рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: История экономических учений 22 вопроса рефераты

9. Экономическое учение. Дж. С. Милля

Джон Стюарт Милль (1806-1873) – английский экономист. К этому периоду сформировалась классическая экономическая наука, начало которой было положено трудами Смита, а завершено трудами Милля. Согласно трактовке Смита, рыночная система способна к саморегуляции, в ее основе — личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главный побудительный мотив экономического развития. Лучший вариант для государства — это придерживаться принципа невмешательства государства. Эта идея была развита последователями Смита — Рикардо, Миллем, Маршаллом и получила название «экономического либерализма». Он развил ряд положений классической школы: о производительном и непроизводительном труде, ценности благ, спросе и предложении. Он считал, что на ценность может влиять не только количество труда, но и др. факторы. С его т.зр. цены могут определяться спросом или предложением, или взаимодействием этих факторов. В его экономической теории доминировал принцип либерализма (полное невмешательство государства в экономику). Милль написал «Основы политической экономии», ставшим учебником для нескольких поколений экономистов Европы. Богатство, по его мнению, состоит из благ, обладающих меновой стоимостью. Вещь, за которую нельзя ничего получить, какой бы полезной она не была, не может быть богатством. Например, – воздух, его получают бесплатно. Но как только возникает ограничение, вещь приобретает меновую стоимость. Денежное выражение товара – это его цена. Стоимость денег измеряется количеством товара, которые на них можно купить. При прочих равных условиях стоимость денег обратно пропорциональна их количеству – всякое увеличение количества денег понижает их стоимость. Непосредственные цены устанавливаются конкуренцией, которая возникает из-за того, что продавец хочет продать дороже, а покупатель купить дешевле. При свободной конкуренции цена соответствует равенству спроса и предложения. В длительном периоде времени цена не может быть ниже издержек производства (затрат). Джон Стюарт Милль (трудами которого было закончено формирование классическая экономической науки, начало которой было положено трудами Смита) установил, что в длительном периоде времени цена не может быть ниже издержек производства (затрат). В теории стоимости Смит высказал о ее природе две версии:

-    первая –стоимость определяется трудом, затраченным на изготовление, но стоимость полностью определяется трудом только в примитивных обществах;

-    вторая –стоимость определяется не только трудом, но и капиталом и землей. Т.е. стоимость товара определяется издерж­ками его производства.

Затратная концепция заключается в том, что величина стоимости товара определяется не только затратами живого труда, но и за­тратами овеществленного труда, т.е. состоит из издержек труда и капитала. В конце концов, не только труд, но и капитал обладает своей собственной производительностью в том смысле, что превращает более простоий и менее производительный труд рабочего в более сложный и более производительный.

10. Экономическое учение К. Маркса.

Важный вклад в развитие экономической теории сделал К. Маркс, открыл закон прибавочной стоимости. Основоположник международного коммунизма исследовал реалии современного ему общества и пришел к выводам: 1.совокупность производственных отношений, в которые вступают люди в общественном производстве составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка. 2.капитализм отрицает демократию, трудятся ради получения прибыли и имеет место эксплуатация одного класса другим. 3.неизбежный крах капитализма, потому что не обеспечивается полная занятость. 4.идеалом считает коммунистическое общество, состоящее из двух фаз: низшей – социализма и высшей – коммунизма, в этом обществе средства производства не станут более объектом индивидуального присвоения, и каждый человек обретет подлинную свободу. 5.в центре своей теории он поставил борьбу классов; в первоначальном варианте «Капитала» нет и намека на революцию, а речь идет о развитии науки и техники. 6.ключевой теорией является теория прибавочной стоимости: рабочая сила как товар продается по стоимости, источником прибавочной стоимости является. «Неоплаченный труд» рабочих, продающих свою рабочую силу, рабочий день делится на «необходимое время» и «прибавочное время» (создается прибавочная стоимость). 7.капитал – средство эксплуатации рабочего и установления власти над рабочей силой /постоянный (часть капитала, которая воплощена в средствах производства), переменный (часть, которая воплощена в рабочей силе)/. 8.трудовая теория стоимости (стоимость определяется общественно необходимым рабочим временем). 9.законы рыночной экономики (обмен в любом обществе должен осуществляться с соблюдением закона стоимости – связь между общественным трудом, стоимостью и ценами товаров). 10.заработная плата – вознаграждение рабочего за его труд как результат обмена с капиталистом за продаваемую рабочую силу, а не сам труд. 11.теория ренты – помимо дифференциальной ренты еще и абсолютную связанную со специфически низкой в сельском хозяйстве органической структурой капитала и с монополией частной собственности на землю. 12.теория воспроизводства (экономический цикл начинается с подъема вызванного ростом совокупного спроса с целью накопления ради максимизации прибыли капиталистов и заканчивается спадом – снижение нормы прибыли и замедляется накопление причина кризисов – бедность и ограниченность потреблений масс, которая противодействует стремлению капиталистического производства развивать производительные силы. Логически завершая формирование трудовой теории стоимости Маркс сделал вывод что, в основе стоимости лежит только один производственный фактор —труд, а прибыль капиталистов и рента землевладельцев — часть стоимости, созданной трудом рабочих и безвозмездно присваиваемая владельцами средств производства и земли — это прибавочная стоимость. Маркс решил «парадокс Смита», согласно которому стоимость состояла из доходов — заработной платы, прибыли и ренты и не включала посто­янный капитал. Вскрывая несостоятельность такого подхода, Маркс доказал, что стоимость в целом состоит из трех частей стоимо­сти материальных затрат, расходов на зарплату и прибыль — с + v + m (где с - постоянный капитал включающий стоимость средств производства и предметов труда, v - переменный капитал включающий расходы на зарплату, m - прибыль). Маркс обосновал принципиальное отличие постоянного капитала (с) от переменного (v) в образовании стоимости: первый лишь переносит свою стоимость на себестоимость нового продукта и потому назван постоянным; второй увеличивает себестоимость и потому назван переменным. Именно он и создает прибыль. Короче говоря v + m образуют вновь созданную или добавочную стоимость. Разграничение капитала на постоянный и переменный позволило Марксу создать научную теорию, исключавшую повторный счет стоимости прошлого овеществленного в средствах производства труда. Именно на повторном счете споткнулся Смит, в результате чего появился «порадокс Смита». Но трудовая теория исходила из конкретной экономической реальности тех времен и не могло учитывать изменений произошедших в экономике позднее. Сложный труд просто сводился к простому как единице измерения. В стоимости не учитывались затраты капитала и другие факторы, например, влияние соотношения спроса и предложения. Недостат­ком трудовой теории является то, что труд рассматривался в качестве единственного фактора, а условия сводились к совершенной конкуренции, когда стоимость пропорциональна затратам труда, и не учитывается влияние соотношения спроса и предложения

11. Экономическое учение К. Менгера

Карл Менгер (1840-1921) — один из основоположников австрийской школы. Соединил экономический либерализм с понятиями математики. Разделял все потребности человечна на потребности 1 и 2 порядка, называя их благами. Блага 1 порядка — это насущные потребительские блага, блага 2 и более высокого порядка — блага, используемые в производстве. Благодаря этому использованию потребительские блага наделяют ценностью используемые ресурсы. В этом состоит теория вменения австрийской школы. Его идеи были развиты последователями. К. Менгер — один из представителей австрийской школы, которые вывели математическое выражение теории спро­са и предложения, разработали теорию предельной полезности. Она появилась во второй полови­не XIX в., когда Э.Бём-Баверк и К.Менгер пришли к выводу, что стоимость — это чисто психологичес­кое явление, объясняемое "предельной", т.е. наименьшей, полезностью данного товара для покупателя. Они считали, что стоимость товара определяется ограниченностью и редкостью ре­сурсов и той пользой, которую может принести последний экземпляр товаров определенной группы, т.е. предельной полезностью. Предельной полезностью называют наименьшую пользу от данного блага. Каждое благо обладает ценностью — это субъективная полезность, величина которой зависит от субъекта и от обстоятельств. Полезность — это то, что люди приписывают благам в зависимости от соотношения объема предложения и степенью удовлетворения этой потребности. Поэтому каждая дополнительная единица блага имеет все меньшую ценность. Обмен благами состоиться только тогда, когда они желанны, т.е. обмен не эквивалентен (как считали Аристотель и Маркс), а взаимовыгоден. Пропорции взаимного обмена двух вещей определяются соотношением их предельных полезностей. Последователи этой школы экономи­ческой теории рассматривали рыночную экономику как систему, потенциально способную достигать равновесия на основе спроса и предложения. Составляющими рыночной системы являлись, по мнению экономистов-математиков» рациональные субъекты, непрерывно стремившиеся к оп­тимуму своего существования, т.е. экономическому успе­ху. Математическое выражение теории спро­са и предложения привели его к выводу, что всякая хозяйственная деятельность сводится к задаче поиска максимума или минимума: максимума дохода и выпуска продукции; минимума издержек, при заданном ограниченном объеме ресурсов.

12. Экономическое учение О. Бей-Баверна, Д. Видера

Э. Бём-Баверк, (1851-1914), Ф. Визер (1851-1926)— представители австрийской школы, которые вывели математическое выражение теории спро­са и предложения, разработали теорию предельной полезности. Она появилась во второй полови­не XIX в., когда Э. Бём-Баверк и К. Менгер пришли к выводу, что стоимость — это чисто психологичес­кое явление, объясняемое "предельной", т.е. наименьшей, полезностью данного товара для покупателя. Они считали, что стоимость товара определяется ограниченностью и редкостью ре­сурсов и той пользой, которую может принести последний экземпляр товаров определенной группы, т.е. предельной полезностью. Предельной полезностью называют наименьшую пользу от данного блага. Каждое благо обладает ценностью — это субъективная полезность, величина которой зависит от субъекта и от обстоятельств. Бём-Баверк раскрывает это положение на примере посе­ленца, живуще­го в лесу с пятью мешками зерна. Первый мешок нужен ему для прокормления, второй —для улучшения питания, третий - для откорма домашней птицы, четвертый — для изготовления водки, пятый — для кормления попугая, служащего ему за­бавой. Стоимость хлеба будет опреде­ляться именно полезностью пятого мешка, удовлетворяю­щего ненасущные потребности. Отсюда делается вывод - чем больше товаров, тем меньше их полезность для поку­пателя, тем ниже их стоимость. Для более точного описания процесса убывания полез­ности в экономической науке используется понятие пре­дельная полезность, т.е. добавочная полезность, прибавля­емая каждой последней порцией товара. Используя это понятие, сформулируем закон убывающей предельной по­лезности: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к со­кращению. В соответствие с взглядами австрийской школы не ценность, а цена зависит от издержек производства. Более того, бла­годаря наличию ценности у потребительских благ образуются оценки производственных ресурсов (производственных факторов), формирующие издержки и тем самым и ценность и цены. Из утверждения что, только полезность товара может оценить затраты труда, можно предположить, что понятие предельной полезности является конкурентом понятия трудовой стоимости. Но при этом концепция предельной полезности имеет более общий характер, поскольку она применима как к совершенной, так и к несовершен­ной конкуренции, а также к любому числу производственных факторов. Например, если рассматривать труд в качестве единствен­ного фактора производства, а конкуренцию считать совершенной, то из теории предельной полезности вытекает, наличие пропор­циональности между стоимостью и затраченным трудом, т.е. теория трудовой стоимости. Основные выводы: ценность вещи измеряется величиной предельной пользы этой вещи; основа ценности – наименьшая польза, которая позволяет в конкретных условиях потреблять эту вещь рациональным образом; цена товара как следствие субъективных оценок материальных благ участникам обмена; теория ожидания (рабочие в отличие от капиталистов недооценивают свое будущее, не стремясь к ожиданию плодов своего труда); признает возникновение прибавочной стоимости в процессе переноса капиталом своей ценности на продукт, но за основу самовозрастания стоимости берется время, в течение которого оборачивается капитал; процент на капитал является общеэкономической категорией там, где имеет место обмен текущего и будущего потребления. Теории прибавочной стоимости Маркса Бем-Бавекр противопоставил концепцию процента, как прибыли на капитал. Прибыль на капитал является процентом в результате разницы между настоящим и будущем, т.к. настоящие блага ценятся выше будущих, в денежном выражении это порождает процент. Капитал — это ресурс использование которого требует времени. Фридрих фон Визер ввел сам термин предельной полезности и понятие альтернативных издержек. На основе альтернативных издержек сформулирован закон Визера: действительная ценность(стоимость) какой-либо вещи есть недополученные стоимости других вещей, которые могли быть изготовлены из этих ресурсов. В итоге: благодаря наличию ценностных (потребительских) благ и процессу вменения образуются цены факторов производства (производственных ресурсов), которые формируют издержки и тем самым цену произведенной вещи. Визер разработал шкалу измерения полезности. Эти теории (предельного — продукта, производительности, издержек и т.д.) заложили основы неоклассической концепции, отличающейся от классической использование предельных понятий.

13. Экономическое учение С. Джевонса

С. Джевонса (1835-1882г)— английский экономист выпустил книгу — «Теория политической экономии», где построил теория, согласно которой соотношение между обмениваемыми товарами равно обратному отношению их (конечной) полезности. Он сформулировал теорему, получившую впоследствии его имя: при рациональном потреблении степень полезности приобретенных товаров пропорциональны их ценам. Понятие предельной полезности он применил к труду, как к процессу, а не только как к факторы производства. Когда затраты труда становятся значительными, труд становится тягостным (приобретает отрицательную полезность). Поэтому процесс труда будет продолжаться до тех пор пока его отрицательная полезность меньше по абсолютной величине, чем полезность продукта, создаваемого этим трудом. С достижением равновесия между ними производство прекращается. Труд влияет на меновые пропорции благ косвенно: рост предложения труда увеличивает количество данного блага и тем самым уменьшает его предельную полезность. С его именем связан отказ от термина «политическая экономика» и переход к понятию общей экономической теории. Его последующий труд назывался Экономикс, что потом стали использовать для названия общих экономических теорий.

14. Экономическое учение Л. Вальраса

Леон Вальрас (1834-1910г) — французский экономист автор теории общего равновесия. Приверженец экономи­ческой теории, рассматривающей рыночную экономику как систему, потенциально способную достигать равновесия на основе спроса и предложения. Главное в его творчестве — построение общей теории макроэкономического равновесия. Вальрас разработал модель общего экономического равновесия, которая имеет в своей основе анализ спроса и предложения и содержит ряд систем уравнений. Вывел математическое выражение теории спро­са и предложения. Составляющими рыночной системы являлись, по мнению экономистов-математиков» рациональные субъекты, непрерывно стремившиеся к оп­тимуму своего существования, т.е. экономическому успе­ху. Вальрас считал, что эк-ка сама через рынок обеспечивает такие пропорции которые создают общее эк. равновесие, «при котором эффективный спрос и предложение производственных услуг равны, существует постоянная устойчивая цена на рынке продуктов, и, наконец, продажная цена продуктов равна издержкам, ему удалось построить замкнутую модель общего экономического равновесия, основанную на предельных полезностях. В этой модели общая сумма избыточного спроса на всех рынках равна всегда 0. Он предложил и математическое описание, но со всеми трудностями не справился. Вальрас считал ошибочной трудовую теорию стоимости и делил всех экономических субъектов на 2 группы: предпринимателей и владельцев производительных услуг (труда, капитала, земли, по его мнению, государство должно обеспечить стабильность денег, обеспечить безопасность граждан, дать возможность получить образование социальную защиту, обеспечить условия эффективной конкуренции и равенства возможностей, земля должна быть национализирована, а рента дает необходимые средства государству. Но главным в его наследии — теория макроэкономического равновесия, но она является теорией экономической статистики, она не учитывает многих реальных компонентов — экономический рост, цикличность и т.д. но его работы позволив следующим ученым перейти к более сложным системам, учитывающим и эти компоненты.

15. Экономическое учение Дж. Б. Кларка

Дж. Кларк (1847-1938) принадлежал к американской школе. Сделал выводы: все виды труда носят производительный характер; полезность и возможность присвоения (свойство блага делающего возможным установления собственности на него) необходимые предпосылки определения богатства; основные положения; хозяйственная система покоится на частной собственности и индивидуальной свободе; стоимость проистекает из полезности; участие государства ограничивается принуждением отдельных участников к соблюдению условий игры; капитал и труд состоит из мобильных единиц, легко перемещающихся; несмотря на все отклонения в действительности, заработная плата и процент на протяжении длительного периода должны устанавливаться в соответствии с естественным (статическим) уровнем; факторы, поддерживающие общество в динамическом состоянии и возвещающие о своем наличии воздействием на социальную структуру: (рост народонаселения, новая техника производства, изменение организационных форм предприятия, накопление капитала, изменение вкусов потребителей); в системе распределения опирается на законы, которые проявлялись в ценах; рынок – средство позволяющее товарам получить общественную оценку и обуславливает распределение общественного продукта; в основе лежит индивидуальная предельная полезность; принимает принцип приоритетности микроэкономического анализа; главная заслуга – закон предельной производительности (распределение доходов на основе принципов предельного анализа цен факторов производства; цена фактора производства обусловлена ее относительной дефицитностью). Выделял 4 фактора производства: капитал в денежной форме, капитал в вещественной форме (средства производства), предпринимательские способности, труд. Основные идеи: для труда и капитала имеет место закон убывающей производительности — каждое новое вложение труда в производство при данном капитале сопровождается падением производительности (то же справедливо для увеличения капитала при том же труде); каждый фактор производства получает свою прибыль — процент, рента, зарплата, доход; фактор производства увеличивается, пока стоимость продукта производимого с его помощью не будет равна цене фактора. Кларк различал статическое и динамическое равновесие. При статическом — цены равны предельным издержкам производства, прибыль и прибавочный продукт отсутствуют; при динамическом — усовершенствования могут увеличить предельную производительность факторов производства, при этом повышение зарплаты происходит чуть позже и это создает временную прибыль, которая исчезает в новом статическом равновесии. Теории (предельного — продукта, производительности, издержек и т.д.) заложили основы неоклассической концепции, отличающейся от классической использование предельных понятий.

Страницы: 1, 2, 3, 4