рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Конспект книги Дж. Гэлбрейта Экономические теории и цели общества рефераты

Инфляция и две системы

            Рыночная система может нести потери от инфляции, связанные с длительным процессом повышения цен. Но такую инфляцию нельзя считать органически присущей данной системе, с ней сравнительно просто бороться.

            Частный предприниматель в рыночной системе действует, руководствуясь уровнем цен, который он не может контролировать. Если спрос достаточно высок, это приведет к повышению его цен. Источником такого спроса будет либо предоставление кредитов баками, либо правительственные расходы сверх того, что взимается в виде налогов. Регулируется центробанком и правительством и то и другое. Производитель в данном случае бессилен что-либо сделать. Цены будут оставаться стабильными или понизятся.

            В планирующей системе положение весьма отличается от вышеописанного. Здесь фирма имеет возможность регулировать цены на свою продукцию. Важным моментом является то, что часть расходов на заработную плату можно переложить на плечи налогоплательщика.

Глава XX

Экономическая теория тревоги: проверка

            В конечном итоге проверка комплекса экономических идей – их системы, если можно так выразиться, – состоит в ответе на вопрос, отражает ли этот комплекс тревоги своего времени. Настало время рассмотреть, в чем состоят основные заботы нашего времени.

            В последнее время возникла недовольство, связанное с нерациональностью государственных расходов. Для производства оружия, создание самолетов, полетов на Луну, атомных испытаний и т.д. широко используются государственные средства. Тем временем ощущается постоянная нехватка средств для удовлетворения исключительно важных общественных потребностей, т.е. покрытие расходов на образование, содержание полиции, обеспечение деятельности судов и т.д.

Неоклассическая система вновь оказывается бесполезной. Распределение государственных расходов также осуществляется в соответствии с волей граждан. Либо гражданин стремится к самоуничтожению либо существует в данный момент некий своеобразный порок правительства, приводящий к неправильному использованию государственных фондов. Наш анализ позволяет  предсказать результат. Распределение государственных ресурсов отражает влияние планирующей системы на государство.

Еще одна причина для тревоги, связанная с современной экономикой, относится к ее воздействию на окружающую среду. Нет нужды подчеркивать масштабы и глубину такой тревоги.

Положительная цель  планирующей системы состоит в обеспечении роста. Он превращается в цель экономической системы и общества. Чем выше темпы роста, тем, очевидно, больше воздействие на окружающую среду.

Часть пятая: Общая теория реформы

Глава XXI

Негативная стратегия экономической реформы

Прежде чем государство сможет осуществлять регулирование планирующей системы, необходимо будет понять, что интересы общественности и планирующей системы обычно не совпадают. Государство должно быть освобождено от власти планирующей системы.

Первый шаг в реформе должен стоять в раскрепощении мнений. Пока это не достигнуто, нет никаких шансов объединить общественность во имя ее собственных интересов в противоположность интересам техноструктуры.

 По мере того, как государство начинает использоваться в интересах общества, становится возможным осуществление других необходимых реформ. В первую очередь существует потребность радикально усилить влияние и возможность рыночной системы, положительно повысить уровень ее развития по отношению к планирующей системе и тем самым уменьшить со стороны рыночной постоянное неравенство в уровнях развития между двумя системами. Мы называем это «Новым Социализмом».

Затем приходит очередь политики в отношении планирующей системы. Она состоит в упорядочении ее целей с тем, чтобы они не определяли интересы общества, а служили им.

И наконец, экономикой нужно управлять. Проблема состоит в том, чтобы управлять не одной экономикой, а двумя: одна из них подчинена рынку, а другая планируется фирмами, из которых она состоит.

Глава XXII

Раскрепощение мнений

Раскрепощение мнений является самой трудной из задач реформы, от решения которой зависит все остальное. Оно трудно потому, что власть, основанная на мнении, необыкновенно авторитарна. Современная задача состоит в том, чтобы освободиться от доктрин, которые в случае их принятия заставляют людей служить не самим себе, а планирующей системе.

Необходимо бороться против мнения, что интересы планирующей системы совпадают с интересами отдельного человека. Власть планирующей системы зависит от того, насколько ей удастся внушить точку зрения, что любое действие со стороны государства и частных лиц, служащее ее интересам, служит также интересам широкой общественности.

Чтобы сделать первый шаг при ниспровержении существующей веры, следует показать источник господствующего мифа. Затем надо выявить и обезвредить специфические инструменты, используемые для увековечения этого мифа. Существуют четыре таких инструмента: Современное экономическое образование, Современная ориентация системы образования, Современная реакция на открытые методы убеждения, Выработка государственной политики.

Политическая необходимость определения интересов планирующей системы как чего-то отличного от интересов общественности, от того, что я называю «общественным пониманием».


Глава XXIII

Справедливая организация домашнего хозяйства и ее последствия

            Одно из выдающихся достижений планирующей системы состоит в том, что ей удалось заставить женщин принять на себя роль скрытых слуг.

            Разумная цель экономической системы состоит в том, что она позволяет всем людям независимо от пола преследовать социально приемлемые личные цели. Не должно быть никакого предписанного или обусловленного подчинения одного пола другому. Учитывая методы, с помощью которых в настоящее время отнимаются права у женщин, необходимы существенные перемены в способах принятия решений в домашнем хозяйстве относительно потребления.

            Равные права на получение работы должны быть закреплены в законодательном порядке. Для этого необходимо проведение также ряда связанных между собой реформ. Особое значение имеют четыре момента: Обеспечение профессионального ухода за детьми. Большая возможность для индивидуального выбора в отношении продолжительности рабочей недели и трудового года, ликвидация существующей монополии мужчин на наиболее выгодную работу в техноструктуре, Обеспечение женщинам  необходимых возможностей в области образования.

            Если женщины больше не занимаются управлением процессом потребления и усилия, связанные с обеспечением использования товаров, должны быть поэтому уменьшены, то в экономике произойдет значительный сдвиг от производства товаров к оказанию услуг. Одновременно это означает сдвиг в экономике от планирующей системы к рыночной.

Глава XXIV

Раскрепощение государства


            Планирующая система преследует свои собственные интересы и соответственно приспосабливает к ним интересы общества. Правительство путем осуществления своих закупок и обеспечения разнообразных потребностей планирующей системы играет жизненно важную роль в осуществлении ее интересов.

            Если задуматься над проблемами, связанными с реформой, роль правительства представляется двойственной. С правительством связана основная часть проблемы, и правительство же должно сыграть главную роль в осуществлении мер, направленных на исправление положения.

            Для осуществления как той, так и другой роли правительству требуется одинаковое средство освобождения от контроля со стороны планирующей системы.

            Для появления хоть какой-нибудь возможности для раскрепощения государства должна существовать политическая группировка, которая разделяет точку зрения общества и открыто выступает за общественные интересы.

            В условиях, когда общество сознает свои потребности и государство раскрепощено (гигантски трудная, но решающая предпосылка), становятся возможными и необходимыми семь направлений деятельности со стороны общества: 1. Меры для обеспечения равенства власти в экономической системе. 2. Меры, непосредственно направленные на выравнивание возможностей в рамках экономической системы. 3. Меры, непосредственно направленные на обеспечение равенства в доходах между рыночной и планирующей системами, и внутри планирующей системы. 4. Меры для координации интересов планирующей системы с интересами общества по поводу загрязнения окружающей среды. 5. Меры для контроля над государственными расходами с целью обеспечения гарантии их использования в интересах общества. 6. Меры для устранения систематических дефляционных и инфляционных тенденций в планирующей системе. 7. Меры обеспечений межотраслевой координации, которую не способна осуществить планирующая система.

Глава XXV

Политика для рыночной системы

            Должна оказываться не вынужденная, не просто пассивная, а твердая позитивная поддержка попыткам рыночной системы повысить свои позиции на рынке. Необходима общая презумпция, направленная не против, а в защиту коллективных действий тех, кто многочисленен, мал и слаб. Конкретно говоря это означает следующее:

1.   Общее освобождение мелких предпринимателей от всех запретов по антитрестовским законам против сговора с целью стабилизации цен и производства.

2.   Прямое правительственное регулирование цен и производства в рыночной системе.

3.   Активное и эффективное поощрение организации профсоюзов в рыночной системе

4.   Расширение области применения и значительное повышение минимального уровня заработной платы.

5.   Пересмотр точки зрения на международную организацию производства товаров и некоторое изменение взглядов на тарифную защиту в рыночной системе.

6.   Наличие сильных доводов в пользу оказания правительственной помощи в деле удовлетворения потребностей рыночной системы в подготовке кадров, получения капитала и технологии.

Глава XXVI

Равенство в планирующей системе

            Рынок с точки зрения неоклассической системы представляет собой инструмент для распределения экономических ресурсов – рабочей силы и капитала – между разными сферами их применения, в конечном итоге осуществляемого в соответствии с  волей потребителя. В тех случаях, когда идет речь о рабочей силе, люди с каким-нибудь редким и полезным талантом получают очень высокое вознаграждение.

            Реальность планирующей системы, как мы видели, более прозаична. Вознаграждение зависит не от рынка, а от чисто человеческих факторов. Такова природа планирования. В зрелой корпорации этот порядок своим существованием в значительной мере обязан традиции – босс должен получать гораздо больше чем его подчиненный, хотя последний может быть гораздо умнее, энергичнее и чья деятельность является более эффективной.

Глава XXVII

Социалистический императив

            Ни один проект социальных реформ не подвергается такому полному замалчиванию в солидных дискуссиях, как социализм в Соединенных Штатах. Даже самый радикальный кандидат на государственную должность, если его намерения серьезны, следует общему примеру: «Я, разумеется, не выступаю за социализм». Причины, в силу которых на социализм налагается такой строгий запрет, сейчас становятся понятны. Социализм – это не то, что может понравиться техноструктуре; последняя, добившись независимости от собственников, отнюдь не стремится к подчинению государству.

            Однако было бы неверно связывать падение интереса к социализму исключительно с требованиями техноструктуры. Демократический социализм долго сходился с классической и неоклассической теорией в определении и выявлении главного порока экономического общества. Он находится там, где имеется монополия, происходит эксплуатация общества в виде более низкого уровня производства, чем это возможно, но по более высоким ценам, чем это необходимо.

Читатель поймет, почему старая страсть к социализму исчезла. Поведение монополиста, которое было вначале принципиальной основой для социализма, не существует. Главной проблемой современной экономики является неравномерное развитие. Фирма, которая надувает своих покупателей, чтобы увеличить свои продажи, не может в то же время эксплуатировать их по образу классической монополии.

Рабочие отказались от социализма по той же причине, что и потребители. Рабочие, как мы знаем, подвергаются эксплуатации – или же эксплуатируют самих себя. Но эксплуатация происходит в рыночной системе. В планирующей системе рабочие находятся под защитой профсоюзов и государства.

Существуют отрасли, предназначенные не только для комфорта, благополучия, спокойствия и счастья, но просто для продолжительного существования. Они обеспечивают жилища, медицинские услуги и городской транспорт. Неспособность этих отраслей войти в планирующую систему связана с разными причинами. Географическая разбросанность, тормозящая роль профсоюзов.

Эти отрасли не могут функционировать в рыночной системе. Они не могут развиваться в планирующей системе.  Единственным ответом для этих отраслей является их полная организация в условиях государственной собственности. Это новый социализм, который стремится не к командным высотам, а ищет слабые звенья.

В основном в результате государственных мер развитие сельского хозяйства было довольно удовлетворительным в промышленно развитых странах. Окажись сельское хозяйство свободным от государственного вмешательства – продолжайся господство ортодоксального принципа, -- развитие, бесспорно, было бы недостаточным, а к настоящему времени, возможно, и опасно низким.

В отношении слишком слабых отраслей и чрезмерно сильных мы не в состоянии запретить понятие «социализм» в качестве меры, направленной на исправление положения там, где существует общий низкий уровень развития, и как средство контроля над гипертрофированным развитием. Социализм уже существует.

Глава XXVIII

Окружающая среда

  Ущерб окружающей среде наносит как производство, так и потребление товаров. Речь идет о загрязнении воздуха электростанцией и отрицательном воздействии неонового света н зрение, о том вреде, который наносит металлургический завод близлежащему озеру, и отрицательном воздействии выхлопных газов автомобилей, изготовленных из металла, произведенного на этом заводе, на легкие человека.

В значительной степени меры по устранению вреда, причиненного окружающей среде, сводятся к необходимости выделения государственных средств для осуществления уборочных работ.

Защита окружающей среды становится важнейшей задачей законодательства. Сейчас ни у конгресса, ни у законодательных органов более низкого ранга для этого нет необходимого аппарата. Поскольку планирование в этой области неизбежно, этот недостаток нужно исправить. Любой важный законодательный орган должен иметь эффективный аппарат планирования в области окружающей среды.


Глава XXIX

Государство и общество

            Как мы видели, правительство в заметной степени способствует существованию неравенства в развитии. Там, где промышленность сильна, правительство с готовностью реагирует на ее нужды. В то же время оно экономит за счет  сокращения помощи более слабым частям планирующей системы, еще в большей степени это относится к рыночной системе и в наивысшей мере к общественным потребностям, не имеющим отношения к экономическим интересам.

            Таким образом, неотъемлемой частью, отражением неравномерного развития экономики является неравное распределение услуг, оказываемых государством.

            Прежде всего необходимо обеспечить, чтобы государственные доходы распределялись в соответствии с распределением задач между различными уровнями государственного аппарата. Создается впечатление, что нынешний порядок был задуман с дьявольской хитростью и направлен на то, чтобы удовлетворять интересы не общества, а планирующей системы.

            Тем временем выполнение правительством задач, затрагивающих интересы населения, имеет тенденцию, которая является совершенно противоположной по отношению к динамике государственных доходов. Доходы от налогов, которые растут пропорционально развитию экономики, поступают федеральному правительству, которое использует их для поддержки планирующей системы.

Глава XXX

Финансовая, кредитно-денежная политика и меры контроля

            Нам остается рассмотреть вопрос о том, как следует руководить планирующей и рыночной системами, чтобы они обеспечивали надежное поступление дохода и производство изделий по достаточно стабильным ценам.

            Планирующая система не может гарантировать, что спрос будет достаточным, чтобы заставить ее работать с полным использованием своих мощностей. Так же она не располагает возможностями для преодоления сопутствующей тенденции к повышению цен.

            Исходным пунктом для мер, направленных на исправление положения, являются не требования, связанные со стабилизацией, а требования, обусловленные общей реформой. Для проведения реформы в свою очередь тоже требуется стабильное осуществление в большом объеме государственных расходов, которые направлены на нужды общества, а не планирующей системы.

            С налогами дело обстоит точно так же. Налоги, которые служат цели достижения большего равенства, наиболее эффективны в деле стабилизации. Корпоративные и личные подоходные налоги больше всего способствуют выравниванию доходов.

            Следующим шагом в осуществлении реформы является сокращение, притом навсегда, сферы применения кредитно-денежной политики. Такая политика заключается в прямом или косвенном сокращении или увеличении количества денег, доступных в качестве кредитов.

            При осуществлении контроля над ценами и заработной платой, как в меньшей степени и в руководстве финансовой политикой, возникает дилема. Основная роль должна принадлежать главе исполнительной власти, и поэтому связанные с этим конкретные задачи становятся крайне подверженными влиянию со стороны планирующей системы. Но ведь это именно те задачи, осуществление которых должно отражать общественное сознание.

            Решения этой проблемы нет. Единственной надеждой остается преданный общественным интересам президент и прежде всего преданные общественным интересам бдительные законодательные органы.

Глава XXXI

Координация, планирование и перспектива

            Как мы видели, фирмы, образующие планирующую систему, перешагивают через национальные границы. В основном они избавляются от тарифов как от досадной помехи. Такие фирмы поставляют свои изделия в другие развитые в промышленном отношении страны, где они присоединяются к олигопольному соглашению, определяющему цены в этих странах. Они расширяют производство, а тем самым и инвестиции в тех странах, где издержки самые низки. Фирмы, которые занимают самое выгодное стратегическое положение в странах с низкими издержками производства расширяются быстрее других.

            Миграция производства в планирующие системы с выгодной структурой издержек означает, что эти страны, вернее, фирмы в этих странах накапливают средства в валюте находящейся в неблагоприятном положении страны, в которой они осуществляют продажи и закупки. Наличие таких средств регулярно вызывает затруднения у их владельцев; предпринимаются попытки обратить их в валюту страны, где положение более благоприятно. Это наталкивается на естественное сопротивление. Результатом этих попыток и этого нежелания является наиболее распространенное явление в отношениях между планирующими системами разных стран.

            Единственным средством остается координация политики планирования между национальными планирующими системами.

            Пришло время сделать некоторые заключительные замечания относительно экономической теории. Лорд Кейнс в своем  знаменитом прогнозе предположил, что этот предмет в конце концов потеряет значение – по социальной значимости он приблизительно сравняется с лечением зубов.

            Он был прав в той степени, в какой экономическая теория имеет дело с производством материальных благ и предотвращением депрессий.

            Однако в более важном смысле Кейнс ошибался. Она не представлял себе, что в ходе экономического развития власть перейдет от потребителя к производителю. И, не предвидя этого, он не видел растущего расхождения между интересами производителя или планирования и интересами общества.


 



The author of this work brings his apologies

for the delay being made.

«John Kenneth Galbraith critics»  article

(authors translation) is also available

Original text source was provided by

Maiakovsky’s Library, Saint-Petersburg

No animals were hurt while making this document.


Страницы: 1, 2, 3