Реферат: Физическая культура в стране и обществе
Реферат: Физическая культура в стране и обществе
Министерство
Образования
Российской Федерации
Татарский Институт Содействия Бизнесу
Юридический факультет
Физическая культура в стране и обществе
Реферат по
По физическому воспитанию
выполнила:
студентка 2-курса
гр. 982-к
Гайфуллина И.
|
|
Казань - 2000 г.
Физическая культура в стране
и обществе.
На
современном этапе развития страны в условиях качественного преобразования всех
сторон жизни общества возрастают требования к физической подготовленности наших
сограждан, необходимой для успешной их трудовой деятельности.
Перестройка
народного образования в стране поставила перед высшей школой задачу коренного и
всестороннего улучшения профессиональной подготовки и физического воспитания
будущих специалистов.
В
новых условиях повышается социальная значимость физического воспитания в
формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускника вуза с
высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности.
Гармоничность
развития личности ценилась всеми народами и во все времена.
Первоначально
слово “культура” в переводе с латинского означало “возделывание”, “обработка”.
По мере развития общества понятие “культура” наполнялось новым содержанием.
Сейчас
это слово в общечеловеческом понимании - это и определенные черты личности
(образованность, аккуратность и т.п.) и формы поведения человека (вежливость,
самообладание и т.п.), либо формы общественной,
профессионально-производственной деятельности (культура производства, быта,
досуга и т.п.).
В
научном смысле слово “культура” это все формы общественной жизни, способы
деятельности людей. С одной стороны это процесс материальной и духовной
деятельности людей, а с другой стороны - это результаты (продукты) этой
деятельности.
В
содержание “культура” в широком смысле слова входят, например, и философия, и
наука, и идеология, право, всестороннее развитие личности, уровень и характер
мышления человека, его речь, способности и т.д.
Таким
образом “культура” - это творческая созидательная деятельность человека.
Основу
и содержание культурно-психологического процесса развития “культуры”
составляет, прежде всего, развитие физических и интеллектуальных способностей
человека, его нравственных и эстетических качеств.
Исходя
из этого, физическая культура, является одной из составных частей общей
культуры, она возникает и развивается одновременно и наряду с материальной и
духовной культурой общества.
Физическая
культура имеет 4 основные формы:
·
физическое воспитание и
физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионольно-прикладная
физическая подготовка);
·
восстановление здоровья
или утраченных сил средствами физической культуры - реабилитация;
·
занятия физическими
упражнениями в целях отдыха, т.н. - рекреация;
·
высшее достижение в
области спорта.
Следует
отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении рационально,
в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное время. От
того, как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности,
учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его
жизнедеятельности. Физическая культура и спорт здесь занимают важное место. Ибо
физическая культура - это здоровье.
Физическая
культура (воспитание) предполагает соблюдение правил общественной и личной
гигиены, гигиены труда и быта, режимов труда и отдыха, т.е. это процесс
окультуривания человека.
Спорт
- это тоже здоровье, но это в плане выполнения утренней физической зарядки.
Спорт
высших достижений и здоровье понятия далеко не однозначны. Спорт высших
достижений занял сегодня в жизни общества место, которому нет аналогий в
истории.
Его
проблемы стали предметом пристального изучения не только медиков и педагогов,
но и философов, социологов. Его влияние учитывают сегодня и политики.
Система
физического воспитания имеет ряд отличительных черт, таких как:
·
народность, которая
проявляется в стремлении внедрять физическую культуру в быт народа, в демократическом
характере физкультурных организаций, в широком использовании народных игр, как
средства оздоровления и закаливания;
·
научность, системы
физического воспитания заключается, в использовании всех достижений
общественных и естественных наук, которые находят свое отражение во всех
звеньях системы физического воспитания, и непрерывно расширяются и углубляются
во всех направлениях исследований, в том числе по совершенствованию самой
системы физвоспитания.
Термин
“физическая культура” впервые появился в Англии в конце прошлого века.
Физическая
культура - это специфический вид социальной деятельности, в процессе которой
происходит удовлетворение физических и духовных потребностей человека
посредством целенаправленных занятий физическими упражнениями, усвоения и
применения соответствующих знаний и навыков, а также участия в спортивных
мероприятиях и соревнованиях.
Физическая
культура посредством физических упражнений готовит людей к жизни и труду,
используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт,
отдых, гигиена и т.д.), определяющих состояние здоровья человека и уровень его
общей и специальной физической подготовки.
Показателями
состояния физической культуры в обществе являются:
·
массовость ее развития;
·
степень использования
средств физической культуры в сфере образования и воспитания;
·
уровень здоровья и
всестороннего развития физических способностей людей;
·
уровень спортивных
достижений;
·
наличие и уровень
квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров;
·
пропаганда физической
культуры и спорта;
·
степень и характер
использования СМИ, в сфере задач, стоящих перед физической культурой;
·
состояние науки и
наличие развитой системы физического воспитания.
Физическая
культура - продукт развития определенных исторических условий.
Когда
же и в силу каких причин возникла физическая культура? Какие стадии она прошла
в своем развитии?
В
истории человеческого общества не существовало времен, народов, которые бы не
имели хотя бы в самой элементарной форме, физического воспитания.
Состояние
и уровень развития физической культуры на том или ином этапе зависит от ряда
условий:
·
географической среды;
·
условий труда, быта,
условий жизни и уровня развития производительных сил, экономических и
социальных факторов.
Первыми
и самыми древними средствами физической культуры были естественные движения
человека, связанные с его жизнедеятельностью. Первоначально формой организации
физического воспитания была игра, игровые движения. Игра и физические
упражнения способствовали развитию мышления, сообразительности и смекалки,
укрепляли волю.
В
рабовладельческом обществе физическая культура приобрела классовый характер и
военную направленность. Она использовалась для подавления недовольства
эксплуатируемых масс внутри государства и ведения захватнических войн. Впервые
созданы системы физического воспитания и специальные учебные заведения.
Появилась профессия преподавателя физвоспитания. Занятия физическими
упражнениями расценивались наравне с занятиями поэзией, драматургией, музыкой.
Участниками древнегреческих Олимпийских игр были: Гиппократ (медик), Сократ
(философ), Софокл (драматург) и др.
В
эпоху феодализма физическое развитие народов осуществлялось в процессе трудовой
деятельности, подвижных игр, бытового, культурного и военного характера.
В
период капитализма физическая культура была поставлена на службу укрепления
основ своего политического господства правящим классом.
Особенностью
развития физической культуры в период капитализма является то, что
господствующий класс вынужден заниматься вопросами физического воспитания
народных масс. Это, прежде всего, объяснялось интенсификацией труда, а также
постоянными войнами за колонии, рынки сбыта, которые требовали создания
массовых армий хорошо физически подготовленных для ведения войн.
В
период утверждения капитализма зарождается спортивно-гимнастическое движение,
возникают кружки и секции (клубы) по отдельным видам спорта.
В
период существования СССР главная социальная функция физического воспитания
состояла в формировании физически совершенных, социально активных, морально
стойких, предельно преданных этому строю здоровых людей.
Цель
физического воспитания конкретизируется в его задачах, первый круг которых
состоит в оздоровлении, воспитании и образовании занимающихся.
·
Оздоровительная задача состоит
в гармоническом развитии форм и функций организма, направленном на укрепление
здоровья, повышение устойчивой сопротивляемости к заболеваниям организма и его
закаливания.
·
Воспитательная задача
состоит в развитии двигательных качеств человека (сила, быстрота, выносливость
и др.), а также волевых качеств, в умении противостоять утомлению.
·
Оздоровительная задача
состоит в формировании жизненно важных двигательных умений, навыков и знаний.
Ко
второму кругу задач относятся задачи связи физического воспитания с другими
сторонами воспитания, а именно, нравственным, умственным, трудовым и
эстетическим.
Третий
круг задач - это задачи общественно-политического характера, состоящие в
привлечении молодежи к общественно-политической деятельности, в патриотическом
воспитании, в укреплении дружеских связей между спортсменами нашей
|