Реферат: Инвестиции в РБ
Технология
проведения рыночных реформ предполагает последовательность шагов наряду со
стимулированием притока капитала сразу же принимаются меры, препятствующие его
оттоку.
3.2 Препятствия для инвестиций и их преодоление.
Современный этап
развития правовой системы Республики Беларусь связан с коренным изменением форм
и методов, которые применялись на протяжении десятилетий предшествующего
развития. Но это, в целом положительное, явление имеет существенные недостатки,
объективно сдерживающие экономическое развитие страны. Кроме того, в условиях
переходного периода непростым является вопрос об обеспечении относительной
стабильности и скоординированности законодательства государства. Международная
практика показывает, что существует прямая связь между правовой упорядоченностью
и стабилизацией происходящих экономических процессов, а следовательно,
создаются реальные условия для привлечения иностранных инвестиций в экономику
республики, возрождение которой может быть достигнуто только за счет
осуществления промышленной реструктуризации, приобретения передового опыта и
новых технологий.
Республика Беларусь
испытывает недостаток в инвестиционных ресурсах, потенциальным источником
которых остаются иностранные капиталовложения. В современной экономической
ситуации вопрос о привлечении иностранных инвестиций стоит весьма остро:
экономический кризис и резкое сокращение инвестиционных ресурсов делают
неизбежным обращение к зарубежным источникам финансирования. Для принимающей
страны иностранные инвестиции имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с
другими формами международного экономического партнерства:
во-первых, они служат источником капитала
для вложения средств в производство товаров и услуг, обеспечивают трансферт
технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;
во-вторых, инвестиции, в отличие от
иностранных займов, не являются бременем внешнего долга, а, напротив,
способствуют получению средств для его погашения;
в-третьих, прямые инвестиции содействуют
наиболее эффективной интеграции национальной экономики в мировую благодаря
возрастающим внешним контактам, производственному и научно-техническому
сотрудничеству;
в-четвертых, иностранные инвестиции дают
положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления,
маркетинга, подготовки кадров;
в-пятых, привлечение иностранных
инвесторов ускоряет процесс разгосударствления, демонополизации экономики и
формирования многообразных форм собственности и т. п.
Однако, рассматривая
вопрос о привлечении иностранного капитала, необходимо учитывать не только свои
интересы, но и интересы иностранного партнера. Условия в стране, влияющие на
приток капитала, складываются из широкого комплекса факторов, объединяемых под
общим понятием "инвестиционный климат". Масштабность и эффективность
использования привлеченных предпринимательских капиталовложений из-за рубежа
напрямую связаны с созданием в стране благоприятного инвестиционного климата,
который основывается прежде всего на перспективе экономического развития
региона, а также на гарантиях защиты и сохранности капитала, которые, в свою
очередь, зависят от проработанности законодательной базы и эффективности
исполнительной власти.
Неблагоприятный
инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное
денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие
неполучения значительных инвестиций и низкой эффективности работающих
иностранных капиталовложений. Оценка рисков, связанных с законодательным
обеспечением и правовым регулированием притока иностранного капитала,
бесспорно, является одним из самых важных факторов в процессе принятия
инвестиционных решений. Вкладывая свои капиталы, иностранный инвестор хочет
иметь гарантию того, что условия инвестирования не изменятся в дальнейшем и что
любые изменения не ухудшат коммерческих результатов его деятельности как
инвестора, на достижение которых он рассчитывал, принимая решение о своих
капиталовложениях в данный проект, по данному соглашению.Анализ нынешнего
состояния экономики Республики Беларусь, экспертные оценки свидетельствуют о ее
непривлекательности для иностранного капитала (оценка инвестиционного рейтинга
Республики Беларусь в различных зарубежных центральных изданиях колеблется в
пределах 110—120-го места). Из официальных статистических данных по объемам
привлечения иностранных инвестиций в республику, докладов и отчетов миссий МВФ,
Всемирного банка следует, что инвестиционный климат Республики Беларусь
оценивается сейчас как неблагоприятный. Бесспорно, до недавнего времени
Республика Беларусь имела довольно развитую промышленность, но мир развивается
стремительно, и мы так же стремительно отстаем от него. По оценкам экспертов,
износ основных фондов предприятий республики составляет более 80 %. По данным
Национального банка, за период с 1997 по 1998 г. объем иностранных инвестиций уменьшился
с 197,9 до 143,8 млн. дол. США (или на 27,3 % по сравнению с предыдущим годом),
что свидетельствует о снижении интереса зарубежных инвесторов к инвестиционной
деятельности в республике. При этом необходимо отметить, что более половины
пришедших в страну иностранных капиталовложений за последние пять лет (240 из
441,5 млн. дол. США) аккумулировал проект строительства газопровода
"Дружба" на территории Республики Беларусь.
Безусловно, объем
поступающих в Беларусь инвестиций во много раз меньше, чем приток иностранного
капитала в страны Центральной и Восточной Европы, где объем ежегодных
поступлений достаточно высок (за прошедшие три года от 1,3 до 3 млрд. дол.
США). Этому, бесспорно, способствует активный процесс приватизации и продажи
крупных объектов государственной собственности (доля иностранных инвестиций в
приватизацию колеблется от 23,4 до 60 %), а также хорошие перспективы
экономического развития этих стран.
Для эффективного
вовлечения в экономику республики иностранных капиталовложений необходимо в
первую очередь усилить работу по дальнейшему стимулированию и совершенствованию
механизма привлечения иностранных капиталов. Сегодня в республике функционирует
целый ряд структур, основной целью деятельности которых является привлечение
иностранных инвестиций, как-то: Комитет по инвестициям при Министерстве
экономики, Кредитно-инвестиционное управление МИД, Белорусское агентство
содействия иностранным инвестициям, Управление инвестиций Министерства
предпринимательства и инвестиций и др. Однако, как показывает практика, работа
этих структур малоэффективна, а разработанные ими проекты заранее обречены на
неудачу в силу целого ряда причин. Основной серьезной проблемой инвестиционной
деятельности сегодня остается качество проработки проектов, необходимое для
принятия решения о целесообразности их реализации. Налицо отсутствие четкой
государственной политики в этой области, выработанной системы стимулов и
поддержки инвестиционных процессов. Переломить эту ситуацию может комплексная и
скоординированная внешнеэкономическая политика государства по привлечению
инвестиций, дальнейшее совершенствование законодательной базы Республики
Беларусь.
Сегодня, в столь
критический момент для экономики Беларуси, делаются попытки найти выход из
сложившейся ситуации. Примером тому может служить проведенная в г. Минске 14—15
июня 1999 г. Международная конференция по развитию инвестиционного
сотрудничества и торговли между Республикой Беларусь и Японией, результаты
которой дают возможность предполагать, что уже в ближайшее время японскими
компаниями будет профинансирован ряд крупных инвестиционных проектов Беларуси.
В ноябре 1999 г. в Минске была проведена также Вторая международная конференция
по инвестициям.
Внешнеэкономическая
деятельность государства по привлечению иностранных инвестиций не есть нечто
внешнее по отношению к национальной экономике. Первая составляет неотъемлемую
часть второй, ту ее часть, которая ориентирована вовне. Совершенствование
юридической регламентации инвестиционной деятельности не может мыслиться в отрыве
от развития общего законодательства. Внешнеэкономическая деятельность проникает
внутрь хозяйственного механизма, сегодня уже построенного по законам рынка. И
как вывод: наиважнейшее значение для создания надлежащих условий по привлечению
иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь имеет проводимая работа
по подготовке законодательных актов в рамках правового обеспечения
экономической реформы. Совершенствование нормативно-правовой базы включает:
гарантии и защиту иностранного капитала; либерализацию налогового и таможенного
режимов; предоставление инвесторам финансовых льгот как через национальное
законодательство, так и через международные соглашения; обеспечение личной
безопасности и безопасности материальных ценностей. Сегодня весьма актуальны
вопросы либерализации валютного и ценового регулирования, совершенствования
законодательства о различных видах юридических лиц, договорах, ценных бумагах и
т. д. Как показывает практика, одним из препятствий, сдерживающих приток
иностранных инвестиций, является отсутствие надлежащего развернутого
регулирования по данным вопросам в сочетании с механизмом его реализации.
Полагаю, что без
создания цельной и стабильной правовой базы, которая определяет правила участия
иностранного капитала в рамках национальной экономики Республики Беларусь в
сочетании с механизмом ее реализации, задача привлечения иностранных инвестиций
в объемах, которые могли бы оказать ощутимое влияние на экономический рост,
практически невыполнима.
Особую сложность в
практике применения внутреннего законодательства республики в области
иностранных инвестиций создают его несовершенство, определенная
непоследовательность, последующие запреты и ограничения, которых могло бы и не
быть в условиях изначальной продуманности нормы права. Совершенно очевидно, что
обострившаяся конкуренция за иностранные инвестиции требует дальнейшего
совершенствования законодательной базы по привлечению инвестиций в республику.
Несмотря на то, что в основном она сформирована, важным доводом в принятии
решений инвесторами является тяготение их к налоговым системам, которые
прозрачны и накладывают приемлемое налоговое бремя.
Принятие текущих
нормативных актов, противоречащих положениям законодательной базы, искажение и
некорректное толкование существующих правовых норм создают негативный прецедент
и являются причиной восприятия западными инвесторами законодательной базы
республики как нестабильной и непредсказуемой. Иностранные инвесторы, как
потенциальные, так и уже освоившие свое дело в республике, в качестве главной
проблемы, с которой им пришлось у нас столкнуться, определяют не бюрократизм и
даже не жесткость, перегруженность налоговой системы, а прежде всего
неустойчивость и непредсказуемость законодательно-правовой базы. Наличие даже
незначительного количества случаев неадекватного нормативного регулирования
традиционно приводит к серьезным экономическим последствиям, поскольку
подрывает доверие иностранных вкладчиков и зачастую носит эффект
мультипликатора в приостановлении или прекращении инвестиционной деятельности,
а также в отказе от осуществления новых инвестиционных вкладов в республике.
Вызывает
озабоченность недостаточно эффективное использование такого инструмента в
формировании благоприятного инвестиционного климата, как свободные
экономические зоны (СЭЗ). Поэтому крайне важно отработать комплексные подходы к
созданию новых свободных экономических зон, установлению тесного
информационного, технического и иного сотрудничества с технопарками Европы и
других регионов мира с целью плотной интеграции в существующую систему обмена
передовыми технологиями. Необходимо обязательное согласование принимаемых
законодательных и нормативных актов, затрагивающих деятельность резидентов зон
с Министерством иностранных дел или Министерством экономики, что в свою очередь
обеспечит стабильность правового поля. Кроме того, необходимо информировать
администрацию СЭЗ и заинтересованные министерства и ведомства о планируемых к
принятию нормативных актах, а затем оперативно рассматривать внесенные ими
предложения по изменению этих нормативных актов в соответствии с
законодательством о СЭЗ.
Стабильная
экономическая ситуация — одно из основных условий привлечения иностранного
инвестора. Думается, что для стабилизации экономики Республики Беларусь можно
принять следующие первоочередные меры:
1) необходимо использовать всю мощь
государственных кредитно-финансовых и правовых институтов. Без этого невозможно
развитие мелкого и среднего предпринимательства и конкуренции — основной
пружины деловой активности;
2) на данном этапе экономического
развития республики надо обращаться к опыту налоговых систем развивающихся
стран, учитывающих особенности переходной экономики, а не копировать налоговую
систему скандинавских стран, облагая налогами всех по наивысшей шкале, так как
получается результат, прямо противоположный задуманному: и налоги собрать не
удается, и предпринимательство загоняется в угол, из которого нет никакого
другого пути, кроме криминального;
3) необходимо использовать более
эффективные методы сборов налогов: пусть налоги будут не самыми максимальными с
фискальной точки зрения, лишь бы их нельзя было избежать на практике.
К факторам, негативно
влияющим на приток иностранных инвестиций в республику, относятся также
недостаток современной инфраструктуры (в первую очередь банковской), высокие
темпы инфляции, нестабильность финансово-кредитной системы, ограниченная
конвертируемость белорусского рубля, отсутствие единого валютного курса,
снижение покупательной способности населения, отсутствие законодательного
закрепленного порядка передачи земли в собственность иностранным инвесторам,
административное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов,
субъективный подход со стороны руководителей и специалистов органов
государственного управления при решении вопросов о распределении фондируемых
ресурсов для хозяйствующих субъектов негосударственной формы собственности и т.
д.
С учетом актуальности
задачи создания благоприятного правового режима для капиталовложений из-за
рубежа особо пристального внимания заслуживает проблема нормативного
закрепления гарантий от изменения законодательства в области инвестиций,
которая сегодня является характерным примером нестабильности и
непоследовательности инвестиционного законодательства. Так,
"стабилизационная оговорка", предусмотренная статьей 34 Закона об
иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь, предусматривает, что
в случае ухудшения положения иностранного инвестора в результате изменения
условий законодательства в течение 5 лет будет применяться законодательство,
действующее на момент привлечения инвестиций. На первый взгляд, такого рода
положения действительно защищают интересы вкладчиков капитала из-за рубежа.
Однако возникают серьезные вопросы о последствиях действия этого положения с
учетом неизбежности в нынешней ситуации внесения коррективов в действующее
законодательство в связи с меняющейся обстановкой и недостаточной его
разработанностью. Неясен и юридический механизм действия "стабилизационной
оговорки": в частности, кто и как определяет, применимо или нет то или
иное вновь принимаемое нормативное предписание к иностранным инвестициям.
Отсутствие такого механизма привело к тому, что указанное правило стало еще
одной законодательно закрепленной "декларацией о намерениях". Для
того, чтобы данное положение стало реально действовать, необходимо четкое
определение условий и юридического механизма применения этой нормы. Следовало
бы прямо оговорить — распространяется эта норма только на специальные акты в
сфере иностранных инвестиций или захватывает и общие предписания, действующие
во всех сферах и адресованные всем субъектам хозяйствования. Необходимо
установление четкого юридического механизма действия данной нормы, в частности,
надо прямо оговорить подведомственность споров, возникающих в связи с
применением норм о гарантиях от изменения законодательства, определить орган
или органы, правомочные решать споры, круг лиц, могущих в них обращаться, и т.
д.
Учитывая острейшую
ситуацию в экономике, решение вопросов о привлечении прямых иностранных
инвестиций ни в коем случае нельзя откладывать. В условиях нехватки
инвестиционных ресурсов внутри страны и наличия существенных сложностей с
привлечением российского капитала в экономику республики, сегодня задача
привлечения иностранных инвестиций стоит как никогда остро. Однако определение
инвестиций в качестве государственного приоритета экономического развития в
республике пока на практике оборачивается лишь декларацией, хотя сегодня, как
никогда, необходима четкая государственная политика в этой области,
выработанная система стимулов и поддержки инвестиционных процессов.
Мировая практика
определила универсальный набор мер, используемых для привлечения иностранного
капитала: налоговые стимулы, финансовые стимулы, нефинансовые стимулы (создание
общей обстановки функционирования иностранного капитала). Однако главным
является создание международного облика страны, предоставляющей инвестору
лучшие, нежели другие страны, возможности, политическая и экономическая
стабильность данного государства.
Представляется, что
решению этих задач будет способствовать создание настоящей рыночной и
гражданской экономики, в которой и граждане и предприятия научатся уважать
законы, регулирующие отношения собственности, контракты и налоги. Только в
стабильном курсе на рыночное развитие — путь к привлечению иностранных
инвестиций в Республику Беларусь. Покончить с монополизмом отдельных корпораций
и фирм, дать широкий простор мелкому бизнесу и свободной конкуренции, а
налоговую систему превратить из пресса в двигатель деловой активности — таковы
должны быть ближайшие тактические задачи правительства.
Думается, что для
достижения более эффективной реализации государственной политики в этой области
было бы целесообразно:
1) скорректировать Национальную
программу привлечения иностранных инвестиций, принятую в июле 1996 г., с учетом
результатов ее реализации;
2) совершенствовать законодательную
базу в сфере международного инвестиционного сотрудничества, страхования,
залога, банкротства и т. д., учитывая международно-правовые реалии, действующие
на мировом рынке, поскольку национальная экономическая политика Республики
Беларусь будет эффективной только при условии скоординированности с
экономической стратегией других стран;
3) совершенствовать нормативную
базу, регулирующую деятельность СЭЗ (налогового, таможенного, земельного и
имущественного законодательства);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|