рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Искусство Ирана рефераты

Керамика. В керамическом производстве сефевидского времени складывается новый стиль, проявляющийся в ином декоративном оформлении изделий. Появляется особенно много подражаний китайским образцам. В XVI — XVII веках увеличился ввоз в Европу китайских изделий из фарфора, значительная часть которых транспортировалась через Иран. Эти изделия вошли в моду. Во многих керамических центрах Ирана налаживается выпуск продукции с подглазурной росписью кобальтом, близкой тонкому китайскому фарфору минской эпохи (XIV—XVII вв.). Фаянсовые изделия покрывались кобальтовыми рисунками с китайскими пейзажами, изображениями животных и фигурок людей. Иранские мастера делали керамику, подражающую китайским селадонам, и фаянсы, покрытые белой глазурью с прорезными узорами. Однако манера исполнения росписей оставалась иранской, что выражалось в более плоскостной трактовке фигур, в стремлении отделить сюжетное изображение от орнамента на стенках изделия. Продолжали использоваться и традиционные техники росписи. Многоцветной подглазурной росписью украшались изразцы, блюда, чаши. На светлом фоне среди цветочных мотивов часто помещали «портреты» мужчин и женщин с округлыми лицами, в характерных для эпохи костюмах. Их привлекательность заключалась в удивительно мягких, «акварельных» расплывах чистых, ярких красок. В XVI веке возрождается роспись люстром. Рисунок наносился кистью свободными мазками, что придавало росписи более живописный характер. Излюбленными мотивами становятся «парковые» сюжеты, выполнявшиеся в стиле иранской миниатюры. Разнообразные по форме изделия расписывали золотистым, коричневым, медно-красным люстром по кобальтовому или светлому фону.

Расцвет миниатюры. При Сефевидах процветают миниатюрные школы в Тебризе, Мешхеде, Казвине, Ширазе, Исфахане. Совершенствуется мастерство художников. Становится иным восприятие миниатюры как иллюстрации, ее связь с текстом приобретает более опосредованный характер. Художники не просто переводят сюжет в изображение, следуя за текстом, но пытаются передать смысл, идею произведения. Отсюда большая свобода в выборе различных ситуаций внутри сюжетной канвы, в изображении персонажей и окружающей их среды. Миниатюры XVI—XVII веков более повествовательны и наполнены деталями. Вместе с тем в них появляются утонченность и красочная декоративность. К 1519 году относится начало работы над рукописью поэмы Джами «Силсилат аз-Захаб» («Золотая цепь»). Рукопись, переписанная каллиграфом Мир Али ал-Хусайни, в середине XVI века была украшена двумя миниатюрами мастером из Мешхеда. Каждой миниатюре отведен отдельный лист рукописи. Сложная многофигурная композиция, занимающая все изобразительное пространство, вырывается за рамку на поля рукописи, украшенные тонким золотым растительным узором. Такой прием часто используется в живописи этого времени. Цвета миниатюр яркие и сочные — красные, желтые, зеленые, синие, сиреневые.

Появляется живопись на отдельных листах. Отделившись от книги, миниатюра превращается в самостоятельный вид искусства, который получает дальнейшее развитие в XVI—XVII веках. Выбор тем достаточно ограничен — это жанровые сцены или «портреты». Художники изображают знатных молодых людей и их слуг во время отдыха, уделяя внимание не передаче портретного сходства, а изысканным костюмам, изящным позам и жестам. Такие рисунки часто выполнялись жидкой тушью камышовым пером или кистью и красками. Светлый фон обычно украшался тонким растительным узором, нанесенным жидким золотом. К новому направлению относится исфаханская миниатюра «Всадник со слугой». Образцы художественного письма, миниатюры на отдельных листах включались ценителями в специальные альбомы «муракка».

В уже упоминавшемся трактате Кази-Ахмада среди плеяды ярких мастеров уделено внимание творчеству художника второй половины XVI — первой трети XVII века Ризайи Аббаси, работавшего в Казвине, а потом в Исфахане. Автор пишет: «Время гордится его существованием, ибо в расцвете юности он довел до такого мастерства изящество кисти, живописность и сходство, что если бы были живы Мани (религиозный реформатор III века, в мусульманской традиции — величайший художник древнего Ирана) и Бехзад, они бы по сто раз в день хвалили его руку и кисть». К периоду творческой зрелости художника (1614 г.) относится монохромный рисунок «Портрет старика». Основное внимание направлено на тонкий линейный рисунок, который прекрасно передает объем фигуры, мелкие складки одежд и пышной чалмы. Выразительно лицо старика, тщательно выписан крупный нос с горбинкой, глаза под густыми бровями.

В XVI—XVII веках в иранской живописи становится заметным влияние европейского искусства. Развитие дипломатических и торговых связей с Западом не могло не пробудить интерес к европейской культуре. Значительное число произведений западного искусства — картины, гравюры — привозятся в Иран купцами и послами в качестве даров шаху. В живописи появляются новые сюжеты — изображения европейцев, выполненные в традиционном стиле. Появляются копии с европейских картин. Иранские художники начинают пользоваться приемами европейской школы — светотеневой моделировкой формы и линейной перспективой.

Художественные ткани и ковры. Миниатюрная живопись оказала сильное влияние на оформление художественных тканей и ковров, эскизы для которых выполняли профессиональные художники. Шелка и бархаты украшались разнообразными растительными мотивами и фигурными композициями, которые, многократно повторяясь в горизонтальных рядах и по диагонали, сливались в ритмичный узор. Такие ткани при сложной и трудоемкой технике производства требовали высокого мастерства и тонкого художественного вкуса. Выделывались они в крупных ткацких центрах — Кашане, Йезде, Тебризе, Исфахане, где издавна существовало дробное разделение труда внутри корпорации ткачей, и высоко ценились далеко за пределами Ирана. На ярких шелках и бархатах с использованием золотных и серебряных нитей изображались праздничные, бытовые, охотничьи сцены. К третьей четверти XVI века относится редкий фрагмент шелковой ткани с миниатюрными сценами. Рисунок выполнен в двух повторяющихся вертикальных полосах. В каждой полосе две садовые сцены чередуются с двумя небольшими сценами со «звериными» мотивами.

XVI—XVII века были «золотым» временем для ковроткачества. В этот период совершенствуется высокое мастерство ткачей, выработанные веками технические приемы. Складываются характерные принципы орнаментации, по которым различаются типы ковров. Центрами ковроткачества являлись многие города и области Ирана. Наиболее ценные ковры для шахского двора с использованием золотных и серебряных нитей выделывались в Кашане и Исфахане. Ковры ткались из шерсти, часто с применением хлопка и шелка. Основные мотивы коврового узора образовывали, причудливые арабески, состоящие из прихотливо переплетающихся растительных побегов и нередко включающие изображения людей, зверей и птиц. Известны знаменитые «звериные», «охотничьи», «садовые» ковры. В иранском искусстве и поэзии часто встречается образ прекрасного сада, в котором заключался символ красоты и весеннего возрождения природы. Персидский: поэт Джами писал: «Перед тобой — весенний сад вселенной, где каждый удивителен цветник, где несказанной прелестью блистает и роза и цветущий базилик».

Художественный металл. Единство стиля объединяет произведения различных видов прикладного искусства, в том числе и изделия из металла. Для украшения разнообразных предметов из меди, бронзы, стали используются арабесковые мотивы, целиком заполняющие поверхность, когда «глаз наслаждается изгибающейся линией, хотя разум не всегда способен следовать за ее смыслом». В сложных орнаментальных композициях, включающих изображения людей и животных, надписи, усиливается декоративное начало. Мастера продолжают использовать такие художественные приемы, как инкрустация золотом и серебром, гравировка. В дорогие изделия монтируются драгоценные камни. Сохранились прекрасные образцы оружия, украшенные рубинами, изумрудами, турмалинами, бирюзой.

Искусство ХVIII—ХIХ вв.

На рубеже ХVII-ХVIII веков Иран охватывает глубокий социально-экономический кризис, который приводит к ослаблению власти Сефевидов. Наступает тяжелый: для страны период афганского и турецкого нашествий. В середине ХVIII века положение стабилизируется с приходом к власти Надир-шаха Афшара (1736—1747).

В это время повышается интерес к живописи, которая, как и в предшествующие столетия, оставалась придворным искусством. Однако вместо любовных и жанровых сцен, изображений изысканных молодых людей, характерных для исфаханской школы XVI — XVII веков, появляются иные сюжеты. Хорошо известны картины из дворца Чихил-Сутун в Исфахане, представляющие пышные дворцовые приемы и батальные сцены. Эти композиции прославляли не только самого Надир-щаха, но и его предшественников, шахов династии Сефевидов. В это время в искусстве прочно утверждаются приемы европейской живописи (светотеневая моделировка формы, элементы перспективы). Кроме того, после индийского похода Надир-шаха в 1739 году в Иран были привезены не только рукописи и миниатюры из библиотеки могольских шахов, но и индийские мастера. «Индийская» мода сохранялась в искусстве до конца XVIII века. Художники обращаются к новой технике — масляной живописи, которая оттесняет традиционную миниатюру на второй план.

В конце XVIII века в Иране приходит к власти династия Каджаров (1795—1925). Новые черты нашли отражение в живописном стиле, сложившемся при дворе Фатх-Али шаха (1797—1834). Предпочтение отдавалось официальным парадным портретам, где главным являлось внешнее великолепие и эффектность. Стройные фигуры в пышных одеждах, идеализированные лица шахов и их придворных, подчеркнутые нейтральным фоном картины, создавали ощущение торжественности. Портреты, как правило, ограничивались передачей внешнего сходства. Они не только служили украшением стен дворцов, но и преподносились в качестве подарков.

Эти же черты прослеживаются и в картинах, изображающих молодых женщин, придворных музыкантш и танцовщиц. Воспевая идеал женской красоты, художники создавали образы томных, луноликих красавиц в живописных нарядах. В этих работах заметна старая живописная традиция, проявляющаяся в плоскостной трактовке пространства и форм, в повышенной роли орнамента и цвета, усиливающих декоративный эффект.

Новый стиль живописи нашел отражение и в других видах искусства. Работа «Принц с яблоком» неизвестного художника первой половины XIX века выполнена в технике живописи на стекле. Красочный слой нанесен на внутреннюю сторону прозрачного стекла. Хрупкий материал еще больше подчеркивает рафинированность образа юного принца.

К первой половине XIX века относится творчество известного художника Мирзы Абу-л Хасан-хана Гаффари, получившего титул Сани аль-Мольк и звание главного придворного художника (наккаш-баши). Художник получил образование в Европе и, следуя принципам европейской живописи, стремился к передаче психологических характеристик. Портрет министра двора Хаджи Мирзы Агаси — одна из наиболее удачных работ мастера. На нейтральном серебристо-холодном фоне выделяется фигура старца, узкое, изборожденное глубокими морщинами лицо. Выразительный взгляд выдает человека, отягощенного государственными заботами. Подчеркивая яркую индивидуальность образа, живописец не забывает и о чисто декоративных задачах, характерных для традиционной живописи, что проявляется в передаче узорного халата в сочетании с Темной высокой шапкой и белоснежной накидкой.

Росписи под лаком. Устойчивость традиций отразилась и в росписях под лаком, покрывающих туалетные коробочки, шкатулки, футляры для зеркал, переплеты, подставки для книг, пеналы для письменных принадлежностей (каламданы) и другие изделия. Появившись еще в эпоху Сефевидов, эта техника использовалась для украшения изделий из папье-маше или дерева. Предметы расписывали красками, повторяя характерные приемы и сюжеты миниатюрной живописи, и покрывали слоем желтоватого прозрачного лака. Росписи выполняли художники-миниатюристы. К числу лучших изделий музейной коллекции принадлежит футляр для зеркала, расписанный художником Мухаммадом Хади из Шираза в 1813 году. На внешней стороне крышки представлена композиция «цветы и птицы». Цветочные композиции, нередко включающие птиц и насекомых, получили широкое распространение в иранском искусстве XVIII—XIX веков.

В XVIII—XIX веках продолжается производство предметов из металла в традициях предшествующего времени, в том числе оружия, материалом для которого служила булатная сталь. Процветает искусство изготовления изделий из цветного стекла — ваз, сосудов для розовой воды и душистых масел изящных форм. Широкое распространение получают каламкары — хлопчатобумажные ткани, центральное поле которых покрывали грубоватой лубочной живописью, выполненной от руки. Изображались сцены охот, битв, игры в конное поло, сюжеты из персидской поэзии и современной жизни. В лучших образцах каджарского искусства органично сочетались богатейшие художественные традиции и новые черты, привнесенные европейской культурой. В художественном наследии Востока культура Ирана оставила свой неповторимый след. В лучших памятниках искусства отразились представления человека предшествующих эпох о красоте и совершенстве.

ОБ ИРАНСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ВОСТОКА. Музейная коллекция иранского искусства включает памятники с глубокой древности и до начала XX века. Большинство их отличается высоким качеством исполнения и редкими художественными достоинствами. Формирование коллекции началось с самого основания музея в 1918 году. Среди первых поступлений была коллекция средневекового искусства, собранная в Иране коллекционером-любителем К. Ф. Некрасовым. Это образцы средневековой керамики XII—XIV веков, рукописи, миниатюры. Многие экспонаты поступили из музеев Юрьева-Польского, Ялты, Иваново-Вознесенска, подмосковной усадьбы Остафьево, Музея народоведения в Москве и др. Около ста произведений прикладного искусства и миниатюры поступили из музея Строгановского училища. В период с 1919 по 1934 год в музей было передано из Государственного Исторического музея ценное собрание иранского искусства XVI— XIX веков известного русского коллекционера П. И. Щукина. Из коллекции Щукина происходит известная рукопись «Хамсе» Низами, датируемая 1490 — 91 годами. Ранее рукопись принадлежала французскому посланнику в Тегеране графу М. Гобино. В 1919—1924 годах поступили экспонаты из Государственных музейных фондов Москвы и Ленинграда, организованных на базе национализированных частных коллекций. Значительная часть произведений XIII—XIX веков (ткани, изразцы, цветное стекло, произведения масляной живописи и т. д.) были подарены музею в 1928 году бывшим генеральным консулом СССР в Исфахане В. Г. Тардовым. Уникальное собрание древней керамики и средневековых фаянсов XII—XIII веков поступило в музей в 1945 году в качестве дара от французской археологической миссии в Иране. Много памятников иранского искусства было приобретено во время организованных музеем научных экспедиций в республики Средней Азии и Закавказья. В последующие годы коллекции пополнились в основном экспонатами, приобретенными через Государственную закупочную комиссию и подаренными частными лицами.

В 1981 году в музее была образована Кавказская археологическая экспедиция, ведущая раскопки древних памятников на Кубани. Благодаря археологическим исследованиям меото-скифских курганов коллекции музея пополнились уникальными творениями искусства древнего Ирана. Среди них серебряный украшенный гравировкой сосуд и золотой ритон, завершающийся изображением пантеры с открытой пастью, изделия эпохи Ахеменидов.

Коллекция иранского искусства насчитывает около двух тысяч экспонатов. Сюда входит небольшое, но редкое по качеству собрание древнего периода (около 50 предметов) — керамика, луристанские бронзы, изделия из металла. Особую часть коллекции (более 100 вещей) составляют монеты и резные камни (аметисты, сердолики, лазуриты и др.), среди которых выделяются образцы глиптики времени Сасанидов. Наиболее полно представлены в коллекции керамические изделия XII — XIX веков, в том числе изразцы и сосуды с росписью «минаи», люстром и подглазурной росписью (всего около 500 предметов). В музее собрано более 60 рукописей и около 500 произведений живописи: миниатюра XV — XIX веков, масляная живопись, живопись на стекле XVIII — XIX веков. Дополняют коллекцию шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные ткани XVI — XIX веков, украшенные тканым рисунком, вышивкой, набойкой, а также ковры XVII — XIX веков (около 400 предметов). Интересны собрания оружия, изделий из металла (около 400 вещей), из стекла (около 20 вещей), предметов из папье-маше и дерева, украшенных росписью под лаком (около 170 предметов), относящихся к разным периодам развития иранского искусства.

Список литературы

Акимушкин О. Ф., Иванов А. А. Персидская миниатюра XIV—XVII вв. М., 1968.

Амиранашвили Ш. Я. Иранская станковая живопись. Тбилиси, 1940.

Бертельс Е. Э. История персидско-таджикской литературы. М., 1960.

Веймарн Б. В. Искусство арабских стран и Ирана VII—XVII вв. М., 1974.

Денике Б. П. Живопись Ирана. М., 1938.

Иванов А. А., Грек Т. В., Акимушкин О. Ф. Альбом индийской и персидской миниатюры XVI—XVIII вв. М., 1962.

История Иранского государства и культуры (к 2500-летию Иранского государства). М., 1969.

Кази-Ахмед. Трактат о каллиграфах и художниках: 1596—97/1005. Введение, перевод и комментарии Б. Н. Заходера. М.—Л., 1947.

Карпова Н. К. Станковая живопись Ирана XVIII—XIX вв. М., 1973.

Кошеленко Г. А. Культура Парфии. М., 1966.

Луконин В. Г. Культура сасанидского Ирана. Иран в III—V вв. Очерки по истории культуры. М., 1969.

Луконин В. Г. Искусство Древнего Ирана. М., 1977.

Масленицына С. П. Искусство Ирана в собрании Государственного музея искусства народов Востока. Л., 1975.

Поликарпова Р. М. Текстильное искусство сефевидского Ирана. Каталог. М., 1980.

Тревер К. В., Луконин В. Г. Сасанидское серебро. Собрание Государственного Эрмитажа. Художественная культура Ирана III—VIII веков. М., 1987.

Фрай Р. Н. Наследие Ирана. М., 1972.

Шукуров Ш. М. Искусство средневекового Ирана (Формирование принципов изобразительности). М., 1989.


Страницы: 1, 2, 3