Реферат: Искусство Византии
Реферат: Искусство Византии
Эпоха,
стиль, направление - Византия
Римский
император Максенций, захватив власть, стремился стать единоличным правителем
огромной империи. Константин, император Галлии и Британии, пошел на Максенция
войной. Не уверенный в исходе предстоящего сражения, Константин ждал знамения.
И вот, по его собственным словам, записанным историком Евсевием, он увидел в
небе огромный, лежащий на солнце крест, на котором были написаны слова «Сим
победиши» (Этим победишь). В ту же ночь во сне ему явился Христос и велел
изобразить крест на боевом знамени. Приглашенные к императору христианские
священники истолковали это знамение как предсказание победы. Действительно, в
скором времени Максенций погиб, а Константин с триумфом вступил в Рим. В
благодарность христианскому Богу Константин объявил христианство официальной
религией Римской империи. Словно отрекаясь от языческого наследия, он в 324—30
гг. построил на берегу Мраморного моря новую столицу — Константинополь (город
Константина), которую стали называть «новым Римом». Именно с этого момента
обычно ведут историю Византии. В 395 г. Римская империя разделилась на две
части — Западную и Восточную. Первая из них пала под нашествием германских
племен, вторая, получившая название «Византийской империи», просуществовала
целое тысячелетие — до захвата Константинополя турками в 1453 г.
Искусство
Византии было по преимуществу христианским искусством, призванным служить
Церкви, под контролем которой оно в большей или меньшей степени находилось; оно
представляло и толковало принципы христианской веры. Особенность византийского
искусства состоит в том, что в нем преобладало отвлеченное, «абстрактное»
начало; ритмическая структура и внутреннее, духовное содержание имели большее
значение, чем сходство с натурой. Тем не менее это было изобразительное,
фигуративное искусство, мотивы и образы которого пришли из античного мира. Тем
не менее это было искусство зрелое и развитое, интеллектуальное и сложное, где
внешняя форма имела глубокий смысл.
Византийское
искусство развивалось на протяжении тысячелетия и охватило огромную территорию,
включавшую (полностью или частично) современные Италию, Грецию, Турцию, Египет,
Сирию, Болгарию, Сербию, Македонию, Армению, Грузию и др. страны. После падения
Византийской империи сформировавшиеся в нем направления и стили получили
дальнейшее развитие в средневековой Греции.
Архитектура
и изобразительное искусство Византии, в отличие от большинства стран Европы, не
испытали существенного воздействия культуры «варварских» народов. Избежала
Византия и катастрофических разрушений, постигших Западную Римскую империю. По
этим причинам античные традиции долго сохранялись в византийском искусстве, тем
более, что первые века его развития прошли в условиях позднего
рабовладельческого государства. Процесс перехода к средневековой культуре в
Византии затянулся надолго и шёл по нескольким руслам. Особенности
византийского искусства определились отчётливо к VI в. В градостроительстве и
светской архитектуре Византии, в значительной мере сохранившей античные города,
средневековые начала складывались медленно. Архитектура Константинополя IV—V
вв. (форум с колонной Константина, ипподром, комплекс императорских дворцов с
обширными помещениями, украшенными мозаичными полами) хранит связи с античным
зодчеством, главным образом римским. Однако уже в V в. начинает складываться
новая, радиальная планировка византийской столицы. Центром города стал
гигантский императорский дворец, выходивший на большую площадь — Августейон. От
дворца начиналась широкая главная улица, обрамленная рядами арок, — Меса, в
которую, втягивался веер боковых улиц. Сооружаются новые укрепления
Константинополя, представляющие собой развитую систему стен, башен, рвов,
эскарпов и гласисов. Со стороны суши город защищало трехступенчатое укрепление,
охватывавшее весь полуостров. Первая стена начиналась за рвом десятиметровой
глубины и имела высоту в три человеческих роста. Вторая стена, укрепленная
мощными башнями, была вдвое выше первой. Третья стена, толщиной 6—7 метров,
была еще выше, а ее башни достигали высоты современного 12-тиэтажного дома.
Такая же стена защищала город и со стороны моря. Фундаменты стен уходили в
землю настолько глубоко, что подкопать их было практически невозможно.
Строительство крепостных стен было закончено только в V в. при императоре
Феодосии.
В
культовой архитектуре Византии уже в IV в. возникают новые типы храмов,
принципиально отличающиеся от своих античных предшественников, — церковные
базилики и центрические купольные здания. Скупость и простота их наружного
облика контрастируют с богатством и великолепием интерьеров, связанных с
нуждами христианского богослужения. Внутри храма создаётся особая, отделённая
от внешнего мира среда. В архитектуре церковных интерьеров выражается ощущение
бескрайности и многосложности мироздания, неподвластного в своём развитии
человеческой воле.
Центрические
здания, восходящие к античным мавзолеям, были небольшими и служили крещальнями
(баптистериями) или мартириями (поминальными храмами над могилами мучеников). В
плане они представляли квадрат, круг, восьмиугольник или равноконечный
(греческий) крест. Примером центрических сооружений могут служить мавзолей
Галлы Плацидии и баптистерий Православных в итальянском городе Равенне.
Со
временем внутреннее пространство храмов становится всё более текучим и
динамичным, вовлекая в свои ритмы античные ордерные элементы (колонны,
антаблементы и т.п.), которые обильно используются в византийской архитектуре
вплоть до VII—VIII вв.
Высочайшего
подъёма зодчество Византии достигает в VI в. По границам страны возводятся
многочисленные укрепления. В городах сооружаются дворцы и храмы, отличающиеся
подлинно имперским великолепием (центрические церкви Сергия и Вакха в
Константинополе, 526—27, и Сан-Витале в Равенне).
Другим
типом ранневизантийского храма является базилика. Базилика представляет собой
прямоугольное в плане здание. Большие базилики внутри делились столбами или
колоннами на три продольных прохода-нефа. Иногда таких нефов было пять, реже —
семь или девять. Центральная часть в многонефной базилике обычно делалась
высокой и перекрывалась двускатной кровлей; к ней примыкали более низкие
боковые, образуя ступенчатый силуэт. Окна в верхней, возвышающейся части
центрального нефа обеспечивали хорошую и равномерную освещенность внутреннего
пространства. Ярким своеобразием отличаются базилики итальянского города
Равенны — Сант-Аполлинаре Нуово и Сант-Аполлинаре ин Классе.
Внутреннее
пространство центрического храма собирало молящихся в середине, где они
пребывали в покое. Что же касается базилики, то ее интерьер, напротив,
ориентирует вошедшего на движение. Базилика символизирует корабль, на котором
верующие устремляются в вечность (вечность символизирует апсида). В этой форме
храмов отсутствует идея «Царствия Божия внутри человека». Это не вполне
отвечало характеру византийского богослужения, во время которого молящиеся не
перемещались по храму, а действия священников происходили преимущественно в его
восточной и центральной частях. В силу этого еще в V в. в византийском
зодчестве начались поиски синтетического культового здания, объединяющего
базилику с купольной конструкцией (каменные церкви с деревянными куполами в
Сирии, Малой Азии, Афинах). В VI в. возводятся большие купольные,
крестообразные в плане храмы (Апостолов в Константинополе, Панагии на острове
Парос и др.) и прямоугольные в плане купольные базилики (церкви в Филиппах, Св.
Ирины в Константинополе и др.). Шедевром среди купольных базилик является храм
Святой Софии в Константинополе (532—37, архитекторы Анфимий и Исидор). Его
огромный купол (диаметром 31,4 м) возведён на 4 столбах с помощью парусов. По
продольной оси здания давление купола принимают на себя сложные системы
полукуполов и колоннад. Массивные опорные столбы при этом маскируются от
зрителя, а 40 окон, прорезанных в основании купола, создают необычайный эффект
— чаша купола кажется легко парящей над храмом. Соразмеренный с величием
византийского государства VI в., храм Св. Софии воплощает в своём
архитектурно-художественном образе представления о вечных и непостижимых
«сверхчеловеческих» началах.
Тип
купольной базилики, требующий чрезвычайно искусного укрепления боковых стен
здания, не получил дальнейшего развития. В градостроительстве Византии к VI в.
определяются средневековые черты. В городах Балканского полуострова выделяется
укрепленный Верхний город, у стен которого разрастаются жилые кварталы. Города
в Сирии часто строятся по нерегулярному плану, отвечающему рельефу местности.
Тип жилого дома с внутренним двором в ряде районов Византии долго сохраняет
связь с античным зодчеством (в Сирии — до VII в., в Греции — до X—XII вв.). В
Константинополе сооружаются многоэтажные дома, нередко с аркадами на фасадах.
Переход
от античности к средним векам сопровождался значительными изменениями в художественной
культуре, обусловившими исчезновение одних и зарождение других видов и жанров
изобразительного искусства. Главную роль начинает играть искусство, связанное с
церковными и государственными нуждами, — росписи храмов, иконопись, а также
книжная миниатюра (преимущественно в культовых рукописях). Проникаясь
средневековым религиозным мировоззрением, искусство изменяет свою образную
природу. Представление о ценности человека переносится в потустороннюю сферу. В
связи с этим разрушается античный творческий метод, вырабатывается
специфическая средневековая условность искусства.
Искусство
скульптуры приходит к острой экспрессии, разрушающей античную пластическую
форму (так называемая «Голова философа из Эфеса», V в., Музей истории искусств,
Вена); со временем в византийском искусстве почти совсем исчезает круглая
пластика. В скульптурных рельефах (например, на так называемых «консульских
диптихах») отдельные жизненные наблюдения сочетаются со схематизацией
изобразительных средств. Наиболее прочно античные мотивы сохраняются в изделиях
художественного ремесла (изделия из камня, кости, металла). В церковных
мозаиках IV—V вв. сохраняется античное ощущение красочности реального мира
(мозаики церкви Cв. Георгия в Салониках, конец IV в.). Позднеантичные приёмы вплоть
до X в. повторяются в книжной миниатюре («Свиток Иисуса Навина», Ватиканская
библиотека, Рим). Но в V—VII вв. во всех видах живописи, включая первые иконы
(«Сергий и Вакх», VI в., Киевский музей западного и восточного искусства),
нарастает духовно-умозрительное начало. Приходя в столкновение с
объёмно-пространственным способом изображения (мозаики церкви Хосиос Давид в
Салониках, V в.), оно подчиняет себе впоследствии все художественные средства.
Архитектурно-пейзажные фоны сменяются отвлечённо-торжественными золотыми
фонами; изображения становятся плоскостными, их выразительность раскрывается с
помощью созвучий чистых пятен цвета, ритмической красоты линий и обобщённых
силуэтов; человеческие образы наделяются устойчивым эмоциональным смыслом
(мозаики с изображением императора Юстиниана и его супруги Феодоры в церкви
Сан-Витале в Равенне; мозаики церкви Панагии Канакарии на Кипре и монастыря Cв.
Екатерины на Синае, VI в., а также мозаики VII в., отмеченные большей свежестью
восприятия мира и непосредственностью чувства, — в церквах Успения в Никее и
Св. Димитрия в Салониках).
Исторические
потрясения, пережитые Византией в VII — начале IX вв., вызвали существенный
перелом в художественной культуре. В зодчестве этого времени совершается
переход к крестово-купольному типу храма (его прототип — церковь «Вне стен» в
Русафе, VI в.; постройки переходного типа — церкви Успения в Никее, VII в., и
Св. Софии в Салониках, VIII в.). В яростной борьбе взглядов иконопочитателей и
иконоборцев, отрицавших правомочность использования реальных изобразительных
форм для передачи религиозного содержания, разрешались противоречия,
накопленные в предшествующее время, формировалась эстетика развитого
средневекового искусства. В период иконоборчества церкви украшались главным
образом изображениями христианских символов и декоративными росписями.
В
середине IX—XII вв., в период расцвета искусства Византии, окончательно
утверждается крестово-купольный тип храма, с куполом на барабане, устойчиво
укрепленном на опорах, от которых крестообразно расходятся четыре свода. Более
низкие угловые помещения также покрываются куполами и сводами. Такой храм
представляет собой систему надёжно связанных друг с другом небольших
пространств, ячеек, выстраивающихся уступами в стройную пирамидальную композицию.
Структура здания обозрима внутри храма и наглядно выражена в его внешнем
облике. Наружные стены таких храмов нередко бывают украшены узорной кладкой,
керамическими вставками и т.п. Крестово-купольный храм является завершенным
архитектурным типом. В дальнейшем архитектура Византии лишь развивает варианты
этого типа, не открывая более ничего принципиально нового. В классическом
варианте крестово-купольного храма купол воздвигается с помощью парусов на
свободно стоящих опорах (церковь Аттик и Календер, IX в., церковь Мирелейон, X
в., храмовый комплекс Пантократора, XII в., — все в Константинополе; церковь
Богоматери в Салониках, 1028, и др.).
На
территории Греции развился тип храма с куполом на тромпах, опирающимся на 8
торцов стен (храмы: Католикон в монастыре Хосиос Лукас и в Дафни — оба XI в.).
В монастырях Афона сложился тип храма с апсидами на северном, восточном и южном
концах креста, образующими в плане так называемый триконх. В провинциях
Византии встречались частные разновидности крестово-купольного храма, строились
также и базилики.
В
IX—X вв. росписи храмов приводятся в стройную систему. Стены и своды церквей
сплошь покрываются мозаиками и фресками, расположенными в строго определённом
иерархическом порядке и подчинёнными композиции крестово-купольной постройки. В
интерьере создаётся проникнутая единым содержанием архитектурно-художественная
среда, в которую включаются также и иконы, размещённые на иконостасе. В духе
победившего учения иконопочитателей изображения рассматриваются как отблеск идеального
«архетипа»; сюжеты и композиция росписей, приёмы рисунка и живописи
подвергаются определённой регламентации. Свои идеи византийская живопись
выражала, однако, через образ человека, раскрывая их как свойства или состояния
этого образа. Идеально возвышенные образы людей господствуют в искусстве
Византии, в известной мере сохраняя в претворённом виде художественный опыт
античного искусства. Благодаря этому искусство Византии выглядит относительно
более «очеловеченным», чем многие другие великие искусства средних веков.
Общие
принципы византийской живописи IX—XII вв. по-своему разрабатываются в отдельных
художественных школах. Столичное искусство представлено мозаиками
константинопольской Cв. Софии, в которых от «македонского» (середина IX —
середина XI вв.) к «комниновскому» периоду (середина XI в. — 1204 г.) нарастали
возвышенная строгость и одухотворённость образов, виртуозность живописной
манеры, сочетающей изящество линейного рисунка с изысканной цветовой гаммой. В
то же время для изображений характерна некоторая статичность и
орнаментальность.
Со
столицей связаны лучшие произведения иконописи, отличающиеся глубокой
человечностью чувств («Владимирская богоматерь», XII в., Третьяковская галерея,
Москва). Большое число мозаик было создано в провинции — величаво-спокойные в
монастыре Дафни около Афин (XI в.), драматически-экспрессивные в монастыре Неа
Мони на острове Хиос (XI в.), провинциально-упрощённые в монастыре Хосиос Лукас
в Фокиде (XI в.). Разнообразие течений существует и в фресковой живописи,
распространившейся особенно широко (исполненные драматизма росписи церкви
Панагии Кувелитиссы в Кастории, XI—XII вв.; наивно-примитивные росписи в
пещерных церквах Каппадокии и др.).
В
книжной миниатюре после краткого расцвета искусства, проникнутого жизненной
непосредственностью и политической полемичностью («Хлудовская псалтирь», IX в.,
Исторический музей, Москва), и периода увлечения античными образцами
(«Парижская псалтирь», X в., Национальная библиотека, Париж) распространяется
ювелирно-декоративный стиль. Этим миниатюрам свойственны вместе с тем и
отдельные меткие жизненные наблюдения, например, в портретах исторических лиц.
Скульптура IX—XII вв. представлена главным образом рельефными иконами и
декоративной резьбой (алтарные преграды, капители и т.д.), отличающейся
богатством орнаментальных мотивов, нередко античного или восточного
происхождения. Высокого расцвета достигает в это время декоративно-прикладное
искусство: художественные ткани, многоцветная перегородчатая эмаль, изделия из
слоновой кости и металла.
В
1204 г. Константинополь был завоеван крестоносцами. Однако греки не были
полностью разгромлены; члены императорской фамилии стали правителями небольших
государств: одни царствовали в Трапезунде, другие — на территории материковой
Греции, в Эпире, третьи — в Никее, на Азиатском материке, недалеко от
Константинополя. Дольше всех просуществовала Трапезундская империя, где правила
династия Комнинов. Эпирское царство было недолговечным. В то же время Никейская
империя становилась все более сильной, и в 1261 г. Михаил VIII Палеолог вновь
утвердил себя императором в Константинополе. Несмотря на то что размеры империи
существенно сократились, а экономическое положение было весьма трудным, вновь
возродился старый порядок с православными императорами, окруженными пышным
двором, которые действовали в тесном союзе с патриархом и Церковью при
поддержке знати и интеллектуальной элиты. В искусстве Византии началась новая,
весьма прогрессивная эпоха — так называемое Палеологовское возрождение. Этот
этап, существенно отличавшийся от предыдущих периодов, продолжался до середины
XV столетия и принес Византии громкую и прочную славу.
Изобразительное
искусство этого периода переживает подлинный расцвет, мозаики и фрески отличает
яркая жизненность, человечность и радостное мироощущение, а также новое
понимание декоративных свойств живописи. Образы обретают большую
индивидуальность, пробуждается интерес к конкретно-жизненному содержанию,
бытовым деталям, реальным взаимоотношениям людей, пространств, изображению среды.
Искусство Палеологовского возрождения наиболее полно раскрылось в маленькой
церкви монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, замечательной своими
живописными декорациями — фресками и мозаиками.
Одновременные
и сходные по стилю с Кахрие-джами мозаики сохранились еще в одной
константинопольской церкви — Богоматери Паммакаристы (Фетие-джами).
Церковная
архитектура XIV—XV вв. повторяет в основном старые типы (небольшие изящные
церкви Фетие и Молла-Гюрани в Константинополе, XIV в.; украшенная узорами кирпичной
кладки и обнесённая галереей церковь Апостолов в Салониках, 1312—15).
В
Мистре строятся церкви, объединяющие в себе базилику и крестово-купольный храм
(двухъярусная церковь монастыря Пантанасса, 1428). Средневековая в основе
архитектура порой впитывает некоторые мотивы итальянского зодчества и отражает
становление светских, ренессансных тенденций (церковь Панагии Паригоритиссы в
Арте, ок. 1295, дворец Текфур-серай в Константинополе, XIV в., дворец
правителей Мистры, XIII—XV вв., и др.). Жилые постройки Мистры живописно
расположены на скалистом склоне, по сторонам идущей зигзагом главной улицы.
Двух-трехэтажные дома, с хозяйственными помещениями внизу и жилыми комнатами в
верхних этажах, напоминают небольшие крепости.
Традиции
изобразительного искусства, а также светского, культового и монастырского
зодчества Византии этого периода были унаследованы в средневековой Греции после
падения Константинополя (1453), положившего конец истории Византии.
|