Реферат: Государственный нотариат
Реферат: Государственный нотариат
Среди правоохранительных органов нашей страны
немаловажное значение принад-
лежит гос. нотариату. Нотариат представляет собой
систему гос.органов, на ко-
торые возложено удостоверение бесспорных прав и
фактов, свидетельствование
документов и выполнение других нотариальных
действий, напрвленных на юриди-
ческое закрепление гражданских прав и предупреждение
их возможного нарушения
в дальнейшем.
Необходимость появления нотариата в России как и
в других странах мира,
была вызвана объективными закономерностями развития
общества, главная из кото-
рых - обеспечение сохранности частной собственности
как священной и неприкос-
новенной, создание условий, при которых собственник
по своему усмотрению и
желанию мог ей распоряжаться.
В дореволюционной России нотариусами могли быть
только российские поддан-
ные, совершеннолетние, не опороченные судом или
общественным приговором, не
занимающий никакой должности не в государственной,
не в общественных учреждени-
ях. Должность нотариуса предоставлялась только после
сдачи экзамена (на проф.
пригодность) председателю окружного суда, старшему
нотариусу и прокурору.
В дореволюционной России нотариус был уважаемым
и высококвалифицированным
специалистом. Нотариальные документы, составленные
Российскими нотариусами
принимались во всех странах. Нотариус не только
охранял собственость физичес-
ких и юридических лиц, но и сам был достаточно обеспеченным
человеком. За со-
вершение нотариальных действий, помимо строгих
установленных пошлин и сборов,
нотариус, по добровольному согласию с клиентом
взымал плату в свою пользу, а
если такого соглашения не было, то по таксе,
устанавливаемой Министерством
Юстиции совместно с МВД и Министерством финансов в
законодательном порядке и с
величайшего утверждения. Пошлины и сборы шли в
бюджет, а такса лично нотариу-
су, т.е. чем интенсивнее он работал, тем больше
получал. На первый взгляд бла-
годаря такой лично заинтересованности он мог
совершать любые сделки в том чис-
ле и незаконные, но сделать он этого не мог. Кажду
сделку он обеспечивал своим
залогом, размер которого определялся Министерством
юстиции, МВД и Министерст-
вом финансов. Если на покрытие взыскани залог был
израсходован полностью или
частично, нотариус временно отстранялся до его
пополнения, если же залог не
восполнялся в теч. 6 месяцев нотариус увольнялся.
Предусматривались и другие
организационные формы обеспечения безопастности -
это регулирование числа но-
тариусов. Такая практика объяснялась прежде всего
заботой о нотариусах - чтобы
они могли спокойно содержать свою семью, ценили свою
должность стольже достой-
ную, как и должность судьи. И сегодня это
действительно так в странах Латинс-
кого нотариата (их более 50), в Италии стать
нотариусом можно на конкурсной
основе поработав адвокатом, судьёй. В Германии на
открывшуюся должность нота-
риуса на конкурсной основе претендуют как правило
50-70 человек.
После октябрьской революции свободный нотариат
России коренным образом из-
менил свой правовой статус. Как ни парадоксально
роль его стала ничтожной.
Неизменно потребность у Советской власти в нотариате
отсутствовала. Отмена
часной собственности на землю, на средства
производства, на жилище обрекла
некогда мощный российский нотариат на гибель. Он
содержался теперь за счёт
республиканского бюджета: вся пошлина за совершение
нотариальных действий пос-
тупала в местный бюджет. В его компетенцию теперь
входило удостоверение (сугу-
бо формальное) копий документов.
В законодательство конечно вносились отдельные
изменения. Так в 1973-1974
г.г. существенно было обновлено союзное и
республиканское нотариальное законо-
дательство: 19 июля 1973 г. принят Закон СССР
"О государственном нотариате."
Затем в союзных республиках были созданы
республиканские законы о государ-
ственном нотариате (В РСФСР - 2 августа 1974 г.)
Необходимость обновления нотариального
законодательства была обусловлена
экономическими, социальными и культурными
преобразованиями в нашей стране и
расширением культурных и международных связей. С
принятием нового нотариально-
го законодательства изменилась система его
источников. Если ранее основными
нормативными актами в этой области были Положения о
государственном нотариате,
то теперь это уже акты самого высокого ранга -
Законы о государственном нота-
риате. Такое изменение учитывает характер и существо
норм, закреплённых в этих
законах, а так же соответствуют роли, которую играет
нотариат среди других ор-
ганов, призванных защищать права и законные интересы
граждан и организаций.
Несомненным достоинством названного закона
является то, что регулирует де-
ятельность не только нотариальных контор, но и
определяет компетенцию иных ор-
ганов, совершающих нотариальные действия (исполкомы
местных Советов, консуль-
ские учреждения СССР), а также отдельных должностных
лиц, удостоверяющих заве-
щания и доверенности, которые приравниваются к
нотариально засвидетельствован-
ным документам.
Однако с переходом общества к рыночным отношениям
стало ясно, что гос. но-
тариат к работе в новых бусловиях не подготовлен.
Думается, всё дело в недос-
татках правовых и организационных форм его
деятельности. Посему Министерство
финансов будучи ответственным за организацию работы
нотариата, ежегодно
обобщало работу контор, определяло нагрузку
нотариусов и просило через Минис-
терство финансов у Совета министров России
дополнительные единицы, что позво-
лило бы открыть новые нотариальные конторы или
увеличить число нотариусов в
уже существующих. Только в 1992 г. нотариальным
конторам выделено 600 должнос-
тей к уже имеющимся 4,5 тыс. нотариусов
дополнительно. Однако это число оказа-
лось каплей в море. Очереди в нотариальных конторах
не уменьшились, напротив
они стали длиннее, что заставило журналистов писать
о стихийном бедствии. Но-
тариус не имел полагающегося ему штата работников,
зачастую выполнял роль ма-
шинистки, что поощрялось государством благодаря
утверждению "Положения об ока-
зании платных дополнительных услуг" где
нотариусу было выгодно взять плату за
дополнительные услуги. Он также не был оснащён
нужным оборудованием, когда на-
пример в Германии конторы оснащаются ЭВМ, а все
сотрудники могут из её памяти
вызвать любую информацию о совершённых нотариальных
действиях.
И наконец, нотариус лично не заинтересован в
интенсивности своего труда,
т.к. взысканная им пошлина взымается в бюджет
гоударства.
В связи с этим перед Министерством юстиции РФ
возникает делема: или увели-
чить число нотариусов в 2,3,4 и более раз или
коренным образом перестроить но-
тариат. Но путь постоянного укрупнения и расширения
сети государственных нота-
риальных контор заведомо тупиковый. Отсюда коренная
перестройка нотариата - не
дань времени, а объективная потребность общества.
Именно это обусловило необ-
ходимость необходимость разработки проекта Основ
законодательства РФ о нотари-
ате, который был окончательно принят 11 февраля 1993
г.
Подготавливая проек Основ Министерство юстиции
РФ не стремилось что-то не-
пременно "сломать". Напротив, была цель:
дать возможность возродиться российс-
кому нотариату, ни в коем случае не отказываясь и не
принижая роль государст-
венного. Авторы проекта Основ исходили из того, что
частный и государственный
нотариат ничем не отличаются по своему правовому
положению, что как государст-
венным, так и частным нотариусом может быть
гражданин РФ, имеющий высшее юри-
дическое образование, прошедший стажировку у
нотариуса, сдавший квалификацион-
ный экзамен на право занятия нотариальной
деятельностью, получивший лицензию и
назначенный на должность.
Основы законодательства РФ о нотариате
возвращают из небытия понятие нота-
риального округа, существовавшее когда-то на Руси.
Так, в соответствии с Положением о нотариальной
части 1892 г. нотариусы
состояли в ведомствах тех окружных судов, в округе
которых находилось их мес-
топребывание.
В Основах законодательства РФ о нотариате
несколько расширены обязанности
нотариуса. В частности он должен разъяснять
физическим и юридичеким лицам их
права и обязанности, которые возникнут после
совершения нотариальных действий
и т.д.
|