Реферат: Города и проблемы
Реферат: Города и проблемы
Большие города- одна из характерных особенностей прогресса
человечества:здесь значительно выше производительность труда, лучше
используются материальные и духовные ресурсы,активнее развиты культура, наука и
образование.Поэтому и растут большие города быстрее других городских поселений
,особенно в последнем столетии.
Но давайте взглянем на другую сторону медали:как большие города влияют на
природу, на организм человека- жителя таких городов - мегаполисов. Для начала
несколько цифр. Так среди 94 крупнейших столичных городов мира Москва по
рождаемости находится на 62 месте, по смертности жителей - на 71. Средняя
продолжительность жизни - этот основной показатель, показывающий здоровье
населения ,- сегодня в столице нашего государства на 2-3 года меньше, чем в
Будапеште, Софии; на 3,5-5 лет меньше, чем в Вене, Париже, Стокгольме.
Негативное воздействие мегаполиса на здоровье населения начинается еще до
рождения:исследования, проведенные как по линии Всемирной организации
здравоохранения,так и по заданию Моссовета,показали ,что именно в период
зарождения и вынашивания плода будущего гражданина, когда развитие клеток
организма происходит очень быстро, факторы окружающей среды в мегаполисах
действуют хотя и опосредовано, но неумолимо, создавая предпосылки будущих
болезней,уродств, неправильного формирования личностных характеристик, а то и
угрожая самой жизни. Дело в том, что накопление генетических изменений в
наследственном аппарате под воздействием загрязненной атмосферы может сделать
процесс вырождения людей необратимым.Ведь если в какой-либо популяции 30% ее
членов приобретут генетические изменения,то популяция может выродится,
исчезнуть.
Угарный газ и окислы азота,столь интенсивно выделяемые напервый взгляд
невинным голубоватым дымком из глушителя автомобиля или заводской трубы,- вот
одна из основных причин наших головных болей, усталости немотивированного
раздражения, низкой трудоспособности. Сернистый газ способен воздействовать на
генетический аппарат, способствуя бесплодию и врожденным уродствам,а все вместе
эти факторы,включая шум,безжалостно проникающий во все помещения и мешающий
нашему производительному труду и отдыху, ведут к стрессам,нервным проявлениям,
стремлению к уединению, безразличию даже к самым близким людям -
родителям,супругам,а то и детям. Стоит ли после этого удивляться, что в
мегаполисе Москва распадается каждый второй брак, в то время как в небольших
городах - только 3-4?
В больших городах также более широко распростанены заболевания органов
кровообращения и дыхания,инфаркты,гипертоническая, болезнь и новообразования.
Однако вернемся к общему состоянию экологической обстановки в Москве,
рассмотрим более подробно причины и источники загрязнения окружающей среды.
Прежде всего оно связано с промышленными предприятиями. В результате хаотичной
промышленной застройки, недостатка экологически чистых технологий столичная
агломерация стала одной из самых загрязненных в Центральном экономическом
районе. В городе и пригороде размещается более 4 тысяч
промышленно-производственных объектов, из которых 930 постоянно выбрасывают в
атмосферу более 200 вредных веществ,некоторые из них относятся к первому классу
опасности: свинец, медь, кадмий, ртуть и др. А улавливается только около 70 %
выбросов. Не благополучно и с организацией санитарно-защитных зон:их размеры не
выдерживаются у 356 предприятий.В итоге более двух миллионов москвичей
вынуждены жить в экологически неблагополучных условиях.
Далее. Ежегодно в Москве образуется около 6 миллионов отходов производства,
из которых вторично используется немногим более половины, треть вывозится на
свалки и полигоны,а остальная часть либо скапливается на каких-то территориях,
либо поступает в канализационные или ливневые сети. Прогнозы показывают,что
накопление отходов может идти быстрее,чем их утилизация,и тем ухудшить
ситуацию.
Пищевые отходы и сточные воды предприятий оказывают негативное влияние на
реки Москвы.Хотя за последние 20 лет построено более 1000 очистных сооружений,
но что делать с образующимися на них осадками, не решено, и до тех пор они,
необезвреженные,сбрасываются в те же водоемы, канализацию или овраги, загрязняя
тем самым почвы, воду и артезианские горизонты. Могло бы помочь оборотное
водоснабжение,но оно охватывает в мегаполисе только 60 % от возможного,что в
1.5 раза меньше,чем в среднем по стране. В итоге в реку Москву сбрасываеся в
сутки до полумиллиона кубометров недостаточно очищенных сточных вод.
Такое огромное количество отходов объясняется уровнем технологии:столичная
промышленность вывозит своей продукции (в тоннах) втрое меньше, чем получает
сырья и полуфабрикатов. Сами собой напрашиваются основные решения проблемы -
вывод из Москвы опасных в экологическом отношении промышленных предприятий,по
меньшей мере их реконструкция - внедрение современных малоотходных технологий.
Второй источник загрязнения - автотранспорт,"вклад" которого в
атмосферу составляет до 90 % по окиси углерода и 70 % по окиси азота.
Автомобиль также добавляет в почву и воздух тяжелые металлы и другие вредные
вещества.
Еще одна группа источников ухудшения условий жизни - физические факторы. Так
каждого из нас преследует шум,неумолимо проникая повсюду, мешая нашему сну,
затрудняет отдых, снижает трудоспособность,способствуя возникновению и
распространению заболеваний нервной системы, органов слуха. В условиях
акустического дискомфорта в настоящее время проживает каждый москвич.Источники
шума - промышленные предприятия и различные виды транспорта.
Но можно ли в большом городе снизить уровень шума? Можно. С одной стороны,
надо строить жилые,да и общественные здания с противошумной изоляцией стен;при
планировке внутренних помещений выводить комнаты для отдыха и занятий во дворы,
а для тех окон, что смотрят на магистрали, предусматривать тройноеостекление,-
это в 2,5 раза снижает уровень шума.С другой стороны,трассы автомобильного и
рельсового транспорта нужно прокладывать в тоннелях, озеленять примагистральные
территории,а внутриквартальные проезды делать тупиковыми,чтобы исключить
постоянное движение транспорта.
Немало вреда приносит и вибрация.Наиболее значимые ее источники в городе -
линии метрополитена мелкого заложения,трамвайные и железнодорожные
пути.Максимальное влияние данных источников регистрируется преимущественно в
нижних этажах и полуподвальных помещениях.Вибрация оказывает неблагоприятное
влияние на самочувствие людей, состояние нервной системы,сердце и кровеносные
сосуды.
Много в Москве источников инфразвука - компрессорные станции,
дизель-генераторные установки,воздухозаборные шахты метро, виброплощадки, где
уровни инфразвука достигают более 100 децибел, и автотранспорт. Особенность
инфразвука в том, что его колебания усиливаются за счет резонанса в тоннелях и
помещениях малых объемов и неблагоприятно воздействует на человека:изменяется
частота сердечных сокращений, ритм дыхания, нарушается деятельность нервной
системы.
Мегаполис невозможно себе представить без развития радио и телевидения,
радиолокации, расширения сети высоковольтных линий электропередач. Но все это
привело к увеличению уровня электромагнитных излучений по сравнению с
природным, естественным фоном.
Свою долю вносят учреждения, работающие с радиоактивными веществами,
реакторами, электрофизическими установками, создающими ионизирущее излучение. В
городе масса рентгеновских аппаратов, три атомных реактора, все шире
применяется радиоизотопы.Общий фон в городе пока относительно постояннен - от 6
до 25 микрорентген в час, его уровень несколько выше у объектов атомной
проышленности и в местах существовавших до 60-х годов в черте города небольших
захоронений радиоактивных отходов.
Обобщая сказанное, нельзя не прийти к заключению,что низкий уровень здоровья
населения Москвы, увяданиеее природных факторов есть прямое следствие
хаотичной, непродуманной застройки мегаполиса и недостаточного учета экологических
факторов. Противостоять этому предназначена разрабатываемая в настоящее время
программа "Экология Москвы". Она включит в себя широкомасштабные
оздоровительные мероприятия,а также,ряд архитектурно-планировочных решений по
борьбе с загрязнением,которые вкратце можно свести к следующему:развитие и
реконструкция улично-дорожной сети, бестранспортные пешеходные зоны в
центральной части города, организация системы скоростных дорог и магистралей
непрерывного движения,озеленение улиц,площадей и скверов,газификация
автотранспорта и поиск относительно безвредных видов топлива, дальнейшее
развитие троллейбусного парка и общественного транспорта, ужесточение контроля
за выхлопными газами и др.
В центр внимания этой работы должен быть поставлен человек, удовлетворение
его потребностей и сохранения здоровья, как это делается во многих столицах
развитых стран.
Программа "Экология Москвы" должна быть вневедомственной. Именно
ведомственный подход и ведомственная разобщенность - причины дефектов
градостроительства и экологической напряженности. Ведомства,ведущии
строительство и реконструкцию на территории города, имеют мощные строительные
базы, но не заботятся в должной мере об оздоровлении окружающей среды.Городские
же строители не в состоянии обеспечить выполнение природоохранных мероприятий.
Настало время создать временный или постоянно действующий коллектив для
определения эколого-гигиенических приоритетов, для выработки научных основ
ликвидации неблагоприятного влияния антропогенной деятельности на окружающую
среду и население,а также сохранения и рационального использования природных
ресурсов столичного региона.
|