рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Ирвинг Фишер рефераты

 

Потребление в первом периоде

 
 


На кривой 11 потребителю безразлично какую точку он выберет А или В. Будет не удивительно, если потребление в первом периоде снизится от точки В до точки А, то должно увеличиться потребление во втором периоде для того, чтобы уровень благосостояния в оба периода не снизился. Если потребление в первом периоде от точки А  снизится еще больше, то требуется  больший размер дополнительного потребления во втором периоде для компенсации потери потребления первого периода.

   Наклон в любой точке кривой безразличия отражает величину предельной нормы замещения (MRS), так как он показывает, в какой степени или пропорции потребитель готов заменить потребление одного периода на потребление в другом.

   Из рисунка 2 можно так же выделить, что предельная норма замещения зависит от уровня потребления в течение двух периодов. Когда потребление в первом периоде велико, а во втором - мало, как в точке В, предельная норма замещения также низка: потребителю требуется лишь небольшое увеличение потребления во втором периоде для того, чтобы отказаться от единицы потребления в первом. Когда потребление в первом периоде низкое, а во втором - высокое, как в точке А, предельная норма замещения  высока: необходимо существенно увеличить потребление во втором периоде при отказе от единицы потребления в первом.

   Потребитель имеет одинаковый уровень своего благосостояния во всех точках  кривой безразличия рисунка 2, однако он предпочитает одни кривые безразличия другим. Чем можно это объяснить ?

    Потребитель предпочитает большее потребление меньшему, то и более высокие кривые безразличия предпочитаются менее высоким. На рисунке 2 точки на кривой безразличия 12 предпочитаются точкам на кривой 11, так как они находятся выше точек кривой 11. Набор кривых безразличия дает план предпочтений потребителя. Он показывает, что точку С предпочитают точке В. Это может показаться очевидным, потому что точка С дает больше потребления в оба периода. Сравним точки А и С: точка С имеет больше потребления в первый период, но меньше во второй. Что лучше: А или С? Так как С находится на кривой 12 находящейся выше, чем точка А на кривой 11 то Þ что потребление С будет предпочтительней. Таким образом, можно применять набор кривых безразличия для ранжирования любой комбинации потребления в первый и второй периоды.

Выбор оптимального решения.

   Теперь, рассмотрев бюджетное ограничение потребителя и потребительские предпочтения, можно рассмотреть это на модели выбора оптимального варианта потребления. Потребитель заинтересован в конечном результате получить наилучшее из возможных сочетаний потребления в этих периодах, что на графике соответствовало бы наивысшей кривой безразличия. Но бюджетное ограничение не дает возможность потребителю оказался выше бюджетного ограничения, поскольку эта линия показывает все средства, которыми он располагает.

   Используя рисунок 3 можно показать, что линия бюджетного ограничения пересекают несколько кривых безразличия но наивысшая кривая безразличия, которой может достичь потребитель, не выходя за рамки бюджетного ограничения - это есть кривая,  касающаяся линии ограничения, на рисунке - кривая 12. Точка, в которой эта кривая соприкасается с линией бюджетного ограничения - точка О (точка оптимального решения) - это точка наилучшее сочетание потребления в первом и во втором периоде, которое доступно при данном бюджетном ограничении.

   Отметим и то, что в точке оптимума наклон кривой безразличия совпадает с наклоном линии бюджетного ограничения, т.е. кривая безразличия является касательной к линии бюджетного ограничения.

X2

 
ðèñóíîê 3.

Бюджетное ограничение

потребителей.

 


Так как мы знаем, что наклон кривой безразличия выражает предельную норму замещения, то наклон линии бюджетного ограничения равен единице плюс значение реальной процентной ставки. В результате в точке О :

MRS = 1 + г.

Потребитель старается распределить потребление между двумя периодами таким образом, чтобы предельная норма замещения равнялась единице плюс реальная ставка процента.

Каким образом изменение дохода влияют на выбор потребителя?

Теперь, когда стало ясно, как потребители принимают решения о потреблении, то теперь можно рассмотреть модель Фишера, как они реагируют на увеличение дохода. При рассмотрении рисунка 4 можно увидеть, как рост дохода увеличивает потребления Y1 либо Y2, сдвигая линию бюджетного ограничения вправо. Þ Более высокая линия бюджетного ограничения позволяет потребителю выбрать лучшее сочетание потребления в первый и второй периоды, т.е. потребитель, может достичь более высокой кривой безразличия.

   Можно отметим, что при увеличении дохода потребитель в оба периода выбирает больший объем потребления. Но данная ситуация не является единственно возможной, хотя она встречается чаще всего. Если потребитель желает иметь больше какого-либо блага (экономисты называют такое благо нормальным), то ему необходимо найти источник более высокого дохода. На рисунке 4 кривые безразличия построены исходя из  того, что потребитель нашел источник более высокого дохода.

    Благодаря рисунку 4 становится очевидным, что независимо от того, в какой период наблюдается рост дохода - в первый или во второй, - потребитель распределяет это приращение между обоими периодами. Поскольку потребитель может занимать средства и давать их взаймы в течение обоих периодов. Необходимо учитывать и тот аспект, что будущий доход дисконтируется по реальной ставке процента. Þ Потребление зависит от текущей стоимости дохода в данном периоде и дисконтированной стоимости будущего дохода, т.е. текущая стоимость дохода равна :

Y1 + [Y2/(l + r)]

 В отличие от функции потребления Кейнса, на модели Фишера можно увидеть, что потребление зависит не только от текущего дохода, но и нормы дисконта. Потребление характеризуется тем, сколько потребитель ожидает получать доходов в течение всей своей жизни.

X2

 
ðèñóíîê 4.

­Дохода

 


Воздействие процентной ставки на потребление.

   Теперь используем модель Фишера рассмотрим, как изменения реальной ставки процента влияют на выбор потребителя. Рассмотрим два случая: случай, когда потребитель первоначально отводит часть средств на сбережения, и тот случай, когда он первоначально выступает в роли заёмщика.  Рассмотрим первый случай:

   На рисунке 5 показано, что увеличение реальной процентной ставки поворачивает линию бюджетного ограничения вокруг точки с координатами (Y1,Y2), что влияет на выбор размера потребления в оба периода. Для кривых безразличия, представленных на рисунке, потребление в первый период сокращается, а во второй - растёт.

X2

 
ðèñóíîê 5.


Рост процентной ставки приводит к повороту линии бюджетного ограничения вокруг точки с координатами (Y1,Y2). Более высокая ставка процента вызывает снижение потребления в первый период и его повышение во второй.  

   Здесь можно выделить два аспекта, влияния роста реальной ставки процента - это эффект дохода и эффект замещения.

            Эффект дохода представляет собой изменение в потреблении, которое вызывается увеличением процентной ставки Þ более высокая процентная ставка позволит получить больший доход во втором периоде, что позволит ему увеличить потребление. Необходимо учитывать и тот аспект, что потребитель в большей степени склонен экономить средства, а не брать взаймы и позволит так же улучшить его положение. Если потребление в первый период и потребление во второй период являются нормальным благом, то потребитель захочет распространить такое улучшение своего положения на оба периода (I2). Этот эффект дохода заставляет потребителя выбирать больший размер потребления в оба периода.

            Эффект замещения - изменение в потреблении, вызванное изменением относительной цены потребления в оба периода. В частности, при повышении процентной ставки потребление во втором периоде становится дешевле по сравнению с потреблением в первом периоде. Так как реальный процент по сбережениям становится выше, потребителю приходится отказываться от части потребления в первом периоде для получения дополнительной единицы потребления во втором периоде. Эффект  замещения заставляет потребителя выбирать большее потребление во втором периоде, сокращая потребление в первом периоде.

            Выбор потребителя определяется взаимодействием эффекта дохода и эффекта замещения. Эти два аспекта работают на повышение потребления во втором периоде; поэтому можно с уверенностью заключить, что повышение реальной ставки процента ведёт к повышению потребления во втором периоде. Однако на потребление в первом периоде эффекты дохода и замещения оказывают противоположное влияние. Повышение процентной ставки может либо увеличить, либо снизить потребление в первом периоде.

Выбор оптимального решения по заимствованию.

 

            Модель Фишера учитывает и то, что потребитель может, как откладывать средства, так и брать взаймы. Возможность заимствовать позволяет тратить на потребление больше, чем величина текущего дохода. По сути, когда потребитель занимает средства, он потребляет сегодня, часть своего будущего дохода. Однако для многих людей такое заимствование невозможно. Например, студент ЮУГУ, желающий отправиться на летние каникулы на Багамские острова, скорее всего не захочет, а скорее и не сможет оплатить эту поездку с помощью банковского займа. Рассмотрим, как меняется модель Фишера в том случае, если потребитель не имеет возможности брать средства взаймы.

            Когда потребитель не может заимствовать, то он не может позволить себе потреблять больше, чем текущий доход. Ограничение по заимствованию можно, таким образом, представить так:

Y1 ³ X1.

Данное неравенство означает, что потребление в первый период меньше или равно размеру дохода в этот период. Это дополнительное ограничение для потребителя называют ограничением по заимствованию или ограничением ликвидности.

   Используя рисунок 6 можно проиллюстрировать, каким образом это ограничение по заимствованию влияет на возможности выбора для потребителя.

ðèñóíîê 6.

 


   Если потребитель не имеет возможности занимать средства, то он сталкивается с дополнительным ограничением Þ потребление в первом периоде не может быть больше, чем доход в первом периоде. Заштрихованная площадь представляет варианты потребления в первом и втором периодах, которые может выбрать потребитель.

            Выбор потребителя должен удовлетворять как межвременному бюджетному ограничению, так и ограничению по заимствованию. Заштрихованная площадь показывает возможные сочетания потребления первого и второго периодов, которые совместимы с обоими ограничениями.

ðèñóíîê 7. -÷àñòü 1. (ïàññèâíîå îãðàíè÷åíèå ïî çàèìñòâîâàíèþ)

 


Как показано на рисунке 7 (части №1) пассивное ограничение по заимствованию не играет роли при выборе оптимального потребления. Когда потребитель сталкивается с ограничением по заимствованию, то возможны две ситуации. В части 1 потребитель выбирает потребление в точке А и поэтому ограничение по заимствованию не влияет на потребление.

ðèñóíîê 7. -÷àñòü 2. (àêòèâíîå îãðàíè÷åíèå ïî çàèìñòâîâàíèþ)

 


В активной  части ограничение по заимствованию имеет значение, так как оно влияет на выбор потребителя. Потребитель решает занять средства и выбирает точку Д. Но, поскольку заимствование невозможно, лучшим доступным ему выбором становится точка Е. При ограничении по заимствованию потребление первого  периода равно доходу в этом периоде:  

Y1 = X1.

            На рисунке 7 рассмотрели, как ограничение по заимствованию влияет на выбор оптимального сочетания потребления в первом и втором периодах. В первой части потребитель решает в первом периоде потреблять меньше (точка А), чем получаемый доход. В этом случае ограничение по заимствованию не является существенным и не влияет на выбор потребление. Во второй части потребитель стал бы потреблять больше, чем позволяет его доход в первом периоде, если бы не ограничение по заимствованию. В этом случае потребитель потребляет целиком весь доход первого периода (точка Е).

            Анализ ограничения по заимствованию даёт возможность сделать вывод, что имеются два типа функции потребления. Для некоторых потребителей ограничение по заимствованию не играет роли, и размер потребления зависит от текущей стоимости их дохода в течение жизни:

 Y1 + [Y2/(1+r)].

    Для других потребителей такое ограничение является существенным, и функция потребления выглядит так:

X1 = Y1.

Таким образом, для тех потребителей, которые хотели бы занять средства, но не могут этого сделать, размер потребления зависит только от уровня текущего дохода. 

4. Òåîðèÿ êàïèòàëà è ïðîöåíòà

È. Ôèøåðà.

   В США в 20-х годах появилась активная группа экономистов --- сторонников стабилизации экономики с помощью кредитно-денежной политики. Лидером этой группы выступил Ирвинг Фишер, который предполагал, что главным условием экономической стабильности является устойчивость цен, которую и следовало обеспечить с помощью кредитно-денежной политики.  

   И. Фишером была  опубликована работа «Природа капитала и дохода». В наиболее развернутой и полной форме его концепция капитала  была    изложена в книге «Теория процента» (1930). Здесь нашли отражение также некоторые идеи автора, определяющих норму процента и покупательную силу денег.   Одним из первых пунктом  изучения  дохода  на   капитал у Фишера  (как  и  у  многих его  предшественников, начиная с  Бём-Баверка)  оказывается  обмен  благ,  которые могут быть  потреблены  в  текущий  период --- текущие  блага.  Разница  в   ценах  текущих   и  будущих благ  и  отражает процентные  доходы.  В  этом процессе  Фишер   стремится  разграничить   положительные и отрицательные элементы.  Описание  отрицательных элементов  по  существу  осуществляется австрийской школой: человеку  по самой  его природе  свойственно предпочитать  текущие  блага  будущим,  поэтому  текущие блага  получают  более  высокую  оценку, чем будущие.  Рассматривая  положительные элементы,  автор  ссылается на  существование в экономике множества инвестиционных возможностей.       

   Фишер  сдержанно  относился   к  натуралистическим   трактовкам    понятия   «производительность капитала». В «Теории  процента» американский  экономист  попытался объяснить,  что  он  намеренно   не использует  бём-баверковский    термин    «производительность  капитала»,  заменив  его ссылкой  на наличие   инвестиционных   возможностей.   Обосновывая   такой  выбор понятий,  автор говорит о том, что  категория «производительность  капитала» как  бы предполагает,  что капитал  производит  стоимость,  образующую   доход,  тогда как  в  действительности  все  обстоит  прямо противоположным образом.                                       

Страницы: 1, 2, 3