Реферат: Государственное регулирование экономики
Реферат: Государственное регулирование экономики
Содержание
Содержание......................................................................................................... 1
Введение.............................................................................................................. 1
1. Границы вмешательства государства в экономику....................................... 3
2. Субъекты экономической политики............................................................... 6
3. Методы, средства и формы государственного регулирования
экономики 20
3.1 Лицензирование....................................................................................... 22
3.2 Экономические средства государственного регулирования
экономики 24
4. Государственный контроль за частным бизнесом...................................... 27
5. Регулирование рыночных отношений как функция
российского государства.............................................................................. 32
Заключение........................................................................................................ 33
Библиографический список.............................................................................. 35
Введение.
Данная работа посвящена
вопросам функционирования государственного
регулирования экономики, путям и формам его обеспечения.
Сочетание рыночного и
государственного регулирования. В течение XX в. сочетание государства и
рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной
социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и
тесному переплетению рыночных и государственных начал.
Актуальность рассмотрения
данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы
современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами
и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится прежде всего
развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы
превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности,
уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований
непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что
подтверждено специальными исследованиями. В дальнейшем роль образования и науки
в экономическом развитии будет, по всей вероятности, возрастать за счет
традиционных, материально-вещественных факторов производства. К числу других
нематериальных факторов, оказывающих огромное влияние на состояние рабочей силы
и производительность труда, на качество экономического роста, относятся
здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Высокий
уровень материального и духовного благосостояния граждан, доминирование
среднего класса в структуре общества и, следовательно, реализация принципов
социального партнерства определяют долгосрочные экономические перспективы
страны и ее социально-политическую стабильность.
Особым фактором объективного
усиления роли государства выступает чрезвычайно возросшая
социально-организационная сложность современной экономики, которая нарушает
обычные функциональные связи внутри рыночной системы. Это явление
«институциональная ригидность» проявляется в том, что фундаментальные рыночные
переменные, теоретически способные изменяться как в сторону увеличения, так и в
сторону снижения, в современном обществе обычно изменяются только в одну
сторону из-за сопротивления правовых институтов и организаций изменениям в
другом направлении (обычно даже при ухудшении деловой конъюнктуры абсолютный
уровень цен и зарплаты не снижается, затруднены увольнения рабочих и т.д.).
Современная экономика в значительной мере утратила гибкость, которая была
присуща раннему капитализму.
Цель данной работы – рассмотреть
методы, пути и формы государственного регулирования
экономики. Для реализации поставленной задачи был произведен анализ
учебной и общеэкономической литературы. Отметим тот факт, что указанные вопросы
детально освещены в финансовой периодике. Особо хочется отметить учебник Губина
Е. «Методы, свойства и формы государственного регулирования экономики» и работу
Ревенкова А. «Планирование в системе государственного регулирования экономики»
опубликованную в журнале «Экономист» в №8 за 2001 год.
Первая глава работы посвящена рассмотрению вопроса
о границах вмешательства государства в экономику страны. Вторая глава
рассматривает субъекты экономической политики. Следующая глава затрагивает
понятия методов, средств и формы государственного регулирования экономики.
Четвертая глава показывает как осуществляется государственный контроль за
частным бизнесом. И последняя глава данной работы рассматривает регулирование
рыночных отношений как функцию российского государства.
1. Границы вмешательства государства в экономику.
Рассмотрим границы необходимого вмешательства
государства в экономику. Прежде всего это области, где перестает эффективно
действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство
государства.
Во-первых, это правильная
организация денежного обращения.
Во вторых, предоставление государством общественных
товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые
выражаются в денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности,
которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об
услугах коллективного пользования : национальная оборона, государственное
управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций,
охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т. д.
Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.
В-третьих, устранение
государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и
потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного
выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие
и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым
вмешательство государства в экономику.
Функции, выполняемые государством
по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и
устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его
вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют
минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно,
нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со
стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.
Если обратиться к
реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической
жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым
более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких
областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику.
Кратко обозначим эти сферы.
1. Перераспределение
доходов.
Рынок признает
справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках
факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения
факторов. В обществе же есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни
трудом (нетрудоспособные, неимущие). Они не участвуют в конкуренции, не
получают никаких доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но
трудоспособные, они не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное
распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных
товаров, их содержание становится задачей государства, а не рынка.
Во всех вышеперечисленных
случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, ибо то, что
справедливо с позиции рыночного механизма , несправедливо с общечеловеческих
норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе.
Государство берет на себя
задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся
предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая
правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса
частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование
соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные "правила
игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и
потребителями. На основе законодательства государство выполняет функции арбитра
в области экономических связей. Основные услуги, обеспечиваемые государством,
включают применение милицейских сил для поддержания общественного порядка,
введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной
системы, облегчающий обмен товаров и услуг.
2. Конкуренция служит
основным регулирующим механизмом в экономике. При конкуренции индивидуальные
производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям
покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения
продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной системы,
ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка,
являются убытки и в конечном счете банкротство.
Рост монополий резко
изменяет эту ситуацию. Государство пытается регулировать ситуацию двумя
способами. Оно образовывает государственные комиссии для регулирования цен и
устанавливает стандарты на предоставляемые услуги. Федеральное правительство
также использует антимонопольные законы.
Механизм рынка не
реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет
работать. Заметим, что обеспечение указанного права не аналогично наделению
всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Для
эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы, по ряду
причин в рыночной системе неизбежна безработица, что ставит перед государством
немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей
силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального
обеспечения людей, утративших рабочие места.
3. Монополизм и инфляция
- это две тяжелые “хронические болезни” рыночной экономики, которая
нуждается в проведении антимонопольной и антиинфляционной профилактики.
Суть государственной
антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит
в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и
услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу
предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные
расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны
могут возникнуть опасные явления – рассасывание товарных запасов, рост импорта
и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над
предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой
ситуации задача государственного регулирования экономики – притормозить рост
спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить
перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить
глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и
занятости в будущем.
4. Развитие фундаментальных научных исследований
с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в
отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь государство
стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Да и рынок
более эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов новой
техники и технологии.
Государство проводит
региональную политику, решая вопросы, возникающие при воздействии на рыночную
экономику исторических, национальных, демографических и других нерыночных
факторов. Региональная политика осуществляется при помощи финансовых стимулов и
государственных капиталовложений, которые обеспечивают привелегированное положение
отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и
территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса ; в других
– поощряется развитие новых отраслей и видов производств – носителей научно -
технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным
изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в
целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время
могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.
5. Реализация национальных
интересов в мировой экономике (регулирование внешнеэкономических связей) предполагает
проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над
международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные
курсы, управление платежными балансами и многое другое.
Таковы в общих чертах
верхние максимально допустимые пределы государственного вмешательства в
рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный
симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка
позволил решить основные социально-экономические проблемы современного
общества.
Если же государство
пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает
распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над
ценами, прощает предприятиям задолженность, сохраняет рабочие места в
технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую политику,
пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных
возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая
структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от
развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В
результате страдают те, ради которых государство шло на превышение пределов
разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым
разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной
государственной активности.
2. Субъекты экономической политики.
Субъектами экономической политики являются
носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.
Носители хозяйственных
интересов – это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду
признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных
доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные
рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и
крупные предприниматели, государственные служащие и т.д. У каждой из этих групп
есть свои интересы, обусловленные их социально - экономическим положением, а
также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.
Это первая линия связи хозяйственных интересов с
государственной экономической политикой.
Носители экономических интересов объединены в
развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации : это
профсоюзы, союзы предпринимателей и т.п. Некоторые их них насчитывают миллионы
членов (профсоюзы, например), другие играют огромную роль в экономике страны
из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских
учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например
ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации
какого- либо земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие
объединения являются выразителями хозяйственных интересов.
Это вторая линия связи
хозяйственных интересов с государственной экономической политикой.
Исполнителями хозяйственных интересов –
субъектами государственного регулирования экономики – являются органы трех
ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный
национальный банк. Они и будут проводить в жизнь программу государственной
экономической политики. В государствах с федеративным устройством (США, Канада,
ФРГ, Испания, Бразилия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и
правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные
экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов
власти среди субъектов государственного регулирования экономики, все более независимыми
в осуществлении государственного регулирования от законодательной власти
становятся исполнительные органы. Это главная, третья линия трансформации
частных экономических интересов в государственной экономической политике.
Интересным с точки зрения
изучения механизма государственного регулирования экономики является слияние
субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в
результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в
классическую схему парламентской или президентской республики. Например,
создается орган из представителей профсоюзов, союзов предпринимателей и исполнительной
власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и
трудящимися.
Основная часть таких
органов формально осуществляет консультативную деятельность, но в действительности
решающим образом воздействует на государственную экономическую политику. К
таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве,
министерствах финансов и т.п.
Другая группа
государственно-частных органов хозяйственного регулирования – это советы по
сферам деятельности, например, научно - технический, по региональной политике,
по профессиональному образованию. В отличие от отраслевых советов в них наряду
с сотрудниками правительственных органов входят представители самых разных
фондов, отраслей, банков, различных организаций и общественных движений.
Это четвертая линия связи
между носителями экономических интересов и государственным регулированием
экономики: носители (в данном случае заинтересованные фирмы) – выразители
(союзы предпринимателей) – советы при государственных регулирующих органах. По
этой линии происходит корректировка интересов частного хозяйства с интересами
других социальных, профессиональных, общественных групп.
Обратная связь
государственного регулирования экономики с носителями хозяйственных интересов
довольно жесткая.
Во-первых, успех
регулирования проявляется в темпах роста, улучшении структуры хозяйства, росте
занятости, здоровом платежном балансе, снижении темпов инфляции, повышении
жизненного уровня.
Страницы: 1, 2, 3
|