Реферат: Гармонизация налоговых систем стран-членов Европейского союза
Реферат: Гармонизация налоговых систем стран-членов Европейского союза
Одним из важнейших факторов,
позволяющих говорить о становлении действительно единой Европы, является
гармонизация налоговых систем стран-членов Европейского союза (ЕС). Этому
процессу уделяется особенное внимание, поскольку только при его успешной
реализации можно говорить о создании единого рынка товаров, услуг, капитала и
рабочей силы.
Учитывая стремление нашей страны к вступлению в
Европейский союз (на первых порах хотя бы на правах ассоциированного члена),
для Российской Федерации данная проблема также представляет существенный
интерес. Важность соответствия российской налоговой системы требованиям,
предъявляемым в рамках ЕС, была подчеркнута заместителем министра финансов РФ
С. Шаталовым ("Экономика и жизнь", N 23 1995 г.,
с. 1).
Кроме того, социально
ориентированная, регулируемая (разумеется, в разумных пределах) рыночная
экономика, существующая в настоящее время в странах ЕС, важной составляющей
частью имеет соответствующую налоговую систему, без создания которой ее
построение вряд ли возможно.
Наконец, необходимо учесть
серьезность декларируемых Минфином намерений преобразовывать существующую
сейчас в РФ налоговую систему в направлении создания более благоприятных
условий для интеграции российской экономики в мировую (и как ее часть -
европейскую). Таким образом, имея информацию о развитии налоговых систем государств-членов
ЕС, можно получить представление о том, какими путями будет развиваться
российская (а также, возможно, стран СНГ) налоговая система.
При проведении совместной политики в
области налогообложения в рамках ЕС, с одной стороны, понимается важное
значение максимально возможной степени унификации в этой области, с
другой - требование учета интересов стран-членов Союза, зачастую прямо
противоположных. Это приводит к тому, что, как правило, вначале принимается на
уровне декларации принципиальное решение, как должен быть в будущем решен тот
или иной вопрос, затем начинает проводиться длительная и постепенная работа по
гармонизации национального налогового законодательства. Поэтому одновременно с
основными нормами существует большое количество переходных положений, а также
правил, имеющих локальное действие для одного государства или группы
государств. В данной статье рассматриваются в основном принципиальные
положения.
Начало процессу гармонизации
налоговых систем европейских государств было положено в 1951 году, когда было
создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). В соответствии с договором
об образовании ЕОУС на границах стран-участников были ликвидированы таможенные
пошлины на продукцию черной металлургии и каменноугольной промышленности. В
отношении третьих стран стал применяться единый таможенный тариф.
Впоследствии в рамках Европейского
экономического сообщества (ЕЭС) проводились активные меры по созданию
всеобъемлющего таможенного союза, окончательное оформление которого должно
произойти 1 января 1996 года. Таможенные пошлины на внутриевропейских границах
будут упразднены полностью на все виды товаров, а в отношении стран, не
входящих в ЕС, будет проводиться единая таможенная политика (обе меры на
практике с некоторыми исключениями осуществляются уже сейчас). Столь длительное
построение таможенного союза объясняется главным образом тем, что при
вступлении в ЕЭС и ЕС новых членов (Великобритании, Дании, Ирландии в 1973 г.,
Греции в 1981 г., Испании и Португалии в 1986 г., Швеции, Австрии, Финляндии в
1995 г.) приходилось идти на определенные компромиссы, учитывая сложившиеся в
них положения в сфере внешнеэкономической деятельности.
Согласно Договору об образовании
ЕЭС, вступившему в силу в 1958 году, в обязательном порядке унификации
подлежали налог на добавленную стоимость, налоги на потребление и иные
косвенные налоги. В отношении прямых налогов также активно проводится политика
их выравнивания.
Наибольшие успехи достигнуты в
области НДС. В 1977 году была принята 6-я Директива Совета Министров стран ЕЭС,
предусматривающая полную унификацию принципов исчисления НДС. Дальнейший
прогресс в этой сфере был достигнут в связи с вступлением в силу 1 ноября 1993
года Договора о создании Европейского союза (так называемого "Маастрихтского
договора"). Новое регулирование НДС было введено заблаговременно, 1 января
1993 года. Эта дата считается моментом образования единого европейского рынка.
Если сейчас, как и ранее, НДС
уплачивается в стране, где товар продается конечному пользователю, и
соответственно при его вывозе для продажи он освобождается от НДС страны
происхождения, то начиная с 1997 года ситуация может поменяться прямо в
противоположную сторону. Предполагается, что НДС будет взиматься в стране, где
товар был изготовлен, в результате чего поставки в другую страну-член ЕС будут
по своему налоговому режиму идентичны поставкам внутри страны, то есть можно
говорить о создании действительно единого рынка. Подобный порядок уже
существует в сфере посылочной торговли (по каталогу). В перспективе
предприниматели смогут вычитать из подлежащей уплате суммы НДС, соответствующую
составляющую в цене поставленного им из другой страны-члена ЕС товара, равную
НДС, уплаченному в стране происхождения.
Полностью сняты какие-либо
ограничения на ввоз из одной страны в другую товаров, приобретаемых конечными
потребителями в личных целях. Ранее эти ограничения распространялись на
подакцизные товары: алкогольные напитки, сигареты и так далее. Связано это
было, разумеется, не с наличием дефицита этих товаров в каких-либо странах, а с
тем, что при их покупке акциз и НДС попадали в бюджет государства, на
территории которого осуществлялась продажа. Существует одно серьезное
исключение из этого принципа. При покупке новых (со сроком эксплуатации менее 3
месяцев) автомототранспортных средств сохранен прежний порядок. В этом случае,
даже если, к примеру, автомобиль или мотоцикл приобретается частным лицом, НДС
уплачивается в стране, в которую это транспортное средство ввозится.
Дополнительная унификация
достигается путем выравнивания ставок НДС. Размер стандартной ставки должен
составлять не менее 15 процентов. Разрешено вводить льготные ставки, но не ниже
5 процентов. Ограниченный круг товаров, имеющих важное социальное значение,
может быть освобожден от НДС (данное положение носит временный характер).
Упорядочению подвергаются и налоги
на потребление (акцизы). Некоторые из них отменяются. Так, в ФРГ в 1992 году
были упразднены акцизы на соль, чай, сахар. Акциз на кофе был сохранен исключительно
по просьбам торговцев и производителей, опасавшихся, что из-за его отмены могло
произойти падение цен и кофе потерял бы статус элитарного напитка.
Дополнительные трудности в процессе
унификации косвенных налогов создает их неодинаковое значение при формировании
бюджетов различных государств ЕС. Так, в Греции косвенные налоги составляют 70
процентов налоговых поступлений, а в Бельгии - 40.
Подвергнута изменениям и система
взимания налогов. Межгосударственные налоговые границы упразднены. Теперь все
предприятия зарегистрированы в едином реестре плательщиков НДС, им присвоены
отдельные идентификационные номера, под которыми предприниматели передают
сведения в финансовые органы о поставляемых ими за пределы их стран товарах и
соответственно приобретаемых за рубежом (в пределах ЕС), таким образом место
осуществления налогового контроля переносится с межгосударственных границ
непосредственно на предприятия.
Отдельный комплекс проблем
составляют платежи, осуществляемые в рамках европейской аграрной политики. В
законодательстве большинства стран-членов ЕС закреплено положение о том, что
налоги могут преследовать и иные, кроме фискальных, цели, то есть
использоваться при осуществлении государственного регулирования экономики. Так,
при ввозе сельскохозяйственной продукции из третьих стран на территорию ЕС в
случае, если мировые цены ниже европейских, импорт облагается пошлиной, равной
по своему размеру этой разнице. При вывозе собственной продукции европейский
производитель получает соответствующую компенсацию, равную разнице между
мировой ценой и ценой, по которой он мог бы (хотя бы теоретически) осуществить
продажу на территории ЕС. Как правило, европейские цены выше мировых, однако в
тех редких случаях, когда это не так, пошлина взимается при вывозе товара за
пределы ЕС, а компенсация выплачивается при ввозе. По мнению самих европейских
специалистов, налоговая политика в сфере продаж сельскохозяйственных продуктов,
несмотря на высокий уровень вмешательства государственных органов в рыночные
отношения, крайне неэффективна.
Важным фактором, позволяющим говорить о государственном
характере ЕС, является наличие собственного бюджета, формируемого в
значительной степени не из взносов государств-членов Союза, а из
"европейских" налогов. В бюджет ЕС зачисляются, в частности,
сельскохозяйственные пошлины, а также определенная доля от НДС, собираемого
национальными финансовыми органами.
В заключение необходимо еще раз
отметить эволюционный характер всех изменений, осуществляемых в рамках процесса
построения единого европейского рынка. На создание таможенного союза ушло
примерно 45 лет, однако в настоящее время темпы ускорились и на создание
единого пространства, где будет взиматься гармонизированный НДС, отводится
значительно меньше времени. В любом случае о возможных изменениях становится
известно заблаговременно, не менее чем за 1 год. Принципиальные изменения
планируются и становятся известными общественности в долгосрочной (до 5 лет)
перспективе, что позволяет субъектам предпринимательской деятельности
осуществлять стратегическое планирование.
Комментарий. На данную
статью существует ссылка -> Основы налогового права. Учебно-методическое
пособие. Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Инвест Фонд,
1995. C. 317.
|