рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Финансы и кредит рефераты

Реферат: Финансы и кредит

3. Инфляция, сущность, формы проявления и виды

В переводе с латинского “инфляция” переводится как вздутие. В 1861 году впервые заговорили об инфляции. Инфляция – это переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребности товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и соответственно вызывает рост цен на товары. Не смотря на то, что инфляция проявляется в росте цен, по сути своей это сложное экономико-социальное явление, вызванное диспропорциями в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция проявляется: 1. В росте цен. 2. В понижении курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте. 3. В увеличении цены золота, выраженной в национальной денежной единице. Причины инфляции: внутренние (1. Монополизация экономики; 2. Циклическое развитие экономики; 3. Нарушение пропорций между спросом и предложением; 4. Доходами и расходами, накоплением и потреблением; 5. Увеличение скорости оборота денег; 6. Дефицит государственного бюджета) и внешние (1. Структурные и мировые кризисы; 2. Валютная политика гос. направленная на экспорт инфляции).

Виды инфляции: 1. В зависимости от темпа роста цен. Ползучая – цены растут не более 10% в год, характерны для развития стран и оказывает стимулирование на экономику страны. Галопирующая – до 100% в год, характерна для развитых стран. Гиперинфляция – более 50% в месяц или более 100% в год, характерна для кризисного состояния страны. 2. В зависимости от причин инфляции. 1. Инфляция спроса возникает, когда спрос превышает предложение (производственная сфера не в состоянии удовлетворить потребности покупателей). Причины инфляции спроса. 1). Милитаризация экономики (военная продажа не функционирует на рынке и её покупает гос. и отправляет в запас, её денежный эквивалент становится лишним для обращения). 2). Дефицит гос. бюджета и рост гос. долга (покрытия дефицита бюджета приводит к размещению займов гос. путем эмиссии банкнот, что вызывает рост спроса, а, следовательно, и рост цен). 3). Кредитная экспансия банков (расширение кредитования, это приведет к увеличению спроса, а, следовательно, цен). 4). Импорт инфляции (эмиссия национальной валюты, воздействие внешнего повышения цен). 5). Рост косвенных налогов (таможенные пошлины, НДС). 2. Инфляция издержек. Причины инфляции издержек: 1. Рост издержек. 2. Рост з/п. Повышение цен > необходимость индексации з/п > ведет к увеличению издержек > увеличению цен > уменьшению прибыли. 3. Снижение роста в производительности труда и объемов производства. Циклические колебания производства приводят к уменьшению производительности труда, это вызывает увеличение издержек, следовательно, сокращение предприятия, т.к. уменьшается прибыль. 4. Расширение сферы услуг, т.к. для нее характерна низкая производительность труда по сравнению с производственной сферой, и больший удельный вес з/п в издержках.

4. Типы инфляции, формы и методы антиинфляционной политики

Инфляция оценивается с помощью показателя индекса цен. В условиях инфляции административное регулирование рынка (замораживание цен и доходов, установление пределов их роста, поддержание определенных пропорций между темпами роста производительности труда и т.д.) может привести к подавленной инфляции. Результатом этого является ломка рыночного механизма. Она проявляется в перемещении товарных масс в тен. эк., распределении трудовых материальных ресурсов становится не оптимальным, возникает дефицит бюджета. Её механизм самовоспроизводящийся. Дефицит ожидания > увеличение спроса > уменьшение количества товаров > острее дефицит > правота ожидания> увеличение спроса. > … Начинается “бегство от денег”, т.е. увеличивается спрос на материальные ценности.

Антиинфляционные меры должны быть направлены на установление рыночного равновесия. Инфляцию ликвидировать невозможно, нужно сделать её управляемой и, прежде всего, перевести в открытую форму. В антиинфляционной политике выделяют стратегию и тактику.

Антиинфляционная стратегия. 1. Гашение инф. ожиданий: а) укрепление механизма рынка с помощью поощрения малого бизнеса; б) борьба с монополиями; в) ослабление таможенных ограничений на ввоз товаров; г) государство должно удерживать лимит денежной массы; он складывается из долгосрочного темпа объемов производства и уровня инфляции, кот, производство считает приемлемой и обязуется контролировать. 2. Антиинфляционная денежная политика. Нужна осторожность, т.к. с одной стороны это приведет к уменьшению спроса и уменьшению цен, но с другой стороны может привести к увеличению процентной ставки и росту банкротства. 3. Постепенная ликвидация дефицита гос. бюджета (увеличение поступлений; сокращение расходов). В экономике надо больше брать, надо меньше давать из казны. 4. Увеличение предложения за счет структурных преобразований в экономике, конверсии военного производства, за счет стимулирования НТП, создания новых товарных знаков. 5. Орган внешних инфляционных процессов (за счет увеличения объема продаж гос. ценных бумаг; увеличение курса национальной валюты). Антиинфляционная тактика. 1. Повышение темпов развития производства с помощью гос. поддержки. 2. Увеличение импорта и частичная реализация стратегических запасов, приватизация, повышение процентных ставок по вкладам.

5. Сущность и функции финансов. Финансовая политика

Резкое развитие финансовых отношений произошло после 2 МВ, т.к. возросли объемы гос бюджетов

1. Распределительная функция. Заключается в создании основных или первичных доходов среди участников материального производства. Основные фонды: з/п рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; доходы предпринимателей в сфере материального производства. Это распределение не обеспечивает создание денежных средств, необходимых для развития страны, удовлетворения культурных потребностей и т.д. Поэтому необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода между производственными и непроизводственными сферами хозяйства, между отдельными регионами, социальными группами населения. В результате получаются вторичные или производственные доходы. 2. Контрольная функция. Заключается в контроле за распределением ВВП по целевым фондам и целевым использованием этих средств. Проверка финансового законодательства, своевременное исполнение финансовых обстоятельств перед бюджетом, налоговой службой, банками, между предприятиями. 3. Регулирующая функция. Она связана с вмешательством гос. через финансы (налоги, кредиты) в процессе воспроизводства. Заключается в бюджетном и финансовом планировании, гос. регулировании рынка ценных бумаг.

7. Финансовая система РФ, ее сущность и составляющие. Финансовые потоки и их взаимосвязь

Это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств гос. и предприятия. Она включает в себя следующие виды или блоки финансовых отношений: 1. Гос. бюджетную систему. 2. Внебюджетные специальные фонды. 3. Гос. кредит (центр финансы, регулируются на макро уровне). 4. Фонды страхования. 5. Финансы предприятия различных форм собственности. Гос бюджетная система включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации (89), местные бюджеты. Внебюджетные фонды (4 фонда, 20 др. фондов). Гос. кредит – представляет собой форму экономических отношений между физическими и юридическими лицами, где гос. выступает в роли заемщика. (93 г. для покрытия дефицита бюджета были выпущены ГКО и Золотые сертификаты, 91 г. были выпущены гос. облигации, 95 г. – облигации федерального займа) Фонды страхования. Страховые компании занимаются страхованием имущества физических и юридических лиц. Финансы предприятий являются основой финансов страны, т.к. они являются источником основной части финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятия зависит общее финансовое положение в стране.

17. Сущность и виды имущественного страхования. Формирование страхового фонда

Классификация страхования. 1. Добровольное и обязательное. В РФ страхование классифицируется на отрасли, под отрасли и виды. 2.1. Личное страхование. Объекты – имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя. 2.2. Страхование жизни и пенсии: страхование на дожитие, страхование жизни и случай утраты трудоспособности, страхов. и бракосочетанию, детей, пенсий, смешанное страхование. 2.3. Страхование от несчастных случаев и болезни: на случай болезни, на случай заражения конкретной болезнью, страхование спортсменов, туристов, от потери доходов при болезни. 2.4. Медицинское страхование (здоровье): страхование общих медицинских расходов, медицинских расходов при поездке за границу, стоматологических расходов, на случай обследования и т.д. (2.3 и 2.4. могут быть коллективными и индивидуальными).

13. Сущность и функции гос кредита

Гос кредит как финансовая категория выполняет следующие функции: а) распределительная (формирует и использует централизованные денежные фонды гос., предназначена для финансирования гос. расходов и дефицита гос. бюджета), б) регулирующая (гос. регулирует денежное обращение, уровень %-ой ставки, производство, занятость), в) контрольная.

РФ как кредитор. Различают внутренние ссуды – заемщиками являются юридические лица или органы исполнительной власти субъектов, носят целевой характер, обычно выдаются сроком не более года, за плату, происходит строгий контроль за целевым использованием средств, и внешние ссуды – кредиты иностранных орг и государствам, предстоящий размер ежегодно устанавливаются официально.

РФ как гарант. Гос гарантирует вклады населения в Сбербанке, гарантированные сбережения граждан являются внутренним долгом. Гос является гарантом по долговым обязательствам различных обществ и групп: стимулирует создание и деятельность финансово-промышленных групп путем предоставления гос гарантий для привлечения средств (инвестиции ресурсов). Гос. гарантии предоставляются малому предпринимательству и по кредитам, предоставл коммерческими банками администрациям субъектов.

В последнее время появились новые специфические формы кредита: лизинг, ипотека, кредитные карточки. Ипотека. Для финансирования расширения основной деятельности (покупки оборудования, строительства) предприятия берут долгосрочные ссуды, которые всегда являются обеспеченными. Типичным видом залога является недвижимость. Ипотека – залог недвижимости с целью получения ссуды. Лизинг. Арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное имущество и предоставить его арендатору во временное пользование (обычно предусматривает выкуп оборудования по истечению срока договора по остаточной стоимости). Лизинг выгоден всем участникам: производитель расширяет рынок сбыта, лизингополучатель получает имущество без привлечения кредитов, без больших начальных капиталов, мобилизует крупные финансовые и при этом сохраняет стоимость собственных и заемных средств, лизинговые платежи включаются в себестоимость, что уменьшает налогооблагаемую базу; арендодатель: меньше, чем при кредитовании уровень риска, при хорошем знании рынка имущество может быть куплено по более низким ценам, но в случае высоких темпов инфляции лизинг может стать невыгодным. В качестве лизингодателя могут выступать: банки, специализированные лизинговые компании, предприятия, создаваемые продавцом или фирмами, занимающимися ремонтом и обслуживанием.

Виды лизинга: финансовый (срок контракта равен амортизационному периоду – лизинг с полной окупаемостью; объекты – любое имущество, кроме земли и природных объектов). Оперативный (срок контракта значительно меньше срока службы оборудования (сервисный лизинг); обязанность арендодателя по наладке, обслуживанию, использованию оборудования); возвратный (собственник имущества продает его лизинговой компании и одновременно заключает договор о долгосрочной аренде) – в случае временных финансовых трудностей. Лизинговые платежи включают: сумму, возмещающую стоимость оборудования (совпадает с амортизационными отчислениями) + комиссионное вознаграждение + плата за кредитные ресурсы + страховые платежи и т.д.

14. Гос как заемщик, упр гос долгом

Гос. займы классифицируют по ряду признаков. 1. В зависимости от привлечения средств (краткосрочные – меньше 1 года, используются для погашения временных разрывов между доходами и расходами, выпускаются казначейские и муниципальные векселя; среднесрочные – 1-5 лет, долгосрочные – свыше 5 лет, с помощью облигаций) 2. По месту размещения: внутренние, внешние. 3. По субъекту заемных отношений: а) займы, размещенные центральными органами управления, б) займы, размещенные территориальными органами управления. 4. По обеспечению долговых обязательств: закладные, беззакладные. 5. По характеру выплачиваемого дохода: выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Купон – вспомогательная ценная бумага, дающая право на получение дохода по основной ценной бумаге. 6. С фиксированным доходом, с плавающим доходом. 7. А) с правом досрочного погашения, б) без права досрочного погашения. 2 способа погашения задолжности единовременно, частями (займ погашается равными долями, возрастающими долями, снижающимися долями). Активность гос. как заемщика характеризует состояние его финансов. Различают внутренний и внешний долго государства. Обеспечением гос. долга служат все активы, находящиеся в распоряжении правительства. Долговые обязательства могут выпускаться в виде кредитов, получаемых правительством, гос. займов. Кредиторами выступают физические и юридические лица. Для привлечения средств, гос выпускает ценные бумаги, для дополнительно поощрения инвесторов им предоставляется налоговые льготы.

Гос. выпускает: 1. государственные краткосрочные облигации (ГКО) – 3, 6, 12 месяцев, продающиеся по цене меньше номинала, погашающиеся по номиналу, основное назначение – покрытие дефицита бюджета, операции производятся через уполномоченных дилеров, торговля проходит ММВБ. 2.облигации федерального займа – с переменным доходом, доходность определяется на основе доходности ГКО, номинал – 1000 р., 3.в целях привлечения средств населения для финансирования, стабилизации экономики и обеспечения гарантий сохранности сбережений выпущены облигации гос. сберегательного займа (95-98 – 10 трлн. р.), доходность – ежеквартально, на предъявителя. 4. Облигации золотого федерального займа – предусматривают право владельца на получение слитков золота. 5. Векселя Минфина. 6. Облигации гос. нерыночных займов – предназначены для привлечения крупных инвесторов.

Гос. осуществляет внешнее заимствование у других государств, иностранных юридических лиц, международных организаций, образуют внешний долг государства. Предельный размер внешних заимствований не превышает обычно годовой объем платежей по обслуживанию и выплате суммы внешнего долга, утверждаются в форме федерального закона.

Лизинговая компания взяла кредит: 480 млн. долларов на 2 года под 20% годовых. Срок лизингового контракта – 4 года, предусматривает право выкупа и возмещения стоимости оборудования – 1200 млн. долларов, долями, равными амортизационным отчислениям 2 раза в год. Годовая норма амортизации 20%. Ставка вознаграждения – 10% остаточной стоимости оборудования. Плата лизингополучателю за кредит – раз в полгода исходя из % с неоплачиваемой стоимости кредита. Определить общую сумму лизинговых платежей, остаточную стоимость имущества, общую сумму платежей за кредит.

Остаточная стоимость, млн. $ Возмещение ст-ти,млн. $ Комиссионные вознагр. Остаток кредита, млн.$ Плата за кредит Лизинговые платежи
1 1200 120 120 480 48 288
2 1080 120 108 360 36 264
3 960 120 96 240 24 240
4 840 120 84 120 12 216
5 720 120 72 0 0 192
6 600 120 60 0 0 180
7 480 120 48 0 0 168
8 360 120 38 0 0 156
6240 960 626 0 120 1704

15. Формирование фин ресурсов предприятия

Страницы: 1, 2