рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии рефераты

Раздел IV. Этика и религия.

 

№п/п Ответы
  1.  
Неустанное превозмогание себя влечет отсутствие аффектов, способных выйти из-под контроля разума.
  1.  
"Жизнь вне поиска недостойна быть прожитой для человека". Апология Сократа
  1.  
Культура создаётся и служит для счастья и блаженства людей - разумный человек должен стремиться к освоению достижений культуры; гедонизм сводит счастье человека к получению чувственных удовольствий, а эвдемонизм видит счастье в спокойном и радостном расположении духа; обе отвергаемые Аристотелем крайности зацикливаются на благополучии индивида, эвдемонизм же поднимается до признания благополучия и других людей равного собственному благополучию. В силу этого мы от некоторых удовольствий вынуждены отказываться.
  1.  
Страдание преодолевается опять-таки на путях познания - нужно разобраться в истинных причинах наших страхов и неудовольствий.
  1.  

Добродетели этические и дианоэтические. Первые - это умение правильно поступать, т. е. добродетели практические; вторые - это способность проникать в ситуацию и правильно мыслить, а также принимать решения со знанием дела, т.е. добродетели теоретические.

  1.  

Утоляемая посредством акта жажда жизни дарит нам радость открытия нового, неизведанного. Что найдешь на дне бутылки, кроме познания? Следовательно, в конечном счете, высшее удовольствие не в физиологическом состоянии опьянения, а в приращении знания; это удовольствие от познания, т. е. духовная радость.

  1.  
Приобретаемая посредством упражнения способность разума определять и во всём придерживаться «золотой середины».
  1.  
Сначала они считали материальные блага искушением на пути к добродетельной, разумной жизни, так как именно из-за них и разгораются страсти в обществе. Затем стали исповедовать безразличие к ним. В итоге же признали, что некоторые блага могут способствовать росту добродетели.
  1.  
Два разных жизненных подхода: один ориентирует на поиск удовольствий (Жги!), другой - на сокращение даже естественных нужд - «Лучше умереть, чем наслаждаться!»
  1.  
В изживании ложных желаний и потребностей, в несуетности и простоте образа жизни («назад к природе!»), в наслаждении свободой и независимостью от всех внешних притязаний («гражданин мира»).
  1.  
Независимая простота - довольствуйся простым, чтобы ни от кого не зависеть.
  1.  
Законы разума - это и есть нравственные каноны; канон - это то, к чему люди пришли, исходя из разнообразных резонов; следовательно, что разумно, то и нравственно;   поступки  должны   и   судиться   и   определяться   исключительно разумом; ему одному и необходимо подчинить эмоции, чувства и желания.
  1.  
Через понятия о благе, добре, зле и т.д.; через личность философа (его соответствие идеалу мудреца); через образ жизни, пронизанный стремлением к истине.
  1.  
Бог - «Перводвигатель»; это хотя и главное, но не единственное определение Бога Аристотелем. Возможны и другие предельные случаи, а значит и дополнительные определения - «Чистая актуальность», «Абсолютное совершенство».
  1.  
Счастье человек достигает, избегая неудовольствия и неприятностей, выбирая лишь те удовольствия, за которыми не следует разочарование и скука; умеренно и благоразумно наслаждаясь благами жизни, общаясь с людьми сходного образа мыслей. Эпикуреец стремится обрести свое счастье на путях познания действительных причин событий.
  1.  
Природа сама по себе разумна; только не каждому это дано понять. Следовательно, жить согласно разуму - естественно для человека. Совершенно то, что строится по законам природы, в согласии с ней. Разум - естественное достояние человека; поэтому жить естественно - значит жить по законам разума. Но не всегда справедливо обратное (пример: аффекты).
  1.  
Автономия личности состоит в свободе выбора и самозаконности реализующего этот выбор поступка: человек подчиняется, прежде всего, таким законам, которые ему диктует собственный разум.
  1.  
В мудрости, в философском познании мира идей, так как, лишь войдя в него, человеку можно узреть свою собственную сущность и предназначение.
  1.  
"Мудростью, как и красотой, мой друг, можно располагать двояко: продавать всякому, кто готов уплатить ("проституты философии"), и обучать лишь достойных" - Сократ.
  1.  

Сложились два подхода к этому вопросу - Пифагора и Аристотеля. 1)Посредством повышения требовательности к себе. Например, подводя итоги дня минувшего, трижды ответь самому себе - «Что я свершил, в чём согрешил и чего не исполнил?» - Пифагор.

2)Посредством «малых приучений поступать добродетельно в реальной жизни» - Аристотель.

  1.  
В отличие от мифологии «Бог» Аристотеля интеллигибелен - это некий вселенский Ум («Нус»), который самодостаточен благодаря тому, что способен мыслить собственный промысел в вещах и людях.
  1.  
Разум - это наилучшее среди всех качеств, которыми люди обладают. Как здравомыслящий человек может отказаться от наилучшего ради осуждаемого всеми дурного произвола? Только помрачение ума или примитивное невежество -причина зла. Больному следует оказывать помощь.
  1.  
Гармония: согласие и лад в доме и государстве; пропорциональность разных способностей человека (телесных и духовных, высших и низших, плотских и разумных); образ жизни людей, задаваемый созерцанием мировой гармонии.
  1.  

Отождествление добродетели со знанием. Сократ полагал, что добродетели можно научить, передавая знания; невозможно делать людям добро, не зная, что это такое, и наоборот, невозможно поступать дурно, зная - что есть добро; никто не творит зла преднамеренно, а лишь по ошибке - вследствие ложно истолкованного блага.

  1.  
Счастье (блаженство, «эвдемония») есть следствие добродетельной жизни, так как именно последняя соответствует сущности и предназначению человека (его разумной природе); таким образом в познании обретается не только мудрость, но открывается и путь к счастью.
  1.  
Согласно христианской доктрине, Бог есть личность единая в трех лицах (ипостасях!) и создавшая мир из ничего. Бог Платона это не личность, а Благо; Демиург не творит материю, но лишь упорядочивает ее в соответствии с идеями и наделяет космос мировой душой.
  1.  

Справедливость - это главная добродетель в отличие от высшей добродетели -мудрости.

  1.  
Надо жить в согласии с самим собой, Разумом и природой, принимая и перенося удары судьбы как должное.
  1.  

"Лучше самому быть обманутым, чем. вводить в заблуждение других!" - Сократ VS Горгий - "Обманывающий поступает лучше того, кто не обманывает, а обманутый мудрее того, кто не обманут". Отсюда проистекает сократовская ставка на рацио - "Нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всем пересиливает и удовольствие, и все прочее". Этому принципу соответствует логический закон достаточного основания: судить о предмете или возражать иным утверждениям допустимо только в том случае, если мы располагаем достаточным знанием о нем.

  1.  
Для них превыше всего истина, а не сребролюбие или честолюбие (как для нынешних правителей!); мудрость же - гарант наилучших и взвешенных идей и решений; он склонен действовать более всего убеждением, а не силой; он всегда готов отказаться от власти ради возвращения к своему любимому делу-созерцанию совершенных идей; никто не сможет играть на его человеческих слабостях, ибо они уже побеждены разумом.
  1.  
"Душу великую нелегко тронуть с места!" - Цицерон. Если поступок нравственен, душа пребывает в состоянии атараксии - невозмутимого спокойствия и безмятежной радости; если поступок безнравственен, то терзания совести отравят радость жизни, вынудят душу метаться и мучится своей неприкаянностью. Цель нравственности - величие души.
  1.  
Это не тождественные вещи. Удовольствие - морально индифферентно. Добродетель или благо есть то, что я должен делать в известных ситуациях. Ни один нравственный канон не предписывает мне искать удовольствий и гоняться за наслаждениями, меня никто не обязывает наслаждаться. Поэтому, если я сдержан в минуты экстаза, мне за это нечего стыдиться.
  1.  
Они могут сочетаться друг с другом лишь случайно, и значит одно не может быть причиной другого. Добродетель обитает в сфере всеобщего = разумного, а счастье - в сфере индивидуального = чувственного. Быть добродетельным - это всегда во власти отдельного человека, а счастье и несчастье зависят от внешних условий, превосходящих часто наши силы, от судьбы. Быть добродетельным - обязанность гражданина, а быть счастливым - кому как Бог дарует.
  1.  
В действительности знание, - что такое хорошо? - и что такое плохо? - работает на развитие добродетели только в том случае, если последние испытаны на себе самом, но не гарантирует благих действий в отношении других людей. Следовательно, одного лишь знания недостаточно ни для совершения поступка, ни для благих дел.
  1.  
Разрушая абсолютную шкалу ценностей, софисты подрывали и нравственный уклад, базирующийся на авторитете и традиции, ставили человека перед необходимостью жить своим умом, руководствуясь лишь собственными интересами, пользой и выгодой (мерить все на свой аршин!)
  1.  

«Иные приходят в этот мир, чтобы торговать; другие - состязаться, а самые достойные, - чтобы созерцать.» Пифагор.

  1.  
"Сделай своим устам дверь и запор!" (Библия). "В гневе не должно ни говорить, ни действовать" (Пифагор). "Измеряй свои желания, взвешивай свои мысли и исчисляй слова!" (Пифагор). "Придерживайся сути дела, а слова найдутся" (Катон).
  1.  

Достойной человека целью жизни Эпикур полагал удовольствие, но не то, которое исчезает вместе с окончанием акта и затем требует воспроизводства, а скорее - общую приятность жизни, длительное спокойное блаженство, несокрушимое ни дрязгами, ни ударами судьбы - это радостное равновесие Духа.

  1.  
Страдание и зло - разные вещи. Удовольствие и страдание относятся к сфере эмоций, а добро и зло касаются лишь разума. Поэтому в оценке поступка страдание нужно сбрасывать со счетов.
  1.  
Ничего сверх меры!
  1.  
"Пригодность" души для осуществления своего предназначения, для своего дела; правильное соотношение и употребление душевных способностей, их гармоническое действие.
  1.  

Разумная дума управляет страстями и сдерживает желания; она планирует поступок - определяет золотую середину между известным крайностями, ставит цели и подбирает надлежащие средства, просчитывает последствия и подстраховывается применительно к нежелательным последствиям.

  1.  

Не зарывайсь в глубины,

И не "тащись" в эфир;

Как раз посередине

Прекрасен этот мир!

  1.  
Достоинство идей, которым он учил сограждан всю сознательную жизнь, выше цены жизни на склоне лет.
  1.  

Не печалиться по поводу его смерти. "Не нелепо ли думать, что светильнику хуже до того, как его зажгут, чем после того, как его загасят?" "Завещаю вам единственное, что мне осталось, но вместе с тем и самое драгоценное - мой образ жизни. Важно прожить хорошо, а не долго!"

  1.  
Имморализм Ф. Ницше (19 в.): "Наши добродетели должны иметь легкие ноги, чтобы приходить и тотчас уходить".
  1.  
Благостное состояние человеческой души - состояние безмятежности, невозмутимости, спокойствия. Взлететь на этот уровень свободы могут лишь философы.

Раздел V. История философии, социология и политика.

 

№п/п Ответы
  1.  
Неоплатонизм – Плотин, Прокл.
  1.  
Полису необходимо здоровое и талантливое потомство. Кроме того, контроль над мощными половыми влечениями позволяет вознаграждать и наказывать каждого в меру его заслуг перед полисом..
  1.  
Идеи киников были восприняты стоиками, гедонизм киренаиков был переработан Эпикурейцами, мегарская школа продолжилась в скептицизме, эвдемонизм – в христианской этике.
  1.  
Завоевания Александра Македонского и образование Римской империи; утрата независимости Грецией, смешение народов, религий и культур; политическая неустойчивость и падение нравов (Плебс - "Хлеба и зрелищ!").
  1.  
Хорошая (правильная) форма переходит в свою противоположность, и поэтому свергается. Монархия вырождается в тиранию, и свергается аристократией; аристократия вырождается в олигархию, и свергается демократией; демократия превращается в охлократию, и снова сменяется монархией.
  1.  
Эпикур, Лукреций Кар, Пьер Гассенди, Галилео Галилей, Исаак Ньютон.
  1.  
Ранние натурфилософы исследовали субстратную компоненту вещей, пифагорейцы же - их структуру, формообразующий принцип, что приводит к мысли о возможности чистой математики как науки о числах и фигурах, абстрагированных от физиса.
  1.  
Шесть форм: монархия, аристократия, демократия _ правильные формы; тирания, олигархия, охлократия - неправильные (выродившиеся) формы.
  1.  
Киники и киренаики, мегарская школа и платонизм.
  1.  
Ею может быть только идея блага, так как именно этой идеей руководствуется государство, и, главное, - в ней совпадают интересы верхов и низов, всех сословий полиса.
  1.  
Полис состоит из трех классов: 1) философы - правители; 2) воины - стражи; 3) крестьяне, ремесленники и купцы, T.e. все те граждане, для которых производство  потребление материальных благ является жизненным уделом.
  1.  
Оно возникает из общения и общительности людей, путем развития и объединения семей, общин, деревень и городов.
  1.  
Подобно тому, как в душе должен господствовать Разум, так и государством должны управлять философы, т.е. люди, знающие истину. Например, кто, кроме философов, знает что такое справедливость?
  1.  
В теории государства Платон использует свой же принцип трехчленного деления души, космоса и иерархии идей.
  1.  
При ссылках к источнику указывается лишь одно слово - "Философ". Однако, верность букве (формальная логистика терминов) сопровождалась намеренным игнорированием идейного и концептуального содержания трудов мыслителя. В итоге и по сей день, преобладает снобистское бряцание словечками без всякого понимания мысли философа.
  1.  
Существует всемирная организация философов - "Аристотельское общество", имеющая обширную периодику и проводящая свои симпозиумы и конференции. Идеи Аристотеля стали своеобразной "точкой отсчета" для современных исследователей, даже если доказывается, что они неверны.
  1.  

Государство как экономическое и политическое объединение городов создается для блага каждого гражданина - складываются лучшие условия для личного

развития и счастливой жизни всех свободных граждан.

  1.  
Почти тысячу лет. В начале 6 века н. э. она была закрыта по указу Римского императора. Ее закрытие знаменовало конец античной философии, даже всей эпохи.
  1.  
Он стал философской основой многих христианских изысканий от Дионисия Ареопагита и Св. Августина до мыслителей эпохи Возрождения,  которые стремились сблизить Бога и Мир, доказывая имманентность Бога физическому миру, разрабатывая пантеистическое мировоззрение.
  1.  
Гераклит,    Демокрит,   Кратил   и   Протагор   являются   главными   объектами платоновской критики.
  1.  
Учение об огне и "Логосе", атомизм Демокрита, учение Анаксагора о Нусе, платоновскую трактовку идей, аристотелевскую мысль об имманентности души материи.
  1.  
Зенон Стоик, Цицерон, Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.
  1.  
Им был тот, кто сказал: "Платон мне друг, но истина дороже!" - Аристотель.
  1.  
Пиррон, Энезидем, Секст Эмпирик.
  1.  
Перипатетики. Дело в том, что обучение старшей группы лицеистов осуществлялось во время пеших прогулок по живописным окрестностям Афин. Философский дискурс во время этих свободных переходов стал отличительным признаком лицеистов.
  1.  
Была создана этика, основанная на принципе нравственной автономии ("автаркии"). Ценность этого принципа в том, что он дает человеку нравственную опору во времена "реформ", культурного и экономического упадка, испытания нуждой, "озверением" отношений и т. п.
  1.  
Монархия - власть одного, наилучшего человека.
  1.  
"Зоополитикон" - общественное (политическое) животное.
  1.  
Античная философия способствовала становлению нового типа менталитета в Западной культуреVS менталитету Восточной культуры; сформировала новый тип мировоззрения - светское мировоззрениеVS мифологическому и религиозному типам мировоззрения, положила начало научно- теоретическому познанию мираУ8 эмпиризму узко профессиональных знаний; определила вечные проблемы для последующей философской мысли.
  1.  
Платон - основоположник объективного идеализма, т.е. монистической и последовательной философии о примате духовных начал, что способствовало появлению нового типа мировоззрения - светского (в отличие от мифологического).
  1.  
Элеаты (Парменид и Зенон Элейский) называли Гераклита и его последователей «пустоголовым племенем» за то, что они отождествляют бытие и не-бытие и во всём имеют «обратный путь»; отсюда- их учение «тёмное, путаное и не в ладах со здравым смыслом.»
  1.  
Осуществлялась подготовка к государственной деятельности; преподавались математика (геометрия), астрономия, риторика, история и философия. Регулярно проводились семинары с целью выработки нужных определений.
  1.  
Фома Аквинский (13 век), крупнейший мыслитель средневековья – предпринял попытку адаптировать философию Аристотеля к нуждам теологии, переводя религиозного Бога на язык здравого смысла.
  1.  
Наставник Александра Македонского, первооткрыватель основных философских проблем, создатель первой всеобъемлющей системы философского знания. Аристотель - это «точка отсчёта» многих современных исследований.
  1.  
Отрицание частной собственности как главного источника социального зла, своекорыстных интересов, антагонизма людей, войн и т. п.; признание необходимости тотального контроля над всеми сферами общественной и личной жизни индивида во имя общего блага, справедливости и т.д.
  1.  
Аристотель   в   своей   концепции   об   "энтелехии"   и   целевой   причинности ассимилировал идеи Анаксагора.
  1.  
Платон и Плотин постулировали существование мира "чистых идей" -умопостигаемого мира Парменида, - и создали философию объективного идеализма.
  1.  
Академия - от имени прежнего владельца земли Академа (в пригороде Афин
  1.  
Когда каждый занимается своим делом, соответствующим его способностям, и выполняет неукоснительно свой долг и свои обязанности
  1.  
Этот же самый принцип, что и для всей философии объективного идеализма в целом: единичное, особенное, частное должны быть подчинены общему или целому. Интересы отдельного человека должны быть подчинены интересам государства, общему благу, гармонии целого.
  1.  
Эту категорию эксплуатировали и материалисты, и идеалисты - Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур, стоики.
  1.  
Классификация строится на двух принципах: 1) правильное государство или неправильное, т. е. служит ли оно всем гражданам или только некоторым; 2) принадлежит ли власть меньшинству (одному) или большинству.
  1.  
Теория Платона исходит из подчинения частных интересов отдельной личности общему благу, интересам государства. Классическая же философия права усматривает сущность государства в обеспечении прав и свобод личности: не личность служит государству, а государство личности.
  1.  
По правилу "золотой середины", наилучшей является средняя форма -аристократия, так как это власть наиболее культурных и благородных личностей.
  1.  
Это единственный из сохранившихся литературных источников, дающий в яркой, образной форме концептуально целостное изложение материалистической философии атомизма.
  1.  
Мысль об идеях как смыслообразующих и оформляющих материю принципах (в уме Бога); мысль о примате идеального и духовного над материальным и телесным; принцип иерархического строения мира по ступеням совершенства идей; мысль о теле как "темнице" и временной обители Души; мысль о познании как "припоминании" душой врожденных знаний и идей.
  1.  
Стоицизм, эпикуреизм, скептицизм и неоплатонизм.
  1.  
Это первое в истории последовательно материалистическое, монистическое, научно- механическое мировоззрение. Атомистический принцип лежит в основе научного естествознания, а начиная с 17 века вошел в современную науку в виде принципа структурности материи.
  1.  
Продажей самого мыслителя в рабство тираном Сиракуз.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5