рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Финансово-промышленные группы как новое явление в финансовых отношениях рефераты

br>

3.2. Финансово-промышленные группы и

государственная поддержка.

Многие авторы подчеркивают, что создание ФПГ отвечает прежде всего интересам государства. Последнее получает возможность обеспечить более высокий уровень эффективности, динамичности, сбалансированности и управляемости экономики. Но авторы также отмечают, что интересы участников ФПГ в свою очередь, как правило, совпадают с интересами государства.

В такой ситуации очевидно, что в процессе создания ФПГ  государство должно оказывать поддержку их становления и развития. При этом речь идет не только о предоставлении дотаций и субсидий.

Основной вопрос взаимодействия государства и ФПГ - определение и задействование конкретных мер государственной поддержки и стимулирования, обеспечивающих положительный эффект. В этой связи комплекс конкретных мер, могущих позитивно повлиять на организацию ФПГ, видится следующим образом[14]:

1. Погашение задолженности федерального и региональных бюджетов перед участниками ФПГ в счет налогов, подлежащих ими к уплате в бюджеты.

2. Отмена для участников ФПГ авансовых платежей по налогу на прибыль.

3. Зачет убытков, понесенных участниками ФПГ, при определении налогооблагаемой прибыли головного предприятия.

4. Разрешение продажи участниками группы своей продукции другим ее членам по ценам ниже себестоимости.

5. Единовременное списание затрат по закупке материальных ресурсов на себестоимость продукции с зачетом НДС, уплаченного поставщикам ресурсов, при определении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.

6. Осуществление экспортно-импортных операций предприятиями-участниками ФПГ без внесения залоговых сумм на счета таможен (при наличии гарантии банка-члена ФПГ).

7. Наделение участников ФПГ правом экспорта стратегически важных сырьевых товаров по продукции, производимой в рамках ФПГ.

8. Предоставление отсрочки до завершения сделки по уплате таможенных платежей при проведении экспортных и импортных операций.

9. Образование инвестиционных и стратегических фондов ФПГ с направлением в них части отчислений в отраслевые внебюджетные фонды.

10. Создание фондов ФПГ (медстраха, соцстраха, занятости, НИОКР) с направлением в них обязательных отчислений.

11. Допущение отсрочки до конца текущего финансового года по уплате налога на прибыль в части, направляемой на инвестиции в отечественную экономику и подлежащей налогообложению по действующему законодательству.

Если хотя бы некоторые меры будут воплощены в жизнь, это окажет стимулирующие воздействие на формирование ФПГ в России. Вообще, многие авторы статей придерживаются мнения, что создание эффективных финансово-промышленных групп возможно только при обстоятельствах, когда государство активно содействует процессу формирования и развития ФПГ.

3.3. Создание финансово-промышленных групп

в отраслях оборонной промышленности.

В результате резкого перехода на новые условия хозяйствования предприятия оборонного комплекса лишились жесткого государственного регулирования в сфере производства и обращения. Либерализация цен и, как следствие, все возрастающая инфляция подорвали инвестиционную активность предприятий. Также положение усугубляется обвальной конверсией и стихийностью приватизации на начальном этапе.

Средством для преодоления существующих проблем отраслей оборонной промышленности (ООП) является создание ФПГ. В настоящее время в ООП ведутся работы по созданию около 20 ФПГ, которые будут межотраслевыми объединениями финансовых, производственных, торговых структур, нацеленных на выпуск конкурентоспособной военной и гражданской продукции.

Предполагается, что создание ФПГ на базе предприятий ООП[15]:

1) повысит экономическую и финансовую устойчивость предприятий - членов ФПГ;

2) расширит самостоятельность предприятий ООП, они будут рассчитывать на свои силы и меньше опираться на поддержку государства;

3) будет способствовать модернизации производства ООП за счет привлечения банковского капитала;

4) снизит вероятность банкротства предприятий и способствует их выходу на прибыльную работу;

5) будет способствовать перераспределению управленческих функций. Часть функций Госкомоборонпрома РФ и Главных управлений способны взять на себя ФПГ;

6) будет способствовать структурной перестройке экономики ООП, развитию производственно-финансовых отношений;

7) предотвратит падение производства в ООП, приостановит разрушение крупных технологических комплексов.

При формировании ФПГ на базе предприятий ООП должны учитываться их особенности, включая необходимость сохранения научного, промышленного и кадрового потенциала, сохранения и развития мобилизационных мощностей и т.д.

В настоящее время уже созданы и функционируют ФПГ “Уральские заводы”, “Сокол”, “Скоростной флот”, холдинговые компании - “Ленинец”, “Арсенал”, “Авиаприбор-холдинг” и корпорации - “Туполев”, Ильюшин” и др. Активизировалась работа по проектированию ряда международных ФПГ.

Благодаря созданию ФПГ в ООП достигается ряд преимуществ, таких как:

1) сохранение технологических и производственных связей между предприятиями после приватизации и их научно-технического потенциала;

2) возможность привлечения внебюджетных источников финансирования для осуществления конверсии и диверсификации производства;

3) обеспечение привлечения необходимых финансовых и материальных ресурсов для налаживания выпуска сложной конкурентоспособной продукции;

4) решение проблемы взаимных неплатежей в рамках создания интегрированных групп;

5) обеспечение гарантий сохранения и поддержания мобилизационных мощностей.

Наибольшие трудности при формировании и функционировании ФПГ в ООП обычно связаны с привлечением заемных средств. Имеется два пути привлечения внебюджетных средств участниками ФПГ - через банки и через фондовый рынок. Однако четвертая часть российских банков убыточна, а фондовый рынок находится на стадии своего формирования. Для привлечения иностранных инвесторов не созданы льготные условия. В то же время за счет создания ФПГ в ООП может быть обеспечен подъем как в области промышленности, так и в области накопления капитала.

В настоящее время нужно решить возникающие проблемы и устранить влияние сдерживающих факторов, в частности, снять жесткие ограничения на образование ФПГ. Тогда можно ожидать повышения взаимной заинтересованности промышленного и финансового секторов в создании ФПГ, расширения приватизации банковской сферы, создания элементов правовой инфраструктуры. В результате может быть осуществлена серьезная структурная перестройка промышленности.


3.4. Настоящее и будущее развития финансово-

промышленных групп в России.

На 1 января 1996 г. официально созданы 28 ФПГ, причем часть их образована по инициативе государства, однако число образований, являющихся по сути ФПГ, далеко не исчерпывается зарегистрированными. Среди таких, в частности, группы, созданные вокруг крупных банков.

По данным Госкомпрома РФ, на зарегистрированные ФПГ приходится около 190 инвестиционных проектов с годовой потребностью в финансировании около 4 млрд. долларов.

В стадии разработки и согласования находится около 10 проектов, около 100 инициативных групп заявили о желании организовать ФПГ. В состав действующих 28 ФПГ вошли 450 предприятий и организаций, среди них - 67 финансово-кредитных учреждений, включая коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные институты. Общая численность занятых в ФПГ составляет 2,5 млн. человек. [16] Краткие данные о ряде ФПГ приведены в приложении 1.

Взятый в 1993 г. курс на формирование в российской экономике интегрированных структур доказывает свою эффективность на фоне всеобщего спада производства. Анализ результатов деятельности ряда ФПГ позволяет сделать вывод о положительном влиянии интеграции промышленного и банковского капиталов на результаты их деятельности. В рамках ФПГ повышается надежность инвестиционных проектов - более высокий уровень финансовой, технологической и организационной устойчивости приводит к снижению инвестиционных рисков. Предприятия ФПГ увеличили объемы промышленного производства в 1994 г. на 4% по сравнению с 1993г., при этом на 20% возрос объем реализованной продукции, на 30% - объем экспорта, а просроченная задолженность сократилась на 15%. в 1995 г. по сравнению с 1994 г. объем промышленного производства по различным ФПГ возрос на 5 - 10%.[17]

По прогнозам Госкомпрома, уже в 1997 году в России будет зарегистрировано 150 финансово-промышленных групп, причем по крайней мере 20 из них будут величинами заметными даже на фоне мировых гигантов[18]. Однако, как считает А. Куц, пока не стоит мыслить слишком глобально. Более симпатичны проекты поскромнее. Например, Монтажспецбанк объединил вокруг себя 20 различных промышленных и торговых предприятий, уже занят выполнением задуманного, хотя пока эта группа не зарегистрирована.

Таким образом, возникшие в России финансово-промышленные группы активно занимаются широкомасштабной деятельностью, приносящей определенные успехи. Анализируя тенденции развития отечественных финансово-промышленных групп, можно сделать вывод, что в дальнейшем ожидается увеличение числа эффективно работающих ФПГ, которые будут способствовать развитию экономики.


Заключение.

Результаты ряда проведенных исследований, обобщивших мировой и первый отечественный опыт развития финансово-промышленных групп, показывают: широкомасштабное становление подобных крупных организационно-хозяйственных структур - одно из ключевых направлений выведения российской экономики из кризиса и ее реформирования на подлинно рыночных началах.

В настоящее время возникли объективные условия для формирования и деятельности финансово-промышленных групп в нашей стране. В создавшихся условиях формирование ФПГ - один из путей выживания промышленных предприятий. Большие надежды возлагаются на деятельность финансово-промышленных групп в отраслях военно-промышленного комплекса.

На сегодняшний день в нашей стране создана необходимая правовая база по созданию финансово-промышленных групп и уже имеется небольшой опыт в области их деятельности. Надеемся, что финансово-промышленные группы при помощи государства будут содействовать стабилизации экономической ситуации в стране.

Однако нельзя превращать формирование групп в очередную волюнтаристскую кампанию, навязывать эту форму предприятиям. Образование ФПГ и выбор их конкретного варианта - дело самих предприятий.

И последнее. Было бы неправильно сказать, что крупные корпорации и ФПГ не заключают в себе негативных сторон и тенденций. Дело, однако, в том, что идеальных общественных форм, которые не содержали бы отрицательных потенций, вообще не существует. Важно поэтому прежде всего трезво определить, что конкретно формирование финансово-промышленных групп может дать российской экономике в ее нынешнем состоянии.

Будем надеяться на то, что формирование новых организационных структур в нашей стране, в частности, финансово-промышленных групп, позволит преодолеть структурный кризис и стать на путь стабилизации отечественной экономики.

Приложение 1.


Продолжение.


Список использованной литературы.

1. Асламов И.Г., Манылов И.Е., Савинков А.Г. Финансово-промышленные группы в России // Деньги и кредит, №6, 1996.

2. Батизи Э. Уполномоченные банки и финансово-промышленная интеграция // Российский экономический журнал, №10, 1994.

3. Батчиков С., Петров Ю. Формирование финансово-промышленных групп и государство // Российский экономический журнал, №2, 1995.

4. Баумгартен Л. Особенности создания ФПГ в отраслях оборонной промышленности // Финансовый бизнес, №7, 1995.

5. Болотин В.В. Финансово-промышленные группы: возможности, реальность и нормотворчество // Финансы, №7,1995.

6. Болотин В.В. Закон о ФПГ принят: вопросы остаются // Финансы, №7, 1996.

7. Горбатова Л.В. Банки и промышленность: некоторые аспекты взаимодействия // ЭКО, №11, 1994.

8. Горбунов А. Формирование финансово-промышленных групп и освоение новых экономических механизмов // Финансовый бизнес, №9, 1994.

9. Грачева И. Финансово-промышленные группы // Финансовый бизнес, №7, 1995.

10. Гренбэк Г., Соломенникова Е. ФПГ: российская интерпретация // ЭКО, №8, 1994.

11. Дунаев Э.П. Создание финансово-промышленных групп в России // Вестник Московского университета, серия Экономика, №4, 1994.

12. Калин А. Промышленная политика, организационные преобразования // Экономист, №10, 1994.

13. Кузьмин А.К. Роль банка в процессе формирования и развития финансово- промышленных групп // Финансы, №1, 1995.

14. Куликов В., Латышева Г., Николаев А. Образование финансово-промышленных групп (необходимость, цели и механизмы) // Российский экономический журнал, №1, 1994.

15. Куликов В. Не корректировка, а переход к новой модели реформирования // Российский экономический журнал, №1, 1993.

16. Куликов В., Латышева Г., Николаев А. Российская приватизация: слова и дела // Российский экономический журнал, №7, 1993.

17. Куц А. ФПГ: эволюция или принудительная коллективизация // Финансист, №26, 1995.

18. Любинин А. Реорганизация акционерных обществ и становление финансово-промышленных групп // Российский экономический журнал, №11, 1994.

19. Макаревич Л.Н. Проблемы создания ФПГ в России // Банковское дело, №12, 1995.

20. Марголит Г. Создание финансово-промышленных групп в России // Проблемы теории и практики управления, №4, 1994.

21. Меньшикова О., Попова Т. Государственная поддержка ФПГ // Экономика и жизнь, №33, 1995.

22. Пайдиев Л. Создание ФПГ в России - трудный процесс // Экономист, №2, 1996.

23. Петишкина С. Роль банков в формировании ФПГ // Финансовый бизнес, №11, 1995.

24. Пономарев А.К. Проблемы и перспективы создания финансово-промышленных групп // Экономист, №12, 1994.

25. Промышленность и банки: окрепнут ли узы? // Экономика и жизнь, №37, 1995.

26. Средство смягчения ситуации (интервью с В.А.Прохоровым, Е.К.Новиковой) // ЭКО, №8, 1994.

27. Три вопроса о ФПГ (на вопросы отвечают Ю.Д.Апостолов, В.Г.Баев, А.Х.Бец, В.Н.Брайко, А.К.Бульхин, Б.В.Прилепский) // ЭКО, №8, 1994.

28. Федеральный закон РФ от 30 ноября 1995 года № 190-ФЗ “О финансово-промышленных группах” // Финансовая газета, №1, 1996.

29. Фрейнкман Л. Финансовый капитал и формирование новой промышленной структуры в России // ЭКО, №10, 1994.

30. Чибриков Г. О финансово-промышленных группах // Российский экономический журнал, №2, 1994.


[1] Федеральный закон РФ от 30 ноября № 190-ФЗ “О финансово-промышленных группах” // Финансовая газета, №1, 1996.

[2] Пономарев А. Проблемы и перспективы создания финансово-промышленных групп // Экономист, №12, 1994.

[3] Три вопроса о ФПГ (на вопросы отвечают Ю.Д.Апостолов, В.Г.Баев, А.Х.Бец, В.Н.Брайко, А.К.Бульхин, Б.В.Прилепский) // ЭКО, №8, 1994.

[4] Пономарев А. Проблемы и перспективы создания финансово-промышленных групп // Экономист, №12, 1994.

[5] Пайдиев Л. Создание финансово-промышленных групп в России - трудный процесс // Экономист, №2, 1996.

[6] Чибриков Г. О финансово-промышленных группах // Российский экономический журнал, №2, 1994.

[7] Фрейнкман Л. Финансовый капитал и формирование новой промышленной структуры в России // ЭКО, №10, 1994.

[8] Фрейнкман Л. Финансовый капитал и формирование новой промышленной структуры в России // ЭКО, №10, 1994.

[9] Любинин А. Реорганизация акционерных обществ и становление финансово-промышленных групп // РЭЖ, №11, 1994.

[10] Петишкина С. Роль банков в формировании ФПГ // Финансовый бизнес, №11, 1995.

[11] Гренбэк Г., Соломенникова Е. ФПГ: российская интерпретация // ЭКО, №8, 1994.

 [12] Средство смягчения ситуации (интервью с В.А.Прохоровым, Е.К.Новиковой) // ЭКО, №8, 1994.

[13] Болотин В.В. Закон о ФПГ принят: вопросы остаются // Финансы, №7, 1996, с. 8.

[14] Батчиков С., Петров Ю. Формирование финансово-промышленных групп и государство // Российский экономический журнал, №2, 1995.

[15] Баумгартен Л. Особенности создания ФПГ в отраслях оборонной промышленности // Финансовый бизнес, №7, 1995.

[16] Асламазов И.Г., Манылов И.Е., Савинков А.Г. Финансово-промышленные группы в России // Деньги и кредит, №6, 1996, с. 66.

[17] Асламазов И.Г., Манылов И.Е., Савинков А.Г. Финансово-промышленные группы в России // Деньги и кредит, №6, 1996, с. 68.

18 Куц А. ФПГ: эволюция или принудительная коллективизация // Финансист, №26, 1995.


Страницы: 1, 2, 3