рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Малые предприятия рефераты

Реферат: Малые предприятия

ВВЕДЕНИЕ

Экономический интерес,  энергия и изобретательность предприимчивых люд ей активно содействовали прогрессу во  всех  областях  человеческой  жизнедеятельности.  Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разно образных по специализации и направлениям малых предприятий.

В мире существ уют разные варианты государственной поддержки малого бизнеса прямое выделение бюджетных средств в страховые фонды, фонды риска смешанные фонды поддержки - государственные  и  частные;  выдача гарантий  в  обеспечение  кредита  коммерческого банка - обязательство компенсировать банку возможные потери; налоговые льготы.

В нашей  стране  малый бизнес привлекает к себе внимание только в последнее время,  в связи с переходом к рыночной экономике,  поскольку предпринимательская  деятельность  возможна  в  условиях рыночной и не возможна в административной системе.

"Переход к регулируемым рыночным отношениям, поддержка предпринимательства требуют ускоренного создания сети малых предприятий,  способных активизировать структурную перестройку  экономики,  предоставить широкую свободу выбора и новые рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса" /постановление  Совмина от 8 августа 1990  г/.


ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

Сложилось ошибочное мнение,  что малое предприятие /МП / - это  не просто не большое по численности или объему продукции производство,  но и совершенно новая структура,  особый вид предприятия,  основанного на специальной форме собственности.

На самом деле термин МП определяет лишь количественные параметры, а формы  собственности  и  организации хозяйственной деятельности при  этом могут быть любые.  Государственные,  индивидуальные  предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, арендные предприятия,  кооперативы  " все это предприятия,  и они могут быть малыми, если попадают под критерии МП.

Закон "О предприятиях в СССР" говорил  о  двух  признаках  малого предприятия:  численность  работающих и объем хозяйственного оборота  , но не определял ни первого,  ни второго,  отсылая  к  законодательству СССР.  Аналогичная  ситуация  наблюдается и в "Законе о предприятиях и предпринимательской деятельности" РС ФСР. Постановление N 790 определило только первый признак, оставляя определение второго республиканскому законодательству.  Пока такого законодательства нет, следует руководствоваться только первым  :  в промышленности и строительстве до 200 работающих,  в науке и научном обслуживании до 100, работающие в непроизводственной сфере до 25,  в розничной торговле до 15 работающих человек, причем в отдельны " периоды численность работающих может колебаться в ту или иную сторону.

Чтобы правильно руководствоваться признаком малого предприятия  -численность  работающих,  как  признаком объема хозяйственного оборота (когда он будет  установлен) ,  необходимо верно  определить  отраслевую принадлежность предприятия.


РОЛЬ И ПРЕ ИМУЩЕСТВ А МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Переход к рыночной экономике потребует изменения всей экономической инфраструктуры страны и в первую очередь осуществление ее  демонополизации.  В стране сейчас 40 тыс. предприятий, а для создания необходимой инфраструктуры потребуется  не  менее  500  тыс.  предприятий.  Именно  за счет малых предприятий можно преобразовать социально-экономическую структуру общества, осуществить плюрализм форм собственности, преодолеть монополизм,  создать среду для конкуренции,  и развития рыночных отношений.  В миро вой экономике огромное количество предприятий и фирм,  из которых от 95% в ФРГ до 99.7% в Японии приходится на мелкие предприятия  (по числу работающих)

Несмотря на трудности  в борьбе за выживание и остроту конкуренции между фирмами,  а так же между малыми и крупными предприятиями подобная форма  предпринимательства, обладает определенными достоинствами:  это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки: это дух инициативы , предприимчивость и динамизм.

Для отдельных граждан преимущества при создании малых предприятий состоят  е получении всех тех прав в сфере хозяйственной деятельности, которыми обладает любое предприятие -юридическое лицо. Создав предприятие  -  юридическое лицо,  гражданин или (группа граждан) отделяет от своего личного имущества, то имущество, которым предприятие будет отвечать по своим обязательствам; имущества учредителя и имущество предприятия разделены.  При  этом созданное предприятие  будет  пользоваться той поддержкой государства,   которая предусмотрена для малых  предприятий.

К преимуществу  малых  предприятий  следует  отнести и разрешение производить ускоренную  амортизацию  активной  части  производственных фондов.

Также к преимуществам следует отнести и обеспечение их  материально-техническим ресурсами предприятиями и организациями, на базе структурных единиц которых они образованы, а также со здание специальных организаций,  специализирующихся  на сдаче в аренду машин и оборудования малым предприятиям.


СОЗДАНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Нормативной  базой для создания и  ликвидации  МП  является  Закон РСФСР  "О предприятиях и предпринимательской деятельности",  его глава IY.

Порядок учреждения МП.

Предприятие может быть учреждено  либо  по  решению  собственника имущества  или  уполномоченного  им органа,  либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке, предусмотренном Законом.

Предприятие может быть учреждено в результате выделения из состава действующего предприятия,  объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений с сохранением  за  ними  существующих обязательств перед предприятием.

Предприятие может быть  учреждено  в  результате  принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством Р Ф.

Учредительными документами предприятия являются  устав  предприятия,   а также решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия определяются организационно  правовая  форма  предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия,  условия реорганизации и ликвидации предприятия.

Устав предприятия утверждается его учредителем.  На государственном и муниципальном предприятии, а также на предприятии смешанной формы собственности,  в имуществе которого доля государства или  местного  Совета составляет более 50 %,  устав утверждается учредителем совместно с трудовым коллективом.

Предприятие считается  утвержденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.

Государственная регистрация предприятия.

Государственная регистрация предприятия,  не зависимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным Советом по месту учреждения предприятия.

Данные государственной регистрации предприятия  в  месячный  срок сообщаются Советом,  зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов Р Ф для включения в Государственный реестр.

Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы,  полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.

Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы:

- заявление учредителя,

- устав предприятия,

- решение о создании предприятия или договор учредителей,

- свидетельство об уплате государственной пошлины. Решение о регистрации или отказ  в регистрации предприятия  должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента выдачи заявления учредителя,  устава,  договора учредителей и свидетельства об  уплате госпошлины.  О  регистрации  предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.

Отказ  в государственной регистрации предприятия возможен в случае нарушения установленного Законом порядка создания предприятия, а также несоответствия  учредительных  документов требованиям законодательства РФ.

Отказ в  регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным.  О решении отказать в регистрации предприятия  соответствующий орган обязан сообщить в 3-х дневный срок в письменной форме учредителю предприятия.

Отказ в  регистрации  предприятия может быть обжалован в судебном порядке. Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия.

Ликвидация и реорганизация предприятия.

Прекращение деятельности предприятия может осуществляться  в  вид е его ликвидации или реорганизации /слияние,  присоединение, разделение,  выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму/.

Ликвидация и  реорганизация  предприятия  производится по решению собственника или органа,  уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда. Предприятия ликвидируются в случаях:

- признания банкротом,

- принятия решения  о  запрете  деятельности  предприятия из-за невыполнения  условий,  установленных  законодательством РФ, если в  предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности,

- признания судом недействительными учредительных  документов и решения о создании предприятия,

- по другим основаниям,  предусмотренным законодательными актами РФ и входящих в его состав республик.

Ликвидация предприятия осуществляется  ликвидационной  комиссией, образуемой  собственником  имущества предприятия или уполномоченным им органом,  совместно с трудовым коллективом.  По их решению  ликвидация может про водиться  самим предприятием в лице его органа управления.

Ликвидация предприятия при  банкротстве осуществляется в  соответствии с законодательством Р Ф.


ПРЕДПР ИЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ,  СЕМЕЙНОЕ  ИЛИ  ПРИНАДЛЕЖАЩЕЕ  ГРУППЕ ЛИ Ц,  СОВМЕ СТНО ВЕДУЩИХ ТРУДОВОЕ ХО ЗЯЙСТВО

И  Закон   РСФР  о  предприятиях и предпринимательской деятельности разрешает организацию и создание предприятий  и  ведение  предпринимательской  деятельности на базе их индивидуальной (частной) собственности.   Это может быть о дин человек,  несколько членов семьи (или) группа лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство.

Любая группа физических лиц (не менее 2-x) может образовать акционерное  общество  с  ограниченной  ответственностью  но может создать предприятие и без образования общества. И если такое предприятие  будет создано  с соблюдением установленных правил,  иметь свой устав и зарегистрировано в установленном порядке,  оно признается юридическим лицом.  А   это   значит.  что оно само от своего собственного имени будет заключать договоры и иные сделки и вступать в  обязательства.  Оно  не будет отвечать по личным обязательствам своих учредителей, а учредители не будут отвечать по обязательствам предприятия.  Таким образом учредители  риску ют  только  тем своим имуществом,  которое они передали предприятию и  закрепили  за ним, т.е. сделали имуществом предприятия.

От  учредителей зависит установить в уставе дополнительную  (субсидиарную) или какую ни будь иную ответственность всех  или  некоторых  из н их по обязательствам предприятия.  Например,  в случае, если кто-либо не передал предприятию имущество,  которое он обязался передать. Такая ответственность может быть установлена в уставе для того,  чтобы укрепить репутацию предприятия в глазах будущих клиентов и привлечь  их  к сотрудничеству  или по каким  либо другим соображениям.

Имущество,  которое учредители передают  предприятию,  может  быть передано ему в собственность, а может быть закреплено за ним и на других юридических основаниях,  на другом праве со всеми вытекающими последствиями.   В уставе можно установить,  что принадлежащее предприятию имущество является собственностью учредителя,  а если учредителей несколько, то их общей доле вой собственностью; при этом следует указать , как распределяются доли в праве ,  т.е. их соотношение . Признание собственником  самого предприятия или же его учредителя может  ( в дальнейшем  ) существенное значения при  разрешении  вопросов  ответственности как самого предприятия так и его учредителя.

Следует отметить,  что на основании ст.8   п.  2  Закона  РСФСР  о предприятиях  и предпринимательской деятельности индивидуальное предприятие может быть образованно путем приобретения гражданином  (семьей) государственного или муниципального предприятия.

Для регистрации предприятия представляются решение о его создании и утвержденный учредителем устав,  а также заявление учредителя и свидетельство об уплате госпошлины (ст.  34 Закон о предприятии и предпринимательской  деятельности).  Закон  РСФСР  предусматривает  право предпринимателя  (учредителя) взыскать по суду убытки,  причиненные незаконным отказом регистрации.


УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Управление предприятием   осуществляется  учредителем  являющийся высшим органом пред приятия -юридического  лица.  (вариант:  на случай , когда учредителей несколько - высшим органом управления предприятием и юридического лица является общее собрание учредителей, принимающие решения единогласно. При несогласии одного из учредителей он вправе выйти из предприятия и получить свою  долю в  денежном  выражении  по окончании операционного года  (возможны и другие варианты решения).

Вариант: для  осуществления  текущего  руководства деятельностью предприятия учредителем назначается директор предприятия,  действующий на основании и в пределах доверенности,  выданной от имени предприятия его высшим органом.

С приглашенным директором заключается  контракт  (трудовой  договор).  Директором может быть назначен один из учредителей.

Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия,  самостоятельно решает все  вопросы деятельности предприятия. Он действует от имени предприятия без доверенности, представляет его во всех организациях и перед всеми лицами,  распоряжается имуществом предприятия,  совершает сделки и заключает договоры,  в том числе трудовые, выдает доверенности,  открывает счета в банках,  утверждает структуру и штатное расписание предприятия, издает приказы и обязательные для всех работников указания.

Трудовой коллектив предприятия,  состоящий из всех лиц, участвующих своим трудом в его деятельности, исключая учредителей и директора, решает простым большинством голосов вопрос о заключении  коллективного договора,  и о содержании этого договора и вопросы связанные с выкупом предприятия и согласия учредителя  ( учредителей).

Должность лица   предприятия,  включая  заместителя  руководителя предприятия,  руководителей структурных подразделений, мастеров, старших мастеров и других линейных руководителей, назначаются на должность и освобождаются от должности директором предприятия (вариант:  указать должность назначение на которое производится с согласия высшего органа или самим высшим органом предприятия).


ХОЗЯЙСТВЕННАЯ И ИНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность определяет перспективы развития.

          Учредитель или с  его согласия директор предприятия самостоятельно в соответствии с законодательством о труде определяет порядок найма и увольнения работников, формы, системы и размеры оплаты труда, распорядок рабочего дня,  сменность  работы,  порядок предоставления  выходных дней  и отпусков,  их продолжительность.  Предприятие в соответствии с  действующим законодательством осуществляет социальное  и  обязательное медицинское и иное обязательное страхование.  Предприятие обеспечивает  работникам безопасные условия труда в  соответствии  с  установленными  правилами и нормами.

Предприятия могут приобретать необходимые ему ресурсы  реализовывать  свою  продукцию и услуги любым  непротиворечущим законодательству способом по непротиворечущим законодательству ценам.

Предприятие вправе  открывать  расчетный  и  другие счета в любом банке и  осуществлять все виды расчетных,  кредитных  кассовых  и  иных операций.

            Предприятие может  самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую        деятельность  в   соответствии  с законодательством РФ,  входящих в нее,   республик и иметь валютный счет в соответствующем банке.

Высший орган  (вариант:  директор) предприятия определяет перечень сведений,  составляющих коммерческую тайну.  Прибыль, остающаяся  у  предприятия после уплаты налогов и других,  платежей  в бюджет (чистая прибыль) поступает в полное его распоряжение.

Направления использования чистой прибыли определяется учредителем.

Часть чистой прибыли (вариант:  часть чистой прибыли  в  размере, ежегодно  определяемом учредителем после обсуждения с трудовым коллективом) передается в собственность членам трудового коллектива. Порядок распределения этой части чистой прибыли между работниками определяется положением,  утвержденным советом предприятия (вариант: совместным решением учредителя и трудового коллектива).

Переданная члену трудового коллектива часть прибыли подлежит выплате  ему  или  может с согласия высшего органа предприятия образовать вклад работника в средства предприятия.  На сумму  вклада начисляются подлежащие ежегодной выплате проценты, размер которых определяется решением трудового коллектива(вариант: совета предприятия), утвержденным органом предприятия (вариант: Положением, утвержденным совместным решением трудового коллектива (или совета предприятия) и высшего  органа предприятии).

В случае прекращения трудовых отношений вклад и причитающиеся  на него проценты подлежат выплате по окончании операционного года.


НАЛОГ ООБЛАЖЕНИЕ  МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

(Общая характеристика новой налоговой системы)

Принципы построения налоговой системы,  ее структура определяются таким нормативным документом,  как  " Свод законов Российской Федерации о  внутренних  доходах и налогах  ".  "Свод" содержит закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"  и  специальные  законы  по конкретным налогам.

Страницы: 1, 2