Реферат: Ложь в речи
Реферат: Ложь в речи
ВВЕДЕНИЕ
Проблема выявления лжи или обнаружение неискренности
в поведении человека имеет довольно давнюю историю, потому что в основе этого
испытания лежит твердо установленный и давно известный факт, что наше телесное
состояние связано очень тесно и прямо с душевными переживаниями.
В древней Индии, например, когда проводился допрос подозреваемых
лиц, их просили одновременно с ответом на поставленный вопрос ударять в гонг.
Было замечено, что когда вопрос вызывал затруднение, внутреннее замешательство
тем, что тема для подозреваемого является слишком значимой, то на этот вопрос
он не мог ответить "запросто", совершенно искренне, что и приводило к
сбоям в ударе в гонг.
В древнем Китае подозреваемым давали сухую рисовую
муку, просили ее прожевать в разговоре с ними; если человек был не в состоянии
это сделать, его осуждали, считая это попыткой сокрытия правды.
Примеры показывают, что действительно, если мы встревожены,
обеспокоены, возбуждены, нам страшно, то у нас появляется эмоциональное
напряжение. Это эмоциональное напряжение проявляется в различного рода
физиологических показателях: учащается или снижается частота пульса, изменяется
ритм дыхания, изменяется статическая проводимость кожи, изменяется температура
тела, изменяется характер биотоков мозга.
Измерение этих физиологических показателей лежит в основе работы
полиграфа, часто называемого в средствах массовой информации "детектором
лжи". В настоящее время проверка на полиграфе является, пожалуй, одним из
самых надежных, известных и широко распространенных методов выявления обмана.
Сам аппарат, разумеется, не определяет, врет человек или нет. Этот
многоканальный прибор только регистрирует некоторые физиологические реакции
обследуемого при его интервьюировании. В зависимости от величины изменений этих
показателей выносится заключение, сказал человек правду, отвечая на
определенные вопросы, или солгал.
В настоящее время
полиграф достаточно широко используется в деловой практике для проверки
поступающих на работу и служащих компании. В целом точность проверок на
полиграфе составляет около 95%.
Помимо
специфических физиологических реакций, обман выражается и в иных особенностях
невербального поведения. Давно известно, что когда человек лжет, он избегает
смотреть прямо в глаза своему собеседнику. По этому признаку на картинах старых
мастеров, сюжетом которых является Тайная Вечеря, можно легко определить Иуду:
его взгляд обычно направлен в сторону от Христа. О человеке, к которому не
испытывают доверия, нередко говорят, что "у него глаза бегают". Для
характеристики умелого лжеца у русского народа есть несколько поговорок:
"врет, не кашляет", "врет, не поперхнется", "врет и не
краснеет", "врет, людей не видит". В хорошо подготовленной и
тщательно спланированной беседе вероятность обнаружения обмана достаточно
велика и приближается к 90%.
Однако
полиграфом можно пользоваться не в любой ситуации (например, в ходе деловых
переговоров), а что касается особенностей невербального поведения, то их
гораздо проще контролировать, чем собственно вербальное поведение. Ведь в речи
находят отражение и физиологические показатели, и психологические.
Следовательно, искать ложь нужно, прежде всего, в речи. Надо заметить, в
психолингвистике этой проблеме до сих пор уделялось мало внимания. В данной
работе мы планируем дать обзор работ, связанных с этой темой, раскрыть основные
механизмы речи, на которые мы будем опираться в дальнейших исследованиях, а
также наметить направления исследований в этой области.
Прежде всего,
необходимо определить, что же мы будем понимать под словом «ложь» в
наших исследованиях. Ясно, что чисто лексическое значение, данное Ожеговым (намеренное
искажение истины, неправда), здесь не совсем подойдет. Поэтому уместнее
воспользоваться определением, данным О. Липманном и Л. Адамом в работе «Речь в
криминалистике и судебной психологии», впервые сделавшим попытку рассмотреть
это явление в речи:
Ложь – волевое деяние,
направленное на результат.
При этом эти авторы исключают
фантазирование, т.наз. «условную ложь».
И так, ложь – это
деяние, деятельность. В связи с этим возникает вопрос, что же такое
деятельность вообще и речевая деятельность в частности? В связи с этим
обратимся к работе Т.М. Дридзе «Язык и социальная психология».
Деятельность –
осознанная, мотивированная и целенаправленная социально регламентированная
активность, опосредствующая все связи человека его естественным (природным) и
искусственным (социокультурным) окружением. В деятельности человек не только
приспосабливается к среде, но и видоизменяет ее, преобразует естественную среду
в искусственную, формирует свое социальное и культурное пространство.
Неосознанная же
активность – поведение – это проявляемые вовне образцы и стереотипы действий,
усвоенные индивидом либо на основании опыта собственной деятельности, либо в
качестве подражания общеизвестным или чужим образцам и стереотипам действий.
Существенным
различительным признаком деятельности и поведения является уровень мотивации
и соответствующая ему мера осознанности мотивов действия и акта
поведения.
Общение – это
коммуникативно-познавательный процесс, располагающий собственным движущим
механизмом. Структура коммуникативно-познавательного процесса формируется по
существу структурой действий порождения и интерпретации текстов (сообщений).
Сменяя друг друга, эти действия (или подвиды текстовой деятельности) образуют
не прерывающийся никогда континуум.
Текстовая
деятельность может быть внутренней – интеллектуально мыслительной
(осмысление, переживание, оценка), сопровождающейся соответствующим результатом
(возможной формой фиксации или изменения в сфере сознания) и внешней –
материально-практической (выступающей в виде чтения, слушания, написания,
говорения). Предметом текстовой деятельности является коммуникативная интенция
общающегося, то есть не смысловая информация вообще, а смысловая информация,
цементируемая замыслом, коммуникативно-познавательным намерением.
При обращении к
анализу текста в составе механизма общения формируются лингвистические признаки
текста, использованные в нем лингвистические конструкции обретают вторичное
значение по отношению к присутствующим в нем структурам «замешанной» на
чувственных образах и эмоциях интеллектуально-мыслительной деятельности.
Порождение текста, как и его интерпретация – решение прежде всего эмоциональной
и мыслительной задачи, а уже потом – лингвистический, так как во всякой
деятельности замысел предшествует конкретным операциям и выбору средств по их
осуществлению. Текст сам по себе оказывается функциональной системой, в рамках
которой лингвистические конструкции используются для реализации определенных
коммуникативно-познавательных задач и могут варьироваться сообразно этим
задачам.
Деятельность общения
актуализируется в текстовой деятельности – в действиях порождения и
интерпретации текстов. При этом речь идет отнюдь не о фиксации некоторых
отрезков речевого потока, запечатленных на том или ином материальном носителе,
но об определенном способе организации коммуникативно-познавательных программ.
Понимаемый таким образом текст – порождение коммуникативно-познавательной деятельности,
ее образование и продукт – в «круговороте» этой деятельности превращающийся в
объект.
Текстовая
деятельность может рассматриваться как самостоятельная деятельность с
собственной сверхзадачей и непосредственной целью, как деятельность с
самостоятельным мотивом, предметом и продуктом.
Текст как
целостная коммуникативная единица – некая система коммуникативных
элементов, функционально (для данной конкретной цели) объединенных в единую
замкнутую иерархическую семантико-смысловую структуру общей концепцией или
замыслом (коммуникативной интенцией).
Природа текстовой
деятельности не столько абстрактно-логическая, сколько интуитивная
(чувственно-образная), независимо от характера текста и формы воплощения
замысла автором.
В ходе порождения
текста авторский замысел обретает более четкие формы, кристаллизуется,
приобретает очертания видимой содержательной цели данного конкретного текста.
Стремясь к достижению своей цели и к реализации определенного коммуникативного
намерения, автор подчиняет этому как предмет описания, тему, так и целую серию
приемов, реализуемых средствами языка. Замыслом оказывается то, для чего и
ради чего предпринимает автор названные усилия. Соответственно замысел
может быть реализован не на одном, а на множестве предметов и средства его
воплощения могут быть самыми различными.
Характер
коммуникативного намерения может быть достаточно сложным, рассчитанным на
дальнюю перспективу (сверхзадача) или на решение частного вопроса в рамках этой
перспективы (непосредственная содержательная цель данного текста). В основе
иерархии коммуникативных программ, непосредственно реализуемых в тексте, в свою
очередь, лежит дихотомия основного и второстепенного коммуникативных намерений.
Непосредственная содержательная цель сообщения ставится автором как наиболее
экономичный, с его точки зрения, способ реализации сверхзадачи. Последняя же
вытекает из проблемной ситуации, которая в том или ином виде также, как
правило, находит свое отражение в тексте.
Более конкретно
речевая деятельность рассматривается в работе А.А. Леонтьева
«Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания».
Речевое
действие – частный случай действия внутри акта деятельности. Речевое
действие характеризуется:
А) Собственной
целью или задачей (промежуточной по отношению к деятельности в целом и
подчиненной цели деятельности)
Б) Вообще
определяется структурой деятельности в целом и в особенности теми действиями,
которые предшествовали ему внутри акта деятельности.
В) Имеет
определенную внутреннюю структуру, обусловленную взаимодействием тех его
характеристик, которые связаны со структурой деятельностного акта и являются
общими для многих однотипных актов деятельности и тех конкретных условий и
обстоятельств, в которых это действие осуществляется.
Обстановка
накладывает ограничения на выбор действия:
А) то, что не
зависит от деятельности, а лишь пассивно участвует в выборе способа
осуществления речевого действия;
Б) то, что
связано с предшествующими действиями в рамках акта деятельности, что создано
этими действиями
В связи с этим, у
говорящего складывается «модель прошедшего-настоящего» - образ результата,
модель будущего. В основе вероятностного прогнозирования лежит опыт: человек
выбирает то, что раньше приводило к успеху, он имеет определенную «речевую
интенцию», знает, что ему предстоит сказать и какой эффект это, по-видимому,
даст.
В условиях,
когда мы не имеем представимой модели последующих действий (например, не знаем
потенциальной реакции собеседника), характер действий меняется:
- Вместо единичного исхода мы
имеем несколько равновероятных исходов, для каждого из которых надо
по-новому программировать действия. Но за раз мы можем спрограммировать
только один вариант действий, поэтому может происходить нащупывание
правильно пути в ходе ориентационного поведения. Но такое нащупывание
возможно лишь в том случае, если на него есть время. Если нет, то типичный
случай – перестройка речевого действия на ходу, иногда просто отказ от
одного из вариантов, уже начавшегося осуществляться и выбор и
осуществление с самого начала другого варианта.
- Отсутствие четкой модели
последующих действий вызывает процесс осознания действия.
Функционирование же речи в
процессе коммуникации исследовала Т.Н.Ушакова («Речь человека в общении»).
Коммуникативный аспект текста
Можно проследить глубокое проникновение речевых коммуникативных форм в различные сферы жизни современного человека. Особенно существенны они для детей: в большой мере с помощью речи ребенок адаптируется к культуре своей среды. Слово учит необходимым для его жизни действиям. Слово в форме похвалы, наказания, ласки регулирует и его субъективное состояние
Существование мощного пласта коммуникативных речевых проявлений в жизни цивилизованного общества заставляет поставить вопросы: какое место в науке занимает их исследование и насколько хорошо мы умеем пользоваться ими в практике? Коммуникативный аспект речи исследован с научной точки зрения крайне мало. Что касается практического функционирования речи в общении, то люди пользуются им повсеместно.
Тенденция все более широкого исследования проблем речевой коммуникации отчетливо проявилась в последнее время в расширении предмета традиционных дисциплин, в дифференциации ряда новых специальных направлений. Так, устойчивый интерес современной лингвистики к семантической проблематике привел к пересмотру идущего еще от Ф. де Соссюра представления о тексте как абстрактном объекте, оторванном от условий порождения и человеческой деятельности.
Осознание решающей роли социального контекста в интерпретации
сообщения и реагировании на него послужило толчком к широкому изучению
прагматической функции языка — речи. Основные понятия теоретической прагматики
как раздела семиотики выделены на основе учета одной стороны коммуникации —
процесса понимания, восприятия речи. В дальнейшем в сферу исследований включен
и другой аспект — прагматические возможности языка с точки зрения реализации
типовых социальных целей и коммуникативных задач. Речь как поступок, имеющий
целевое назначение, привлекла к себе в 60-е годы внимание лингвистов,
развивших так называемую теорию речевых актов (Л. Остин, Дж. Серль, П. Стросон,
П. Грейс и др). В рамках указанного направления считается, что реализуемая в
речи цель является базисным понятием, вокруг которого группируются другие
формы употребления языка. Описываются различные виды , целенаправленных речевых
актов, предложены их классификации.
Теория речевых актов и более общее направление лингвистической
прагматики, обращаясь к целостному речевому акту в целостной речевой ситуации,
делают шаг вперед но сравнению с традиционной лингвистикой, с ее ориентацией
лишь на языковую систему. Нельзя вместе с тем не заметить, что аспект речевого
общения, взаимодействия людей в акте коммуникации высвечивается здесь лишь в
самом общем плане. Ощущается необходимость более полно описать коммуникативный
аспект речи, т. е. выявить основные выражаемые в общении позиции людей и
используемые для их выражения средства.
Речь и структура коммуникации
Обращаясь к
упоминавшимся исследованиям разговорной речи, мы используем накопленный
лингвистами материал, чтобы охарактеризовать особенности речевого
взаимодействия партнеров в ситуации непринужденного общения. В этой разработке
тема приобретает общий разворот и рассматривается в плане взаимодействия
средств и условий общения. При анализе коммуникативного аспекта речи важно
учитывать общие тенденции речевого поведения в тех или иных условиях, а также
тот арсенал средств, который существует для их выражения. Возникает
необходимость понять, какие из выявляемых при анализе непринужденной речи особенностей
имеют общий характер, какие — привнесены индивидуальностью говорящего.
Традиционная лингвистика знала, по существу, только письменную речь.
Устная речь специально не изучалась и описывалась в виде модификации
стандартного (кодифицированного) языка. Лишь в середине 60-х годов в связи с
определенной переориентацией науки, развитием социо-, прагма- и
психолингвк-стических исследований активизировался интерес к изучению ее
специфики. Анализ записей живой, звучащей в естественных условиях речи выявил
такое своеобразие, что заставил говорить о существовании особой языковой
формации — самодостаточной
системы, функционирующей в
русском литературном языке и получившей название разговорной речи (РР).
Попытка разграничить сферы использования РР и кодифицированного литературного
языка (КЛЯ) столкнулась с немалыми сложностями. Оказалось, что не любая устная
речь строится по типу разговорной, существуют ситуации, в которых речь, имея
кодифицированную основу, обнаруживает сходство с РР, черты обеих систем могут в
разной степени совмещаться, а в некоторых случаях их репрезентируют реплики
разных партнеров. Очевидно выбор того или иного варианта языка регулируется
целым рядом пересекающихся разнокачественных параметров, среди которых и
форма, и функция, и тематика сообщения, и характер взаимоотношений участников
коммуникации и др. Хотя споры об иерархии этих признаков не утихают, становясь
на позиции одной из сформировавшихся в этой связи школ, можно считать, что
детерминантами РР выступают: непринужденность речевого акта, его неподготовленность,
непосредственное участие в нем партнеров. На строение РР влияет степень
связанности речи с ситуацией, общность апперцепционной базы (наличие общего житейского
опыта, общих предварительных сведений), число партнеров общения и частота
смены ролей говорящий — слушающий, размещение их относительно друг друга,
частотность ситуации и многое другое.
Приведенные
материалы раскрывают объективные условия разговорной коммуникации, перейдем
теперь к характеристике ее психологических особенностей.
РР
используется в условиях непосредственного контакта говорящих. Непосредственное
общение, как генетически исходное, оказывается и наиболее полным в смысле
проявления психологических характеристик.
Форма общения
обусловливает многие важные особенности разговорной коммуникации, и в первую
очередь особое соотношение между отправителем сообщения и адресатом. Они
конкретны и индивидуальны. Это резко отличает разговорную коммуникацию от
кодифицированной, основная задача которой — опосредованная передача информации
множеству лиц, а оба контрагента соответственно в значительной мере
обезличены. Адресат РР всегда присутствует налицо, обладает той же степенью
реальности, что и говорящий.
Ориентация на
определенного партнера вызывает стремление приобщить сообщаемое его
предметно-экспрессивному миру, потенциальным знаниям, желаниям. Говорящий имеет
возможность установить, что, собственно, адресату известно, и учитывает
именно это, а не только то, что знает каждый. Он как бы пробивает дорогу в мир
слушателя, действует на его, слушателя, апперцептивном фоне, стремится оказать
на него влияние. Позиция партнера непрерывно рефлексируется, переосмысляется,
на нее реагируют, ее предвосхищают и оценивают.
Страницы: 1, 2
|
|