны значения понятия «одиночество», аффективных компонентов социальной установки применялась психосемантическая методика. Соотнесение интенсивности внутреннего ощущения по поводу одиночества с заданной шкалой позволило выявить оценочную составляющую отношения к явлению одиночества. У отобранных в данную анкету шкал есть более или менее ярко выраженные положительные и отрицательные полюса. При анализе данных шкалы не объединялись в обозначенные Ч. Осгудом факторы: сила, активность, отношение. Все восемь шкал лишь показывали силу эмоционального (положительного либо отрицательного) отношения к одиночеству.

В инструментарий были отобраны шкалы с полярными значениями от -3 до 3. Респондентам предлагалось расположить на каждой из них понятие «одиночество». Применяя метод семантического дифференциала в нашем случае, можно узнать, как воспринимают одиночество, каково отношение к нему в сознании людей. Причем, полюса всех шкал достаточно четко и однозначно говорят либо о положительном, либо о негативном восприятии этого ощущения.

Т.к. было сделано предположение о том, что одиночество можно изучать как социальную установку, то необходимо было выделить эмоциональную сторону восприятия одиночества, определить аффективные компоненты установки, оценочную составляющую отношения к данному явлению. Предложенные семантические шкалы помогли при описании переживания чувства одиночества.

Общее распределение по индексам на шкалах отражено в таблице 3.

Таблица 3

Распределение по индексам семантических шкал

Пол Индекс
[-3;-2) [-2;-1) [-1;0) 0 (0;1] (1;2] (2;3] итого
М 7% 25% 51% 1% 9% 4% 3% 100%
Ж 10% 27% 32% 6% 23% 3% 0% 100%
В % от всех ответивших 9% 26% 41% 4% 16% 4% 1% 100%

Для четырех процентов респондентов одиночество никак «не окрашено» - на всех шкалах они поместили это понятие в ячейку со значением «0». Наиболее распространенный индекс расположен в интервале от -1 до 0 (41%). Тех, кто относится к одиночеству резко отрицательно, 9%. Только один процент ответивших считают чувство одиночества абсолютно положительным переживанием (индекс от 2 до 3).

Выделение эмоциональной стороны понятия «одиночество» было одной из задач данного исследования. Данные показывают, что по шкале оценок от -3 до +3 феномен одиночество чаще всего получает баллы в интервале [-1;0) - не нейтральное, не положительное, но и не резко отрицательное. Самую высокую положительную оценку (от 2 до 3) дает очень небольшое число респондентов. Эти тенденции примерно сохраняются, с небольшими отклонениями, при делении опрошенных по возрастному и по половому признаку, при делении на ощущающих себя одинокими и не считающих себя таковыми.

Данные, собранные методом неоконченных предложений, являются слабоструктурированными. Полученный текстовый массив может стать основой для проведения типологического анализа. Можно изучать типы социального – феномены социальной реальности такие как, например, одиночество. В каждом отдельно взятом исследовании задается конкретное понимание типа социального явления, и социолог ищет подтверждения существования типа в определенном им смысле. В данном исследовании предполагалось, что в социальной действительности существует такой феномен, как одиночество. Это некий тип социального, и для того, чтобы его описать и объяснить, необходимо было задать изначально понимание этого явления. Т.к. одиночество не поддается наблюдению, плохо вербализируемое понятие и недоступно измерению, представлялось удобным получить информацию об одиноком человеке, а не об одиночестве. В данном случае составление образа типичного одинокого человека было необходимо для изучения одиночества как внешнего фактора.

Существует несколько значений понятия «тип». Описывая одинокого человека, можно говорить о типологическом образе. Это общее восприятие одинокого в данном обществе, в данное время. В конструкте оказываются компоненты, объединяющие респондентов в понимании феномена одиноких людей. Мы используем типологизацию как методологическую процедуру для изучения того, как люди типизируют (спонтанно классифицируют) социум.

Объектами типологии в данном исследовании являлись респонденты как носители различных представлений об одиноком человеке, люди как выразители одного и того же явления. В этом случае понятие «тип» используется в значении «типовой». Ведется поиск наиболее часто встречающихся, распространенных типов респондентов.

Задача состоит в выделении социальных типов респондентов как носителей похожих представлений об одиноком человеке. Имея образ одинокого человека, можно выделить несколько оснований типологии. Основанием типологии является совокупность суждений о схожести респондентов. В данном исследовании выдвигалось предположение, что респонденты похожи, если уделяют одинаковое внимание одному и тому же компоненту. Например, если вес компонента «Характеристики одинокого человека» у части отвечавших примерно одинаков, то можно считать, что это некоторая тенденция, эти люди представляют собой типологический синдром. Возможен тип людей, считающих, что только проблемы в общении или его специфика являются отличительной чертой одинокого человека. Другой тип – это люди, придающие большее значение причинам одиночества.

Если за основание типологии взять компонент «Характеристики одинокого человека», то типообразующими признаками можно считать следующие: обособленный, замкнутый, погруженный в себя, грустный, пессимистичный, отчаявшийся, неинтересный, неуверенный, эгоистичный, странный, ущербный, уязвимый, лишенный, обделенный, самодостаточный, безынициативный, молчаливый, закомплексованный, уравновешенный, хмурый… Другим основанием типологии может быть компонент «Общение». Типообразующие признаки в данном случае - стремление к общению, с одиноким трудно общаться, одинокому трудно общаться, отсутствие общения, не желает общаться, не умеет общаться, замена общения. Еще одним компонентом ядра являются «Причины одиночества». Если этот компонент станет основанием типологии, то типообразующие признаки будут: родственники, члены семьи, супруги, близкие, друзья, несчастья, ошибки, обманы в прошлом, работа, дела, любимый…

В данном исследовании можно было предварительным разбиением типологизировать объект на такие качественно различные группы как, например, одинокие и неодинокие в данный период времени, мужчины и женщины, имеющие и не имеющие семью, люди различных возрастных групп.

Можно предположить, что для мужчин и женщин отдельные компоненты образа одинокого человека имеют разное значение. Из таблицы 4 видно, что мужчины в два раза чаще утверждают, что никогда не испытывают одиночества. По всем остальным компонентам цифры различаются не на много. В общем женщины почти всегда многословнее, за исключением компонента «Характеристики одинокого человека», которому мужчины уделили большее внимание. В данном случае на самораскрытие респондентов влиял такой социально-демографический фактор как половая принадлежность. Тот факт, что женщины раскрываются больше, чем мужчины, был установлен психологами и потом неоднократно подтверждался [11, С.64].

Таблица 4

Распределение компонентов образа одинокого человека в зависимости от пола

пол любой может испытывать одиночество никогда не испытывал одиночества одинокому дано общение ощущение одиночества поступки, поведение одинокого причины одиночества характеристики одинокого человека отношение к одинокому человеку один
м 41,89 66,67 50,49 48,32 47,37 48,28 46,93 52,82 47,65 51,35
ж 58,11 33,33 49,51 51,68 52,63 51,72 53,07 47,18 52,35 48,65
итого 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00

В зависимости от возраста респонденты тоже придают компонентам разное значение. На черты характера одинокого человека чаще обращают внимание люди в возрасте от 40 до 50-ти лет (22,97% от всех элементарных обоснований этого компонента), компонент «Общение» также выделяют они (21,63%). О поведении одинокого больше всего говорят респонденты старше 60-ти лет (23,37%), они же называют большее число причин ощущения одиночества (22,93%).

Выше уже говорилось о том, что ведущими компонентами образа одинокого человека были определены «Характеристики одинокого человека» (28,13%), «Общение» (16,62%) и «Причины одиночества» (13,53%). Распределение ответивших по возрастам почти не отличается от общей картины. Только у респондентов 20-30-ти лет на второе место выходят причины (15,01%). А у людей в возрасте от 50-ти до 60-ти лет на третьем месте кроме причин находится еще и компонент «Отношение к одинокому человеку» (по 14,20%).

Полученные данные (табл. 5) позволяют также сравнить структуру ядра образа у одиноких и неодиноких в настоящее время людей с общим распределением. Респонденты, положительно ответившие на вопрос «Чувствуете ли Вы себя одиноким в данный период жизни?», уделяют большее внимание компоненту «Характеристики одинокого человека» (28,03%), на втором месте у них стоит компонент «Общение» (17,30%), как и в общем распределении, но третьим ведущим компонентом является не «Причины одиночества», а «Отношение к одинокому человеку» (14,01%). У респондентов, которые не чувствуют себя в данный период одинокими, структура ядра совпадает с общей, но компоненту «Причины одиночества» они уделяют большее внимание (16,05% в отличие от 13, 53% в общем распределении).

Таблица 5

Распределение компонентов образа одинокого человека у различных групп респондентов, в %

Чувствуете ли Вы себя одиноким в данный период жизни? любой может испытывать одиночество никогда не испытывал одиночества одинокому дано общение ощущение одиночества поступки, поведение одинокого причины одиночества характеристики одинокого человека отношение к одинокому человеку один Итого
Да 3,29 0,00 3,81 17,30 5,19 10,03 12,46 28,03 14,01 5,88 100,00
Нет 2,62 1,02 3,81 16,51 5,35 10,93 16,05 28,80 10,98 3,93 100,00
Затрудняюсь ответить 4,97 0,00 7,73 14,36 4,97 6,08 11,60 32,60 13,26 4,42 100,00

Респонденты, которым чувство одиночества не знакомо даже по прошлому опыту, чаще всего перечисляют характеристики одинокого человека, этот компонент у них «тяжелее», чем в общем распределении - 29,17%, а компоненту «Общение» эти респонденты уделяют гораздо меньшее значение - 14,90% в отличие от 16,62% в общем распределении. Компонент «Причины одиночества» выделяют 16,99% респондентов, которые не испытывали чувства одиночества никогда. У респондентов, которым одиночество знакомо по прошлому опыту, распределение почти совпадает с общим (табл. 6)

Таблица 6

Распределение компонентов образа одинокого человека у групп респондентов с различным опытом переживания одиночества, в %

Знакомо ли Вам чувство одиночества по прошлому опыту? любой может испытывать одиночество никогда не испытывал одиночества одинокому дано общение ощущение одиночества поступки, поведение одинокого причины одиночества характеристики одинокого человека отношение к одинокому человеку один Итого
Да 3,24 0,18 4,18 17,02 5,30 10,95 14,37 28,74 12,01 4,00 100,00
Нет 2,24 2,24 4,49 14,90 4,81 9,13 16,99 29,17 11,54 4,49 100,00
Затрудняюсь ответить 3,64 0,91 1,82 14,55 7,27 9,09 18,18 29,09 8,18 7,27 100,00

Проведенное исследование подтвердило познавательные возможности метода неоконченных предложений. Эта методика позволила определить субъективные смыслы понятий, которыми оперируют люди, говоря о проблеме одиночества и значения понятий «одиночество» и «одинокий человек» для респондентов.

Список литературы

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни – М.: Мысль, 1991.

Анастази А. Психологическое тестирование – М.: Педагогика, 1982. – Т.2.

Баранова Т.С. Психологическое исследование социальной идентичности личности // Социальная идентификация личности-2 / Под ред. В.А. Ядова – М.: ИС РАН, 1994. Книга 2.

Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности // Социальная идентификация личности / Под ред. В.А. Ядова – М.: ИС РАН, 1993.

Бурлов А.В. Метод неоконченных предложений в социологии: стратегии использования и логика анализа данных. Дис.канд. социол. наук - М.: 2001.

Бурлов А.В., Татарова Г.Г. Метод неоконченных предложений в изучении образа «культурный человек» // Социология: 4М. – 1997. – №9.

Данилова Е.Н., Ядов В.А. Контуры социально-групповых идентификаций личности в современном российском обществе // Социальная идентификация личности / Под ред. В.А. Ядова – М.: ИС РАН, 1993.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1998.

Демин А.Н. О совмещении количественного и качественного подходов в исследовательском цикле // Социология: 4М, 1999. - №11.

Дудченко О.Н., Мытиль А.В. Семейная самоидентификация в кризисном обществе (Опыт использования техники семантического дифференциала) // Социальная идентификация личности / Под ред. В.А. Ядова – М.: ИС РАН, 1993.

Зинченко Е.В. Самораскрытие личности как социально-психологический феномен // Прикладная психология. 1998. - №5.

Качанов Ю.Л., Шматко Н.А. Семантические пространства социальной идентичности // Социальная идентификация личности / Под ред. В.А. Ядова – М.: ИС РАН, 1993.

Климова С.Г. Возможности методики неоконченных предложений для изучения социальной идентификации // Социальная идентификация личности / Под ред. В.А. Ядова – М.: ИС РАН, 1993.

Климова С.Г. Динамика социальной структуры города: ценностные основания // Социологические исследования. 1993. - №11.

Климова С.Г. Опыт использования методики неоконченных предложений в социологическом исследовании // Социология: 4М. 1995. - №№5-6.

Климова С.Г. Стратегия успеха в меняющемся мире // Социальная идентификация личности-2 / Под ред. В.А. Ядова – М.: ИС РАН, 1994. Книга 1.

Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. – М.: Логос, 1999.

Козлова Т.З. Особенности социальной идентификации на различных стадиях жизненного цикла личности // Социальная идентификация личности / Под ред. В.А. Ядова – М.: ИС РАН, 1993.

Козлова Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто я?» // Социальная идентификация личности-2 / Под ред. В.А. Ядова – М.: ИС РАН, 1994. Книга 1.

Краткий психологический словарь - М.: Политиздат, 1985.

Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Текстыю – М.: Издательство Московского университета, 1984.

Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации – Петрозаводск: Издательство «Петроком», 1992.

Назарчук Е.Я. Тест двадцати ответов: какую идентичность мы измеряем? // Социальная идентификация личности-2 / Под ред. В.А. Ядова –М.: ИС РАН, 1994. Книга 2.

Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М.: Издательство Московского университета, 1987.

Ольшанский В.Б. Становление метода неоконченных предложений в Советском Союзе 70-х годов // Социология: 4М. 1997. - №9.

Психология личности. – Т. 2 – Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1999.

Пузанова Ж.В. Одиночество (опыт философско-социологического анализа) – М.: Издательство «Уникум-Центр», 1998.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. – М.: Добросвет, 1998.

Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение) – М., 1999.

Татарова Г.Г. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных // Социология: 4М. 1999. - №11.

Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. – М.: Научный мир, 2000.

Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 1998.

Толстова Ю.Н. Роль моделирования в работе социолога: логический аспект // Социология: 4М. 1996. - №7.

Философский энциклопедический словарь – М., 1989.

Хараш А. Психология одиночества // Педология, 2000. - №4.

Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова – М.: Издательство Московского университета, 1994.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности – М.: Добросвет, 1998.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ecsocman.edu.ru


Страницы: 1, 2, 3