рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Государство в Древнем Риме рефераты

Реферат: Государство в Древнем Риме

Московская Государственная Юридическая Академия

Курсовая работа

по дисциплине: «История зарубежных стран»

Тема:

«Государство в Древнем Риме»

Выполнил: Баранов С.А.

Гр. №34

МОСКВА 2000


Содержание:

Введение 3

1.    Возникновение государства в Древнем Риме 4

2.    Реформы Сервия Туллия 5

3.    Римская республика 7

3.1. Положение населения_ 7

3.2. Гражданство 8

3.3. Семья_ 9

3.4. Государственный строй. 9

3.5. Армия. 12

4.    Падение республики и переход к империи_ 13

5.    Римская империя 16

5.1. Общественный строй. 16

5.2. Государственный строй. 17

5.3. Принципат. 17

5.4. Армия. 19

5.5. Доминат. 19

Заключение 23

Список использованных источников 24


 

Введение

История цивилизации, как известно, начинается с Древнего Востока. Ее новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Среди­земного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в I тысячелетии до н.э. — в начале I тыся­челетия н.э. Именно к этому времени относятся впечатляющие ус­пехи греков и римлян во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой. Именно античности человече­ство обязано многими шедеврами литературы и искусства, дости­жениями науки и философии, уникальными образцами демократи­ческой государственности.

Греко-римский мир сложился не на пустом месте, не изоли­рованно, не по типу "закрытого общества". Ранние очаги цивилиза­ции и первые протогосударства возникли в средиземноморском бассейне еще в III—II тысячелетии до н.э., причем не без заметного влияния восточного мира.

Древние греки, удивленные богатой растительностью Апен­нинского полуострова и обилием скота, назвали южную часть по­луострова "страной телят" — Италией. В дальнейшем это назва­ние распространилось на весь полуостров.

Лингвистические, археологические, антропологические и ис­торические исследования свидетельствуют, что италийцы родственны эллинам, более того, доказывают, что они происходят из одного и того же племени, впоследствии разделившегося на две основные ветви.

В начале 1 тыс. до н.э. Италию постепенно заселяли этруски на севере, греки — на юге, финикийцы — на острове Сицилия.

История Рима показывает, что сила государства и отдельных лиц — в их владении землей. Именно этим и объясняются в пер­вую очередь величие и сила Рима.


1.   Возникновение государства в Древнем Риме

Время основания города Рима, которое историческая тради­ция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения перво­бытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объ­единение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины.. Члены старейших римских родов называ­лись патрициями.

Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой появление частной собственности. Возникает и рабство, источниками которого ста­новятся войны, а вместе с тем и зачатки классо­вого деления общества.

В родах выделяются богатые ари­стократические семьи. К ним переходят лучшие земельные участ­ки, считающиеся еще коллективной собственностью общины. Они получают и большую долю военной добычи. Вместе с тем появля­ется и обособленная социальная группа обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, от­пущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограни­ченными в правах, они находились под покровительством патро­нов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги.

Благоприятные для скотоводства и земледелия климатиче­ские условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли геогра­фическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в рим­скую общину.

Оказавшееся вне рим­ской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами об­щины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами.

Во главе римской общины стоял выборный вождь — реке. Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период царей"), его полномочия были ограниченны. Они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным.

Органом управления был совет старейшин родов — сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его реше­ния могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог изда­вать общеобязательные постановления.

        В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы. Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос.

Военизированный характер римской родовой организации по­зволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Появляются плебеи — богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плеб­са в условиях возрастающей численности рабов становится еще более опасной для римской общины силой.

Положение осложнялось и тем, что римляне были вынужде­ны привлекать плебеев к участию в военных походах. Развиваю­щееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внут­ренними противоречиями римской родовой общины, представлен­ной ее ведущей силой — патрициями.  Она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и рас­чистившей тем самым путь к образованию государства.

Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнооб­щинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами рим­ской общины, окончательно разрушившей основы родового строя  Древнего Рима.

Победа пле­беев и возникновение государства в Древнем Риме связывают с реформами  рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э.

2.   Реформы Сервия Туллия

     Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима — и члены римских родов, и плебеи — было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входи­ли в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа гра­ждан — всадники, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии — сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1—3 разряды — тяжеловооружен­ной пехоты, 4—5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролета­рии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число цен­турий равнялось 193. Из них. 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

Наиболее важным в этой части реформ было то, что центу­рии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные коми­ции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформ — деление свободного населения по тер­риториальному принципу. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских терри­ториальных округов, за которыми сохранили старое название пле­мен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Не­сколько позднее по территориальным трибам также стали созы­ваться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепен­ной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появ­лении в организации общественной власти в Риме территориаль­ного, а не кровнородственного принципа ее действия.

Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-полити­ческим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном на­родных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных про­летариев.

Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важ­нейшему этапу процесса образования государства, но не заверши­ли его. Этот процесс развивался как путем трансформации орга­нов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Ре­формы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социаль­ных их ограничений. Последующие два века в истории Рима ха­рактеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в пра­вах с патрициями.

В этой борьбе можно выделить два основных этапа. В V в. до н.э. плебеи добились успеха в стремлении ограничить произвол должностных лиц, которые по сохранившейся традиции были пат­рициями. В этих целях в 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебея­ми в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto — правом запрещать исполнение распо­ряжения любого должностного лица и даже постановления сената. Второе важное достижение плебеев — издание в 451—450 гг. до н.э. Законов XII таблиц, ограничивших возможности патрицианских магистратов произвольно толковать нормы обычного права. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с пат­рициями в гражданских правах — само слово "плебей", судя по дошедшему до нас изложению текста Законов, упоминается в них только один раз в связи с сохранением запрета на браки между плебеями и патрициями. Однако и этот запрет вскоре в 445 году до н.э. был отменен по Закону Канулея.

Второй этап относится к IV в. до н.э., когда плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364—337 гг. до н.э. им было предоставле­но право на занятие и остальных государственных должностей. В этом же веке были изданы также законы, способствовавшие консо­лидации плебеев и патрициев.

Завершением борьбы плебеев за равноправие было принятие в 287 году до н.э. Закона Гортензия, по которому решения плебей­ских собраний по трибам стали распространяться не только на плебеев и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний.

3.   Римская республика

3.1. Положение населения

В 509 году до н.э. в Риме после изгна­ния последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Период республики — период интенсив­ного восходящего развития производства, приведшего к значитель­ным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении пра­вового положения отдельных групп населения. Значительную роль в этом процессе сыграли и успешные завоевательные войны, неук­лонно расширявшие границы Римского государства, превращав­шие его в могущественную мировую державу.

Основным социальным делением в Риме стало деление на сво­бодных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) не­которое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность на землю стано­вилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собствен­ность.

Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, тор­говцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленни­ков), составлявших большинство общества. К последним примыка­ла городская беднота — люмпен-пролетарии. В силу того, что раб­ство поначалу имело патриархальный характер, борьба между крупными рабовладельцами и мелкими производителями, кото­рые чаще всего сами обрабатывали землю и работали в мастер­ских, долгое время составляла основное содержание истории Рим­ской республики. Только со временем противоречие между раба­ми и рабовладельцами выступает на первый план.

Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами — свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладав­шее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать в народном соб­рании и занимать государственные должности. В частном праве она давала право вступать в римский брак и участвовать в иму­щественных правоотношениях.

Рабы в период республики превращаются в основной угне­тенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен. Большое значение как источник рабства имела широко развившаяся работорговля — покупка ра­бов за границей.

Рабы были государственные и частновладельческие. Первыми становилась большая часть военнопленных. Они эксплуатирова­лись в рудниках и государственных мастерских. Положение част­новладельческих рабов непрерывно ухудшалось. Особенно тяжелым было положение рабов в крупных рабовла­дельческих латифундиях. Положение рабов, занятых в городских ремесленных мастерских и домашнем хозяйстве, было несколько лучше. Значительно лучше было положение талантливых работ­ников, учителей, актеров, скульпторов из числа рабов, многим из которых удавалось получить свободу и стать вольноотпущенниками.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была практически неограниченной. Все произведенное рабом поступало хозяину: "что приобретается через посредство раба — приобретается для госпо­дина". Хозяин же выделял рабу то, что считал необходимым для поддержания его существования и работоспособности.

Неэффективность рабского труда привела в конце республи­канского периода к массовому отпуску рабов на волю. Вольноотпу­щенники оставались в определенной зависимости от своего быв­шего хозяина, превратившегося в их патрона, в пользу которого они были обязаны нести определенные материальные и трудовые повинности и который в случае их бездетности наследовал их иму­щество. Однако развитие этого процесса в период, когда рабовла­дельческий строй еще развивался, противоречило общим интере­сам господствующего класса, и поэтому во 2 году до н.э. был издан закон, ограничивший эту практику.

3.2. Гражданство

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Поми­мо них-к гражданам относились вольноотпущенники, но они оста­вались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

По мере развития имущественной дифференциации возрас­тает роль богатства в определении положения римского гражда­нина. В среде рабовладельцев в конце III—II в. до н.э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников.

В высшее сословие (нобили) входили самые знатные патрици­анские и богатые плебейские роды. Экономической базой нобилей было крупное землевладение и громадные денежные средства. Толь­ко они стали пополнять сенат и избираться на высшие государст­венные должности. Нобилитет превращается в замкнутое сосло­вие, доступ в которое новому человеку был практически невозмо­жен и которое ревниво охраняло свои привилегии. Только в ред­ких случаях люди» не принадлежавшие к нобилитету по рожде­нию, становились высшими должностными лицами.

Второе сословие (всадники) образовалось из торгово-финансовой знати и землевладельцев средней руки. В I в. до н.э. развивает­ся процесс слияния нобилей с верхушкой всадников, получивших доступ в сенат и на важные судебные должности. Между отдель­ными их представителями возникают родственные отношения.

По мере расширения пределов Римского государства число свободных пополнялось за счет жителей Апеннинского полуостро­ва (полностью завоеванного к середине III в. до н.э.) и других стран. Они отличались от римских граждан по своему правовому поло­жению. Жители Италии, не входившие в римскую общину (латины), вначале не пользовались всеми правами римских граждан. Они делились на две группы — древние латины и латины колоний. За первыми признавались имущественные права, право высту­пать в суде и вступать в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать в народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, поль­зовались теми же правами, что и древние латины, за исключением права вступать в брак с римскими гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн (I в. до н.э.) всем латинам были пре­доставлены права римских граждан.

Страницы: 1, 2, 3