рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Методика составления тестовых заданий по курсу "Механика" рефераты

Реферат: Методика составления тестовых заданий по курсу "Механика"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ рОССИйСКОЙ  фЕДЕРАЦИИ

Мордовский  государственный  университет  имени  Н. П. Огарева

ИНСТИТУТ ФИЗИКИ  И  ХИМИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ФИЗИКИ

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий кафедрой

к. ф. - м. н.,  доцент __________ НИЩЕВ К.Н.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Методика составления тестовых заданий

по курсу «Механика»

Автор квалификационной работы:  КОЗЛОВ А.А.

САРАНСК 2001г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

   1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

КОНТРОЛЯ

1.2. ТЕСТЫ КАК СРЕДСТВО ОБЪЕКТИВНОЙ

           ДИАГНОСТИКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

1.2.1. Организация тестирующих программ

1.2.2. Технология создания компьютерных тестов

1.3. КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ТЕСТОВ

1.3.1.Надежность тестов

1.3.2.Валидность тестов

2. РАЗРАБОТКА ПАКЕТА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ

ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «МЕХАНИКА

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Компьютерные технологии в последние годы прочно вошли в арсенал методов

обучения. Сегодняуже со­вер­шено ясно, что решение проблемы улучшения качества,

повышения ак­тивно­сти и обеспечения индивидуализации обучения достижимо лишь на

основе органичногоприменения компьютерной техники в учеб­ном процессе наряду с

традиционными методами педагогики. Информационные возможности и быстродействие

современных ПЭВМ открываютнеограниченный простор для педагогиче­ского творчества

преподавателей, позволяя модернизировать старые и вне­дрять новые техно­логии и

формы обучения. Анализмировой педагогиче­ской практики позво­ляет выделить

следующие классы педагогических программных про­дуктов:

  компьютерные учебники;

  обучающие программы;

  имитирующие и моделирующие тренажеры;

  электронные справочники, словари, энциклопедии;

  системы самоподготовки и самоконтроля;

  системы контроля знаний и тестирования.

Основными преимуществамикомпьютерных систем контроля качества знаний является их

оперативность итехнологичность обработки данных тес­тирования.

Целью настоящей работы является создание методического обеспечения для

допускового лабораторного контроля итекущей академической деятельности студентов

по курсу «Механика».

1.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1. ПРЕДМЕТ ИФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Педагогический контроль - это система научно-обоснованной

про­веркирезультатовобразования и воспитания студентов.

Являясь важной ча­стью процесса подготовки специалистов, контроль сам по себе не

отме­няет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания; онвсего лишь

помо­гает выявить достижения и недостатки. В более узком значении,

примени­тельно к процессу подготовки специалистов, контроль означает

выявление,измерение, оценку знаний, умений и навыков; он представляет

взаимосвязан­ную и взаимообусловленную деятельность преподавателя и

обучаемого.[1]

 Предмет педагогического контроля в ВУЗе - это оценка результатов

организованного в нем педагогического процесса, то есть этопроцесс из­ме­рения

уровня знаний студентов. Этот процесс основан на принципах метро­логии, что

позволяет выделить в нем следующие этапы:

  построение модели объекта измерения (состояния знаний обучае­мого);

  разработка методики измерения;

  создание средств измерения (тестов, контрольных заданий);

  построение измерительной шкалы и выбор плана контроля знаний.

 В зависимости от времени обучения педагогический контроль де­лится на текущий,

тематический, рубежный,итоговый и заключительный.

Текущий контроль мо­тивирует обучение в результате осуществления

диффе­ренцированного под­хода к успевающим и неуспевающимстудентам. Используются

устный  оп­рос, письменные конт­рольные работы, ознакомле­ние с дневниковыми

запи­сями идокументами, с текущими отчетами по учеб­ной и производ­ственной

практике, с данными самоконтроля.

Цель тематического контроля — оценка результатов изучения опреде­ленного раздела

или темы программы.Осу­ществление этапного контроля, зачеты по разделам

програм­мы, степень готовности курсовых проектов, ди­пломных ра­бот — задача

рубежного контроля, вкотором выявляются учеб­ные достижения каждого студента

перед тем, как пре­подаватель пере­ходит к изучению следующей части учебного

материала. В текущем, тема­тическоми рубежном контроле целесообразно как можно

шире использо­вать стандарт­ные тестовые программы и технические средства,

позволяю­щие каждому студенту самому выявитьимеющиеся у него пробелы в зна­ниях

и принять меры по их устранению.

Итоговый контроль осуществляется преподавателем после прохожде­ния всего

учебного курса. Данные итогового конт­роля позволяютоценить работу и педагогов,

и студентов. Здесь подводится итог изучения учебной дисциплины, выяв­ляются

индивидуальные достижения, Способности от­дель­ныхстудентов углубленно изучать

данный предмет. На старших кур­сах оце­ниваются результаты

научно-исследовательской практики, диплом­ной ра­боты.

Заключительный контроль проводится обычно в составе комиссии, кото­рая призвана

коллегиально принять оконча­тельное решение орезульта­тах подготовки. Это

относится к экзаменам при переводе студентов с курса на курс, к вы­пускным

экзаменам, к защите диплома или дипломного проекта.Присвоение квалификации

производится на основании решения государст­венной экзаменационной, комиссии. 

Выделяют четыре основные функциипедагогического контроля в ВУЗе:

диагностическую, обучающую, организующую,воспитывающую.

Диагностическая функция вытекает из самой сущности контроля, наце­ленного на

выявление интересующегоявления, его оценки и принятие по ито­гам контроля

управленческого решения. Педагогическая диагностика – это важнейшая часть

научной системыпедагогического контроля, которая непо­средственно связана c

процес­сом выявления уровня знаний, умений, навыков, воспитанности.

Обучающая функция. Появление программированного обучения, а вместе с этим и

программированногоконтроля знаний повлекло за собой су­щественное расширение

функций контроля; последний стал органичной ча­стью учебного процесса,

незаменимым средствомобеспечения обрат­ной связи между студентом и

преподавателем. Обучение стало дифференцирован­ным в полном смысле этого слова:

каждый студент приступает кизучению нового материала независимо от других только

после освоения предыдущего. В случае неправильного ответа на контрольные вопросы

 он возвращается к повторному изучению техразделов курса, которые оказались им

неосвоенными. Тем самым индивидуализируется темп обучения: более способные

двигаются быстрее, менееспособные вынуждены прилагать дополнительные усилия для

преодоления возникающих затруднений.

Организующая функция педагогического контроля проявляется в его влиянии на

организацию всего учебно-воспитательного процесса.В зависи­мости от результатов

контроля принимается решение о необходимости про­ведения дополнительных занятий

и консультаций, об оказании помощи неус­певающим студентам,о поощрении хорошо

потрудившихся студентов и пе­дагогов. Центральным организующим моментом

педагогического процесса яв­ляется активизация, подкоторой понимается

целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и

использование такого содержа­ния, форм, методов, приемов и средствобучения,

которые способствуют по­вышению интереса, активности, творческой

самостоятельности студента в ус­воении знаний, формировании умений и

навыков,применении их на практике.

Воспитывающая функция. Хорошо организованный педагогический контроль обладает

хорошим воспитательным эффектом. Уже не разотмеча­лось, что проверка помогает

совершенствовать знания, делает их более яс­ными и систематизированными,

содействует развитию памяти и мышления.

В учебно-воспитательном процессе все четыре рассмотренные функ­ции, как правило,

тесно взаимосвязаны.Например, семинары выполняют ди­агностическую, обучающую и

воспитывающую функции, метод программи­рованного обучения – обучающую,

организующую идиагностическую; вме­сте с тем, имеются формы контроля, в которых

четче проявляется та или иная ведущая функция. Так, зачеты, экзамены,

коллоквиумы итестовые проверки выполняют преимущественно диагностическую

функцию. Это нередко расце­нивалось как недостаток. На самом деле

монофункциональностьметода часто оборачивается преимуществами в достижении

качества контроля, быстроты, экономичности, более эффективного выполнения той

функции, для которойтот или иной метод специально разрабатывался.[2]

1.2. ТЕСТЫ КАК СРЕДСТВО ОБЪЕКТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ

КАЧЕ­СТВА ЗНАНИЙ

Тест — система заданий специфической формы, возрастающей трудности, позволяющая

качественно оценить структуру знаний и эффективно измерить

уровеньподготовленности студентов.

   Тестирование является одной из форм массового контроля знаний студентов,

которыйосуществляет преподаватель после изучения ими всей программы учебной

дисциплины. Тесты представляют собой за­да­ния, сформулированные в

формеутверждений, которые в зависимости от от­ветов испытуемых могут

превращаться в истинные или ложные выска­зыва­ния.[3]

1.2.1. Организация тестирующих программ.

Возможны две формы организации тестов:

  организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых вариантов»

  обеспечивает относительнопростой диалог с тестируемым и, как следствие,

  быстроту прохождения теста, так как не требует особых навыков работы на

  компьютере. Для выдачи ответадостаточно нажать клавишу с номером правильного

  ответа, выбрав его среди предложенных. Следующее преимущество в простом

  критерии правильности ответа:совпадение номеров действительно правильного

  ответа на вопрос теста и ответа, данного тестируемым. Однако такая организация

  теста имеет и недостатки: наличие«скрытой» подсказки на вопрос – выбирать

  ответ гораздо легче, чем писать его полностью самостоятельно;

  организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую

  начальнуюподготовку испытуемого как пользователя персонального компьютера.

  Решение этих технических проблем может отвлечь испытуемого от предметной сути

  работы спрограммой. Таким образом, скорость прохождения теста во многом

  зависит от развития навыков работы за компьютером. Помимо этого, ответ на

  каждый вопростеста может иметь различную степень подробности.[4]

1.2.2. Технология создания компьютерных тестов.

Учебный процесс, как сложная система, включает в себя четыре составные части:

учебный план, структуруи содержание курса, обучающую среду (педагог, средства и

технологии обучения) и контроль образовательного процесса. Первые две части

образуют педагогическуюмодель знаний предметной области.

Контроль обучения осуществляется путем оценки соответствия между педагогической

моделью знаний иличностной моделью знаний обучаемого с помощью промежуточных и

итоговых измерений уровней знаний, умений и навыков личностной модели знаний.

Педагогическая модель знаний является, как правило, линейной структурой которую

можно представить в виде совокупностипоследовательно взаимосвязанных модулей

знаний.

Каждый модуль предполагает входящую информацию из других модулей и генерирует

собственные новые понятия и свойства. Модуль можетбыть представлен в виде базы

данных, базы знаний, информационной модели.

Модульное представление знаний помогает:

  организовать чёткую систему контроля с помощью компьютерного тестирования,

  посколькудопускает промежуточный контроль (тестирование) каждого модуля и

  итоговый по всем модулям и их взаимосвязям;

  осуществлять наполнение каждого модуля педагогическим содержанием;

  выявлять и учитывать семантические связи модулей и их отношения с другими

  предметными областями.

Проектирование модели знаний играет важную роль для образовательного процесса.

От этого, в конечномсчете, зависит обучающая среда: преподаватель с его

квалификацией и опытом, средства и технологии обучения, а главное – контроль

обучения с помощьюкомпьютерных тестов.

Главная цель тестирования – обнаружение взаимного несоответствия этих моделей и

оценкауровня их несоответствия.

 Сложной задачей эксперта по контролю является задача разработки тестовых

заданий, которые позволяют максимально объективнооценить уровень соответствия

или несоответствия педагогической модели знаний и личностной модели знаний.

Построение компьютерных тестов можно осуществить по следующим последовательным

шагам:

1. формализация экспертной целевой модели знаний;

2. нисходящее проектирование тестового пространства;

3. формирование и наполнение тестовых заданий;

4. формирование полного компьютерного теста;

5. тестовый эксперимент;

6. выбор эффективного теста;

7. анализ, корректировка и доводка теста до вида эксплуатации.

На рис.1.1 приводится схема создания теста. Множество тестовых заданий

(тестовоепространство), согласно принципу исчерпывающего тестирования, вообще

говоря, может быть бесконечным. Однако очевидно, что существует конечное

подмножество тестовыхзаданий, использование которых позволяет с большой

вероятной точностью оценить соответствие личностной модели знаний экспертным

моделям знаний (полный тест).Важнейшим элементом в подготовке тестов выступает

класс

эквивалентности тестовых заданий.

Для создания тестов по предметной области существуют и разрабатываются

специальные инструментальныепрограммы-оболочки, позволяющие

вырабатывать компьютерные тесты путём формирования базы данных из набора

тестовых заданий.

В большинстве случаев тестовые оболочки (ТО) построены на принципах

однозначногораспознавания ответов тестируемого: выбор, шаблонный ответ,

конструирование ответа.

Другим важным свойством ТО должно быть наличие возможности передачи результатов

и протоколатестирования какому-либо статистическому пакету для дальнейшей

обработки, что в некоторых существующих ТО представлено неполно.[5]

1.3. Критерии качества тестов

Научно обоснованный тест – это метод, соответствующий установ­лен­ным стандартам

надежности ивалидности.

Традиционно выделяются два основных критерия качества тестов. Пер­вый из них

связан спонятием точности измерений и известен, главным, обра­зом, в виде

понятия надежности теста.

Качество педагогического контроля в вузе зависит не только от надеж­ности

используемых методов, но и от их валидности. Валидность теста — его

пригодностьдля достижения поставленной цели: пригодность по содержанию,

пригодность к применению в конкретных обстоятельствах, пригодность по

какому-либо критериюили, что то же самое, характеристика его способности изучать

то, что он должен изучать по замыслу авторов.[1]

1.3.1. Надежность тестов.

Существует несколько практи­ческих способов определения надежности теста.

Самыйбезупречный со статистиче­ской точки зрения метод определения надежности –

это корре­лирование двух параллельных тестов, созданных для измерения одного и

тогоже свойства.

Суть корреляции состоит в том, что из полученной каждым сту­дентом суммы баллов

вычитаетсяровно то число, которое может быть угадано в со­ответствии с теорией

вероятностей. Корреляция осуществляется с помощью соотношения:

 ,

где - скорректированный на догадку тестовый балл испытуемого;

      - число правильных ответов, полученных испытуемым в тесте;

      - число неправильных ответов;

        - число готовыхответов в заданиях теста.

   Эта формула применяется к заданиям с одинаковым числом готовых ответов.

Интуитивно наиболее понятный и простой способ определения на­деж­ности теста –

это двукратное, по меньшей мере, использованиеодного и того же теста в той же

самой группе студентов. Результаты обоих опро­сов анализируются с целью поиска

корреляции между ними. Данный метод имеет своидостоинства и недостатки.

Достоинства заключаются в сравнительной простоте его использования, ясности

основных посылок, лежащих в определении надежности,простоте расчетов. К

недос­таткам можно отнести неопределенность в выборе вре­менного интервала

ме­жду первым и вторым опросами. Этот интервал мо­жет колебаться отне­скольких

минут до нескольких дней, месяцев и даже лет.  

Надежность тестов достаточно просто оценить в гомогенных тестах. Однако, оценка

надежности за­метно осложняется в гетерогенных тестах.Осложнение вызвано главным

образом некоррелируемостью (или слабой коррелируемостью) гомогенных тестов между

собой. Соответственно ответыстудентов на задания одного гомогенного теста, как

правило, редко коррелируют с ответами на задания другого. Отсутствие же

корреляции ме­шает всякой надежде намало-мальски заметную надежность теста в

целом.

Все методы оценки надежности теста основаны на разных теоретических положе­ниях,

но все они призваныответить на один и тот же вопрос – насколько точны

проведенные измерения? Само понятие "точность" в каждом случае оценки

приобретает несколько отли­чающийсясмысл.

   Имеются, по меньшей мере, два источника погрешностей, мешающие говорить об

абсолютной надежности теста. Первый источниксвязан с выбор­кой испытуемых. Вряд

ли можно найти две такие выборки, в которых тесто­вый опрос был бы одинаково

надежным. Скорее всего, значения варьировалибы от выборки к выборке в некоторых

Страницы: 1, 2