рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Федерация как форма государственного устройства рефераты

Реферат: Федерация как форма государственного устройства

Реферат на тему:

ФЕДЕРАЦИЯ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

(Характеристика федеративного государства)

ПЛАН

     Введение

     Экономическая интеграция

     Политическая интеграция

     Интеграция права

5.Разграничение предметов  ведения      между  федерацией и ее субъектами  в зарубежных странах

6. Предметы ведения федерации  и ее субъектов в отдельных зарубежных  странах

8.Предметы совместного ведения федерации         и субъектов федерации

9.Предметы ведения субъектов федерации

7. Список используемой литературы


1.  ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ            ФЕДЕРАЦИЙ

Федерализм как форма решения вопроса о территори­ально-политической организации общества и разграничения предметов ведения между союзом и входящими в его состав государственными образованиями вызывает особый интерес в силу той роли, которая принадлежит федеративным госу­дарствам в современном мире. В их числе такие мощные в политическом и экономическом отношении государства, как США,  Канада, ФРГ и Австралия, государства с высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем развития капитализма (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Ин­дия, Пакистан), развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Коморские острова).    

Прежде  чем перейти к детальному анализу черт и особенностей федерализма, рассмотрим  вопрос о кон­федерациях и конфедеративной  форме государственно­го устройства.     Конфедерация  как форма союза государств, сохра­няющих суверенитет практически в полном объеме, сравни­тельно редко встречалась в истории. Конфедерациями были Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., Соединенные Штаты Америки с 1781 по 1789 г., Швейцария в период с 1815 по 1848 г. Попытки создания конфедераций предпринимались в различных регионах мира и в XX столе­тии. Одной из них была Сенегамбия, объединившая в 1982 г. два государства — Гамбию и Сенегал — в конфедеративный союз. Но через несколько лет она распалась. Такая же судь­ба постигла в 1961 г. Объединенную Арабскую Республи­ку — конфедерацию, созданную Египтом и Сирией в 1958 г.    

Опыт  истории  конфедераций  свидетельствует  о том, что эта форма является переходной либо к полно­му распаду союза, либо к федеративной форме государ­ственного устройства. Совмещая   в  себе черты  как международно-правовой, так и государственной организации, она, под воздействием тех или иных причин, зачастую теряет равновесие, необходимое для ее сохранения. Характерно то, что к федеративной форме устройства перешли только кон­федерации с мононациональным составом населения (США, Швейцария, Германия), а многонациональные конфедерации (Австро-Венгрия, Швеция и Норвегия и ряд других) распа­лись. При переходе к федеративной форме государственного устройства огромное значение приобретают экономические факторы. Фактически только они могут сбить волну центро­бежных тенденций и интегрировать конфедерацию в единое целое.     Для конфедеративной формы  государственного уст­ройства характерны следующие черты.     

1. Конфедерация образуется на основе соответствую­щих договоров. Договорной была и первая общенациональ­ная конституция США — Статьи о конфедерации 1781 г., для ратификации которой требовалось согласие всех амери­канских штатов.     

2. Субъекты конфедерации имеют  право свободно­го выхода. В отличие от федераций, где попытка сецессии рассматривается как мятеж, выход из состава конфедерации означает только расторжение договорной связи с союзом.     

3. Суверенитет в конфедерации  принадлежит  го­сударствам, входящим  в ее состав. Никакие решения союзной власти не имеют силы без согласия субъектов конфедерации. Фактически  суверенитет конфедераций не признается и международным правом, поскольку кон­федерации лишены  суверенной власти над своей терри­торией  и населением.  Международные   договоры   с конфедерациями  носили  ограниченный характер и за­ключались, главным  образом, для решения   вопросов войны и мира.     

4. В предметы ведения  конфедерации входит  не­большой круг вопросов. Он включает вопросы войны  и мира, внешней политики, формирования единой  армии, общей системы коммуникаций, разрешения споров между субъектами конфедерации. Расширение их возможно, как правило, только с согласия всех государств, входящих в состав конфедерации.     

5. В  конфедерациях образуются  только те государственные  органы, которые необходимы для осу­ществления задач, особо выделенных по договорным актам. В частности, нет судебных органов. Ограничен круг органов исполнительной власти.     

6. Парламент конфедерации формируется предста­вительными органами ее субъектов, которые обязывают своих делегатов неукоснительно следовать выданным им инструкциям и указаниям.     

7. Постоянно действующие государственные орга­ны конфедерации  лишены  властных полномочий. Как правило, акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия: они адресованы не гражданам, а орга­нам власти субъектов конфедерации.     

8. Субъектам  конфедерации  принадлежит  право нуллификации, т.е. отказа в признании либо отказа в при­менении актов союзной власти.     

9. Бюджет  конфедерации  формируется   за счет добровольных  взносов  ее субъектов. Правом  непо­средственного налогообложения, как и возможностью принудительного  взыскания  взносов, конфедерация не обладает.    

10. Субъекты конфедерации имеют право устанав­ливать таможенные и иные ограничения, препятствую­щие передвижению  лиц, товаров, услуг и капиталов.     

II. Как правило, в конфедерациях отсутствует еди­ная система денежного обращения.     

12. Воинские формирования набираются субъекта­ми конфедерации, причем нередко сохраняется двойное их подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектов.     

3. В конфедерациях нет союзного гражданства.     Федерация —  это единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединивших­ся для решения центральной властью общих для всех чле­нов федерации задач.     В состав современных федераций входит различное число субъектов: в США — 50, Австралии — 6, Канаде — 10, Австрии — 9, ФРГ — 16, Бельгии 3, Индии — 25, Югославии —  2 и т.д.     В большей части государств федеративное устройство не служит формой решения национального вопроса. В Индии, Бельгии, Канаде и Нигерии территориально-политическая ор­ганизация государства в той или иной мере отражает многона­циональный состав населения.

Субъекты  федераций имеют  собственные террито­рию, конституции и органы власти, которые в пределах предоставленных им прав обладают высокой степенью не­зависимости.    

Федеральные конституции включают в предметы ве­дения федерации  важнейшие  вопросы государственной жизни: оборону страны, внешнюю политику, финансы, на­логообложение, организацию высших органов власти, раз­решение  конфликтов  между   субъектами федерации, регулирование торговли, развитие транспорта и коммуни­каций. В ведение субъектов федерации входит более ши­рокий круг вопросов, но это в основном  вопросы, не требующие единообразного регулирования. В их числе — организация местных органов власти, общественный поря­док и охрана окружающей среды, общественно необходи­мые работы и службы.    

Конституции федеративных государств по-разному, с учетом уровня развития экономики, исторических тради­ций, соотношения политических сил определяют объем предметов ведения федерации и ее субъектов. Различным образом они решают и вопрос о принадлежности земли, недр и вод. Например, в Швейцарии и Мексике они подпа­дают под юрисдикцию федерации. В Австралии и Канаде земля и недра принадлежат субъектам федерации. Под юрисдикцией субъектов федерации  находится земля и в Соединенных Штатах Америки, но здесь необходимо учи­тывать то обстоятельство, что более 30% всей территории США  принадлежит федерации на правах собственности.     Во многих сферах федерация и ее субъекты тесно взаи­модействуют. Об этом свидетельствует, в частности, ре­шение  вопроса охраны окружающей  среды, ставшей  в отсутствие каких-либо конкретных конституционных указа­ний объектом скоординированной политики федерации и ее субъектов во многих государствах мира.     В целом взаимоотношения между федерациями  и их субъектами развиваются противоречиво. Во многих обла­стях происходит усиление центральной власти, в ряде других — ее ослабление. Эти процессы затрудняют объ­ективную оценку федеративных отношений — задачу, ре­шение которой необходимо искать в срезе федеративных отношений в области экономики, политики, национальных отношений и права.

Развитие современного федерализма свидетельству­ет о том, что преобладающей является тенденция к интег­рации (при сохранении определенных  гарантий прав и интересов субъектов федерации). В то же время наблю­даются и весьма серьезные всплески сепаратизма. Причем они имеют место и в высокоразвитых странах (Австралии, Канаде), и в странах со средним уровнем развития (Ин­дии), и в экономически слаборазвитых государствах (Ни­герии).

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

    Мы  не ставим задачу дать подробный анализ эконо­мико-правовых отношений в федеративных государствах. Достаточно взять один аспект этой проблемы — функцио­нирование единого внутреннего рынка, который отражает все многообразие экономических явлений, их основные тенденции, закономерности и механизмы, взламывающие традиционную структуру федеративных отношений.    

Единый  экономический рынок сложился в развитых федеративных государствах к концу XIX —  началу XX столетия. В настоящее время его развитие не сдержи­вается фактором федеративного  устройства. Консти­туционной основой процессов экономической интеграции служат статьи конституций, закрепившие право феде­ральных органов устанавливать единую систему денежно­го оборота, вводить налоги на всей территории федерации и регулировать торговлю между субъектами федерации.     Особое значение в создании единого экономическо­го рынка имела широкая дискреционная власть централь­ных органов по регулированию торговли. В США право регулировать торговлю между штатами передано Конг­рессу (согласно разделу 8 статьи 1 Конституции). В про­цессе конституционного  толкования это право  было наполнено следующим  содержанием. Еще в 1824 г. Вер­ховный суд США  подчеркнул: "Торговля... — это нечто большее, чем просто торговля. Это — движение товаров и отношения". А в 1851 г. в решении по делу Кули поня­тие междуштатной  торговли получило более широкое толкование. Оно, по мнению суда, должно было охваты­вать все вопросы, требующие "единого правового регули­рования". Аналогичные   формулы   о  регулировании торговли между  субъектами федераций  содержатся в конституциях Австралии и Канады. В этих государствах имеют близкое сходство и формы конституционного тол­кования.     Несколько иные конструкции применены в ряде дру­гих конституций. Например, Политическая Конституция. Мексиканских  Соединенных   Штатов  предусматривает право конгресса "предотвращать установление ограниче­ний в торговле между штатами" (пункт IX статьи 73).     В Конституции Швейцарского Союза провозглашает­ся принцип свободы торговли и промышленности на всей территории Союза (статья 31).     

В развитии единого экономического рынка немалую роль сыграло создание единой системы денежного оборо­та. Финансовая система находится под полным контролем федеральных правительств. Они осуществляют выпуск де­нег и изъятие ценных бумаг, определяют условия кредитова­ния  и  основы функционирования  банковской системы. Субъекты федерации лишены какой-либо реальной финансо­вой власти. Подтверждением этому служат следующие статьи Конституции Швейцарского Союза: "Союз пользуется всеми правами, предоставляемыми монетной монополией. Союз один имеет право чеканить монету. Он устанавливает денеж­ную систему и издает в случае необходимости предписания о курсе иностранных монет" (статья 38). "Право эмиссии банко­вых билетов и других такого же рода денежных знаков при­надлежит исключительно Союзу... Банк, которому доверена монополия эмиссии банковых билетов, имеет главной целью регулировать денежный рынок страны, облегчать платежные операции и проводить в рамках союзного законодательства кредитную и валютную политику, которая служит общим ин­тересам страны" (статья 39).     Весомы  полномочия федеральных  органов по введе­нию единых  налогов на всей территории федерации. На­пример, XVI поправка  к Конституции США  закрепляет верховенство федерации в этой области: "Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги с доходов, получае­мых из любого источника, без распределения этих налогов между штатами и безотносительно к каким-либо перепи­сям или оценкам числа их населения".    

Единый  экономический рынок  характеризуется сле­дующими   тремя параметрами: динамизмом, эффектив­ностью и гармонией связующих его отношений. Динамизм единого экономического рынка обеспечивается свободой передвижения лиц, товаров, капиталов и услуг. Эффек­тивность — соответствием форм управления экономичес­ким требованиям. Гармония — обоснованными пропорция­ми в отраслевом и региональном развитии экономики.    

В современных федерациях  сняты практически все ограничения на передвижение лиц, товаров, капиталов и услуг. А протекционистские, дискриминационные акции со стороны субъектов федерации сдерживаются соответ­ствующими  конституционными нормами. Так, Конститу­ция США   устанавливает: "Ни один  штат не  должен издавать или применять законы, которые ограничивают привилегии и льготы граждан США...  лишать свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры... отказывать кому-либо в пределах своей юрисдикции в равной защите со стороны законов" (XIV поправка).    

Нормы, аналогичные вышеприведенным, содержатся и в Конституции Канады, но дополнены они следующим положением: "Каждый гражданин Канады и каждое лицо, имеющее постоянное местожительство в Канаде, наделе­ны: а) правом передвижения и выбора местожительства в любой из провинций и  б) правом заниматься трудовой деятельностью в любой из провинций". Изъятие из этого принципа допускается только в том случае, если уровень безработицы в какой-либо провинции выше, чем в целом по стране (разд. 6 Хартии прав и свобод 1982 г.).    

Наиболее последователен в этом вопросе Федераль­ный Конституционный  Закон Австрийской Республики: "Территория Федерации  едина в области валютных, хо­зяйственных и таможенных отношений. Внутри федера­ции не  могут устанавливаться таможенные или  иные транспортные ограничения" (статья 4). "Каждый гражданин Федерации имеет в каждой из земель те же права и обязан­ности, что и граждане этой земли" (пункт 3 статьи 6).     

Впрочем, федеральные конституции  допускают от­дельные ограничительные  меры. Субъекты  федераций вправе предусматривать ограничения на занятие опреде­ленными профессиями, вводить местные налоги, предъяв­лять  соответствующие   требования к  деятельности физических и юридических лиц на своих территориях. Но при этом не допускается дискриминация жителей других штатов, провинций, земель или кантонов. Не могут быть применены и "обременяющие" торговлю ограничения, за исключением  тех из них, которые оправданы законной целью (охрана окружающей   среды, карантин, безопас­ность дорожного движения и т.п.).

Механизмы  регулирования экономики в федерациях имеют  достаточно централизованные формы. Во многих сферах экономической жизни центральные органы утверж­дают за собой исключительные права, оттесняя субъекты федерации на второй план. В ведении последних остаются регулирование мелкого бизнеса, сельского хозяйства, разра­ботка природных ресурсов для внутреннего рынка и т.п. Есть, правда, определенные вариации в разграничении пред­метов ведения, но в целом они малосущественны.     В  регулировании экономических отношений феде­ральные органы опираются в основном на формы и мето­ды  финансовой политики (налоги, дотации и т.п.), не пренебрегая — при необходимости —  и средствами ди­рективного руководства (регулирование цен, введение за­претов и т.п.).    

Неравномерность развития экономики порождает не­равенство в экономическом потенциале субъектов феде­рации и диспропорции в отраслевой и функциональной структуре экономики. С целью скорректировать ее разви­тие во всех федеративных государствах оказывается фи­нансовая поддержка  "слабым" или  "бедным"  штатам, провинциям или землям за счет централизованных финан­совых средств. Наиболее подробно эти вопросы раскрыты в Основном законе ФРГ. В пункте 4 статьи 106 отмечается: "Федерация  может  предоставить землям  финансовую помощь  для покрытия особо важных расходов земель и общин  (объединений общин), которые необходимы  для того, чтобы избежать нарушения общего экономическо­го равновесия или  чтобы компенсировать  возможные экономические  различия на территории  федерации..." Представляет интерес и статья 109 Основного закона, в которой подчеркивается: "Федерация и земли  должны учитывать при ведении своего бюджетного хозяйства тре­бования общего экономического баланса" (пункт 2).

 

 

 

3.  ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

    Входящие в состав федераций штаты, земли, провин­ции и кантоны в отличие от субъектов конфедераций не обладают суверенитетом. Они лишены права выхода из со­става союза (сецессии), не обладают верховенством на своей территории, не имеют независимости в международ­ных отношениях.

    Право выхода за субъектами федераций не признает­ся ни в одной из буржуазных конституций, а попытки се­цессии подавляются силой оружия, как это было в период войны с Зондербундом  в 1847 г. в Швейцарии и в ходе Гражданской войны (1861—1865 гг.) в США, либо полити­ко-правовыми средствами (отказ в праве выхода штату За­падная Австралия в 1938 г.). Следует, правда, отметить, что на практике в ряде случаев сецессия осуществлялась. В начале 30-х годов XIX столетия Венесуэла отделилась от Федерации Великая Колумбия, а в 1965 г. из состава Малайзии вышел штат Сингапур. Но в том и в другом слу­чаях сецессия была проведена в экономически слабораз­витых странах.    

Страницы: 1, 2