Реферат: Экологическое право России
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Управление охраной окружающей природной<SPAN
style="mso-spacerun: yes"> </SPAN>средой
и природопользованием – это совокупность правовых норм, регулирующих
природоохранительную управленческую деятельность. Более конкретно управление
означает урегулированную<SPAN style="mso-spacerun: yes"> </SPAN>нормами права деятельность государственных,
муниципальных органов, частных управленческих структур и должностных лиц,
призванную сохранить и улучшить окружающую природную среду, обеспечить охрану
(защиту) природных ресурсов, рациональное природопользование, воспроизводство
природных ресурсов, а также обеспечить благоприятные условия жизнедеятельности
и экологическую безопасность общества. По предоставленным полномочиям можно
выделить следующие системы органов управления:<O:P></O:P></SPAN>
<![if
!supportLists]><SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">1)<SPAN style="FONT-FAMILY: Times New
Roman; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal; FONT-WEIGHT: normal"> </SPAN></SPAN><![endif]><SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">органы общей компетенции (общие органы управления);<O:P></O:P></SPAN>
<![if
!supportLists]><SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">2)<SPAN style="FONT-FAMILY: Times New
Roman; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal; FONT-WEIGHT: normal"> </SPAN></SPAN><![endif]><SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">специальные органы управления в области охраны окружающей
природной среды;<O:P></O:P></SPAN>
<![if
!supportLists]><SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">3)<SPAN style="FONT-FAMILY: Times New
Roman; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal; FONT-WEIGHT: normal"> </SPAN></SPAN><![endif]><SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">ведомственно-отраслевые органы охраны окружающей среды;<O:P></O:P></SPAN>
<![if
!supportLists]><SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">4)<SPAN style="FONT-FAMILY: Times New
Roman; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal; FONT-WEIGHT: normal"> </SPAN></SPAN><![endif]><SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">внутрихозяйственные органы;<O:P></O:P></SPAN>
<![if
!supportLists]><SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">5)<SPAN style="FONT-FAMILY: Times New
Roman; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal; FONT-WEIGHT: normal"> </SPAN></SPAN><![endif]><SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">общественные и частные организации, занимающиеся
природоохранительной деятельностью;<O:P></O:P></SPAN>
<![if
!supportLists]><SPAN style="LETTER-SPACING: 1pt">6)<SPAN style="FONT-FAMILY: Times New
Roman; FONT-STYLE: normal; FONT-VARIANT: normal; FONT-WEIGHT: normal"> </SPAN></SPAN><![endif]><SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">международные организации в области охраны окружающей среды.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Экологический контроль – одна из традиционных функций
управления, которая проявляется в проведении проверок с целью выявить
соответствие осуществляемого природопользования и мер по охране окружающей
среды требованиям природоресурсового и экологического законодательства.
Действующее законодательство предусматривает три вида экологического контроля:
государственный, производственный и общественный.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Основными задачами экологического контроля являются:
наблюдение за состоянием природной<SPAN style="mso-spacerun:
yes"> </SPAN>среды и ее изменениями под влиянием
хозяйственной<SPAN
style="mso-spacerun: yes"> </SPAN>и
иной деятельности; проверка выполнения экологических программ, соблюдения
порядка и условий природопользования и обязанностей природопользователей, а
также нормативов качества окружающей природной среды.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">4. Экономико-правовой механизм охраны
окружающей среды<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Экономико-правовой механизм по сути означает экономику
экологии, включающую в себя: финансирование экологических программ;
установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов
загрязняющих веществ в окружающую природную среду; установление нормативов
платы и размеров платежей за использование ресурсов, выбросы и сбросы,
размещение отходов и другие виды вредного воздействия; возмещение в
установленном порядке вреда, принесенного окружающей природной среде.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>
5.
Экологическая экспертиза и нормирование качества окружающей природной<SPAN
style="mso-spacerun: yes"> </SPAN>среды
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Впервые необходимость экологической экспертизы закреплена в
Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 35-39). Им были
определены основные цели и принципы ее проведения. 23 ноября 1995 г. принят
Закон РФ «Об экологической<SPAN style="mso-spacerun: yes"> </SPAN>экспертизе». Экологическая экспертиза в
соответствии со ст. 1 названного Закона – это «установление соответствия
намечаемой хозяйственной<SPAN style="mso-spacerun: yes"> </SPAN>и иной деятельности экологическим
требованиям и определение допустимости реализации объектов экологической
экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой
деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных,
экономических<SPAN
style="mso-spacerun: yes"> </SPAN>и
иных последствий реализации объекта экологической экспертизы».<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">В соответствии со ст. 4 Закона РФ «Об экологической
экспертизе» в России осуществляется как государственная, так и общественная
экологическая экспертизы.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Нормирование качества окружающей природной среды как
правовой институт стал признаваться (выделяться) только с начала 90ых
годов. Нормирование устанавливает пределы возможного воздействия на окружающую
природную среду, при которых обеспечивается экологическая безопасность
общества.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN style="LETTER-SPACING:
1pt">Нормативы
предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их определения
разрабатываются и утверждаются государственным комитетом РФ по охране
окружающей среды, Федеральным центром санитарно- эпидемиологического надзора,
Министерством здравоохранения РФ с участием Министерства природных ресурсов РФ,
Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,
Государственного комитета РФ по рыболовству и других природоохранительных
министерств и ведомств. Утверждаемые ими нормативы совершенствуются, учитывая
международные стандарты.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Одним из наиболее известных нормативов качества окружающей
природной среды является норматив ПДК – предельно допустимых концентраций
вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических
веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воду, почвы. ПДВ означает норматив
предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ загрязняющих
атмосферный воздух, почвы, воды. ПДУ – это норматив предельно допустимых
уровней шума, вибрации, магнитных и иных вредных физических воздействий на
окружающую природную среду. Кроме того, экологическое законодательство
устанавливает предельно допустимые нагрузки на окружающую<SPAN style="mso-spacerun:
yes"> </SPAN>природную среду с учетом ее потенциальных
возможностей, предельно допустимые нормы (ПДН) применения минеральных
удобрений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве. Они
устанавливаются в величинах (дозах), обеспечивающих соблюдение нормативов
предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах
питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека,
растительного и животного мира.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">6. Право природопользования<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Право природопользования представляет собой совокупность
однородных правовых норм, устанавливающих общие принципы, условия, порядок
природопользования, основные права и обязанности природопользователей. В
субъективном смысле это содержание конкретных прав и обязанностей, которые
имеет отдельный субъект этого права (землепользователь, недропользователь,
водопользователь и др.).<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">В зависимости от титула (права) можно выделить следующие
виды пользования природными ресурсами: на праве постоянного (бессрочного)
пользования, на праве аренды природного участка, на праве сервитута.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Содержание полномочий природопользователей во многом
предопределяется (обусловлено) следующими факторами: титулом природопользования
(нет сомнения в том, что собственник имеет более широкий круг полномочий, чем
владелец арендатор и тем более субъект права сервитута); правоспособностью
(специальной дееспособностью) субъектов права<SPAN style="mso-spacerun:
yes"> </SPAN>природопользования. Так, юридические лица –
хозяйственные организации, наделенные специальной (земельной, лесной, водной)
дееспособностью имеют более широкие полномочия по сравнению с гражданами и
лицами без гражданства; целевым характером использования природного ресурса
(участка природы). Цель определяет содержание прав и обязанностей
природопользователя, ибо использование предоставленного участка природы не по
целевому назначению признается правонарушением и приостанавливает, прекращает
либо лишает права природопользования независимо от формы собственности и
категории природопользователей.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Несмотря на значительные различия в содержании прав
природопользователей, все они наделены: свободой хозяйствования и
самостоятельностью определения способов хозяйственной деятельности; правом
использовать результаты хозяйственной деятельности; правом возводить
культурно-бытовые, хозяйственные строения и сооружения; правом получить
информацию о качестве предоставляемого природного участка; правом на возмещение
убытков и потерь в случае изъятия участка природы для государственных и
муниципальных нужд; правом требовать выдачи (предоставления)
правоустанавливающей документации.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Все природопользователи обязаны использовать предоставленный
участок (объект) природы строго по целевому назначению, наиболее эффективно и
рационально; использовать участок природы способами, исключающими ухудшение его
качества и отрицательное воздействие на окружающую природную среду,
экологическую безопасность населения; проводить мероприятия, направленные на
сохранение, улучшение и воспроизводство природных ресурсов (участка природы),
улучшение и оздоровление окружающей природной среды; своевременно вносить
платежи за пользование участком природы; соблюдать условия договора, лицензии и
других разрешительных актов; если строительство на природном участке разрешено,
вести его с соблюдением строительных, противопожарных правил и норм,
санитарно-гигиенических требований; возмещать ущерб и экологический вред,
причиняемый нарушением земельного, лесного, водного, природоохранительного
законодательства окружающей природной среде, жизни и здоровью граждан, лесному
хозяйству, водному хозяйству, рыбному хозяйству, охотничьему хозяйству,
сельскохозяйственному производству и т.п. Вести учет количества, объемов
потребления полезных ископаемых, лесных, водных ресурсов, объектов животного
мира, количественных и качественных участков природы, окружающей природной
среды и предоставлять (в установленном порядке) информацию об объемах и
размерах использования предоставленного природного ресурса (участка природы).<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">7. Юридическая ответственность за
экологические правонарушения<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt"><![if !supportEmptyParas]> <![endif]><O:P></O:P></SPAN>
<SPAN style="LETTER-SPACING:
1pt">Характеризуя
юридическую ответственность, необходимо отметить, что правовые нормы,
устанавливающие различные виды ответственности за экологические правонарушения,
представляют собой самостоятельный и в то же время комплексный институт
экологического права, который объединяет нормы уголовного, административного,
гражданского законодательства, а также нормы экологического и природоресурсовых
отраслей законодательства (земельного, горного, водного, лесного и т.п.)<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt"><SPAN style="mso-spacerun:
yes"> </SPAN>Юридическая ответственность является
следствием совершенного экологического правонарушения. Согласно ст. 81 Закона
РСФСР от 19 декабря 1991г. «Об охране окружающей природной среды» экологическое
правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее
природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной
среде и здоровью человека.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">В зависимости от степени общественной опасности и
наступивших вредных последствий (причинения вреда жизни и здоровью человека,
окружающей природной среде, ущерба<SPAN style="mso-spacerun:
yes"> </SPAN>природным ресурсам, объектам и отдельным
компонентам), а также субъектов экологических правонарушений могут наступить
следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная,
гражданско-правовая, материальная, дисциплинарная ответственность.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Экологическое преступление – это виновное, противоправное,
общественно опасное деяние, посягающее на установленный в России экологический
правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей
природной среде и здоровью человека. Экологические общественные отношения в УК
РФ выделены в специальную главу, которая так и именуется «Экологические
преступления».<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Виды административной ответственности определены кодексом об
административных правонарушениях.<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">Перечень экологических правонарушений установлен ст. 84
Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». К ним, в частности,
отнесены: несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей
природной среды; невыполнение обязанностей по проведению государственной
экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях экологической
экспертизы, а также предоставление заведомо неправильных и необоснованных
экспертных заключений; нарушение экологических требований при планировании,
технико-экологическом обосновании, проектировании и эксплуатации предприятий,
сооружений и иных объектов; <O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">загрязнения окружающей природной среды и причинение
вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру,
имуществу граждан и юридических лиц; порча, повреждение, уничтожение природных
объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение
природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;
невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной
среды и воспроизводству природных ресурсов;<O:P></O:P></SPAN>
<SPAN
style="LETTER-SPACING: 1pt">неподчинение предписаниям органов, осуществляющих
государственный экологический контроль; нарушение экологических требований по
обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению
производственных и бытовых отходов; нарушение различных видов нормативов
предельно допустимых уровней радиационного, шумового, биологического и иного
вредного воздействия на окружающую природную среду; незаконное расходование
средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной
деятельностью и другие правонарушения.<O:P></O:P></SPAN>
Страницы: 1, 2, 3
|