рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Эволюция военного искусства Древнего и Средневекового Китая рефераты

Столь значительные кампании требовали долгой подготовки, сборов и соответственного оснащения. Вместо нескольких дней или недель на марше и пары дней битвы, как это было при Шан, ныне требовались месяцы и годы, сражения длились по десять дней, а войны продолжались по году и более. Управление такими значительными ресурсами и таким количеством воинов требовало большого искусства и потому полководцы и командиры были в цене. По всей стране крестьян приписывали к воинам, обучали их военному делу на сезонной основе и, в случае необходимости, мобилизовали их.[41]

Искусство полководца и его обязанности также изменились в то время, когда, стратегия и тактика стала настолько затейливой и сложной, что замена полководца могла, и часто так и было, привести армию к поражению и подвергнуть опасности все государство.

В период Шан и ранней Чжоу битвы проводились на открытой, незащищенной равнине, а армии лишь во время маршей встречали на своем пути города. Хотя какие-то укрепления существовали – как например, защищенные земляные стены неолитического и шанского периодов, которые продолжать в ходе раскопок.[42]

В период «Борющихся Царств» правители предпринимали меры для защиты своих владений от врагов. На границах и по всей территории строились «великие стены», валы, форты и сторожевые башни. Землю защищали больше, чем людей, ведь цели войны изменились и каждое царство желало не пленных и сокровищ, а уничтожения врага путем захвата его земли, разгрома армии и установления контроля над населением захваченных территорий.[43]

По всей территории Китая растут укрепленные города, которые превращались в транспортные узлы. Поэтому если в период Западной Чжоу и «Весен и Осеней» разумнее было обойти города, чем терять ресурсы и людей, осаждая и атакуя его, теперь города захватывались и разрушались повсеместно.[44]

Появлялись технические приспособления для штурма и защиты городов: огромные осадные орудия (катапульты, баллисты, подвижные щиты, тараны и «шагающие башни»).[45] Потребовались инженеры, специалисты по взятию и обороне крепостных стен.

На протяжении IV в до н.э. - массовый рост численности пехоты. Под постоянным давлением всадников из степей китайское правительство осознает необходимость создания конных подразделений (до этого у китайцев кавалерии никогда не было). Хотя история появления лошадей в Китае еще не выяснена до конца, известно, что в 307г. до н.э. правитель У-лин из северного царства Чжао, несмотря на многочисленные возражения заставил своих воинов облачиться в «варварские одежды» (короткая куртка и штаны) вместо обычных и почитаемых халатов, дабы ускорить создание конных частей.[46] И уже начиная с V в до н.э. всадники постепенно появляются в Китае.

Искусство верховой езды пришло вероятно из Ирана и из степей Центральной Азии. У-лин был первый из известных нам кто создал конное войско, что сразу же повысило наступательный потенциал Чжао.

Седло, там где оно существовало, было очень примитивным – только скрученное одеяло, стремена же появились в конце Хань.[47] Всадники, таким образом, были вынуждены выполнять нелегкую задачу, управлять лошадью и одновременно стрелять из лука или сражаться мечом.[48] Возможность таких воинов была ограниченной. Преимущество было лишь в ее скорости и мобильности, чем собственно боевой мощью. Таким образом, появление конницы улучшало мобильность войска, так как теперь воины были не прикреплены к колесницам и могли уже сражаться на любой местности (колесницам требовалась ровная поверхность).

С огромными ордами закованной в доспехи пехоты, вооруженной копьями, алебардами и мечами (возможно уже из железа) войны в беспринципных масштабах стали не только возможными, но и неотвратимыми.[49]

2.5. Цинь (221 – 207гг. до н.э.)

Империя Цинь занимала огромную территорию от Южной Маньчжурии до Сычуани и Гуандуна.[50] Сложилась она во второй половине III в. до н. э. в результате захвата правителем одного из китайских княжеств — Цинь — территории, фактически существовавшей лишь номинально империи Чжоу.[51]

Успешные войны, которые в IV–III вв. до н. э. вело государство Цинь против других самостоятельных китайских княжеств: Чу, Чжао, Ци, Вэй, Янь, Хань — в 221 до н. э. окончились свержением древней династии Чжоу и установлением циньского господства на всей территории государства Чжоу.[52]

Цинь Шихуанди уничтожил независимые государственные образования, а также осуществил аграрные, финансовые и военные реформы по типу преобразований в государстве Цинь сановником Шан Яном в 358-348 до н. э. Кроме того, империя была разделена на 36 областей (выполнявших также роль военных округов), в каждую из которых были назначены гражданский и военный администраторы.[53]

К 221г. до н.э. в Китае на месте разрозненных государств создается единая империя Цинь с центральной властью.[54] В циньской империи использовались поощрения для тех, кто служил ей верой и правдой.[55] При этой династии развиваются укрепительные сооружения, так например в 212г. до н.э. для защиты северных границ империи от набегов кочевников начато строительство Великой китайской стены – грандиозного фортификационного сооружения.[56]

На вооружении армии по прежнему остаются мечи алебарды, арбалеты, луки и т.п. Большая роль отводится конным частям.

3. Средневековый Китай

Средневековье в Китае началось как и во всем мире с распада Римской Империи в 476г. и длилось по 1648г. Во время Средневековья династия сменяла династию начиная с династии Суй (589 – 618гг.) и заканчивая династией Мин (1368 – 1644гг.). В III – IV вв в Китае начинает устанавливаться феодальная система.[57] В большой, густонаселенной стране феодалам становится трудно подавлять крестьянские восстания и сражаться с кочевниками.[58] Поэтому каждый феодал имеет при  себе армию.

Принципы организации армии менялись на разных этапах развития средневекового государства в Китае под влиянием как внутриполитических, так и внешнеполитических факторов.

В Тан мужчины до достижения 60 лет считались военнообязанными и привлекались на службу в армию, как и для выполнения других обязанностей. Дезертирство, уклонение от военного похода к месту сражения каралось смертной казнью.

С VIII в. императоры все чаще стали прибегать к услугам наемной армии, содержать конницу, комплектовавшуюся из тюрков, уйгуров и пр. Реформами Ван Аньши в XI в., главный смысл которых заключался в создании крепкого централизованного государства, вместо найма вводился рекрутский набор войска, с помощью которого создавалась регулярная армия, находящаяся на содержании государства. Рекрутский набор существовал и в более поздние времена.

В Минской империи сохранялась старая система "войск округов" и пограничных гарнизонов, основной состав которых формировался из военнопоселенцев, имевших надел, несущих службу до глубокой старости, а иногда и до самой смерти.

Во все времена регулярные войска опирались на поддержку местных военных отрядов, общинных формирований, призванных охранять порядок. Состоящие в основном из зажиточных крестьян, эти отряды особенно активно действовали во время крестьянских волнений. Минские императоры широко прибегали к вспомогательным военным формированиям союзных государств, которые они или нанимали, или принуждали к несению службы во фронтовых районах.

Во времена Мин армия непрерывно росла, в XVII в. она насчитывала 4 млн. человек. Региональные военные соединения располагались по провинциям и в жизненно важных военных областях.[59] Из базовых военных соединений периодически отбирались и специально готовились особью войска, несущие службу в столице, среди которых выделялись отряды личной императорской гвардии, призванной охранять императорский дворец. Другую специальную категорию военных объединений составляли войска эскорта, приписываемые к каждому принцу.[60]

В целях управления все воинские соединения были распределены между пятью военными округами, руководимыми находившимися в столице главными военными комиссариатами.[61] Начальники главных военных комиссариатов, осуществлявшие контроль над военно-территориальными округами, входили в правительство.

Постоянного главнокомандующего в армии не было. В случае начала военных действий один из высших военных чинов или сановников назначался генералом или даже генералиссимусом.[62] Постепенно, однако, развивалась система постоянного тактического командования, при этом личный состав концентрировался вдоль границ, портов и других стратегических пунктов.

Местные командующие войсками в минском Китае контролировались специальными чиновниками, назначаемыми на определенный срок из центра. [63]В XV в. была создана должность "главного военного координатора", осуществлявшего контроль над всеми местными тактическими военными службами.[64]

3.1. Военная система фу-бин

Реформы Средневекового Китая начались с изменения стратегии полумиллионной армии - с перехода от наступательной войны к войне кордонной.[65] Последнее дало толчок повсеместному образо­ванию приграничных военных поселений, которые к эпохе Южных и Северных династий (V-VII вв.) стали представлять единую систему фу-бин, а это породило и новый тип военного обучения, схо­жего с русским посадством и казачеством. [66]

Система военных поселений фу-бин зародилась в эпоху Южных и Северных династий (V-VII вв.). Она образовала протяженную линию оборонительных постов на северных и северо-восточных рубежах империи. Основная нагрузка падала на сторожевые посты, распо­ложенные на башнях Великой китайской стены, которая начинает строиться с 215 г. до н. э. В это же время получили развитие и тяжелые арбалеты, установленные в ее башнях на лафетах, и противоконные «железные шипы». [67]

Введение системы фу-бин связывают с именем Юйвэнь Тая, который уже в 522 г. создал Военное ведомство цзюнь-гуань, а в «Истории династии Тан» написано: «когда была учреждена система фу-бин, воины вне службы занимались сельским хозяйством. Те из них, которым приходило время отбывать повинность, несли охранную службу в столичной гвардии - и только. Если же где-либо возникала потребность в войсках, тогда назначался полководец, чтобы возглавить поход. А когда инцидент исчерпывался, воины возвращались в свои поселения, а полководец - ко двору».[68]

Продолжительность службы в столице составляла один лунный месяц. По данным «Истории Северной династии», некоторые из прибывших на месяц в столицу обучали молодежь и назывались военный инструктор цзян-у. Обучение молодежных групп Бин велось как в столицах, так и в военных поселениях, на специально оборудованных площадках: «В первой половине (лунного месяца, до) пятнадцатого числа, вначале Лань Би обучал приемам с пикой цзи, а затем милиционер Цзин Чжоу - караульному делу.[69] Во второй половине все изучали приемы использования в бою флажков. Все это проводилось независимо от иных форм налоговой и трудовой деятельности. Часто солдаты читали "Теорию боя на саблях дао и стрельбы из лука гун' В конце каждого месяца [видимо, перед отправкой солдат в свои поселения] устраивался небольшой строевой смотр юэ. Обучение же отрядов пикейщиков, одетых в латы, и арбалетчиков [для несения службы на башнях Великой китайской стены] финансируется из казенных средств». [70]

В новейшем исследовании «Военная история Китая» приводятся следующие данные: «В округе дао Гуаньнэй было 288 поселений фу, в округе Хэдундао - 164, Хэнаньдао - 74, Хэбэйдао - 46, Лунюдао - 37, Шаньнаньдао - 14, Цзяньнаньдао - 13, Чжунь-наньдао - 10, Линнаньдао - бив Цзяннаньдао * 5 поселений фу».

К середине VII в. политическое влияние Китая распространи­лось на огромную территорию от Кореи до Персии и от Вьетнама до Тяньшаня - своим успехом Китай был обязан гибкой военно-политической доктрине и усовершенствованию армии.[71] Так характеризуется династия Тан (618-907) - время второго расцвета СБИ в Средневековье. В разделе «Военная Система» «Новой истории династии Тан» («Синь Тан Шу») сказано: «Расцвет и упадок, порядок и смута в государствах, существовавших прежде в Поднебесной, всегда зависели от мудрости [правителей]... [Династия] Тан установила систему фу-бин». Там же написано: «Известно, что в древности военная система создавалась в соответствии с [концепцией] «Колодезных Полей». Со времени упадка Чжоу установления совершенных правителей были ниспровергнуты и более не возрождались. Но система фу-бин вновь вернула землепользование и зависящие от него быт, тренировки, обучение, познание [законов неба и земли], занятия, труд и отдых [воинов].[72]

Современные синологи указывают, что термин фу-бин (военные подразделения) до настоящего времени не получил четкого бесспорного разъяснения. Настоящая книга достаточно однозначно вскрывает суть и содержание фу-бин как одного из оригинальных названий СБИ, созданных по аналогии с «Колодезными Полями».[73]

К династии Сун теория военного дела и военно-педагогическая мысль становятся достоянием многочисленных теоретиков. Во времена сунского Шэнь-цзуна (1078-1085 гг.) окончательно формируется состав собрания семи классических сочинений по военному искусству Qi-Shi (Военное семикнижие): Sun Zi (Книга о военном искусстве полководца Суня Биня); Wu Zi (Книга о военном искусстве полководца У Хоу); Sima-fa (Методы Сыма); Wei Liao Zi (Книга офицера Ляо); Tai-zung Li Wei-gong Wen Dui (Диалоги о войне императора Тай-цзуна и полководца Ли Вэйгуна); San Liue (Три стратегии); Liu Tao (Шесть тактик).[74]

Но мы остановимся на менее известном трактате о военном деле, где проблема фу-бин высвечена более ярко. «План усиления армии» - «Цян Бин Цэ» был написан в XI веке гражданским чиновником Ли Гоу. Основная цель трактата - освещение проблемы обеспечения социального мира внутри империи и на ее границах.[75] Поэтому красной чертой прослеживается в «Плане» мысль о це­лесообразности сосредоточения основных сил армии в приграничных поселениях, которые в мирное время будут находиться на самообеспечении: « Тех, кто хвалит преимущества военных поселений, - множество. Но те, кто вершит дела, не внемлют их совету. Неужели они считают, что земель, пригодных для обработки, недостаточно. а в армии нет людей, способных возделывать Землю?..[76]

Образованных, распоряжающихся рабочей силой и землей, считать мелкими чиновниками. Созвать людей без определенных занятий и считать их воинами, учредить для их семей жилища, учить искусству возделывания тутовника и конопли. Три четверти времени тратить на обработку полей, а одну четверть - на обучение военному делу. [77]

Труд мужчин на поле обеспечит пропитание, труд женщин по разведению тутового шелкопряда - одеждой.[78]

...Богатыри, облаченные в доспехи и вооруженные, заполнят деревни и города».[79]

При этом автор не забывает и о трудностях, связанных с кадровым вопросом: «...Среди полководцев и чиновников не те люди. что следует. Если приказать им обучать, то лишь стрельбе из лука, ведь им невдомек, что есть правила маневра, правила наступления и отступления. Они нарушают воинский порядок. Их ухо не различает сигналов бронзовых барабанов, глаз не улавливает сигналов военных знамен...[80]

...После того как будут уяснены законы боя, военная выучка наладится...

Армия военных поселении будет пригодна для карательных походов, а сельские войска для обороны».

Большое внимание Ли Гоу уделяет географическому принципу «использования людей в армии»: «...На северо-западе местность возвышенная, а на юго-востоке - низменная. Там, где высоко и холодно, люди крепкого сложения и могучей силы, нрав их отличается твердостью, а устремления решительностью. Там. где низины и тепло, люди слабого сложения и хилы, нрав их мягок, устремления нерешительны...

...Но настроение и природа людей зависят от местных условий -- и это называется нравами, а наставление и использование людей зависят от командиров - и это называется обычаями». [81]

Вся пятая глава «Плана усиления армии» посвящена вопросам качества вооружения и доспехов: «Оружие и стрелы - душа военного дела, а панцирь и шлем - властители судьбы человека». Описаны и основные технологические приемы изготовления оружия и доспехов: «Что касается лука, используют шесть видов материалов и непременно в определенное время... Исследуя древесину, необходимо подбирать темного цвета и звонкую на слух... Рог должен быть светлого цвета и небольшим поразмеру... Клей должен быть красного цвета и выдержанным... Жилы должны быть тонкими и длинными, очень прочными и глянцевыми... Лак должен быть чистым, шелк - влажным... Когда все шесть видов материала подобраны... зимой расщепляют древесину... весной погружают рог в воду, летом обрабатывают жилы. Осенью соединяют три материала воедино, зимой устанавливают основу. Во время холодов делают лак... весной глянцуют тетиву лука. [82]

Страницы: 1, 2, 3