Реферат: Физиология (ФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ)
Реферат: Физиология (ФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ)
Этот файл
взят из коллекции
Medinfo
http://www.doktor.ru/medinfo
http://medinfo.home.ml.org
E-mail: medinfo@mail.admiral.ru
or medreferats@usa.net
or pazufu@altern.org
FidoNet 2:5030/434 Andrey Novicov
Пишем рефераты
на заказ - e-mail:
medinfo@mail.admiral.ru
В Medinfo для вас
самая большая
русская коллекция
медицинских
рефератов,
историй болезни,
литературы,
обучающих
программ, тестов.
Заходите
на http://www.doktor.ru - Русский
медицинский
сервер для
всех!
ФИЗИОЛОГИЯ
ПАМЯТИ
На
прошлой лекции
мы рассмотрели
проблему приобретения
индивидуального
опыта,т.е. проблему
обучения.Процесс
обучения
неразрывно
связан с памятью.Под
памятью понимают
свойство жи-
вых
систем,в
частности,ЦНС,воспринимать,фиксировать
,хранить
и
воспроизводить
следы ранее
действующих
раздражителей.Память
характерна
не только для
ЦНС;существует
генетическая
память
,иммунная
память.Нервная
память,осуществляемая
ЦНС,характери-
зуется
тем,что хранение
информации
о прошедших
событиях внеш-
него
мира и об ответных
реакциях организма
на эти события
используется
организмом
для построения
модели текущего
или
будущего
поведения."Запись"
информации,которая
хранится в ЦНС
,получила
название
энграммы.Слово
"запись"употребляется
здесь
весьма
условно.Поступление
и записывание
информации
в мозге
существенно
отличается
от аналогичных
процессов в
ЭВМ.Для то-
го
, чтобы понять
наиболее важные
различия этих
двух про-
цессов,рассмотрим
простые примеры.Во-первых
,хорошо извест-
но,что
короткий список
не связанных
друг с другом
слов запом-
нить
легче,чем длинный.Это
банальное
утверждение
свидетельст-
вует
о том,что у человека
образование
памяти не аналогично
сбору
информации
на магнитной
ленте или в
электронном
блоке
машины,когда
процесс накопления
информации
продолжается
до
тех
пор,пока не
прекращается
внешний "ввод"
или не исчерпыва-
ется
информационная
емкость.Второй
важный пример
заключается
в
том,что мы запоминаем
не столько
подробности,сколько
суть,наиболее
общие положения,а
затем из центров
речи извле-
каются
необходимые
слова.В этом
отношении
память человека
также
значительно
отличается
от электронной.Мозг
человека от-
бирает,сортирует
и хранит лишь
наиболее важную,общую
информа-
цию,т.е.
память человека
селективна,тогда
как ЭВМ хранит
без
разбора
всю введенную
информацию.Таким
образом,важнейшей
ха-
рактеристикой
памяти является
ее избирательность.Свойство
из-
бирательности,равно
как и свойство
забывания,позволяют
мозгу
не
быть "затопленным"
потоком непрерывно
поступающих
сигна-
лов,позволяет
избежать своего
рода "информационной
катастро-
фы".Проиллюстрируем
сказанное.
Специальными
методами
рассчитано,что
информационная
ем-
кость
человеческого
мозга равна
приблизительно
3х10 в 8 сте-
пени
бит.Поток сознательно
воспринимаемой
информации
от всех
сенсорных
систем в среднем
составляет
20 бит/с (варьирует
от
40
бит/с при чтении
до 3 бит/с при
счете).Таким
образом ,при
бодрствовании
около 16 часов
в сутки и продолжительности
жиз-
ни
70 лет общее
поступление
информации
в мозг составит
около
3х10
в 10 степени бит,что
в 100 раз превышает
информационную
емкость
мозга.Отсюда
следует,что
храниться в
мозге может
не
более
1% от общего потока
информации,т.е.
в долговременную
память
отбирается,прежде
всего,наиболее
важная информа-
ция,например,та,которая
имеет значение
для выживания
индиви-
дуума
и т.д.
Каким
же образом
осуществляется
отбор той информации
в
значительной
степени выполняет
такая важная
физиологическая
и
психологическая
реакция как
внимание.В
отличие от
ориентиро-
вочного
рефлекса "Что
такое?",цель
которого -
неспецифическое
повышение
возбудимости
ЦНС для лучшего
восприятия
любой
сенсорной
информации,реакция
внимания - это
один из механиз-
мов
устранения
избыточности
сенсорного
потока,избирательного
подавления
многих сенсорных
входов .
Разберем
сравнительную
характеристику
ориентировочного
рефлекса
и реакции внимания.
Ориентировочный
рефлекс. Внимание.
1.
Обеспечивает
наилучшее 1.
Обеспечивает
отбор и наи-
восприятие
любых сенсорных
лучшее восприятие
опреде-
стимулов.
ленных стимулов
и подавле-
ние
восприятия
других.
2.
Увеличивает
общий поток
2. Увеличивает
поступление
в
сенсорной
информации,пос-
мозг лишь важной
в данный
тупающей
в мозг. момент
информации,
ограни-
чивая
поступление
"шумов".
3.
Механизмы
торможения
при 3. Механизмы
торможения
иг-
первичном
действии стиму-
рают важную
роль "фильтра"
ла
не характерны.
при первичном
действии
стимула.
4.
Замыкается
преимущест-
4. Реализуется
с участием РФ
венно
в РФ ствола
мозга. ядер
таламуса , структур
лимбической
системы и КБП.
5.
Активирует
диффузно всю
5. Обеспечивает
более изби-
кору.
рательную
активацию опре-
деленных
зон коры.
При
многократном
повторении
действия одного
и того же
стимула
ориентировочный
рефлекс и реакция
внимания тормо-
зятся,развивается
привыкание
,в результате
которого ЦНС
прак-
тически
не реагирует
на данный
раздражитель.Угасание
реакции
на
повторяющийся
раздражитель
является важным
механизмом
от-
бора
информации
для запоминания.Установлено,что
не но-
вая,несколько
раз повторяющаяся
информация,очень
плохо запо-
минается.В
качестве примера
можно привести
степень запоминае-
мости
такой темы как
"Органы чувств"
после прохождения
ее на
анатомии,гистологии
и физиологии.Результат
такого изучения
известен
.Итак,какую же
информацию
мозг хорошо
запоминает?По
крайней
мере,она должна
удовлетворять
двум требованиям:быть
новой
и быть для человека
значимой
(интересной).Проанализиру-
ем,какие
структуры мозга
оценивают эти
характеристики
инфор-
мации.Прежде
всего,необходимо
учитывать то
обстоятельство,что
оценка
текущей информации
дается на основе
уже имеющейся,при-
обретенной
в результате
предшествующего
обучения или
опы-
та,при
этом происходит
извлечение
хранящейся
в памяти инфор-
мации
и сопоставление
прошлого опыта
с настоящим.Можно
счи-
тать,что
в оценке новизны
и значимости
поступающей
информации
участвуют
практически
все интегративные
структуры
мозга:преж-
де
всего,ассоциативные
зоны коры,сенсорные
зоны,лимбическая
система,гипоталамус,таламус,РФ
ствола мозга.Наиболее
значимая
информация
отбирается
для длительного
хранения,т.е.
перево-
дится
в долговременную
память.Данная
функция осуществля-
ется,прежде
всего,с участием
нейронных
структур гиппокампа.
Разберем
классификацию
различных видов
памяти.Выделяют
следующие
виды памяти:
1.
эмоциональную
память (одну
из самых длительных)
2.
двигательную
или моторную
память ( автоматизированные
двигательные
навыки)
3.
словесно-логическую
память
По
временному
признаку различают
:
Кратковременная
Долговременная
сенсорная
первичная
вторичная
третичная
память
память память
память
стимул
(до 1с.) (неск.секунд)
( мин.-годы) (вся
жизнь)
стирание
вытеснение
забывание
забывания
новой
инфор- от неисполь-
не проис-
мацией
зования ходит
Образование
любого вида
памяти характеризуется
следующей
последовательностью
событий :
1.
- сортировка
и выделение
новой информации,
2.
- формирование
энграммы,
3.
- долговременное
хранение значимой
для организма
ин-
формации,
4.
- извлечение
и воспроизведение
хранимой информации.
Отбор
информации
осуществляется
благодаря
реакции внима-
ния,рассмотренной
ранее.Остановимся
теперь более
подробно на
механизмах
формирования
энграммы.
Важный
вклад в создание
современной
теории памяти
внес
канадский
физиолог Хебб.Он
предположил,что
внешний стимул
сразу
приводит к
образованию
лабильного
следа памяти
в моз-
ге,который
вскоре исчезает.Переход
информации
в долговремен-
ную
память связан
со стабильными
структурно-функциональными
изменениями
в нейронах.Доказательствами
такой двойственности
механизмов
памяти служат
результаты
опытов с применением
электрошока.Действие
на мозг электрического
импульса в 120
В
и
120 mА в течение
1 с.приводит к
развитию
судорог,потере
сознания
и последующей
потере памяти
на события,не-
посредственно
предшествовавшие
электрошоку.Развивается
т.н.
ретроградная
амнезия ,при
которой утрачивается
память только
на
события в течение
лишь нескольких
секунд перед
воздейству-
ет,память
же на более
давние события,напротив,не
страдает и
хорошо
сохраняется.Это
говорит о том,что
кратковременная
и
долговременная
память используют
различные
механизмы
фиксации
информации.
Итак
,механизмы
кратковременной
памяти.Основой
для гипо-
тезы
о функциональном
механизме
кратковременной
памяти послу-
жили
морфологические
данные Форбса
и Лоренте де
Но ,которые
детально
описали замкнутые
нейронные цепи
на всех уровнях
ЦНС.Ряд
физиологов,в
частности
,Рашевски,на
основании этих
морфологических
данных создал
модель памяти.Согласно
этой мо-
дели,импульсы
от сенсорных
путей попадают
в замкнутые
нейрон-
ные
сети ,где длительное
время они циркулируют
( ревербериру-
ют)
без какого-либо
дополнительного
подкрепления.Эти
самости-
мулируемые
замкнутые
цепи,в которых
реверберирует
поток им-
пульсов,являются
основой кратковременной
памяти,Изобразим
схематически
одну из таких
нейронных
цепей-ловушек.
Механизмы
долговременной
памяти связаны
со структурными
изменениями
в нейронах.Можно
выделить несколько
нейрохими-
ческих
механизмов,связанных
с образованием,консолидацией
и
хранением
энграмм.
Важная
роль в образовании
устойчивых
временных
связей (
обучении
) принадлежит
повышению
эффективности
синаптической
передачи.Некоторые
пути повышения
проводимости
синапсов мы
обсудили
ранее.Остановимся
более подробно
на функции т.н.
ин-
формационных
молекул.
В
50-ых годах шведский
исследователь
Хиден установил
тесную
связь между
степенью выработки
двигательных
навыков и
содержанием
РНК в нейронах
соответствующих
моторных центров.В
ходе
обучения содержание
РНК в нейронах
заметно повыша-
лось.Хиден
обнаружил,что
нейроны - самые
активные продуценты
РНК
в организме.В
одном нейроне
содержание
РНК может коле-
баться
от 20 до 20 000 пикограмм,причем
,нейроны,содержащие
наибольшее
количество
РНК ,оказывались
ответственными
за хра-
нение
большого объема
информации.На
основании этих
данных Хи-
ден
высказал
предположение,что
именно молекула
РНК является
главным
нейрохимическим
субстратом
памяти.
Гипотезу
Хидена развил
Мак-Коннелл.Им
были выполнены
знаменитые
опыты на белых
червях - планариях
по "переносу
па-
мяти".У
планарий вырабатывали
условный рефлекс
избегания све-
та.Для
этого их подвергали
действию
электрического
тока,если
они
попадали в
освещенный
участок специально
сконструирован-
ной
камеры.После
выработки
устойчивого
навыка избегания
света
планарий
умерщвляли,размельчали
и затем скармливали
порошок
"обученных"
планарий
необученным.После
этого у необученных
планарий
появлялся навык
избегания
света.Однако,если
порошок
"
обученных"
червей предварительно
обрабатывали
раствором
РНК-азы,а
затем скармливали
его другим
необученным
планари-
ям,то
у них навык
избегания света
не появлялся.
Из
результатов
этих опытов
Мак-Коннелл
делал вывод
о том
,что
молекула РНК,являясь
носителем
информации
в ЦНС,способна
передавать
память на конкретные
события.
Опыты
Мак-Коннелла
неоднократно
пытались
воспроизвести
многие
исследователи.Результаты
чаще не повторялись,одна-
ко,несомненно,что
существует
некая связь
между накоплением
информации
в нейронах и
повышением
в них содержания
РНК.
Американский
физиолог Унгар
связывал хранение
информации
в
ЦНС с функцией
целого ряда
пептидов и
белков.Он открыл,вы-
делил
из мозга крыс
и расшифровал
структуру
одного такого
нейропептида
- скотофобина,состоящего
из 15 аминокислот.Для
того
,чтобы отличить
вновь синтезируемый
при обучении
пептид
от
множества
других,имеющихся
в мозге ,Унгар
вырабатывал
у
крыс
неестественный
для них условный
рефлекс - избегания
тем-
ноты,Крыса
,как ночное
животное,в
норме избегает
света и
стремится
в экспериментальном
открытом поле
скрыться в ка-
кую-либо
затемненную
норку.Но как
только она
забиралась
в
темную
норку,она получала
удар тока.В
конце концов
такая
крыса
приучалась
избегать темноты
,чем существенно
отличалась
от
своих сородичей,лишенных
данного навыка.Из
мозга обученных
крыс
Унгар выделил
особый пептид
( скотофобин
: скотос - тем-
нота,фобия
- страх),который
никогда не
встречался
в мозге
нормальных
животных.Однако
вскоре выяснилось.что
и скотофобин
не
явился той
молекулой
памяти ,которая
была бы способна
за-
писывать
ту или иную
конкретную
информацию.По
своей структуре
скотофобин
оказался похож
на молекулу
АКТГ,которая
также об-
ладала
способностью
улучшать формирование
памяти,но не
явля-
лась
специфичной
ни для одного
навыка.
В
последние годы
был открыт еще
ряд веществ,влияющих
на
образование
и консолидацию
энграммы.В
частности,белки
-100 и
14-3-2.
Белок -100 взаимодействует
с системой
сократительных
белков
и системой
транспорта
кальция в нейронах
и глиальных
клетках
,а белок 14-3-2 участвует
в процессах
гликолиза в
нервных
клетках.Установлено,что
при различных
видах обучения
количество
этих белков
в нейронах коры
и гиппокампа
значи-
тельно
возрастает.
Некоторые
гормоны также
способны влиять
на процессы
фор-
мирования
памяти.Так,вазопрессин
улучшает обучение
и консоли-
дацию
следов памяти,а
окситоцин,напротив,вызывает
забывание
той
или иной
информации,амнезию.Эндорфины
и энкефалины
ухуд-
шают
формирование
условных рефлексов
и запоминание,но
улучша-
ют
хранение уже
имеющейся
информации.
Имеется
обширный
экспериментальный
и клинический
матери-
ал
об участии
классических
нейромедиаторных
систем в механиз-
мах
обучения и
памяти,он изложен
в специальной
литературе.В
последние
годы большое
значение придается
ГАМК-ергическим
ме-
ханизмам
в процессах
памяти.ГАМК
и ее аналоги
существенно
улучшают
обучение ,образование
энграммы,улучшают
воспроизве-
дение
хранящейся
информации.Это
используется
,в частности,в
клинике.Для
улучшения ряда
интеллектуальных
процессов
исполь-
зуется
аналог ГАМК
- ноотропил.
В
настоящее время
лучше всего
изучены проблемы
хранения
информации
в нейронах
.Вопрос о том,каким
образом происходит
"считывание"
записанной
информации,т.е.т
как осуществляется
извлечение
из памяти и
воспроизведение
той или иной
информа-
ции,остается
открытым.Можно
лишь констатировать,что
воспроиз-
ведение
информации
- активный
процесс,затрагивающий
те же
структуры
мозга,что и
реакция внимания,и
его осуществление
сопряжено
иногда со
значительными
умственными
усилиями.
ФИЗИОЛОГИЯ
СНА.
Сон
- это особое
состояние
организма,характеризующееся
угнетением
или даже "отключением"
сознания,снижением
всех ви-
дов
чувствительности
и общей двигательной
активности.
Цикл
сна-бодрствования
является наиболее
характерным
проявлением
циркадианных
биологических
ритмов,свойственным
всем
живым организмам.Циркадианные
(околосуточные)
биоритмы
связаны
с периодом
вращения Земли
вокруг своей
оси,период
этих
ритмов ,таким
образом,приблизительно
равен 24 часам.Дол-
гое
время полагали,что
суточные ритмы
являются лишь
пассивным
отражением
в деятельности
живых организмов
смены дня и но-
чи.Однако
эксперименты,проведенные
французом
Мишелем Сифф-
ром,доказали
существование
эндогенных
суточных ритмов
в усло-
виях
отсутствия
внешних задатчиков
времени,т.е.
отсутствия
смены
дня и ночи,в
пещере.Сиффр
провел в пещере,куда
не про-
никал
естественный
свет,около 6
месяцев .Он
регистрировал
каждый
цикл - сон-бодрствование
как 1 сутки.Результаты
пока-
зали,что
"сутки" Сиффра
были несколько
длиннее,чем
24 часа,но
они
оставались
в среднем в
пределах 26-28
часов.Эти данные
свидетельствуют
о том,что в ЦНС
существует
эндогенные
задат-
чики
(осцилляторы,водители
ритмов) суточных
ритмов.Роль
эндо-
генных
биологических
часов у некоторых
животных выполняет
эпифиз,у
млекопитающих
- супрахиазменные
ядра гипотала-
муса,контролирующие
смену цикла
сон-бодрствование,температуру
кожи
и уровень
соматотропного
гормона в
крови.Возможно
,су-
ществуют
и другие водители
ритмов,однако
их локализация
в
мозге
ока не установлена.В
нормальных
условиях эндогенные
ос-
цилляторы
суточных биоритмов
взаимодействуют
с внешними сре-
довыми
сигналами,такими
как внешнее
естественное
освещение )
наиболее
важный),температура
окружающей
среды,время
кормле-
ния.У
человека существует
еще один,очень
важный внешний
за-
датчик
суточного ритма
- будильник.
Итак
, в цикле сон-бодрствование
особое внимание
иссле-
дователей
всегда привлекал
сон.Лишение
(депривация)
сна при-
водит
на 10-15 сутки к
гибели животных,т.е.
сон является
жиз-
ненно
важной потребностью
животных и
человека.
Различают
несколько
стадий сна в
зависимости
от характе-
ра
ЭЭГ .
1
фаза - бодрствование
при расслабленном
состоянии,на
ЭЭГ
преобладает
альфа-ритм (
8-13 Гц.,50 мкв)
2
фаза - засыпание
.Альфа-ритм
подавляются
тета-волны
(4-8
Гц.,150 мкв).Характерны
т.н. веретена
частотой 12-14 Гц.
3
фаза - неглубокий
сон,на ЭЭГ
наблюдается
дальнейшее
снижение
частоты ритма,вплоть
до появления
дельта-ритма
(
0,5-3,5
Гц.,250-300 мкв)
4
фаза - умеренно
глубокий
сон.Дельта-волны
и К-комп-
лексы.
5
фаза - глубокий
сон,характерен
дельта-ритм
6
фаза - парадоксальный
сон,на ЭЭГ -
бета-ритм , как
в
состоянии
бодрствования
( частота свыше
13 Гц.,25 мкV).
Длительность
цикла П фаза
- парадоксальный
сон в среднем
составляет
около 90 минут,
за ночь происходит
3-5 кратное че-
редование
этих циклов,причем
длительность
фазы парадоксально-
го
сна в общей
структуре сна
составляет
у взрослого
человека
около
20-25 %.у младенца
она равна 60 %.
Наиболее
важным является
разделение
сна на ортодоксаль-
ный
или медленный
(дельта-сон) и
парадоксальный
или быстрый
сон,при
котором на ЭЭг
регистрируется
бета-ритм,как
в состоя-
нии
бодрствования.Основные
отличия этих
двух фаз сна
состоят
в
следующем.Во
время медленного
сна у человека
замедляется
пульс,снижается
АД,урежается
дыхание ,розовеет
кожа,скелетные
мышцы
находятся в
определенном
тонусе,который
ниже по сравне-
нию
с уровнем
бодрствования,но
тем не менее
выражен.На ЭЭГ
регистрируется
бета-ритм.Сон
в эту фазу наиболее
глубок.Как
правило,человеку
в фазу медленного
сна не снятся
сны.Во время
парадоксального
(быстрого) сна,когда
на ЭЭГ регистрируется
бета-ритм,вегетативные
функции организма
значительно
изменя-
ются:учащается
дыхание,пульс,повышается
АД.Скелетные
мыш-
цы,напротив,находятся
в состоянии
максимального
расслабле-
ния,атонии,на
этом фона отмечаются
их подергивания.Наиболее
характерной
чертой быстрого
сна являются
быстрые движения
глазных
яблок,поэтому
в литературе
эту стадию сна
называют
БДГ
-сон (быстрые
движения глаз
- сон).Если разбудить
челове-
ка
в фазу быстрого
сна,он скажет,что
ему снился
сон.За состо-
яние
медленного
и быстрого сна
отвечают разные
структуры моз-
га.Так
,серотонинергические
нейроны ядер
шва продолговатого
мозга
отвечают за
возникновение
дельта-сна.Норадренергические
нейроны
голубого пятна
продолговатого
мозга и нейроны
РФ
среднего
мозга выступают
как антагонистическая
система,от-
ветственная
за возникновение
быстрого сна
и состояние
бодрствования.Кроме
нервных
механизмов,регулирующих
стадию
дельта-сна,существует
ряд нейрохимических
факторов,обладающих
гипногенным
действием.К
ним относятся
фактор,накапливающийся
в
мозге при
бодрствовании
и расходующийся
при дельта-сне
.Од-
ним
из наиболее
важных гуморальных
факторов является
пептид
дельта-сна.
ПДС состоит
из 9 аминокислот,введение
его живот-
ным
вызывает
сон,преимущественно
дельта-сон. ПДС
оказывал в
экспериментах
выраженное
антистрессорное
действие,увеличивал
резистентность
к опухолям,нормализовал
функции иммунной
системы.У
человека введение
ПДС существенно
улучшало сон
при
его
нарушениях.Существует
также ряд
веществ,препятствующих
развитию
сна.К ним относят
ангиотензин-11
и тиреотропный
гор-
мон.
Физиологическая
роль сна и его
отдельных
стадий до конца
не
определена.
Значение сна
можно свести
к трем основным
его
функциям:
1)
компенсаторно-восстановительной
2)
информационной
3)
психодинамической
и антистрессорной.
Во
сне происходит
восстановление
энергетических
и пласти-
ческих
субстратов,израсходованных
в течение активного
бодрствования.В
определенной
степени это
связано с преоблада-
нием
тонуса блуждающего
нерва,увеличением
секреции СТГ
и т.д.
В
течение сна
происходит
восстановление
запасов катехоламинов
в
нейронах
ЦНС,снижается
интенсивность
функционирования
неко-
торых
органов ( сердце
и др.),происходит
расслабление
скелет-
ной
мускулатуры.Все
это позволяет
оговорить о
компенсатор-
но-восстановительной
роли сна.Информационная
функция сна
свя-
зана,прежде
всего ,с фазой
быстрого сна.Именно
в эту фазу ЦНС
осуществляет
сортировку
и оценку
информации,поступившей
в пе-
риод
бодрствования:значительная
часть информации
отбрасыва-
ется,происходит
ее забывание
или т.н. "негативное
обуче-
ние":часть
информации
(наиболее
важная),наоборот,переходит
в
долговременную
память.Во время
быстрого сна
человек видит
различные
сновидения,которые
могут выполнять,в
определенной
мере,функцию
психологической
защиты.Во сне
происходит
"осу-
ществление"нереализованных
желаний и,таким
образом,частичная
нейтрализация
отрицательных
эмоций.Во время
сна может прихо-
дить
неожиданное
решение какого-либо
вопроса,никак
не решав-
шегося
в состоянии
бодрствования
(например,сны
Кекуле или
Менделеева
).Все это можно
отнести к т.н.
психодинамической
функции
сна.Адаптационная,антистрессорная
функция сна
связана
с
фазой дельта-сна.Установлено
,что любое увеличение
физи-
ческой,умственной
или эмоциональной
активности
отражается
в
первую
очередь на
продолжительности
дельта-сна.Избирательное
лишение
дельта-сна, как
правило, переносится
испытуемыми
зна-
чительно
тяжелее,чем
быстрого сна,при
этом у них
развиваются
типичные
признаки
стресса.Таким
образом,дельта-сон
представ-
ляет
собой механизм
неспецифической
адаптации,нейтрализующий
негативные
последствия
различных
стрессорных
воздействий.
_Теории
сна.
В
начале 20-го века
французские
исследователи
Лежандр и
Пьерон
сформулировали
гуморальную
теорию сна или
теорию гип-
нотоксина.Согласно
этой теории,при
бодрствовании
в крови и
ликворе
накапливаются
какие-то токсические
вещества,которые
вызывают
сон,их назвали
гипнотоксины.Эти
исследователи
полу-
чали
экстракт из
мозга собак,лишенных
сна в течение
11 су-
ток,и
затем вводили
его в/в выспавшимся
собакам,которые
сразу
же
впадали в глубокий
сон.Однако ряд
наблюдений
над сросши-
мися
близнецами
с общей системой
кровообращения
опроверг эту
теорию.Так
,было отмечено,что
когда один
близнец спал,второй
может
бодрствовать.Таким
образом,в
первоначальном
виде теория
гипнотоксина
не подтвердилась.
Согласно
теории Павлова
И.П.,сон представляет
собой про-
цесс
разлитого
торможения
коры.По Павлову
,различают два
вида
сна:
пассивный сон
и активный
сон.Пассивный
сон наступает
при
прекращении
поступления
афферентной
импульсации
практически
от
всех сенсорных
систем,т.е. при
сенсорной
депривации.Актив-
ный
сон,напротив,представляет
собой процесс
внутреннего
тор-
можения,развивающийся
в коре в результате
длительной
выработ-
ки
условных рефлексов,их
дифференцировки
и т.д.
Швейцарский
физиолог Гесс
выдвинул подкорковую
теорию
сна.Он
установил,что
раздражение
вентромедиального
гипотала-
муса
электрическим
током приводит
к наступлению
сна даже у
выспавшихся
животных.Результаты
этих опытов
позволили ему
рассматривать
вентромедиальный
гипоталамус
как центр
сна.Другие
исследователи,
Мэгун и Моруцци
обнаружили,что
раздражение
РФ ствола вызывало
реакцию пробуждения.Таким
об-
разом,установлено,что
в ЦНС существуют
две функционально
про-
тиводействующие
системы, ответственные
за состояние
сна и
бодрствования.
П.К.Анохин
объединил все
эти данные в
единую теорию
сна
и
бодрствования.Согласно
этой теории,сон
представляет
собой
результат
циклических
взаимодействий
центров сна
и пробужде-
ния.В
состоянии
бодрствования
РФ активизирует
КБП,а кора ,в
свою
очередь ,тормозит
центр Гесса.При
развитии торможения
в
коре
происходит
растормаживание
центра Гесса
,который подав-
ляет,тормозит
функцию РФ и
неспецифических
ядер таламуса,что
приводит
к функциональной
"деафферентации"коры,процесс
тормо-
жения
в ней усиливается,наступает
сон. |