Реферат: Государственные и местные налоги
4.
Виды налогов и основания для и классификации.
Многообразие
существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на
виды) на определенной основе. В теории налогообложения для классификации
налогов используются различные критерии.
Наиболее
существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют
следующие основания классификации налогов:
1) по способу взимания налогов;
2) по субъекту-налогоплательщику;
3) по органу, который
устанавливает и конкретизирует налоги;
4) по порядку введения налога;
5) по уровню бюджета, в который
зачисляется налоговый платеж;
6) по целевой направленности введения
налога;
7) по срокам уплаты налогов.
1. По способу взимания налогов
Согласно данному
основанию, различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги взимаются в процессе
накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества
налогоплательщиков, поэтому для последних размер налога точно известен. Среди
прямых налогов выделяют:
Реальные
прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый
от того или иного объекта налогообложения (налог на операции с ценными
бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.).
Личные прямые
налоги
уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую
платежеспособность. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на
прибыль с предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке
наследования или дарения, и др.
Косвенные (иначе — адвалорные) налоги
взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством
в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж,
налог с оборота, специальный налог на поддержание основных отраслей народного
хозяйства и др.). Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на
косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы
товаров (акцизы на отдельные группы и виды товаров), косвенные универсальные,
которыми облагаются все товары, работы и услуги, за исключением некоторого их
числа (налог на добавленную стоимость), фискальные монополии, которыми
облагаются товары и услуги, производство и реализация которых сосредоточены в
руках государства (налог с оборота в бывшем СССР), а также таможенные
пошлины.
Основное отличие
между прямыми и косвенными налогами - по месту формирования источника выплаты
налога. Если при прямом налогообложении источник формируется непосредственно у
налогоплательщика, то при косвенном источник налога поступает налогоплательщику
в составе иных платежей (в основном в составе цены).
Другим критерием
деления налогов на прямые и косвенные называют теоретическую возможность
переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что
окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, в
то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель
товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Косвенные
налоги, повышая цены товаров, ограничивают возможности расширения внутреннего
рынка и экспорта товаров.
Данная
классификация хотя и общепринята, однако она отнюдь не являются абсолютной, так
как прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут быть переложены
на потребителя через механизм роста цен. В то же время косвенные налоги не
всегда можно в полном объеме переложить на потребителя, поскольку рынок не
обязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам. В частности НДС
традиционно относится к косвенным налогам, но в том случае, когда цена товара
ограничивается платежеспособностью покупателя, НДС уменьшает прибыль
производителя, т. е. становится прямым налогом.
2. По субъекту-налогоплательщику
В соответствии с
данным основанием можно выделить следующие виды налогов.
Налоги с
физических лиц
(подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на
имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.).
Налоги с
предприятий и организаций
(налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на
пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и
организаций, сбор за использование наименований «Россия», «Российская
Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний и др.).
Данная разновидность не случайно
названа «налоги с предприятий и организаций», а не «налоги с юридических лиц».
Это вызвано тем, что некоторые организации выступают плательщиками какого-либо
налога, не являясь при этом юридическим лицом, в частности филиалы,
представительства, обособленные структурные подразделения.
Смешанные
налоги, которые
уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина,
некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).
3. По органу, который
устанавливает и конкретизирует налоги
Действующие
в Российской Федерации налоги можно разделить на три группы в зависимости от
того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать:
федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги. Именно такой принцип
был избран законодателем при классификации налоговых платежей в п. 1 ст. 18 Закона об основах налоговой системы.
Федеральные (общегосударственные)
налоги.
Необходимо отметить, что размеры ставок, определение объектов налогообложения,
плательщиков и методов исчисления федеральных (общегосударственных) налогов, а
также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяются
законодательством России и являются едиными на всей ее территории. К
федеральным налогам относятся следующие: налог на добавленную стоимость; акцизы
на отдельные группы и виды товаров; налог на операции с ценными бумагами:
таможенная пошлина; налог на прибыль с предприятий и организаций; подоходный
налог с физических лиц; налоги, служащие источниками образования дорожных
фондов; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке
наследования и дарения; сбор за использование наименований «Россия»,
«Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.
Региональные
налоги (налоги
республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной
области, автономных округов). Отличительной чертой региональных налогов
является то, что конкретные размеры ставок, определение объектов
налогообложения, плательщиков и методов исчисления налогов устанавливаются в
соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов
федерации: республик в составе Российской Федерации или решениями органов
государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов.
Региональными являются следующие налоги: налог на имущество предприятий; лесной
доход; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из
водохозяйственных систем; сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с
юридических лиц.
Местные налоги. Местные налоги, механизм их
исчисления и взимания вводятся районными и городскими органами в соответствии с
законодательством России и республик в составе Российской Федерации. К таковым,
в частности, относятся: налог на имущество физических лиц; земельный налог;
регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы на
содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и др.;
налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей; сбор с владельцев собак;
лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный
сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за выдачу ордера на
квартиру; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право использования местной
символики; сбор за участие в бегах на ипподромах; налог на содержание жилищного
фонда и объектов социально-культурной сферы и др.
4. По порядку введения налога
По порядку
введения можно выделить налоги общеобязательные и факультативные.
Общеобязательные
налоги
устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на
всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. При этом по
некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательными
актами республик в составе
Российской Федерации или
решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области,
автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных
образований. К общеобязательным относятся все федеральные налоги,
предусмотренные в ст. 19 Закона об основах
налоговой системы, а также налог
на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду (ст. 20 Закона), налог на
имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических
лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (ст. 21 Закона).
Факультативные
налоги
предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно вводиться они
могут законодательными актами республик в составе Российской Федерации или
решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области,
автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных
образований. Взимание этих налогов на той или иной территории компетенция
органов местного самоуправления. К факультативным относятся сбор на нужды
образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, а также все местные
налоги, за исключение тех, которые являются общеобязательными.
5. По уровню бюджета, в который
зачисляется налоговый платеж
В соответствии с
бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных
уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закрепленные
и регулируемые.
Закрепленные
налоги
непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд.
Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный
бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонды.
Регулирующие
(разноуровневые) налоги
поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, согласно
бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налоговой системе России
действуют два таких налога: налог на прибыль с предприятий и организаций и
подоходный налог с физических лиц. Суммы отчислений по таким налогам,
зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе
Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной
бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других
уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов федерации.
6. По целевой направленности
введения налога
В соответствии с
этим основанием можно выделить налоги абстрактные и целевые.
Данное основание находит свое место практически при каждом рассмотрении
классификации налогов; так, Л. Окунева называет их общими налогами и
специальными.
Абстрактные
(общие) налоги
вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые
(специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат
государства, например сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с
юридических лиц, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство
территорий и другие цели. Как правило, для целевых налоговых платежей создается
специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов
вводится специальная статья.
В специальной
научной литературе можно встретить и иные основания классификации налогов. Так,
С. Пепеляев выделяет раскладочные (контингентированные, репартиционные)
и количественные налоги. Суть первых заключается в том, что их размер
определен исходя из конкретного необходимого расхода. Сумма налога просто
распределяется между плательщиками. В то же время количественные (долевые,
квотативные) налоги исходят из возможности плательщика заплатить налог и
учитывают его имущественное положение. Выделяют также разовые и систематические
(регулярные, текущие) налоги. В зависимости от мотивации экономического
поведения хозяйствующего субъекта некоторые авторы выделяют условно-постоянные
налоги, фиксированные, т. е. те, которые не зависят напрямую от уровня
производства, продаж и иных экономических показателей, связанных с деловой
активностью (например, налог на имущество, на пользование природными ресурсами,
налоги на отдельные виды деятельности и др.), а также условно-переменные,
которые более тесно связаны с экономической деятельностью субъектов (все виды
подоходных налогов, акцизы, НДС и т. д.). Эти налоги ориентированы на
выравнивание результатов экономического соревнования, т.е. сдерживание явных
лидеров и поддержку аутсайдеров как в сфере производства, так и потребления.
Условно-переменные налоги являются основным источником бюджетных поступлений.
Американские
экономисты Энтони Б. Аткинсон и Джозеф Э. Стиглиц, рассматривая типы налогов,
устанавливаемые на деятельность фирмы, выделяют налоги на факторы производства
(налог на фонд заработной платы, налог на прибыль с корпораций) и налоги на
валовый выпуск или валовые затраты (налог на добавленную стоимость,
налог с оборота).
7. По срокам уплаты.
Различают
следующие виды налогов по срокам уплаты:
1. Срочные
2.Периодично-календарные.
В свою очередь периодично-календарные
делятся на:
·
Декадные
·
Ежемесячные
·
Ежеквартальные
·
Полугодовые
·
Ежегодные
5.
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Налогоплательщиками
налога (статья 207) на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налог)
признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской
Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников,
расположенных в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами
Российской Федерации (далее в настоящей главе - налогоплательщики).
Статья 208. Доходы
от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами
Российской Федерации:
1. Для целей
настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся:
1) дивиденды
и проценты, выплачиваемые российской организацией или иностранной организацией
в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории
Российской Федерации;
2) страховые
выплаты при наступлении страхового случая, выплачиваемые российской
организацией или иностранной организацией в связи с деятельностью ее
постоянного представительства в Российской Федерации;
3) доходы,
полученные от использования в Российской Федерации прав на объекты
интеллектуальной собственности;
4) доходы,
полученные от предоставления в аренду, и доходы, полученные от иного использования
имущества, находящегося на территории Российской Федерации;
5) доходы от
реализации:
недвижимого
имущества, находящегося в Российской Федерации;
в Российской
Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном
капитале организаций;
прав
требования к российской организации или иностранной организации в связи с
деятельностью ее постоянного представительства на территории Российской
Федерации;
иного
имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу;
6)
вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную
работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействия) в Российской
Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты,
получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного
подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом
нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются
как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от
места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие
обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|