Реферат: Контрольная работа
4.
обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке
конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции РФ законов, иных
нормативных актов и договоров;
5.
обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке
конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле,
рассматриваемом им в любой инстанции;
6.
изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и
иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по
вопросам судебной практики;
7.
разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных
нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности;
8.
ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в
арбитражных судах;
9.
осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности
арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному,
материально-техническому и иным видам обеспечения;
10. решает
в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ;
11. осуществляет
другие полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеральным
конституционным законом и другими федеральными конституционными законами.
Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право
законодательной инициативы по вопросам его ведения. По вопросам внутренней
деятельности арбитражных судов в РФ и взаимоотношений между ними Высший
Арбитражный Суд РФ принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в
Российской Федерации.
3.
Основные принципы и функции права
Принципы права – это основополагающие начала, ключевые идеи
права, определяющие и выражающие его сущность. Принципы – объективные свойства
права, отражающие закономерности общественного развития, потребности данного
общества. Принципы права могут быть закреплены в его конкретных нормах, но
могут и логически выводиться из их совокупности. Общепринятым является деление
принципов права на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Основными (общими)
принципами права являются:
1. Принцип социальной справедливости.
Справедливость как многогранная, многокомпонентная категория находит свое
проявление во всех сферах общественной жизни. Особенность юридической
справедливости заключается в том, что она в правовой сфере носит наиболее
четкий, формально-определенный характер, зачастую связана с государственным
принуждением. Вся правовая система стоит на страже справедливости, служит
средством ее выражения и закрепления, охраны и защиты. Принцип справедливости
имеет нормативно-оценочных характер, заложен в самом содержании права и находит
свое воплощение в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания и т.п.
Все отрасли
законодательства: гражданское, трудовое, жилищное, предпринимательское,
природоохранительное – призваны проводить справедливость в регулируемые ими
общественные отношения. Справедливость имеет парную категорию –
«несправедливость». Устранение несправедливости – одно из средств утверждения
справедливости. Опережение возникновения несправедливости – важнейшая
прогностическая функция юридической науки. На это же должна быть направлена
деятельность государства.
2. Равноправие граждан
является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт
демократии. Равноправие как политико-правовой принцип и юридическую категорию
необходимо отличать от понятия равенства. Последнее является материальной
основой равноправия. Равенство – более широкое понимание, чем равноправие,
поскольку не все элементы социального равенства получают закрепление в праве.
Равенство всех перед законом закреплено в Конституции РФ. Помимо равенства
перед законом и судом принцип равноправия включает в себя равенство прав и
свобод человека и гражданина, а также равные права и свободы мужчины и женщины.
3. Единство прав и обязанностей
выражается в том, что предоставляемые гражданину права и свободы сочетаются с
его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только
через чью-то обязанность. Гегель говорил, что права и обязанности «соединены в
одном и том же отношении… коррелятивны прежде всего в том смысле, что
некоторому праву с моей стороны соответствует в другом некоторая обязанность.
Если бы у одной стороны были бы все права, а у другой все обязанности, то целое
распалось бы».
4. Гуманизм
в широком смысле означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество
и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам. Идея
гуманизма пронизывает всю правовую систему демократического общества,
законодательство, правоприменительную и правоохранительную деятельность.
Принцип гуманизма получил закрепление в статье 2 Конституции РФ:
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
Правильно
понимаемый гуманизм предполагает применение строгих мер наказания к тем, кто
грубо нарушает закон. Реальным и действенным оказывается лишь тот гуманизм,
который умеет себя защищать. Право, охраняя общественные отношения, к этому и
стремиться. Принцип гуманизма работает не только в уголовном праве, где он
наиболее рельефно проявляет себя, но и пронизывает все отрасли права –
административное, финансовое, трудовое, гражданское и др.
5. Сочетание убеждения и принуждения в праве
– важнейшая форма проявления демократизма, гуманизма и справедливости.
Убеждение и принуждение – методы государственного руководства обществом.
Главная задача демократического правового государства состоит в установлении их
разумного сочетания.
Основным,
главным методом руководства обществом является убеждение, осуществляемое в
различных формах. Его непосредственным выражением выступают сами нормы. К
важным формам убеждения относится также правовоспитательная работа, обсуждение
законопроектов. Вместе с тем любое человеческое общество требует управления,
которое обеспечивается различными средствами, включая принуждение, которое
является не главным, а вспомогательным методом государственного управления,
применяемым после убеждения. Принуждение осуществляется в особой процедурной
форме, четко зафиксированной в нормах права. Это довольно сложное правовое
явление, включающее богатый арсенал воздействия: меры пресечения,
восстановление или защиту субъективных прав, предупреждение, юридическую
ответственность, санкции и т.д.
6. Демократизм
означает принадлежность всей власти народу. «Носителем суверенитета и
единственным источником власти в Российской Федерации, - сказано в
статье 3 Конституции РФ, - является ее многонациональный народ».
Как многоаспектная категория, данный принцип проявляет себя в политике,
экономике. Он реализуется не только через государственные, то и через правовые
институты: права, обязанности, их гарантии, правосудие и т.д.
Эти общеправовые принципы
распространяются на всю систему права. Они тесно связаны между собой, взаимно
дополняют друг друга они свойственны всей системе права, всем ее отраслям, однако
проявляются по-разному, в зависимости от специфики данной отрасли, сферы ее
действия, предметов и методов регулирования.
В юридическое понятие функций права вкладывается двойной, но
внутренне взаимосвязанный смысл: «роль, которую осуществляет право или определенный
правовой институт, и конкретные направления правового регулирования
(воздействия) на поведение субъектов. Функции права можно определить, как
правовую характеристику социокультурной реальности общества и отдельных его
компонентов. В результате взаимодействия права с процессами, происходящими в
общественном менталитете, преобразуются, видоизменяются сами функции права,
адаптируя правовую систему к новым условиям.
Среди общесоциальных функций права выделяются следующие:
1. Культурно-историческая функция.
Право как явление национальной и мировой культуры в присущей ему нормативной
форме аккумулирует духовные ценности и достижения народа, человечества: права
человека, демократию (народовластие), моральные (нравственные) устои общества,
социальную справедливость.
2. Воспитательная функция.
В качестве социального регулятора, тесно связанного с иными нормативными
системами общества – традиционной (обычной), нравственной, религиозной, – право
оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов как через отдельные
нормы, институты и механизмы (запреты, дозволения, осуществление правосудия,
правовой защиты, наказания), так и в целом как самостоятельный фактор духовной
жизни страны.
3. Функция социального контроля.
Право в этом направлении оказывает воздействие на поведение субъектов, с одной
стороны, в качестве средства стимулирования, поощрения (морального,
материального), с другой – ограничения (удержания от совершения неправомерных
действий) того или иного поведения.
4. Информационно-ориентирующая функция.
Право выступает мощным источником моральной ориентации субъектов – организаций,
физических лиц в данном конкретном обществе. В этом смысле функция права –
формировать социально полезную, положительную направленность субъективной
стороны правомерного поведения. Через свои источники – законы, постановления,
указы и т.д. – люди получают информацию о социальных возможностях того или
иного поведения, что помогает им достигать поставленных целей в рамках
существующего правопорядка.
Кроме общесоциальных принято выделять собственно юридические
функции – направления правового воздействия на общественные отношения, где
право реализуется через специальные, присущие только этой нормативной системе,
юридические средства. Существуют две основные юридические функции права:
1. Регулятивная.
Ее суть заключается в главном социальном назначении права – регулировать
общественные отношения:
1. фиксировать
субъективный состав правовых отношений;
2. определять
круг жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которыми нормы права
связывают наступление тех или иных юридических последствий;
3. формировать
права и обязанности участников (субъектов) правоотношений.
В основе
регулятивной функции права лежат управомочивающие (дозволяющие) и обязывающие
(предписывающие) юридические нормы. Эта функция права реализуется через две
свои разновидности:
1. регулятивную динамическую
– в ее основе находятся правовые нормы, направленные на обслуживание средствами
права тех или иных социальных процессов;
2. регулятивную статическую
– реализует ту часть социального назначения права, которая заключается в
закреплении тех или иных статусов в обществе, обеспечении стабильности и
неизменности социально-правовых ценностей.
2. Охранительная.
Ее содержание заключается в правовом воздействии, направленном на охрану
(защиту) общественных отношений, образующих наиболее важные
социально-экономические, культурно-нравственные и государственно-политические
сферы деятельности людей и соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений
опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и
экономического благополучия. В основе охранительной функции права находится
главным образом запрещающие правовые нормы. Содержание охранительной функции
права включает установление санкций и составов деяний, образующих основания для
юридической ответственности.
4.
Систематизация нормативно-правовых актов
Все нормативно-правовые акты функционируют как единая
система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием,
иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.
Система нормативных актов в Российской Федерации включает в
себя правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного
самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления.
В зависимости от особенностей правового положения субъекта
правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:
–
нормативные акты государственных органов;
–
нормативные акты общественных объединений (кооперативных,
акционерных, профессиональных и т.п.);
–
совместные акты, принятые в порядке референдума.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:
–
общефедеральные;
–
акты субъектов Федерации;
–
акты органов местного самоуправления;
–
локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо
организации, предприятия, учреждения).
В зависимости от срока действия различают:
–
акты неопределенно длительного действия;
–
временные акты.
В зависимости от юридической силы делятся на:
–
законы – это принятые в особом порядке акты законодательных
органов, обладающие высшей юридической силой и направленные на регулирование
наиболее важных общественных отношений;
–
подзаконные акты.
Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых
актов. Их ведущие положение определяется следующими основными признаками:
1. Законы
принимаются только законодательными (представительными) органами
государственной власти или народом в порядке референдума.
2. Законы
обладают высшей юридической силой, означающей, что содержание всех иных
нормативно-правовых актов не должно противоречить законам[1]:
никто не вправе отменить закон, кроме органа, который его издал.
3. Законы
регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В них закрепляется
общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев
государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.
4. Законы
содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные акты, в основном,
призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.
5. Законы
принимаются в особом процессуальном порядке.
Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации,
обусловленной особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта
правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д. Особый
интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе
действующего законодательства, различают:
1. Конституционные
– законы, закрепляющие основы общественного и государственного строя, служат
юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся Конституция и
законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы конкретизирующие
ее содержание.
2. Текущие
(обыкновенные) – законы, принятые на основе и во исполнение конституционных
законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны
экономической, политической и культурной жизни страны. Особой разновидностью
этих законов являются:
1. Органические
(кодифицированные) – законы, являющиеся юридически цельными, внутренне
согласованными актами, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и
призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К
таким законам можно отнести Основы законодательства и кодексы по различным
отраслям законодательства.
2. Чрезвычайные
(исключительные) – законы, принимаемые при тех или иных чрезвычайных
обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными
причинами. Носят временный характер.
Своеобразие указов и распоряжений Президента Российской
Федерации связано с его компетенцией. Они не могут противоречить федеральным
законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.
В зависимости от характера полномочий Президента все его указы можно
классифицировать на:
–
указы в границах собственных полномочий;
–
указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;
–
указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении
военного, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность
судей Конституционного Суда, Верховного Суда,
Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора).
По юридической значимости указы делятся на:
1. Нормативные указы
– указы, содержащие нормы права и регулирующие разнообразные сферы общественной
жизни. Имеют общеобязательный характер. Иногда сопровождаются утверждением
положений об органах, выполняющих определенные функции, или о порядке
деятельности в конкретной сфере общественных отношений.
2. Правоприменительные указы
– указы, носящие индивидуально-разовый характер и принимающиеся по конкретным
вопросам управления (о назначении на должность, о присвоении звания и т.д.)
Распоряжения Президента
также ненормативны и принимаются по оперативным вопросам государственного
управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного
фонда и т.д.). Их отличие от ненормативных указов условно и может
рассматриваться применительно к каждому конкретному случаю.
Президенты республик, входящих в состав РФ, тоже издают
правовые акты в форме указов и распоряжений.
Очень важны и многообразны по содержанию нормативно-правовые
акты российского Правительства. Оно разрабатывает, утверждает и реализует
базовые нормативно-правовые акты и целевые комплексные программы, расчитанные
на длительный период действия. Принимаемые ими акты:
1. Оперативно
регулируют отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни.
2. Устанавливают
правовые ориентиры для деятельности всех органов исполнительной власти,
предприятий и учреждений.
3. Вводят
нормативно-правовые основы для издания других правовых актов.
Страницы: 1, 2, 3
|