Реферат: Государство в Древнем Риме
Реферат: Государство в Древнем Риме
Московская Государственная Юридическая
Академия
Курсовая
работа
по
дисциплине: «История зарубежных стран»
Тема:
«Государство
в Древнем Риме»
Выполнил:
Баранов С.А.
Гр. №34
МОСКВА 2000
Содержание:
Введение 3
1. Возникновение государства в Древнем Риме 4
2. Реформы Сервия Туллия 5
3. Римская республика 7
3.1. Положение
населения_ 7
3.2. Гражданство 8
3.3. Семья_ 9
3.4. Государственный
строй. 9
3.5. Армия. 12
4. Падение республики и переход к империи_ 13
5. Римская империя 16
5.1. Общественный
строй. 16
5.2. Государственный
строй. 17
5.3. Принципат. 17
5.4. Армия. 19
5.5. Доминат. 19
Заключение 23
Список использованных
источников 24
Введение
История цивилизации, как известно, начинается с
Древнего Востока. Ее новая и более высокая ступень связана с развитием
античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне
Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация
достигает в I тысячелетии до н.э. — в начале I тысячелетия н.э. Именно к этому
времени относятся впечатляющие успехи греков и римлян во всех сферах
человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой. Именно античности
человечество обязано многими шедеврами литературы и искусства, достижениями
науки и философии, уникальными образцами демократической государственности.
Греко-римский мир сложился не на
пустом месте, не изолированно, не по типу "закрытого общества".
Ранние очаги цивилизации и первые протогосударства возникли в
средиземноморском бассейне еще в III—II тысячелетии до н.э., причем не без
заметного влияния восточного мира.
Древние
греки, удивленные богатой растительностью Апеннинского полуострова и обилием
скота, назвали южную часть полуострова "страной телят" — Италией. В
дальнейшем это название распространилось на весь полуостров.
Лингвистические,
археологические, антропологические и исторические исследования
свидетельствуют, что италийцы родственны эллинам, более того, доказывают, что
они происходят из одного и того же племени, впоследствии разделившегося на две
основные ветви.
В
начале 1 тыс. до н.э. Италию постепенно заселяли этруски на севере, греки — на
юге, финикийцы — на острове Сицилия.
История Рима показывает, что сила
государства и отдельных лиц — в их владении землей. Именно этим и объясняются в
первую очередь величие и сила Рима.
1.
Возникновение
государства в Древнем Риме
Время основания города Рима, которое
историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит
к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного
строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен
древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины..
Члены старейших римских родов назывались патрициями.
Развитие
скотоводства и земледелия повлекло за собой появление частной собственности.
Возникает и рабство, источниками которого становятся войны, а вместе с тем и
зачатки классового деления общества.
В родах выделяются богатые аристократические
семьи. К ним переходят лучшие земельные участки, считающиеся еще коллективной
собственностью общины. Они получают и большую долю военной добычи. Вместе с тем
появляется и обособленная социальная группа обедневших общинников, принятых в
состав родов пришельцев, и, иногда, отпущенных на свободу рабов. Будучи лично
свободными, но ограниченными в правах, они находились под покровительством
патронов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им
имущественные и личные услуги.
Благоприятные для скотоводства и
земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли
географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое
население из соседних племен. Они не входили в римскую общину.
Оказавшееся вне римской родовой
общины пришлое население получило название плебса. Плебс пополнялся и за
счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи
оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они
могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного
фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены
возможности участвовать в управлении ее делами.
Во главе римской общины стоял выборный
вождь — реке. Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период
царей"), его полномочия были ограниченны. Они сводились главным образом к
военным, жреческим и судебным.
Органом управления был совет старейшин
родов — сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании.
Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог издавать
общеобязательные постановления.
В общину входило 300 родов,
объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы.
Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10
конных) и имела один голос.
Военизированный характер римской родовой организации позволял
ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались
процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Появляются плебеи
— богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую
роль в экономике Рима. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков,
многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в
долговую кабалу. Беднеющая часть плебса в условиях возрастающей численности
рабов становится еще более опасной для римской общины силой.
Положение осложнялось и тем, что
римляне были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах.
Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал
играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за
уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской
родовой общины, представленной ее ведущей силой — патрициями. Она закончилась
победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и расчистившей тем
самым путь к образованию государства.
Таким образом, возникновение
государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения
первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности,
имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой
плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей
основы родового строя Древнего Рима.
Победа
плебеев и возникновение государства в Древнем Риме связывают с реформами
рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э.
2.
Реформы
Сервия Туллия
Реформы
Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и
территориальный принципы. Все свободное население Рима — и члены римских родов,
и плебеи — было разделено на имущественные разряды. В основу деления был
положен размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным
наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т.д.
Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники,
а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.
Каждый разряд выставлял определенное
число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии — сотни.
Всадники составляли центурии конницы, 1—3 разряды — тяжеловооруженной пехоты,
4—5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну
невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них. 18
центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины
всех центурий.
Наиболее важным в этой части реформ
было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со
времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться
народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия
имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и
первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось
этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это
собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.
Вторая
часть реформ — деление свободного населения по территориальному принципу. В
Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за
которыми сохранили старое название племен — трибы. В трибу входили и патриции,
и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги.
Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои
собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль
долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в
которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о
появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не
кровнородственного принципа ее действия.
Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс
ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим
устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях.
Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в
центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации
свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало
формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть
была направлена и против свободных пролетариев.
Реформы, приписываемые
Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства,
но не завершили его. Этот процесс развивался как путем трансформации органов
власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В
основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что
требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями.
Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не
устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два
века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в
правах с патрициями.
В этой борьбе можно выделить два основных этапа. В V
в. до н.э. плебеи добились успеха в стремлении ограничить произвол должностных
лиц, которые по сохранившейся традиции были патрициями. В этих целях в 494
году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские
трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой
власти, но обладали правом veto — правом запрещать исполнение распоряжения любого
должностного лица и даже постановления сената. Второе важное достижение плебеев
— издание в 451—450 гг. до н.э. Законов XII таблиц, ограничивших
возможности патрицианских магистратов произвольно толковать нормы обычного
права. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с патрициями
в гражданских правах — само слово "плебей", судя по дошедшему до нас
изложению текста Законов, упоминается в них только один раз в связи с
сохранением запрета на браки между плебеями и патрициями. Однако и этот запрет
вскоре в 445 году до н.э. был отменен по Закону Канулея.
Второй этап относится к IV в. до н.э.,
когда плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году
до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов
(высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов
364—337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных
государственных должностей. В этом же веке были изданы также законы,
способствовавшие консолидации плебеев и патрициев.
Завершением борьбы плебеев за
равноправие было принятие в 287 году до н.э. Закона Гортензия, по которому
решения плебейских собраний по трибам стали распространяться не только на
плебеев и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения
центуриатных собраний.
3.
Римская
республика
В 509 году до н.э. в Риме после изгнания
последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский
строй. Период республики — период интенсивного восходящего развития
производства, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение
в изменении правового положения отдельных групп населения. Значительную роль в
этом процессе сыграли и успешные завоевательные войны, неуклонно расширявшие
границы Римского государства, превращавшие его в могущественную мировую
державу.
Основным социальным делением в Риме
стало деление на свободных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов)
некоторое время поддерживалось существованием их коллективной
собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем
коллективная собственность на землю становилась фиктивной, общественный
земельный фонд переходил к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный
закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную
собственность.
Свободные в Риме распадались на две
социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев,
торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников),
составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота —
люмпен-пролетарии. В силу того, что рабство поначалу имело патриархальный
характер, борьба между крупными рабовладельцами и мелкими производителями, которые
чаще всего сами обрабатывали землю и работали в мастерских, долгое время
составляла основное содержание истории Римской республики. Только со временем
противоречие между рабами и рабовладельцами выступает на первый план.
Правовое положение личности в Риме
характеризовалось тремя статусами — свободы, гражданства и семьи. Только
лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном
праве она означала право участвовать в народном собрании и занимать
государственные должности. В частном праве она давала право вступать в римский
брак и участвовать в имущественных правоотношениях.
Рабы в период республики превращаются в
основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был
военный плен. Большое значение как источник рабства имела широко развившаяся
работорговля — покупка рабов за границей.
Рабы
были государственные и частновладельческие. Первыми становилась большая часть
военнопленных. Они эксплуатировались в рудниках и государственных мастерских.
Положение частновладельческих рабов непрерывно ухудшалось. Особенно тяжелым
было положение рабов в крупных рабовладельческих латифундиях. Положение рабов,
занятых в городских ремесленных мастерских и домашнем хозяйстве, было несколько
лучше. Значительно лучше было положение талантливых работников, учителей,
актеров, скульпторов из числа рабов, многим из которых удавалось получить
свободу и стать вольноотпущенниками.
Независимо от того, какое место
занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и
рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была
практически неограниченной. Все произведенное рабом поступало хозяину: "что
приобретается через посредство раба — приобретается для господина".
Хозяин же выделял рабу то, что считал необходимым для поддержания его
существования и работоспособности.
Неэффективность рабского труда привела
в конце республиканского периода к массовому отпуску рабов на волю. Вольноотпущенники
оставались в определенной зависимости от своего бывшего хозяина,
превратившегося в их патрона, в пользу которого они были обязаны нести
определенные материальные и трудовые повинности и который в случае их бездетности
наследовал их имущество. Однако развитие этого процесса в период, когда
рабовладельческий строй еще развивался, противоречило общим интересам
господствующего класса, и поэтому во 2 году до н.э. был издан закон,
ограничивший эту практику.
По статусу гражданства свободное
население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную
правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Помимо
них-к гражданам относились вольноотпущенники, но они оставались клиентами
бывших хозяев и были ограничены в правах.
По мере развития имущественной
дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского
гражданина. В среде рабовладельцев в конце III—II в. до н.э. возникают
привилегированные сословия нобилей и всадников.
В
высшее сословие (нобили) входили самые знатные патрицианские и богатые
плебейские роды. Экономической базой нобилей было крупное землевладение и
громадные денежные средства. Только они стали пополнять сенат и избираться на
высшие государственные должности. Нобилитет превращается в замкнутое сословие,
доступ в которое новому человеку был практически невозможен и которое ревниво
охраняло свои привилегии. Только в редких случаях люди» не принадлежавшие к
нобилитету по рождению, становились высшими должностными лицами.
Второе сословие (всадники)
образовалось из торгово-финансовой знати и землевладельцев средней руки. В I в.
до н.э. развивается процесс слияния нобилей с верхушкой всадников, получивших
доступ в сенат и на важные судебные должности. Между отдельными их
представителями возникают родственные отношения.
По мере расширения пределов Римского
государства число свободных пополнялось за счет жителей Апеннинского полуострова
(полностью завоеванного к середине III в. до н.э.) и других стран. Они
отличались от римских граждан по своему правовому положению. Жители Италии, не
входившие в римскую общину (латины), вначале не пользовались всеми
правами римских граждан. Они делились на две группы — древние латины и латины
колоний. За первыми признавались имущественные права, право выступать в суде и
вступать в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать в
народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, пользовались
теми же правами, что и древние латины, за исключением права вступать в брак с
римскими гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн (I в. до н.э.)
всем латинам были предоставлены права римских граждан.
Страницы: 1, 2, 3
|