Реферат: Финансы и кредит
Реферат: Финансы и кредит
3. Инфляция,
сущность, формы проявления и виды
В переводе с
латинского “инфляция” переводится как вздутие. В 1861 году впервые заговорили
об инфляции. Инфляция – это переполнение каналов обращения денежной
массы сверх потребности товарооборота, что вызывает обесценивание денежной
единицы и соответственно вызывает рост цен на товары. Не смотря на то, что
инфляция проявляется в росте цен, по сути своей это сложное
экономико-социальное явление, вызванное диспропорциями в различных сферах
рыночного хозяйства. Инфляция проявляется: 1. В росте цен. 2. В
понижении курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте. 3. В
увеличении цены золота, выраженной в национальной денежной единице. Причины
инфляции: внутренние (1. Монополизация экономики; 2. Циклическое развитие
экономики; 3. Нарушение пропорций между спросом и предложением; 4. Доходами и
расходами, накоплением и потреблением; 5. Увеличение скорости оборота денег; 6.
Дефицит государственного бюджета) и внешние (1. Структурные и мировые кризисы;
2. Валютная политика гос. направленная на экспорт инфляции).
Виды инфляции: 1. В зависимости от темпа роста
цен. Ползучая – цены растут не более 10% в год, характерны для
развития стран и оказывает стимулирование на экономику страны. Галопирующая
– до 100% в год, характерна для развитых стран. Гиперинфляция – более
50% в месяц или более 100% в год, характерна для кризисного состояния страны. 2.
В зависимости от причин инфляции. 1. Инфляция спроса возникает,
когда спрос превышает предложение (производственная сфера не в состоянии
удовлетворить потребности покупателей). Причины инфляции спроса.
1). Милитаризация экономики (военная продажа не функционирует на рынке и её
покупает гос. и отправляет в запас, её денежный эквивалент становится лишним
для обращения). 2). Дефицит гос. бюджета и рост гос. долга (покрытия дефицита
бюджета приводит к размещению займов гос. путем эмиссии банкнот, что вызывает
рост спроса, а, следовательно, и рост цен). 3). Кредитная экспансия банков
(расширение кредитования, это приведет к увеличению спроса, а, следовательно,
цен). 4). Импорт инфляции (эмиссия национальной валюты, воздействие внешнего
повышения цен). 5). Рост косвенных налогов (таможенные пошлины, НДС). 2.
Инфляция издержек. Причины инфляции издержек: 1. Рост издержек. 2.
Рост з/п. Повышение цен > необходимость индексации з/п > ведет к
увеличению издержек > увеличению цен > уменьшению прибыли. 3. Снижение
роста в производительности труда и объемов производства. Циклические колебания
производства приводят к уменьшению производительности труда, это вызывает
увеличение издержек, следовательно, сокращение предприятия, т.к. уменьшается
прибыль. 4. Расширение сферы услуг, т.к. для нее характерна низкая
производительность труда по сравнению с производственной сферой, и больший
удельный вес з/п в издержках.
4. Типы инфляции,
формы и методы антиинфляционной политики
Инфляция оценивается
с помощью показателя индекса цен. В условиях инфляции административное
регулирование рынка (замораживание цен и доходов, установление пределов их
роста, поддержание определенных пропорций между темпами роста
производительности труда и т.д.) может привести к подавленной инфляции.
Результатом этого является ломка рыночного механизма. Она проявляется в
перемещении товарных масс в тен. эк., распределении трудовых материальных
ресурсов становится не оптимальным, возникает дефицит бюджета. Её механизм самовоспроизводящийся.
Дефицит ожидания > увеличение спроса > уменьшение количества товаров >
острее дефицит > правота ожидания> увеличение спроса. > … Начинается
“бегство от денег”, т.е. увеличивается спрос на материальные ценности.
Антиинфляционные
меры должны быть направлены на установление рыночного равновесия. Инфляцию
ликвидировать невозможно, нужно сделать её управляемой и, прежде всего,
перевести в открытую форму. В антиинфляционной политике выделяют стратегию и
тактику.
Антиинфляционная
стратегия. 1.
Гашение инф. ожиданий: а) укрепление механизма рынка с помощью поощрения малого
бизнеса; б) борьба с монополиями; в) ослабление таможенных ограничений на ввоз
товаров; г) государство должно удерживать лимит денежной массы; он складывается
из долгосрочного темпа объемов производства и уровня инфляции, кот,
производство считает приемлемой и обязуется контролировать. 2.
Антиинфляционная денежная политика. Нужна осторожность, т.к. с одной стороны
это приведет к уменьшению спроса и уменьшению цен, но с другой стороны может
привести к увеличению процентной ставки и росту банкротства. 3.
Постепенная ликвидация дефицита гос. бюджета (увеличение поступлений;
сокращение расходов). В экономике надо больше брать, надо меньше давать из
казны. 4. Увеличение предложения за счет структурных преобразований в
экономике, конверсии военного производства, за счет стимулирования НТП,
создания новых товарных знаков. 5. Орган внешних инфляционных процессов
(за счет увеличения объема продаж гос. ценных бумаг; увеличение курса
национальной валюты). Антиинфляционная тактика. 1. Повышение
темпов развития производства с помощью гос. поддержки. 2. Увеличение
импорта и частичная реализация стратегических запасов, приватизация, повышение
процентных ставок по вкладам.
5. Сущность и
функции финансов. Финансовая политика
Резкое развитие
финансовых отношений произошло после 2 МВ, т.к. возросли объемы гос бюджетов
1. Распределительная
функция. Заключается в создании основных или первичных доходов среди
участников материального производства. Основные фонды: з/п рабочих, служащих,
доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; доходы
предпринимателей в сфере материального производства. Это распределение не обеспечивает
создание денежных средств, необходимых для развития страны, удовлетворения
культурных потребностей и т.д. Поэтому необходимо дальнейшее перераспределение
национального дохода между производственными и непроизводственными сферами
хозяйства, между отдельными регионами, социальными группами населения. В
результате получаются вторичные или производственные доходы. 2. Контрольная
функция. Заключается в контроле за распределением ВВП по целевым фондам и
целевым использованием этих средств. Проверка финансового законодательства,
своевременное исполнение финансовых обстоятельств перед бюджетом, налоговой
службой, банками, между предприятиями. 3. Регулирующая функция. Она
связана с вмешательством гос. через финансы (налоги, кредиты) в процессе
воспроизводства. Заключается в бюджетном и финансовом планировании, гос.
регулировании рынка ценных бумаг.
7. Финансовая система РФ, ее сущность и составляющие.
Финансовые потоки и их взаимосвязь
Это система форм и
методов образования, распределения и использования фондов денежных средств гос.
и предприятия. Она включает в себя следующие виды или блоки финансовых
отношений: 1. Гос. бюджетную систему. 2. Внебюджетные специальные фонды. 3.
Гос. кредит (центр финансы, регулируются на макро уровне). 4. Фонды
страхования. 5. Финансы предприятия различных форм собственности. Гос
бюджетная система включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов
федерации (89), местные бюджеты. Внебюджетные фонды (4 фонда, 20 др.
фондов). Гос. кредит – представляет собой форму экономических отношений
между физическими и юридическими лицами, где гос. выступает в роли заемщика.
(93 г. для покрытия дефицита бюджета были выпущены ГКО и Золотые сертификаты,
91 г. были выпущены гос. облигации, 95 г. – облигации федерального займа) Фонды
страхования. Страховые компании занимаются страхованием имущества
физических и юридических лиц. Финансы предприятий являются основой
финансов страны, т.к. они являются источником основной части финансовых
ресурсов. От состояния финансов предприятия зависит общее финансовое положение
в стране.
17. Сущность и
виды имущественного страхования. Формирование страхового фонда
Классификация
страхования. 1. Добровольное и обязательное. В РФ страхование классифицируется
на отрасли, под отрасли и виды. 2.1. Личное страхование. Объекты –
имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и
пенсионным обеспечением страхователя. 2.2. Страхование жизни и пенсии:
страхование на дожитие, страхование жизни и случай утраты трудоспособности,
страхов. и бракосочетанию, детей, пенсий, смешанное страхование. 2.3.
Страхование от несчастных случаев и болезни: на случай болезни, на случай
заражения конкретной болезнью, страхование спортсменов, туристов, от потери
доходов при болезни. 2.4. Медицинское страхование (здоровье): страхование общих
медицинских расходов, медицинских расходов при поездке за границу,
стоматологических расходов, на случай обследования и т.д. (2.3 и 2.4. могут
быть коллективными и индивидуальными).
13. Сущность и
функции гос кредита
Гос кредит как
финансовая категория выполняет следующие функции: а) распределительная
(формирует и использует централизованные денежные фонды гос., предназначена для
финансирования гос. расходов и дефицита гос. бюджета), б) регулирующая (гос.
регулирует денежное обращение, уровень %-ой ставки, производство, занятость),
в) контрольная.
РФ как кредитор.
Различают внутренние ссуды – заемщиками являются юридические лица или органы
исполнительной власти субъектов, носят целевой характер, обычно выдаются сроком
не более года, за плату, происходит строгий контроль за целевым использованием
средств, и внешние ссуды – кредиты иностранных орг и государствам, предстоящий
размер ежегодно устанавливаются официально.
РФ как гарант. Гос
гарантирует вклады населения в Сбербанке, гарантированные сбережения граждан
являются внутренним долгом. Гос является гарантом по долговым обязательствам
различных обществ и групп: стимулирует создание и деятельность
финансово-промышленных групп путем предоставления гос гарантий для привлечения
средств (инвестиции ресурсов). Гос. гарантии предоставляются малому предпринимательству
и по кредитам, предоставл коммерческими банками администрациям субъектов.
В последнее время
появились новые специфические формы кредита: лизинг, ипотека, кредитные карточки. Ипотека. Для
финансирования расширения основной деятельности (покупки оборудования, строительства)
предприятия берут долгосрочные ссуды, которые всегда являются обеспеченными.
Типичным видом залога является недвижимость. Ипотека – залог недвижимости с
целью получения ссуды. Лизинг. Арендодатель обязуется приобрести в
собственность указанное имущество и предоставить его арендатору во временное
пользование (обычно предусматривает выкуп оборудования по истечению срока
договора по остаточной стоимости). Лизинг выгоден всем участникам:
производитель расширяет рынок сбыта, лизингополучатель получает имущество без
привлечения кредитов, без больших начальных капиталов, мобилизует крупные
финансовые и при этом сохраняет стоимость собственных и заемных средств,
лизинговые платежи включаются в себестоимость, что уменьшает налогооблагаемую
базу; арендодатель: меньше, чем при кредитовании уровень риска, при хорошем
знании рынка имущество может быть куплено по более низким ценам, но в случае
высоких темпов инфляции лизинг может стать невыгодным. В качестве лизингодателя
могут выступать: банки, специализированные лизинговые компании, предприятия,
создаваемые продавцом или фирмами, занимающимися ремонтом и обслуживанием.
Виды лизинга: финансовый
(срок контракта равен амортизационному периоду – лизинг с полной
окупаемостью; объекты – любое имущество, кроме земли и природных объектов). Оперативный
(срок контракта значительно меньше срока службы оборудования (сервисный
лизинг); обязанность арендодателя по наладке, обслуживанию, использованию
оборудования); возвратный (собственник имущества продает его лизинговой
компании и одновременно заключает договор о долгосрочной аренде) – в случае
временных финансовых трудностей. Лизинговые платежи включают: сумму,
возмещающую стоимость оборудования (совпадает с амортизационными отчислениями)
+ комиссионное вознаграждение + плата за кредитные ресурсы + страховые платежи
и т.д.
14. Гос как
заемщик, упр гос долгом
Гос. займы
классифицируют по ряду признаков. 1. В зависимости от привлечения средств
(краткосрочные – меньше 1 года, используются для погашения временных разрывов
между доходами и расходами, выпускаются казначейские и муниципальные векселя;
среднесрочные – 1-5 лет, долгосрочные – свыше 5 лет, с помощью облигаций) 2. По
месту размещения: внутренние, внешние. 3. По субъекту заемных отношений: а)
займы, размещенные центральными органами управления, б) займы, размещенные
территориальными органами управления. 4. По обеспечению долговых обязательств:
закладные, беззакладные. 5. По характеру выплачиваемого дохода: выигрышные,
процентные, с нулевым купоном. Купон – вспомогательная ценная бумага, дающая
право на получение дохода по основной ценной бумаге. 6. С фиксированным
доходом, с плавающим доходом. 7. А) с правом досрочного погашения, б) без права
досрочного погашения. 2 способа погашения задолжности единовременно, частями
(займ погашается равными долями, возрастающими долями, снижающимися долями).
Активность гос. как заемщика характеризует состояние его финансов. Различают
внутренний и внешний долго государства. Обеспечением гос. долга служат все
активы, находящиеся в распоряжении правительства. Долговые обязательства могут
выпускаться в виде кредитов, получаемых правительством, гос. займов. Кредиторами
выступают физические и юридические лица. Для привлечения средств, гос выпускает
ценные бумаги, для дополнительно поощрения инвесторов им предоставляется
налоговые льготы.
Гос. выпускает: 1. государственные
краткосрочные облигации (ГКО) – 3, 6, 12 месяцев, продающиеся по цене
меньше номинала, погашающиеся по номиналу, основное назначение – покрытие
дефицита бюджета, операции производятся через уполномоченных дилеров, торговля
проходит ММВБ. 2.облигации федерального займа – с переменным доходом,
доходность определяется на основе доходности ГКО, номинал – 1000 р., 3.в целях
привлечения средств населения для финансирования, стабилизации экономики и
обеспечения гарантий сохранности сбережений выпущены облигации гос.
сберегательного займа (95-98 – 10 трлн. р.), доходность – ежеквартально, на
предъявителя. 4. Облигации золотого федерального займа – предусматривают
право владельца на получение слитков золота. 5. Векселя Минфина. 6. Облигации
гос. нерыночных займов – предназначены для привлечения крупных инвесторов.
Гос. осуществляет
внешнее заимствование у других государств, иностранных юридических лиц,
международных организаций, образуют внешний долг государства. Предельный размер
внешних заимствований не превышает обычно годовой объем платежей по
обслуживанию и выплате суммы внешнего долга, утверждаются в форме федерального
закона.
Лизинговая компания взяла кредит: 480
млн. долларов на 2 года под 20% годовых. Срок лизингового контракта – 4 года,
предусматривает право выкупа и возмещения стоимости оборудования – 1200 млн.
долларов, долями, равными амортизационным отчислениям 2 раза в год. Годовая
норма амортизации 20%. Ставка вознаграждения – 10% остаточной стоимости
оборудования. Плата лизингополучателю за кредит – раз в полгода исходя из % с
неоплачиваемой стоимости кредита. Определить общую сумму лизинговых платежей,
остаточную стоимость имущества, общую сумму платежей за кредит.
№ |
Остаточная стоимость,
млн. $ |
Возмещение ст-ти,млн. $ |
Комиссионные вознагр. |
Остаток кредита, млн.$ |
Плата за кредит |
Лизинговые платежи |
1 |
1200 |
120 |
120 |
480 |
48 |
288 |
2 |
1080 |
120 |
108 |
360 |
36 |
264 |
3 |
960 |
120 |
96 |
240 |
24 |
240 |
4 |
840 |
120 |
84 |
120 |
12 |
216 |
5 |
720 |
120 |
72 |
0 |
0 |
192 |
6 |
600 |
120 |
60 |
0 |
0 |
180 |
7 |
480 |
120 |
48 |
0 |
0 |
168 |
8 |
360 |
120 |
38 |
0 |
0 |
156 |
|
6240 |
960 |
626 |
0 |
120 |
1704 |
15. Формирование
фин ресурсов предприятия
Страницы: 1, 2
|
|