:
Вместе с тем более полному представлению о
сущности бюджета и его роли способствует рассмотрение этой категории в разных
аспектах.
Роль бюджета выражается в том, что он создает
финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований,
выполнения ими своих задач. В то же время и государственный аппарат, и органы местного
самоуправления содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Сюда
относятся органы представительной и исполнительной власти, правоохранительные
органы.
Сконцентрированные в бюджете средства
предназначаются для осуществления государственной социально-экономической
политики, обеспечения обороны и безопасности страны. С помощью бюджета
реализуются государственные (разных уровней) и местные программы по развитию и
нормальному функционированию отраслей народного хозяйства, по проведению
конверсии военно-промышленного комплекса, охране окружающей природной среды, по
укреплению научно-технического потенциала и развитию культуры страны,
поддержанию материального уровня жизни населения и отдельных его групп,
выравниванию социально-экономического уровня субъектов Федерации и
муниципальных образований, по борьбе с преступностью и т.д. Все эти задачи
имеют общее значение для соответствующей территории.
Аккумуляция в бюджетной системе крупных
денежных фондов создает возможности для обеспечения равномерного развития
экономики и культуры на всей территории страны, целесообразного размещения в ее
пределах производительных сил. Бюджет является мощным управляющим механизмом в
распоряжении государства, выступает проводником его финансовой политики.
Местные бюджеты служат финансовой основой развития местного самоуправления.
Значение государственного бюджета обусловлено
не только величиной концентрируемых в нем средств. В непосредственной
взаимосвязи с бюджетом и под его воздействием функционируют все другие звенья
финансовой системы.
Наличие бюджета создает возможности для
маневрирования при распределении средств на потребности общества с учетом их
приоритетности на определенном отрезке времени для страны в целом или ее
регионов. В результате бюджет служит реализации задач, наиболее значимых для
общества на каждом конкретном периоде его развития. Роль бюджета в федеративном
государстве имеет и особые, в связи с таким государственным устройством,
стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики в
Российской Федерации. Среди основных целей региональной политики определены
следующие: создание единого экономического пространства, выравнивание условий
социально-экономического развития регионов. Главная цель национальной политики
состоит в создании всем народам России условий для их полноправного социального
и национально-культурного развития, укрепление общероссийской общности на
основе соблюдения прав человека.
Таким образом, в бюджетной системе
концентрируется часть национального дохода, которая направляется на потребности
общего значения: экономические и социальные программы, обеспечение обороны и
безопасности страны.
Говоря о важной роли бюджета, нельзя не
учитывать, что кризисные явления в экономике и расстроенность финансовой
системы не позволяют государственным и местным бюджетам выполнить в полной мере
свое предназначение. В области бюджета такими негативными факторами являются
бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами) , обострение противоречий
при распределении средств между бюджетами разных уровней, несвоевременность
утверждения бюджета, несобираемость доходов в намеченном объеме, большой
удельный вес заемных средств и др.
Его необходимость обусловлена тем, что по
действующему законодательству все бюджеты существуют как самостоятельные,
обособленные денежные фонды, в отличие от положения, существовавшего до 90-х
гг., когда высшим органом власти утверждался единый государственный бюджет,
который объединял все существовавшие на территории страны бюджеты и отражал в
целом их средства.
Однако для управления делами России в целом,
а также ее территориальных подразделений, для прогнозирования их развития важно
знать, какие средства аккумулируются в рамках данной территории через
действующие на ней бюджеты. Это имеет значение также для формирования
взаимоотношений с выше- и нижестоящими органами власти. Поэтому составляются
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации (совокупность бюджета
субъекта РФ и свода бюджетов муниципальных образований) и консолидированный
бюджет Российской Федерации, объединяющий федеральный бюджет и свод бюджетов
субъектов РФ. В результате в консолидированном бюджете РФ учитываются все
бюджеты, от федерального до местных, действующие на территории страны.
Минимальные государственные стандарты определены
как государственные услуги, предоставление которых гарантируется государством
гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из
бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов на определенном
минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации.
В свою очередь минимально допустимая
стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении,
предоставляемых органами государственной власти или органами местного
самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих
бюджетов, называется минимальной бюджетной обеспеченностью.
Реализация норм о минимальных государственных
стандартах и их минимальной бюджетной обеспеченности — важное условие
выполнения государством своих социальных обязанностей перед гражданами по
государственной поддержке семьи, материнства, инвалидов, по осуществлению
бесплатной медицинской помощи, бесплатного образования и т.п.
V. Мировая экономика. Россия в системе мировых
экономических отношений.
1). Мировая экономика.
Большинство государств образовались в результате
национально-освободительной войны, распада колониальной системы в 50-60-е гг.
20 . В Лат. Америке государства обрели независимость в 19 в. Особенность
состоит в том, что наряду с индустриальными существуют до индустриальные типы
производственных сил - многоукладность социально-экономической структуры.
Существует 2 основные формы распределения продукта: безвозмездная и
возмездная. В с/х высокий процент продукции изымается докапиталистическими
методами. Слабо развитость и отсталость стран обуславливает низкий уровень
развития производительных сил. Существует внешнеэкономическая ориентация на
промышленно развитые страны - аграрно-сырьевая специализация производительных
сил. ТНК глубоко проникли в экономику развивающихся стран, что создает
неблагоприятные условия для конкуренции. ТНК навязывают монопольные цены,
занижая их при закупке. Между ТНК и национальной экономикой сложились
устойчивые отношения доминирования и экономического подчинения. Структура
общества значительно отличается от промышленно развитых стран. Страны
переживают частое обострение социальной обстановки.
Мировая торговля и её структура.
Международная
торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран,
возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную
экономическую зависимость. В литературе часто дается следующее определение:
«Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи,
осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах».
Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между
которыми называют торговым балансом. В статистических справочниках ООН
приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как сумм стоимости
экспорта всех стран мира.
Структурные
сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием НТР, специализация и
кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных
хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная
торговлям посредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет
быстрее производства. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые
10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли.
Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в
торговле происходят сбои, замедляется и развитие производствам
Мировой рынок рабочей силы и межгосударственное
перемещение.
В
основе всего лежат физические свойства человека. На процессы воспроизводства
населения и мировой экономики влияние оказывают обеспеченность продовольствием,
инфекционные заболевания. Все это оказывает влияние на работоспособность.
Второе качество рабочей силы - способность населения привести в действие
производительные силы и их совершенствование. Уровень развития общего и
специального образования оказывает влияние на квалификационный уровень рабочей
силы. Имеет важность способность к усваиваю технических средств, принятию
решений. Существует прямая зависимость между обучением и ВВП: увеличение
образования на один год влечет увеличение ВВП на 3%. После второй мировой
войны произошло повышение уровня образованности в целом, но есть региональные
разрывы (в 50-х гг. уровень образования в Азии составлял 25% от мирового).
Самое неблагоприятное положение с образованием в Африке, где в 90-м г.
начальное образование получили только 50% детей. Однако снижение уровня
образования происходит и в развитых странах (с 93% до 91,8%). Во всем мире
около 100 млн. детей не имеют доступ к начальному образованию. В целом в мире
уровень неграмотности понизился, а число неграмотных возросло. В 1990 г. в мире
было 950 млн. неграмотных (890 млн. в 75 г.). 50% неграмотных в Индии, 21% - в
Китае. В промышленно развитых странах 31 млн. неграмотных (в основном в Южной
Европе). Среднее образование в мире получает 55% подростков. 36% населения
западных стран имеют среднее образование. Огромное значение имеет также и
качество обучения (материальная оснащенность, квалифицированность учителей). В
развивающихся странах всего 8% учащихся охвачено техническим образованием.
Уровень высшего образования повысился в основном за счет развитых стран. По
уровню образования первое место занимает Канада, далее США, Франция, Германия,
Бельгия. Если в развитых странах произошло увеличение доли молодежи в высшем
образовании (с 9% до 17%), то в развивающемся мире - сокращение.
: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|