Реферат: Эволюция военного искусства Древнего и Средневекового Китая
Столь значительные кампании требовали
долгой подготовки, сборов и соответственного оснащения. Вместо нескольких дней
или недель на марше и пары дней битвы, как это было при Шан, ныне требовались
месяцы и годы, сражения длились по десять дней, а войны продолжались по году и
более. Управление такими значительными ресурсами и таким количеством воинов
требовало большого искусства и потому полководцы и командиры были в цене. По
всей стране крестьян приписывали к воинам, обучали их военному делу на сезонной
основе и, в случае необходимости, мобилизовали их.[41]
Искусство полководца и его
обязанности также изменились в то время, когда, стратегия и тактика стала настолько
затейливой и сложной, что замена полководца могла, и часто так и было, привести
армию к поражению и подвергнуть опасности все государство.
В период Шан и ранней Чжоу битвы
проводились на открытой, незащищенной равнине, а армии лишь во время маршей встречали
на своем пути города. Хотя какие-то укрепления существовали – как например,
защищенные земляные стены неолитического и шанского периодов, которые
продолжать в ходе раскопок.[42]
В период «Борющихся Царств» правители
предпринимали меры для защиты своих владений от врагов. На границах и по всей
территории строились «великие стены», валы, форты и сторожевые башни. Землю
защищали больше, чем людей, ведь цели войны изменились и каждое царство желало
не пленных и сокровищ, а уничтожения врага путем захвата его земли, разгрома
армии и установления контроля над населением захваченных территорий.[43]
По всей территории Китая растут
укрепленные города, которые превращались в транспортные узлы. Поэтому если в
период Западной Чжоу и «Весен и Осеней» разумнее было обойти города, чем терять
ресурсы и людей, осаждая и атакуя его, теперь города захватывались и
разрушались повсеместно.[44]
Появлялись технические приспособления
для штурма и защиты городов: огромные осадные орудия (катапульты, баллисты,
подвижные щиты, тараны и «шагающие башни»).[45]
Потребовались инженеры, специалисты по взятию и обороне крепостных стен.
На протяжении IV в до н.э. - массовый рост
численности пехоты. Под постоянным давлением всадников из степей китайское
правительство осознает необходимость создания конных подразделений (до этого у
китайцев кавалерии никогда не было). Хотя история появления лошадей в Китае еще
не выяснена до конца, известно, что в 307г. до н.э. правитель У-лин из
северного царства Чжао, несмотря на многочисленные возражения заставил своих
воинов облачиться в «варварские одежды» (короткая куртка и штаны) вместо
обычных и почитаемых халатов, дабы ускорить создание конных частей.[46]
И уже начиная с V в до н.э.
всадники постепенно появляются в Китае.
Искусство верховой езды пришло
вероятно из Ирана и из степей Центральной Азии. У-лин был первый из известных
нам кто создал конное войско, что сразу же повысило наступательный потенциал
Чжао.
Седло, там где оно существовало, было
очень примитивным – только скрученное одеяло, стремена же появились в конце
Хань.[47]
Всадники, таким образом, были вынуждены выполнять нелегкую задачу, управлять
лошадью и одновременно стрелять из лука или сражаться мечом.[48]
Возможность таких воинов была ограниченной. Преимущество было лишь в ее
скорости и мобильности, чем собственно боевой мощью. Таким образом, появление
конницы улучшало мобильность войска, так как теперь воины были не прикреплены к
колесницам и могли уже сражаться на любой местности (колесницам требовалась
ровная поверхность).
С огромными ордами закованной в
доспехи пехоты, вооруженной копьями, алебардами и мечами (возможно уже из
железа) войны в беспринципных масштабах стали не только возможными, но и
неотвратимыми.[49]
2.5. Цинь (221 – 207гг. до н.э.)
Империя Цинь занимала огромную
территорию от Южной Маньчжурии до Сычуани и Гуандуна.[50]
Сложилась она во второй половине III в.
до н. э. в результате захвата правителем одного из китайских княжеств — Цинь —
территории, фактически существовавшей лишь номинально империи Чжоу.[51]
Успешные войны, которые в IV–III вв. до н. э. вело государство Цинь против других
самостоятельных китайских княжеств: Чу, Чжао, Ци, Вэй, Янь, Хань — в 221 до н.
э. окончились свержением древней династии Чжоу и установлением циньского
господства на всей территории государства Чжоу.[52]
Цинь Шихуанди уничтожил независимые
государственные образования, а также осуществил аграрные, финансовые и военные
реформы по типу преобразований в государстве Цинь сановником Шан Яном в 358-348
до н. э. Кроме того, империя была разделена на 36 областей (выполнявших также
роль военных округов), в каждую из которых были назначены гражданский и военный
администраторы.[53]
К 221г. до н.э. в Китае на месте
разрозненных государств создается единая империя Цинь с центральной властью.[54]
В циньской империи использовались поощрения для тех, кто служил ей верой и
правдой.[55]
При этой династии развиваются укрепительные сооружения, так например в 212г. до
н.э. для защиты северных границ империи от набегов кочевников начато
строительство Великой китайской стены – грандиозного фортификационного
сооружения.[56]
На вооружении армии по прежнему
остаются мечи алебарды, арбалеты, луки и т.п. Большая роль отводится конным
частям.
3. Средневековый Китай
Средневековье в Китае началось как и
во всем мире с распада Римской Империи в 476г. и длилось по 1648г. Во время
Средневековья династия сменяла династию начиная с династии Суй (589 – 618гг.) и
заканчивая династией Мин (1368 – 1644гг.). В III – IV вв
в Китае начинает устанавливаться феодальная система.[57]
В большой, густонаселенной стране феодалам становится трудно подавлять
крестьянские восстания и сражаться с кочевниками.[58]
Поэтому каждый феодал имеет при себе армию.
Принципы организации армии менялись
на разных этапах развития средневекового государства в Китае под влиянием как
внутриполитических, так и внешнеполитических факторов.
В Тан мужчины до достижения 60 лет
считались военнообязанными и привлекались на службу в армию, как и для выполнения
других обязанностей. Дезертирство, уклонение от военного похода к месту
сражения каралось смертной казнью.
С VIII в. императоры все чаще стали
прибегать к услугам наемной армии, содержать конницу, комплектовавшуюся из
тюрков, уйгуров и пр. Реформами Ван Аньши в XI в., главный смысл которых
заключался в создании крепкого централизованного государства, вместо найма
вводился рекрутский набор войска, с помощью которого создавалась регулярная
армия, находящаяся на содержании государства. Рекрутский набор существовал и в
более поздние времена.
В Минской империи сохранялась старая
система "войск округов" и пограничных гарнизонов, основной состав
которых формировался из военнопоселенцев, имевших надел, несущих службу до
глубокой старости, а иногда и до самой смерти.
Во все времена регулярные войска
опирались на поддержку местных военных отрядов, общинных формирований,
призванных охранять порядок. Состоящие в основном из зажиточных крестьян, эти
отряды особенно активно действовали во время крестьянских волнений. Минские
императоры широко прибегали к вспомогательным военным формированиям союзных
государств, которые они или нанимали, или принуждали к несению службы во
фронтовых районах.
Во времена Мин армия непрерывно
росла, в XVII в. она насчитывала 4 млн. человек. Региональные военные
соединения располагались по провинциям и в жизненно важных военных областях.[59]
Из базовых военных соединений периодически отбирались и специально готовились
особью войска, несущие службу в столице, среди которых выделялись отряды личной
императорской гвардии, призванной охранять императорский дворец. Другую
специальную категорию военных объединений составляли войска эскорта,
приписываемые к каждому принцу.[60]
В целях управления все воинские
соединения были распределены между пятью военными округами, руководимыми
находившимися в столице главными военными комиссариатами.[61]
Начальники главных военных комиссариатов, осуществлявшие контроль над
военно-территориальными округами, входили в правительство.
Постоянного главнокомандующего в
армии не было. В случае начала военных действий один из высших военных чинов
или сановников назначался генералом или даже генералиссимусом.[62]
Постепенно, однако, развивалась система постоянного тактического командования,
при этом личный состав концентрировался вдоль границ, портов и других
стратегических пунктов.
Местные командующие войсками в
минском Китае контролировались специальными чиновниками, назначаемыми на
определенный срок из центра. [63]В
XV в. была создана должность "главного военного координатора",
осуществлявшего контроль над всеми местными тактическими военными службами.[64]
3.1. Военная система
фу-бин
Реформы Средневекового
Китая начались с изменения стратегии полумиллионной армии - с перехода от
наступательной войны к войне кордонной.[65]
Последнее дало толчок повсеместному образованию приграничных военных
поселений, которые к эпохе Южных и Северных династий (V-VII вв.) стали
представлять единую систему фу-бин, а это породило и новый тип военного
обучения, схожего с русским посадством и казачеством. [66]
Система военных поселений
фу-бин зародилась в эпоху Южных и Северных династий (V-VII вв.). Она образовала
протяженную линию оборонительных постов на северных и северо-восточных рубежах
империи. Основная нагрузка падала на сторожевые посты, расположенные на башнях
Великой китайской стены, которая начинает строиться с 215 г. до н. э. В это же
время получили развитие и тяжелые арбалеты, установленные в ее башнях на
лафетах, и противоконные «железные шипы». [67]
Введение системы фу-бин
связывают с именем Юйвэнь Тая, который уже в 522 г. создал Военное ведомство
цзюнь-гуань, а в «Истории династии Тан» написано: «когда была учреждена система
фу-бин, воины вне службы занимались сельским хозяйством. Те из них, которым
приходило время отбывать повинность, несли охранную службу в столичной гвардии
- и только. Если же где-либо возникала потребность в войсках, тогда назначался
полководец, чтобы возглавить поход. А когда инцидент исчерпывался, воины возвращались
в свои поселения, а полководец - ко двору».[68]
Продолжительность службы
в столице составляла один лунный месяц. По данным «Истории Северной династии»,
некоторые из прибывших на месяц в столицу обучали молодежь и назывались военный
инструктор цзян-у. Обучение молодежных групп Бин велось как в столицах, так и в
военных поселениях, на специально оборудованных площадках: «В первой половине
(лунного месяца, до) пятнадцатого числа, вначале Лань Би обучал приемам с пикой
цзи, а затем милиционер Цзин Чжоу - караульному делу.[69] Во второй половине все изучали
приемы использования в бою флажков. Все это проводилось независимо от иных форм
налоговой и трудовой деятельности. Часто солдаты читали "Теорию боя на
саблях дао и стрельбы из лука гун' В конце каждого месяца [видимо, перед
отправкой солдат в свои поселения] устраивался небольшой строевой смотр юэ.
Обучение же отрядов пикейщиков, одетых в латы, и арбалетчиков [для несения
службы на башнях Великой китайской стены] финансируется из казенных средств». [70]
В новейшем исследовании
«Военная история Китая» приводятся следующие данные: «В округе дао Гуаньнэй
было 288 поселений фу, в округе Хэдундао - 164, Хэнаньдао - 74, Хэбэйдао - 46,
Лунюдао - 37, Шаньнаньдао - 14, Цзяньнаньдао - 13, Чжунь-наньдао - 10,
Линнаньдао - бив Цзяннаньдао * 5 поселений фу».
К середине VII в.
политическое влияние Китая распространилось на огромную территорию от Кореи до
Персии и от Вьетнама до Тяньшаня - своим успехом Китай был обязан гибкой
военно-политической доктрине и усовершенствованию армии.[71] Так характеризуется династия Тан
(618-907) - время второго расцвета СБИ в Средневековье. В разделе «Военная Система»
«Новой истории династии Тан» («Синь Тан Шу») сказано: «Расцвет и упадок,
порядок и смута в государствах, существовавших прежде в Поднебесной, всегда
зависели от мудрости [правителей]... [Династия] Тан установила систему фу-бин».
Там же написано: «Известно, что в древности военная система создавалась в
соответствии с [концепцией] «Колодезных Полей». Со времени упадка Чжоу
установления совершенных правителей были ниспровергнуты и более не
возрождались. Но система фу-бин вновь вернула землепользование и зависящие от
него быт, тренировки, обучение, познание [законов неба и земли], занятия, труд
и отдых [воинов].[72]
Современные синологи
указывают, что термин фу-бин (военные подразделения) до настоящего времени не
получил четкого бесспорного разъяснения. Настоящая книга достаточно однозначно
вскрывает суть и содержание фу-бин как одного из оригинальных названий СБИ,
созданных по аналогии с «Колодезными Полями».[73]
К династии Сун теория
военного дела и военно-педагогическая мысль становятся достоянием
многочисленных теоретиков. Во времена сунского Шэнь-цзуна (1078-1085 гг.)
окончательно формируется состав собрания семи классических сочинений по
военному искусству Qi-Shi (Военное семикнижие): Sun Zi (Книга о военном
искусстве полководца Суня Биня); Wu Zi (Книга о военном искусстве полководца У
Хоу); Sima-fa (Методы Сыма); Wei Liao Zi (Книга офицера Ляо); Tai-zung Li
Wei-gong Wen Dui (Диалоги о войне императора Тай-цзуна и полководца Ли
Вэйгуна); San Liue (Три стратегии); Liu Tao (Шесть тактик).[74]
Но мы остановимся на
менее известном трактате о военном деле, где проблема фу-бин высвечена более
ярко. «План усиления армии» - «Цян Бин Цэ» был написан в XI веке гражданским
чиновником Ли Гоу. Основная цель трактата - освещение проблемы обеспечения
социального мира внутри империи и на ее границах.[75] Поэтому красной чертой
прослеживается в «Плане» мысль о целесообразности сосредоточения основных сил
армии в приграничных поселениях, которые в мирное время будут находиться на
самообеспечении: « Тех, кто хвалит преимущества военных поселений, - множество.
Но те, кто вершит дела, не внемлют их совету. Неужели они считают, что земель,
пригодных для обработки, недостаточно. а в армии нет людей, способных
возделывать Землю?..[76]
Образованных,
распоряжающихся рабочей силой и землей, считать мелкими чиновниками. Созвать
людей без определенных занятий и считать их воинами, учредить для их семей
жилища, учить искусству возделывания тутовника и конопли. Три четверти времени тратить
на обработку полей, а одну четверть - на обучение военному делу. [77]
Труд мужчин на поле
обеспечит пропитание, труд женщин по разведению тутового шелкопряда - одеждой.[78]
...Богатыри, облаченные в
доспехи и вооруженные, заполнят деревни и города».[79]
При этом автор не
забывает и о трудностях, связанных с кадровым вопросом: «...Среди полководцев и
чиновников не те люди. что следует. Если приказать им обучать, то лишь стрельбе
из лука, ведь им невдомек, что есть правила маневра, правила наступления и
отступления. Они нарушают воинский порядок. Их ухо не различает сигналов
бронзовых барабанов, глаз не улавливает сигналов военных знамен...[80]
...После того как будут
уяснены законы боя, военная выучка наладится...
Армия военных поселении
будет пригодна для карательных походов, а сельские войска для обороны».
Большое внимание Ли Гоу
уделяет географическому принципу «использования людей в армии»: «...На
северо-западе местность возвышенная, а на юго-востоке - низменная. Там, где
высоко и холодно, люди крепкого сложения и могучей силы, нрав их отличается
твердостью, а устремления решительностью. Там. где низины и тепло, люди слабого
сложения и хилы, нрав их мягок, устремления нерешительны...
...Но настроение и природа
людей зависят от местных условий -- и это называется нравами, а наставление и
использование людей зависят от командиров - и это называется обычаями». [81]
Вся пятая глава «Плана
усиления армии» посвящена вопросам качества вооружения и доспехов: «Оружие и
стрелы - душа военного дела, а панцирь и шлем - властители судьбы человека».
Описаны и основные технологические приемы изготовления оружия и доспехов: «Что
касается лука, используют шесть видов материалов и непременно в определенное
время... Исследуя древесину, необходимо подбирать темного цвета и звонкую на
слух... Рог должен быть светлого цвета и небольшим поразмеру... Клей должен
быть красного цвета и выдержанным... Жилы должны быть тонкими и длинными, очень
прочными и глянцевыми... Лак должен быть чистым, шелк - влажным... Когда все
шесть видов материала подобраны... зимой расщепляют древесину... весной
погружают рог в воду, летом обрабатывают жилы. Осенью соединяют три материала
воедино, зимой устанавливают основу. Во время холодов делают лак... весной
глянцуют тетиву лука. [82]
Страницы: 1, 2, 3
|