Реферат: Конституционные гарантии предпринимательства в Российской Федерации
Реферат: Конституционные гарантии предпринимательства в Российской Федерации
РЕФЕРАТ
на тему:
Конституционные
гарантии
предпринимательства
в
Российской
Федерации.
Кафедра
учёта и финансов
Группа:
969-дк
Составитель:
Андрукович
К. В.
С 1 января
1995 года был признан
утратившим
силу Закон
РСФСР «О предприятиях
и предпринимательской
деятельности»,
ст. 20 которого
предусматривала
гарантии
предпринимательской
деятельности.
В новом Гражданском
кодексе аналогичной
статьи нет. В
этой ситуации
важное значение
приобретают
конституционные
гарантии
предпринимательской
деятельности.
Существенным
новшеством
Конституции
1993 г. является
признание
прямого действия
конституционных
норм. Статья
18 Конституции
предусматривает,
что «права и
свободы человека
и гражданина
являются
непосредственно
действующими.
Они определяют
смысл, содержание
и применение
законов, деятельность
законодательной
и исполнительной
власти, местного
самоуправления
и обеспечиваются
правосудием».
Конституционные
юридические
гарантии неразрывно
связаны с основными
правами человека
и гражданина.
Большинство
конституционных
гарантий носят
всеобщий характер
и касаются как
предпринимателей,
так и всех других
граждан:
необходимость
официального
опубликования
законов и
неприменимость
неопубликованных
нормативно-правовых
актов (4.3 ст. 15), право
граждан обращаться
лично, а также
направлять
индивидуальные
и коллективные
обращения в
государственные
органы (ст. 33),
гарантия
государственной
защиты прав
и свобод человека
и гражданина
(ч. 1 ст. 45) и право
каждого защищать
свои права и
обязанности
всеми способами,
не запрещёнными
законом (ч. 2 ст.
45), гарантии
судебной защиты
(ст. 46, 47), компенсация
причинённого
ущерба (ст. 52) и
возмещение
государством
вреда (ст. 53),
недопустимость
обратной силы
законов, устанавливающих
или утягчающих
ответственность
и устанавливающие
новые налоги
или ухудшающих
положение
налогоплательщиков
(ст. 54 и 57). Гарантии
от недобросовестной
конкуренции
(ч. 2 ст. 34), свободного
перемещения
товаров, услуг
и финансовых
средств (ч. 1 ст.
74) адресованы
непосредственно
предпринимателям.
Гарантия
государственной
защиты прав
и свобод человека
и гражданина
предполагает
конституционное
право предпринимателей
быть выслушанным
(ч. 1 ст. 4). Если, к
примеру, органы
исполнительной
власти намерены
прибегнуть
к принудительному
отчуждению
имущества
предпринимателя
для государственных
нужд, предварительно
надо обязательно
выслушать и
выяснить позицию
того, чьи законные
экономические
интересы затрагивает
предполагаемый
акт.
В соответствии
с ч. 2 ст. 45 Конституции
«каждый вправе
защищать свои
права и свободы
всеми способами,
не запрещенными
законом». В эту
многозначительную
конституционную
формулу укладывается
многое: и использование
возможностей
средств массовой
информации,
и подключение
других институтов
гражданского
общества к
формированию
благоприятного
общественного
мнения, и лоббирование
предпринимателями
своих экономических
интересов в
органах государственной
власти.
Важными
конституционными
гарантиями
предпринимательской
деятельности
являются:
устойчивость
рубля (ч. 2 ст. 75),
неприкосновенность
частной собственности
(ст. 35), компенсация
причинённого
ущерба (ст. 52) и
возмещение
государством
вреда (ст. 53).
Обеспечение
устойчивости
национальной
валюты - рубля
- рассматривается
как основная
функция ЦБ РФ.
Устойчивость
рубля прежде
всего связана
с денежной
эмиссией. В
соответствии
с ч. 1 ст. 75 Конституции
«денежная
эмиссия осуществляется
исключительно
Центральным
Банком Российской
Федерации».
В соответствии
с законом РФ
от 25 сентября
1992 года «О денежной
системе Российской
Федерации»
ЦБ регулирует
свободную
денежную массу,
находящуюся
в обращении
для поддержания
покупательной
способности
рубля (ст. 6).
Денежная
эмиссия, осуществляемая
исключительно
ЦБ РФ, охватывает:
- сокращение
и контроль над
кредитами,
предоставляемыми
государством
сектору
предпринимательства;
- проведение
политики в
вопросе об
учётной ставке
(повышение
учетной ставки
до уровня инфляции
- положительной
ставки), устранение
разницы между
учётными ставками
ЦБ и ставками,
сложившимися
на рынке кредитов,
ликвидацию
льготных кредитов;
- контроль
над кредитами,
предоставляемыми
странам СНГ,
особенно в
форме «технических
кредитов»;
- необходимость
включения всех
федеральных
расходов в
федеральный
бюджет.
В связи с
тем, что вопросы
денежной эмиссии
являются
кардинальными
в экономической
политике, Конституция
гарантирует
определенную
степень независимости
Центральному
Банку. Это -
конституционная
гарантия
«устойчивости
рубля». Обеспечение
устойчивости
рубля - основная
функция ЦБ РФ,
которую он
«осуществляет
независимо
от других органов
государственной
власти» (ч. 2 ст.
75).
В ст. 35 Конституции
содержатся
сразу три важнейшие
конституционные
гарантии
предпринимательской
деятельности:
никто не может
быть лишён
своего имущества
иначе как по
решению суда;
принудительное
отчуждение
имущества для
государственных
нужд может быть
произведено
при условии
предварительного
и равноценного
возмещения;
право наследования
гарантируется.
Конституционные
гарантии права
частной собственности
предопределяют
содержание
юридических
гарантий
собственности
в гражданском,
уголовном,
земельном,
финансовом
законодательстве.
Например, в ст.
306 Гражданского
кодекса установлено,
что «в случае
принятия Российской
Федерацией
закона, прекращающего
права собственности,
убытки, причинённые
собственнику
причинённые
собственнику
в результате
этого акта, в
т. ч. Стоимость
имущества,
возмещаются
государством.
Споры о возмещении
убытков решаются
судом».
Конституционной
юридической
гарантией
является положение
об официальном
опубликовании
нормативно-правовых
актов. Этот
фундаментальный
конституционный
принцип имеет
всеобщее применение.
Им нужно пользоваться
независимо
от того, идёт
ли речь о законах
или о нормативных
актах органов
исполнительной
власти. Действует
принцип: то,
что делается
для общества,
должно делаться
на глазах общества.
Конституционные
нормы ст. 54 о том,
что «закон,
устанавливающий
или утягощающий
ответственность
обратной силы
не имеет», и
ст. 57 о том, что
«законы, устанавливающие
новые налоги
или более ухудшающие
положение
налогоплательщиков
обратной силы
не имеют», являются
важными конституционными
юридическими
гарантиями.
Недопустимость
обратной силы
закона обеспечивает
правовую стабильность
для предпринимателя.
В качестве
примера можно
привести Указ
Президента
Российской
Федерации от
24 декабря 1993 года
№2285 «Вопросы
соглашений
о разделе продукции
при пользовании
недрами», п. 11
которого гласит:
если в течение
срока действия
соглашения
законодательными
актами Российской
Федерации будут
установлены
нормы, ухудшающие
коммерческие
результаты
деятельности
инвестора в
рамках соглашения,
в него вносятся
изменения,
обеспечивающие
инвестору
коммерческие
результаты,
которые могли
быть получены
при применении
норм законодательства,
действовавших
на момент заключения
соглашения.
Литература:
Журнал «Хозяйство
и право», 1995 год,
№8. |